Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Ленинград (1936) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Ленинград (1936)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
КАК называется игра где надо тушить красный дым, а... Егор134 Вопросы по игре World of Tanks 0 2017-01-20 15:06
обмен аккаунтами багратион Рынок World of Tanks 0 2017-01-20 15:04
Как называется игра про танки? Там нужно прокачива... алена228 Вопросы по игре World of Tanks 0 2017-01-20 14:11
Стоит ли обменивать Т34 (США) на французский средн... zames Вопросы по игре World of Tanks 9 2017-01-20 14:53
Личный аккаунт WOT Rocky Рынок World of Tanks 0 2017-01-20 13:36
за сколько часов 3600 танков США и 4000 танков НАТ... alexdav Вопросы по игре World of Tanks 6 2017-01-20 13:25
Сколько примерно за час игры, берут онлайн игры, т... бомжарито Вопросы о World of Warships 1 2017-01-14 12:38
Что можете сказать о характеристиках ПК? Потянет л... alexeyzx Вопросы о World of Warships 1 2017-01-14 12:40
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником <amartol>.

Ленинград

Lider_Len.jpeg
Ленинград
Arrow_down.png
Лидеры эскадренных миноносцев проектов 20И, 38
Служба
СССР
ВМФ СССР
Исторические данные
5 ноября 1932 года Заложен
18 ноября 1933 года Спущен на воду
5 декабря 1936 Сдан
май 1963 Гибель
Общие данные
2150 / 2693т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
127,5 / 11,7 / 4,18м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
250чел. Общая численность
Бронирование
12/12мм. Пояс/борт
Вооружение

Артиллерия главного калибра

Зенитная артиллерия

Минно-торпедное вооружение

  • 2 четырехтрубных 53-см ТА Н-7 типа «Конь», боекомплект 16 парогазовых торпед типа 53-38у;
  • глубинные бомбы 12 ББ-1,30 БМ-1;
  • в перегруз 76 мин обр. 1926 г., или 67 мин КБ, или 124 мин обр. 1908 г., или 84 мин обр. 1926 г., или 84 минных защитника МЗ-26.
Однотипные корабли

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 «Москва», «Харьков»

Lider_Leningrad.jpeg
«Ленинград» — головной лидер эскадренных миноносцев проекта 1 Военно-Морского Флота СССР. Принимал участие в боях в составе Балтийского флота во время советско-финской войны и Великой отечественной войны.

Общие сведения

К кон­цу 1930-х го­дов за ру­бе­жом сфор­ми­ро­вал­ся про­ме­жу­точ­ный (ме­ж­ду лег­ки­ми крей­се­ра­ми и эс­мин­ца­ми) под­класс бы­ст­ро­ход­ных без­брон­ных ар­тил­ле­рий­ско-тор­пед­ных ко­раб­лей - ли­де­ров. Лидер (англ, leader— ведущий), корабль подкласса эсминцев, но большего водо­измещения (до 3000 т), с более высокой скоростью — до 43 уз (80 км/ч) и с усилен­ным артиллерийским вооружением. Их предназначение заключалось в по­дав­ле­нии эс­кад­рен­ных ми­но­нос­цев про­тив­ни­ка, обес­пе­че­нии за­щи­ты сво­их ко­раб­лей от не­при­ятель­ских тор­пед­ных сил, вы­ве­де­нии сво­их ми­но­нос­цев в ата­ки. Эти ко­раб­ли мог­ли при­ни­мать уча­стие в так­ти­че­ской раз­вед­ке и мин­ных по­ста­нов­ках, а так­же ис­поль­зо­вать тор­пед­ное ору­жие.

История создания

Предпосылки к созданию

В октябре 1921 года в рамках Центральной комиссии по вос­становлению военной промышленности в качестве совещательного органа работа­ла «Морская подкомиссия» — «Централь­ная морская комиссия для определения оче­редности работ по восстановлению флота», положившая начало созданию ли­деров советского ВМФ. Характеристики корабля предполагались следующие: «Улучшенный тип «Новик» со скоростью, увеличенной до предела, но не менее 40 уз­лов, считая непременным условием преиму­щество в скорости 5 узлов перед самым быстроходным крейсером иностранных флотов». Орудия главного калибра - шесть 130-мм орудий, торпед­ное вооружение — 1-2 торпедных труб.

Идею бронированного ли­дера первым высказал в начале 1920-х годов из­вестный теоретик советского военно-морского искусст­ва, начальник Военно-морской академии М.А. Петров. Этот корабль он пред­ставлял в виде эсминца с па­лубной броней, 152-мм артиллерией, мощным минно-торпедным вооружением. Скорость полного хода предполагалась в 40 уз, предназначение - выведение эсминцев в атаку.

Оперативное управление Штаба РККА, исходя из опыта первой мировой войны, тенденций развития легких сил советского и зарубежного флота, в марте 1925 года определило тактические элементы нового большого эсминца водоизмещением около 4000 тонн. Проектные характеристики корабля: два тройных торпедных аппарата калибром 533-584 мм, четыре 183-мм (7,2-дюймовых), два 102-127 мм орудия, три прожектора, 100 мин и 20 глубинных бомб. Скорость полного хода задавалась в 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 3000 миль, осадка не более 16 футов (4,88 метров). Предполагалось наличие средств химической защиты, устройства для подъема и спуска гидросамолета, а также катапульты.

Тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта «эскадренного миноносца для Черного моря» было выдано в мае 1928 года. Характеристики судна были следующими: скорость 40 узлов, главный калибр - четыре-пять 130-мм орудия, два-три трехтрубных торпедных аппарата. После ряда уточнений в августе того же года вооружение должно было состоять из четырех 130-мм орудий, двух 37-мм автоматов Виккерса, трех трехтрубных торпедных аппаратов и 60 мин заграждения. Однако по вооружению корабль этого проекта не удовлетворял новым требованиям. В октябре 1928 г. появился эскизный проект эскадренного миноносца водоизмещением 2100 тонн, вооруженный пятью 130-мм и четырьмя 37-мм орудиями, четырьмя пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами, который и лег в основу проектирования лидера, получившего название «проект 1».

Проектирование

Разработку проекта первого советского лидера было возложено на Бюро спе­циального проектирования судов (БСПС), организованноое на базе Технического бюро Северной судостроительной верфи.

В.А. Никитин

Руководителем разработки общего проекта был заместитель заведующего БСПС инженер-кораблестроитель В.А. Никитин, ответ­ственным исполнителем конструкторских работ по проекту был руководи­тель группы легких быстроходных кораблей инженер-кораблестроитель П.О. Трахтенберг.

П.О. Трахтенберг

По докладу В.А. Никитина общий проект эсминцев для Балтийского и Черного морей был утвержден Постановлением РВС от 7 декабря 1930 года. Проекту эсминца-лидера присвоили номер 1 — с него в отечественном судостроении началась нумерация проектов, действую­щая до настоящего времени.

Жесткое условие по обеспечению высо­кой скорости будущих лидеров вызывало необходимость тщательном исследовании новых обводов. К заверше­нию работ в Опытовом бассейне над но­вым кораблем было исследовано бо­лее 100 моделей. В результате этих работ корпус корабля стал существенно отличаться от лучших в свое время «нови­ков» остротой и плавностью обводов, форштевень был прямым и имел наклон 15 граду­сов к вертикали. Отличительной особенностью проекта являлись острые образования кор­мы для обеспечения высокой скорости. Как подтвердили испытания, конструкторские решения, принятые в проекте, были удачными.

Для той же задачи достижения высокой скорос­ти было необходимо создать мощную, с малыми массой и габаритами, надежную главную энергетическую установку (ГЭУ). При проектировании ГЭУ ис­пользовался отечественный опыт создания котлотурбинной установки сторожевых кораблей типа «Ураган». Конструктивно ГЭУ ли­деров повторяла установку сторожевых кораблей, но по агрегатной мощности пре­восходила ее практически в шесть раз.

В проекте предусматривалась установ­ка доработанного 130-мм орудия на поворотное основание с обеспечением защиты орудийного расчета противопульным щитом. Так как конструктивно длина ствола была уменьшена до 45 калибров, при­шлось пойти на увеличение давления в его канале, что предполагало достижение бал­листических данных прототипа. Разработка нового орудия под шифром «Б-13» велась сотрудниками конст­рукторского бюро завода «Большевик» под руководством Г.Н.Рафаловича. После ряда доработок Б-13 стала полностью отвечать требованиям к корабельной артиллерии того времени: при ми­нимальных габаритах и массе, она обеспе­чивала наряду с высокой начальной скоростью сна­ряда (870 м/с) и дальностью до 139 кб, хо­рошую скорострельность, плавность наведе­ния и высокую живучесть ствола. Результаты серии опытов позво­лили увеличить живучесть орудийных ство­лов до 1000 выстрелов.

Зенитное воору­жение лидеров разрабатывалось на заводе № 8 им. М.И. Калинина, однако из-за недостатка опыта в проектировании автоматического оружия производство ряда зенитных автоматов было неоднократно сорвано. В 1930 году документация и опытные образцы 76,2 мм пушки передаются германской фир­ме «Рейнметалл», где после доработки документация возвращается в СССР. После установки пушки на лафет и ряда усовершенствований ствола завод №8 выпускает изделие под названием «76,2-мм корабельная артсистема «34-К» обр. 1935 г.». Во время поступления на вооружение данная пушка уже морально устарела по скорострельности из-за ручного заряжания. Не добившись успеха с автоматическим зенитным оружием, новые корабли решили вооружить первой советской зенитной по­луавтоматической 45-мм установкой 21-К образца 1934 года с длиной ствола 46 ка­либров.

Постройка и испытания

Строительство кораблей по проекту 1 было поручено наиболее подготовленным в то время судостроительным предприяти­ям: Северной судостроительной верфи в Ленинграде и заводу № 198 им. А.Марти в Нико­лаеве. В ка­нун 15-й годовщины Октябрьской револю­ции, 5 ноября 1932 года, на Северной судостроительной верфи в Ленинграде за­ложили головной корабль проекта 1 для Балтийского моря - «Ленинград» (заводской номер С-450).

Корпус лидера «Ленинград» на стапеле завода № 190. 1933 год
«Ленинград» после вступления в строй. 1937 год

Лидер «Ленинград» был первым из кораблей проекта 1 спу­щен на воду 18 ноября 1933 года. Судно долгое время достраивалось на плаву, так как оно представляло со­бой лишь корпус, в котором только в 1935 го­ду погрузили и смонтировали главную энер­гетическую установку, отдельные системы и вспомогательные механизмы. Вооружение, системы управления артил­лерийской и торпедной стрельбой для лидера еще только разрабатывались или проходили испытания.

Осенью 1936 года был завершен монтаж вооружения, оборудования и си­стем. В период с сентября 1934 по август 1935 года проходили швартовые испытания,в сентябре 1935 — октябре 1936 года — заводские ходовые испытания. В октябре 1936 года корабль предъ­явили Постоянной государственной комис­сии по приему построенных и капитально от­ремонтированных кораблей. На приемо-сдаточных испытаниях 5 нояб­ря 1936 года «Ленинград» при водоизме­щении 2225 т и мощности 67 250 л.с. на мерной линии Гогланд—Родшер (длиной 9,65 мили) до­стиг рекордной по тем временам скорос­ти — 43 уз. Это значение на 3 уз превышало спецификационное, что давало возможность даже уйти от прямой торпедной атаки. После официальной сдачи лидера флоту 5 декабря 1936 года — в день принятия Сталинской конституции, ко­рабль до июля 1938 года простоял у до­строечной стенки завода № 190 — по гаран­тийным обязательствам устранялось значи­тельное количество дефектов, обнаружен­ных при первых выходах в море.

Описание конструкции

Корпус

Корпус лидеров первой серии имел все особен­ности этого типа кораблей, свойственные большинству зарубежных аналогов — ост­рый наклонный форштевень, отсутствие седловатости палубы полубака и верхней палубы, трехъярусную носовую надстройку, транцевую корму, две наклоненных раз­новеликих дымовых трубы. В соответствии с его конструктивной схемой корпус судна был наборным, клепаным с прямыми бортами. Схема набора была принята по смешанной системе: в средней части корабля — продольная, в оконечностях — поперечная. Корпус делился четырнадцатью поперечными переборками на пятнадцать водонепроницаемых отсеков. Согласно проведенных расчетов затопление двух любых отсеков, в том числе и смеж­ных, не могло привести к гибели корабля.

Бронирование

Толщина листов набора корпуса состав­ляла 12 мм. 130-мм орудия главного калиб­ра снабжались противопульными щитами. От снарядов, а тем более авиабомб, корабль защиты не имел.

Энергетическая установка и ходовые качества

В ка­честве ГЭУ лидеров была принята трехвальная котлотурбинная установка. Она состо­яла из трех главных водотрубных котлов треугольного типа с тремя двухкорпусными главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА), разделенных на три котлотурбинные группы; каждая группа работала на свой вал и винт. Нормальный запас топлива (мазута) в 210 т хватало на 873 мили 40-узлового хода, полный запас равнялся 600 т, наибольший — 613,5 т. Каждый ГТЗА состоял из двух активно-реактивных турбин (высокого и низкого дав­ления) и одноступенчатой трехопорной зуб­чатой передачи. В качестве источников элект­роэнергии применили два турбогенератор­ных агрегата мощностью по 50 кВт и два резервных ди­зель-генератора мощностью по 30 кВт.

Вспомогательное оборудование

В качестве якорного устройства были приняты два становых якоря системы Холла и один стоп-анкер. На «Ленинграде» каж­дый из становых якорей имел массу 1860 кг, а стоп-анкер — 250 кг. Длина якорных цепей составляла 186 м. Шпилевые машины были паровыми, двухцилиндровыми, сдвоенными, горизонтального типа мощностью 62 л.с. и обеспечивали скорость выбирания якорной цепи 12— 15 м/мин. На лидере были установлены шлюпбалки: для моторного катера (грузоподъемностью до 1000 кг), моторного рабочего бота (грузо­подъемностью 1800—2000 кг), шестиве­сельных ялов, а также шлюп-параванными балками грузоподъемностью 400 кг, съем­ной балкой для погрузки головных частей торпед грузоподъемностью 300 кг, стрелой на грот-мачте для подъема и спуска гидро­самолета грузоподъемностью 1500 кг и скоростью подъема от 1,5 до 9 м/мин.

Экипаж и обитаемость

В пределах полубака корпус имел две закрытые палу­бы — верхнюю и нижнюю. На верхней па­лубе размещались служебные, жилые, са­нитарные помещения, кают-компания, ле­нинский уголок; на нижней — жилые помещения команды, в носовой оконечнос­ти — кладовые. На платформе находились центральный артиллерийский пост, снарядные и патрон­ные погреба, провизионные кладовые, рефрижераторные машины.

В кормовой оконечности на нижней палубе размещались: командное помещение, артиллерийский пост, вспомо­гательная централь, румпельное отделение, торпедный, минный и патронный погреба, служебные помещения (химическая каюта).

В нижнем ярусе носовой надстройки размещались каюты старшего комсостава (командира и комиссара корабля, коман­дования соединения), штабная каюта, ра­диорубка дальней связи, агрегатная и аккумуляторная; в среднем ярусе: шифрпост, ра­диорубка, запасная каюта флагмана, в вер­хнем — ходовая и штурманская рубки, пе­ред ним — нижний ходовой мостик, а выше него размещался верхний ходовой мостик.

Кормовая надстройка служила для раз­мещения запасного командного пункта, ра­диорубки и пеленгаторной рубки, поста энер­гетики, дизель-генератора, санитарных по­мещений младшего начсостава и команды. На крыше надстройки за дальномерной руб­кой размещался кормовой мостик.

Вооружение

Главный калибр

130-мм артиллерийские установки Б-13 1-й серии на палубе лидера

Главный калибр лидера составляли пять 130-мм орудий, установленных в диаметральной плоскости: 1-е и 2-е — в носу, 3-е — в сред­ней части (за носовой трубой), 4-я и 5-я — в корме. 2-я и 4-я установки размещались в надстройках на высоких барбетах. Палубная установка Б-13 со­стояла из орудия, установленного на стан­ке, который крепился основанием к палубе, и броневого щита упрощенной конструкции коробчатой формы.

Угол вертикального наводки орудия - от -5° до +45°. Наи­большая дальность стрельбы 139,4 кб (25,6 км), скорострельность при механической подаче — 10 выстр./мин, при ручной — 6.

Боезапас по норме составлял 750 снаря­дов (осколочно-фугасные, полубронебойные, дистанционные гранаты, ныряющие, ос­ветительные снаряды). Вместимость погребов - до 1000 снарядов в перегрузку; вместимость кранцев - пять выстрелов на орудие.

Установка Б-13 обладала высокими баллистическими данными, превосходивши­ми характеристики близких по калибру ино­странных образцов, в частности, характе­ристики 127-мм установки, состоявшей на вооружении ВМС Германии. Превосходство было в дальности стрельбы, живучести орудия, раз­рушающем действии снаряда у цели и по дру­гим параметрам — высокой скорострель­ности и повышенной мощности стволов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

45-мм полуавтоматическая артиллерийская установка 21-К

Зенитное вооружение лидера «Ленинград»: две 76,2-мм артиллерийские установки 34-К, два 45-мм полуавтоматических орудия 21-К и четыре 12,7-мм пулемета ДК.

Установки 34-К находились на крыше кормовой надстройки по одной на борт. Угол их вертикальной наводки - от -5° до 85°, углы горизонтального обстре­ла обеих установок — от 20° до 180° на оба борта. Бозапас подавался механически или вручную. Скоро­стрельность установки до 20 выстр./мин.

Зенитные полу­автоматические орудия 21-К устанавливались на па­лубе нижнего яруса носовой надстройки по одной на каждый борт. Они не имели противоосколочных щитов и механических при­водов наводки. Углы возвышения составля­ли от -5° до +85°,скорострельность - до 25—30 выст./мин. На вооружении лидера «Ленинград» име­лись также четыре зенитных 12,7-мм пулеме­та ДК (прицельная дальность до 3500 м, ско­рострельность — 125 выстр./мин).

Минно-торпедное вооружение

Торпедное воору­жение составляли два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата Н-7 с си­стемой ПУТС-ГАК и парогазовые трехрежимные торпеды типов 53-38, 53-38У и 53-39. Механизм горизонтального наведения ТА Н-7 располагался на его боковой площадке на посту наведения и имел механический (от электродвигателя) и ручной приводы.Скорость поворота аппаратов составля­ла 6°/с, углы обстрела (от траверза) — 30°. Боезапас равнялся 16 торпедам: по четыре в каждом аппарате, и восемь запасных.

На проложенных на палубах лидеров минных рельсах могло размещаться до 84 мин образца 1926 года или 68 образца 1931 года. Для постановки мин имелись мин­ные скаты. Все минное оборудование лиде­ров проекта 1 было рассчитано на поста­новку этих мин в минных заграждениях.

Противолодочное и противоминное вооружение

Для защиты от якорных мин предназна­чались параваны-охранители отечествен­ной конструкции типа К-1. Установленные в носовой оконечности корабля, они на ско­ростях 14—22 уз подсекали якорные мины в полосе 70 м (по 35 м с каждого борта).

Для борьбы с подводными лодками в кормовой части верхней палубы были ус­тановлены рычажные и совковые бомбосб­расыватели. Боезапас составлял 20 боль­ших ББ-1 и 32 малых БМ-1 глубинных бомб.

Авиационное вооружение

Согласно спецификации, на кожухе котельного отде­ления у носовой трубы предусматривались место для размещения легкого самолета-разведчика СПЛ, а на грот-мачте — грузо­вая стрела.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Штурманское вооружение со­ставляли: ги­рокомпас «Курс», магнитные 127-мм и 75-мм шлюпочные компасы, лаг ГО марки 3, лаг типа «Гаусс», эхолот ЭЛ ЗШП, механи­ческий лаг типа «Томпсон» марки IV и руч­ные лоты. На «Ленинграде» в 1937 году был принят после государственных испытаний первый образец гирокомпаса «Курс». В дальнейших модифика­циях был введен ряд усовершенствований, улучшивших точность и эксплуатационные качества, в частности, установили выклю­чатель затухания, обеспечивавший меньшую величину баллистической погрешности. Одной из особенностей размещения на­вигационного оборудования была уста­новка приборов «россыпью», что обеспечивало отсутствие взаимного обмена между приборами.

Для дальней и ближней связи на корабле были установлены радиопередатчики «Шторм-М», «Бухта», «Бриз», радиоприемники «Ме­тель», 45-ПК-1, «Вихрь» и «Дозор». Основ­ной радиопередатчик «Шторм-М» обеспе­чивал дальность связи на длинных волнах до 600 миль, а на коротких — до 3000 миль. Для оперативной (УКВ) радиосвязи имелся приемопередатчик «Рейд».

К концу войны на лидере «Ленинград» были установлены полученные по ленд-лизу от союзников радиолокационные станции обнаружения типа 291 и типа 3Р. РЛС 291 обнаруживала воздушные цели на высоте до 3000 метров и на дистанции 41 км, а надводные корабли (эсминцы, крейсеры) — на дистанции 13— 16 км.

Модернизации и переоборудования

С 1939 года началось изго­товление артустановок Б-13-IIс (2-я серия) с новым досылателем, тормозом отката, лотком ручного заряжания и конструктив­ными изменениями в механизме вертикального наведения. Со второго полугодия 1939 года установки Б-13 стали комплектоваться новыми щитами обтекаемой формы. Вторая серия (Б-13-IIс) выпускалась с 1939 го­да, с 1945 года флоту поставлялись установки 3-й серии.

В 1943 году были установлены четыре 37-мм зенитных автомата 70-К: два на носовой надстройке, а два других были размещены на палу­бе полубака. На верхней палубе в корме уста­новили спаренную 76,2-мм артустановку 81-К и спаренный 37-мм полуавтомат С-30. Устаревшие полуавто­матические орудия 21-К были сняты и заменены четырьмя пулеметами типа ДШК на универсальных станках в носовой и кормовой надстройке.

Итальянские приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) заменили отечественными, модели «Мина» I очереди. В 1944 году на воо­ружение был принят гидродинамический лаг «Гаусс» с более высокой точностью и надежностью в работе.

История службы

Служба лидера «Ленинград» началась в июле 1938 года, когда он ото­шел от достроечной стенки завода № 190. Уже в июле 1939 года, корабль принимал участие в учениях — в составе эскадры выходил из Кронштадта до траверза острова Готланд, где отрабатывались задачи по совместному плаванию.

«Ленинград» в предвоенный период

К началу Второй мировой войны «Ленинград» был включен в состав Отряда легких сил (ОЛС) КБФ. С 24 по 26 сентября лидер вместе с эс­минцем «Стремительный» производил поиск польских подводных лодок у побережья Эстонии, а также в западной части Рижского залива. 24 сентября при осмотре эстонской бухты Ерулахт, корабль произвел три безрезультатных залпа из двух орудий с дис­танции 60 кб под предлогом обстрела секретной базы польских подвод­ных лодок. После заключения между СССР и Латвией пакта о взаимопомощи 1-й дивизион эсминцев во главе с лиде­ром «Ленинград», базировался в наиболее оборудованном порту — Лиепае.

Проводка ледоколами кораблей Балтийского флота на боевое задание; на первом плане — лидер «Ленинград»

После начала Советско-финляндской вой­ны по приказу Военного совета КБФ 5 де­кабря 1939 года был образован отряд особого назначения для занятия островов Лавенсари и Сескар. Командиром отряда стал капитан 1 ранга С.С.Рамишвили, который разместился на «Ле­нинграде». Судно находилось в со­ставе группы кораблей эскадры Балтийского флота, основной задачей которой было подавление фланговых батарей противни­ка, обстрел финского побережья и поддер­жка артогнем высадки десанта на острова Суурсари (Гогланд), Сескар и Лавенсари. В первый день войны корабль уже участвовал в обстреле финских островов. Следующий боевой выход судна состоялся 10 декабря для обстрела 254-мм батареи на острове Торсари (Тиуринсари). Из-за плохой видимости выполнить боевые задачи «Ленинград» не смог и, не открывая огня, повернул на обратный курс. В это время ба­тарея противника начала артобстрел и первым же залпом накрыла судно. «Ленинград», иссеченный осколками от близких разрывов снарядов, вернулся в базу, где был про­изведен ремонт в мастерских порта.

В середине янва­ря 1940 года после устранения повреждений от предыдущего похода лидер был снова направ­лен для дозорной и блокадной службы в се­верной части Балтийского моря, в районе маяка Бенгтшер. После возвращения на базу через льды толщиной до 0,3 м корпус «Ленинграда» оказался деформиро­ванным от 0 до 140 шп. Отдельные вмятины корпуса достигали в высоту 2 м и ширину 6 м, а стрелка прогиба доходила до полуметра. От сильного сдавливания корпуса корабля льдами во многих местах разошлись швы наружной обшивки и топливных цистерн. В таком «небоевом» состоянии лидер был по­ставлен в ремонт.

Накануне Великой Отечественной вой­ны лидер «Ленинград» входил в состав 4-го дивизиона ОЛС, дислоцировавшегося в Тал­лине, где его и застало начало боевых дей­ствий. Уже в ночь на 23 июня лидер в составе отряда кораблей под флагом командующе­го эскадрой Балтийского флота контр-адми­рала Д.Д. Вдовиченко вышел в море на свою первую минную постановку на линии Ханко-Осмуссар, которая была выполнена без помех, после чего отряд возвратился в Глав­ную базу КБФ. Приняв в минной гавани Таллина мины образца 1926 года, в ночь на 25 июня в составе того же отряда корабль вновь вышел на их постановку, а к 10 ч утра отряд без потерь возвратился в базу. «Ленинград» часто привлекался к минным постановкам, и в течение нескольких выходов выставил около 400 мин заграждения, постоянно находясь под об­стрелом береговых батарей и бомбовыми ударами авиации противника.

Тем временем сухопутные силы противника блокировали со стороны суши Таллин, где сосредоточились к тому времени основные силы КБФ. Для помощи в обороне Таллина 10 августа 35 человек из экипажа лидера были направ­лены на фронт. Все крупные корабли, в том числе и «Ле­нинград», с 22 августа были включены в си­стему обороны города в качестве средств артиллерийской поддержки. 24 августа, согласно рапортам коррек­тировочных постов, артиллерийским огнем крейсера «Киров» и лидера «Ленинград» была разрушена переправа в районе мызы Йыгису через реку Кейла-Йыги, где уничто­жено и повреждено 20 танков. 27 августа был получен приказ Во­енного совета КБФ сухопутным войскам и частям флота об отходе с линии фронта и подготовке кораблей и судов КБФ к пере­ходу в Кронштадт и Ленинград. Переход пришлось совершать через многочисленные плотные минные поля, на которых подорвался лидер «Минск», который входил в состав второй группы. Во время движения рядом с «Ленинградом» обнаружили три плавающие мины, которые расстреляли ог­нем из 45-мм орудий.

С завершением перехода главных сил флота из Таллина в Кронштадт «Ленинград» был включен в систему обороны города, где выста­вил более 80 мин в 18 минных заграждени­ях. Тогда же он выходил в район Ораниен­баума, где вел огонь по сухопутным целям противника, поддерживая войска Ленинг­радского фронта. С целью сохранения кораблей от вражеских авианалетов и усиления обо­роны Ленинграда основные силы флота были переведены из Кронштадта в Ленинград. Корабль пополнил Западную группу кораблей, размещенных в Торговом порту для под­держки артиллерийским огнем частей 8-й и 42-й армий.

22 сентября 1941 года «Ленинград» во время контрбатарейной стрельбы получил повреж­дения корпуса, механизмов и некоторых приборов от взрыва одного из снарядов про­тивника вблизи борта корабля. Лидер пере­вели к Канонерскому острову, и 12 октября германский 203-мм снаряд пробил корпус корабля, при этом через пробоину затопило две цистерны — топливную и питьевой воды. От осколков другого снаряда на палубе судна загорелся пороховой заряд, приготовленный для стрельбы главным калибром. Смертель­но раненый осколками, командир орудия старшина 2-й статьи В.С. Кузнецов дотянул­ся до горящего заряда и пополз с ним к бор­ту, чтобы сбросить в воду, но силы остави­ли моряка и заряд взорвался у него в руках. Пожар удалось ликвидировать силами эки­пажа. Приказом командующего флотом, имя героя было навечно занесено в список экипажа «Ленинграда». Из-за повреждений от попадания снаря­да, пробившего оба борта, 14 октября корабль поставили на ремонт у стенки завода № 196.

«Ленинград» во время ремонта на заводе № 196 в блокадном городе

Во время эвакуации гарнизона с полуострова Хан­ко произошел подрыв лидера на мине, вышел из строя ле­вый ГТЗА, в наружной обшивке корпуса (в носовом машинном отделении, централь­ном артиллерийском посту и четвертом артпогребе) появились трещины и вмятины. От поступления забортной воды было затопле­но семь нефтяных цистерн, вышли из строя лаги и гирокомпас. 25 ноября «Ленинград» был поставлен на ремонт к стенке завода № 196, который осуществ­лял ремонт совместно с Балтийским заво­дом. Ремонт лидера проходил одновременно с модернизацией его систем, в частности установкой размагничивающей противоминной системы, усилением зенитного вооружения, защитной амортизацией приборов и оборудования, а также подкреплением кор­пуса. После заверше­ния ремонта, в мае 1942 года, «Ленинград», вклю­ченный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника, занимая разные огневые позиции на Неве. Однако, 14 мая в результате очередного ог­невого налета противника на город, корабль опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт.

Весь 1943 год корабль участвовал в нанесении мас­сированных артиллерийских ударов по уз­лам сопротивления противника в полосе наступления 55-й армии Ленинградского фронта. В январе 1944 года «Ленинград» был включен во вторую группу артиллерийской поддержки. В этой группе, из восьми орудий калибра 130 мм пять при­надлежали лидеру. Группа должна была сво­им огнем содействовать наступлению войск 42-й армии в операции по снятию блокады Ленинграда в направлении Пулково—Воро­нья гора, где находились наиболее мощные оборонительные сооружения противника. За период с 14 по 20 января корабль (командир капитан 2 ранга В.М.Климов) своим огнем эффективно содействовал прорыву блока­ды. В результате контрбатарей­ной стрельбы «Ленинград» вместе с эсминцем «Свирепый» только 17 января при рас­ходе 268-ми снарядов калибра 130 мм по­давили две батареи противника в районе Урицка.

10 февраля 1944 года советские войска перешли в наступление. Для оказания содей­ствия 55-й и 67-й армиям выделялись ко­рабли КБФ, в том числе и «Ленинг­рад», которые своей артиллерией подавля­ли очаги сопротивления противника.

«Ленинград» на Неве после окончания войны

Для огневого содействия войс­кам фронта на Карельском перешейке флот выделил корабельную артиллерию, которая должна была действо­вать в полосе наступления 21-й армии Ле­нинградского фронта, наносившей удар на выборгском направлении. На время этой операции 130-мм орудия судна, занимавшего огневую позицию на Малой Неве, были включены в состав кора­бельной артиллерии. 10 июня орудия «Ленинг­рада» участвовали в мощном артобстреле по­зиций противника. Утром 11 июня армейс­кое командование сообщило, что в выходе кораблей в море для поддержки войск нет необходимости — наступление развивает­ся успешно. Затем, до конца войны лидер залечивал «раны», не выходя в море дальше Кронш­тадта ввиду минной опасности.

С 15 февраля 1946 года по 24 декабря 1955 года лидер входил в состав 8-го ВМФ, затем — Краснознаменного Балтийского флота. 12 января 1949 года он был от­несен к подклассу эскадренных миноносцев. С 19 декабря 1951 по 25 ноября 1954 го­да «Ленинград» прошел капитальный ремонт и модернизацию. После короткой службы, 18 апреля 1958 года эсминец был выведен из боевого состава флота и переформиро­ван в корабль-цель ЦЛ-75. Осенью 1959 го­да бывший лидер перевели на Север и 13 октября того же года включили в состав Северного флота. 15 сентября 1960 года ЦЛ-75 разору­жили и переклассифицировали в плавказарму ПКЗ-16, а 10 августа 1962 года — в суд­но-мишень СМ-5.

Гибель

В мае 1963 года судно использовалось при испытаниях ко­рабельного ракетного комплекса крейсера «Грозный» (проект 58) и стояло на якоре в Кандалакшском заливе. Его поразили две крылатые ракеты «П-35» ракетного комплекса: одна из них прошила надстройку в районе радиорубки, вторая пробила борт выше ва­терлинии в районе машинного отделения. К времени подхода буксиров, корабль с небольшим креном оставался на плаву. За­вели тросы, поставили понтоны, однако после наступления темноты работы по буксировке решили проводить утром. С рассветом мишень на поверхности обнаружена не была: бывший лидер принял много воды и лег на грунт. Однако, глубины здесь оказались небольшими, и после того как в понтоны накачали воздух, мишень всплыла. Предполагалось буксировать ее в Се­веродвинск, но на переходе выяснилось, что мишень едва держится на воде. От буксировки в дальнейшем отказались, опасаясь затопления судна на фарватере узко­го входного канала Северодвинского пор­та. В итоге СМ-5 оставили на отмели у одного из Соловецких остро­вов — с восточной стороны острова Сенная Луда. То, что осталось от лидера «Ленинград», и сегодня находится на этой отмели.

Командиры

  • капи­тан 3 ранга Ф.Т.Тарасов (1932-1939)
  • ка­питан 3 ранга С.Д.Солоухин (1939— 1941)
  • капитан 3 ранга Г.М.Горбачев (1941—до ноября 1942)
  • капитан 2 ранга М.Д.Полегаев (ноябрь—декабрь 1942)
  • капитан 2 ран­га Г.С.Абашвили (декабрь 1942—сентябрь 1943)
  • капитан 3 ранга Н.Н.Ротинов (сен­тябрь—20 ноября 1943)
  • капитан 2 ранга В.М.Климов (20 ноября 1943-27 января 1945)
  • капитан 3 ранга П.Т.Гребенчук (вре­менно исполняющий должность с 27 января по апрель 1945)
  • капитан 2 ранга Е.П.Збрицкий (апрель—май 1945)
  • капитан 2 ранга Т.Г.Катышев (с мая 1945)
  • капитан 3 (затем 2) ранга Г.П.Васильев (1946-1947)

Этот корабль в искусстве

Режиссером В.В.Гребнёвым в 1939 году было снято 40% фильма «Лидер «Ленинград», однако съемки были прерваны началом советско-финской войны. Из отснятых материалов некоторые были использованы в киноуроках по стрельбе из главного калибра. В фильме «ВМФ СССР. Хроника победы №13. «Лидер эсминцев» рассказывается, в частности, об этапах становления советского кораблестроения, постройке и службе лидера проекта 1 «Ленинград».

Галерея изображений

См. также

Лидер проекта 20И «Ташкент»

Литература и источники информации

Ссылки

Литература

Категории:
 
Форум геймеров в Рейтинг@Mail.ru