Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Grille/История в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Grille/История

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
когда русские танки, самолёты, вертолёты, десантни... rdg Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:46
фашистские ВСУ усилили свои позиции в Донбассе «Гр... koJlya Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:26
Помню где-то читал как можно например, турель от т... devas Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:21
Как увеличить ФПС в игре World of Tanks? DaNiK77777 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 14:52
зароботок в интернете!! Андрейка2307 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-03 15:26
Кто купит аккаунт WoT? kent Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-03 14:02
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск
Основная статья: Grille

15 cm sIG 33/1 auf Sfl.38(t) Ausf.M, Sd.Kfz.138/1, "Grille" (нем. сверчок) — немецкая самоходная артиллерийская установка класса периода Второй мировой войны, по германской терминологии - тяжёлая самоходная пехотная пушка. Производились на базе чешского танка Panzer 38(t) Ausf. H и Ausf. M, с установленной на нем немецкой 150-мм тяжелой пехотной пушкой sIG 33. Первым крупным сражением, где они использовались массово, стала Курская битва. Активно принимали участвие в боях на Восточном фронте, в Италии и на Западном фронте в 1943-45 г. Всего было построено 383 таких САУ.


История создания и производство

  • Sd.Kfz. 138/1 Ausf. H «Grille»
Схема бронирования Sd.Kfz.138/1 Ausf. M «Grille»

На проходившем в Берлине 6 марта 1942 г. совещании представители завода ВММ предложили, помимо самоходных противотанковых пушек, разработать ряд других установок на базе танка 38 (t), в том числе САУ, вооружённую полевым орудием 15 cm sIG 33 (Schweres Infateriegeschutz 33). Буксируемый вариант этого орудия весил 1700 кг и выпускался в больших количествах, пушка предназначалась для непосредственной поддержки пехотных подразделений; за счёт большого максимального угла возвышения, 75°, орудие могло вести огонь с закрытых позиций и выполнять те же задачи, что и гаубицы. 30-кг снаряды пушки 15 cm sIG 33 обладали большей разрушительной силой. Стадия разработки и изготовления прототипа 150-мм САУ на базе шасси танка Pz.Kpfw. 38 (t) началась в марте 1942 г. В работах принимала участие фирма Alkett. Серийное производство самоходок началось год спустя, в феврале 1943 г.

Адаптация танкового шасси под самоходную установку 150-мм пушки шла тем же путем, что и переоборудование шасси под истребитель танков Sd.Kfz. 138 (Marder III), но боевое отделение САУ имело гораздо большие размеры.

Буксируемый вариант орудия был доработан под установку в боевое отделение: для упрощения обслуживания люлька скреплялась со стволом хомутом. Если внешний вид моторного отделения при переоборудовании танков 38 (t) в 150-мм САУ изменений не претерпевал, то лобовой лист с шаровой пулемётной установкой стрелка-радиста и смотровым прибором механика-водителя демонтировался. Таким образом, установка Sd.Kfz. 138/1 стала первой модификацией шасси танка 38 (t), лишённой тяжёлого пулемёта ZB vz.37, вместо него машины вооружались ручными пулемётами немецкой конструкции. Вместо старого лобового бронелиста под углом 17° устанавливался лист из катаной брони толщиной 25 мм и высотой 150 см: бронелист также служил щитом для орудия. В его нижнем правом углу имелась литая деталь, закрывающая смотровую щель механика-водителя, в середине — вырез под орудийный ствол и в левом верхнем углу — отверстие под перископ. Место радиста перенесли в открытое сверху боевое отделение, при необходимости радист выполнял обязанности второго заряжающего.

К лобовому 25-мм бронелисту крепилась угловая броня, в правом листе имелась боковая смотровая щель механика-водителя, левый был монолитным. Платформа, к которой крепилась рубка, имела ширину большую, чем ширина корпуса, к бортам которого приваривались горизонтальные металлические площадки толщиной 10 мм. Борта рубки образованы слегка наклоненными внутрь трапециевидными бронелистами, над моторным отделением монтировались ещё два трапециевидных бронелиста. В кормовой части открытой сверху рубки имелась двустворчатая бронированная дверца. Экипаж САУ из четырёх человек получил круговую защиту от огня стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. В непогоду рубка сверху затягивалась брезентом, брезент крепился к металлическим дугам и бортам рубки. Как и на истребителях танков, ствол пушки САУ крепился в походном положении Н-образным опорой-фиксатором, а казенник — хомутом.

Масса САУ, получившей обозначение «15 cm sIG 33 (Sfl.) auf Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. H» или более короткое — Sd.Kfz. 138/1, не превышала 10800 кг. Величина вполне сравнимая с массой истребителя танков. Проходимость установки была удовлетворительной.

Для постройки прототипа САУ Sd.Kfz. 138/1 использовалось шасси Ausf. H № 1767. Номера шасси остальных 89 самоходок следующие: 1950–1967, 1970–2015 и 2076–2100. Самоходно-артиллерийская установка получила кодовое имя «Dietmar». Первые 25 машин завод отгрузил заказчику в феврале 1943 г., за ними последовало 40 САУ в марте и 25 — в апреле 1943 г. В апреле были также изготовлены 27 установок на базе шасси варианта Ausf. H: в апреле–июне завод изготовил ещё 110 машин 9-й серии. В июне выпуск САУ был приостановлен и возобновился только через четыре месяца, в ноябре 1943 г., когда завод ВММ передал заказчику 10 машин; их планировалось строить как самоходки 10-й серии Ausf. M с моторным отделением в средней части корпуса и установленной в корме рубкой, но, в конечном итоге, их достроили по проекту Sd.Kfz. 138/1. Ещё десять самоходок построили вместо зенитных установок Flakpanzer 38 (t). Эти машины выпускались параллельно с производством САУ, а количество заказанных ЗСУ уже в процессе выполнения программы снизили на 10 штук.

  • Sd.Kfz.138/1 Ausf. M «Grille»

После перевода производства истребителей танков на выпуск машин модификации Ausf. M было решено выпускать самоходные пушки 15 cm sIG также на базе Ausf. M. Выпуск САУ завод ВММ начал в конце 1943 г., к этому времени в производстве истребителей танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M уже широко применялась сварка, которую внедрили и в технологический цикл сборки самоходных пушек. В отличие от вариантов САУ и истребителей танков модели Ausf. H, которые сильно отличались друг от друга, машины на базе шасси Ausf. M были практически идентичны. САУ и истребитель танков модификаций Ausf. M незначительно отличались друг от друга формой бронелистов рубки, орудиями и лафетами для пушек; компоновки и толщины брони обеих машин — идентичны.

Как и на всех других самоходных установках, ствол пушки САУ в походном положении закреплялся откидным фиксатором, а казенная часть — хомутом. Брезентовый тент над открытым верхом рубки укреплялся на четырех штырях, смонтированных по углам боевого отделения, от провисания тент предохраняла металлическая арка, смонтированная в средней части рубки. Аналогичные приспособления для натяжения тента имел и истребитель танков Sd.Kfz. 138 Ausf. M.

Прототип САУ Sd.KFz. 138/1 Ausf. M был готов в ноябре 1943 г., до конца года удалось собрать ещё 14 установок данной модели. Всего было заказано 118 САУ, получивших, как и предшествующий вариант Sd.Kfz. 138/1, кодовое наименование «Schwerin». Оставшиеся 114 машин были доставлены в Оломоуц для установки вооружения в январе–мае 1944 г. Самоходки поступали на вооружение панцергренадерских полков различных дивизий. Самоходно-артиллерийская установка Sd.Kfz. 138/1 Ausf. M получила наименование «Grille» («сверчок») одновременно с присвоением имени «Marder» истребителю танков 7,5 cm PaK 40/3 auf Panzerkampfwagen 38(t) Ausf.M, Sd.Kfz. 138.

Из-за малого возимого боезапаса САУ (20 выстрелов раздельного заряжения) была необходимость иметь в составе батарей бронированные транспортировщики боеприпасов. Амбразура под пушку в лобовом листе рубки транспортера боеприпасов закрывалась бронезаслонкой, в нижней части бронезаслонка крепилась к рубке на петлях, в верхней — хомутами. С января по май 1944 г. завод в Праге изготовил 93 транспортера боеприпасов Sd.Kfz. 138/1 Mun Ausf. M . Машины получили кодовый номер «311» вместо традиционного кодового наименования.

Самоходно-артиллерийские установки «Grille» оставались в серийном производстве вместе с истребителями танков «Hetzer» до самого конца воины.

Боевое применение

Тяжелые пехотные пушки на самоходном бронированном шасси в период кампании во Франции имелись на вооружении шести немецких танковых дивизий. Но только с поступлением в войска 200 новых самоходок Sd.Kfz. 138/1, удалось увеличить огневую мощь пехотных подразделений танковых дивизий, причем усиление огневой мощи произошло не столько за счет количества, сколько за счет качества. В соответствии со штатным расписанием танковых и панцергренадерских дивизий 1943–45 г.г. каждое соединение имело всего по 12 самоходных пехотных пушек. Они не входили в состав дивизионной артиллерии, вооруженной САУ и буксируемыми орудиями, подразделения самоходных пехотных пушек придавались непосредственно панцергренадерским полкам в качестве машин огневой поддержки. И механизированные полки на бронетранспортерах, и моторизованные полки на грузовых автомобилях имели в своем составе по шесть самоходных пушек (организационно пушки сводились в 9-ю роту). Такая организация являлась теорией чистой воды, так как 200 установок Sd.Kfz. 138/1 не могли обеспечить потребности всех танковых и панцергренадерских дивизий. По 12 самоходок получили 1-я, 2-я, 4-я, 5-я, 16-я, 17-я, 24-я, 26-я танковые, 3-я и 29-я панцергренадирские дивизии вермахта, панцергренадеские дивизии «Великая Германия» и «Фильдхернхалле», танковые дивизии СС «Адольф Гитлер», «Дас Рейх» и «Мертвая голова». Оставшиеся машины использовались для подготовке экипажей и в резервных частях.

Sd.Kfz.138/1 Ausf. M «Grille» в Абердинском музее, США

Вышеперечисленные дивизии действовали, главным образом, на Восточном фронте или в Италии. Самоходные установки Sd.Kfz. 138/1 хорошо зарекомендовали себя в боевой обстановке, но из-за потерь в тяжелых боях их количество уменьшалось. Желание восполнить потери привело к заказу в ноябре 1943 г. небольшой партии машин Sd.Kfz. 138/1 из десяти штук. Партию изготовили в начале 1944 г., машины поступили на вооружение рот четырех танковых дивизий: «Мертвой головы», 2-й, 4-й и 17-й. Решением проблемы боепитания в боевых условиях стало введение в состав батарей трех орудийного состава четвертая машина, лишенная орудия предназначенной для перевозки боеприпасов. Транспортеры боеприпасов выпускались параллельно с изготовлением самоходных пушек. С января по май 1944 г. завод ВММ построил 93 таких машины. С заводом был также заключен контракт на поставку вооружения для 40 последних транспортеров, изготовленных в мае: таким образом, в случае необходимости эти машины можно было в полевых условиях переоборудовать в «нормальные» самоходки, вооруженные 150-мм орудиями.

Согласно германским источникам на март 1945 в войсках числилось 173 самоходки «Grille», однако не уточнялось, сколько среди них собственно самоходных пушек и сколько — транспортеров боеприпасов. Последние 13 самоходок поступили на вооружение трех танковых дивизий в апреля 1945 г.: по три машины получили 18-я и 20-я дивизии, семь — 25-я. Согласно данным чехословацкой армии в октябре 1948 г. на территории страны находилось 13 транспортеров боеприпасов из последней партии, которые, при необходимости, можно было конверсировать в самоходные пушки.


Фотографии и рисунки