Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Торговый авианосец в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Торговый авианосец

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
хохлы создали новый танк "Азовец" ! теперь ДНР и Л... ruslan400 Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-10 19:35
новогоднее 6 чувство pester Читы и моды World of Tanks от AhmeDDD 8 2016-12-10 19:40
акк Т37 и Т29 открыты 10лвл. int Рынок World of Tanks 0 2016-12-10 18:41
Помогите с танком) Владими Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-10 18:16
Какой инвайд на тест сервер танки онлайн МММ?! ска... Probnik Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-10 18:21
в премиум магазине в wot можно ли оплатить картой ... DFEFGDFETFGE Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 18:02
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
Перехват катапультным истребителем SeaHurricane торпедоносца Не-111
Торговый авианосец — класс вооруженных торговых судов, созданный и использовавшийся Великобританией в годы Второй Мировой и Фолклендской войн.

История появления

Во время битвы за Атлантику Королевский Флот Великобритании испытывал значительные трудности с сопровождением трансатлантических и других конвоев. В частности, имелась нехватка эскортных авианосцев, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону конвоев. При этом мощностей и ресурсов на постройку эскортных авианосцев у Великобритании было недостаточно.

Для решения этой проблемы в 1941-1944 создавались эрзац-авианосцы из торговых судов, способные хотя бы частично решить проблему недостаточности ПВО и ПЛО. Различные торговые суда, сухогрузы и танкеры, оснащались некоторым авиационным оборудованием, таким, как авиакатапульты и летные палубы, и вооружались несколькими самолётами, при этом они не всегда включались в состав Королевского Флота и основной их задачей в любом случае оставались грузоперевозки.

Первым примером такой модернизации является HMS Audacity, перестроенный в 1941-м из захваченного годом ранее германского линейного сухогруза Hannover. Но Audacity не сохранил возможности грузоперевозок и считался полноценным боевым кораблем Королевского Флота.

Были разработаны два типа модернизаций: в MAC-ship'ы и в CAM-ship'ы.

CAM-ship

CAM-ship HMS Arguani

CAM-ship - Catapult Aircraft Merchant, торговое судно с катапультным самолётом - торговое судно, оснащенное паровой авиакатапультой, аналогичной применяющейся на авианосцах и крупных боевых кораблях, и несущее в трюме один-два самолёта. Для запуска с катапульты использовались списанные истребители Hawker Hurricane Mk.I, модернизированные до типа Sea Hurricane Mk.I. Из-за этих особенностей самолёты называли Hurricat'ами или "катафайтерами".

Sea Hurricane на катапульте CAM-ship'а

Истребители предназначались для перехвата дальних разведчиков Люфтваффе Fw-200 Кондор и Bv-138 Морской дракон, которые имели огромный боевой радиус и могли атаковать суда бомбами и наводить на конвои субмарины вне зоны прикрытия береговой авиации. После атаки пилоту истребителя предлагалось лететь к берегу или покинуть самолёт с парашютом и ожидать спасательную команду.

Кроме КAM-шипов, носителями "катафайтеров" и первой пробой их проекта переоборудования являлись 5 судов Королевского флота, переоборудованные в 1940-41. Их называли Fighter catapult ship, что можно перевести как «носители катапультных истребителей».

Экипажами Харрикэтов являлись пилоты RAF из сформированного весной 1941-го подразделения Merchant Ship Fighter Unit(MSFU). В трансатлантических походах на КAM-шипе обычно находилось по одному самолёту и пилоту, в арктических и средиземных - по два. После прибытия в порт назначения Харрикэт обычно запускался с катапульты и приземлялся на ближайший аэродром, а время между рейсами пилот проводил в непрерывных полётах для сохранения пилотских навыков. После возвращения в Великобританию проводилась ротация экипажей. В зимних арктических конвоях катапультные истребители не задействовали.

Первые пять КАМ-шипов вошли в Королевский Флот и управлялись военными экипажами, остальные оставались гражданскими судами с военным подразделением на борту.

Всего с весны 1941-го по лето 1943-го было оборудовано 35 КАМ-шипов, 12 из них были потеряны в боях.

Список боевых запусков CAM-шипов
Дата Судно/Конвой Результат
3 августа 1941 HMS Maplin / OG 17 Fw-200 сбит, пилот спасен эсминцем
1 ноября 1941 SS Empire Foam Fw-200 отогнан, пилот спасен эсминцем
26 апреля 1942 SS Empire Morn / QP 12 Bv-138 отогнан, Ju-88 сбит, пилот погиб в воздухе
26 мая 1942 SS Empire Lawrence / PQ 16 Два Не-111 сбиты, пилот ранен и подобран эсминцем
14 июня 1942 SS Empire Moon / HG 84 Fw-200 отогнан, пилот спасен эсминцем
18 сентября 1942 SS Empire Morn Два Не-111 сбиты, истребитель приземлился на аэродроме Кегостров.
1 ноября 1942 SS Empire Heath / HG 91 Fw-200 сбит, пилот cпасен
28 июля 1943 SS Empire Darwin / SL 133 Fw-200 сбит, пилот cпасен
28 июля 1943 MV Empire Tide / SL 133 Fw-200 сбит, пилот cпасен

МAС-ship

MAC-ship Empire MacAndrew(1943)

MAC-ship - Merchant Aircraft Carrier, торговое судно с полетной палубой - торговое судно, оснащенное летной палубой, аэрофинишерами и (не всегда) ангаром для самолётов и подъемником, что приводило к потере примерно трети возможной массы груза. Численность авиагруппы не превышала 4 самолёта. Работы по созданию МАК-шипов начались в июне 1942 года. Первыми МАК-шипами стали зерновозы Empire MacAlpine и Empire MacAndrew.

Противолодочные самолёты Swordfish на MAC-ship'е MV Ancylus

Авиагруппы МАК-шипов обычно состояли из противолодочных самолётов Fairey Swordfish. Так же упоминаются противолодочники Vought SB2U Vindicator, но достоверно можно сказать, что SB2U использовались только на берегу для обучения экипажей. Так же предполагалось использование Sea Hurricane, но для них не хватало длины палубы (460 футов для танкеров, 413-424 футов для зерновозов).

Пилоты палубных самолётов МАК-шипов принадлежали к 836-му или 860-му дивизиону NAS: пилоты британских МАК-ов принадлежали к 836-му дивизиону, пилоты двух голландских судов - 860-му. Стоит отметить, что экипажи противолодочников неоднократно участвовали в перевозе контрабанды, так как имели возможность не платить пошлину на импорт, буквально улетая перед носом у таможенников.

Всего с весны 1943-го до конца войны было перестроено 19 судов - 13 танкеров и 6 зерновозов. Зерновозы, в отличие от танкеров, оснащались ангаром и подъемником. Всего насчитывалось три типа МАК-шипов:

Эмпайр-класс (зерновозы):

  • MV Empire MacAlpine
  • MV Empire MacAndrew
  • MV Empire MacCallum
  • MV Empire MacDermott
  • MV Empire MacKendrick
  • MV Empire MacRae

Эмпайр-класс (танкеры):

  • MV Empire MacCabe
  • MV Empire MacColl
  • MV Empire MacKay
  • MV Empire MacMahon

Рапана-класс (танкеры):

  • MV Acavus
  • MV Adula
  • MV Alexia
  • MV Amastra
  • MV Ancylus
  • MV Gadila
  • MV Macoma
  • MV Miralda
  • MV Rapana

Префикс «Мас-» был отсылкой к аббревиатуре MAC, «Эмпайр» обозначались военные транспорты.

Конвои, в составе которых были MAК-шипы, не понесли потерь от действий немецких субмарин. Ни один МАК-шип не был потерян во время войны. Самолёты МАК-шипов совершили более 4 тысяч вылетов.

Фолклендская война 1982

SS Atlantic Conveyor
Построен: 1970.
Главные размерения: 212.10 x 28.05 x 9.27 м
Дедвейт: 14950 т

Отдельным примером торговых авианосцев является контейнеровоз SS Atlantic Conveyor, участвовавший, хоть и неудачно, в Фолклендской Войне 1982 года.

Это было британское гражданское судно, одно из реквизированных правительством Великобритании весной 1982 с формулировкой «на время военных действий» по программе STUFT(Ships Taken Up From Trade). Среди других «изъятых из торговли» судов был и систершип SS Atlantic Conveyor - SS Atlantic Causeway. Из-за срочной необходимости в этих судах для военных перевозок и сомнений в юридической правильности действия, оснащение кораблей каким-либо вооружением даже не предусматривалось.

Корабли были переоборудованы для военных перевозок по спецпроекту Arapaho. Срок переоборудования был рекордным - всего 10 дней. На палубе и в трюмах разместили боевые самолеты, вертолеты, и военные грузы: запасные части, оборудование, топливо и боеприпасы. На носу корабля разместили вертолётную площадку. Из грузовых контейнеров на палубе соорудили импровизированные стенки, чтобы немного защитить технику на палубе от воды и ветра.

В свой первый и единственный рейс корабль вышел 25 апреля 1982 года, имея на борту, в частности:

  • 6 вертолётов Westland Wessex 848 дивизиона NAS
  • 5 вертолётов Chinook 18 дивизиона RAF

Посетив остров Вознесения, авианосец добавил к авиагруппе 8 СВВП Sea Harrier 809 дивизиона FAA и 6 СВВП Harrier GR.3, оставив один Chinook на острове.

В середине мая корабль прибыл к Фолклендам, где его покинули все СВВП, перелетев на авианосцы HMS Hermes и HMS Invincible. Взамен на торговый авианосец 20 мая перелетел вертолёт Westland Lynx HAS.2.

25 мая 1982 года, следуя в составе эскадры вместе с авианосцами Hermes и Invincible, SS Atlantic Conveyor был атакован аргентинскими истребителями Super Etendard и получил два попадания ракет AM39 «Экзосет» в корму. На корабле начался пожар, тушение которого осложнял взрывоопасный характер груза. В огне погиб весь груз и все вертолёты, кроме НС.3 Chinook с позывным Bravo November, находящегося в момент атаки в воздухе и тем заработавшего себе прозвище «Выживший»(The Survivor).

Из экипажа судна при пожаре погибло 12 человек, включая капитана корабля Яна Норта, остальные оставили корабль. 28 мая корабль затонул.

В дальнейшем это событие дало Аргентине возможность уверенно заявлять об уничтожении британского авианосца, а пилота одного из Super Etendard Роберто Куриловича сделало известным.

Галерея

Библиография

  • Barker, Ralph (1978). The Hurricats. London: Pelham Books. ISBN 0-7207-0994-6.
  • Hague, Arnold (2000). The Allied Convoy System 1939-1945. Naval Institute Press. ISBN 1-55750-019-3.
  • Mitchell, W H, and Sawyer, L A (1990). The Empire Ships. London, New York, Hamburg, Hong Kong: Lloyd's of London Press Ltd. ISBN 1-85044-275-4.
  • Wise, James E. Jr. (1974). Catapult Off - Parachute Back. United States Naval Institute Proceedings.
  • Wragg, David (2005). The Escort Carrier in World War II. Barnsley, UK: Pen & Sword Books. ISBN 1-84415-220-0.
  • Mitchell, W H, and Sawyer, L A (1990). The Empire Ships. London, New York, Hamburg, Hong Kong: Lloyd's of London Press Ltd. ISBN 1-85044-275-4.
  • Hobbs, David (1996). Aircraft Carriers of the Royal and Commonwealth Navies: The Complete Illustrated Encyclopedia from World War I to the Present. London: Greenhill Books.
  • Chant, Christopher (2001). Air War in the Falklands 1982. Oxford: Osprey Publishing. ISBN 1-84176-293-8.

См. также

  1. Журнал "Морская Коллекция: ВМФ Великобритании." Авианосцы
  2. en-wiki:CAM ship
  3. en-wiki:MAC ship
  4. en-wiki:SS Atlantic Conveyor
  5. en:Argentine Aircraft in the Falklands
  6. en:Bravo November
  7. О Харрикэтах на английском
  8. Hawker Hurricane Mk.I
  9. Focke-Wulf Fw-200 Кондор
  10. Blohm&Voss Bv-138 Морской дракон
  11. en:Fighter catapult ship
  12. en:Merchant_Ship_Fighter_Unit
  13. Палубный торпедоносец Fairey Swordfish
  14. Палубный торпедоносец Vought SB2U Vindicator
  15. en-wiki:STUFT(Ships Taken Up From Trade)
  16. Фото пилотов и самолётов 836 дивизиона из личного архива
  17. en:MAC-ship Empire MacRae profile
  18. Картина, изображающая голландский MAC-ship MV Gadila