Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Линейные крейсера типа Alaska в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Линейные крейсера типа Alaska

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
ОСТОРОЖНО РАЗВОДЯЩИЙ !!! Sandroid Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 15:33
Куплю акк TPAKTOPNCT Раздача аккаунтов World of Tanks 0 2016-12-07 15:26
Как сделать чтобы в WoT показывало "обнаружение""с... ghghgh Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 14:41
wot blidz вопрос с серебром Николай58 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-07 14:28
Сколько должно быть фпс в WoT при Core 2 Duo E7500... Ulkiorra Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-07 13:36
Продаю старые купленные акк Grisha5442 Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 13:02
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником Brat_K:ru (обсуждение) в рамках конкурса.
За нарушение правил конкурса или создание помех в его проведении предусмотрены наказания. Просьба воздержаться от правок.

Приём конкурсных работ завершён. Результаты конкурса «Вики-спринт №8: Корабли ВМС США (с 1920 по 1947 гг.)» будут объявлены 5 марта 2015 г.

Линейные крейсера типа Alaska
Uss_alaska_cb1.jpg
Постройка и служба
6ед. Заказано
2ед. Построено
1940-1943гг. Годы постройки
1944-1947гг. Годы службы
Нью-Йоркский судостроительный завод в Камджене, Нью-Джерси. Место строительства
Общие данные
29779 / 34260т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
245,4 / 241,2 / 27,7 / 9,7м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
восемь котлов Бэбкока и Уилкокса и четыре трубины Дженерал Электрик,
150 000 л.с.
Энергетическая установка
33узл. Скорость хода
на 15 узлах 12000миль Дальность плавания
Экипаж
1517чел. Общая численность
Бронирование
229/152мм. Пояс/борт
95мм. Палуба
330мм. Барбеты
325/250/190/127мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
Вооружение

Артиллерия главного калибра:

  • 9(3×3) — 305/50 орудия Мк 8.

Противоминная артиллерия:

  • 12 (6×2) 127/38.

Зенитная артиллерия:

  • 56(14х4) 40/56 Бофорс;
  • 34 одноствольные 20/70 Эрликон.

Авиагруппа:

  • 4 — гидроплана Воут OS2V «Кингфишер» (Vought OS2U Kingfisher), затем Кёртисс SC-I (Curtiss SC-1 Seahawk).
Построенные корабли
США_флаг_ВМС_с_тенью.png
19 июля 1940 года Конгрессом США была принята программа усиления флота, предполагавшая в числе прочего постройку шести крейсеров нового типа Alaska. По причине их слабого бронирования и специфического предназначения было невозможно классифицировать их как battlecruisers, они получили ранее не использовавшееся название «большой крейсер» (англ. Big cruisers - CB). Специфичность этих кораблей подчёркивалась и их именами — если линкоры США назывались в честь штатов, крейсера в честь городов, то «большие крейсера» получали названия в честь заморских территорий США. Построить планировалась серию из шести крейсеров типа Alaska, но реально было построено только три корабля, еще два заложили. CB-1 Alaska и CB-2 Guam вошли в строй, постройка третьего, СВ-3 Hawaii, была заморожена на стадии готовности 85%.

Общие сведения

История создания

Тяжелый крейсер CB-1 Alaska был заказан 9 сентября 1940 г. Изначально планировалась постройка серии из шести кораблей: CB-1 Alaska, CB-2 Guam, СВ-3 Hawaii, СВ-4 Philippines, СВ-5 Puerto Rico, СВ-6 Samoa. Имена кораблям давались по названием зависимых от США территорий. Крейсер «Гавайи» на момент окончания войны находился в 85 % готовности. Крейсер по исходному проекту решили не достраивать. Велись разговоры по поводу достройки крейсера в качестве корабля — носителя ракетного оружия, в частности американской вариации германской баллистической ракет V-2. Выделение ассигнований на подобное переоборудование заблокировал конгресс. Частично построенный крейсер СВ-3 Hawaii в 1958 г. разобрали на металлолом. Заказ на постройку крейсеров СВ-4 Philippines, СВ-5 Puerto Rico и СВ-6 Samoa был аннулирован 24 июня 1943 г.

CB-1 Alaska стал головным в новой серии «сверхтяжелых» крейсеров. Полное водоизмещение 31080 метрических тонн, вооружение главного калибра - девять орудий калибра 305 мм с длиной ствола 50 калибров. Корабль был построен Нью-Йоркским судостроительным заводом в Камджене, Нью-Джерси. Изначально крейсер камуфлировали по схеме Measure 32/Id — схеме, разработанной для эсминцев, действовавших в Атлантике.

Предпосылки к созданию

Крейсера Alaska стали венцом развития американских тяжелых крейсеров 30 — 40-х г.г. Они проектировались и строились в ответ на появление в Германии кораблей «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и с учетом информации о японских работах в области сверхтяжелого крейсеростроения.

Проектирование

Корабли типа Alaska обладали большей скоростью но сравнению с германскими кораблями (33 узла против 31 узла) и несли более мощное вооружение (орудия калибра 305 мм против 280 мм пушек).

Постройка и испытания

CB-1 Alaska спустили на воду 17 декабря 1941 г., CB-2 Guam — 2 февраля 1942 г. оба крейсера строились в Кэмденне, шт. Ныо-Джерси. CB-1 Alaska вошла в строй 17 июня 1944 г., CB-2 Guam — три месяца спустя. В июне 1944 года CB-1 Alaska завершила приемочные испытания и была включена в состав действующего флота. Первые месяцы службы были посвящены учебным походам и окончательной доводке корабля до боевых кондиций. Фактически CB-1 Alaska оказалась готова к операциям только в январе 1945 года. Из Нью-Йорка она перешла через Панамский канал на Западное побережье, а затем прибыла в Пёрл-Харбор. Оттуда 28 января корабль направился в западную часть Тихого океана, где в то время подготавливалась авианосная операция против Японских островов. Аналогичное путешествие совершил CB-2 Guam, вступивший в строй через 2 месяца после головного корабля. CB-2 Guam сошел со стапелей военно-морской верфи в Филадельфии 25 октября 1944 г., спустя месяц после ввода в строй. Окончательно подготовленный в феврале 1945 года он вышел из Пёрл-Харбора в район боевых действий 3 марта.


CB-1 Alaska на якорной стоянке, 1944 г. На корабле установлены РЛС SG и SK. Для управления огнем артиллерии главного калибра использовалась система Мк 34.

Описание конструкции

Корпус

Длина крейсеров типа Alaska по корпусу — 245,4 м, по ватерлинии — 241.2 м, ширина по мидель-шпангоуту — 27,7 м осадка — 9,7 м. Стандартное водоизмещение — 29 779 т (27 015 метрических тонн), полное — 34 260 г (31 090 метрических тонн). Размеры и водоизмещение эквивалентны аналогичным показателям иных линкоров, поэтому в ВМС США Alaska отнесли к новому классу «больших крейсеров». Сегодня многие называют Alaska линейными крейсерами.

Бронирование

Проектировщикам Alaska так и не удалось решить задачу создания надежной защиты в пределах выделенного тоннажа корабля. Броня лишь очень ограниченно защищала от 280 мм и 305 мм снарядов, но никак не от 355 и 407 мм главного калибра тогдашних линкоров. Броневая защита, выполненная по традиционной американской схеме «все или ничего», состояла из цитадели, прикрытой с бортов 229-мм поясом, утоньшавшимся к нижней кромке до 127 мм. Наклон плит в 10° делал эту защиту эквивалентной примерно 11 дюймам вертикальной брони. На бронезащиту Alaska приходится 17 % массы всего корабля, в то время как у линкора «Северная Каролина» доля брони в общей массе корабля составляет 40 %.

Горизонтальное бронирование предусматривалось на трех уровнях. Главная броневая палуба толщиной 36 мм простиралась по всей длине цитадели и играла роль противоосколочной. Основной являлась расположенная по верхней кромке пояса 2-я (по американской классификации) палуба. Она состояла из двух слоев: одного, 25-мм толщины, одинакового на всем протяжении цитадели, и второго, имевшего толщину 71—76 мм в районе машинной установки и усиленного до 83 мм в зоне погребов главного калибра. Третья броневая палуба, находившаяся еще выше, добавляла в тех же районах соответственно 16 и 19—25 мм. В результате суммарная горизонтальная защита машин и котлов достигала 152 мм, а зоны погребов — 163—170 мм.


Схема бронирования Alaska: сечение по миделю

Вскоре после первой мировой войны основным критерием защиты в американском флоте стала «зона безопасности», ограничивающаяся снизу той дистанцией, на которой уже не пробивается вертикальная броня (в самых невыгодных условиях), а сверху — дистанцией, на которой еще не пробивается броня палубы. Довольно разумный сам по себе критерий стал в США краеугольным камнем проектирования защиты, причем из весьма странных соображений оценка «зоны безопасности» производилась для собственных орудий корабля, с чем уже трудно согласиться. В частности, в случае Alaska ни один из возможных противников не имел вооружения о аналогичными баллистическими данными. Ниже приводятся именно эти данные, относящиеся к зонам неуязвимости от бронебойных 305-мм снарядов пушки Мк-8. Так вот, «зона безопасности» «больших крейсеров» оказывалась крайне узкой. Бортовая броня пробивалась вплоть до 117 кбт, а палубная — начиная с 125 кбт. Для траверзов эта зона становилась чисто символической, поскольку их вертикальная броня пробивалась при нормальных попаданиях даже вплоть до 124 кбт. По американской традиции наиболее сильно защищалась главная артиллерия. Наклонные лобовые 325-мм плиты башен и их 127-мм крыши обеспечивали «зону безопасности» от 75 до 142 кбт. Боковые и задние плиты, имевшие толщину соответственно 152 и 133 мм, пробивались той же пушкой Мк-8 на всех дистанциях. Толщина кольцевого бронирования барбетов составляла 280 мм, 305 мм или 330 мм в зависимости от того, под каким углом в нее мог бы попасть снаряд. Вне цитадели наиболее серьезную защиту имели броневая рубка и рулевое управление. Все приводы рулей заключались в броневую коробку с 270-мм стенками и траверзами и 37-мм крышей. Основная защита сверху приходилась на 2-ю палубу, имевшую в этой зоне максимальную толщину в 102 мм. Слабым местом в управлении кораблем оставались лишь коммуникационные линии для передачи сигналов из рубки к рулевой машине. Из весовых соображений они от рулей до цитадели прикрывались лишь противоосколочной защитой в 37 мм, однако прямое попадание снаряда в тонкую трубку представлялось маловероятным. Боевая рубка, неоднократно предполагавшаяся в ходе проектирования в качестве «жертвы» в пользу усиления зенитной артиллерии, все же уцелела в первоначальном виде. Ее стенки имели толщину 270 мм, крыша — 127 мм и пол — 51 мм. Несмотря на столь значительную защиту, «зона безопасности» рубки простиралась всего лишь от 124 до 142 кбт. Бронированная труба, ведшая в центральный пост и заключавшая в себе все линии связи командного пункта с расположенными под броневой палубой постами, прикрывалась 229-мм броней, утоньшавшейся под защитой цитадели до 16 мм. Остальное местное бронирование было весьма скромным. Директор (прибор управления стрельбой) главной артиллерии был обшит 25-мм листами броневой стали. Прочие посты управления вне боевой рубки имели примерно такое же прикрытие (16—37 мм). Самым слабым местом проекта оставалась подводная защита, о которой скромно сообщалось, что она спасает лишь от близких разрывов бомб и мин. На деле же «большие крейсера» не имели никаких специальных средств против подводных взрывов, кроме конструктивного разделения продольными переборками узкого пространства вдоль бортов. Ширина зоны расширения газов в центре корабля составляла около 3 м, сужаясь в районе погребов до 2,4 м, а около носовой башни внешний слой сливался с бортовой обшивкой. Всего же в составе ПТЗ имелось два слоя: внешний) заполненный жидкостью (топливом или замещающей его водой), и внутренний, оставленный пустым. В районе цитадели переборки возвышались над ватерлинией на 1,5 м, а в оконечностях, где противоторпедная защита практически отсутствовала, они достигали лишь главной палубы. Со стороны днища единственным прикрытием являлось междудонное пространство глубиной 1,22 м, обычно заполненное жидкостью (топливом или забортной водой). Наиболее слабая часть подводной защиты приходилась на район кормовой башни главного калибра. Неудачное разделение подводного пространства на отсеки в этой зоне приводило к тому, что единственное торпедное попадание могло вызвать потерю остойчивости и опрокидывание корабля, хотя общий запас плавучести оставался бы не исчерпанным.


Энергетическая установка и ходовые качества

Основу механической установки Alaska составляли 4 турбозубчатых агрегата (ТЗА) фирмы «Дженерал электрик» общей мощностью 150000 л.с., что по проекту соответствовало скорости в 33 узла при нормальной нагрузке. Предполагалось, однако, что машинная установка легко могла подвергнуться форсировке и развивать 180000 л.с. Каждый из турбинных агрегатов состоял из турбин высокого давления (12-ступенчатой, развивавшей при максимальной мощности 5327 об/мин), низкого давления (6-ступенчатой, дававшей 4478 об/мин) и одной 2-ступенчатой импульсной турбины заднего хода. Зубчатая передача снижала число оборотов с 4,4 — 5,3 тыс. об/мин на турбине до примерно 270 оборотов на валу (при максимальном ходе). Корабль приводился в движение винтами диаметром 4,5 м, вращавшимися на валах диаметром около полуметра. Внутренние винты имели несколько меньший шаг, чем внешние.

Котельная установка представляла собой яркий пример того, каких успехов достигла американская техника в этой области. Пар с рабочим давлением около 40 атм поставлялся всего восемью большими двухтопочными котлами «Бэбкок-Уилкокс» с пароперегревателями, обеспечивавшими температуру до 454° С.

Расположение, силовой установки полностью соответствовало крейсерским нормам. Турбины помещались парами в двух машинных отделениях, а котлы, также попарно — в четырех котельных. Такая система разделения, в общем, хорошо показала себя в боях на Тихом океане и могла считаться достаточной для сохранения боевой живучести.

Запас топлива достигал 3600 т нефти, что обеспечивало теоретическую дальность в 12 000 миль при скорости 15 узлов.

Ходовые качества CB-1 Alaska на деле оказались несколько обескураживающими. Первый командир головного корабля капитан 1 ранга Фишлер в своем отчете указывал, что, хотя крейсер, наверное, сможет легко развить 180000 л.с. и скорость 35 узлов (на очень короткое время и только при определенных условиях нагрузки), «было бы гораздо лучше, если бы мощность равнялась хотя бы 200 000 л.с., чтобы скорость крейсера значительно превышала скорость линкоров и авианосцев». Но предположения командира оказались чересчур оптимистическими. На испытаниях линейный крейсер не смог развить даже проектную скорость, хотя турбины подверглись форсировке (правда, не максимальной). При водоизмещении на испытаниях 33 148 т и мощности 173 808 л.с. скорость составила 32,72 узла. Без форсировки CB-1 Alaska смогла развить лишь 31,76 узла при 154846 л.с. и водоизмещении 32264 т. Дальность также, не достигала проектной, составив 11 350 миль при 15-узловом ходе.

Вспомогательное оборудование

Для аварийного питания электрооборудования установлено восемь электрогенераторов мощностью по 850 кВт каждый.

Вооружение

Башни главного калибра стреляли бронебойными снарядами Мк 18
Двухорудийная 127-мм башня крейсера CB-1 Alaska ведет огонь по учебным целям, 1945 г. Слева в кадре видны трассы снарядов, выпущенных 40-мм автоматами Бофорс

Главный калибр

Главный калибр крейсера состоит из девяти 12-дюймовых орудий с длинной ствола 50 калибров в варианте Мк 8, по три орудия в трех башнях. Скорострельность орудий — три выстрела в минуту. Орудия способно забросить снаряд массой 517 кг с начальной скоростью 762 м/с по максимуму на 35 км. Бронебойный снаряд на дистанции 9 км пробивал броню толщиной 46 см. Стрельба главным калибром корректировалась системой Мк 38, имевшей оптический и радиолокационный каналы.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерия среднего калибра — 12 127 мм пушек с длинной ствола 38 калибров, установленных в шести двухорудийных полностью закрытых башнях. Три башни — по левому борту и три — по правому. Дальность стрельбы по воздушным целям у этих пушек составляла 11 км. Зенитное вооружение крейсера дополняли 56 40 мм орудий Бофорс в 14 счетверенных установках и 34 одноствольных 20 мм зенитных пулеметов Эрликон.

Авиационное вооружение

Изначально на крейсерах типа Alaska базировались гидропланы Воут OS2U «Кингфишер», которые были заменены гидросамолетами Кертисс SC-I еще до отправки обоих крейсеров на Тихий океан. Ангар вмещал четыре самолета со сложенными крыльями.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

При вступлении в строй крейсера Alaska получили обширный набор электроники: 2 радиолокатора типа SG-1 для поиска надводных целей, радар дальнего обнаружения воздушных целей типа SK, 2 радара управления огнем главного калибра Мк-8 в составе комплексов Мк-38, такое же число радаров Мк-12, входивших в состав двух систем управления артиллерийским огнем (СУАО) Мк-37 для универсального калибра, а также радары Мк-29 или Мк-34 — по числу счетверенных «бофорсов». На СВ-3 Hawaii предусматривалась установка в составе СУАО главного калибра более совершенного радиолокатора Мк-13.


История службы

В июне 1944 года CB-1 Alaska завершила приемочные испытания и была включена в состав действующего флота. Первые месяцы службы были посвящены учебным походам и окончательной доводке корабля до боевых кондиций. Фактически CB-1 Alaska оказалась готова к операциям только в январе 1945 года. Из Нью-Йорка она перешла через Панамский канал на Западное побережье, а затем прибыла в Пёрл-Харбор. Оттуда 28 января корабль направился в западную часть Тихого океана, где в то время подготавливалась авианосная операция против Японских островов. Аналогичное путешествие совершил CB-2 Guam, вступивший в строй через 2 месяца после головного, окончательно подготовленный к действиям в феврале 1945 года и вышедший из Пёрл-Харбора в район боевых действий 3 марта.

В полном соответствии с концепцией «больших крейсеров» CB-1 Alaska и CB-2 Guam были включены в состав основной боевой силы 5-го флота Соединенных Штатов — 58-го оперативного соединения (TF-58). Это соединение под командованием вице-адмирала Митчера включало практически все наиболее боеспособные авианосцы и линкоры: 11 тяжелых и 5 легких авианосцев, 8 быстроходных современных линкоров, 5 тяжелых и 9 легких крейсеров и 77 эсминцев. 10 февраля 1945 года все пять боевых групп вышли с островов Улити, маневренной базы американского флота, для обширной операции, включавшей нанесение удара палубной авиацией в «сердце Японии» — район Токио — и высадку на остров Иводзима.

CB-1 Alaska после вступления в строй проходил боевую подготовку в Атлантике в 1944 г. Внешне крейсер больше напоминал линкор, хотя стремительность обводок не оставляла места для ошибки. В крейсере CB-1 Alaska удачно сочетались огромная мощь артиллерии главного калибра линкора и высокая скорость полного хода крейсера. К сожалению, CB-1 Alaska так и не смогла показать на что способна. На Тихом океане крейсер занимался, главным образом, обеспечением ПВО авианосных соединений, изредка принимая участие в обстрелах японских гарнизонов на островах.

CB-1 Alaska (капитан 1-го ранга К.Ноубл) и CB-2 Guam (капитан 1-го ранга Л.Ловетт) присоединились к TF-58 уже в ходе операции, образовав 16-ю дивизию крейсеров под командованием контр-адмирала Ф.Лоу, поднявшего свой флаг на CB-2 Guam.

После февральских налетов авианосных самолетов 58-го оперативного соединения на аэродромы и другие военные объекты главного острова Японии Хонсю настала очередь операции против Иводзимы. Начавшаяся 19 февраля высадка могла бы предоставить редчайший случай использовать мощную артиллерию CB-1 Alaska по назначению — против надводной цели. Случай, впрочем, скорее комический: маленькая 30-метровая японская патрульная шхуна, вооруженная лишь пулеметами, рано утром 26 февраля внедрилась прямо в боевые порядки боевой группы 58.3 и почти столкнулась с крейсером «Пасадена». Но находившейся поблизости CB-1 Alaska так и не удалось поучаствовать в «сражении» — шхуну быстро потопили эсминцы.

Следующая операция — десант на Окинаву — стала уже настоящим боевым крещением для «больших крейсеров». Быстро заправившись и приняв боезапас на Улити, 58-е оперативное соединение 14 марта вновь вышло в море. 16-я дивизия крейсеров входила в состав боевой группы TF-58.4 под командованием вице-адмирала А. Рэдфорда (авианосцы «Йорктаун», «Интрепид», «Лэнгли», «Индепенденс», линкоры «Висконсин», «Миссури» и «Нью-Джерси», и 16-я дивизия — CB-2 Guam под флагом контр-адмирала Лоу, CB-1 Alaska, крейсера «Сент-Луис», «Флинт», «Сан-Диего» и «Окленд») и 2 дивизиона эсминцев. Соединению пришлось выдержать массированные атаки японской авиации, включая многочисленные налеты «камикадзе». 18 марта «большие крейсера» ожидал первый и единственный боевой успех — головному кораблю серии удалось сбить два вражеских самолета, а зенитчики CB-2 Guam записали на свой счет еще один. На следующий день CB-1 Alaska участвовала в прикрытии тяжело поврежденного в результате японских атак авианосца «Фрэнклин», который был успешно выведен из зоны боевых действий.

В начале апреля оперативная группа 58.4 прошла очередную реорганизацию, после которой в составе 16-й крейсерской дивизии, помимо CB-1 Alaska и CB-2 Guam, остался только крейсер ПВО «Сан-Диего». В течение всей кампании против Окинавы линейные крейсера состояли в боевых порядках флота. CB-2 Guam установил при этом своеобразный рекорд, находясь на ходу на столь большом удалении от своих баз в течение 61 суток. Вскоре пришла пора проверки в боевых условиях и главного калибра. 9 июня все та же 16-я дивизия в составе обеих CB Alaska и 5 эсминцев в течение полутора часов обстреливала небольшой островок Окинодзима на полпути между Окинавой и Иводзимой. На следующий день соседний остров Минамидзима подвергся более существенной бомбардировке тремя новейшими линкорами. На этом закончился второй раунд боевых действий «больших крейсеров»: в середине июня они прибыли в залив Лейте после трех месяцев непрерывной службы в море. Однако долго отдыхать их командам не пришлось. 1 июля 1945 года было создано новое оперативное соединение под общим командованием вице-адмирала Олдендорфа, в которое вошли CB-1 Alaska, CB-2 Guam, 4 легких крейсера и несколько эсминцев под оперативным командованием контр-адмирала Лоу, по-прежнему державшего флаг на CB-2 Guam. На сей раз поставленная задача прямо соответствовала назначению «больших крейсеров»: оперативному соединению предписывалось положить конец судоходству противника в Восточно-Китайском и Желтом морях. На первый взгляд операция выглядела рискованной: между основными силами флота США и рейдерским соединением лежали Японские острова. Но силы противника были настолько истощены, что отряд Лоу совершенно беспрепятственно утюжил назначенный район с 16 по 23 июля. Другое дело — результаты. Историк американского флота С. Морисон скромно отмечает их как «незначительные», на деле же они вовсе отсутствовали. Встреча с противником не состоялась, поскольку японское судоходство уже было полностью парализовано.

CB-2 Guam на якорной стоянке, Атлантика, начало 1945 г. Камуфляжная окраска подверглась серьезному воздействию сил природы. Камуфляж и его облезлость создает ощущение, будто бы крейсер осел на корму, хотя это не так. Орудия башни № 3 главного калибра установлены ни разные углы возвышения. Башня со 127-мм пушками развернута на правый борт, орудия задраны на максимальный угол возвышения 85 градусов

После капитуляции Японии оба корабля вошли в состав 7-го флота, составившего часть оккупационных сил. CB-2 Guam стал флагманом Северокитайского соединения и посетил в течение августа — сентября китайские порты Циндао и Порт-Артур и корейский Инчхон, куда прибыл 8 сентября. 14 ноября он окончательно покинул дальневосточные воды, отправившись в Соединенные Штаты.

CB-1 Alaska входила в состав поддержки тральных сил, чистивших воды у китайского побережья. 8 сентября она «воссоединилась» с CB-2 Guam в Инчхоне, где в этот день началась высадка оккупационных сил США в Корее. Спустя две недели CB-1 Alaska перешла в Циндао, где одним своим грозным видом держала порт под контролем вплоть до высадки 11 октября морской пехоты. Десантирование прошло без всякого сопротивления, и ненужный теперь тяжелый корабль через 2 дня отправился домой.

После окончания войны «большие крейсера», практически полностью бесполезные в новых условиях и дорогие в эксплуатации, просуществовали в составе действующего флота всего полтора года. 2 февраля 1947 года их вывели в резерв и поставили на консервацию, явно рассчитывая использовать в дальнейшем их практически новые корпуса в качестве носителей реактивных снарядов.

Возникшая в конце 50-х волна проектов перестройки артиллерийских кораблей в ракетные затронула и CB-1 Alaska. В середине 1958 года изучалась возможность переделки ее в большой ракетный крейсер (CBG). Для этого предполагалось убрать все орудия и установить две спаренные установки зенитных ракет дальнего действия «Тэйлос», такое же число спаренных установок ракет среднего действия «Тартар», одну «коробку» противолодочных ракето-торпед «Асрок», а также площадку для запуска самолета-снаряда «Регулус-И». Предусматривалась также площадка для вертолетов, оснащенных противолодочными торпедами. Многочисленное вооружение дополнялось современным оборудованием, включавшим мощный гидролокатор SQS-26, предназначенный для целеуказания вертолетам ПЛО и первичного наведения ракет «Асрок». За счет удаления тяжелых орудий со своим боезапасом количество топлива можно было увеличить до 9700 т.

В результате CB-1 Alaska должна была превратиться в прообраз тяжелого универсального ракетного корабля, каким в 80-е стал советский атомный крейсер «Киров». Остановила американцев стоимость проекта, составившая 160 млн долларов. Поэтому в конце того же года рассматривались варианты более ограниченного переоборудования CB-1 Alaska с сохранением передних 305-мм башен, трех носовых 127-мм спаренных установок и размещением в корме зенитного комплекса «Тэйлос», противолодочных ракето-торпед (ПЛУРО) «Асрок», двух вертолетов и двух пусковых установок для «Регулусов» с боезапасом 4 ракеты. Преимущества этого проекта заключались в том, что мощность имевшегося на корабле электрооборудования позволяла обойтись без дополнительной установки генераторов и серьезного переоборудования электрических цепей. Стоимость также уменьшилась практически в два раза, до 82 млн долларов (а если не ставить ПЛУРО «Асрок» и гидролокатор SQS-26 — то и до 79 млн.). Но и такой вариант не был осуществлен. 1 июня 1960 года последовал окончательный вердикт: CB-1 Alaska и CB-2 Guam исключили из списков флота. Еще около года они простояли у стенки, а летом 1961-го были проданы на слом.


Общая оценка проекта

« Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они, по оценке самих американских специалистов «были самыми бесполезными из больших кораблей, построенных в эпоху Второй мировой войны».
Кофман В.Л. Суперкрейсера 1939-1945. «Большие крейсера» типа Alaska
»

В целом линейные крейсера типа Alaska можно считать самыми неудачными американскими кораблями времен второй мировой войны. Многие из их отрицательных качеств обусловлены самой идеей «большого крейсера», но некоторые явно свидетельствуют о конструкторских просчетах.

Главный из них, как уже говорилось, — недостаточная защита от подводных повреждений. Корабли не имели ни нижнего броневого пояса, ставшего практически обязательным для всех современных линкоров, ни собственно противоторпедной защиты, котбрая, помимо нескольких слоев водонепроницаемых отсеков, должна была иметь основную броневую переборку. На крейсерах типа Alaska переборки подводной защиты выполнялись из тонких листов конструкционной стали, а сам защитный слой имел явно недостаточную ширину. Особо стоит отметить уязвимость к затоплениям в районе кормовой башни главного калибра. Этот конструктивный просчет мог привести к гибели столь большого корабля от единственной торпеды, 610-мм, состоявшей на вооружении главного противника — Японии.

Описанные выше недостатки нельзя считать вынужденными, обусловленными лишь размерами крейсера: опыт французов и немцев показал, что при практически таком же водоизмещении можно обеспечить гораздо более существенную защиту от подводных взрывов.

Гораздо легче извинить, кажется, неадекватность защиты крейсера от артиллерийского огня. Все линейные крейсера «третьего поколения», предполагавшиеся к постройке в Японии, Германии и СССР, имели тот же недостаток. И все же неоправданная слабость броневой защиты типа Alaska бросается в глаза — достаточно сравнить ее с бронированием столь же быстроходного «Шарнхорста» или даже более сильно вооруженного «Страсбурга».
Главную артиллерию крейсеров типа Alaska можно считать чуть ли не единственным не заслуживающим критики боевым элементом. Не очень большой (разумеется, по масштабам корабля) калибр орудий компенсировался хорошими весовыми и баллистическими характеристиками снарядов. О вспомогательной артиллерии сказать того же, увы, нельзя.

См. также

OS2U-2_Kingfisher_in_flight_1942.jpg
OS2U Kingfisher (англ. «зимородок») — американский разведывательный гидроплан периода Второй мировой войны, рассчитанный на запуск с борта кораблей при помощи катапульты. Компактный моноплан со средним расположением крыла с большим центральным поплавком и маленькими стабилизирующими поплавками. Также мог использоваться с не убирающимся колёсным шасси с управляемым колесом под хвостом. Из-за слабого двигателя имел посредственные лётные характеристики.

Создан в конце 1930-х годов подразделением Chance Vought корпорации United Aircraft Corporation по заказу ВМС США. Серийно производился с 1940 по 1943 год объединением фирм Vought-Sikorsky и фирмой Naval Aircraft Factory, всего было выпущено, по разным данным, от 1519 до 1550 самолётов этого типа.

OS2U являлся основным корабельным самолётом ближней разведки ВМС США на протяжении всей войны, базируясь обычно на линкорах и крейсерах, реже — эсминцах. Самолёты использовались морской пехотой США (третья морская поисково-разведывательная эскадрилья) и службой береговой охраны США с прибрежных воздушных баз. Кроме того на море использовался морской авиацией ВМС Великобритании и ВМС СССР. Несколько OS2U Kingfisher наземного базирования использовались ВВС Австралии.

Применяясь для разведки и наблюдения, часто также в роли спасательного, порой — противолодочного самолёта и был снят с вооружения США вскоре после её окончания.
SC-1_NAS_Jax_1946.jpeg
Разработка SC Seahawk началась в июне 1942 года, когда ВМС США запросили у "Curtiss" предложения на современный разведчик, на котором легко заменять колесное шасси на поплавковое - это требовалось для обеспечения универсальности базирования, чтобы самолет мог действовать с авианосцев и наземных баз или запускаться с катапульты с линкоров и крейсеров в варианте гидросамолета. Новый самолет требовался для замены аналогичных SO3C Seamew и Vought OS2U Kingfisher. 1 августа 1942 года компания представила Model 97, но только 31 марта 1943 года был подписан контракт на постройку двух прототипов XSC-1 (Model 97А). Экипаж самолета - 1-2 чел., в фюзеляже имелся багажный отсек, где при спасательных операциях можно было перевезти 1 пассажира. Двигатель R-1820. Вооружение - два пулемета калибра 12,7-мм, легкие бомбы до 320 кг.

Первый прототип поднялся в воздух 16 февраля 1944 года, а затем были выпущены 500 серийных SC-1 (Model 97В), заказ на которые был выдан в июне 1943 года. Все самолеты поставлялись с колесным шасси, поплавки поступали отдельно и устанавливались ВМС по необходимости. Поставки серийных машин начались в октябре 1944 года, первые самолеты поступили на линейный крейсер CB-2 Guam. ВМС США разместили заказ на вторую партию из 450 самолетов SC-1, но были выпущены только 66 машин, так как контракт аннулировали в день победы над Японией (14 августа 1945 года).

Был разработан улучшенный вариант, изменения включали установку двигателя R-1820-76 мощностью 1426 л.с. (1063 кВт), возможность использования хорошо обтекаемого фонаря и откидное сиденье за пилотом. Модифицированный прототип XSC-1A оценили положительно, и на самолет, получивший обозначение XSC-2 (Model 97С), выдали контракт - серийный самолет получил обозначение SC-2 (Model 97D). Однако до окончания войны осуществили поставку только 10 самолетов.

SC стал последним катапультным гидросамолетом американского флота.


Литература и источники информации

  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.
  • А. В. Дашьян «Корабли Второй мировой войны. ВМС США» «Морская коллекция» 2004
  • Кофман В. Л. Суперкрейсера 1939—1945 /Большие крейсера типа «Аляска» (рус.) // Морская коллекция. — М.: Моделист-Конструктор, 1995. — № 06.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск, Харвест, 2007.
  • Патянин С. В. Дашьян А. В. и др. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. — Москва: Харвест, АСТ, 2002. — ISBN 985-13-1009-3.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1945.- Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
  • Osborne E.W. Cruisers and Battle cruisers. An illustrated history of their impact. — Denver, USA: ABC-CLIO, 2004. — ISBN 1-85109-369-9.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. — London, Arms & Armour, 1995.

http://www.navsource.org

Галерея изображений

Категория: