Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Авианесущие крейсера типа «Рига» проекта 1143.5 в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Авианесущие крейсера типа «Рига» проекта 1143.5

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
выкидывает при простое игры world of tanks,модов н... вадим123123231 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-07 19:59
Какие слова используются в python например print, ... slavakira1997 Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-07 19:40
Подскажите лучший чит или бот на голду в Worlds of... angekl Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 19:06
На быструю GvP Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 18:48
Разработчик тоже хочет нагибать Netip Общение танкистов 11 2016-12-07 21:20
Не могу увстановить модпак протанки? как быть? Тема Шашкин Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-07 19:42
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником <wm_tankist:ru>. Просьба воздержаться от правок.

ТАКР типа «Рига»
31-9.jpeg
Постройка и служба
2ед. Заказано
2ед. Построено
1982-2012гг. Годы постройки
с 1991гг. Годы службы
ЧСЗ Место строительства
Общие данные
55000 / 61390т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
306,45 / 71,96 / 10,4м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
КТУ, 200000 л.с. Энергетическая установка
32узл. Скорость хода
8417миль Дальность плавания
Экипаж
1980чел. Общая численность
520чел. Офицеры
322чел. Мичманы
1138чел. Матросы
Бронирование
Вооружение

Авиагруппа

  • 50 самолётов и вертолётов.

Противокорабельное вооружение

Зенитное вооружение

  • 24 х 1 ПУ ЗРК «Кинжал»;
  • 4 х 2 ПУ ЗРАК «Кортик»;
  • 6 х 6 30-мм АК-630.

Противоторпедное вооружение

  • 2 х РБУ-12000 «Удав».
Построенные корабли
RR5111-0045R.gif
Тяжелые авианосные[1] крейсера (ТАКР) типа «Рига» (проект 11435) стали развитием крейсеров типа «Киев» и «Баку». Сохранив ударное и оборонительное вооружение на уровне предшественников, новые ТАКР за счёт роста размеров могли нести более многочисленную авиагруппу, в том числе традиционные самолёты помимо СВВП. Оба корабля проекта 11435[2] были заложены под названием «Рига», впоследствии головной вошёл в состав ВМФ СССР под названием «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а второй, преименованный в «Варяга», в недостроенном виде продан Китаю и впоследствии вступил в строй ВМС КНР под названием «Ляонин».

История создания

Предыстория

Авианосцы - наиболее сложные боевые корабли современности, чрезвычайно дорогие как в постройке, так и в поддержании боеготового состояния. Вместе с тем реальные возможности авианосца в морском сражении после Второй мировой войны ни разу не проверялись, поэтому, с учётом прогресса в системах ПВО и ракетном оружии, могут быть поставлены под сомнение. В силу этих причин к 1960-м годам единственной страной в мире, продолжавшей строить авианосцы, оставались США: для их внешней политики эти плавучие авиабазы представляли собой очень удобный инструмент. Советский Союз, перед флотом которого не ставились задачи бомбардировок наземных целей у заведомо слабейшего противника, в авианосцах нуждался гораздо меньше, поэтому долгое время не приступал к их строительству.

Атомный авианосец проекта 1153 «Орёл» (1967 год)

Разрабатывались проекты, более или менее подобные американским ударным авианосцам (например, проект 1153), но вступать в авианосную гонку с США, имеющим уже многочисленный флот авианосцев и отлаженную инфраструктуру для поддержания его в боеготовности, было бы слишком накладно. По инициативе министра обороны Дмитрия Фёдоровича Устинова, вместо классических авианосцев в СССР стали развивать авианесущие корабли нового типа, рассчитанные на самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП). Такие корабли были гораздо дешевле обычных авианосцев, и вместе с тем - при должном прогрессе в конструкции СВВП - они могли вполне достичь сопоставимой с классическими авианосцами боевой эффективности при решении противолодочных и противокорабельных задач, а также поддержки десантов и ПВО корабельного соединения. Это давало возможность не догонять и копировать противника в той области, в которой он уже безусловно лучший в мире, а найти другой путь развития - исходя именно из тех целей, которые стояли перед советским ВМФ.

Из этих соображений приступили к строительству авианосных крейсеров типа «Киев». Это были очень мощные корабли, на то время непревзойдённые по ударному и зенитному ракетному вооружению, отлично подходящие для противолодочных задач, однако самолётная составляющая их авиагруппы оставалась откровенно слабой относительно американцев. Самолёт Як-38 в силу малого взлётного веса обладал слишком небольшой дальностью и боевой нагрузкой, чтобы сравнивать его с большинством палубных машин США; в силу тех же причин (размерности) эффективный перехватчик для воздушного прикрытия соединений флота на базе Як-38 было не создать[3].

ТАКР «Баку» (после 1990 года - «Адмирал флота Советского Союза Горшков»)

СВВП нового поколения (Як-41/141, более тяжёлые и скоростные относительно Як-38 и Harrier) должны были решить эти проблемы. Новый крейсер проекта 11434 - будущий «Баку» - изначально был спроектирован уже под этот многоцелевой истребитель вертикального взлёта, что вместе с установленным на корабле комплексом управления и наведения истребительной авиации позволяло обеспечивать воздушное прикрытие флота на качественно ином уровне, приближающемся уже к возможностям ПВО авиагруппы многоцелевого авианосца США.

Это было реально только в случае, если Як-41 поступит на вооружение и достигнет заданных ТТХ. Разработка уникального самолёта и двигателя продвигалась медленно. Фактически с ним конструкторы вступили в неизведанную область - до того столь тяжёлые и скоростные СВВП никто не строил[4], так что хорошие лётные данные были далеко не гарантированы. В этих условиях в ноябре 1977 года - ещё за год до закладки «Баку» - началась проработка облика нового авианосного крейсера, рассчитанного уже на базирование классических истребителей катапультного старта вместе с СВВП. Возможность принять на палубу корабельные версии новейших истребителей четвёртого поколения гарантировали, что даже при неготовности Як-41 корабль будет иметь достаточно мощную авиагруппу. Новый ТАКР должен был обеспечить надёжное прикрытие с воздуха советских соединений надводных кораблей в самых отдалённых районах мирового океана.

В том же 1977 году в Крыму приступили к строительству наземного испытательно-тренировочного комплекса корабельной авиации (НИТКА), на котором предстояло отработать корабельное базирование обычных самолётов как с технической, так и с организационной стороны (с точки зрения подготовки лётчиков). На проведение необходимых научных и конструкторских работ нужны были немалые средства и время. Поэтому, когда после спуска «Новороссийска» в конце 1978 года освободился «авианосный» стапель Черноморского завода - на нём заложили ТАКР «Баку», тоже рассчитанный только на самолёты вертикального взлёта. Получить катапульты и аэрофинишёры должен был следующий за «Баку», пятый авианосный крейсер советского флота.

Проектирование

Ранний вариант крейсера проекта 11435, ещё рассчитанный на катапульты вместо трамплина (1979 год)

К 1978 году НПКБ разработало пять предварительных вариантов крейсера, включая один с ядерной энергоустановкой. Для дальнейшего проектирования рекомендовался наименьший из них по водоизмещению - с котлотурбинной ГЭУ, одной паровой катапультой и авиагруппой в составе 32-42 ЛА[5]. Постановлением Совета Министров СССР от 13 октября 1978 года флоту предписывалось выдать в IV квартале 1978 года ТТЗ на проектирование корабля проекта 11435 и тактико-технические требования (ТТТ) на создание самолётов корабельного базирования с катапультным стартом, а Минсудпрому разработать в 1979 - 1980 годах эскизный и технический проекты ТАКР.

В июле 1979 года главком ВМФ потребовал от НПКБ усилить состав зенитных огневых средств ТАКР и повысить безопасность посадки самолетов на аэрофинишёр; в ноябре он предложил проработать варианты состава авиагруппы при увеличении её с 42 до 52 машин. Всё это увеличило стандартное водоизмещение проектного корабля до 65000 тонн и, соответственно, удорожало его постройку. В результате директивой министра обороны, подписанной в начале 1980 года, проектировщикам предписывалось сократить водоизмещение на 10000 т, в том числе за счёт отказа от катапульт: вместо них для обеспечения взлёта самолётов предлагалось применить рампу (трамплин).

Проекты 114342 и 11435 в сравнении (1980 год)

Это решение предстояло ещё всесторонне испытать на практике, так что срок окончания проектирования пятого ТАКР перенесли с 1980 на 1982 год. Тем временем стапельный период строящегося крейсера «Баку» подходил к концу - пора было решать, как использовать крупнейший стапель Советского Союза после спуска этого корабля. До готовности технического проекта нового крейсера главком ВМФ и министр судостроительной промышленности предложили приступить к закладке второго ТАКР проекта 11434 (однотипного «Баку»), на что министр обороны Д.Ф.Устинов дал своё согласие. 15 декабря 1980 года ВМФ и МСП заключили договор на постройку второго «Баку», и завод приступил к обработке первой партии металла для корпусных секций этого корабля. Предполагалось при необходимости усовершенствовать строящийся ТАКР на стапеле. Так и появился проект 114342: в отличие от проекта 11435, представлявшего собой совершенно новый (и гораздо более крупный) корабль, проект 114342 был усовершенствованной версией проекта 11434. Как и предыдущие четыре советских ТАКР, он строился на основе корпуса крейсеров типа «Киев». При этом для приёма обычных самолётов по сравнению с «Баку» должна была быть освобождена палуба в носовой части, где предполагалось сделать рампу; размещённое ранее в носовой части вооружение, в том числе массивные ПУ комплекса «Базальт», сместили к правому борту и к надстройке, угловая палуба оборудовалась четырьмя тросами аэрофинишёров[6]. Численность авиагруппы была ограничена 40 аппаратами - что почти равно предыдущим типам ТАКР - зато, помимо СВВП Як-41, новый корабль мог принимать и обычные самолёты: лёгкие МиГ-29К и тяжёлые Су-27К.

В сентябре 1981 года министр обороны Устинов разрешил увеличить водоизмещение будущего крейсера на 10000 т. После этого ВМФ предложил МСП в ходе разработки сокращённого техпроекта (пр. 114342) увеличить число ЛА до 50 машин, а взамен комплекса «Базальт» принять более совершенный «Гранит» с подпалубным размещением пусковых. Для экономии времени при корректировке проекта 114342 в НПКБ использовали имевшийся значительный задел по проекту 11435 (новым требованиям ВМФ последний соответствовал куда лучше, чем все варианты проекта 114342). В марте 1982 года корректировка была завершена, и получившийся проект 7 мая того же года постановлением Совета Министров СССР был утверждён под обозначением 11435. Его Главным конструктором (с декабря 1979 года) был Василий Аникиев.

Продольный разрез крейсера проекта 11435

Второй крейсер строился по тому же проекту 11435, что и головной; поскольку ко времени его строительства уже были данные об испытаниях и службе ТАКР «Баку», несущего такое же радиоэлектронное оборудование - было известно, что основной радиоэлектронный комплекс (РЛК) «Марс-Пассат» не обеспечивает заданных характеристик и нуждается в доработке, поэтому на втором крейсере проекта 11435 этот РЛК заменили на новый комплекс «Форум», для антенн которого была изменена форма надстройки. Изменения были оформлены коррективами чертежей головного проекта - новый проект 11436 ради них разрабатывать не стали (ни одного чертежа с номером 11436 не было выпущено).

Постройка

Спуск на воду ТАКР «Леонид Брежнев», 4 декабря 1985 года

Новому авианосному крейсеру предстояло стать крупнейшим боевым кораблём из когда-либо построенных в СССР (и самым большим в мире из построенных за пределами США), поэтому его закладке предшествовала масштабная реконструкция стапельного комплекса на Черноморском судостроительном заводе. В результате к 1982 году завод располагал крупнейшим в Европе стапелем с первоклассной оснасткой, по своим возможностям сопоставимым с американскими судостроительными предприятиями и далеко превосходящим всё, чем располагали даже такие морские державы, как Франция или Великобритания.

31 марта 1982 года, со спуском ТАКР «Баку» проекта 11434, стапель освободился; несколько месяцев на нём собирали блоки второго такого же корабля, и только к 1 сентября 1982 года постройка его была отменена, а на стапеле торжественно заложили тяжёлый авианосный крейсер «Рига» проекта 11435. Два месяца спустя - 26 ноября 1982 года - строящийся крейсер был переименован в «Леонида Брежнева»[7]. Под этим названием корабль и был спущен на воду 4 декабря 1985 года. В этот же день на освободившемся стапеле заложили второй ТАКР по тому же проекту и с тем же названием «Рига»[8]. Тем временем, 11 августа 1987 года, головной корабль был ещё раз переименован в «Тбилиси»[9].

25 ноября 1988 года «Ригу» спустили на воду, и с этого дня оба однотипных крейсера стояли рядом в Большом ковше Черноморского завода, достраиваясь на плаву.

ТАКР «Тбилиси» (справа) выходит из завода на лётно-конструкторские испытания, слева у достроечной стенки корпус ТАКР «Рига». Фотография 20 октября 1989 года

К 1989 году испытания палубных самолётов обычного взлёта и посадки успешно шли на наземном комплексе НИТКА, были выполнены также облёты достроенного ТАКР «Баку» в море с имитацией посадок на палубу[10]. Тем не менее, в отечественном флоте пока не было опыта эксплуатации с корабля обычных самолётов. При практических испытаниях могли обнаружиться неучтённые особенности, требующие доработок как самолётов, так и корабля - то и другое задержало бы ввод кораблей в строй флота. Для исключения таких задержек было решено провести лётно-конструкторские испытания самолётов на палубе головного корабля в море, не дожидаясь его достройки. Случай почти уникальный - ещё не законченный постройкой корабль, не сданный промышленностью флоту и с неполным экипажем, 21 октября 1989 года был выведен в море на испытания[11]. Испытания как машин и механизмов корабля, так и палубных самолётов МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ прошли успешно, и 23 ноября 1989 года крейсер «Тбилиси» вернулся в Большой ковш Черноморского завода для окончательной достройки.

К 25 мая 1990 года головной корабль был достроен и вышел в море для заводских ходовых испытаний, которые совместили с продолжением лётных испытаний для его палубных самолётов. С 1 августа 1990 года ТАКР «Тбилиси» приступил уже к государственным испытаниям перед сдачей его флоту. За период испытаний - 4 октября 1990 года - корабль был переименован в четвёртый раз, получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». 25 декабря 1990 года крейсер был принят ВМФ и зачислен в состав Северного флота.

Второй корабль этого проекта был также переименован в 1990 году, 19 июня: крейсеру присвоили прославленное имя «Варяг»[12]. В связи с развалом СССР строительство было прекращено в январе 1992 года при готовности корабля примерно на две трети (плановый срок его ввода в строй советского ВМФ был в 1993 году). В дальнейшем его приобрёл Китай, и после буксировки на Дальний Восток «Варяг» в 2005 году встал на достройку в китайском порту Далянь. Под новым названием «Ляонин»[13] он был официально принят в состав ВМС КНР 25 сентября 2012 года.

Описание конструкции

Корпус и архитектура

Проекции общего вида головного ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Новые ТАКР отличала классическая «авианосная» архитектура, напоминающая «сверх-авианосцы» американского флота: сквозная полётная палуба площадью 14800 м2[14], вынесенная за обводы корпуса островная надстройка у правого борта, в нос и корму от которой располагались два бортовых самолётоподъёмника, рассчитанных на 40 тонн каждый. Угловая палуба (посадочный участок полётной палубы размерами 205x26 м) располагалась под углом в 7 градусов к ДП корабля. Вместе с тем крейсера имели особенность, несвойственную авианосцам США и придающую советским кораблям характерный и узнаваемый облик - трамплин (рампу) в носовой части с углом схода в 14,30. Вся поверхность полётной палубы и трамплина имела нескользящее термостойкое (до 4500 С) покрытие «Онега»[15], а три площадки 10x10 м, предназначенные для вертикального взлёта и посадки СВВП, выкладывались термостойкими (до 7500 С) металлокерамическими плитками АК-9Ф[16]. Для обеспечения полётов на палубе имеется три стартовые позиции с убираемыми газоотбойными щитами и задержниками, позволяющими самолётам включать форсаж до начала разбега. Взлётные дорожки со всех трёх позиций сходятся в верхней точке трамплина, длина разбега составляет по 90 м с ближних позиций (№1 и №2) и 180 м с дальней (№3). Ближние позиции предназначались для взлёта легко нагруженных (снаряжённых только оружием класса «воздух-воздух» и без дополнительных баков) самолётов, дальняя позволяла поднять в воздух тяжёлый истребитель с полной боевой нагрузкой или самолёт радиолокационного дозора Як-44. Истребители вертикального взлёта Як-41 при необходимости взлёта с короткого разбега должны были разбегаться от дальней стартовой позиции к переднему срезу угловой палубы - минуя трамплин, в котором эти самолёты не нуждались.

Схема полётной палубы авианосных крейсеров проекта 11435

Корпус выполнялся полностью сварным из стали, лишь часть второстепенных выгородок и переборок делалась из алюминиево-магниевых сплавов с креплением к стальным конструкциям на биметаллических планках. В корпусе размещается ангар закрытого типа общей площадью 3980 м2 (размеры 153x26x7,2 м). Как и на предыдущих ТАКР, ангар был оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки МСТ, позволившей отказаться от использования тягачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными газами[17]. В целях противопожарной безопасности ангар мог быть разделён огнестойкими складными шторами на 4 отсека.

13-ярусная надстройка конструктивно повторяла надстройку предыдущего ТАКР проекта 11434 («Баку») и выполнялась со скошенными внешними поверхностями для снижения радиолокационной заметности кораблей[18]. На четырёх гранях надстройки были смонтированы антенные полотнища фазированных антенных решёток комплекса «Марс-Пассат»[19].

Крейсера проекта 11435 получили надводную конструктивную защиту из трёхслойных композитных экранов типа сталь - стеклопластик - сталь, причём сталь использовалась высокопрочная, с пределом текучести 60 кгс/мм2. Для защиты топливных цистерн и погребов авиационного боезапаса применяется местное коробчатое бронирование. Подводная конструктивная защита при глубине от 4,5 до 5 м состоит из трёх продольных переборок, средняя из которых бронирована (причём на головном корабле эту переборку выполнили многослойной, а на втором - монолитной). Непотопляемость ТАКР гарантируется при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее 20% от длины корабля.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Тбилиси» на циркуляции во время государственных испытаний, фото 1990 года

Главная энергетическая установка (ГЭУ) была конструктивно подобна установленной на ТАКР предыдущих проектов (1143 и 11434): четырёхвальная, котлотурбинная из четырёх турбокотельных групп (по два котла и одному турбозубчатому агрегату в каждой группе). Размещается энергоустановка в двух машинно-котельных отделениях (МКО) по 4 котла и 2 ГТЗА в каждом. За счёт применения новых котлов КВГ-4 с более высокой паропроизводительностью - до 115 тонн пара в час против 95 т/ч у прежних котлов - номинальная мощность каждой группы была поднята до 50000 л.с. против 45000 л.с. на ТАКР типа «Киев». Таким образом, в сумме ГЭУ крейсеров проекта 11435 развивала мощность в 200000 л.с., которая позволяла разгонять эти огромные корабли до скорости полного хода в 29 узлов. Увеличенный относительно предшественников запас топлива позволил довести дальность плавания 18-узловым ходом[20] до 8000 миль. Движителями кораблям служат четыре бронзовых малошумных пятилопастных гребных винта фиксированного шага диаметром 4260 мм и массой 12524 кг каждый.

Электроэнергию обеспечивают девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов общей мощностью 22500 кВт.

Головной ТАКР во время испытаний показал хорошие ходовые и манёвренные характеристики. Диаметр циркуляции на боевой экономической скорости в 18 узлов не превышал 2,25 длины корпуса, при этом крен корабля не превышал 5,1 градуса. Время остановки с полного хода при подаче контрпара составило менее 35 мин, при этом было пройдено расстояние менее 19 длин корпуса.

Стоит отметить, что котлы новой модели предъявляли высокие требования к своему обслуживанию и квалификации личного состава. Ещё в 1991 году, в сложных условиях зимнего перехода «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова» в Северной Атлантике, надлежащая эксплуатация ГЭУ была обеспечена и та отработала без нареканий (как было и на предшествующих ТАКР за всё время их службы в советском ВМФ). Впоследствии, в условиях экономического кризиса и развала вооружённых сил, на состоянии корабля сказалось как урезание расходов на ремонты и техобслуживание, так и падение среди личного состава дисциплины и квалификации. По этим причинам связанные с энергетической установкой отказы и проблемы были характерны для «Адмирала Кузнецова», по меньшей мере, на всём протяжении 1990-х годов.

Экипаж и обитаемость

Экипаж крейсеров проекта 11435 составляли по штату 1980 человек, в том числе 520 офицеров, 322 мичмана и главстаршины и 1138 старшин и матросов. Авиагруппа добавляла к этому числу ещё 500 человек офицеров и матросов. Фактически проектная авиагруппа для головного корабля так и не был сформирована в условиях экономического кризиса после раздела СССР, и экипаж его не превысил 1533 человек (из них 196 офицеров, 322 мичмана и 1127 матросов).

Офицерам были отведены одноместные и двухместные каюты, а мичмана и главстаршины размещались в шестиместных каютах. Для старшин и матросов предназначались комфортабельные кубрики «купейного типа». Многочисленный экипаж должны были обслуживать 6 камбузов, при этом автономность крейсеров по запасам провизии составляла 45 суток.

Как и предыдущие ТАКР, авианосные крейсера проекта 11435 строились для дальних океанских походов и месяцами должны были находиться вдали от баз, поэтому их обитаемости при проектировании было уделено особое внимание. При надлежащем обеспечении и обслуживании они должны были входить в число наиболее комфортабельных для экипажа кораблей ВМФ СССР.

Вооружение

Главный ударный комплекс

Ударное вооружение крейсеров проекта 11435 составляют двенадцать противокорабельных крылатых ракет ЗМ45, входящих в состав комплекса П-700 «Гранит-НК». Ракеты размещены в подпалубных транспортно-пусковых установках шахтного типа с системой предстартовой подготовки и регламентного контроля. В походном положении бронированные крышки шахт закрываются заподлицо с полётной палубой, не мешая рулению самолётов или полётным операциям. Комплекс «Гранит» унифицирован для надводных кораблей и подводных лодок, поэтому на авианосном крейсере перед пуском этих ракет их шахты заполняются забортной водой.

Открытые шахты главного ударного комплекса на «Адмирале Кузнецове»

Назначение ракет «Гранит» – поражение крупных надводных целей и укреплённых береговых объектов на дистанции до 550 км. Семитонная ракета запускается с помощью четырёх твердотопливных ускорителей, оснащена маршевым ТРД КР-21-300 и несёт боевую часть либо фугасно-проникающего типа массой 750 кг, либо ядерную эквивалентной мощностью в 500 килотонн тротила.

Как правило, ракеты комплекса П-700 применяются залпом по две и более (хотя и предусмотрена возможность пуска одиночной ракеты). Перед пуском бортовая ЭВМ ракет получает координаты цели, к которой летит на скорости в 2,5 М и высоте в 14-17 км по данным бортовой инерциальной навигационной системы. Приблизившись на расстояние порядка 100 км, ракеты начинают самостоятельный поиск цели с помощью активной радиолокационной головки самонаведения (АРГСН). На этом этапе, как и на этапе первоначального обнаружения кораблей противника, возможна коррекция координат по данным спутников системы «Легенда», самолётов Ту-95РЦ или вертолётов Ка-25Ц. Все ракеты «Гранит» в полёте связаны между собой в единую вычислительную сеть; обнаружив цели, бортовые компьютеры определяют их характеристики, распределяют приоритет и задачи между конкретными ракетами, после чего ракеты снижаются до высоты в 25 м и продолжают полёт на этой высоте со сверхзвуковой скоростью в 1,5М. АРГСН их при этом выключены и не излучают, что, вместе с малой высотой подлёта, затрудняет противнику их обнаружение. Для слежения за целями одна из ракет залпа становится лидером, поднимаясь выше остальных и не выключая свою АРГСН; данные о целях непрерывно поступают на остальные ракеты. В случае уничтожения лидера другой «Гранит» берёт на себя эту роль, поднимаясь на большую высоту и включая излучение ГСН. Для противодействия ПВО противника ракеты совершают манёвры уклонения, а также ставят помехи станциям наведения его зенитных установок.

Комплекс приняли на вооружение в 1983 году. До сих пор он является одним из наиболее совершенных в мире по своим боевым возможностям, а по дальности стрельбы и массе боевой части ракеты с ним сравнимы только советские же комплексы «Базальт» и «Вулкан»[21].

На купленном и достроенном китайцами «Варяге» проектное вооружение не устанавливалось. Шахты главного ударного комплекса «Гранит», предположительно, были в КНР демонтированы, чтобы разместить на их месте дополнительное топливо и боезапас для авиагруппы.

Зенитное вооружение

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» на спонсоне левого борта ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитно-ракетное вооружение авианосных крейсеров проекта 11435 представлено зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) «Кинжал», а также зенитно-артиллерийскими комплексами (ЗРАК) ближнего действия «Кортик». Четыре модуля ЗРК «Кинжал» в установках вертикального старта (общий запас - 192 зенитных ракеты) и 8 модулей ЗРАК «Кортик» (256 ракет и 48000 30-мм снарядов) размещаются на спонсонах ниже уровня полётной палубы побортно. Вместе они обеспечивают возможность кругового обстрела воздушных целей.

Артиллерийское вооружение состоит из трёх автоматизированных комплексов АК-630-МР-123, каждый в составе двух башен АК-630 с шестиствольными 30-мм орудиями и системы управления МР-123 «Вымпел». Каждая башня имеет темп стрельбы до 5000 выстр./мин, а общий боезапас этих установок на крейсере - 48000 снарядов.

На «Варяге» при достройке его для ВМС КНР вместо проектного на спонсонах было установлено зенитное вооружение китайского производства: три 30-мм семиствольных артиллерийских комплекса ближней обороны «тип 1030» и три 18-зарядных зенитно-ракетных комплекса ближнего действия FL-3000N.

Авиационное вооружение

Будущий крейсер проекта 11435, на палубе самолёты вертикального взлёта Як-41 и Як-38 (рисунок 1980-х годов из журнала Soviet Military Power)

Согласно проектной спецификации, авиагруппа крейсеров проекта 11435 должна была состоять из 50 самолётов и вертолётов, а основным самолётом должен был стать многоцелевой истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141. По своим лётным характеристикам, возможностям вооружения и оборудования это был вполне современный для конца 1980-х годов лёгкий истребитель четвёртого поколения, не уступающий американскому современнику F/A-18 Hornet ни в чём, кроме боевой нагрузки[22]. Дополнительно расширять возможности ТАКР в обеспечении ПВО дальней зоны и нанесении авиаударов на большую дальность должны были тяжёлые истребители Су-27К, а также лёгкие истребители трамплинного взлёта МиГ-29К. Возможность взлёта и посадки на палубу обычных самолётов также страховала новые крейсера от возможных задержек с основным СВВП[23], гарантируя, что и без него корабли смогут получить вполне современную и мощную авиагруппу.

В перспективе ТАКР проекта 11435 должны были получить на вооружение также самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Як-44, рассчитанный на взлёт с трамплина с разбегом не более 180 м; в габариты самолётоподъёмников ТАКР этот крупный самолёт не влезал даже со сложенными плоскостями, поэтому хранить его предполагалось на полётной палубе, не опуская в ангар. Хотя к проектированию Як-44 приступили ещё в 1979 году, эта разработка имела не самый высокий приоритет, так что ко времени испытаний головного корабля был готов только полноразмерный макет и отработаны отдельные системы будущего самолёта; после раздела СССР дальнейшая разработка палубных самолётов ДРЛО в России была прекращена.

До принятия на вооружение Як-44 роль воздушного радиолокационного дозора должен был взять на себя вертолёт Ка-31 с мощным обзорным локатором под фюзеляжем, эту машину разработало ОКБ имени Камова на базе боевого Ка-29.

Помимо Ка-31, крейсера должны были принимать на палубу освоенный и хорошо зарекомендовавший себя на флоте противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ, а также его поисково-спасательную версию Ка-27ПС.

Помимо боевых машин, ТАКР могли нести также учебные Су-25УТГ для подготовки и поддержания навыков палубными лётчиками. В перспективе предполагалось заменить этот невооружённый самолёт на учебно-боевой Су-27КУБ, способный, помимо решения учебно-тренировочных задач, послужить и полноценной ударной машиной в составе авиагруппы.

На практике - в условиях резкого снижения оборонных расходов и закрытия большинства перспективных разработок - ВМФ России смог обеспечить ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» лишь существенно урезанной как количественно, так и качественно авиагруппой из нескольких истребителей Су-27К (после принятия на вооружение получивших обозначение Су-33) и вертолётов Ка-27, и только после 2010 года для палубной авиации России начали выпускать ещё и ограниченную серию новой версии МиГ-29К. Что касается китайского «Ляонина», то КНР для него разработала палубную версию истребителя J-11, который, в свою очередь, представляет собой китайскую копию советского Су-27. «Оморяченный» J-11 получил обозначение J-15, и, с учётом своего происхождения, является близким подобием российского палубного истребителя Су-33. Также на палубу «Ляонина» базируются вертолёты китайского производства типов Z-18 (противолодочный) и Z-9 (поисково-спасательный).


Боевые самолёты авиагруппы ТАКР проекта 11435


Самолёт ДРЛО и вертолёты авиагруппы ТАКР проекта 11435

Противоторпедное вооружение

ТАКР проекта 11435 должны были получить два реактивных бомбомёта РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав». На головном корабле при постройке эти бомбомёты разместили на кормовых спонсонах побортно; достроенный в Китае «Варяг», предположительно, получил вместо них 12-зарядные противолодочные бомбомёты китайского производства.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Надстройка ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Радиоэлектронное вооружение крейсеров проекта 11435 почти полностью повторяло предыдущий тип (ТАКР «Баку» проекта 11434).

Большая часть радиотехнических систем и их антенных постов располагались на надстройке, включая в себя:

  • многофункциональный радиолокационный комплекс «Марс-Пассат» с неподвижными ФАР и программым управлением лучом, с возможностью одновременного сопровождения до 80 воздушных целей;
  • боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Лесоруб», позволяющую объединить в единую сеть системы обнаружения и управления огнём целого флотского соединения;
  • трёхкоординатную РЛС «Фрегат-МА»;
  • РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат»;
  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • РЛС управления полётами «Резистор»;
  • автоматизированную систему управления авиацией «Газон», сопрягающуюся с самолётами и вертолётами ДРЛО и позволяющую одновременно наводить до четырёх истребителей на 4 воздушные цели;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическую станцию «Звезда-М1» и многие другие комплексы и системы.

На крейсере «Варяг» состав оборудования относительно головного корабля отчасти изменили. Вместо неудачного РЛК «Марс-Пассат» на нём должен был появиться более новый комплекс «Форум» в составе одной РЛС «Подберёзовик», двух РЛС «Фрегат-МА» и ЭВМ «Пойма» для обработки информации и распределения целей. Впоследствии, при покупке корабля Китаем, он был приобретён как металлолом - без радиоэлектронных систем и даже без документации на них - так что китайцы оснастили его собственным радиоэлектронным вооружением, включающим в себя радиолокационный комплекс «тип 348» с четырьмя неподвижными полотнищами ФАР на надстройке, а также РЛС «Морской орёл».

Законченный постройкой авианосец «Ляонин». Хорошо видны прямоугольные антенны радиолокационного комплекса «тип 348» на передней и левой сторонах надстройки

Для обеспечения полётов авиации крейсера проекта 11435 оснащались следующим оборудованием:

  • тремя - по одному на каждой стартовой позиции - газоотбойными щитами (отбойниками) с водяным охлаждением для защиты людей и техники от реактивных струй самолётов, стоящих на старте;
  • тремя комплектами задержников в виде утапливаемых в палубу гребнеобразных упоров для удержания на старте самолётов со включённым форсажем до начала взлёта;
  • аэрофинишёрами системы «Светлана-2» в составе четырёх натянутых поперек палубы тросов, расположенных на расстоянии 12 м друг от друга, и связанных с тросами гидравлических тормозных машин, поглощающих энергию садящегося самолёта при зацепе его гака за трос;
  • аварийным барьером «Надежда», совмещённым с четвёртым тросом аэрофинишёра;
  • оптической системой посадки (ОСП) «Луна-3», состоящую из специальных прожекторов с узкими лучами разного цвета, расположенных так, что по цвету наблюдаемого луча лётчик может определять своё положение относительно посадочной глиссады: жёлтый и оранжевый лучи шли выше оптимальной глиссады, зелёный вдоль неё, красный - ниже и мигающий красный луч указывал на опасность врезаться в корму крейсера.

Якорное устройство ТАКР включало в себя два пятнадцатитонных якоря с цепями 81-мм калибра длиной по 460 м (18 смычек по 25,6 м каждая), с двумя якорными шпилями типа Я12В, что гарантированно обеспечивало стоянку корабля на глубинах до 120 м. Швартовое устройство состояло из трёх групп: носовой (3-я палуба), средней (4-я палуба) и кормовой (5-я палуба). Носовая и кормовая имели по два комплекта шпилей Ш7Д с тяговым усилием 10 т. Все группы снабжались стальными канатами на вьюшках, а носовая и кормовая — также и капроновыми канатами. В средней группе, помимо этого, использовались цепные швартовы для швартовки к пирсу при ветре до 40 м/с. Швартовка малых плавсредств осуществлялась к рымам на бортах корабля (всего 8 шт. по каждому борту).

В спасательные средства входили один большой корабельный командирский катер, два больших рабочих корабельных катера, два шестивёсельных яла и 240 спасательных плотиков ПСН-10М в контейнерах. Катера располагались в нишах на 4-й палубе по левому борту, ялы — по правому борту, а плотики — в специальных креплениях вдоль обоих бортов на уровне полётной палубы.

Судьба кораблей проекта

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был включён в состав Краснознамённого Северного флота и совершил переход на Север декабре 1991 года. После 1993 года остался единственным авианосным крейсером, сохранившемся в боевом строю ВМФ России. На ТАКР было совершено несколько походов в Средиземное море.

Строительство второго корабля «Варяг» в 1992 году при 67% технической готовности было остановлено. По первоначальному плану он был предназначен для Краснознамённого Тихоокеанского флота (с предполагаемым вступлением в строй в 1993 году). На самом деле в 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине, а в апреле 1998 года был продан формально португальской, а фактически китайской компании «Туристическое агентство Чон Лот» (порт. Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada) за 20 миллионов долларов. По заявлению китайской стороны, недостроенный корабль предполагалось переоборудовать в плавучий центр развлечений с казино, подобно «Киеву» и «Минску», но в реальности корабль был введён в строй флота Китайской Народной Республики в качестве авианосца «Ляонин».

Название Заложен Спущен на воду Вступил в строй Судьба
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» 1.09.1982 6.12.1985 25.12.1990 Входит в боевой состав ВМФ России
«Варяг»/ «Ляонин» 6.12.1985 25.11.1988 25.09.2012 Входит в боевой состав ВМС Китая

Оценка проекта

ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на переходе из Чёрного моря к постоянному месту службы на Север, 1991 год

Хотя по принятой в советском флоте классификации корабли проекта 11435 традиционно относятся к тяжёлым авианосным крейсерам, но по своим размерам и проектной авиагруппе они сравнимы только с крупнейшими авианосцами США, далеко опережая авианесущие корабли всех остальных флотов мира. Как и многоцелевые авианосцы США, ТАКР в Советском Союзе создавались как самые мощные надводные корабли, на основе которых формировались соединения флота, поэтому есть смысл сравнивать их напрямую.

Стало своего рода традицией идеальным типом авианосца считать американские атомные типа Nimitz, и любые отличия от этого образца считать недостатком - будь то размеры, состав вооружения и авиагруппы, тип энергетической установки, наличие катапульт и так далее. Однако нельзя забывать, что американцы строили свои авианосцы для своего флота и его задач - которые далеко не совпадали с задачами ВМФ СССР. Неотъемлемой частью американской внешней политики, начиная с 1950-х годов, стало вмешательство в локальные конфликты по всему миру и бомбардировки с воздуха и с моря наземных целей в отдалённых странах. Многоцелевые авианосцы американского типа представляют собой идеальный инструмент подобной политики, а самый многочисленный надводный флот и огромная сеть военно-морских баз по всему миру, которой располагают США, позволяет охранять и снабжать подобные корабли в дальних походах. Ни одна другая страна мира просто не имеет средств и сил для содержания и развертывания в океане кораблей, подобных американским авианосцам, не говоря даже о колоссальной стоимости и технической сложности их постройки.

Советский флот после Второй Мировой войны развивался и совершенствовался для противодействия флотам стран НАТО, в первую очередь - американскому. Задача боевой работы по наземной инфраструктуре и войскам противника в локальном конфликте - основная для американских авианосных сил - флотом СССР рассматривалась как второстепенная. Исходя из этого и строились все корабли советского флота - и своим задачам они вполне отвечали, не исключая и постоянно критикуемые за «слишком много оружия и слишком мало самолётов» ТАКР.

На самом деле, для сражения между флотами авиагруппа американского авианосца в 80-90 машин заведомо избыточна. Из этого числа одновременно может быть поднято в воздух всего 24-30 самолётов, включая участвующие в обеспечении вылета заправщики, самолёты ДРЛО и боевого воздушного патруля. Единственный смысл держать на классическом авианосце свыше 40-50 машин - в обеспечении длительной боевой работы по наземным целям, когда повреждённые и сбитые машины оперативно заменяются, позволяя неделями и месяцами не снижать интенсивность бомбардировок. Обмен ударами крылатых ракет - как корабельного, так и авиационного базирования - в любом случае сделает морской бой скоротечным, не требуя многократных повторных налётов и большого резерва ЛА на борту; уцелевшие в бою корабли всё равно вернутся на базу и смогут восполнить потери авиагруппы там. Исходя из этого, для морского сражения численный состав авиагруппы советских ТАКР проекта 11435 следует признать оптимальным. Что до качественного состава с преобладанием истребителей - то это следствие оснащения ТАКР мощным ударным оружием в виде дальнобойных крылатых ракет, позволяющей частично снять ударные задачи с авиагруппы, оптимизируя её для ПВО и ПЛО.

Трамплин вместо катапульт был бы недостатком для американского авианосца, у которого мало какие самолёты способны так взлететь; советские Су-27 и МиГ-29 в силу своей отличной тяговооружённости и хороших взлётных характеристик не нуждаются в катапультах, превращая их отсутствие из недостатка в достоинство корабля (трамплин вывести из строя намного сложнее, чем катапульту, к тому же вероятность отказа катапульты, добавляясь к возможным отказам на палубном самолёте, повышает аварийность при повседневной эксплуатации). Важнейшим достоинством советских ТАКР являлось также наличие СВВП в составе авиагруппы - перехватчики Як-41 могли взлетать с палубы в несколько раз быстрее катапультных самолётов, насыщая при необходимости ПВО соединения в считанные секунды. Что до самолётов ДРЛО, которые считаются способными взлетать только с катапульт - то в отношении советского Як-44 это неверно: он был рассчитан на взлёт с трамплина, и, не будь его проект закрыт наряду с большинством остальных военных программ СССР после 1991 года, поступил бы на вооружение ТАКР проекта 11435.

Авианосец «Ляонин», изометрическая проекция

Отсутствие ядерной энергоустановки также не являлось критичным, если учесть особенности конструкции крейсера. Автономность боевых кораблей в любом случае ограничена запасами провизии, так что в этом плане преимущества у атомного авианосца нет; возможность неограниченное время выдерживать полный ход, свойственная атомным кораблям, практически не может авианосцем использоваться, поскольку корабли эскорта этой возможности не имеют - а без эскорта авианосец слишком уязвим. Единственное существенное преимущество классического авианосца с ядерной ЭУ против такого же корабля с обычной ЭУ - это практически неограниченная возможность использовать катапульты на ходу: обычные котлы далеко не всегда в состоянии одновременно обеспечить паром и катапульты, и машины корабля. Однако для оснащённого трамплином вместо катапульт крейсера этот фактор не играет роли.

После раздела СССР унаследовавшая от него большую часть военного флота Россия была в состоянии поддерживать лишь ограниченную боеспособность единственного оставшегося в строю «Адмирала Кузнецова», даже после списания остальных ТАКР[24]. Ни истребителями вертикального взлёта, ни самолётами ДРЛО Россия свой единственный авианосец обеспечить не смогла, что намного уменьшило его боевые возможности по сравнению с проектом. Для Китая же восстановленный и достроенный «Варяг» стал первым авианосцем вообще, относительно «Адмирала Кузнецова» несущим намного меньший состав вооружения, и пока не имеющий сколько-то полноценной авиагруппы[25]. Тем не менее, даже в нынешнем своём виде эти корабли представляют собой крупнейшие и наиболее мощные во всех отношениях авианосцы неамериканской постройки. Тем более, что после снятия с вооружения тяжёлых F-14 Tomcat в 2006 году советские Су-33 вместе с их китайскими копиями «Цзянь-15» остались крупнейшими в мире палубными самолётами, что потенциально позволяет им намного более эффективно решать задачи патрулирования в дальней зоне ПВО и ударов по отдалённым наземным объектам, чем лёгким истребителям вроде оставшихся в строю американских F/A-18 Super Hornet или F-35 Lightning.

Примечания

  1. «Авианосными» эти крейсера называли на флоте - в том числе и на закладных досках, привинченных к килевым блокам советских ТАКР при закладке, и на бронзовых памятных табличках, закреплённых в кают-компаниях этих кораблей. По документам Минсудпрома они проходили как «авианесущие», и эта расшифровка больше известна в популярной литературе.
  2. Второй корабль серии часто называют проектом 11436 (по аналогии: если были проекты 11434, 11435 и 11437, то кажется логичным и существование проекта 11436). Фактически же не существовало проекта с таким шифром, второй крейсер строился по документации первого с вносимыми попутно изменениями (согласно сведениям Валерия Бабича).
  3. Пример аналогичного по взлётному весу британского Sea Harrier (его приоритетной задачей была как раз ПВО, в отличие от штурмовика Як-38) показал, что хороший перехватчик ПВО в такую размерность не вписывается: во время англо-аргентинской войны в силу недостаточной скорости и слабости бортовой РЛС «Си Харриеры» не смогли предотвратить атаки аргентинских самолётов на прикрываемые корабли, к тому же аргентинские самолёты-носители противокорабельных ракет они вообще не обнаружили до их выхода на рубеж пуска.
  4. На примере американского F-35B можно видеть, насколько здесь всё непросто: после двух десятков лет и огромных средств, потраченных на разработку этого СВВП, в укомплектованных им подразделениях строевым лётчикам до сих пор (по крайней мере, к началу 2015 года) запрещено взлетать и садиться вертикально из-за проблем с управлением на этих режимах.
  5. Из них 18 - 28 самолётов (или 18 тяжёлых истребителей, или 28 лёгких, последние включали в себя и СВВП) и 14 вертолётов.
  6. Получившийся корабль проекта 114342, будь он построен, во многом напоминал бы современный индийский авианосец «Викрамадитья» - что неудивительно, поскольку тот также был получен на основе перестроенного «Баку»/«Адмирала Горшкова».
  7. В честь Леонида Ильича Брежнева, главы советского государства с 1964 по 1982 годы.
  8. В честь советского города Рига, столицы Латвийской Советской Социалистической Республики.
  9. В честь советского города Тбилиси, столицы Грузинской Советской Социалистической Республики.
  10. Авианосный крейсер «Баку» проекта 11434 по составу радиоэлектронного оборудования почти полностью повторял крейсера проекта 11435, поэтому его облёты позволяли проверить бортовую электронику самолётов на совместимость с оборудованием строящихся ТАКР.
  11. Подобные случаи бывали во время Второй Мировой войны - например, когда недостроенный советский крейсер «Петропавловск» был временно введён в строй в качестве плавучей батареи, или когда недостроенный французский линкор Jean Bart в 1940 году под собственными машинами вывели в море, чтобы избежать его захвата немцами.
  12. В честь легендарного крейсера «Варяг», блокированного в корейском порту Чемульпо японской эскадрой и принявшего неравный бой в феврале 1904 года. Это же название носил ракетный крейсер проекта 58 вплоть до своего списания в апреле 1990 года.
  13. «Ляонин», в англоязычных источниках Liaoning - в честь одной из провинций Китая.
  14. Для сравнения: на крейсерах проекта 1143 и 11433 (типа «Киев») полётная палуба имела площадь 5600 кв.м, а на «Баку» проекта 11434 - 6200 кв.м.
  15. В ряде источников покрытие ошибочно называется «Омега»; правильное название «Онега» приведено в трудах В. В. Бабича.
  16. Подъёмные двигатели Як-38 (а позже и Як-41) давали скоростную и высокотемпературную струю газов, способную покоробить и даже разрушить обычный стальной настил палубы, поэтому в начале 1970-х годов для полётных палуб советских ТАКР, начиная с «Киева», было разработано металлокерамическое термостойкое покрытие. Англичане и американцы при эксплуатации своих СВВП Harrier с подобной проблемой не сталкивались, поскольку двигатель их самолёта давал вниз относительно медленную и «холодную» струю. Задача температурной защиты настила палуб встала перед ними лишь сейчас, с принятием на вооружение более тяжёлого и скоростного относительно «Харриера» СКВП F-35B с мощным двигателем - став одной из многих проблем, препятствующих нормальной строевой эксплуатации этого самолёта с палубы.
  17. Тягачи на советских кораблях требовались только для операций с самолётами и вертолётами на полётной палубе, а также при подаче их из ангара на платформы подъёмников и обратно.
  18. Сейчас такая методика широко применяется в военном кораблестроении, но именно советские конструкторы здесь были первыми, начав применять её начиная ещё с 1960-х годов.
  19. На «Варяге» во время достройки было решено заменить РЛК «Марс-Пассат» на комплекс «Форум» с вращающимися антенными решётками, так что места установки антенных постов «Марс-Пассата» были заделаны. Однако при достройке «Варяга» в Китае на тех же самых местах были смонтированы фазированные антенные решётки нового комплекса, что придало китайскому «Ляонину» даже больше сходства с головным кораблём, чем получил бы достроенный для советского ВМФ «Варяг».
  20. При нормальном водоизмещении в 53050 т экономическая скорость хода составляла 14 узлов при скорости вращения винтов 140 об/мин, боевая экономическая равнялась 18 узлам при 180 об/мин.
  21. В конце 1980-х годов американцы создали противокорабельный комплекс TASM на базе крылатой ракеты Tomahawk с дальностью, сравнимой с советскими тяжёлыми ПКРК, но из-за дозвуковой скорости ракеты подлётное время «Томагавков» было слишком велико, что давало возможность цели далеко уйти от места обнаружения и делало американский комплекс малоэффективным. К настоящему времени этот комплекс снят с вооружения, а противокорабельные «Томагавки» переделаны в обычные TLAM против неподвижных наземных целей.
  22. Последнее было неизбежно, так как устройства для обеспечения вертикальных и переходных режимов полёта имеют существенный вес и объём, оставляя СВВП меньше резервов под полезную нагрузку, чем обычному самолёту сравнимого взлётного веса; вместе с тем возможность взлететь почти мгновенно без выруливания и сесть на палубу без выполнения посадочного круга позволяет СВВП совершать боевые вылеты намного чаще классических палубных самолётов, что при решении конкретных боевых задач может свести преимущество обычных самолётов на нет.
  23. Так в реальности и вышло: в 1990 году, ко времени государственных испытаний головного корабля, Як-141 ещё не был готов к эксплуатации с палубы, и вместо него возможность базирования СВВП на палубе «Тбилиси» проверялась посадками и взлётами устаревающего штурмовика Як-38.
  24. «Адмирал Горшков», формально не списанный, был выведен из боевого состава и поставлен на консервацию.
  25. С учётом того, что первую посадку китайский самолёт на его палубу совершил только в конце 2012 года, при полном отсутствии у китайцев опыта в области палубной авиации - вряд ли стоит ожидать полной боеготовности от его авиагруппы ранее 2016-2107 года.


См. также

Литература и источники информации

Литература

  • Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544с. — ISBN 966-7726-69-X
  • Бабич В. В. Город Святого Николая и его авианосцы. — Николаев: Атолл, 2007. — 672с. — ISBN 966-8147-82-0
  • Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — «Арсенал-коллекция». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 240с. — ISBN 978-5-699-20954-5
  • Заблоцкий В. П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №7/2005. — 32с.

Ссылки


Галерея изображений

Видео

Видеоролики о ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и авианосце «Ляонин»