Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Морж (1913) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Морж (1913)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
[Разоблачение подставы] - Танковые асы Т-44-100 (Р... MIsTeN Общение танкистов 1 2016-12-03 02:12
Что можно делать на станке чпу с рабочим полем 18 ... Never Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 00:51
Что получает Модератор Чата в World of Tanks или о... temkka Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 22:40
Дайте плиз кто нибудь аккаунт в worloftanks murad3641299 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-02 22:32
В Москве презентовали УАЗ Патриот World of Tanks E... rudicon Общение танкистов 4 2016-12-03 02:04
Украинским солдатам надоело пешком дезертировать и... Sanchez99 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 21:18
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск
DocEdit.png Это незавершенная статья,
вы можете помочь проекту исправив и дополнив её


«Морж» — одна из трёх торпедных подводных лодок типа «Морж» Российской империи, построенных по проекту И. Г. Бубнова. Несмотря на то, что лодка получила название всего проекта, она была спущена на воду лишь второй — после «Нерпы», а введена в строй — последней. Эта же лодка стала единственной боевой потерей среди русских подводных сил на Чёрном море в годы Первой мировой войны.

Морж_(1913)

|
Морж_(1913)
Исторические данные
Общие данные
ЭУ
Экипаж
Бронирование
Вооружение
Однотипные корабли



Боевая служба и походы

С начала 1915 года «Морж» числился в составе 1-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского флота. Основной задачей подводных лодок в годы Первой мировой войны ставилось нарушение коммуникаций неприятеля на прибрежных участках с целью недопущения снабжения Стамбула (столицы Оттоманской империи), являвшегося главной базой германо-турецкого флота.

1915 год

  • 2 июня — уничтожена парусная шхуна у Пендераклии (ныне Эрегли).
  • 4 июня — уничтожен турецкий пароход «Эдирне» в устье Сакарьи.
  • 5 июня — задержан и сожжён парусник с углём в устье Сакарьи.
  • 28 июня — уничтожен парусник с грузом на меридиане Аладжиклара; уничтожен пароход у пролива Босфор; совершена неудачная атака эсминца типа «Самсун».
  • 29 июня — уничтожен большой угольный транспорт «Игнеада», бывший русский пароход «Ида», с грузом 2414 т угля.
  • 3 июля — уничтожены три шхуны с грузом: «Инает-и Бахри», «Тиджарет-и Бахри», «Хюдавендигар» — в районе Ада Рыклара, 13 членов экипажей взято в плен.
  • 14 сентября — уничтожена шхуна с углём в устье Агвы.
  • 1 ноября — атакован линейный крейсер «Явуз Султан Селим» в охранении двух эсминцев у входа в пролив; возможно, один из эсминцев («Муавенет-и Миллие» ) получил повреждения.
  • С декабря по январь 1916 года «Морж» находился на ремонте в Николаеве из-за повреждения одной из балластных цистерн.

1916 год

  • 19 февраля — поврежден пароход с углём у Зонгулдака.
  • 10 марта — уничтожен колесный буксир «Дарыжа» у Зонгулдака.
  • 12 марта — безуспешная атака вспомогательного тральщика «Рюсумет» , находившегося в дозоре у Зонгулдака
  • 3 апреля — добит пароход «Дутор», севший на мель у мыса Кара-Бурну; взрывом также уничтожен подошедший к борту парохода большой парусный бриг.
  • 25 мая — захвачен трехмачтовый барк «Бельгюзар» с грузом в 352 т керосина у мыса Эмине. 27 мая — барк отбуксирован в Севастополь, где был зачислен в состав Транспортной флотилии Черноморского флота под названием «Транспорт № 178».
  • 24—25 июня — безрезультатные атаки двух пароходов — около Шиле и острова Кефкен.
  • 26 июня — безрезультатная атака германского транспорта «Патмос» в районе устья Мелен-Су.
  • 31 июля — уничтожена шхуна у острова Кефкен.
  • 12 августа — безуспешная попытка атаковать «Нерпу», принятую за вражеский корабль.
  • 13 августа — уничтожен парусник у входа в Босфор.
  • 12 декабря — безуспешная попытка атаковать турецкие паромы «Ихсан» и «Сютлюдже» в районе мыса Кара-Бурну.

1917 год

  • 23 января — захвачены и уничтожены три шхуны с зерном, следовавшие из Констанцы в Стамбул, в районе мыса Мидия.
  • 2 марта — уничтожена шхуна у острова Кефкен.
  • 1-11 апреля — уничтожены две шхуны — у острова Кефкен и у входа в Босфор.

Гибель корабля

Вечером 27 апреля 1917 года «Морж» отправился в свой последний боевой поход. 30 апреля в 8:10 «Морж» был обнаружен турецкими береговыми постами в 12 милях севернее Эрегли. Лодка была дважды (около 9:30 и через час после этого) атакована гидросамолетом с бортовым номером 654 (пилот Эберт), однако ни одна бомба не достигла цели, и «Морж», уничтожив за время боя четыре судна, удалился в море. 4 мая в 9:00 «Морж», двигавшийся в направлении Кефкена, был обнаружен береговой охраной рейда реки Сакарья. В 10:50 батарея береговой обороны Акчакоджа атаковала подводную лодку, выпустив 18 снарядов. Личный состав батареи наблюдал облако дыма, исходящего от рубки уплывающей лодки. За время всего похода «Морж» ни разу не выходил на связь и не вернулся на базу.

В мае 1918 года немцами был передан выловленный в море вблизи Босфора спасательный круг с надписью «Моржъ». Экипаж лодки на момент гибели составлял 42 человека, включая 6 офицеров:

  • Старший лейтенант А. С. Гадон
  • Старший офицер лейтенант Г. Ф. фон Швебс
  • Мичман Г. Г. Ковалевский
  • Мичман В. С. Шварц
  • Мичман Н. И. Клиндух
  • Мичман В. И. Брысов


Примечание

В августе 2000 г. в Черном море у входа в Босфор работала международная подводная экспедиция, имевшая своей целью поиск погибшей здесь 24 февраля 1942 г. небольшой болгарской шхуны "Струма". 26 августа 2000 г. на 90-метровой глубине, в точке 41°22,45'N 29°15,81'E Дэвид Уилкинс (видеооператор) и доктор Герент Фолкс-Джонс (оба из Великобритании) обнаружили лежащую на грунте неопознанную подводную лодку. Поскольку время пребывания на такой глубине было весьма ограничено, аквалангисты успели только заснять короткий видеофильм, ограничившись беглым осмотром обнаруженного объекта. По их описанию можно идентифицировать находку как подводную лодку типа "Нерпа". Так как в акваторий Черного моря лодка данного типа была одна - "Морж", можно сделать вывод, что объект и является русской подводной лодкой "Морж".

Лодка лежит на грунте почти на ровном киле. Кормовая оконечность длинной около 12 м оторвана. Оторванная корма развернута почти на 180° так, что винты почти упираются в место разрыва корпуса. К тому же корма лежит с креном около 70° на левый борт. Правый кормовой горизонтальный руль огромным плавником возвышается над остатками кормовой оконечности, внутри которой хорошо различим один из двух 456-мм торпедных аппаратов. Отчетливо видны оба четырехлопастных гребных винта, из которых левый наполовину занесен илом. Правый гребной вал выступает далеко за кромку оторванной кормовой части. На рубке частично отсутствует легкая обшивка, местами различимы остатки леерного ограждения. Тумбы обоих перископов возвышаются над погибшим кораблем, а крышка рубочного люка лодки приоткрыта.