Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Битва при Марианских островах в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Битва при Марианских островах

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Сколько должно быть фпс в WoT при Core 2 Duo E7500... Ulkiorra Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 13:36
Продаю старые купленные акк Grisha5442 Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 13:02
Что обозначает на aliexpress при покупки Ijust s Э... nikita5424 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-07 09:59
Американцы ссыкуны? Мы когда по субботам в ГСВГ дв... Boqer Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-07 09:12
Второй общий тест 9.17 rudicon Общение танкистов 0 2016-12-07 08:58
Одно из крупнейших предприятий станкостроительной ... BaBoBaN Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 08:52
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск
Битва при Марианских островах
Битва_при_Марианских_островах_title.jpg
Авианосец Дзуйкаку и два эсминца под атакой американской палубной авиации 20 июня 1944
ТВД Тихий океан
Место Филиппинское море
Период Вторая Мировая война
Характер сражения Крупное сражение
Дата 19 июня – 20 июня 1944
Итог Абсолютная победа Соединённых Штатов
Противники
США_флаг.png
США
Япония_флаг.png
Япония
Командующие силами сторон
x14px Раймонд А. Спрюэнс x14px Одзава Дзисабуро

x14px Япония Какудзи Какута †

Силы сторон
7 авианосцев,

8 лёгких авианосцев, 7 линкоров, 79 иных судов, 28 подводных лодок, 956 самолётов

5 авианосцев,

4 лёгких авианосца, 5 линкоров, 43 иных судов, 450 палубных самолётов, 300 самолётов наземного базирования

Потери
123 самолёта потеряно (около 80 человек спасено) 3 авианосца потоплено,

2 танкера потоплено, около 600 самолётов потеряно, 6 иных судов тяжело повреждено

Битва при Марианских островах (20 июня 1944 года), она же Битва в Филиппинском море — морское сражение между флотами США и Японии. Техническое несовершенство японских самолётов и низкий уровень подготовки экипажей привели к полному разгрому японского флота и огромным потерям в самолётах, восполнить которые Японии уже не удалось.

Общие данные

11 июня 1944 года авианосное соединение американского флота начало бомбардировку Марианских островов, которые защищал 1-й Воздушный флот под командованием вице-адмирала Какута Какудзи (всего 1000 самолётов). С первых дней японская авиация понесла тяжелые потери. За неделю между 11 и 18 июня авиация США полностью разгромила базовую авиацию адмирала Какуды, летчикам которой не хватало опыта для оказания серьёзного сопротивления.

Атака американских американских ВМС Сайпана и других островов Марианского архипелага означала вторжение во внут­ренний периметр японской обороны. Это не могло не привести к масштабному столкновению главных сил противобор­ствующих флотов. Захват американца­ми Гуама, Тиниана и Сайпана давал воз­можность американским самолетам и подводным лодкам с баз на этих остро­вах перерезать коммуникации, ведущие в Ост-Индию. Бомбардировщики В-29 оттуда могли наносить удары по самой Японии. Адмирал Тоёда приказал авианосному соединению вице-адмирала Дзисабуро Одзавы немедленно атаковать вражеский флот, однако Одзава должен был дозаправить свои корабли и не мог прибыть к островам ранее 18 июня.

Одзава выбрал маршрут через Филиппины и прошёл проливом Сан-Бернардино, где был обнаружен американской разведкой. Вечером 15 июня его заметила подводная лодка «Флаинг Фиш». Соединение Одзавы повернуло на северо-восток, чтобы встретиться с кораблями адмирала Матомэ Угаки. Их обнаружила подводная лодка «Си Хорс» при выходе с острова Хальмахера вечером 15 июня. Днем 17 июня флот заправился с танкера и повернул на север. Утром того же дня вторая группа танкеров была обнаружена подводной лодкой «Кавэлла». Последняя, следуя за танкерами, в 21:15 наткнулась на 1-й Мобильный Флот Одзавы.

Когда Одзава вышел на дистанцию атаки, базовая авиация Какуды уже не существовала как организованная сила и Одзава был вынужден сражаться в одиночку.

Самая крупная битва на Тихом океане, получившая название «Битва при Марианских островах», произошла 19-20 июня 1944 года в Фи­липпинском море.

Характеристики участвующих сторон

Японские силы

1-й Мобильный Флот Одзавы состоял из трех групп, в которые входили тяжелые авианосцы IJN Taiho, «Сёкаку», «Дзуйкаку», средние авианосцы «Дзюнъё», «Хиё» и лёгкие авианосцы «Рюхо», «Тиёда», «Титосэ», «Дзуйхо».

1-я дивизия авианосцев (Соединение «А»), которой командовал лично Одзава, состояла из трех авианосцев, на борту которых находилось 81 истребитель Mitsubishi A6M Zero, 90 самолетов Yokosuka D4Y Suisei (9 в варианте разведчиков и 81 пикировщик) и 54 горизонтальных бомбардировщика Nakajima B6N Tenzan. Каждый авианосец нёс примерно треть вышеперечисленных самолётов.

2-я дивизия авианосцев (Соединение «В») под командованием контр-адмирала Дзоодзима Такэдзи состояла из трех авианосцев, на борту которых базировались: 81 истребитель Mitsubishi A6M Zero, 27 пикировщиков Aichi D3A Val, 9 пикировщиков Yokosuka D4Y Suisei, 27 бомбардировщиков Nakajima B6N Tenzan.

3-я дивизия под командованием контр-адмирала Обаяси Суэо (входила в Соединение «С», командир - адмирал Курита) состояла из трех авианосцев, которые несли: 36 истребителей Mitsubishi A6M Zero, 6 бомбардировщиков Nakajima B6N Tenzan, 12 торпедоносцев Nakajima B5N Kate.

13 июня первый мобильный флот вице-адмирала Одзавы вышел из бухты Тави-Тави (острова Сулу). Когда кораб­ли покидали якорную стоянку, на флаг­манском авианосце Тайхо был поднят тот же сигнал, что и на броненосце Микаса перед Цусимским сражением: «Судьба империи решается в этой бит­ве. Ждем, что каждый сделает все воз­можное». В этот же день японские авиа­носцы были обнаружены в море амери­канской подводной лодкой Редфиш. Командующий 7-м флотом США адмирал Рэймонд Спрюэнс узнал об этом неза­медлительно. Перехватить противника должно было 58-е оперативное соедине­ние вице-адмирала Марка Митчера. По данным японской разведки, американцы располагали четырьмя авианосными группами, насчитывавшими 12 авианосцев.

Под командо­ванием адмирала Одзавы была сосредоточена самая боль­шая в истории японских ВМС сила: 9 авианосцев (441 самолет), 5 линкоров, 7 крейсеров и 23 эсминца. Кроме того, предполагалось, что действия 1-го Мобильного Флота должна была поддержать авиация с Ма­рианских островов, которая, однако, к моменту начала операции практически перестала существовать.

Американские силы

58-е оперативное соединение превос­ходило противника в силах. Адмирал Митчер располагал 15 авианосцами (900 самолетов), 7 быстроходными линкора­ми (в их числе USS South Dakota, USS Indiana и USS Alabama), 21 крейсером, 67 эс­минцами. Кроме общего превосходства американцев, было одно важное обсто­ятельство, увеличивавшее их шансы в предстоящей битве. Одзава упустил его из виду. Дело в том, что за предшеству­ющие дни американская авиация разгро­мила большинство аэродромов на Ма­рианских островах и уничтожила там много самолетов, которые по плану япон­ского командующего должны были при­нять участие в сражении. Только на Гуа­ме взлетные полосы остались нетрону­тыми.

Ход сражения

Адмирал Одзава учел опыт предыду­щих сражений и прекрасно организовал разведку. 19 июня в 4.45, за два часа до рассвета, в воздух были подняты 16 гид­ропланов с линкоров и крейсеров. Затем в течение 45 минут еще две волны из 24 палубных и 3 катапультных самолетов ушли на восток (сравните с 7 гидропла­нами, высланными на разведку при Ми­дуэе). В 7.30 гид­росамолет первой волны сообщил, что видит неприятельские авианосцы. Одза­ва дождался подтверждения поступившей информации и только тог­да дал команду на взлет. С 8.30 до 8.56 две ударные волны (около 200 самоле­тов) поднялись в воздух и устремились к американскому соединению, которое все еще не могло обнаружить авианос­цы противника.

Карта сражения у Марианских островов.

А тем временем американский флот оставался у Марианских островов. Ад­мирал Спрюэнс действовал неуверенно. Митчер давно предлагал совершить бро­сок на запад и навязать японцам реши­тельное сражение. Но Спрюэнс боялся, что Одзава может обойти его и ударить по амфибийным формированиям у Сай­пана. Вперед были выдвинуты лишь ли­нейные силы адмирала Ли (TG-58.7). Располагаясь между американскими авианосцами и направлением вероятно­го появления противника, они имели за­дачу принять на себя вражеские воздуш­ные атаки и вступить в артиллерийский бой, если возникнет необходимость.

В десятом часу утра новейший SK-paдар USS Alabama, один из немногих на флоте, захватил воздушную цель на очень большом расстоянии. Самолеты были обнаружены в 190 милях (306 км)! Коман­дир линкора усомнился в достовернос­ти сообщений радиолокатора и потре­бовал перепроверить показания. От­вет - цель в 150 милях! Это было тут же сообщено командующему соединени­ем. Он не поверил и приказал линкору Iowa подтвердить контакт. Время шло. Наконец, около 10.00 поступило подтверждение с USS Iowa — воздушная цель в 130 милях! Через десять минут на перехват японских самолетов были подняты все имевшиеся истребители.

Почти 450 палубных F6F Hellcat раскололи строй японских самолетов и учинили им форменный разгром. Началась «мариан­ская охота на индеек», как впоследствии станут называть это сражение. Затем загрохотали орудия линкоров адмирала Ли, сбивая немногих преодолевших ис­требительный заслон. Первая волна авиации Одзавы добилась единственно­го успеха — бомба попала в USS South Dakota. Один самолет врезался в борт USS Indiana, не нанеся ей серьезного ущерба. Остальные корабли остались невредимы. К авианосцам адмирала Митчера не прорвался ни один самолет противника.

В 11.07 радар снова предупредил о приближении японской авиации. Это были 109 самолетов второй волны. Палубные Grumman F6F Hellcat устремились к ним навстречу. Сквозь завесу истребителей прошли только 20 самолетов. И опять они совер­шили роковую ошибку, атаковав изрыгающие море огня линкоры. Почти все были сбиты. Лишь шесть скоростных пикировщиков D4Y «Джуди» смогли про­рваться к авианосцам. Однако прямых попаданий они не достигли. Было не­сколько близких разрывов без поврежде­ний кораблей. При этом погибло 4 и по­лучило ранения 19 человек. Так же без­результатно закончилась атака авианосцев несколькими прорвавшимися торпе­доносцами B6N ''Jill''.

Тем временем Одзава поднял в воз­дух третью ударную волну из 47 само­летов. Часть из них не нашла противни­ка и вернулась на свои авианосцы. Ос­тальных (около 20 самолетов) опять пе­рехватили американские истребители. Попаданий в корабли не было. Четвер­тую волну из 82 самолетов постигла та же участь.

К трем часам дня небо над американ­ским соединением очистилось. Воздуш­ного противника не стало. Но не было и сведений о японских кораблях. За все это время воздушная разведка 58-го соеди­нения так и не смогла их обнаружить.


Однако авианосцы Одзавы давно уже были найдены и атакованы подводными лодками. Еще в 9.10 одна из них, Альбакор, выпустила шесть торпед в тяже­лый авианосец IJN Taiho и добилась по­падания. Цели могла достичь и вторая торпеда, но этому помешал доблестный пилот Саке Комацу. С воздуха он заме­тил идущую к родному кораблю торпеду и, ни секунды не колеблясь, спикировал и взорвал ее своим самолетом. Отваги японцам хватало с избытком, но того мастерства, которым ранее заслуженно гордился императорский флот, уже не было. Поначалу ничто не предвещало катастрофы для IJN Taiho, но его судьба уже была предрешена. Неопытный ко­мандир аварийной партии запустил вен­тиляторы, чтобы продуть отсеки, запол­нившиеся парами бензина из поврежден­ных танков. Затем была сделана неуме­лая попытка откачать разлившееся ко­тельное топливо, в качестве которого японцы использовали сырую нефть с 'Борнео, содержавшую много летучих фракций, которые испарялись не хуже бензина. В результате почти через семь часов после торпедирования в ангаре прогремел ужасный взрыв. Корпус авиа­носца оказался пробитым в нескольких местах и стал быстро заполняться водой. Корабли прикрытия едва успели снять адмирала Одзаву со штабом и портре­том императора, а также около 500 из 2150 человек экипажа. Вместе с IJN Taiho пошли на дно 13 остававшихся на борту самолетов.

Даже потеряв два авианосца, Одзава не отказался от намерения продолжить битву. Однако в течение следующих су­ток его уже немногочисленная авиация не смогла найти американские корабли и снова нанести удар по ним. Наконец, 20 июня в 15.00 японский флот сам был обнаружен самолетами с USS Enterprise. Адмирал Митчер принял решение атако­вать, несмотря на позднее время. Это означало, что возвращаться и садиться на палубы самолетам придется в темно­те. В результате проведенной атаки были потоплены авианосец Хиё и два тан­кера. Многие корабли получили повреж­дения. Японцы лишились также 65 само­летов. На этот раз и у американцев были серьезные потери в авиации. Из 216 по­сланных в атаку самолетов 20 сбили япон­цы, а еще 80 разбились или затонули в ходе кошмарной ночной посадки на авиа­носцы.

Подсчитав потери, Одзава решил прекратить сражение. На палубах его авианосцев оставалось только 34 само­лета. Все остальные были уничтожены. Крайне неохотно японский адмирал по­вернул уцелевшие корабли на север — к Окинаве и Японии. Недолгая погоня не принесла американцам успеха, и са­мая крупная битва на Тихом океане за­вершилась. Японские авианосцы боль­ше никогда не атаковали по своей воле корабельные соединения флота США. Их авиагруппы были перемолоты. Истребители и зенитные орудия американ­цев уничтожили около 400 палубных и 100 базовых самолетов противника, не считая гидропланов с линкоров и крей­серов. Стране Восходящего солнца оставалось только перейти к глухой обо­роне. Адмирал Одзава стремился столь упорно к продолжению боя, так как предполагал, что американские потери сравнимы с его собственными. Он, воз­можно, прекратил бы сражение уже пос­ле двух-трех первых атак, если бы знал правду о мизерном ущербе противника при столь масштабном избиении япон­ской авиации.

Потери и итоги

Всего за два дня боев американ­цы лишились 129 самолетов — 23 в бою и ещё 80 во время ночной посадки.

Одзава имел к концу битвы всего 47 боеспособных самолётов: 25 истребителей, 6 торпедоносцев, 2 пикировщика и 12 прочих самолётов. Около 300 было потеряно в бою и на палубах уничтоженных авианосцев.

Были потеряны флагманский авианосец IJN Taiho (1650 человек экипажа погибли), авианосцы «Секаку» и «Хиё» (на последнем погибли 250 человек), а также два танкера. Тяжелые повреждения получили авианосцы «Дзуйкаку», «Дзюнъё», «Рюхо», «Тиёда» и линкор «Харуна».

Оценка события современниками

Примечания

Образ в искусстве

Ссылки

Интернет-источники
Литература