Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Макаров Степан Осипович в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Макаров Степан Осипович

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Процесор i7 4790k без розгона в игре world of tank... Shox Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 23:16
Пацаны если я продам танк 7 лвла я смогу купить 8 ... bbCTAC Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 22:46
Награда отWGдля верных игроков BOJlOHTEP Общение танкистов 5 2016-12-07 23:06
после установки новой видеокарты ворлд оф танкс вн... qwerty.wf Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 22:05
Когда улучшат графику в wot ? mine Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-07 21:39
выкидывает при простое игры world of tanks,модов н... вадим123123231 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-07 19:59
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Макаров, Степан Осипович

Степан Осипович Макаров
Годы жизни 1848 — 1904 гг.
Место рождения Николаев, Российская империя
Гражданство Российская империя
Годы службы 1863—1904
Основные события
Вершина карьеры
Награды
Макаров Степан Осипович(27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу - повышению боеготовности флота России.

Биография

Степан Осипович Макаров родился в 1848 г. в семье прапорщика Осипа Федоровича Макарова, женатого на дочери унтер-офицера. Раннее детство Степан провел в Николаеве,в девять лет уехал с семьей в Николаевск-на-Амуре. Там поступил в штурманское морское училище, которое готовило штурманов; благодаря своим способностям и знаниям был замечен командиром порта Николаевска-на-Амуре контр-адмиралом Козакевичем и назначен для службы в тихоокеанской эскадре. Ходил на различных судах, в это время осваивая морское дело, успешно сдал выпускные экзамены. По ходатайству и желанию Козакевича перед высшим командованием в Петербурге Степан Макаров в 1867 г. был произведен в гардемарины с зачислением в воспитанники Морского кадетского корпуса. После двухлетних учебных плаваний в Атлантическом океане Степан Осипович заслужил производство в первый офицерский чин - мичмана. Уже в 1867 г. он напечатал в "Морском сборнике" свою первую научную статью - "Инструмент Аткинса для определения девиации в море".

В первом же офицерском плавании на броненосной лодке "Русалка" в 1869 г. Макаров начал исследовать проблему непотопляемости корабля (толчком к этому послужила авария "Русалки", севшей на мель и едва не затонувшей). Молодой офицер предложил новаторские идеи: о разделении корабля на водонепроницаемые отсеки, об установлении магистральных трубопроводов с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовании специальных пластырей для заделывания пробоин. В дальнейшем Макаров много раз обращался к исследованию проблемы непотопляемости корабля и опубликовал на эту тему несколько трудов.

Русско-турецкая война

В 1876 г. Степан Осипович был переведен на Черноморский флот. В это время на Балканах зрела война, и Макаров выдвинул проект, в котором предложил переоборудовать быстроходные паровые корабли для перевозки минных катеров в район стоянки судов противника с целью производства атак. Получив в свое командование пароход "Великий князь Константин", лейтенант Макаров за четыре месяца кропотливой инженерной работы переоборудовал его в соответствии со своим проектом, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. К началу русско-турецкой войны в апреле 1877 г. пароход встал в боевой строй и вскоре начал крейсерские действия у турецких Анатолийских берегов. Макаров осуществил несколько успешных атак турецких кораблей спускаемыми на воду катерами, использовал шестовые мины, впервые в русском флоте применил самодвижущуюся мину-торпеду Уайтхеда. Менее чем за год он получил шесть наград: золотое оружие, ордена святого Владимира 4-й степени и святого Георгия 4-й степени, чин капитан-лейтенанта, капитана 2-го ранга, звание флигель-адъютанта. Успехи Степана Осиповича выдвинули его в число лучших молодых офицеров флота.

После окончания войны Макаров занимался эвакуацией войск, а в 1880 - 1881 гг. был привлечен генералом М.Скобелевым к участию в среднеазиатской Ахалтекинской экспедиции. На новом театре военных действий он организовывал водную доставку грузов и припасов из Астрахани в Красноводск. Знаменитый Скобелев был чрезвычайно доволен своим помощником по морской части, и в знак взаимного расположения они обменялись Георгиевскими крестами (со скобелевским Георгием Макаров не будет расставаться до последнего дня своей жизни).

В конце 1881 г. Степан Осипович был назначен командиром парохода "Тамань", стоявшего стационаром в Константинополе. Корабль почти не двигался, что побудило Макарова 'заняться исследованием течений в проливе Босфор. Написанный в результате этих исследований труд "06 обмене вод Черного и Средиземного морей" был удостоен премии Российской Академии наук. С 1882 г. капитан 1-го ранга Макаров служил на Балтийском флоте, постоянно выдвигал новые идеи по улучшению оборудования кораблей и их боевого использования. В 1886 - 1889 гг., командуя парусно-винтовым корветом "Витязь", он совершил кругосветное плавание из Кронштадта - через Магелланов пролив, Иокагаму, Сингапур, Суэцкий канал, Гибралтар. Степан Осипович провел многие гидрологические и метеорологические наблюдения, которые затем изложил в двухтомной работе «"Витязь" и Тихий океан». Плавание получило широкую известность и принесло исследователю новые награды от Академии наук.

В 1890 г. Макаров, произведенный в контр-адмиралы, стал младшим флагманом на Балтийском флоте, в следующем году - главным инспектором морской артиллерии. Сочетая инспекторскую работу с исследованиями, он изобрел бронебойные наконечники к артиллерийским снарядам, которые впоследствии успешно использовались в русско-японской войне. Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891—1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16%, но при этом несколько ухудшалась кучность. С 1894 г. Степан Осипович командовал эскадрой в Средиземном море, держа флаг на броненосце "Николай 1", затем с эскадрой перешел в Тихий океан. В связи с агрессией Японии против Китая (1894 - 1895 гг.) он предложил командующему тихоокеанской эскадрой адмиралу Тыртову ряд мер по укреплению флота на случай войны. В отличие от многих высших петербургских сановников и военно-морских чинов Макаров предвидел возможность столкновения с Японей и отчетливо представлял трудности этой войны. Результатом раздумий флотоводца-ученого над проблемой боевой готовности русского флота стал его капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики" (1897 г.). В труде с эпиграфом "Помни войну" он изложил основы ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота, большое внимание было уделено также анализу роли морального фактора в морских сражениях. Свои мысли о подготовке к войне вице-адмирал (этот чин Макаров получил в 1896 г.) отстаивал в комиссиях по обсуждению судостроительной программы и вооружению приморских крепостей. Он настаивал на разработке плана ведения возможной войны на Дальнем Востоке, на скорейшем укреплении Порт-Артура и Владивостока, но Военное и Морское министерства действовали очень медленно, не поручая энергичному адмиралу ни новых дел, ни новых постов.

В конце 90-х гг. Макаров переключил свою энергию на арктические исследования, и плодом его деятельности стал первый в России ледокол "Ермак". Самый мощный в мире ледокол строился в Ньюкасле по его инициативе, под его наблюдением и приличном участии Степана Осиповича в конструировании многих узлов. В марте 1899 г. он перешел на построенном ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель (Таллин). После этих испытаний Макаров водил "Ермак" в арктические экспедиции к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой Земли. В 1899 г. Степан Осипович был назначен главным командиром Кронштадтского порта. При спасении в 1900 г. броненосца "Генерал-адмирал Апраксин" у острова Гогланд по предложению Макарова использовалась радиосвязь - изобретение А.С.Попова.

Русско-японская война

Помня о надвигающейся войне с Японией, Степан Осипович сожалел, что ему не поручают дальневосточных дел. "Меня не пошлют, - писал он осенью 1903 г. своему другу моряку Ф.Врангелю, - пока не случится там несчастия; а наше положение там крайне невыгодно". Макаров по-прежнему много писал, в 1903 г. издал труд "Без парусов", в котором он изложил свои взгляды на обучение и воспитание личного состава парового военного флота.

В конце января 1904 г. грянула война с Японией, и сразу же Макаров обратился к морскому министру с письмом, где высказал свои опасения по поводу судьбы тихоокеанской эскадры и Порт-Артура. Первые дни войны подтвердили опасения мудрого моряка: русский флот был атакован японцами, понес ощутимые потери и, отступив в Порт-Артурскую гавань, оказался в сложном положении. В феврале высочайшим повелением Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане, и ему пришлось своей жизнью заплатить за те ошибки, которые он тщетно пытался предотвратить с Кронштадта.

Прибыв в Порт-Артур 24 февраля и на месте ознакомившись с ситуацией, Макаров начал энергично действовать. Вслед за инструкциями для боя, организации сигнальной связи, перекидной стрельбы, разведения котлов, разосланными по эскадре, он приступил к практическому обучению экипажей. Командующий организовал регулярные выходы эскадры в море для производства маневрирования и стрельб, ведение тщательной разведки противника, постановку минных и других заграждений в Порт-Артурской гавани, траление мин противника на внешнем рейде. Макаров запросил в Морском министерстве переброски по железной дороге из Балтики в Порт-Артур в разобранном виде восьми миноносцев и неразобранных сорока двадцатитонных миноносок, но эта просьба так и осталась без внимания. Все же благодаря усилиям командующего Тихоокеанский флот оживал, в нем появился дух бодрости и инициативы. Дважды Макарову активными действиями своих кораблей удалось предотвратить попытки японского флота адмирала Того запереть русскую тихоокеанскую эскадру на внешнем рейде и заблокировать Порт-Артур. В этих боевых действиях командующий принимал личное участие.

30 марта 1904 г. Степан Осипович выслал отряд миноносцев в разведывательный рейд, а на следующее утро, узнав, что один из миноносцев ("Страшный") расстреливается японцами в море, выслал ему на выручку крейсер "Баян", затем и сам вышел в море, держа флаг на броненосце "Петропавловск". Отогнав неприятеля и преследуя его, Макаров встретил главные силы японского флота и повернул назад, в Порт-Артурскую гавань. В 2,5 милях от берега "Петропавловск" подорвался На японской якорной мине, от взрыва мины произошла детонация боезапаса в носовом артиллерийском погребе, и в результате нового мощного взрыва корабль быстро затонул. Так погиб вице-адмирал Макаров.

С гибелью любимого командующего офицеры и матросы поняли, что утеряна последняя надежда на улучшение положения. И в действительности, узнав о Гибели Макарова, японцы резко активизировали свои действия на море и суше; в декабре они овладели Порт-Артуром, затем разбили русские эскадры, пришедшие с Балтики, в Цусимском сражении. Поражение России в войне стало неизбежным.

Степан Осипович Макаров погиб на 56-м году жизни, честно исполняя свой долг по защите родины. Перед светлой памятью русского флотоводца и ученого-новатора склонили голову друзья в России и люди далеко за ее пределами. В честь его был назван броненосный крейсер, в Кронштадте и Николаеве сооружены памятники. Славный моряк оставил потомкам свыше пятидесяти научных работ.

Трагическая гибель вице-адмирала Макарова в начале русско-японской войны 1904 - 1905 гг. стала невосполнимой потерей для российского военного флота, которому он самозабвенно служил более сорока лет. Степан Осипович прославился не только как флотоводец: он был и видным ученым, исследователем, изобретателем, путешественником. Выходец из народа, одаренный ясным и практичным умом, Макаров выделялся среди морских начальников смелостью идей и умением воплощать их в жизнь, мужеством, необыкновенной работоспособностью, пониманием нужд моряков

Основные даты жизни и деятельности

  • 1848 27 декабря (1849 9 января) Макаров родился в г.Николаеве.
  • 1858 сентябрь Переезд семьи Макаровых в Николаевск-на-Амуре и поступление С. О. Макарова в Николаевское морское училище.
  • 1863 июль - 1864 май Плавание Макарова на клипере "Абрек", а затем на флагманском корвете "Богатырь" в Сан-Франциско. Начало дневника.
  • 1864 август Возвращение Макарова в Николаевск.
  • 1865 Макаров оканчивает Николаевское морское училище и назначается в плавание на пароходе "Америка".
  • 1865 Макарова переводят в Тихоокеанскую эскадру на корвет "Варяг".
  • 1866 11 ноября Назначение Макарова на флагманский корабль "Аскольд", отправляющийся в Кронштадт.
  • 1867 14 июля Производство Макарова в гардемарины.
  • 1867 - 1869 Плавание Макарова на фрегате "Дмитрий Донской".
  • 1869 24 мая Производство Макарова в мичманы и назначение его вахтенным начальником на броненосную лодку "Русалка".
  • 1870 март Появление в журнале "Морской Сборник" первого печатного труда Макарова "Броненосная лодка "Русалка".
  • 1870 ноябрь Назначение Макарова на паровую шхуну "Тунгус", отправляющуюся на Дальний Восток.
  • 1871 1 января Макарова производят в лейтенанты.
  • 1871 14 июня "Тунгус" прибывает во Владивосток. Конец кампании. Макарова спешно вызывают в Петербург (декабрь).
  • 1875 март Появление на страницах журнала "Морской Сборник" исследований мичмана Макарова "О непотопляемости судов".
  • 1876 13 декабря Назначение Макарова командиром парохода "Великий князь Константин".
  • 1877 28 мая Минными катерами с парохода "Константин" подорван у Сулина турецкий броненосец "Иджалие".
  • 1877 июль Сожжение пароходом "Константин" в Босфоре трех турецких кораблей.
  • 1877 август Пароход "Константин" оказывает помощь отряду полковника Шелковникова у Гагринского ущелья.
  • 1877 l2 августа В Сухуми поврежден турецкий броненосец "Шевкет".
  • 1877 16 декабря В Батуми Макаров впервые Применил самодвижущиеся мины.
  • 1878 14 января Потоплен в Батуми турецкий корабль "Интибах" в 700 тонн водоизмещением.
  • 1878 Смерть отца Макарова в г. Николаеве.
  • 1879 ноябрь Женитьба Макарова на Капитолине Николаевне Якимовской
  • 1880 Назначение Макарова в Ахал-Текинскую экспедицию.
  • 1881 Назначение Макарова командиром стационара "Тамань" в Константинополе.
  • 1882 лето Назначение Макарова флаг-офицером начальника отряда Балтийского моря контр-адмирала Шмидта.
  • 1883 Рождение дочери Ольги.
  • 1885 март Выступление в Географическом обществе с докладом о течениях в Босфоре.
  • 1885 Макаров вносит в морское министерство проект о мобили зации кораблей.
  • 1885 март Назначение Макарова командиром броненосного фрегата "Князь Пожарский".
  • 1885 17 сентября Назначение Макарова команди ром корвета "Витязь".
  • 1886 февраль и март. Опубликование в журнале "Морской Сборник" труда Макарова "В защиту старых броненосцев и новых усовершенствований".
  • 1886 31 августа "Витязь" отправляется из Кронштадта в крутосветное плавание.
  • 1886 Рождение второй дочери, Александры (впоследствии Голубевой).
  • 1887 Присуждение Академией наук премии за труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей".
  • 1888 Смерть дочери Ольги.
  • 1889 20 мая Окончание кругосветного плавания на "Витязе".
  • 1890 1 января В возрасте 41 года (21 1/2 года службы в офицерских чинах) Макаров произведен за отличие по службе в контрадмиралы, с назначением младшим флагманом Балтийского моря.
  • 1890 зима Выступление на Всероссийском съезде естествоиспытателей и врачей с докладом "О разности уровней морей, омывающих берега Европы".
  • 1890 Назначение председателем комиссии по испытанию артиллерии на броненосце "Император Александр II".
  • 1891 8 октября Назначение исполняющим должность главного инспектора морской артиллерии.
  • 1892 май Макаров передает в Академию наук свой труд "Витязь" и Тихий океан".
  • 1892 Рождение сына Вадима.
  • 1893 Академия наук присуждает Макарову полную премию за труд ""Витязь" и Тихий океан".
  • 1893 Поездка за границу для осмотра заводов, изготовляющих орудия и броню.
  • 1894 июнь Опубликование в "Морском Сборнике" работы "Разбор элементов, составляющих боевую силу судов".
  • 1894 2 декабря Назначение командующим эскадрой Средиземного моря. (В этой должности Макаров состоял до конца января 1895 г.)
  • 1896 1 января Назначение старшим флагманом I флотской дивизии, находящейся в Кронштадте.
  • 1896 декабрь Чтение лекций в Кронштадтском морском собрании на тему: "Рассуждения по вопросам морской тактики".
  • 1897 Опубликование в "Морском Сборнике" работы Макарова "Рассуждения по вопросам морской, тактики".
  • 1897 12 марта Выступление в Академии наук с докладом об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов.
  • 1897 29 июня Макаров отправляется через Стокгольм в плавание на Шпицберген в далее к берегам Сибири.
  • 1897 19 сентября Возвращение из путешествия в Петербург.
  • 1897 24 декабря Подписание договора на строительство ледокола "Ермак" в Ньюкастле.
  • 1898 17 октября Спуск "Ермака".
  • 1899 20 февраля Окончание постройки "Ермака" и его приемка.
  • 1899 4 марта Прибытие "Ермака" в Кронштадт.
  • 1899 1 апреля Избрание Макарова членом-корреспондентом Главной Физической Обсерватории.
  • 1899 29 мая "Ермак" выходит из Ньюкастля в первое полярное плавание.
  • 1899 6 декабря Назначение Макарова главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором г. Кронштадта.
  • 1901 февраль Выход в свет труда Макарова ""Ермак" во льдах".
  • 1901 16 мая "Ермак" вторично отправляется в полярное плавание из Кронштадта.
  • 1901 13 октября Макаров освобождается от руководства "Ермаком".
  • 1904 1 февраля Назначение Макарова командующим флотом на Тихом океане.
  • 1904 31 марта (13 апреля) Гибель Макарова на броненосце "Петропавловск".

Увековечивание памяти

Имя Степана Осиповича Макарова носят:

  • город в Сахалинской области;
  • котловина Макарова;
  • Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;
    Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина);
  • Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке;
  • несколько улиц в различных городах России и Украины.

Памятники в Кронштадте, Николаеве, Владивостоке.

  • Бюст в городе Смоленске (автор Фишман П. А.).
  • Обелиск в селе Янракыннот Чукотского АО.
  • Картина А. В. Завьялова «Адмирал С. О. Макаров и В. В. Верещагин на броненосце „Петропавловск“»
  • Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров».
  • 1908, 15 апреля — поднят флаг на построенном в память Степана Осиповича Макарова крейсере «Адмирал Макаров».
  • 1913, 24 июля — в Кронштадте открыт воздвигнутый на добровольные пожертвования памятник С. О. Макарову с надписью на постаменте: «Помни войну!».
  • 1948, декабрь — Высшему мореходному арктическому училищу в Ленинграде присвоено имя С. О. Макарова.
  • 1984 — выход на киностудии «Леннаучфильм», научно-популярного фильма «Адмирал Макаров» (режиссёр — В. Гуркаленко, операторы В. Петров, В. Ильин, В. Смирнов). Фильм неоднократно демонстрировался по центральному телевидению.
  • 2005 — Китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура были найдены останки 6 тел, на одном из которых были частично сохраненные адмиральские знаки различия. Останки были переданы китайским властям, которые захоронили их в братской могиле, на месте укреплений Литеры Б, но так как экспертиза по идентификации останков не проводилась, имя адмирала остаётся неизвестным.

Литература об адмирале Макарове

  • Врангель Ф.Ф. Памяти С. О. Макарова. "Морской Сборник", 1904, N 7.
  • Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал С. О. Макаров. Биографический очерк. СПб, 1911 г., ч. 1, (317 стр.); 1913, СПб, ч. II, Изд. Главн. Морского Штаба.
  • Грибовский В.Ю. Катастрофа 31 марта 1904 г.: [Гибель броненосца "Петропавловск"] // Гангут. - 1992. - Вып. 4.-С. 30-49.
  • Ислямов. Пробное плавание "Ермака" на север в 1899 г. Записки по гидрографии т. XXIII, 1901 г.
  • Бутаков. Памяти С. О. Макарова. "Морской Сборник", 1904 г., N 9.
  • К. Житков. Светлой памяти Макарова. Известия общества офицеров флота, 1912, NN 5 и 7.
  • Семенов В.И. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров: [О рус. флотоводце С.О. Макарове (1849 - 1904)] // Мор. сборник. - 1994. - № 1-3.
  • Семенов В. И. . Дедушка минного флота. Воен. Вестник, 1909.
  • Семенов В. И. . Адмирал Макаров. "Вестник Европы", 1910, N 3. То же, отдельное издание М. О. Вольфа, 1913.
  • А. Шторре. Памяти С. О. Макарова, "Вестник Европы", 1910, N 3.
  • В. П. Шмидт. Гибель эскадренного броненосца "Петропавловск". "Морской Сборник", 1911, N 9.
  • В. П. Шмидт. Из воспоминаний минного офицера на броненосце "Петропавловск", СПб, 1913 г.
  • Деятельность адмирала Макарова в Тихом океане. "Морской Сборник", 1912, NN 7 и 9.
  • Вице-адмирал Макаров. Биограф, очерк. Кронштадт, 1912 г.
  • Ю. Шокальский. Памяти адмирала С. О. Макарова. Записки по гидрографии, т. XXXVIII, вып. 2, СПб, 1914.
  • Книги и статьи, изданные после 1917 года
  • Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении. -Л.: Судостроение, 1977. - 255 с.: ил.
  • Лурье А.Я. С.О. Макаров (1848 - 1904). - М.: Воениздат, 1949. - 304 с.: ил. Макаров С.О. Документы. Т. 1 - 2 / Под ред. А.А: Самарова. - М.:
  • Военмориздат, 1953-1960. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. - М.: Воениздат, 1943. -516 с.: ил.
  • Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. - М.: Воениздат, 1994. - С. 365- 459.
  • Островский Б.Г. Адмирал Макаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 1954. - 343 с.: ил.
  • Потапов Ю.П. Степан Осипович Макаров: (1848 - 1904). -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. -213 с.: ил.
  • Семанов С.Н. Макаров. - 2-е изд., испр. - М.: Мол. гвардия, 1988 - 287 с.: ил. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 1(515)).
  • Шишов А.В. Флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. - М.: Знание, 1989. - 64 с.- (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Защита Отечества"; № 7).

Источники информации

Галерея изображения

Категория: