Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Ютландское сражение в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Ютландское сражение

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
когда выйдет обновление на танки 9.17 со шведами? fghjk Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-08 16:58
Сколько fps будет в игре WoT на ноутбуке asus m51k... Emil Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-08 15:37
Халява для World of Tanks Рико Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 15:05
Не могу запустить World of Tanks ! мфыаацу Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 14:31
Что лучше удалить world of tanks или assasins cree... ильяса Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 14:09
написать на питоне функцию, вычисляющую значение в... SergKop Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-08 09:19
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
Ютландское сражение
Utland_title.jpg
Разгар боя
ТВД Атлантический океан
Место Северное море
Период Первая Мировая война
Характер сражения Генеральное сражение
Противники
Германия_флаг.png
Германия
Великобритания_флаг.png
Великобритания
Командующие силами сторон
Германия Рейнхард Шеер

Германия Франц Хиппер

Великобритания Джон Джеллико

Великобритания Дэвид Битти
Великобритания Хорас Худ †
Великобритания Хью Эван-Томас

Силы сторон
16 линкоров,

6 броненосцев,
5 линейных крейсеров,
11 легких крейсеров,
61 эсминец

28 линкоров,

9 линейных крейсеров,
8 броненосных крейсеров,
26 легких крейсеров,
79 эсминцев

Потери
3039 убитых,

1 линейный крейсер,
1 броненосец,
4 легких крейсера,
5 эсминцев

6784 убитых,

3 линейных крейсера,
3 броненосных крейсера,
8 эсминцев


Ютландский бой (31 мая — 1 июня 1916 года) — самое крупное морское сражение в истории человечества по общему водоизмещению и огневой мощи кораблей, участвовавших в нём. На волнах Северного моря, впервые столкнулись новейшие на тот момент линкоры-дредноуты, вооруженные только орудиями крупного калибра. В этой же битве произошел уникальный военный казус: пожалуй, это единственный морской бой в истории, в котором главные силы обеих сторон до последнего не подозревали, что находятся в непосредственной близости друг от друга.

К 18 мая 1916 года на море существовала следующая обстановка: английский флот осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушения Германии. Немцы в 1916 году почти оправились после неудач и муссировали идею уравнения своих сил с английским флотом. Германский флот постоянно искал возможность выманить часть Гранд-Флита из его баз, а затем изолировать и уничтожить еще до того, как главные силы британского флота смогли бы предпринять ответные меры. Согласно этому плану, германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к берегам Англии, обстреливая при этом английский порты. Один из таких набегов и привел к Ютландскму сражению.

Планы сторон

Германским флотом командовал адмирал Рейнхард Шеер. Он поставил перед флотом задачу: демонстративно обстрелять английский порт Сандерленд, выманить английские корабли в открытое море, навести их на свои основные силы и уничтожить. Перед выходом флота в море Шеер, опасаясь наткнутся на превосходящие силы английского флота, решил произвести разведку.

Английский флот, имея некоторые данные разведки, прежде всего перехват немецких радиопереговоров, которые велись открытым текстом, узнал день выхода германского флота в море и примерное направления движения. Получив такие сведения, адмирал Джон Рашоурт Джеллико принял решения накануне выхода вражеского флота в море развернуть английский флот в 100 милях к западу от Ютландского побережья.

Силы сторон

Основная статья: Состав сил сторон
Великобритания_флаг_ВМС_с_тенью.png Германия_флаг_ВМС_с_тенью.png
Линкоры

Всего: 28

Всего: 16

Броненосцы (до-дредноутской эры)

Всего: 6

Линейные крейсеры

Всего: 9

Всего: 5

Броненосные крейсеры

Всего: 8

Лёгкие крейсеры 26 11
Миноносцы 78 61

Ход сражения

Во время битвы четыре корабля типа König находились в авангарде немецкого флота и составляли V дивизию III боевой эскадры (SMS Markgraf был третьим кораблем в немецкой линии, находясь позади однотипных König и SMS Grosser Kurfürst, за ним следовал SMS Kronprinz). Непосредственно за ними находились линкоры VI дивизии III боевой эскадры Кайзер-типа. Далее шли корабли типа SMS Helgoland и SMS Nassau II боевой эскадры; в арьергарде были устаревшие корабли типа SMS Deutchland I боевой эскадры.

Около 16.00 часов линейные крейсера 1-ой развед. группы встретились с 1-ой крейсерской эскадрой под командование вице-адмирала Дэвида Битти. В результате артиллерийского огня был потоплен крейсер HMS Indefatigable, а полчаса спустя крейсер Queen Mary. Одновременно с этим авангард немецкого флота двигался на юг, для встречи с основными силами Флота открытого моря. В 17.30 с линкора König заметили 1-ую развед. группу и 1-ую крейсерскую эскадру. Немецкие крейсера двигались по правому борту, в то время как британские двигались по левому. В 17.45 Шеер отдал приказ развернуться на два румба влево, чтобы приблизиться к британским крейсерам. Минутой позже был отдан приказ открыть огонь.

Взрыв Queen Mary, Ютланд

SMS Markgraf открыл огонь по линейному крейсеру Tiger с расстояния в 19 000 метров. Одновременно, огонь 150 мм орудий был сосредоточен на британских эсминцах, пытавшихся торпедировать немецкий флот. Markgraf обстреливал Tiger до 18.25, пока тот не вышел из зоны эффективного огня. В то же время британские линкоры HMS Warspite и HMS Valiant вели огонь по авангарду немецкого флота. В 18.10 зафиксировано первое попадание 380 мм снаряда в Markgraf. Снаряд попал в стык двух бронеплит толщиной 8 дюймов и разорвался, оставив большую дыру. Сразу после этого эсминец HMAS Moresby выпустил единственную торпеду в Markgraf с расстояния 7 300 метров, но промахнулся. Эсминец Malaya так же пускал торпеду в Markgraf в 19.05, но промахнулся из-за большой дистанции. Примерно в это же время еще два 380 мм снаряда попали в линкор, но не нанесли существенно ущерба. К этому моменту корабль уже набрал 400 тонн воды.

Около 19.00 немецкий крейсер Wiesbaden был выведен из строй британским крейсером Invincible. Контр-адмирал Пауль Бенке, командир линкора König предпринял маневр для прикрытия поврежденного крейсера. Одновременно с этим, британская 3-ая и 4-ая эскадра легких крейсеров начала торпедную атаку на немецкую линию. Выходя на дистанцию торпедной атаки, они подавили крейсер «Вейсбаден» огнем главного калибра. В ближний бой так же вступили устаревшие броненосцы из 1-ой эскадры. Markgraf и его систершипы вели мощный огонь по британским крейсерам, но это не смогло их остановить. Markgraf вел сосредоточенный огонь одновременно из 305- и 150-мм орудий по британскому крейсеру Defence, который спустя некоторое время взорвался и затонул. Гибель крейсера обычно приписывается линкору Lützow, однако Markgraf так же внес значительный вклад в потопление.

Панорама битвы при Ютланде

Затем огонь был перенесен на крейсер Princess Royal, удалось добиться двух попаданий. Первое попадание пришлось в 9-ти дюймовую броню, прикрывающую барбет. Снаряд срикошетировал вниз, пробил дюймовую палубу и взорвался. Взрывом был убит расчет левого орудия и нанесены серьезные повреждения верхней палубе. Второй снаряд пробил 6-ти дюймовый бронепояс, срекошетил вверх от угольного бункера и взорвался под верхней палубой. В результате двух попаданий было убито 11 и ранено 31 человек. Одновременно с этим, вспомогательные орудия вели огонь по крейсеру «Warrior», который получил 15 серьезных попаданий, и, сильно поврежденный, был вынужден отступить. На пути в порт он затонул. 743 человека команды были подняты на борт британского крейсера Engadine. Корабль был оставлен в 8.25 утра 1 июня, когда высота палубы была всего 1.2 метра над уровнем моря.

Около 19.30 основные силы адмирала Джона Рашуорта Джеллико, командующего Гранд-Флитом, вступили в битву. Линкор Orion открыл огонь по SMS Markgraf в 19.32 бронебойными снарядами. Из четырех залпов 13,5 дюймовых орудий в цель попал только последний. Снаряд разорвался при контакте с броней каземата 6-го 15 см орудия. Броня не была пробита, однако орудие было выведено из строя. Весь расчет, кроме двух человек, погиб. Вскоре крупнокалиберный снаряд упал рядом с кораблем. По мнению историка Джона Кэмбела, этот снаряд повредил левый гребной винт, поскольку в 19.44 был отдан приказ остановить левый двигатель. Скорость корабля упала с 21 до 17 узла.

Около 20.00 германские линкоры вступили в битву со 2-ой эскадрой легких крейсеров. Маркграф вел огонь, в основном, из 15 см орудий. В 20.14 линкор Agincourt попал в SMS Markgraf из 12-дюймового орудия. Снаряд не взорвался и разлетелся от удара об 8-ми дюймовый бронелист. Две соединяющиеся с ним бронеплиты 14-ти дюймовой толщины выгнулись внутрь, что привело к небольшому подтоплению. Мощный огонь британского флота вынудил Шеера отдать приказ к отступлению. В силу упавшей скорости, SMS Markgraf развернулся раньше, чтобы занять свое место в линии. Это привело к тому, что систершип Grosser Kurfürst отклонился от построения. SMS Markgraf шел позади «Кронпринца», в то время как Grosser Kurfürst был впереди, что бы занять позицию за SMS König. После успешного отхода из под обстрела, Шеер приказал перестроиться в ночную формацию, однако проблемы в связи привели к некоторому запаздыванию. В 21.20 в линию немецких кораблей ворвались несколько легких крейсеров. SMS Markgraf добился пяти попаданий из 150-мм орудий в крейсер Calliope. Флот перешел в ночную формацию около 23.30. Grosser Kurfürst занимал 13-ое место среди 24 кораблей.

Флот открытого моря в боевом строю.

Около 2.45 1 июня несколько британских эсминцев предприняли торпедную атаку против крайних кораблей немецкой линии. Маркграф вначале не открывал огонь, пока принадлежность атакующих кораблей не была установлена. Однако артиллеристы с Grosser Kurfürst определили суда как вражеские и открыли огонь, одновременно уворачиваясь от торпедных атак. Примеру систершипа последовал SMS Markgraf. Сосредоточенный огонь немецких линкоров вынудил британские эсминцы отступить. В 5.06 SMS Markgraf и несколько линкоров открыли огонь по предполагаемой субмарине.

Флоту открытого моря удалось прорваться незамеченным через легкие соединения британского флота не привлекая внимания основных сил и достигнуть Horns Reef в 4.00 1 июня. Дальнейший путь лежал в Вильгельмсхафен. SMS Markgraf зашел в порт, в то время как несколько других линкоров остались на рейде с целью защиты. Затем SMS Markgraf был переведен в Гамбург, где ремонтировался в плавучем доке компании AG Vulcan.

Итог

Обе стороны объявили о своей победе: Германия — в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания — в связи с явной неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду. Британский флот потерял три линейных крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 114 тысяч тонн. Потери германского флота составили линейный крейсер, броненосец, четыре легких крейсера и пять эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 60 тысяч тонн.

Таким образом, по общему тоннажу погибших кораблей потери англичан почти в два раза превышали потери немцев. Англичане потеряли 6 784 человек убитыми и попавшими в плен, немцы потеряли 3 039 человек убитыми. Из 25 кораблей, погибших в Ютландском сражении, 17 было потоплено артиллерией и 8 торпедным оружием. Результаты использования оружия в бою характеризуются следующими данными:

  • английский флот выпустил 4598 снарядов, из них 100 попало в цель (2,2 %), и израсходовал 74 торпеды, из них достигло цели 5 (6,8 %);
  • германский флот выпустил 3597 снарядов и добился 120 попаданий (3,3 %) и 109 торпед, из которых в цель попало 3 (2,7 %).

Влияние на ход войны

В результате сражения, британский флот сохранил за собой господство на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия, что оказало значительное воздействие на ход войны в целом:

  • Германский флот до конца войны находился на базах, и по условиям Версальского мира был интернирован в Великобританию.
  • Не имея возможности использовать надводный флот, Германия перешла к неограниченной подводной войне, что привело к вступлению в войну США на стороне Антанты.
  • Несмотря на то, что бои на суше шли с переменным успехом, продолжение морской блокады Германии, в конце концов, привело к подрыву немецкого промышленного потенциала и острой нехватке продовольствия в городах, что и вынудило германское правительство к заключению мира.
  • Ютланское сражения является одним из примеров, подтверждающих несостоятельности англо-американской теории достижения господства на море методом генерального сражения.