Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Бой у острова Саво в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Бой у острова Саво

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
[Разоблачение подставы] - Танковые асы Т-44-100 (Р... MIsTeN Общение танкистов 1 2016-12-03 02:12
Что можно делать на станке чпу с рабочим полем 18 ... Never Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 00:51
Что получает Модератор Чата в World of Tanks или о... temkka Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 22:40
Дайте плиз кто нибудь аккаунт в worloftanks murad3641299 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-02 22:32
В Москве презентовали УАЗ Патриот World of Tanks E... rudicon Общение танкистов 4 2016-12-03 02:04
Украинским солдатам надоело пешком дезертировать и... Sanchez99 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 21:18
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск
Бой у острова Саво
USS_Quincy_CA-39_savo.jpg
Освещенный японскими кораблями, горящий тяжелый крейсер ВМС США USS Quincy.
ТВД Тихий океан
Место Соломоновы острова
Период Вторая мировая война
Характер сражения Генеральное сражение
Противники
США_флаг.png
США
Япония_флаг.png
Япония
Командующие силами сторон
Силы сторон
6 тяжелых крейсеров;

6 эсминцев

5 тяжелых крейсеров;

2 легких крейсера;
1 эсминец

Потери
4 тяжелых крейсера;

Повреждены:
1 крейсер — сильно;
1077 погибших

нет;

Повреждены:
2 крейсера — средне;
2 крейсера — легко;
58 погибших

Бой у острова Саво (англ. Battle of Savo Island) - ночное сражение между Императорским флотом Японии и ВМС США и их союзниками 9 августа 1942 года. Первое крупное морское сражение, в многомесячной Гуадалканальской кампании у Соломоновых островов, во время Второй мировой войны.

Предпосылки к сражению

Остров Гуадалканал на Тихоокеанском ТВД, летом 1942 года. (красной линией обозначена условная линия фронта между Японией и США с союзниками)

После победы в сражении у атолла Мидуэй в июне 1942 года, командование США, обратило свой взор на остров Тулага и прилегающие позиции (острова Гуадалканал и Флорида), а также острова Санта-Круз. Союзникам необходимо было остановить продвижение Императорской армии Японии вдоль Соломоновых островов и помешать оккупации Новой Гвинеи. Выполнив этот замысел, Япония перерезала бы транспортные коммуникации, связывающие США и Австралию, таким образом осуществляя блокаду и угрожая прямым вторжением последней. Это полностью исключало дальнейшее участие Австралии в войне на Тихом океане, с потерей контроля всей южной части Тихоокеанского ТВД.

В начале июня разведка донесла, что японцы, высадив на островах Тулага и Гуадалканал небольшие гарнизоны и строительные части, спешно приступили к строительству аэродрома на Гуадалканале[1]. Это сообщение значительно ускорило принятие решения — 2 июля 1942 года Объединённый комитет начальников штабов союзников издаёт директиву об оккупации островов Санта-Крус и островов Флорида (позднее в директиву были добавлены острова Тулага и Гуадалканал). Срок исполнения — 1 августа 1942 года. Операция была названа «Уочтауэр» (англ. Watchtower).

Гуадалканал был необходим Японии для обеспечения фланга наступательных операций в Новой Гвинее. Для поддержки этих операций, 14 июля 1942 года, ВМС Японии, был сформирован 8-й флот под командованием вице-адмирала Гунъити Микавы. В состав 8-го флота входили 6 тяжелых крейсеров, 3 лёгких крейсера, 4 эсминца и 5 подводных лодок. Базировался 8-й флот в Рабауле (Новая Британия). Воздушное прикрытие возлагалось на 25-ю флотилию, 11-го воздушного флота, ВВС Японии (около 70 самолётов различных типов).

К середине июля 1942 года, союзниками было сформировано 2 оперативных соединения — десантное (Task Force 62), под командованием контр-адмирала ВМС США Ричмонда Тёрнера и прикрытия (Task Force 61), под командованием вице-адмирала ВМС США Френка Флетчера. Десантное соединение (Task Force 62) состояло из 23-х транспортов с 1-й дивизией корпуса морской пехоты США (англ. United States Marine Corps (USMC)) и судов снабжения. Эскорт составляли группа непосредственного прикрытия — 3 тяжелых крейсера, легкий крейсер и 9 эсминцев, и группа поддержки десанта — 3 тяжелых крейсера, легкий крейсер и 6 эсминцев. Командовал американо-австралийским эскортным соединением контр-адмирал ВМС Великобритании Виктор Кратчли.

Авиационное и общее прикрытие десантной операции возлагалось на Экспедиционное оперативное соединение (Task Force 61), в которое входили тяжелые авианосцы USS Saratoga, USS Enterprise и USS Wasp (всего 233 самолёта различных типов), новейший линкор USS North Carolina, 5 тяжелых и 1 легкий крейсер и 16 эсминцев. В помощь авиационному соединению также придавались соединения береговой авиации, расположенной на Новых Гебридах (военно-морская база «Эспириту-Санто»), в составе которой были тяжелые бомбардировщики B-17. 27 июля 1942 года оба соединения союзников встретились южнее островов Фиджи и выдвинулись к Гуадалканалу.

Утром, 7 августа 1942 года, после авиаударов и артобстрела кораблями поддержки, американский десант высадился на островах Гаудалканал (10000 морских пехотинцев), Тулаги (6000 морпехов), Гавуту и Танамбого. Высадка стала для японцев полной неожиданностью — только гарнизон Тулаги смог оказать достойное сопротивление, но и оно на следующий день было сломлено многократно превосходящими силами. На острове Гуадалканал был захвачен практически достроенный аэродром — 600 человек охраны и строители корейцы, почти без стрельбы, были рассеяны по джунглям. Японская береговая авиация с Рабаула пыталась помешать высадке, сбив за 7-е и 8-е августа 19 самолётов (в том числе 14 палубных) и тяжело повредив войсковой транспорт USS George F. Elliott (затонул позднее) и эсминец USS Jarvis. Но и собственные потери за эти 2 дня составили 36 машин, что заставило резко снизить интенсивность налётов.

После получения первого сообщения (утром 7-го августа), об американской атаке, Микава спешно погрузил на 2 транспорта 519 морпехов, отправив их на помощь Гуадалканалу. Когда же поступили уточнённые данные о примерной численности десанта — транспорта были задержаны. Было принято решение об ночной атаке десантной партии силами 8-го флота ВМС Японии, поскольку инициатива в воздухе была в руках американцев и дневная атака подвергала японские корабли опасности воздушных налётов. 8-й флот должен был в ночном бою уничтожить эскортное соединение, а затем разгромив беззащитные транспорта — обеспечить своим, подошедшим к утру десантным судам, артиллерийскую поддержку. В пользу этого решения говорило также то, что японские экипажи были отлично подготовлены к ночным боям, а взаимодействие эскадр многократно отрепетировано, что давало хорошие шансы на победу.

Предшествующие события

Продвижение эскадры Микавы к Гуадалканалу.

7 августа 1942 года, Микавой из Кавиенга была срочно вызвана 6-я дивизия крейсеров (входившая в 8-флот) вице-адмирала Аримото Гото. Сам Микава, собрав все боеспособные корабли в Рабауле, после полудня вышел на соединение с Гото в пролив Святого Георга. Около 20:00 обе японские эскадры соединились в назначенном месте. Так как еще днём, во время выхода, эскадра Микавы была обнаружена бомбардировщиком B-17, он направил сводную группу полным ходом на юго-восток, надеясь обмануть разведку союзников, что ему и удалось сделать. На выходе из пролива японская эскадра была обнаружена американской подводной лодкой USS S-38. Выйти в атаку ей не удалось из-за высокой скорости эскадры, но после её прохода USS S-38 всплыла и радировала командованию о контакте, доложив курс и скорость Микавы, ошибочно определив её состав (в радиограмме говорилось о 2-х эсминцах и 3-х больших кораблях неизвестного класса).

Через несколько часов USS S-38 обнаружила и атаковала 2 транспорта с морской пехотой, медленно следовавшие за эскадрой Микавы. Поскольку охранения у транспортов практически не было, а скорость гораздо ниже чем у боевых кораблей — один транспорт был потоплен (Meiyo Maru, 5628 брт), а другой был вынужден повернуть на обратный курс. Таким образом подвоз подкреплений в тот день был сорван, но выполнение эскадрой Микавы главной задачи — разгром американского десанта, решено было продолжать.

Австралийский тяжелый крейсер HMAS Canberra в охранении транспортов союзников.

Вечером 8го августа, вице-адмирал ВМС США Френк Флетчер принял спорное решение об отходе Task Force 61 (эскадры прикрытия) в Перл-Харбор[2]. По его мнению, большие потери на авианосцах в истребителях (21 %) — сильно ослабляли его соединение в случае воздушной атаки, кроме того необходима были дозаправка кораблей топливом, на случай внезапной атаки кораблей ВМС Японии. Но разгрузка Task Force 62 (десантного соединения) задерживалась, и, с уходом Флетчера, контр-адмирал Ричмонд Тёрнер, оставался без авиационного прикрытия.

Утром 8го августа, пройдя севернее острова Бука и вдоль восточного побережья острова Бугенвиль, Микава задержал свою эскадру на 5 часов, с целью выйти к Гуадалканалу к ночи. Чтобы сбить с толку возможных разведчиков, японская эскадра была рассредоточена мористее городка Кьета на Бугенвиле. Это принесло успех — в 10:20 и 11:11 корабли Микавы были последовательно обнаружены двумя австралийскими разведывательными самолётами Lockheed A-29 Hudson, но ни один из них не смог правильно определить состав японского соединения. Первый доложил об «3-х крейсерах, 3-х эсминцах и 2-х гидроавианосцах», а второй об «2-х тяжелых, 2-х легких крейсерах и 1 неизвестного типа»[3]. Но в силу плохо налаженного взаимодействия между силами союзников, оба этих донесения поступили командованию соединений у Гуадалканала только в 18:45 и 21:30.

В свою очередь, гидросамолёты, поднятые с крейсеров Микавы, вернувшись около 12:00, доложили о двух крейсерских группах кораблей союзников — у Гуадалканала и у Тулаги. Собрав свою эскадру, Микава полным ходом повёл её к Гуадалканалу, войдя в пролив Слот у острова Шуазёль в 16:00, 8 августа 1942 года. Так как соблюдалось радиомолчание, сигнальщиками был передан приказ флагмана: «После входа направляемся к Ю. (югу) от острова Саво и торпедируем главные силы врага перед якорной стоянкой Гуадалканала; после чего поворачиваем к Тулаги, чтобы расстреливать и торпедировать врага. Затем возвращаемся к С. (северу) от острова Саво.»[4].

Ход боя

Японская эскадра прошла проливом Слот, так и не обнаруженная союзниками. Ещё днём 8 августа, руководящий десантной операцией, контр-адмирал Ричмонд Тёрнер запрашивал у командования дополнительную разведку в этом направлении. Однако по непонятным причинам, запрос не был выполнен, о чём Тёрнер не знал, полагая, что пролив весь день находился под наблюдением.

Состав сил и характеристики сторон

Соединённые Штаты Америки США и Великобритания Австралия союзники Япония Япония
Эскадра эскорта транспортного соединения TF62,

командующий контр-адмирал Виктор Кратчли:

8-й флот ВМС Японии,

командующий вице-адмирал Гунъити Микава:

Расположение сил союзников перед боем, вечером 8 августа 1942 года.

Командующий охранением конвоя — контр-адмирал Виктор Кратчли, разбил свою эскадру на 3 группы с целью перекрыть все возможные подходы к разгружающимся транспортам. «Южная» группа (TF62.1), под командованием самого Кратчли, в которую вошли австралийские тяжёлые крейсера HMAS Australia (флагман) и HMAS Canberra, американские — тяжёлый крейсер USS Chicago и эсминцы USS Patterson и USS Bagley, должна была патрулировать между мысом Лунга на Гуадалканале и островом Саво. «Северная» группа (TF62.2), состоящая из тяжёлых крейсеров USS Vincennes (флагман), USS Astoria и USS Quincy и эсминцев USS Helm и USS Wilson, должна была патрулировать между якорной стоянкой Тулаги и островом Саво. «Восточная» группа (TF62.3), в составе 2х легких крейсеров и 2х эсминцев была направлена охранять восточные проходы между Флоридскими островами и Гуадалканалом. Еще 7 эсминцев охраняли транспорта на якорных стоянках у острова Гуадалканал (они и «восточная» группа в бою участия не принимали). Кроме того 2 эсминца, оборудованные недавно появившимися на флоте радиолокационными станциями[5], были выдвинуты западнее острова Саво в качестве дальнего дозора. USS Blue охранял южные подходы к проливу, а USS Ralph Talbot — северные.

Уверенный, в отсутствии японских сил поблизости, Кратчли объявил утомлённым 2-х суточной операцией командам своей эскадры — «готовность № 2» (все свободные от вахты могли отдыхать). Сам контр-адмирал, на тяжелом крейсере HMAS Australia, в 20:55 отправился на транспортную стоянку. Там, на флагманском транспорте Тёрнера проходило совещание, вызванное полученными донесениями о японских «гидроавианосцах» у острова Бугенвиль. Так как нападения «гидроавианосцев» можно было ожидать только утром, для выработки стратегии отхода была отправлена инспекция на берег — проверить ход высадки и уточнить время её окончания. Кратчли предпочёл остаться у Тёрнера до окончания инспекции, не известив об этом командиров кораблей своего соединения. Уходя, командиром «южной» группы, он оставил вместо себя капитана тяжелого крейсера USS Chicago, но тот даже не удосужившись сменить строй (его, крейсер шел вторым за HMAS Canberra), отправился спать.

Японская эскадра подходила к острову Саво 3-х километровым кильватерным строем во главе с тяжелым крейсером IJN Chōkai. За флагманом следовали тяжелые крейсера IJN Aoba, IJN Kako, IJN Kinugasa и IJN Furutaka. Замыкали строй легкие крейсера IJN Tenryū, IJN Yūbari и эсминец IJN Yūnagi. Микава знал примерный состав и координаты групп противника, а его корабли были полностью готовы к предстоящему ночному бою. Уже подходя к Гуадалканалу, крейсера Микавы запустили 3 гидросамолёта для уточнения положения вражеских кораблей и их освещения во время боя (один из гидросамолётов был опознан дозорным эсминцем USS Ralph Talbot, но сигнал тревоги никто не услышал, а остальные корабли союзников приняли гидросамолёт с включёнными навигационными огнями за свой).

Бой с южной группой

Схема боя у острова Саво, 9 августа 1944 года.

В 00:44, 9 августа 1942 года, тяжелый крейсер ВМС Японии IJN Chōkai обнаружил эсминец USS Blue в 9-ти км прямо по носу японской колонны, идущий пересечным курсом. Стараясь оставаться незамеченной как можно дольше, эскадра Микавы отвернула влево, к северу от острова Саво и снизила ход до 22 узлов (для уменьшения бурунов форштевней и кильватерных струй). Через 4 минуты был обнаружен и USS Ralph Talbot, в 16-ти км слева по носу, принятый, однако, за рыбацкую шхуну. USS Blue, под прицелом японской эскадры, сблизившись до 2-х км, неожиданно лёг на обратный курс (согласно маршруту патрулирования), так и не обнаружив корабли противника. Остров Саво создавал массу отраженных помех, «затеняя» работу первых, пока еще примитивных, радиолокационных станций американского эсминца, а новички-операторы со многими особенностями своих РЛС были незнакомы.

Понимая, что до сих пор остался незамеченным, Микава повернул эскадру вправо, чтобы пройти к югу от острова Саво, и увеличил ход сначала до 26 узлов (48,1 км/ч), а затем до 30 узлов (55,6 км/ч). В 01:25 на японские корабли было передано указание действовать независимо от флагмана, а в 01:31 Микава отдал приказ — «Всем кораблям атаковать!». Эсминец IJN Yūnagi развернулся в обратном направлении, с целью обезопасить свою эскадру от возможной атаки американских дозорных эсминцев. Через несколько минут японской эскадрой был замечен медленно идущий эсминец USS Jarvis, сильно повреждённый во время авианалётов днём ранее и ожидавший отправки на ремонт. Колонна крейсеров прошла от него в 1100 метрах (тяжелый крейсер IJN Furutaka выпустил торпеды — но они прошли мимо), так и оставаясь незамеченной.

В 01:35, на фоне горящего американского транспорта USS George F. Elliott (как и USS Jarvis, повреждённого во время авианалётов), на расстояннии 12,5 км, сигнальщики Микавы визуально обнаружили южную группу союзников справа по носу, идущую встречным курсом. В 01:38, флагман Микавы, тяжелый крейсер IJN Chōkai дал торпедный залп по южной группе (примеру флагмана последовала вся японская эскадра, дружно выстрелив торпедами правого борта). Сразу после залпа, сигнальщики IJN Chōkai доложили о визуальном контакте с северной группой противника слева, в 18 км, почти на траверзе японской колонны и флагман отвернул влево, увлекая за собой свою эскадру.

В 01:43, американский эсминец USS Patterson (единственный из кораблей союзников, пребывающий в состоянии повышенной готовности, благодаря прозорливости своего капитана), обнаружил в 5-ти км впереди по курсу неизвестный корабль (возможно IJN Kinugasa). USS Patterson сразу передал по радио и семафором сообщение: «Внимание! Внимание! Неизвестные корабли входят в гавань!», развил максимальный ход и дал залп осветительными снарядами в направлении японской колонны (также капитаном был отдан приказ о торпедной атаке, но он не был услышан из-за грохота собственных орудий). Практически одновременно, гидросамолёты Микавы, осветили ракетами тяжелые крейсера HMAS Canberra и USS Chicago и японские корабли, включив прожектора, открыли по ним огонь.

Тяжелый крейсер IJN Chōkai ведёт огонь по освещённой прожекторами «южной» группе союзников.

Австралийский тяжелый крейсер HMAS Canberra открыл в ответ беспорядочную стрельбу и увеличил скорость, отворачивая вправо, пытаясь пресечь возможный путь следования японской эскадры к транспортам. Следовавший за ним эсминец USS Bagley, также отвернув, дал торпедный залп, в направлении японской колонны, поразив одной или двумя торпедами левый борт отворачивающего HMAS Canberra (в дальнейшем бою USS Bagley участия не принимал). Помимо этого, HMAS Canberra, получил не менее 24-х попаданий 203-мм снарядами тяжелых крейсеров Микавы, вызвавшими тяжелые повреждения и множественные очаги пожаров (в том числе были полностью разрушены оба котельных отделения, что обесточило крейсер). Среди погибших было много офицеров, в том числе командир корабля и старший артиллерист. Набирающий воду, горящий HMAS Canberra, двигаясь уже по инерции, вышел из боя.

Эсминец USS Patterson, ведя огонь по тяжёлому крейсеру IJN Kinugasa — добился нескольких попаданий, но и сам получил снаряд (предположительно 203-мм). Взрывом разрушило часть надстроек, были повреждены торпедные аппараты и убило 10 членов экипажа, но эсминец продолжал вести бой до потери контакта, затем, выйдя из боя — пошёл на северо-восток вдоль восточного берега Саво. В это же время, японский эсминец IJN Yūnagi, прикрывавший тыл своей эскадры, вышел на USS Jarvis, пропущенный японской колонной ранее и обстрелял его, впрочем, особых успехов не достигнув.

В 01:47, японская торпеда, возможно от IJN Kako, поразила следующий за HMAS Canberra, «флагман» «южной» группы, тяжелый крейсер USS Chicago в носовую часть. В это время, его только что проснувшийся командир, отдавал приказ выстрелить осветительными снарядами для выяснения ситуации. Ударная волна взрыва торпеды вывела из строя систему наведения орудий главного калибра. Через несколько секунд, пара 203-мм снарядов попали в район грот-мачты, причинив средние разрушения, и еще одна торпеда вошла практически в район первой, но не разорвалась. USS Chicago развернулся на запад и отстреливаясь вспомогательным калибром (несколько его 127-мм снарядов получил легкий крейсер IJN Tenryū), начал отход с поля боя. Командир USS Chicago так и не попытался наладить управление вверенными кораблями. Также, по непонятным причинам, он не предупредил другие союзные корабли о нападении даже после того, как вышел из боя, что обернулось серьёзными последствиями для «северной» группы.

Тем временем, японская эскадра продолжала неуклонное движение к «северной» группе сюзников. Впереди, по-прежнему шёл тяжелый крейсер IJN Chōkai, за ним IJN Aoba, IJN Kako и IJN Kinugasa. IJN Furutaka, 4й в ордере, принял левее (возможно из-за повреждений, а возможно избегая столкновения с HMAS Canberra). За ним проследовали, идущие в кильватер лёгкие крейсера IJN Tenryū и IJN Yūbari, который вскоре встал в голову колонны. Таким образом, силы Микавы разделились, охватывая в «клещи» приближающуюся «северную» группу союзников.

Бой с северной группой

Картина «Бой у острова Саво»

Прекратив огонь по кораблям «южной» группы союзников, японские крейсера, сближаясь с «северной», сообща дали по ней торпедный залп. На кораблях «северной» группы, о вражеской атаке, до сих пор не знали — вспышки от выстрелов, южнее Саво, вахтенными были приняты за грозовые разряды, а сообщение эсминца USS Patterson, вообще никто не получил. Командиры всех трёх американских тяжелых крейсеров спали в своих каютах, а вверенные им корабли, под управлением вахтенных офицеров, держа ход в 10 узлов (18,5 км/ч), не спеша патрулировали свой район. Головным шел USS Vincennes (флагман), за ним USS Quincy и USS Astoria. Эсминцы USS Helm и USS Wilson прикрывали кильватерный строй крейсеров с флангов. Незадолго до торпедной атаки, американский ордер, согласно маршрута патрулирования, отвернул на 90° вправо, встав на встречно-расходящийся с японцами курс (подставляя под «клещи» Микавы тыл своей кильватерной колонны).

В 01:50 группа флагманского IJN Chōkai осветила «северную» группу прикрытия и открыла огонь. Согласно ордеру IJN Chōkai стрелял по ближайшему USS Astoria, IJN Aoba по USS Quincy, а замыкающие IJN Kako и IJN Kinugasa по головному — USS Vincennes. Фактически одновременно, плотным огнём накрыло все 3 американских тяжелых крейсера. Через несколько минут, к атаке японской флагманской группы, присоединилась группа IJN Furutaka, открыв огонь по среднему в американском ордере USS Quincy, оказавшемуся под перекрёстным обстрелом (по нему уже вел огонь IJN Aoba).

USS Quincy сразу получил множество попаданий, вызвавших тяжелые повреждения и массу очагов пожаров. Вдобавок, через несколько минут, в левый борт крейсера, попало 2 торпеды (предположительно от лёгкого крейсера IJN Tenryū). USS Quincy успел ответить всего несколькими залпами, но его 2 снаряда удачно попали в IJN Chōkai — один в штурманскую рубку, взорвавшись в 6-ти метрах от Микавы и убив 36 человек, а второй в основание грот-мачты. В 02:10 снаряд разорвался на мостике USS Quincy, убив командира и практически всех там находившихся[6], а в 02:16 еще одна торпеда (выпущенная IJN Aoba) попала также в левый борт, ближе к корме. USS Quincy остановился и прекратил огонь, погружаясь в воду носовой частью (полностью затонул в 02:38).

USS Vincennes открыл ответный огонь в 01:53, после первых накрытий от IJN Kako и IJN Kinugasa (в последний было зафиксировано попадание). Но уже через пару минут, в левый борт, в район первой котельной, попали 2 торпеды IJN Chōkai. В 02:03, третья торпеда (предположительно от IJN Yūbari), угодила в тот же, левый борт, в район второй котельной, полностью обесточив корабль. USS Vincennes потерял ход, его орудия замолчали, а IJN Kako и IJN Kinugasa перенесли огонь на USS Astoria. Позднее, в 2:13, USS Vincennes был повторно освещён и обстрелян, получив очередную серию попаданий. В 02:16 капитан приказал команде покинуть корабль, который полностью ушел под воду в 02:58.

Лёгкий крейсер IJN Yūbari освещает «северную» группу союзников.

USS Astoria, обстреливаемый IJN Chōkai, замешкался с открытием ответного огня. Поначалу, старший артиллерист приказал стрелять по прожекторам, но прибежал проснувшийся капитан и потребовал прекратить огонь, опасаясь, что его крейсер стреляет по своим. В это время IJN Chōkai уже пристрелялся — начались накрытия и капитан американского крейсера приказал продолжить стрельбу. Но было уже поздно, к IJN Chōkai присоединились IJN Kako и IJN Kinugasa. А через несколько минут, IJN Aoba и группа крейсера IJN Furutaka, также перенесли огонь на USS Astoria, с уже беспомощного USS Quincy. USS Astoria получил множество попаданий, также потерял ход и был практически полностью разрушен, полыхая от носа до кормы. Единственное попадание от USS Astoria было зафиксировано в 02:15, в первую башню главного калибра, уже отходившего IJN Chōkai — снаряд не разорвался, но вывел из строя поворотный механизм.

В 02:16 Микава провёл своим штабом короткое совещание. Прикрытие конвоя, судя по всему, было разгромлено и требовалось решить — возвратиться, добить повреждённые корабли и попытаться атаковать транспорта, либо отходить. Для атаки, было необходимо время на сбор крейсеров и перезарядку торпедных аппаратов, что задерживало эскадру фактически до рассвета, подвергая опасности со стороны авианосцев, об уходе которых, Микава не знал. Во время совещания, в 02:17, эсминец IJN Yūnagi, завершив обход острова с южной стороны, на подходе к своей эскадре, наткнулся на мирно патрулирующий USS Ralph Talbot, осветив его прожектором. Мимо проходила группа крейсера IJN Furutaka, которая немедленно открыла по USS Ralph Talbot огонь, добившись 5-ти попаданий и нанеся ему тяжелые повреждения. Эсминцу удалось скрыться только благодаря дождевому шквалу, в который он в это время вошел. Но эта перестрелка, окончательно склонила чашу весов в сторону отхода. В штабе Микавы возникло подозрение, что в заданном районе присутствуют — не обнаруженные ранее, группы вражеских кораблей.

В 02:20 японской эскадре был дан приказ об отходе. Корабли погасили прожектора, задробили стрельбу и направились к точке сбора — на северо-восток от острова Саво. Американские эсминцы, прикрывающие «северную» группу — USS Helm и USS Wilson в бою участия не приняли, если не считать что USS Wilson, после боя, чуть не обстрелял подходивший с юга эсминец USS Bagley (из состава «южной» группы).

После боя

HMAS Canberra погружается в воду.

К 5-ти утра, 9 августа 1942 года, практически удалось потушить пожар на HMAS Canberra, но Тёрнер, опасаясь повторной атаки, приказал затопить его. Экипаж был снят эсминцами, а крейсер добит торпедами и артогнём. USS Astoria потушить так и не удалось, корабль затонул в 12:15. Всего союзники в этом бою потеряли 4 тяжелых крейсера и один был сильно повреждён. Погибло 1077 человек. Вечером, 9 августа, уцелевшие крейсера и разгрузившиеся транспорта Тёрнера покинули воды Гуадалканала.

Потери японской эскадры оказались значительно меньше. Было повреждено 3 тяжелых крейсера (помимо IJN Chōkai и IJN Kinugasa незначительные повреждения получил — IJN Aoba) и 1 лёгкий. Погибло 58 человек. Кроме того, 10 августа 1942 года, 6-ю эскадру крейсеров 8-го флота Гунъити Микавы, возвращавшуюся в Кавьенг, атаковала подводная лодка ВМС США S-44, торпедировав IJN Kako. С затоплениями справиться не удалось — тяжелый крейсер ВМС Японии IJN Kako затонул в 70 милях от Кавьенга, погиб 71 человек.

Значение сражения

Разгром сводной крейсерской эскадры союзников имел серьёзные последствия. Опасаясь широкой огласки и газетной шумихи, о нём долго официально не сообщали, взяв с выживших моряков подписку у неразглашении[7]. В течении нескольких месяцев, из-за дефицита наличных сил сопровождения, снабжение Гуадалканала союзниками производилось небольшими конвоями, в дневное время, под многочисленным авиационным прикрытием (преимущество в воздухе было на их стороне). В ночное время инициатива переходила к ВМС Японии — совершались артобстрелы американских позиций на острове, так же, небольшими конвоями, подвозились подкрепления, боеприпасы и продовольствие, что позволяло успешно продолжать сопротивление до февраля 1943 года.

Американская газета от 13 октября 1942. Только через два месяца общественность узнала о катастрофе, произошедшей 8-9 августа.

Командование ВМС США произвело длительное расследование, в результате которого адмиралы Ричмонд Тёрнер, Френк Флетчер и Виктор Кратчли были признаны невиновными. Виновным признали капитана тяжелого крейсера USS Chicago Говарда Д. Боуда, оставленного Кратчли командующим «южной» группы на момент отлучки. Кэптен Говард Д. Боуд, не вынеся позора, застрелился 19 апреля 1943 года. Но стоит всё же признать, что хоть и потерпев разгром, крейсерские группы свою задачу выполнили — разгружающиеся транспорта остались невредимы и продолжали выполнять свои задачи по переброске подкреплений в дальнейшем. Адмирал Тёрнер позднее писал о причинах поражения своего флота в этом бою: «ВМС США были всё ещё были слишком уверены в собственном техническом и моральном превосходстве над врагом. Несмотря на достаточное количество доказательств возможностей противника, большинство наших офицеров были слишком уверены, что они одержат победу при любых обстоятельствах. Суммарным результатом этого была фатальная летаргия ума, которая привела к неготовности встречи с врагом и слепому использованию устаревших шаблонов мирного времени. Я считаю, что психологический фактор в причинах нашего поражения был гораздо сильнее эффекта внезапности.».

Командующий ВМС Японии, адмирал Ямамото, получив известие о победе, отправил поздравительную телеграмму Гунъити Микаве, отметив в ней: «Я ценю отважный и тяжёлый ратный труд каждого человека под вашим командованием. Я ожидаю, что вы приумножите свои подвиги в деле поддержки сухопутных сил Императорской армии, которая ведёт сейчас отчаянную борьбу.». Однако впоследствии, при разборе операции, Микава подвергся серьёзной критике. Многие в штабе ВМС полагали, что необходимо было вернуться и уничтожить транспорта, высказываясь даже, что этим была бы полностью сорвана десантная операция союзников. Но Микава так не считал — большая часть транспортов была уже разгружена, а задача захвата плацдарма была морской пехотой США успешно выполнена.

Современные историки, также не однозначны в оценке решения Микавы. Многие даже считают, что именно это решение повлекло за собой поражение Японии в многомесячной Гуадалканальской компании. Но есть и противники этого мнения, считая что разгром транспортов — всего лишь усложнил бы положение высадившихся войск, и, возможно, отсрочил бы победу США и союзников в битве за Гуадалканал на некоторое время.

Примечания

  1. Япония вела строительство аэродрома на острове Гуадалканал — конвоируемыми пленными корейцами, под руководством японских инженеров.
  2. Тёрнер считал, что соединение Флетчера должно было продолжать обеспечивать воздушное прикрытие хотя бы до вечера 9 августа, пока все транспорта не будут разгружены.
  3. Некоторые историки считают, что экипаж первого Hudson определил состав соединения Микавы правильно, но содержание донесения было изменено разведывательной службой в заливе Милн.
  4. Цитата приказа Микавы взята из книги Моррисона «Struggle for Guadalcanal».
  5. Первые РЛС были очень ненадёжными, их радиус действия был мал и значительно сокращался вблизи больших участков суши, а грамотных специалистов было крайне мало. Поэтому поначалу от них было больше вреда, чем пользы — командиры, полагаясь на новинку, пренебрегали другими средствами наблюдения.
  6. Помощник артиллерийского офицера тяжелого крейсера USS Quincy, который прибежал на мостик, описывал уведенное: «Когда я прибыл на палубу мостика, я обнаружил там горы мёртвых тел, только три или четыре человека ещё были живы. В рулевой рубке стоял только один человек, это был сигнальщик у штурвала, который тщетно пытался переложить руль с правого на левый борт. Спросив его, я узнал, что командир, который в это время лежал у штурвала, приказал ему, посадить корабль на мель, и он пытается держать курс на остров Саво, до которого было около четырёх миль (около 7,5 км) слева по корме. Я бросился на левый борт рулевой рубки, чтобы найти остров, и вдруг почувствовал, что корабль стал быстро крениться на левый борт, уходя под воду носом. В это мгновение командир выпрямился и перевернувшись на спину, умер, не издав ни единого звука, кроме стона.»
  7. Дэниэл Галвин, спасшийся с тонущего тяжелого крейсера USS Quincy, писал позднее об этом: «Около 40 лет, мы должны были скрывать свою скорбь по гибели 389 служивших с ними на одном корабле товарищей, скрывая позор этой потери».

См. также

Литература и источники

Галерея

Видео