Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Гибель ЭМ Leberecht Maass (Z-1) и Max Schultz (Z-3) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Гибель ЭМ Leberecht Maass (Z-1) и Max Schultz (Z-3)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
[Разоблачение подставы] - Танковые асы Т-44-100 (Р... MIsTeN Общение танкистов 1 2016-12-03 02:12
Что можно делать на станке чпу с рабочим полем 18 ... Never Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 00:51
Что получает Модератор Чата в World of Tanks или о... temkka Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 22:40
Дайте плиз кто нибудь аккаунт в worloftanks murad3641299 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-02 22:32
В Москве презентовали УАЗ Патриот World of Tanks E... rudicon Общение танкистов 4 2016-12-03 02:04
Украинским солдатам надоело пешком дезертировать и... Sanchez99 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 21:18
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск
Гибель эсминцев Leberecht Maass (Z-1) и Max Schultz (Z-3)
Z1_Leberecht_Maass-2.jpg
Эсминец Z-1 Leberecht Maass
ТВД Северное море
Место район Доггер-банки
Период 22 февраля 1940 г.
Характер сражения Атака с воздуха
Противники
Великобритания_флаг.png
Великобритания
Третий_рейх_флаг.png
Третий рейх
Командующие силами сторон
капитан 2-го ранга Fritz Berger
Силы сторон
2 эсминца 6 эсминцев
1 бомбардировщик
Потери
Эсминец Z-1 Leberecht Maass потоплен

Эсминец Z-3 Max Schultz потоплен
579 офицеров и матросов погибли

Гибель Leberecht Maass (Z-1) и Max Schultz (Z-3) - потеря двух немецких эсминцев в результате атаки самолета Heinkel He-111 и подрыва на минах, произошедшая 22 февраля 1940 года во время операции «Викингер» (нем. Unternehmen Wikinger) из-за несогласованности действий между германскими военно-воздушными и военно-морскими силами.

Предпосылки к операции

Эсминец Z-3 Max Schultz

В начале Второй мировой войны ВМС Германии (Kriegsmarine) активно использовали свои эсминцы для постановки мин у восточных берегов Великобритании и на торговых путях. За период с октября 1939 г. по февраль 1940 г. эсминцы выполнили одиннадцать таких операций, поставив мины, на которых подорвались 76 кораблей Союзников. При этом операции выполнялись настолько скрытно, что ни один из немецких кораблей не был замечен и опознан, и британское командование было уверено, что постановкой мин занимается авиация или подводные лодки.

В феврале 1940 года авиационная разведка сообщила о повышенной активности английских судов в районе Доггер-банки - отмели в Северном море, являющейся традиционным районом рыболовства. Даже в годы обеих мировых войн британские рыбаки добывали в этом районе рыбу. У командования немецкого флота возникло подозрение, что некоторые из рыболовных траулеров могут использоваться англичанами в военных целях - для ведения разведки или координации действий подводных лодок.

Поэтому было принято решение о проведении 22 февраля рейда 1-й флотилии эсминцев в этот район с целью захвата одного или нескольких судов и нарушения рыболовного промысла англичан. Операция получила кодовое наименование «Викинг».

На этот же день германские ВВС (Luftwaffe) наметили свою операцию против торгового судоходства Союзников у восточного побережья Англии. Для операции было выделено две эскадрильи бомбардировщиков Heinkel He-111, задачей которых был поиск и уничтожение кораблей и судов противника в районе от Оркнейских островов до устья Темзы. Атака была запланирована на первую половину дня, но из-за облачности ее отложили на вечер.

Ход операции

Маршрут следования 1-й флотилии эсминцев

Операция началась в 12:00 22 февраля 1940 года. В ней приняли участие шесть германских эсминцев:

  • Z-1 Leberecht Maass - капитан 3-го ранга Бассенг (Korvetten-kapitan Fritz Bassenge)
  • Z-3 Max Schultz - капитан З-го ранга Трампедах (Коrvetten-kapitan Klaus Trampedach)
  • Z-4 Richard Beitzen - капитан З-го ранга фон Давидсон (Korvetten-kapitan Hans von Davidson)
  • Z-6 Theodor Riedel - капитан З-го ранга Бемиг (Korvetten-kapitan Gerhard Bohmig)
  • Z-13 Erich Koellner - капитан 2-го ранга Шульц-Хинрихс (Fregatten-kapitan Alfred Schulze-Hinrichs)
  • Z-16 Friedrich Eckoldt - капитан 2-го ранга Шеммель (Fregatten-kapitan Schemmel).

Командовал флотилией капитан 2-го ранга Фриц Бергер (Fregatten-kapitan Fritz Berger). Воздушное прикрытие осуществлялось эскадрильей истребителей Bf-109, однако вскоре самолеты вынуждены были вернуться на базу из-за сгустившегося тумана.

В 19:00 немецкие корабли вошли в фарватер, проложенный посреди минного заграждения "Weg I", являвшегося частью системы минных полей «Западная стена», прикрывающих германское побережье. Эсминцы двигались в кильватерной колонне со скоростью около 25 узлов. К этому моменту туман частично рассеялся, вышла луна, и шестерка эсминцев была хорошо видна с воздуха.

Бомбардировщик Heinkel He-111

В 19:13 сигнальщик на головном корабле Friedrich Eckoldt услышал шум приближающегося самолета. Через несколько минут в ночном небе показался сам самолет - двухмоторный бомбардировщик, летящий на высоте 500-800 метров. Он прошел над колонной кораблей, не проявляя признаков враждебности, но и не показывая никаких опознавательных сигналов. Затем самолет развернулся, прошел над колонной еще раз и скрылся в ночи. Это был самолет Heinkel He-111 с номером 1H+IM под командованием фельдфебеля Ягера из 4-й эскадрильи авиагруппы KG26, вылетевший в 17:45 из Ноймюнстера.

Через 8 минут бомбардировщик появился снова, и командир флотилии приказал сбросить скорость до 17 узлов, чтобы снизить видимость кильватерной струи, поскольку морякам по-прежнему было непонятно, кому принадлежит самолет - он не продемонстрировал никаких опознавательных знаков. Это вполне мог быть британский разведчик, следящий за колонной и наводящий на нее другие самолеты или корабли. В этот раз экипажи второго и третьего эсминцев колонны - Richard Beitzen и Erich Koellner опознали самолет как британский и открыли по нему огонь из своих 20-мм зенитных автоматов. Экипаж бомбардировщика решил, что это подтверждает принадлежность кораблей к противнику, и ответил огнем из пулеметов.

Сразу после этого замыкающий эсминец - Max Schultz сообщил о том, что опознал самолет как немецкий, так как одному из членов команды в свете выстрелов удалось разглядеть кресты на крыльях. Однако после того как произошел взаимный обстрел, командование флотилии уже не верило в то, что самолет действительно может быть своим. Тем временем самолет вновь пропал из виду, уйдя на разворот, для того чтобы набрать высоту и подготовиться к атаке.

Атака

Примерная схема передвижения эсминцев 22 февраля 1940 года

В 19:43 с эсминца Max Schultz вновь заметили приближение бомбардировщика. Самолет сбросил четыре 50-кг бомбы, целясь в Leberecht Maass, три из них легли в воду, а третья попала в эсминец между передней надстройкой и передней трубой. Все шесть эсминцев открыли огонь по самолету, но промахнулись. Поврежденный эсминец выкатился из строя вправо, подавая сигналы о помощи. Однако каких-то видимых повреждений, дыма или огня видно не было. В 19:46 другие эсминцы подошли было к Leberecht Maass для оказания помощи, однако получили приказ вернуться в строй. Бомбардировщик ушел на второй заход.

В 19:56 Heinkel произвел повторную атаку, вновь сбросив четыре 50-кг бомбы. Ответный огонь открыл только ставший мишенью во второй раз Leberecht Maass. Из четырех бомб в цель попала одна, разорвавшаяся в районе второй трубы. Огромный огненный шар взвился в небо, возникшее на его месте облако дыма полностью скрыло корабль. После того как дым снесло ветром, экипажи остальных кораблей увидели, что Leberecht Maass разломился пополам, а его корма и нос торчат из воды.

Три эсминца - Erich Koellner, Friedrich Eckoldt and Richard Beitzen малым ходом подошли к месту гибели Leberecht Maass, чтобы спасти оставшихся в живых членов команды, и начали спуск шлюпок. В 20:04 произошел второй сильный взрыв в отдалении от места проведения спасательных работ. Сигнальщики на Richard Beitzen доложили об еще одной воздушной атаке, двух промахах и одном попадании в другой эсминец, но эту информацию не подтвердили на других кораблях. Зато с эсминца Theodor Riedel, который был ближе всех (около 1000 метров) к месту второго взрыва, сообщили о том, что слышат шум винтов подводной лодки. С этого момента в эскадре немецких эсминцев воцарился хаос.

Завершение операции

Эсминец Theodor Riedel направился к месту, где по мнению акустиков находилась британская подводная лодка, и сбросил четыре глубинных бомбы, которые взорвались слишком близко от корабля, у него заклинило руль и он начал описывать циркуляции, пока команда не перешла на ручное управление.

Остальные три эсминца продолжали спасательные операции до 20:09, когда кто-то из команды Erich Koellner также не сообщил о подводной лодке. Опасаясь торпедных и воздушных атак, командир флотилии Фриц Бергер приказал прекратить спасение экипажа Leberecht Maass, сосредоточившись на уничтожении противника. В этот момент выяснилось, что эсминец Max Schultz уже некоторое время не отвечает на вызовы по радио.

Следующие 25 минут могут быть описаны как состояние хаоса - практически ежеминутно немецкие моряки видели подводные лодки, принимая за них в том числе останки потопленных кораблей, а также следы торпед. Во время беспорядочных метаний Erich Koellner подмял под себя одну из своих шлюпок вместе со всеми спасенными ей людьми.

Только в 20:36 Бергер скомандовал отход. За эти 25 минут, когда оставшиеся эсминцы занимались охотой на вымышленные подводные лодки, большая часть людей, остававшихся в воде, погибла из-за переохлаждения. В итоге были спасены лишь 60 из 330 членов команды Leberecht Maass. Из 308 членов экипажа Max Schultz не выжил никто.

Расследование

Командование флота получило информацию о гибели Leberecht Maass в результате атаки с воздуха в 20:30 22 февраля 1940 года. Через полчаса поступила радиограмма о потоплении второго эсминца, причем в качестве причины указывалось торпедирование подводной лодкой. С точки зрения командования, версия о подлодке была маловероятной, поскольку корабли находились в протраленном фарватере внутри собственного минного поля. Гораздо более вероятной выглядела гипотеза о подрыве на своей мине, тем более что последняя проверка фарватера тральщиками состоялась за три недели до этого.

В 23:00 в штаб поступило сообщение из десятого воздушного корпуса, информирующее о том, что один из бомбардировщиков в 19:50 атаковал и потопил корабль водоизмещением около 3000 тонн. Хотя место проведения атаки по данным доклада была на 50 миль дальше от берега, чем место гибели эсминцев, время атаки и курс потопленного корабля практически совпадали, поэтому появилось предположение, что Leberecht Maass был потоплен собственной авиацией. Было организовано расследование, которое привело к следующим выводам:

  • ни 1-я флотилия эсминцев, ни экипажи бомбардировщиков не были проинформированы, что в зоне проведения их операций действуют другие германские силы
  • в то же время, наземное командование и авиации, и флота располагало достаточным объемом информации о действиях другого рода войск
  • командование флота запрашивало о воздушном прикрытии флотилии эсминцев, сообщив маршрут следования и время планируемого возвращения, но воздушный эскорт не был выделен, а информация о наличии германских кораблей в море на пути следования самолетов X воздушного корпуса - не доведена до командования этого подразделения
  • около 17:00 22 февраля флот запросил у X воздушного корпуса воздушное прикрытие на утро 23 февраля для возвращающихся эсминцев. Вскоре после этого стало ясно, что может сложиться опасная ситуация - корабли и самолеты могут встретиться в ночи, не зная друг о друге. Но информировать экипажи бомбардировщиков было уже поздно - они уже начинали взлетать, а оповестить свои эсминцы командование флота не посчитало необходимым.

Несмотря на то, что вина офицеров штабов обоих подразделений была очевидна, никто из них не понес никакого наказания по итогам расследования.

Через несколько дней после событий 22 февраля тральщики обнаружили в фарватере в минном заграждении "Weg I" британские мины вблизи от места гибели эсминцев. После войны англичане подтвердили факт постановки мин в этом районе 9-10 февраля 1940 года двумя британскими эсминцами.

В свете этой информации представляется вероятным предположение, что гибель эсминца Max Schultz объясняется подрывом на мине. Причиной же гибели Leberecht Maass могло быть как удачное попадание 50-кг авиабомбы, так и последовавший за этим подрыв на мине.

Ссылки

Интернет-источники
Литература
  • Муженников В.Б. Гибель эскадренных миноносцев Z.1 и Z.3. — Бриз, 1996-07. — СПб: Бриз, 1996. — 40с.

Галерея изображений =