Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

HMS Hood (1918) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

HMS Hood (1918)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Вывезет ли этот комп танки? danil0512 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 06:41
Ну возмил я в поти с испаинии вино в баласстных та... iliada Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 05:01
какой танк в WOT на ваш взгляд лучший... и почему?... dev Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 03:36
Я татарин. Влюбился в девушку лачку (дагестанку). ... Спиридон Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-08 06:07
а что так мало насчитал украинский президент русск... MarshallMathersqq Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 00:21
Продажа золота за 50% evic Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 23:29
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником <__Black__Dog__> в рамках акции «ЗБТ за статью». Просьба воздержаться от правок.

«HMS Hood»

HMS_Hood_(51).jpg
«HMS Hood»
Служба
Великобританя
Великобританя
Исторические данные
1 сертября 1916 года Заложен
22 августа 1918 года Спущен на воду
15 мая 1920 года Сдан
24 мая 1941 года Выведен из боевого состава
63.20°с.ш.31.55°з.д.Показать на карте Гибель
Общие данные
46 680 тонн / 47 430 тоннт. Водоизмещение
(стандартное/полное)
262.3 / 31.8 / 9.8м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
1418чел. Общая численность
Бронирование
305-152/мм. Пояс/борт
19-76мм. Палуба
305-127мм. Барбеты
279-229мм. Боевая рубка
Вооружение

Артиллерия

  • 4 × 2 (381 мм BL 15-inch Mk I);
  • 12 × 1 (140 мм BL 5.5-inch Mk I).

Зенитная артиллерия

  • 4 (102 мм QF 4-inch Mark V).

Минно-торпедное вооружение

  • 4 надводных торпедных аппаратов (533 мм Mark IV);
  • 2 подводных торпедных аппаратов (533 мм Mark IV).

Авиационная группа (1931–1932)

  • 1 гидросамолет «Fairey III.F»;
  • 1 катапульта типа F-IV-H.
Однотипные корабли
Hoodbadge.gif
HMS Hood (рус. «Худ») — линейный крейсер британского флота. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала XVIII—XIX веков. Hood на протяжении двух десятков лет олицетворял мощь британско­го флота, будучи самым крупным военным кораблем в мире. Несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором Bismarck.

Проектирование

Чертеж HMS Hood 1940 года

В марте 1915 года, с согласия ведомст­ва финансов, Адмиралтейство одобрило план постройки экспериментального линкора. Он должен был объединить в себе весь получен­ный до этого военный опыт. В памятной за­писке от 4 декабря 1915 года Третий Мор­ской Лорд Ф.Тюдор (Sir F.С.Tudor) дал ру­ководителю проектных работ (Director of Na­val Construction) следующие предписания, относящиеся к этому проекту:

« ...взяв за основу вооружение, бронирование и скорость кораблей типа Queen Elisabeth, совместить это с корпусом, который будет иметь возможно меньшую осадку в сочетании с большой и оправданной остойчивостью и, кроме того, будет объединять в себе все усовершенствования и системы защиты против подводной атаки...
Лорд Ф.Тюдор
»

Причиной требовав­шейся малой осадки были опыт и критические исследования конструкции линкоров типов Iron Duke и Queen Elisabeth, в связи с исследованиями разрушительного действия минных и торпедных попаданий. При этом было установлено, что главные слабости кораблей этих типов были непомерно большая осадка и недостаточная высота надводного борта. К тому же, высоту надводного борта сильно уменьшало проницаемое для воды размещение средней артиллерии на верхней палубе. Тем самым значительно уменьшался угол безопасного крена корабля. Эти слабости вели к следующим выводам:

  • С увеличением углубления растет давление воды, поэтому внутренние переборки должны выдерживать гораздо большие давления, чем на кораблях с малой осадкой;
  • Отношение запаса плавучести к во­доизмещению до этого было недостаточно;
  • Расположение противоминной артиллерии ухудшает морские качества кораблей. При неблагоприятной погоде они сильно за­ливаются водой, а сами орудия малопригодны к употреблению при любом волнении.

Предварительные проектные эскизы и спецификации нового линкора были готовы 29 ноября, и на следующий день они были нап­равлены в Адмиралтейство. Особенностью проектов была незначительная осадка (всего 8 м.) которую удалось снизить благодаря увеличению наибольшей длины до 247,05 м. и ширины до 31,72 м. Предъявленное конструк­торам требование уменьшить осадку на 50% по сравнению с линкорами Queen Elisabeth оказалось невыполнимым. Проектная осадка была меньше только на 22%, что само по себе являлось достаточно большим достиже­нием. Новые обводы корпуса корабля при равной с Queen Elisabeth мощностью на валах, как предполагалось, могли позволить кораблю развить скорость приблизительно 26,5 узлов.

Противоминная артиллерия предполага­лась в составе двенадцати 127-мм.орудий новой конструкции. Их предполагалось раз­местить на палубе бака, что позволило до­вести бортовую броню до открытой палубы, а это, в сочетании с малой осадкой давало благоприятное соотношение запаса плаву­чести к водоизмещению, а также величину отношения надводного борта к осадке боль­шую, чем на всех предыдущих британских дредноутах.

сентябрь 1916. Начала строительства HMS Hood

Броневая защита соответствова­ла кораблям типа Queen Elisabeth, однако отличалась максимальной толщиной. Подвод­ная конструктивная защита включала борто­вые наделки, простирающиеся по всей длине боевых погребов и машинных отделений. Конструкция этих наделок-булей (главной отличительной чертой которых было то, что они не были пристроены к корпусу, как ра­нее - на предыдущих кораблях, а являлись частью конструкции корпуса) была разрабо­тана в соответствии с результатами испыта­ний, проведенных в декабре с "Чатамскими плотами" ("Chatham-Floss"). В новом проекте внут­ренние камеры булей были заполнены пятью рядами труб, а внешние камеры служили воз­душным буфером, однако предполагавшиеся в проектном эскизе воздушное пространство было несколько больше, чем опробованное на "Чатамском плоту". Форма булей в сочетании с большой высотой борта увеличивала остой­чивость в случае повреждений. Главный не­достаток проекта заключался в его больших размерах, из-за чего возникала труд­ность с выбором места постройки и докования. К этому времени была возможность ис­пользовать только лишь сухой док в Розайте или шлюзы "С" и "D" в Портсмуте. Никакая другая британская верфь ВМС не была в сос­тоянии принимать корабли такой величины. Это, пожалуй, было возможно в некоторых больших плавучих доках, что, впрочем, было далеко не идеальным решением, принимая во внимание слишком большое нависание оконеч­ностей за пределы доков.

6 декабря 1915 года Первый Морской Лорд адмирал Г.Джексон (Sir Henry Jackson) в памятной записке на имя Третьего Морско­го Лорда весьма верно заметил, что военное кораблестроение в Великобритании обязательно станет важнейшим фактором послевоенной экономики. Это не сможет принести ощутимой пользы, если Северо-Американским Штатам:

« ...подать новую идею, - какой является линкор длиной 247,05 метров, - которую они затем смогут осуществить быстрее, чем мы...
Г.Джексон
»

Далее он высказал мысль, что значительная стоимость соединения из таких кораблей до­полняется необходимостью больших затрат на создание мест базирования таких крупных линкоров, в том числе постройка специаль­ных особо-крупных доков. Одновременно он отметил, что до настоящего времени накоп­лен лишь небольшой опыт создания подобных кораблей, и потому никаких решающих уроков из этого извлечено быть не может, за иск­лючением лишь того, что британские дредно­уты можно вывести из строя одним случайным попаданием, или потопить посредством одной мины или торпеды. Этому было достаточно примеров в ходе войны. В бою при Доггер-Банке линейный крейсер Lion был выведен из строя единственным снарядом, пробившем броню в разорвавшимся в машинном отделе­нии. Линкор Audacious в 1914 году зато­нул от подрыва на единственной мине, что впрочем можно объяснить не только плохой конструкцией корабля, а в большей степени плохой выучкой личного состава в борьбе за живучесть корабля.

Принимая во внимание обнаружившееся действие круто падающих снарядов, чему не­достаточно уделялось внимание до Ютланда, он давал следующий комментарий:

« ...Артил­лерийский огонь на больших дистанциях улучшился и оказался действенным, и это требует улучшить защиту палуб (в дополне­ние к булям), как это уже доказал на своем опыте Inflexible перед Дарданеллами...
Г.Джексон
»
1918 год. Строительство HMS Hood

После изучения проекта и рассмотрения различных комментариев Адмиралтейство пот­ребовало разработки второго проекта. Он предполагался аналогичным первому, однако, учитывая технические характеристики су­ществующих доков, должен был иметь ширину как у Queen Elisabeth.

Руководитель про­ектных работ подготовил два проектных эскиза с максимальной шириной 27,45 м. Но, по всей вероятности, только один из них (для 25-узловой скорости) был направлен в Адмиралтейство. Он имел обозначение "В", в то время как первоначальный проект получил обозначение "А".

Новый проект был готов уже к 1 января 1916 года, но еще некоторое время он придерживался в ожидании резуль­татов опытов с "Чатамском плотом". Эти опы­ты доказали возможность защиты дредноута от подводной атаки, но одновременно было определено, что форма булей, опробованная на "Чатамском плоту" способна противосто­ять торпеде с зарядом не более 181 кг тротила. Так как були проекта "А" обес­печивали более надежную защиту , чем опро­бование для проекта "В", руководитель про­ектных работ высказался за более широкий корабль, ибо только это - было единственной возмож­ностью как-то гарантировать подводную за­щиту корабля. Кроме того в проекте "В" от­казались от ряда усовершенствований, пре­дусмотренных в проекте "А".

В целом же становилось очевидным, что уменьшение ширины в новом проекте нежела­тельно, поэтому Адмиралтейство предложило уменьшить длину - чтобы корабль мог вме­щаться хотя бы в плавучий док. В связи с этим 6 января был выдан заказ на разработ­ку двух следующих проектов - "С-1" и "С-2". Скорость в них ограничили только 22 узлами, так как при уменьшении водоизмеще­ния и длины на большую надеяться не прихо­дилось. В проект "С-1" предполагалось наи­более полно использовать возможности под­водной защиты с бортовыми наделками, про­ект "С-2" ограничивался улучшенной подвод­ной защитой по типу Queen Elisabeth при такой же протяженности. В обоих проектах предлагалось сделать допустимую осадку как можно меньше. Оба эскизных проекта 18 ян­варя были готовы и направлены в Адмирал­тейство.

Проект "С-1" предполагал ширину и осадку как в проекте "А", но при уменьше­нии длины на 30,5 м. Проект "С-2" при дли­не лишь 186,05 м. имел осадку 7,5 м. Под­водная защита обоих проектов не отличалась от проекта "А". Внутри булей имелись такие же пять рядов труб, и, можно предполагать, они были достаточной защитой от наиболее мощных по тем временам торпед. Основываясь на требовании экономии веса, конструкторы пошли на уменьшение толщины бронирования и числа орудий противоминного калибра.

После рассмотрения проектов "С-1" и "С-2" Адмиралтейство, видимо не найдя их достаточно хорошими, дало указание главно­му конструктору (Director of Naval Const­ruction) подготовить на основе проекта "А" улучшенный проект "D". Основным требовани­ем на проектирование было сохранение шири­ны, осадки, бронирования и вооружения, при соответствующем уменьшении длины. Скорость должна была соответствовать Queen Elisabeth. Одновременно было решено, что неже­лательно, и даже не нужно вводить новый 127 мм калибр - выбор был остановлен на 140-мм.орудиях.

22 августа 1918 года. Спуск на воду

Все проекты была направлены на рассмотрение Главнокомандующему Гранд-Флитом адмиралу Джонe Джеллико. Полученный от него ответ несколько обескуражил Адмиралтейство. Джеллико выс­казался, что по его мнению Адмиралтейство исходит из полностью неверных предпосылок. Как факт он указал, что превосходство Ве­ликобритании в дредноутах настолько вели­ко, что в данное время нет насущной необ­ходимости строить новые корабли этого клас­са. Однако была большая потребность в ли­нейных крейсерах. Так, поступили сведения, что в Германии строится по меньшей мере три быстроходных линейных крейсера. При этом полагали, что их вероятная скорость будет около 30 узлов, а в состав вооруже­ния войдут 386 мм орудия.

Следует сказать, что в 1915 году в Германии были заложены четыре линейных крейсера Ersatz Victoria Louise (будущий Mackensen), Ersatz Blucher (будущий Graf Spee), Ersatz Freya и Ersatz Friedrich Carl. За иск­лючением последнего все они были спущены на воду, однако завершены не были. Воору­жение их должно было состоять из восьми 350 мм орудий, а скорость по проекту должна была быть не меньше 27 узлов. Еще три линейных крейсера Ersatz Yorck, Ersatz Gneisenau и Ersatz Scharnhorst были заложены в 1916 году, но однако даже не были спуще­ны на воду. Для этих кораблей предусматривалось вооружение из трех 380-мм. орудий, а скорость - 27,3 узла. Английские Renown и Repulse, а также строящиеся легко-ли­нейные крейсера типа Courageous хотя и обладали скоростью, необходимой для борьбы с немецкими кораблями, однако к несчастью, из-за слабого бронирования они были не в состоянии противостоять продолжительное время немецким линейным крейсерам. Указывая на 25-27-узловую скорость отдельных проектов Джеллико констатировал, что исходя из по­лученного опыта с 25-узловыми Queen Eli­sabeth он уверился, что средняя скорость (исходя от предполагаемых наибольших и на­именьших скоростей) приносит мало пользы. Он потребовал, чтобы была выбрана 30-узловая скорость для линейного крейсе­ра. Критика Джеллико подействовала как холодный душ, и главный конструктор в ско­ром темпе подготовил шесть новых проектов специального линейного крейсера, которые, имея скорость в 30 узлов, соответствовали желаниям Главнокомандующего Гранд-Флитом. Поскольку длину и ширину увеличивать боль­ше было невозможно добавочный вес для си­ловой установки мог быть получен только увеличением осадки, что шло в разрез с требованиями Адмиралтейства. Однако в новых проектах это требование игнорировали.

Два первых проекта в общем виде вместе с объяснительными записками были подготовлены в один и тот же день, что и проект "D". Четыре следующих проекта были предложены 17 февраля 1916 года. Из них последние три проекта в качестве альтерна­тивного вооружения предусматривали главный калибр в 457 мм. Однако они имели увели­ченную на 152 мм осадку и несколько пони­женную скорость. На всех проектах, за иск­лючением N-1, должны были быть установлены водотрубные котлы с тонкими трубками и искусственной тягой. Учитывая величину ко­рабля это было главным условием достижения требуемой скорости. Объяснительные записки и спецификации, для которых не было пре­доставлено никаких эскизов были рассмотре­ны Адмиралтейством в марте, и только тог­да, была начата детальная разра­ботка выбранного проекта N-3. Для этой це­ли были разработаны два альтернативных нап­равления. Первый, теперь называемый "А", предусматривал двенадцать 140-мм орудий, второй (теперь "В") шестнадцать 140-мм.ору­дий.

Спецификации и проектные эскизы после некоторой проработки были 27 марта пред­ставлены на рассмотрение в Адмиралтейство. Через 10 дней, 7 апреля, Морские Лорды, после тщательного изучения чертежей и мо­делей, официально одобрили проект "В" и в тот же день были выданы заказы на строи­тельство еще трех кораблей: Howe, Rodney и Anson. Все они должны бы­ли строиться на частных верфях, что обычно обеспечивало меньшие сроки строительства, чем на казенных верфях.

Место строительства
Hood "John Brown & Со.Ltd, Shipbuilding & Engine Works" (Clydebank)
Howe "Cammell, Laird & Co., Shipbuilding & Engineering Works" (Birkenhead)
Rodney "Fairfield Shipbuilding & Engineering Co.,Ltd" (Govan, Glasgow)
Anson "W.G.Armstrong, High Walker" (Newcastle-on-Tyne)
начало 1920 года. Начало испытаний

День закладки линейного крейсера Ho­od - 31 мая 1916 года - ознаменовался важным событием Ютландского сражения - в Северном море встрети­лись два враждующих флота и в последующем сражении три британских линейных крейсера ушли на дно после происшедших на них силь­ных взрывов. Их быстрая гибель от германских снарядов была достаточно выразительным признаком того, что в современной британ­ской системе защиты существовали явные не­доработки. Полученный жестокий опыт должен был быть изучен и, по возможности, макси­мально использован, а до этого все работы на строящихся кораблях прекратили. В нача­ле июня Джеллико сформировал комиссию внутри Гранд-Флита. Они получили задание оценить результаты сражения и выявить все имеющиеся различные проблемы, анализировать их и излагать письменно в удобной форме. Комиссия, занимающаяся за­щитой корабля, с достаточной уверенностью пришла к выводу, что потеря трех линейных крейсеров объясняется пожарами пороха в башнях или подъемниках и последующим про­никновением пламени через них в погреба.

Комиссия предложила применить уст­ройства защиты против прорыва пламени в перегрузочные отделения и погреба. Точно также она настаивала на усилении палубного бронирования над погребами, которые осо­бенно подвержены угрозе быть пробитыми снарядами с большого расстояния и даже его осколками после взрыва. Эти же требования высказали Джеллико и Битти 25 июня 1916 года на конференции в Адмиралтействе.

Тре­бования были приняты Морскими Лордами, од­нако главный конструктор оказался в резкой оппозиции к вопросу усиления палуб. Его поддержал Третий Морской Лорд. Во многих приведенных доводах и высказываниях он не смог увидеть явную причину, позволяющую предполагать проникновение в погреб прямо­го попадания снаряда - потеря кораблей бы­ла приписана исключительно следствием воз­горания пороховых зарядов. Возможно, что это стало причиной того, что в проектах кораблей типа Hood, в которые были вне­сены изменения после Ютландского боя, бро­нирование палуб было усилено лишь незначи­тельно.

4 августа проект был одобрен Адми­ралтейством. В усовершенствованном виде 203 мм броневой пояс был опущен вниз на 50 мм., однако находившийся над ним верх­ний пояс был утоньшен с 127 мм до 76,2 мм. Лобовые плиты башен были утолщены до 381 мм, равным образом и боковые стенки изме­нились с толщины 114,3 мм. до 127 мм. Бро­нирование барбетов между палубами было то­же усилено, и здесь конструкторы стреми­лись по возможности придерживаться макси­мальных толщин.

Были также сделаны улучшения в конст­рукции палуб и боевой рубки, переделаны кожухи дымовых труб. Перегрузочные помеще­ния 140 мм боеприпасов на главной палубе защищены по периметру переборками толщиной 25,4 мм. Зенитное вооружение, ранее предполагавшееся из двух 76,2 мм орудий, те­перь было усилено и в новом проекте состо­яло из четырех 102 мм орудий. Увеличилось число электрогенераторов с четырех до восьми. Все эти изменения увеличили водо­измещение на 1 200 тонн и осадку на 228,6 мм.

В июле, после более тщательного изу­чения опыта Ютландского боя, руководитель проектных работ (Director of Naval Const­ruction) вынужден был еще более обратить внимание на защиту корабля. Естественно, это принесло с собой дальнейшее изменение проекта, причем настолько, что в конечном итоге всех этих усовершенствований конст­рукторы пришли к размерам, соответствующим первоначальному проекту быстроходного лин­кора. При этом прирост осадки составил 610 мм., толщина брони в целом должна была увеличиться на 50% - главный пояс с 203 до 305 мм, верхний пояс - с 76,2 до 152 мм, барбеты до 305 мм. Разумеется все это отразилось на скорости линкора, предпола­галось, что она снизится примерно на 1 узел.

Окончательный проект представлял со­бой 31-узловый корабль, защищенный под во­дой и над водой лучше, чем Queen Elisa­beth, и з то же время имеющий осадку на 610 мм. меньше.

Все изменения проекта в общем были одобрены Адмиралтейством, однако еще до того как окончательный проект был утверж­ден Первый Морской Лорд поднял вопрос о возможности вооружения новых кораблей 381-мм.орудиями в четырех трехорудийных башнях. Предложение было признано инте­ресным и подлежащим более глубокому изуче­нию. Вскоре главный конструктор приготовил проект с тремя различными схемами размеще­ния орудий:

  • 12 орудий в четырех 3-х орудийных башнях;
  • 9 орудий в трех 3-х орудийных башнях;
  • 10 орудий в двух 3-х орудийных и двух 2-хорудийных башнях.

Все эти проекты получили обозначения "А", "В", "С" и "D" и в августе 1916 года были представлены на утверждение в Адми­ралтейство.

В том же месяце они были рас­смотрены и изучены Лордами Адмиралтейства, однако проекты с трехорудийными башнями были отвергнуты и таким образом выбор пал на проект "А". Строительство Hood было возобновлено, а 1 сентября 1916 состоялась официальная церемония качала строительства корабля по новому проекту, то есть, по-существу, вторая закладка крейсера.

Однако изменения проекта не прекратились. Уже в сентябре адмирал Джеллико, на основании дальнейшего анализа Ютландского боя, добился внесения в проект дальнейших усовершенствований в систему защиты кораб­ля. Подавляющая часть их относилась к бро­нированию палуб, в их числе:

  • утоньшение бортовой брони от верхней палубы до палубы бака с 152 мм до 127 мм.;
  • утолщение бортовой брони от главной до верхней палубы с 152 мм до 177,8 мм.;
  • усиление верхней палубы с 25,4 мм до 50,8 мм.;
  • усиление главной палубы над погребами с 50,8 мм до 76,2 мм;
  • усиление кормовой части главной палубы с 19,1 мм до 25,4 мм;
  • усиление кормовой части промежуточной палубы с 25,4 мм до 25,4 + 38 мм.

Эти изменения были необходимы для то­го, чтобы получить броневую защиту борта не менее 228,6 мм., позволяющую противос­тоять пробойной силе снаряда, падающего на борт или палубу под углом 30 градусов к перпендикуляру. Все изменения были одобре­ны Адмиралтейством 2 октября. Однако и после этого нормальное строительство ко­рабля было невозможно, так как Главнокомандующий Гранд-Флитом предложил новые до­полнения к проекту. Они были приняты во внимание и вскоре внесены в проект. Только 20 августа 1917 года окончательные строи­тельные чертежи были предъявлены на рас­смотрение, а 30 августа одобрены Адмирал­тейством.

Строительство линейных крейсеров Howe, Rodney и Anson было остановлено в марте 1917 года. Рабочие были переведены на строительство более необходимых кораб­лей, например, торговые суда, эскортные корабли, миноносцы а др. Уже заготовленные строительный материал также были использо­ваны на других заказах. Адмиралтейству не было известно, что в Германии в 1917 году была остановлена постройка семи линейных крейсеров, поэтому как Адмиралтейство, так и командование Гранд-Флита выдвигало тре­бования правительству о немедленном возоб­новлении постройки линейных крейсеров, од­нако, несмотря на это работы продолжены не были. Большие надежды возлагались на уско­ренную достройку "Hood". Командующий фло­том требовал, чтобы хотя бы этот крейсер вступил в строй флота как можно быстрее, однако и для этого пришлось бы пожертво­вать частью кораблестроительной программы. Как крайняя мера, на Hood были переведе­ны рабочие со строившихся крейсеров "Ra­leigh" и "Effingham".

Построечные даты крейсеров типа Hood
заказан закладка спуск вошел в строй стоимость
Hood 7.4.1916 1.9.1916 22.8.1918 15.5.1920 6.025.000 фун.стерл.
Howe 7.4.1916 16.10.1916 строительство остановлено 9.3.1917
Rodney 7.4.1916 9.10.1916 заказы аннулированы в октябре 1918
Anson июль 1916 9.10.1916 на три крейсера истрачено 860.000 фун.стерл.

В октябре 1917 года было решено, что "...нежелательно форсиро­вать постройку "Hood" и пренебрегать для этого другими, более важными заказами..." Таким образом, работы на "Hood" продвига­лись весьма медленно, а на его собратьях вообще не велись. Так продолжалось до заключения перемирия в ноябре 1918 года, после чего заказы на три серийных корабля были аннулированы. Hood сошел на воду 22 августа 1918 года. Спусковое водоизмещение его равнялось 21.720 тонн и составлялось из следующих нагрузок:

  • вооружение - 74 тонн
  • механизмы - 1 184 тонн
  • бронирование и подкладка - 1 620 тонн
  • команда, балласт и спусковые устройства (позже сняты) - 310 тонн
  • спусковой вес корпуса - 18 532 тонн
  • ВСЕГО - 21 720 тонн

В январе 1920 года Hood оставил Clydebank и ушел в Розайт. Там для прове­дения кренования он был поставлен в сухой док. Одновременно была проведена подготов­ка к программным испытаниям. 5 марта ко­рабль вернулся в Clydebank и некоторое время достраивался на верфи "John Brown".

Передача корабля флоту для испытаний с полным снаряжением состоялась 29 марта. Испытания механизмов, рулевого устройства и вооружения состоялись весной 1920 года.

14 мая крейсер Hood в Розайте был принят флотской комиссией, а на следующий день, 15 мая 1920 г. вошел в строй Королевского флота.

Конструкция

Корпус

Противоторпедная защита

Конструктивной особенностью крейсера была противоторпедная защита, выполненная посредством устройства булей с пустым наружным и внутренними отсеками и специально усиленными поперечными разделительными переборками на 25 отсеков. Були установлены по всей длине машинно-котельных отделений и артиллерийских погребов. Устроенные вдоль бортов нефтяные цистерны образовывали дополнительную подводную защиту. Специальная форма булей способствовала отсутствию серьезных повреждений при торпедных атаках.

Цельноклёпанный корпус собран по продольной системе набора. Корабль имел два внутренних вертикальных киля у ДП, и доковые кили. Все поперечные переборки доходили до верхней палубы. Двойное дно расположено на 218 метров. Имелись скуловые кили. Форштевень яхтенной формы. Котельные и турбинные отделения занимают 90 м средней части корабля. Отношение L/B=8.42. Увеличение осадки на 1 см — 50 тонн. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении — 0,99 м, при полном — 1,28 м. Угол заката 69° и 73° соответственно.

Вооружение

Главный калибр

Носовые башни линейного крейсера HMS Hood в 1932-м

8 орудий калибра 381 мм (BL 15-inch Mk I) в двухорудийных башенных установках типа Mk.II. Боекомплект для главного калибра составлял 640 снарядов (80 на ствол), а в военное время 1056 снарядов (132 на ствол). Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, при этом дальность полёта снаряда 27 200 м. Горизонтальный угол обстрела — 300° для каждой башни. Поворот осуществлялся с помощью гидроприводов. Механизмы позволяли заряжать в любом положении ствола (до углов возвышения не более 20°). Угловая скорость поворота башни — 2°/сек. Вертикальная скорость наводки ствола — 5°/сек. Диаметр барбета — 9 метров. Башни главного калибра имели форму многогранника, их бронирование выполнялось из крупповской цементированной брони толщиной: лоб — 381 мм, спереди сбоку — 305 мм; по бокам и корма — 279 мм, крыша — 127 мм. Общая масса вращающейся части башни — 860 тонн. Скорострельность: 2 выстрела в минуту

Противоминный калибр

12 скорострельных орудий калибра 140-мм (BL 5.5-inch Mk I) в установках CPII, на лафете образца Mk.II. Боекомплект составлял 150 снарядов на ствол Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, дальность стрельбы 16 200 м. Бронирование: спереди 38 мм; по бокам 25 мм; сзади открыта. Скорострельность: 1 выстрел в 5 секунду.

Зенитные орудия

4 орудия калибра 102-мм (QF 4-inch Mark V) ручного заряжения и наведения в установках образца Mk.III.HA. Боекомплект составлял 200 снарядов на ствол. Максимальный вертикальный угол возвышения 80°, дальность стрельбы по высоте 8 700 м. Скорострельность: 9-12 выстрелов в минуту.

Бронирование

305-мм наклонный (12°) броневой пояс, высотой 2,9 м, установлен на прокладке из тикового дерева на протяжении 171,4 м (Позади него обшивка корпуса имела толщину 51 мм), от него до верхней палубы (шириной 2,75 м) 178-мм пояс.

Энергетическая установка

водотрубный котел Yarrow

Судовая энергетическая установка — 24 водотрубных котлов Yarrow с водогрейными трубками малого диаметра, на нефтяном отоплении, расположены в 4-х котельных отделениях. Рабочее давление пара 16,5 кгс/см². Суммарная площадь нагрева — 16 254 м². Требовали очистку через каждые 500 часов работы. Четыре турбинных агрегата размещались в трёх машинных отсеках. В носовом отделении, наиболее широком, были установлены два агрегата, работавшие на оба внешних вала, в среднем — ещё один агрегат, для внутреннего вала левого борта, в кормовом же — агрегат для внутреннего вала правого борта. В состав каждого агрегата входили по одной турбине низкого давления и высокого давления. С передней стороны турбин высокого давления агрегатов внешних валов была установлена маршевая турбина экономического хода. Таким образом, в экономическом режиме крейсер шёл на двух машинах. Применение зубчатой передачи позволило уменьшить число оборотов вала до 210 в минуту, что повысило КПД винтов. На каждый ТЗА имелся свой конденсатор, расположенный непосредственно под турбиной низкого давления (поддерживал вакуум до 0,075 кгс/см², поверхность составляла 2267 м²). Имелось также два вспомогательных конденсатора (один в среднем, другой в кормовом МО). 8 динамомашин (2 дизельные, 2 турбинные, 4 паровые), каждый мощностью около 200 кВт, обеспечивали питание постоянным током (220 В) 4 вала диаметром 724-мм. Винты трёхлопастные постоянного шага диаметром 4,57 м, массой 20,3 тонны. Руль — один полубалансирный. Управлялся с помощью рулевого привода Девиса. Дымовые трубы размером 5,5×7,5 м. Запас топлива 4000 т максимальный. На ходовых испытаний расчетный фактический расход топлива составил 7,5 т/час на экономической скорости хода 14 узлов, что соответствует максимальной дальности плавания 7500 морских миль. На 18 узлах дальность составляла около 5000 морских миль, при 20 — около 4500

Подводная защита

В средней части корпуса на ту же длину что и главный броневой пояс установлены бортовые наделки (були), шириной 3 метра, которые делились вертикальной и продольной переборками. Внутри булей, имелись также и поперечные переборки установленные через каждые 6 метров.

Модернизация

  • В 1929 — 1931 гг. на Hood установили:
    • платформу для запуска колёсных самолётов перенесли с крыши башни «Х» на башню «В»;
    • увеличели ёмкость топливных цистерн до 4600 тонн;
    • взамен демонтированной на юте катапульты установили другую поворотную типа F-IV-H;
    • у самого флагштока установили подъёмный кран;
    • побортно от дымовых труб установили 2 восьмиствольных 40-мм зенитных орудия образца (QF 2-pounder Mk VIII);
  • В 1932 г. демонтировали кран и катапульту;
  • В 1933 г. установили 2 четырехствольных 12,7 мм пулемета (0.5-inch Vickers Mk III);
  • в 1937 г. добавили два 102 мм зенитных орудия (всего стало 6), 1 восьмиствольное 40-мм орудие (всего стало 3) и два 12,7 мм пулемета (всего 4). Тогда же сняты подводные торпедные аппараты и два 140 мм орудия;
  • В 1939 г. во время очередного ремонта одноорудийные 102-мм зенитные установки заменили на 4 спаренные того же калибра. Снятые ранее два 140 мм орудия вернули на свои места, которые в начале 1940 г. снова демонтировали;
  • В 1940 г. установлены 3 спаренные 102-мм пушки и 5 ракетных установок «UP» («Unrotated Projectile»);
  • В начале 1941 был установлен артиллерийский радар типа «284» — над дальномером на башенноподобной надстройке.

Полное водоизмещение достигло 48 360 т (стандартное — 43 360 т).

История службы

март 1924 года. Hood во время кругосветного плавания в Австралии

17 мая 1920 становится флагманом бригады линейных крейсеров Repulse, Renown, Tiger, в Portland (флаг контр-адмирала Кейза). Летом, во время похода в Швецию его посетил шведский король.

До 1923 бригада входила в состав Атлантического флота. В это время Hood был самым большим военным кораблем в мире. В эти годы к корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг». В частности с ноября 1923 по сентябрь 1924 Hood вместе с крейсером Repulse совершил кругосветное плавание, пройдя свыше 40 000 миль. За время этого похода Hood посетили более 750 000 человек.

В январе 1935 столкнулся с Renown. Форштевень Renown нанёс удар в районе шпангоута. В борту образовалась вмятина полуметровой глубины и сильно повреждён один винт и погнут вал (Hood пришлось становиться в док). 13 августа 1939 г. перешёл в Scapa Flow, где вошёл в состав флота Метрополии.

Вторая мировая война

В момент начала Второй мировой войны в 1939 базировался в Scapa Flow на Orkney Islands, входя в эскадру линейных крейсеров вместе с Repulse.

  • 4 — 10 сентября 1939 — патрулировал район между Ísland и Faroe Islands.
  • В октябре входил в прикрытие конвоя с железной рудой из Narvik в Great Britain.
  • В декабре прикрывал канадский конвой (5 пассажирских лайнеров с 1-й канадской дивизией).

Операция «Катапульта»

Основная статья: Операция «Катапульта»

После поражении Франции переведён на Средиземное море (прибыл в Гибралтар 23 июня). На нём поднял флаг адмирал Джеймс Соммервилл. Вошёл в состав соединения «Н» (в составе: авианосец Ark Royal; линкоры Valiantl и Resolutionl; лёгкий крейсер Arethusal; 4 эсминца и др.). Задачей соединения была нейтрализация французского флота (предотвращение попадания боевых кораблей в руки немцев по договору с правительством Виши), базировавшегося в порту Mers El Kébir во французской Algeria. Французскому командованию были предложены варианты:

(a) Присоединиться к британскому флоту для борьбы с нацистской Германией;

(b) Перевести корабли в любой британский порт, после чего команды будут репатриированы во Францию;

(c) Перевести корабли в нейтральный порт, где они будут интернированы до конца войны.

Ультиматум завершался словами:

« В случае вашего отказа принять эти справедливые предложения, я, с огромным сожалением, требую, чтобы вы затопили свои корабли в течение шести часов.

Наконец, если вышеуказанное не будет выполнено, я имею приказ Правительства Его Величества на применение любой необходимой силы для того, чтобы предотвратить попадание ваших кораблей в руки немцев.

»

Переговоры ни к чему не привели, и, когда французские корабли намеревались покинуть порт, англичане открыли огонь (17:55, 3 июля). Огнем Hood был взорван линкор Bretagne (997 погибших), всего жертвами стало более 1000 французских моряков. В конце 1940 года Hood возвращается на базу в Scapa Flow.

Последний бой

Основная статья: Сражение в Датском проливе

Преследование Bismarck

  • 19 апреля 1941 поступило известие о выходе в море немецких тяжелых кораблей — линкора Bismarck (флаг адмирала Гюнтера Лютьенса) и тяжёлого крейсера Prinz Eugen. Hood приготовился для перехвата этого соединения (командир Hood капитан 1 ранга Ралф Керр.
  • 21 мая получено донесение о следовании немецких кораблей в Северную Атлантику для атаки конвоев союзников.
  • 22 мая соединение под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда, в составе: линейный крейсер Hood (флаг командующего) и линкор Prince of Wales, а также 6 эсминцев — Electra, Anthony, Echo, Antelope, Icarus и Achates вышли в море на их перехват.

Бой в Датском проливе

  • вечером 23 мая британские крейсеры Norfolk и Suffolk обнаружили группу Bismarck, шедшую со скоростью 27 узлов в Датском проливе. С помощью недавно установленного радара, Suffolk отслеживал движение Bismarck и в течение ночи передавал его координаты основным силам. План британцев заключался в том, чтобы сблизиться с Bismarck с южной стороны, при том, что силуэт немецких кораблей был бы виден на светлом фоне северной части неба. Однако в 00-28 Suffolk потерял контакт с Bismarck и план не сработал: опасаясь потерять Bismarck, Холланд приказал прекратить движение в оптимальную точку встречи и повернуть на юго-юго-запад, отправив при этом эсминцы на север. В это время германские корабли изменили курс, в результате чего группа эсминцев прошла мимо на расстоянии всего 10 миль, не заметив противника. Незадолго до 03-00 Suffolk вновь обнаружил Bismarck на радаре и передал его координаты. Hood и Prince of Wales находились в этот момент на расстоянии 35 миль, немного впереди по курсу немцев. Холланд приказал довернуть в сторону противника и увеличить скорость до 28-и узлов. Британские корабли оказались в невыгодном положении: встреча под тупым углом означала бой на длинной дистанции, при котором тонкая палубная броня Hood попадала под навесной огонь. Ситуация ещё более ухудшилась в 03-20, когда Bismarck сделал ещё один доворот к западу: теперь эскадры шли практически параллельным курсом.
  • В 05-35 24 мая, дозорные с Prince of Wales заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль. Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение Bismarck, ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать
  • в 05-37 отдал приказ на сближение с противником.
  • в 05:52 Hood открыл огонь с дистанции примерно 13 миль и продолжал сближение с противником, стремясь сократить время попадания под навесной огонь. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по крейсеру: первый 203-мм снаряд с Prinz Eugen попал в среднюю часть Hood, рядом с кормовой 102 мм установкой и вызвал сильный пожар запаса снарядов и ракет.
  • В 05:55 Холланд приказал поворот 20 градусов влево, чтобы кормовые башни могли стрелять по Bismarck. Предполагается, что имел место пожар кордита, вырвавшийся через вентиляцию машинного отделения
  • Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом с Bismarck с дистанции от 8 до 9,5 миль. В районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня, после чего произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма Hood быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. Prince of Wales, находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками Hood.

Крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец Electra

События после взрыва

Известия о гибели Hood Адмиралтейство получило в 9 часов утра 24 мая в форме следующего короткого сообщения:

« Британский флот ранним утром сего дня встретился у берегов Гренландии с германской эскадрой, включавшей линейный корабль Bismarck. Неприятель был атакован, и в ходе последовавшего сражения корабль Его величества Hood (Кептен Р. Керр, Кавалер Британской Империи; Королевский Флот) под флагом вице-адмирала Л.Э. Холланда получил неудачное попадание в погреб и взорвался.

Bismarck получил повреждения, преследование противника продолжено. Есть опасение, что с HMS Hood спаслись очень немногие

»

Тысячи британских моряков и простых граждан вспоминали, что это известие произвело на них потрясающее впечатление, одно из наиболее сильных за всю войну. Некоторые британские офицеры вспоминали, что они расшифровывали радиограмму раз за разом, будучи уверенными в том, что произошла ошибка.

Воскресный номер New-York Times за 25 мая вышла под огромными заголовками: "Нацистский линкор Bismarck потопил Hood в дуэли в северной Атлантике. Британцы продолжают преследование". Описывая Hood как символ британского флота и образцовый корабль Флота Его Величества, газета назвала итоги боя величайшей морской победой в войне после сражения в устье Ла-Платы.

Лондонская Times поместила сообщение о произошедшем только в понедельник и на 4-ой странице, под названием Тяжелейший удар, который флот получил в войне, с издательским подзаголовком: "Цена морского могущества", где итоги сражения были оценены как тяжелое бедствие.

Германские сообщения, которые были примечательны небольшой на этот раз дозой самовосхваления, отмечали только, что Hood был потоплен через 5 минут после начала боя между германской и британской эскадрами и что немецкие корабли не получили повреждений.

Вскоре подошло время и для обвинений британской прессы. Автор письма в лондонскую Times, отметил, что Hood погиб не в результате удачного попадания, а потому, что он встретился с кораблем, построенным на 22 года позднее и более современным. Это была не ошибка британских моряков, а прямая ответственность тех, кто отвечал за развитие британского флота до 1937 года, за два года до начала Второй великой войны, это будет более честным по отношению и к кораблю, и к его храброму экипажу, чем написанное ранее. Адмиралтейство, до сих пор находившееся в шоке от произошедшего, использовало это письмо как часть официального отчета.

Ясно, что адмиралтейство ответило на гибель корабля так быстро, как позволили обстоятельства. В письме Сэра Дадли Паунда (Dudley Pound) к контролеру флота (третий морской лорд) и Первому морскому лорду от 28 мая говорилось:

« Гибель Hood от внутреннего взрыва после нескольких минут боя на дистанции 23 000 ярдов уничтожила веру в то, что дефекты в конструкции, которые привели к гибели трех линейных крейсеров в Ютландском сражении, были ликвидированы... Сейчас, по истечении 25 лет, мы имеем столкновение одного из наших линейных крейсеров и того, что немцы построили после Ютландского сражения. Hood был уничтожен, и свидетели показывают, что обстоятельства его гибели примерно такие, какие сопровождали гибель Queen Mary, Invincible и Indefatigable, хотя после Ютландского сражения были предприняты меры для того, чтобы не допустить повторения тех печальных событий... В свете этого не могли бы Вы быть так любезны вернуться к документам прошлой войны и еще раз изучить все обстоятельства, которые могут быть связаны с произошедшим с тем, чтобы можно было объяснить гибель всех четырех кораблей, причем исследовать все возможные причины, а не только внутренний взрыв.
Сэр Дадли Паунд
»

Письмо Сэра Дадли привело в движение первое расследование. 30 мая по этому вопросу была собрана специальная комиссия под председательством вице-адмирала Сэра Джеффри Блейка (Sir Geoffrey Blake). Результатом его работы был двухстраничный рапорт за подписью Гудолла (S.V. Gooddall), который 2 июня с грифом секретно был отправлен в Управление кораблестроения, а также Первому лорду адмиралтейства, через 9 дней после гибели крейсера Hood и через неделю после прибытия Prince of Wales в Хваль-фиорд .

« Этот рапорт включает итоги работы комиссии, но нет свидетельств очевидцев, на которых эти итоги основываются. Следовательно, некоторые высказывания комиссии могут находится в противоречии со свидетельствами. Заключение комиссии составлено только на основе полного единогласия всех ее членов.
Сэр Джеффри Блейк
»

С некоторыми оговорками рапорт содержал высказывание, что 15" снаряд, выстреленный с Bismarck с большого расстояния и падавший под большим углом, мог стать гибельным, если он будет удачным, и снаряд имеет достаточную задержку взрывателя; тогда проникновение в кормовые погреба вполне возможно.

Командиры

Оценка проекта

На момент строительства корабль получился довольно необычным для моряков, не привыкших к тому, что хорошо вооруженный и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому существовали разногласия по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линкорам или же к линейным крейсерам. Являясь самым крупным боевым кораблем на момент постройки, он сочетал в себе высокую огневую мощь, соответствующую линкорам типов Queen Elizabeth и Revenge, сильное бронирование (хоть и несколько уступавшее этим кораблям, но в целом оно было достаточно мощным) и высокую скорость хода. По этому показателю у Hood было превосходство почти перед всеми линкорами и линейными крейсерами. Таким образом, британцы смогли создать вполне сбалансированный корабль.

У корабля были и недостатки. Это недостаточное бронирование палуб (что, скорее всего, и сыграло роковую роль в судьбе линейного крейсера), барбетов и траверзов. Противоторпедная защита была неудачной, что подтверждает гибель дредноута Audacious от подрыва на одной-единственной мине. Для своего времени Hood был кораблем, который было очень трудно одолеть в бою, но при отсутствии серьёзных модернизаций к началу Второй мировой войны он устарел. Бронирование на нём существенно не усиливалось, угол возвышения орудий не увеличивался (что негативно сказалось на дальности стрельбы), а износ механизмов не позволял развивать больше 27-28 узлов.

В итоге, этот один из наиболее сбалансированных на момент своего появления корабль к началу войны стало опасно подставлять под удар современных быстроходных линкоров Bismarck, Richelieu, North Carolina и Littorio. Они имели превосходство в скорости на 2-3 узла (кроме North Carolina), равенство или даже превосходство в вооружении (8 380-мм орудий — Bismarck, 'Richelieu, 9 381-мм орудий — Littorio, 9 406-мм орудий — North Carolina), а также в целом более сильное бронирование, поэтому Hood проигрывал всем без исключения «одноклассникам».

Такого положения вещей можно было бы избежать, если в межвоенный период линейный крейсер прошел бы одну-две большие модернизации. За этот период прогресс в котлотурбинных установках заметно продвинулся. Заменив котлы и турбины, можно было бы добиться значительного облегчения всей силовой установки, а сэкономленный вес пустить на усиление бронирования. Также необходимо было увеличить угол возвышения стволов с 30 градусов до 35-45, что обеспечило бы прирост дальности стрельбы. В результате этих мер британцы получили бы достаточно полноценный быстроходный линкор, способный если и не сражаться на равных с новейшими зарубежными линкорами, то, по крайней мере, дать им достойный отпор. Однако Hood был как бы «лицом» британского флота и нужен был в строю, а не в доке. Именно эта ценность корабля для британского флота и заставляла использовать его «по полной программе», что в итоге обернулось для него весьма плачевно…

Hood мог доковаться только в трёх местах: Портсмут, Розайт и частный док «Гладстон-Док» в Ливерпуле. В Розайте под него специально модернизировали Королевский док № 2. Из-за перегрузки по отношению к первоначальному проекту (осадка на 1,14 м больше проектной) часть главного броневого пояса ушла под воду, соответственно уменьшился надводный борт. По этой же причине был склонен к заливанию большими массами воды. При больших скоростях корма постоянно заливалась водой.

См. также

Литература и источники информации

Литература

  • Mearns, David and White, Rob Hood and Bismarck. — 2001 г..
  • Norman, Andrew Hms Hood: Pride of the Royal Navy. — 2001 г..
  • Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии (часть IV).
  • Юренс В. Гибель линейного крейсера "Hood". — 1994 г..
  • Михайлов А.А. Линейный крейсер Худ: Санк-Петербург. — 1998 г..
  • ООО «АРС», под. ред. Иванов С.В. Линейный крейсер HOOD крупным планом. — 2006 г..
  • АСТ Линейные корабли и авианосцы. — 2006 г..

Ссылки

Галерея изображений

Видео