Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Корабельная авиация в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Корабельная авиация

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
вопрос к игрокам WoT alexnasledskov Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 17:31
Мущина, ты уже купил новую шубу своей девушке или ... devas Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:51
поцоны а как вы относетесь к ракам стримерам wot? ... тттьтиьтиьтьитьтьт Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 16:56
смотрел советский фильм про войну Там немецкие тан... daikazo Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:21
Програма на Python на множества w_TEST Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-05 12:11
Вопрос про World of Tanks (про сервера) никитабомбочка Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-05 10:57
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск
NavAv_079.jpg

Корабельная авиация - вид морской авиации, базирующейся на кораблях и вспомогательных судах и используемой с них.

Групповой полет палубных торпедонсоцев Fairey Swordfish Королевских ВМС
Корабельные гидросамолеты Mitsubishi F1M Императорского флота Японии

Классификация

Классификация по типу взлета-посадки

Взлет палубного истребителя Су-33 с трамплина тяжелого авианесущего крейсера ВМС СССР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Можно выделить несколько типов взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА) с кораблей:

1) Взлет:

  • обычный взлет - взлет осуществляется посредством разбега по палубе без применения специальных корабельных систем. Тут можно выделить 2 подтипа взлета - с плоской палубы (в качестве дополнительного средства для взлета, как правило, использовался встречный ветер - это применялось в годы Второй Мировой Войны). И взлет с трамплина, когда после разгона по палубе отрыв происходит от трамплина, придающего ЛА дополнительный вертикальный вектор движения;
  • катапультного взлет - взлет осуществляется с помощью катапульты, которая обеспечивает разгон до требуемой скорости на небольшой дистанции;
  • вертикальный взлет - взлет осуществляется при нулевой горизонтальной скорости, для чего тяга двигателя направляется вертикально вниз с постепенным ее увеличением. Затем тяга двигателей направляется горизонтально;
  • короткий взлет - взлет осуществляется посредством разбега по палубе с отклонением вектора тяги двигателей на угол меньше 90 градусов.
Посадка палубного экспериментального ударного БПЛА Northrop Grumman X-47B на палубу авианосца ВМС США USS George H.W. Bush

2) Посадка:

  • аэрофинишерная посадка – посадка осуществляется на палубу корабля с затормаживанием ЛА при помощи аэрофинишера, трос которого захватывает тормозной гак, укрепленный на самолете или беспилотном летательном аппарате (БПЛА), и плавно тормозит ЛА до полной остановки. Как правило, это относится к большинству самолетов, базирующихся на авианосцах;
  • посадка при помощи улавливателей в воздухе - применяется в части небольших БПЛА на кораблях, не имеющие достоточной площадки для посадки. Как правило, представляют собой сети и тросы, с которыми должен войти в контакт БПЛА с последующим опусканием его на палубу корабля;
  • вертикальная посадка - посадка осуществляется при нулевой горизонтальной скорости, для чего тяга двигателя направляется вертикально вниз с постепенным ее уменьшением;
  • посадка на воду или на береговой аэродром по причине отсутствия на корабле площадки, достаточной для посадки - применялась в годы Второй Мировой Войны как вынужденная мера для обеспечения кораблей истребителями: взлет осуществлялся посредством катапульты. По сути, после осуществления взлета самолета происходило уменьшения авиагруппы даже в случае не уничтожения самолета противником.
Взлет Hawker Sea Hurricane Mk.IA - примера катапультного самолета

Поэтому существует несколько типов корабельной авиации - палубная, гидроавиация и катапультные ЛА.
Палубная авиация — это авиация, базирующаяся на кораблях и вспомогательных судах и осуществляющие взлет с палубы корабля и после выполнения задания — посадку на палубу корабля. К ним относятся самолеты с шасси, вертолеты и БПЛА. Как правило, самолеты и БПЛА базируются на палубах авианосцев и авианесущих кораблей. Вертолеты же могут осуществлять взлет с площадок практически любых военных кораблей - эсминцев, фрегатов, крейсеров и т.д.
Гидроавиация - авиация, имеющая на вооружении самолеты, приспособленные для подъема в воздух с поверхности воды или катапульты, установленной на корабле, и посадки на воду.
Катапультные ЛА – самолеты и БПЛА, осуществляющие катапультный взлет с корабля без возможности совершить посадку непосредственно на его палубу неприспособленные для движения по водной поверхности.

В свою очередь, в палубной авиации самолеты и БПЛА имеют 2 подкласса:

  • палубные самолеты и БПЛА – самолеты и БПЛА, осуществляющие обычный или катапультный взлет и аэрофинишерную посадку на палубу корабля;
  • самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) и БПЛА вертикального взлета и посадки (БПЛА ВВП) - самолеты и БПЛА, осуществляющие короткий или вертикальный взлеты и вертикальную посадку.

Классификация по назначению

Mitubishi A6M Zero, основной истребитель Императорского флота Японии, готовится к взлету с палубы авианосца IJN Shōkaku во время нападения на Перл-Харбор

Основные задачи корабельной авиации первой половины XX-го века:

  • поиск сил противника (разведка и патрулирование);
  • уничтожение летательных аппаратов противника в воздухе и на местах базирования;
  • корректировка артиллерийского огня и целеуказание;
  • уничтожение надводных кораблей и подводных лодок противника на открытой воде и на местах базирования;
  • уничтожение наземных сил и стационарных объектов противника;
  • проведение поисково-спасательных операций.

Основные задачи корабельной авиации второй половины ХХ-го века:

  • поиск сил противника;
  • уничтожение летательных аппаратов противника в воздухе и на местах базирования;
  • уничтожение надводных кораблей на открытой воде и на местах базирования;
Посадка палубного транспортного самолета Grumman C-2 Greyhound
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника;
  • целеуказание и наводка на цель;
  • уничтожение наземных сил и стационарных объектов противника;
  • проведение поисково-спасательных операций;
  • поиск и уничтожение мин;
  • постановка радиоэлектронных помех;
  • высадка десантных групп;
  • доставка персонала и грузов на борт корабля.

Таким образом, можно выделить несколько классов самолетов - в первой половине ХХ-го века это истребители, ударные и разведывательные самолеты. Во второй половине ХХ-го века отдельных разведывательных самолетов практически нет, но зато в отдельные классы выделились противолодочные самолеты и учебно-тренировочные самолеты, появились самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и палубные транспортные самолеты.
У вертолетов же несколько иначе - их можно разделить на многоцелевые транспортные, ударные, противолодочные, поисково-спасательные, вертолеты ДРЛО и вертолеты-тральщики.
С БПЛА, способным взлетать и садится на корабль, еще проще - есть пока только 2 класса: разведывательные и ударные. Хотя, формально, у ВМС США был и противолодочный БПЛА - Gyrodyne QH-50. Но это скорее едичниный случай.

Классификация самолетов

Chance Vought F4U Corsair в полете: видная боевая нагрузка для атаки наземных целей (бомбы и ракеты)

Истребители служат для уничтожения летательных аппаратов противника, но иметь на корабле узкоспециализированный самолет расточительно, поэтому палубные истребители многоцелевые самолеты - они также могут наносить удары по наземным и надводным целям, вести разведку.

Ударные самолеты - их задача это уничтожение кораблей противника и различных наземных целей, подвижных или стационарных. В первой половине ХХ-го века было 2 основных типа ударных самолетов - пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы.
Пикирующие бомбардировщики, как следует из названия, должны были поражать цель бомбой, в первую очередь, во время пикирования - это обеспечивало высокую точность попадания бомбы.
Торпедоносцы же атаковали корабли противника торпедами - для этого они заходили по направлению к его борту, перпендикулярно курсу его движения.

После завершения Второй Мировой Войны стало ясно, что зенитные ракеты и мощная ствольная артиллерия ПВО не дадут близко подойти к цели - поэтому торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики ушли с палуб авианосцев. Зато туда пришли штурмовики - а на палубах авианосцев США появились даже средние бомбардировщики, например Douglas A-3 Skywarrior.

Противолодочный самолет ВМС Франции Breguet Br.1050 Alizé садится на авианосец Clemenceau

Также если раньше охотится за подводными лодками мог и торпедоносец с подвешенными глубинными бомбами, то во время Холодной войны для борьбы намного более совершенными подводными лодками выделился отдельный тип - противолодочные самолеты. Дело в том, что потребовалось много места для размещения оборудования для обнаружения подводных лодок, которое будет излишне при использование самолета в качестве ударного. Поэтому стали создаваться отдельные самолеты - даже для проекта атомного авианосца СССР был создан проект противолодочного самолета П-42 "Гарпун".

Разведывательные самолеты должны были обнаруживать противника и корректировать артиллерийский огонь союзных кораблей. Для этого на крупных боевых кораблях типа линкор или крейсер использовали гидросамолет или летающую лодку, которые или запускали при помощи катапульты, или опускали краном на водную поверхность. А вот посадка производилась только на воду с последующим подъемом на борт корабля краном.

После окончания Второй Мировой Войны как узкоспециализированный класс разведывательные самолеты практически исчезли, но зато появились самолеты ДРЛО. Их задача - обнаружение летательных аппаратов и кораблей противника на дальности большей дальности действия бортовых радиолокационных станций (РЛС) других своих самолетов. Также самолеты данного типа осуществляют координируют действия союзных самолетов.

Но в связи с тем, что у противника также имеются РЛС и другие средства радиотехнического обнаружения, необходимо помешать ему следить за собственными силами. Для этого используются самолеты РЭБ, которые ставят мощные радиотехнические помехи и затрудняют работы РЛС противника. Пока лидерами по палубным самолетам РЭБ являются ВМС США.

Во второй половине XX-го века палубная авиация, особенно истребители и ударные самолеты, стали летать быстрее, заметно усложнилось их оборудование - т.е. увеличилось время подготовки летчиков палубной авиации. И т.к. лучше всего обучение производить непосредственно на авианосце, то стали появляться и специальные учебно-тренировочные самолеты.

В связи с тем, что атомные авианосцы ВМС США могут длительное время не заходить в порты, необходимо организовать оперативную доставку грузов и персонала на их борт. Для этого используют специальные транспортные самолеты - как правило, созданные на основе вместительных самолетов другого типа. К примеру, транспортный самолет Grumman C-1 Trader создан на основе противолодочного самолета Grumman S-2 Tracker.

Классификация вертолетов

В отличие от палубных самолетов, которые проектируют специально, часть палубных вертолетов есть просто модификация сухопутных.

Противолодочный вертолет Agusta ASH-3D авианосца ВМС Италии Giuseppe Garibaldi - производимый в Италии по лицензии Sikorsky SH-3 Sea King

Самые яркие представители этого принципа - это чисто ударные вертолеты, к примеру, Bell AH-1J SeaCobra. Причем данные вертолеты действуют скорее в интересах десанта, чем собственно флота - их главная задача это непосредственная поддержка морского десанта.

Задача противолодочных вертолетов понятна - поиск и уничтожение подводных лодок противника. Также как и цель вертолетов-тральщиков - найти и уничтожить мины. Поисково-спасательные вертолеты же, как следуют из названия, занимаются спасение людей.

А вот многоцелевые транспортные вертолеты могут и людей перевозить, и обеспечивать огневую поддержку десанту, и производить поисково-спасательные операции. Часть из них способна нести и противокорабельные ракеты. Они же служат платформой для создания вертолетов другого типа.

Существуют также вертолеты ДРЛО - как правило, их создают, если сложно разместить на авианесущем корабле полноценный самолет ДРЛО. Но возникают проблемы с размещением антенны РЛС.

Классификация БПЛА

Задача разведывательных БПЛА - обнаружение кораблей противника и наземных целей и обеспечение целеуказания. Хотя БПЛА вертолетного типа Northrop Grumman MQ-8 Fire Scout может нести и ракеты - т.е. это уже многоцелевой БПЛА.
Ударные БПЛА пока серийно не производятся - хотя уже существует несколько прототипов, к примеру, Northrop Grumman X-47B. Это уже крупные БПЛА, взлетающие с палуб авианосцев для уничтожения, в первую очередь, стационарных наземных целей бомбами.

История развития

Развитие палубных истребителей фирмы Grumman в качестве иллюстрации развития палубных истребителей

Развитие корабельной авиации, в основном, схоже с развитием авиации, базирующейся на наземных аэродромах - также монопланы сменили бипланы, также на смену самолетам с неубирающимися шасси пришли самолеты, у которых шасси убиралось. Но были и ответвления - к примеру, Королевские ВМС во время Второй Мировой Войны использовали двухместные истребители.

Первая половина ХХ-го века

Вторая половина ХХ-го века

Особенности корабельной авиации

Конструкция, шасси и двигатель

Grumman F4F-4 Wildcat - крыло складывалось назад, вдоль продольной оси фюзеляжа. Видно, что самолет со сложенным крылом имеет компактные размеры.

Отличия корабельной авиации, в первую очередь, связаны с ограниченностью пространства для хранения летательных аппаратов на борту корабля и с особенностями взлета-посадки.

Самое главное отличие корабельной авиации - складывающиеся элементы конструкции. У самолетов это, в основном, крылья и оперение, у вертолетов - хвост и лопасти несущего винта.
Есть несколько способов уменьшения длины крыла:

  • складывания крыла вверх (пример - Curtiss SB2C Helldiver) - но это может привести к увеличению общей высоты самолета;
  • складывания законцовок (пример - Aichi D3A) - как правило, размах крыла уменьшался не сильно;
  • двойное складывание крыла вверх (пример - Supermarine Seafire Mk.III) - но это вело к увеличению массы и усложнению конструкции крыла;
  • складывание крыла вдоль продольной оси фюзеляжа - один из самых эффективных способов уменьшения размаха крыла. Но данный способ применялся, во-первых, на бипланах (к примеру, даже на опытном советском палубном штурмовике ШОН), во-вторых, на самолетах, у которых шасси не убирались в крыло (пример - Grumman F4F-4 Wildcat).
Конструкция посадочного гака самолета McDonnell-Douglas F/A-18 Hornet

Также самолеты имеют усиленное шасси - ведь вертикальная скорость при касании, как правило, превышает скорость сухопутных самолетов. Также на передней стоке находится узел для стыковки с катапультой.
Ну и почти все самолеты имеют тормозной гак - устройство для захвата троса аэрофинишера при посадке. Как правило, находится на нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа, но иногда и убирался внутрь фюзеляжа (к примеру, на Consolidated TBY Sea Wolf).

Пикирующие бомбардировщики имели дополнительные агрегаты. Во-первых, они оснащались специальным устройством, трапецией, для вывода бомбы вне ометаемого винтом сектора (чтобы бомба не зацепила винт самолета). Во-вторых, пикирующие бомбардировщики могли быть оснащены воздушным тормозами или щитками, чтобы снизить скорость во время пикирования.

Также помимо разведывательных гидросамолетов существовали гидросамолеты-истребители - как специально созданные, так и созданные на основе сухопутных истребителей: шасси демонтировались и устанавливались или 1 поплавок, как на Nakajima A6M2-N (основан на Mitsubishi A6M Zero) или Grumman F4F-3S Wild Catfish (основан на Grumman F4F Wildcat).

Конструкция СВВП схожа с конструкцией самолетов горизонтального взлета, но имеет ряд отличай в связи с типом создания вертикальной тяги. Существует 3 типа серийных корабельных СВВП:

  • с поворотным двигателем - пока тут пример один: Bell Boeing V-22 Osprey;
  • с изменением вектора тяги одного маршевого двигателя (пример - самолеты семейства Hawker Siddeley Harrier) - такой двигатель называют подъемно-маршевым;
  • с дополнительными устройствами для создания вертикальной тяги - двигателями или вентиляторами (пример - Яковлев Як-38, с дополнительными подъемными турбореактивными двигателями).
Два Як-38 взлетают с палубы авианесущего крейсера "Новороссийск" (1978)

Для изменения тяги маршевого двигателя используют отклоняемые сопла - или боковые, как на Hawker Siddeley Harrier, или центрально расположенные, как на Lockheed Martin F-35 Lightning II. Использование же дополнительных подъемных двигателей ведет в увеличению массы летательного аппарата, что негативно сказывается на дальности полета.

Вооружение

В принципе, корабельная авиация способна нести то же вооружение, что и самолеты и вертолеты наземного базирования. Хотя пару особенностей найти можно.
Сегодня главное оружие палубных истребителей - управляемые ракеты класса "воздух-воздух", в основном, средней и малой дальности. Хотя на вооружении ВМС США стоял перехватчик Grumman F-14 Tomcat, который нес ракеты большой дальности AIM-54 Phoenix, которые способны поразить цель на расстоянии 190 км.

Тем не менее, и сейчас на палубных истребителях имеются пушки (калибра 20... 30 мм), а в первой половине ХХ-го века только пулеметы и пушки были основным вооружением истребителей. Если в 20-ые и начале 30-ых годов ХХ-го века почти на всем палубных (да и сухопутных) самолетах использовали, в основном, 2 пулемета калибра 7,62...7,7 мм, то чуть позже стали использовать уже до 4-ех пулеметов этого же калибра, а ВМС США стали применять крупнокалиберные пулеметы калибра 12,7 мм.

Grumman F7F Tigercat - 3 проекция для демонстрации размещения вооружения: пулеметы калибра 12,7 мм расположены в носовой части фюзеляжа, пушки калибра 20 мм - в крыле

Одними из первых пушки калибра 20 мм стали использовать на самолетах Императорского флота Японии - на Mitsubishi A6M Zero. Поначалу Королевские ВМС Великобритании использовали все те же пулеметы калибра 7,7 мм, пусть и в большем количестве - на первых модификациях двухместного истребителя Fairey Fulmar и одноместного Hawker Sea Hurricane было 8 таких пулеметов. Но позже и они пришли к выводу о необходимости кардинально увеличить огневую мощь - во второй половине 40-ых годов их истребители имели уже 4 пушки калибра 20 мм.
А вот ВМС США, как и их ВВС, продолжали делать ставку на скорострельность своих пулеметов калибра 12,7 мм - пушки 20 мм применялись редко: даже появившийся в 1944 Grumman F8F Bearcat нес вначале всего 4 пулемета (хотя позже поставили пушки калибра 20 мм). Более того, одни из первых реактивные палубные истребители, McDonnell FH-1 Phantom и North American FJ-1 Fury, также имели пулеметы. Поэтому тяжелый двухмоторный истребитель Grumman F7F Tigercat, имевший вооружение из 4-ех пулеметов калибра 12,7 мм и 4-ых пушек калибра 20 мм, можно считать практически исключением - массовое использование пушек на палубных самолетах США началось уже во второй половине ХХ-го века.
Стоит вспомнить еще один самолет, имевший интересное вооружение. Это Blackburn Roc, который не имел курсового вооружение - все его 4 пулемета калибра 7,7 мм располагались на задней турели.
И как уже упоминалось выше, почти все палубные истребители являются многоцелевыми самолетами - т.е. способны нести и вооружение для уничтожения наземных или надводных целей. Правда, у Японии во Второй Мировой Войны практически не было неуправляемых ракет - поэтому их A6M2 Zero, в отличие от самолетов США и Великобритании, атаковали корабли и наземные цели только бомбами.

Ударные и разведывательные самолеты имели слабое курсовое вооружение - в основном, пулеметы калибра 7,62 мм (или 7,7 мм) или 12,7 мм. Хотя часть самолетов имела в крыле пушки калибра 20 мм - к примеру, Curtiss SB2C Helldiver в модификации SB2C-1C (последняя буква "С" - от Cannon, рус. "Пушка") и Aichi B7A Ryusei.
А уже во второй половине ХХ-го века используются только пушки - калибра 20...30 мм.

Нижняя турель с пулеметом калибра 7,62 мм самолета Consolidated TBY Sea Wolf

Также ударные и разведывательные самолеты (а также британские двухместные истребители Blackburn Skua и Fairey Fulmar) имели оборонительное вооружение, размещенное на турели - пулеметы калибра 7,62 мм (или 7,7 мм) или 12,7 мм. Как правило, на самолете была 1 турель - для обстрела верхней полусферы. Но уже после начала боевых действий Второй Мировой Войны стало ясно, что этого недостаточно - поэтому стали появляться турели для обстрела нижней полусферы: к примеру, на Grumman TBF Avenger или Consolidated TBY Sea Wolf. А на экспериментальных самолетах фирмы Douglas XSB2D-1 Destroyer и XTB2D Skypirateна верхней турели было 2 пулемета калибра 12,7 мм.
Но во второй половине ХХ-го века турели исчезли с самолетов - только в 50-ых годах на паре самолетов (к примеру, Douglas A-3 Skywarrior) ВМС США в хвостовой части фюзеляжа была турель с пушкой 20 мм.

Теперь переходим к главному вооружению ударных самолетов - бомбам, торпедам и ракетам.

Douglas AD-2 Skyraider с различным подвесным вооружением - 1 торпедой, 2 бомбами и 12 неуправляемыми ракетами

В принципе, из названия классов ударных самолетов первой половины ХХ-го века все ясно, но те же торпедоносцы вполне могли нести и бомбы. Хотя пикирующие бомбардировщики, в отличие от них, могли нести бомбу большей массы, которую они и сбрасывали на цель - как правило, это бомбы массой 250...500 кг (или, примерно, 500...1000 lb), хотя пикирующие бомбардировщики конца Второй Мировой войны могли нести и бомбы массой 726 кг (1600 lb). Бомбы массой меньше 200 кг не было смысла использовать против крейсеров и линкоров из-за малой массы взрывчатого вещества и сильного бронирования этих кораблей. Но стоит отметить, что основным вооружением пикирующих бомбардировщиков Императорского флота Японии вплоть до 1943 была бомба массой 250 кг - только в этом году на вооружение был принят пикирующий бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei, сменщик Aichi D3A, способный нести бомбу массой 500 кг. ВМС США к тому времени уже широко применяли бомбы массой 500 кг.

Торпедоносцы несли 1 торпеду - вначале она находилась под фюзеляжем, в потоке набегающего воздуха (как на Nakajima B5N), но позже стали появляться торпедоносцы с внутренним отсеком для торпеды (у Японии это был Aichi B7A Ryusei). В основном, использовались торпеды диаметром 450 мм, но в США в годы Второй Мировой Войны использовали торпеду Mark 13 диаметром 570 мм[1].

Также торпедоносцы и пикировщики могли нести глубинные бомбы и неуправляемые ракеты под крылом.
В основном, использовались небольшие ракеты - диаметром (наибольшим) 76 мм и 130 мм (все боеголовки до 27 кг), но также на вооружении США стояла и неуправляемая ракета Tiny Tim диаметром 298 мм и боеголовкой массой 67,4 кг. Данная ракета устанавливалась не только на ударные самолеты, но и даже на истребители.

Douglas A-4B Skyhawk с атомной бомбой Mk.7 (бомба - под фюзеляж, под крылом ПТБ[2]) взлетает с палубы авианосца USS Saratoga (1955)

Противокорабельные авиационные торпеды и торпедоносцы исчезли в 50-ых годах ХХ-го века. Но на смену им пришли управляемые ракеты, включая появившиеся в начале 70-ых годов ХХ-го века малогабаритные противокорабельные ракеты. А Boeing F/A-18E/F Super Hornet может нести даже крылатую ракету AGM-84H SLAM-ER с дальность полета 270 км - таким образом, самолет может не входить в воздушное пространство противника для уничтожения цели в тылу. Также на вооружение противолодочных самолетов и вертолетов поступили противолодочные торпеды - они имеют меньшие размеры и массу, чем их предшественники противокорабельные, поэтому, к примеру, Lockheed S-3 Viking может брать во внутренний отсек вооружения 4 торпеды Mk.46 (весом 230 кг каждая и диаметром 324 мм).

Как и сухопутные самолеты, для уничтожения наземных целей палубные самолеты могут использовать и корректируемые бомбы. Ударные палубные вертолеты, созданные на основе обычных, несут противотанковые управляемые ракеты, позволяющие при поддержке десанта уничтожать на береговой линии танки противника - к примеру, Ка-52К является носителем ПТУР "Вихрь" и "Штурм".

Но палубные ударные самолеты имеют вооружение, которое делает авианосец инструментом глобальной политики - это атомное оружие. Ведь только первые атомные бомбы имели большие размеры и массу, следующие поколение атомных бомб имеет компактные размеры и их могут нести даже истребители и штурмовики. Практически все палубные самолеты ВМС США могут нести атомные бомбы. Хотя, с другой стороны, это повышает риск утери атомных боеприпасов, как случилось 5 декабря 1965, когда в Филиппинское море с палубы авианосца USS Ticonderoga (1944) упал штурмовик Douglas A-4E Skyhawk c атомной бомбой B43 (мощность варьировалась от 70 КТ до 1 МТ в тротиловом эквиваленте) - бомба, как и самолет, и пилот, найдены не были...


Оборудование

Надувные мешки для поддержания самолета Curtiss SBC Helldiver на плаву

Опять-таки, оборудование корабельной авиации, в основном, соответствует оборудованию сухопутных самолетов и вертолетов.

Самое главное отличие - это средства повышающие плавучесть и аварийно-спасательное оборудование, которое обязательно включало плот. Также на некоторых самолетах первой половины XX-го века использовались надувные мешки - как на Curtiss SBC Helldiver.
Также именно на палубных самолетах одними из первых стали использовать автоматический радиокомпас (АРК)[3] - т.к. навигация над водной поверхностью осложняется отсутствием ориентиров. Одной из отличительной чертой первых АРК была круглая антенна.
Также некоторые ударные самолеты и даже истребители США и Великобритании использовали РЛС, хотя на сухопутных самолеты их использовали, в основном, бомбардировщики и тяжелые двухмоторные ночные истребители. Во-первых, РЛС облегчала поиск надводных целей, во-вторых, ее использовали на ночных истребителях (сделанных на основе, к примеру, Grumman F6F Hellcat - у него было несколько модификаций ночных истребителей).

Экипаж

Как правило, истребители имели 1-го члена экипажа - пилота, но некоторые палубные истребители Королевских ВМС Великобритании (к примеру, Fairey Fulmar) имели второго члена экипажа, который выполнял роль наблюдателя, стрелка и радиста. А на самолетах второй половины XX-го века, основная задача которых перехват воздушных целей, это уже оператор РЛС или оператор систем вооружения - как на McDonnell-Douglas F-4 Phantom II.
А вот практически все ударные самолеты периода Второй Мировой Войны было многоместными - кроме пилота на борту самолета также был стрелок-радист, но еще мог быть и штурман, ввиду сложности навигации над водной поверхностью и загруженности других членов экипажа.

Тактика применения

Будет рассмотрено только применение палубной авиации при нанесения ударов по кораблям противника.

Вторая Мировая Война

Принцип нанесения бомбового удара с пикирования
Как было сказано выше, авианосцы Второй Мировой Войны имели 2 типа ударных самолетов - пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. И для атаки кораблей противника практически всегда их применяли совместно - но вот очередность ударов у разных стран отличалась.

В первой половине 40-ых годов ХХ-го века у Императорского морского флота Японии палубные самолеты нести бомбу массой до 250 кг, которая была малоэффективна против крупных кораблей противника, особенно если они находились в движении. Поэтому была сделана ставка на торпедоносцы. Вначале отвлекающий удар наносили пикирующие бомбардировщики, которые, во-первых, отвлекали корабли противника и заставляли их нарушить строй, во-вторых, заставляли ПВО увеличивать угол наклона стволов вверх, во-вторых, бомбы выбивали установки ПВО, приборы управления и наблюдения. Основной же удар наносили торпедоносцы.
Самолеты же США могли нести бомбы массой 500 кг - поэтому была сделана ставка на пикирующие бомбардировщики, к тому же торпедоносцы более уязвимы для ПВО. Т.е. теперь торпедоносцы отвлекали противника и заставляли ПВО опустить стволы вниз - также ставший после Douglas TBD Devastator основным торпедоносцем Grumman TBF Avenger имел курсовые крупнокалиберные пулеметы калибра 12,7 мм, которые могли уничтожать расчеты и повреждать конструкцию мелкокалиберной ПВО [4]. Основной удар же наносили пикирующие бомбардировщики.

Теперь переходим к тактике действия каждого типа ударного самолета.
Пикирующие бомбардировщики атаковали цель вдоль корпуса, т.к. в таком случае шанс промаха был ниже, если сравнивать с атакой перпендикулярно корпусу. Подход у цели производился на высоте выше действия ПВО корабля противника, затем самолет вводился в крутое пикирование, в ходе которого для снижения скорости применялись тормозные щитки. Затем на высоте от 600 до 300 м производился сброс бомбы (ниже сбрасывать бомбу было опасно, т.к. можно было попасть под ее же зону взрыва). Далее осуществлялся выход из пикирования с последующим уходом на малой высоте.

Принцип атаки торпедоносца

Торпедоносцы же атаковали по другому - во-первых, атака осуществлялась под углом к борту корабля, в идеале, под углом 90 градусов. Во-вторых, необходимо было сбрасывать торпеду на определенной высоте и скорости - и на определенном расстоянии. К примеру, ниже даны обобщенные данные по требованиям при сбросе торпеды для торпедоносцев ВМС США и Императорского флота Японии.

Параметры при сбросе торпеды ВМС США Императорский флот Японии
Максимальная скорость полета, км/ч 177 240
Максимальная высота полета, м 30 30
Эффективная дальность пуска, м 900 1372
Принцип групповой атаки по методу "Молот и наковальня"

Существовал основной метод атак несколькими эскадрильями торпедоносцев - "Молот и наковальня" [5]. 2 группы торпедоносцев заходили под 45 градусов к первоначальному курсу цели и через некоторое время, на одинаковом расстоянии от цели, производили пуск торпед. Если цель начинает отворачивать от первоначального курса, то она все равно попадает под торпеды хотя бы одной группы торпедоносцев.

Вторая половина ХХ-го века

Тактика действия корабельной авиации постоянно менялась, поэтому далее будет рассмотрена тактика действия самолетов авиационной ударной группировки ВМС США. Для уничтожения крупного соединения кораблей противника требуется не менее 40 самолетов, которые разделяются на следующие группы:

  • ударные;
  • демонстративных действий;
  • подавления средств ПВО;
  • РЭБ;
  • наведения и управления;
  • доразведки;
  • истребительного прикрытия.
Самолеты на палубе авианосца США - на переднем плане истребители McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, слева - самолеты РЭБ Northrop Grumman EA-6B Prowler, по центру - самолеты ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye

Ударные группы состоят из штурмовиков и истребителей с противокорабельными ракетами и ракетами класса "воздух-поверхность" (хотя также могут использоваться и управляемые и обычные бомбы). Для атаки соединия из 4-ых кораблей требуется 15 самолетов, для атаки группы из 8-9 кораблей - 25-30 ударных самолетов.
Группы демонстративных действий отвлекают противника, имитируя атаку с ложного направления и вынуждая его задействовать радиотехнические средства и средства ПВО. Состоит из 2-4 самолетов - как правило, истребители или штурмовики и 1-2 самолета РЭБ.
Группа подавления средств ПВО должна уничтожить средства ПВО - для этого истребители, штурмовики или самолеты РЭБ использует противорадиолокационных ракеты. Состоит из 4-5 самолетов.
Группы РЭБ выявляют и подавляют работу радиотехнических средств ПВО соединения непосредственно перед выходом ударных групп, а также ставит помехи для прикрытия отхода групп после нанесения удара. Состоит из 1-2 самолетов РЭБ.
Группа наведения и управления включает 2-3 самолета ДРЛО, которые наводят ударные группы на надводные цели, обеспечивают контроль воздушного пространства и служат ретрансляторами команд между авианосцами и группами самолетов.
Группы доразведки состоит из самолетов оснащенных контейнерами с разведывательной аппаратурой, которые уточняют местонахождение целей, выявляют главные цели (авианосцы, крупные корабли) в ордере кораблей и передают данные командирам ударных групп до выхода их на рубеж начала боевого развертывания. Состоят из 1-2 самолета.
Группа истребительного прикрытия состит из истребителей,прикрывающих, в первую очередь, ударную группу на маршруте и в районе нанесения удара, и из истребителей, которые расчищают воздушное пространстов еще до подхода ударных групп. Для прикрытия выделяется 1-2 истребителя на 3-4 ударных самолета, для зачистки - 2-4 истребителя.

Удар по корабельному соединению проводится следующим образом. После получения данных от спутников или от разведывательных самолетов и взлета с авианосца самолеты на средней или большой высоте направляются в район примерного нахождения цели (кроме самолетов ДРЛО, которые следуют отдельным маршрутом). По мере приближения к предполагаемому району действия кораблельных РЛС происходит разделение на тактические группы. Порядок движения такой - группа доразведки (плюс может быть использована группа истребителей для зачистки воздушного пространства), группа демонстративных действий, группа подавления средств ПВО, группа РЭБ - и только затем в действие вступают ударные группы.
Самолеты группы наведения и управления находятся на расстоянии 200...250 км от района боевых действий. Демонстративная групп выходит на корабельное соединение на средних высотах, ударные группы - на малых высотах.

История применения

Корабельная авиация активно участвовала во многоих военных конфликтах - хотя как главное оружие авианосцев против кораблей противника она применялалась только в годы Второй Мировой Войны. Ниже перечислены морские сражения, в ходе которых активно использовалась корабельная авиация.

Также корабельная авиация принимала участия в следующих войнах, когда она использовалась, в основном, в интересах сухопутных сил (включая поддержку десантных группировок):

  • Первая Мировая война[6];
  • Японо-китайская война 1937-1945 (ранние периоды);
  • Корейская война[7];
  • Суэцкий кризис;
  • война во Вьетнаме;
  • Фолклендская война [8];
  • война в Персидском заливе (1991);
  • бомбардировки Югославии (1999);
  • вторжение коалиционных сил в Ирак (2003);
  • военная интервенция в Ливию (2011).

Во всех данных случаях палубная авиация наносила удары по наземным целям или кораблям противника в местах их базирования, контролировала воздушное пространство, осуществляя воздушных бой с самолетами берегового базирования - т.к. после окончания Второй Мировой Войны крупных морских сражения с использованием авианосцев не было [9].

Современная корабельная авиация

Список статей

Корабельная авиация в играх компании Wargaming

См. также

Литература и источники информации

  • В.Ф. Павленко Корабельные самолеты. — Москва: Воениздат, 1990. — 320с. — ISBN 5—203—00279—7

Ссылки на интернет-ресурсы

1. Интернет-энциклопедии как источник информации по конкретным самолетам и вертолетам

2. Конкретные ссылки

Примечания

  1. Она имела боеголовку большей массы и большую дальность хода, чем торпеды других стран на начало Второй Мировой Войны, но зато меньшую скорость хода и массу 1005 кг против порядка 800 кг у других торпед. Для сравнения данных этой торпеды с другими см. данную статью в Википедии.
  2. Подвесные топливные баки
  3. Автомати́ческий радиоко́мпас — бортовой радиопеленгатор, предназначенный для навигации летательных аппаратов по сигналам наземных радиостанций, путем непрерывного измерения курсового угла радиостанции (КУР — угол, заключенный между продольной осью воздушного судна и направлением на радиостанцию, он отсчитывается по часовой стрелке). Для более подробной информации см. одноименную статью в Википедии.
  4. Также для этой же цели, в случае отсутствия в районе боевых действий самолетов противника, могли использоваться истребители, которые своим стрелковым вооружение повреждали установки ПВО
  5. Также существовал метод "Золотые клещи" (от нем. die Goldene Zange), но его применяли самолеты Германии берегового базирования. Торпедоносцы выходили на цель, развернувшись строем фронта с интервалами около 100 метров между самолетами, после чего сбрасывали торпеды с дистанции более 1000 метров. Цель такого сброса торпед - перекрыть частым гребнем торпед район впереди по курсу цели. Использовался против конвоев. Широкого распространения не получил. В английском языке называется "Золотой гребень" (от англ. Golden Comb). Более подробно можно узнать из одноименной статьи Википедии.
  6. В основном использовалась гидроавиация с гидроавианосцев.
  7. Тогда состоялось первое боевое применение реактивных палубных истребителей
  8. Первое использование в бою СВВП (Hawker Siddeley Harrier)
  9. В ходе Фолклендской войны ВМС Аргентины планировали нанести авиационный удар с авианосца ARA Veinticinco de Mayo (1969) по экспедиционному соединению Королевских ВМС, но после потопления аргентинского крейсера ARA General Belgrano подводной лодкой Великобритании HMS Conqueror ( типа Churchill) атака была отменена. С другой стороны, в ходе операции «Богомол» в атаках ВМС США на корабли ВМС Ирана принимали участие штурмовики Grumman A6 Intruder авианосца USS Enterprise (1960) - подробнее об этом военно-морском сражении можно узнать из одноименной статьи Википедии.


Галерея

Видео

Видео на русском языке

Видео на английском языке