Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Богатырь (1901) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Богатырь (1901)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Стоит ли покупать аккаунты ворлд оф танкс на сайте... kaza Вопросы по игре World of Tanks 5 2017-04-23 21:58
Артодрот ак! Tp@KTopu$T Рынок World of Tanks 0 2017-04-23 19:24
Продам личные аккаунты wot Inside Рынок World of Tanks 16 2017-04-23 19:36
Куплю акк с кв-220 или другими редкими танками GeforgeDen Рынок World of Tanks 12 2017-04-23 18:59
Акк WOT за 5 рублей GeforgeDen Рынок World of Tanks 13 2017-04-23 23:44
Акк с отлёгой за 10 рублей+почта GeforgeDen Рынок World of Tanks 2 2017-04-23 14:53
Авто огнетушитель podlec77 Моды World of warplanes 0 2017-04-04 21:55
Ошибка academy Вопросы о World of Warplanes 1 2017-03-19 00:57
Перейти к: навигация, поиск

«Богатырь»

Bog_karta.jpg
«Богатырь»
Служба
Российская Империя
Российская
Империя
СССР
СССР
Исторические данные
21 декабря 1899 года Заложен
17 января 1901 года Спущен на воду
7 августа 1902 года Сдан
1922 год Сдан на слом
Общие данные
6410 / 7428т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
134,1 / 16,6 / 6,3м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
30чел. Офицеры
550чел. Матросы
Бронирование
35-70мм. Палуба
125///мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
140мм. Боевая рубка
Вооружение

Артиллерия

  • 12 x 152/45-мм орудии Канэ;
  • 12 x 75/50-мм орудий Канэ;
  • 6 x 47-мм орудий Гочкиса;
  • 2 x 47-мм орудий Гочкиса шлюпочных;
  • 2 x 37-мм орудии Гочкиса шлюпочных;
  • 2 x 63,5-мм десантных орудия;
  • 2 x 7,62-мм пулеметов Максим.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 381-мм надводных торпедных аппаратов;
  • 2 381-мм подводных торпедных аппаратов.
Однотипные корабли
Богатырь1.jpeg
«Богатырь»бронепалубный крейсер русского флота, головной крейсер типа «Богатырь». Построен по заказу российского правительства в Германии фирмой AG Vulcan Stettin. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Воплотил в себе идею универсального корабля, хорошо приспособленного для самостоятельного крейсерства, но, в то же время, могущего сопровождать эскадру, служить при ней разведчиком, а в крайнем случае выдержать и кратковременную стычку с броненосными кораблями. В 1922 году продан на слом.

История создания

Проектирование

Схема бронепалубного крейсера «Богатырь»

В 1898 году Япония начала масштабные военные приготовления и стала массово усиливать свой военный флот. Реакцией России стала программа судостроения «Для нужд Дальнего Востока»[1]. В то время, для России был важный вопрос достижения превосходства ее флота в Тихом океане над японским, что позволило бы сохранить мир на Дальнем Востоке.

Морское министерство предполагало ввести в состав флота бронепалубные крейсеры двух типов: водоизмещением до 3000 т (со 120-мм орудиями и скоростью 25 уз) и до 6000 т (со 152-мм орудиями и скоростью 23 уз).

Из-за занятости отечественных верфей выполнением программы 1895 года, первые корабли новой программы заказали зарубежным судостроительным фирмам, которые к тому же разрабатывали их проекты в соответствии с заданиями МТК[2] и при участии назначенных на каждый иностранный завод наблюдающих комиссий.

На негласном конкурсе проводившемся в России 20 июля 1898 года, внимание привлек проект 6250-тонного бронепалубного крейсера с башенной артиллерией, предоставленный германской фирмой AG Vulcan Stettin.

1 августа 1898 года на рассмотрении МТК из множества проектов был выбран к реализации проект фирмы AG Vulcan Stettin и уже 5 августа 1898 года был заключен контракт на постройку крейсера.

Постройка крейсера «Богатырь»

Продольный разрез

9 декабря 1899 года, в Штеттине торжественно заложили головной корабль, получивший название «Богатырь». С началом строительства «Богатыря» немецкая сторона начала передавать чертежи в Россию, для постройки трех аналогичных кораблей («Витязь»,«Олег»,«Очаков»), но уже на отечественных верфях.

Во время строительства корабля возникало множество вопросов и проблем, требующих взаимное согласование и решение обеих сторон. Множество изменений, а также задержки с поставкой оборудования вызывали перенос сроков готовности крейсера.

Последняя из крупных причин задержки была из-за несогласования сторон[3].

17 января 1901 года «Богатырь» благополучно сошел на воду. В мае, после установки машин, прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Фирма G Vulcan Stettin в мае 1902 года завершила предварительные испытания и крейсер «Богатырь» был сдан заказчику.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

В качестве главного калибра новых крейсеров МТК выбрал 152-мм орудие системы Канэ. Сконструированное во Франции Густавом Канэ, оно произвело в 1891 году прекрасное впечатление на русскую военную делегацию и, после закупки соответствующей лицензии, было принято в 1892 году на вооружение российского флота. В полигонных условиях, при патронном заряжании, удавалось добиться скорострельности до 10 выстрелов в минуту. На практике скорострельность составляла 6 — 7 выстрелов в минуту.

75-мм орудие Канэ

ТТХ артиллерии крейсера «Богатырь»

Образец 152-мм/45 пушка Канэ 75-мм/50 пушка Канэ 47-мм пушка Гочкиса
Калибр, мм
152
75
47
Длина ствола в калибрах
45
50
43,5
Масса орудия, кг
5815 — 6290
879 — 910
235,5
Начальная скорость снаряда, м/с
792,5
823
701
Максимальная дальность стрельбы, м
10 970
7869
4575
Масса снаряда, кг
41,4
4,9
1,5
Скорострельность, выстр./мин
6
10
20

В качестве боезапаса для 152-мм орудий использовались бронебойные, фугасные, сегментные снаряды. Боекомплект составлял 2160 выстрелов. 75-мм орудие системы Канэ предназначалось для отражения атак миноносцев. Боезапас – бронебойные и практически унитарные патроны. Боезапас– 3600 выстрелов.

Управления артиллерийским огнем осуществлялось централизованное из боевой рубки, с помощью электрической системы приборов Н.К. Гейстлера и дальномеров.

Минно-торпедное вооружение

Мины заграждения на минных рельсах крейсера «Богатырь»

На все крупные корабли XIX века устанавливались торпедные аппараты, как для самообороны, так и для быстрого потопления поврежденных вражеских кораблей. «Богатырь» получил 4 торпедных аппарата – два надводных и подводных. Торпеды использовались образца 1898 года. Они имели следующие характеристики:

  • калибр — 381 мм;
  • длина — 5,18 м;
  • масса — 430 кг;
  • заряд — 64 кг пироксилина;
  • дальность хода — 550 м на скорости 28,5 узлов и 915 м на скорости 25 узлов.

В ноябре – декабре 1914 года в Гельсингфорсе установили на главную палубу крейсера минные рельсы, съемные бортовые скаты, а также узлы походного крепления мин, что позволило крейсеру участвовать в установке минных заграждений.

Экипаж

По табелю комплектации 1904 года, в экипаж крейсеров должны были входить: 2 штаб-офицера (капитаны I и II рангов); 11 обер-офицеров (мичманы и лейтенанты); 4 инженер-механика; 6 медиков и баталеров; 1 старший боцман и 7 кондукторов; 551 унтер-офицер и матрос.

Боевая служба

Служба на Дальнем востоке

крейсер «Богатырь»

11 ноября 1902 года по завершении испытаний, а также курса боевой подготовки со стрельбами «Богатырь» должен был в составе отряда (эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Победа» и крейсеры «Диана», «Паллада», «Боярин») направляться в Тихий океан.

8 февраля 1904 года «Богатырь» вместе с другими кораблями перекрасили в защитный оливково-зеленый цвет, а 9 февраля были получены данные о начале Русско-японской войны, Владивостокский отряд вышел в свое первое крейсерство. Тогда у берегов острова Хонсю был потоплен каботажный пароход, команда взята в плен, крейсерство было прекращено из-за начавшегося четырёхбалльного шторма.

Второе крейсерство было совершено 24 февраля к Гензану, однако оно не принесло желаемого результата, но вызвало ответные действия японцев. 7 марта японцы послали отряд адмирала X. Камимуры в составе броненосных крейсеров (Izumo, Azuma, Iwate, Asama) и двух ( Kasagi и Yoshino) подвергших Владивосток бомбардировке. Вскоре для усиления прибыли еще пять легких крейсеров и до 10 миноносцев. Поставленная цель Владивостокского отряда – отвлечь на себя превосходящие силы противника – была достигнута.

22-28 апреля «Богатырь» выходит в море в составе отряда «Громобой» и «Россия», а также двух миноносцев. Было принято решение следовать в режиме радиомолчания. В условиях тумана отряд сумел обнаружить и потопить несколько каботажных судов и один войсковой транспорт, после чего в полном составе вернулся во Владивосток.

«Богатырь» на камнях у мыса Брюс

В мае 1904 года контр-адмирал К.П. Иессен вышел на «Богатыре» в Посьет для личного ознакомления с условиями обороны залива и переговоров с армейским командованием. В условиях сильного тумана корабль шел 10-узловым ходом по приказу адмирала, протесты командира небыли услышаны. В результате «Богатырь» выскочил на камни у мыса Брюс, свернул форштевень и получил пробоины корпуса с затопление некоторых отсеков. Самостоятельные попытки сняться с камней оказались безуспешными. Пришедшие на помощь ледокол «Надежный» и крейсер «Россия» не смогли снять аварийный крейсер. К вечеру начался 10-баллный шторм и личный состав решено было эвакуировать.

17 числа шторм стих и на борт вернулся трюмный механик с подчиненными. 4 из 9 водонепроницаемых отсека были затоплены, крейсер развернуло на камнях. Позже начали разгрузку «Богатыря», сняв с него якорные цепи, якоря, уголь, боезапас, артиллерию в носовой части вместе с башней. Сняли крейсер с камней только лишь спустя полтора месяца, после его максимальной разгрузки. 14 июня «Богатырь» отбуксировали во Владивосток, где он находился до конца войны.

Встреча с японцами состоялась только осенью и уже в мирной обстановке, когда только что вступивший в строй «Богатырь» вместе с миноносцами «Бравый» и «Грозный» сопровождал до залива Корнилова (порт Расин) крейсер «Россия», на борту которого 5 сентября 1905 года состоялось совещание русского и японского адмиралов о деталях осуществления на море уже заключенного в Портсмуте мирного договора.

Балтийский отряд

Момент сброса мины с бортового минного ската крейсера «Богатырь»

В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.

19 июля 1906 года крейсер «Богатырь» вместе с «Цесаревичем» участвовал в подавлении восстания в Свеаборгской крепости, обстреляв ее огнем артиллерии. При этом подтвердилась крайне низкая эффективность «доцусимских снарядов», многие из которых при попадании в цели даже не взрывались.

В следующем плавании Балтийский отряд состоял из трех кораблей: «Цесаревич», «Слава», «Богатырь». Отряд отправился в учебное плавание по Средиземному морю. 2 декабря 1908 года, побывал в Неаполе, откуда командир корабля с офицерами ездили на похороны Чрезвычайного и полномочного посла России в Италии статс-секретаря Н.В. Муравьева в Рим.

Крейсер «Богатырь» принимал участие в оказании помощи итальянской стороне после землетрясения силой 7,5 балла с эпицентром в Мессинском проливе. Моряки в общей сложности оказали помощь около 2400 пострадавшим. В мае 1909 года прошло награждение императором офицеров Балтийского отряда, принимавшим участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Мессине русскими орденами. Помощь в спасении жителей Мессины русскими моряками стала великой гуманитарной победой Российского флота.

В кампанию 1911 года «Богатырь» состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва («Россия»,«Олег», «Аврора», «Диана»), а в 1912 году на Кронштадтском пароходном заводе осуществил капитальный ремонт главных машин. Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море. Завершив в 1914 году с января по июня последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.

Участие в Первой мировой войне

1 августа Германия объявила войну России. В Первую мировую войну «Богатырь» вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

13 августа в условиях тумана и плохой видимости германский легкий крейсер SMS Magdeburg сел на камни в 500 м от маяка на острове Одельсхольм. Неудачные попытки сняться с камней привлекли внимание русского поста наблюдения и связи на острове, который немедленно сообщил командованию о странном шуме у самого берега. Командующий срочно выслал к Оденсхольму из Ревеля миноносцы «Лейтенант Бураков» и «Рьяный», а прикрывать их должны были крейсера «Богатырь» и «Паллада»», вышедшие из Ганге. Однако командиры крейсеров и миноносцев о присутствии друг друга в районе острова не знали. Миноносцы первыми прибыли к острову, однако ничего не видели, пока командир SMS Magdeburg, расстроенный неудачными попытками выбраться из ловушки, приказал обстрелять маяк на острове.

Выстрелы орудий выдали местоположение немецкого крейсера и позволили русским миноносцам открыть огонь. Тем временем подходившие крейсеры в условиях тумана к германскому кораблю обстреляли не только его, но и миноносец V 26, стоявший у борта и эвакуировавший экипаж севшего на мель корабля. Также крейсеры обстреляли свои миноносцы «Рьяный» и «Лейтенант Бураков», приняв их за вражеские, те в свою очередь ответили торпедной атакой – «Богатырь» едва уклонился от торпеды, выпущенной с «Буракова». В 9.00 утра командиры разобрались в ситуации и сосредоточили огонь на SMS Magdeburg и V 26. Командир германского крейсера, находясь под обстрелом, взорвал свой корабль. Главный успех этой операции заключался в том, что были обнаружены секретные документы германского флота, позволявшие беспрепятственно расшифровывать немецкие радиограммы. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.

В декабре «Богатырь» средствами постановки, хранения и транспортировки мин заграждения.

31 декабря 1914 года «Богатырь» и «Олег» под прикрытием «Баяна» и «Адмирала Макарова» выставили мины у мыса Аркона, на которых 25 января подорвался и получил повреждения крейсер SMS Augsburg.

На выставленных минах, перекрывавших коммуникации между занятой немцами Либавой и Южной Балтикой 13 января 1916 года подорвался и получил тяжелые повреждения крейсер SMS Lübeck.

Севший на камни Magdeburg.

«Богатырь» всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота[4].

С мая 1918 года корабль находился на хранении в Кронштадтском порту. Там его постепенно разоружали. 1 июля 1922 года «Богатырь» продали на слом. В конце 1922 года его увели в Германию и разобрали.

21 ноября 1925 года крейсер «Богатырь» был исключен из списка судов РККФ.

Александр Фёдорович Стемман

Командующие крейсером

  • 15.02.1899 - 08.1905 — капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
  • 1905 - 1906 — Бострем, И.Ф.
  • 13.03.1906 — 31.08.1906 — капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
  • 1906 - 1908 — Гирс, Владимир Константинович
  • 1911 - 1912 — капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 1915 - 1916 — Вердеревский, Дмитрий Николаевич
  • 1916 - 1917 — Коптев, Сергей Дмитриевич
  • 1918.02-11 — фон Гебгард, Б.Э.
  • 1919 - 1922 — Кукель,Владимир Андреевич

См. также

Примечания

  1. 27-го декабря 1897 года состоялось совещание, которое наметило дополнительную судостроительную программу, получившую наименование «программа для нужд Дальнего Востока»; планировалось построить: 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров разведчиков 2-го класса, 10 крейсеров разведчиков 3-го класса, 2 минных заградителя, 36 миноносцев-истребителей.
  2. Морской технический комитет — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
  3. Германская фирма относила к своим обязательствам поставку только башен, а внутренне оборудование относила к русской стороне. Российская сторона в свою очередь полагалась на немецкую фирму, как инициатора применения башенных артиллерийских установок. В мае 1899 года было решено изготовить башни в России на Металлическом заводе в Петербурге.
  4. Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.

Литература и источники информации

Литература

  • Р.М. Мельников Крейсер «Богатырь». — Санкт-Петербург: 1995г.
  • Заблоцкий В.П. Часть 1 // Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь».. — 2010 Т.№ 3. — (Морская коллекция).

Ссылки

Галерея изображений

 
Форум геймеров в Рейтинг@Mail.ru