Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Бой у Нордкапа в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Бой у Нордкапа

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
HDD на SSD Kingston 120Gb Подскажите, а если я с H... husAA Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-10 01:57
танки онлайн (смотри внутри) Дмитрий13 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-10 00:46
Продам аккаунты Wot. Det_Mazay Рынок World of Tanks 0 2016-12-09 22:52
Нужно найти ближайшее из двух чисел к заданному чи... сухарик Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-09 21:53
После переустановки виндовс не включается Wot Татешка Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-09 21:47
Какой средний танк лучше качать Panther 2 или T-44 TiroBite Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-09 21:48
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником Filero в рамках акции «Альфа за статью». Просьба воздержаться от правок.

Бой у Нордкапа
Бой_у_Нордкапа_title.jpg
Экипаж линкора Duke of York после битвы
ТВД Северный Ледовитый океан
Место мыс Нордкап, Норвегия
Период Вторая Мировая война
Характер сражения Крупное сражение
Дата 26 декабря 1943
Итог Победа Великобритании
Противники
Третий_рейх_флаг.png
Третий рейх
Великобритания_флаг.png
Великобритания
Командующие силами сторон
Германия_ВМС_вектор.svg Эрих Бэй Великобритания Брюс Фрэзер
Силы сторон
1 линкор, 5 миноносцев 1 линкор, 4 крейсера, 8 эсминцев
Потери
1 линкор лёгкие повреждения получили линкор, 2 крейсера, 1 эсминец
Бой у Нордкапа (26 декабря 1943 года) — морской бой у мыса Нордкап во время Второй мировой войны, в котором корабли ВМФ Великобритании потопили немецкий линкор Scharnhorst. Этот бой считается самым северным морским сражением в истории.

Предыстория

Адмирал Брюс Фрэзер на борту линкора Duke of York, Гуам, 1945 год.
Контр-адмирал Эрих Бей

Утром 25 декабря 1943 года немецкая подводная лодка U-601 и самолет Dornier Do 18 установили точные координаты двух арктических конвоев JW-55B, состоявший из 19 транспортов под охраной 10 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков, и шедшего ему навстречу RA-55A, который состоял из 22 транспортов, прикрываемых 10 эсминцами и крейсерами Norfolk, Sheffield и Belfast. Эскорт RA-55A находился под командование контр-адмирала Роберта Барнетта, который подозревал, что после относительно спокойных переходов предыдущих конвоев, JW-55B и RA-55A могут подвергнуться серьёзной атаке. Предчувствие оказалось верным, и 25 декабря командующий военно-морским флотом нацистской Германии, гросс-адмирал Дёниц отдал приказ контр-адмиралу Эриху Бею атаковать конвой JW-55B. Операции было присвоено имя «Остфронт» (в переводе с нем. — «Восточный фронт»), что должно было подчеркнуть важность для сухопутных сил Германии уничтожения конвоя с грузом, направляющимся в СССР.

Согласно приказу, адмиралу Бею необходимо было сняться с якоря 25 декабря в 17:00 и в сопровождении 4 флотилии эсминцев пойти на перехват конвою, что не представлялось возможным, так как Бей ещё должен был перейти с линкора Tirpitz на Scharnhorst. Об этом командир флотилии эсминцев Рольф Иоханесон записал в своём дневнике следующее:
« Адмиралы северных морей (Admirals Nordmeer) приказали выходить в 17.00. Но это совершенно невозможно. Бей до сих пор не прибыл на флагман. »
Только в 19:00 Scharnhorst и эсминцы Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38 снялись с якоря и вышли в море.
А в море в это время бушевал сильный шторм. В 21:16 адмирал Бей сообщал:
« В зоне операции прогнозируется Юго-западный ветер от 6 до 9 баллов. Способность эсминцев вести прицельную стрельбу сильно понижена. Скорость сбросили. »
Можно сказать, что уже тогда адмирал Бей, да и командование Кригсмарине в Берлине понимали, что шансов на успех у этой операции в таких условиях крайне мало, но положительный результат был обещан самому Гитлеру, так что не оставалось другого варианта, как сделать всё возможное для успешного завершения операции. Ночью на Scharnhorst пришло сообщение, в котором говорилось, что если эсминцы не могут быть использованы из-за тяжелых погодных условий, линкор должен идти в атаку один. Пути назад не было.

В то время, когда адмирал Бей получил директиву всеми силами перехватить и уничтожить конвой, адмирал Брюс Фрэзер на борту линкора Duke of York в составе Соединения 2 получает из Лондона сообщение о выходе немецкого соединения в море и приказывает конвою JW-55B отклониться на север. С востока же всё ближе к точке перехвата Scharnhorst'a подходило Соединение 1 контр-адмирала Барнетта.

Ход сражения

Scharnhorst в 1939 году
HMS Belfast, 1942 год

Начало боя

Утром 26 декабря события начали разворачиваться не в пользу адмирала Бея. Вся операция готовилась в спешке, не было проведено совещание с капитанами эсминцев, средства связи оставляли желать лучшего. Все это привело к тому, что к утру эсминцы стали отдаляться от Scharnhorst’a и конвоя, забирая на запад. Scharnhorst остался один.

В 8:36 на экранах радиолокационных станций крейсеров Norfolk и Belfast был замечен сигнал на дистанции 32 километра — это был Scharnhorst, который находился между крейсерами и конвоем всего в часе хода до последнего. Но, к счастью для британцев, Scharnhorst двигался на юг, удаляясь от конвоя.

Немцы не подозревали, что уже были обнаружены: Бей приказал для большей скрытности выключить радары. В 9:24 Belfast выпустил осветительные снаряды, что оказалось полной неожиданность для немецкого экипажа. Следом за ним открыл огонь Norfolk: было произведено шесть полных бортовых залпов за 9 минут. Позже Дональд Бейн, капитан крейсера Norfolk, сказал:
« Мы первыми обнаружили врага, первыми открыли по нему огонь, и первое точно попадание тоже наше. »
За 10 минут, которые длилась перестрелка, Scharnhorst получил 3 попадания: в верхнюю палубу между палубной 150-мм установкой и торпедным аппаратом, в носовые дальномеры и в полубак. Scharnhorst вышел из боя и оторвался от английских крейсеров, чтобы вновь попытаться найти конвой.

Вторая атака английских крейсеров

Duke of York ведет огонь из 356-мм орудий главного калибра, 1942 год.
В 12:04 на борту Belfast оператор радара снова обнаружил Scharnhorst на дистанции 24 километра. Это было облегчением для британского командования, которое боялось упустить немецкий линкор, поставив под угрозу конвой. Адмирал Фрэзер записал в своём дневнике:
« Я понял, что теперь у нас есть все возможности, чтобы поймать врага. »
Британские крейсеры ринулись в атаку и заняли позиции между немецким линкором и конвоем. Scharnhorst открыл по крейсерам ответный огонь. Первые серьезные попадания получил Norfolk: снаряд попал в кормовую башню и вывел её из строя. Персонал был в срочном порядке эвакуирован, а артиллерийский погреб залили водой. Второй снаряд попал в центральную часть корабля и вывел из строя почти всё радиолокационное оборудование корабля. В результате этих попаданий 7 матросов были убиты на месте, 5 ранены, двое из которых в последствии скончались. Но разрушения, вызванные попаданиями Scharnhorst'a никак не повлиялил на боеспособность корабля. Со слов одного из членов аварийной команды, котельного машиниста Мота:
« В течение двух-трех минут ничего нельзя было понять. Свет погас, а одного из моих товарищей, прислонившегося спиной к двери, ударной волной выбросило на палубу. »
Следом был накрыт Sheffield, получив осколками повреждения внутреннего вала, что вызвало снижение скорости корабля до 22 узлов. После 20 минут сражения Scharnhorst, развив максимальную скорость, в очередной раз стал отрываться от крейсеров.
Учитывая огневую мощь Scharnhorst’a, он вполне мог бы расправиться с крейсерами Барнетта и продолжить свою охоту за конвоем. Но Бей решил, что важнее исполнить приказ Дёница и уничтожить конвой, не обращая внимания на вражеские крейсеры и эсминцы. Сам Дёниц отзывался об этой ситуации следующим образом:
« На этот раз Scharnhorst с тактической точки зрения занимал более выгодную позицию. Силуэты вражеских кораблей четко вырисовывались на фоне более светлого юго-западного горизонта, в то время как Scharnhorst скрывался в темноте северного сектора. Ему следовало продолжить бой и уничтожить более слабое британское соединение, особенно учитывая серьезные повреждения, полученные им. Если бы он действовал таким образом, то вновь возникла бы прекрасная возможность атаковать конвой. »

Поиски немецких эсминцев также не дали результата. В 13:40 адмирал Бей отдал приказ эсминцам возвращаться домой. Таким образом, Scharnhorst оставался один, а ведь эсминцы могли поддержать его во время финального этапа сражения.

Заключительный этап

Попадание 356мм снаряда в машинно-котельное отделение Scharnhorst'a в бою у Нордкапа
Карта боя у Нордкапа
Адмирал Бей возвращался на базу, не ожидая больше никаких столкновений с противником. На самом же деле он шел прямо к кораблям Соединения 2 во главе с линкором Duke of York, а с севера его приследовали три английских крейсера и эсминцы. Около четырёх часов дня крейсеру Nordolk пришлось замедлиться, чтобы потушить пожар, а затем и Sheffield сбавил скорость из-за поломки кронштейна левого внутреннего гребного вала. Belfast же продолжал преследование в сопровождении эсминцев. В 16:17 радары на Duke of York засекли Scharnhorst, а уже в 16:47 Belfast и Duke of York одновременно открыли огонь осветительными снарядами. Вид немецкого линкора в свете разорвавшихся снарядов поразил английских моряков. Из записок адмирала Фрэзера:
« Разорвалось четыре осветительных снаряда, и мы все увидели линкор, его носовые и кормовые орудия все еще находились в походном положении. Это было потрясающе — та сцена с иллюминацией над кораблем до сих пор стоит у меня перед глазами. »
Орудия главного калибра Scharnhorst’a находились в походном положении, так что немецкий линкор не мог сразу открыть ответный огонь.
Первый же залп Duke of York уничтожил носовую башню Scharnhorst’a, а возникший пожар на время вывел из строя вторую башню. Пытаясь спастись и уйти от английских кораблей, адмирал Бей отдал команду повернуть на восток. Преследовавшие Scharnhorst крейсеры и линкор наносили немцам всё новые и новые повреждения. Немецкие 283-мм снаряды были не в состоянии пробить толстую броню английского линкора, но все же осколками была повреждена фок-мачта и распорка грот-мачты. В 18:24 на Duke of York снарядом была повреждена радарная система управления огнём и, так как Scharnhorst уже оторвался от неприятеля на 19,5 километров, английскому линкору пришлось прекратить огонь. Через некоторое время лейтенант Бейтс, взобравшись на мачту, починил перебитый кабель между экраном радара и антенной. Scharnhorst, казалось бы, в очередной раз почти смог уйти от погони, но последний залп Duke of York нанёс смертельный удар немецкому линкору. Снаряд попал в котельное отделение № 1, разорвав множество паропроводов, идущих к турбине. Скорость линкора резко упала. Стало ясно, что корабль обречен. В 18:25 адмирал Бей отправил радиограмму на имя Гитлера:
« Мы будем сражаться до последнего снаряда! »

В это время адмирал Фрэзер уже теряет надежду настичь Scharnhorst и отправляет Барнетту на Belfast радиограмму:
« Не надеюсь догнать Scharnhorst, намерен перейти на прикрытие конвоя. »
Но, как было описано выше, удача отвернулась от немцев, и это заметили в штурманской рубке: корабли стали идти на сближение. Тогда Фрэзер отменил свой последний приказ и решил идти прямо на Scharnhorst.

В 18:50 английские эсминцы стали приближаться к Scharnhorst’у. Эсминцы Scorpion и Stord с минутным интервалом выпустили по линкору 8 торпед. Scharnhorst попытался увернуться от торпед и резко повернул право, но 3 из них всё же достигли цели. Благодаря этому повороту эсминцы Savage и Saumarez смогли выпустить линкору в борт свои торпеды. В ходе этой атаки Saumarez получил серьёзные повреждения. Снаряды пробили директор и дальномер, на месте погибли 10 матросов, и ещё двое получили ранения. Осколки изрешетили борт и надстройки, пробили маслопровод. В результате этих попаданий скорость эсминца снизилась до 10 узлов. Saumarez выпустил 4 торпеды, больше чего с трудом отвернул и отошел от немецкого линкора. Торпедная атака английских эсминцев привела к падению скорость Scharnhorst’a до 12 узлов, и начались значительные затопления внутренних объёмов. В 19:01 Duke of York , Jamaica и Belfast приблизились к линкору и одновременно открыли огонь из своих орудий главного калибра. В 19:15 Belfast и Jamaica получили приказ добить Scharnhorst торпедами. В 19:30 подошли эсминцы Musketeer, Matchless и Virago. Следующие 3 минуты происходила настоящая бойня: 3 эсминца выпустили по линкору не менее 19 торпед. Scharnhorst уже не слушался руля и сильно кренился на правый борт. В 19:45 прозвучал сильный взрыв. Belfast намеревался произвести по гибнущему кораблю ещё несколько выстрелов, но стало ясно, что стрелять уже не в кого. Scharnhorst уходил под воду. В 20:30 Фрэзер получил подтверждение от эсминца Scorpion, что Scharnhorst затонул. Из 1968 немецких моряков спаслись только 36. Контр-адмирал Эрих Бей погиб в этом сражении.

Позже вечером адмирал Фрэзер отметил мужество немецкого экипажа в обращении к офицерам:
« Джентльмены, мы победили. Надеюсь, каждый из вас, окажись он перед лицом значительного превосходящего противника, будет драться так, как дрался экипаж Scharnhorst’a. »

Дальнейшие события

Превосходнейший орден Британской империи
Орден Суворова 1 степени

Утром 27 декабря эскадра Фрэзера и крейсерская группа Барнетта вошли в Кольский залив. Заправившись топливом, вечером 28 декабря объединённая эскадра вышла из Кольского залива и взяла курс на базу в Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Проходя мимо места гибели линкора Scharnhorst Фрэзер приказал сбросить в воду венок.

За одержанную победу в сражении адмирал Брюс Фрэзер был награжден Превосходнейшим орден Британской империи, и ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап».

Правительство СССР наградило адмирала Фрэзера и вице-адмирала Барнетта орденами Суворова 1-й степени, а многих английских моряков — советскими орденами и медалями.

4-я флотилия эсминцев под командованием Рольфа Иоханесона без потерь вернулась утром 27 декабря на базу в Альта-фьорде.

См. также

Ссылки

Интернет-источники


Литература
  • Robert O. Dulin, William H. Garzke British, Soviet, French and Dutch Battleships of World War II. — London-Sydney: Jane's Publishing Company Ltd., 1980. — 391с. — ISBN 0-7106-0078-X
  • Watts, A. J. The Loss of the Scharnhorst. — London: Allan, 1972. — ISBN 0-7110-0141-3
  • Альф Якобсен Линкор «Шарнхорст». — М.: Эксмо, 2005. — 304с. — ISBN 5-699-14578-8
  • Буш О. Ф. Трагедия линкора «Шарнхорст». Хроника последнего похода. — М.: Центрполиграф, 2003.