Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Москва (1934) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Москва (1934)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
а "мир танков", "мир кораблей" и варфэйс же лучшие... frdhds Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-11 03:07
Всей державой бабло на противотанковый забор собир... Denislam Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-11 02:47
куплю Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:18
продам Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:00
Потянет кс го, танки, доту Проц core 2 duo E7500 В... lexa682002 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-11 00:16
Новые призеры Танковых асов rudicon Общение танкистов 2 2016-12-11 00:22
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником <TralFlot>.

Москва

Москва_Лидер.jpg
Служба
Флаг_ВМФ_СССР_(1950—1992).svg

7 августа 1938 - 26 июня 1941

Исторические данные
29 октября 1932 Заложен
30 октября 1934 Спущен на воду
апрель-август 1938 Выход на испытания
26 июня 1941 Гибель
Общие данные
2030 т. /т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
127,5 м. / 11,7 м. / 4,7 м.м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
337чел. Общая численность
Бронирование
12/12мм. Пояс/борт
Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 5х1 130-мм АУ Б-13-2с.

Зенитная артиллерия

  • 2х1 76-мм/55 ЗАУ 34-К;
  • 4х1 37-мм ЗАУ 70-К;
  • 4х12,7 мм пулемёта ДК.

Минно-торпедное вооружение

  • 2х4 533-мм ТА (16 торпед 53-Ф или 53-36 или 53-38;
  • до 68 мин КБ;
  • до 76 мин заграждения обр. 1926 года;
  • до 124 мин образца 1908—1939 г.;
  • до 30 глубинных бомб М-1.
Однотипные корабли

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 1 <<Ленинград>> и <<Харьков>>

Москва_2.jpg
<<Москва>>[1] - лидер эскадренных миноносцев проекта 1. Входил в составе 3-го дивизиона Отряда лёгких сил Черноморского флота Военно-Морских Сил СССР, во время Великой Отечественной Войны. Погиб в первом боевом походе 26 июня 1941 года. Первая боевая потеря Черноморского Флота, в ходе Великой Отечественной Войны.

История создания

Предшественники

Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» первым построенный по проекту 1.

Предпосылки к созданию

В 20-х годах XX века, требования к кораблям класса эскадренных миноносцев изменились. Считалось, что перспективные эскадренные миноносцы должны развивать скорость не менее 40 узлов и обладать более мощным артиллерийским вооружением. На это указывал опыт первой мировой войны. Так возникли проекты кораблей водоизмещением 3-4 тыс. тонн со скоростью 40 узлов, вооруженных пятью 130-мм (и даже 181,44-мм) орудиями и тремя-четырьмя трехтрубными торпедными аппаратами. Однако их проектирование по ряду причин ограничивалось лишь предэскизными разработками.

Флот нуждался в новых кораблях — недорогих, достаточно быстроходных, с сильным торпедно-артиллерийским вооружением по типу появившихся в ходе первой мировой войны в некоторых иностранных флотах лидеров эскадренных миноносцев. Этого-же мнения придерживался начальник Технического управления ВМС РККА Н. И. Власьев. Подробно проанализировав развитие и применение в боевых условиях миноносцев, он пришел к следующему выводу: как торпедный корабль эсминец существующего типа себя не оправдал вследствие того, что прерогатива торпедных атак перешла к торпедным катерам и подводным лодкам и эсминцы превратились «из торпедных кораблей, в малые артиллерийские». Таким образом, новый эсминец рассматривался, с одной cтороны не только как замена «новикам», но и как лидер для них, а с другой — дальний разведчик при эскадре, то есть предназначался для выполнения функций легких крейсеров, на постройку которых в ближайшие годы, учитывая ограниченные возможности отечественной судостроительной промышленности тех лет, рассчитывать не приходилось.

Проектирование

В начале 1925 г. Научно-технический комитет (НТК) получил указание в трехмесячный срок разработать проект эсминца, способного вести бой с легкими крейсерами противника, охранять главные силы от атак неприятельских эсминцев и поддерживать атаки своих сил, то есть решать задачи, характерные для лидеров, хотя этот термин в официальной переписке до закладки первых кораблей типа «Ленинград» применялся крайне редко.

В марте 1925 г. оперативное управление Штаба РККА, опять же исходя из опыта первой мировой войны и тенденций послевоенного развития легких сил флота, определило тактические элементы нового большого эсминца водоизмещением около 4000 тонн. Задание предусматривало сильное вооружение: два тройных торпедных аппарата калибром 533—584 мм, четыре 183-мм (7,2-дюймовых), два 102—127 мм орудия, три прожектора, 100 мин и 20 глубинных бомб. Скорость полного хода задавалась в 40 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 3000 миль, осадка не более 16 футов (4,88 метров). Кроме средств химической защиты, предполагались устройства для подъема и спуска гидросамолета «истребительного типа», а также катапульты.

Уже тогда было ясно, что таких «эсминцев», близких по размерам к легким крейсерам времен первой мировой войны, не может быть много. Сомнения вызывала и возможность их выхода в торпедную атаку, успех которой, помимо массовости, требовал минимальной заметности атакующего корабля. Поэтому при разработке элементов эсминцев для Балтийского и Черного моря, которые предполагалось строить в третьей очереди программы 1926 г., Техническое управление ВМФ в марте 1928 г. склонилось к ограничению водоизмещения (1100 тонн) при сохранении высокой скорости хода (40 узлов), но более скромном вооружении (четыре 100-мм орудия, 2 тройных 533-мм ТА).

Но окончательный выбор первых «лидеров-торпедоносцев», включенных в количестве трех единиц в программу 1929 г., повлиял на требования усилить миноносные силы на Черном море, не забывая к тому же потребности Балтийского театра.

В мае 1928 г. было выдано тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта «эскадренного миноносца для Черного моря» со скоростью 40 узлов, вооруженного четырьмя-пятью 130-мм орудиями и двумя-тремя трехтрубными торпедными аппаратами. По уточненному в августе заданию вооружение при той же скорости состояло из четырех 130-мм орудий, двух 37-мм автоматов Виккерса, трех трехтрубных торпедных аппаратов и 60 мин заграждения. Однако по вооружению корабль этого проекта, близкий к «новикам», не удовлетворял новым требованиям. В октябре 1928 г. появился эскизный проект эскадренного миноносца водоизмещением 2100 тонн, вооруженный пятью 130-мм и четырьмя 37-мм орудиями, четырьмя пулеметами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами, который и лег в основу проектирования лидера, получившего название «проект 1».

Постройка и испытания

«Москва» на стапелях

Закладка «Москвы» состоялась 29 октября 1932 года на стапеле судостроительного завода № 198 имени Андре Марти, спуск корабля на воду был произведён 30 октября 1934 года. На испытаниях, проходивших с апреля по август 1938 года, «Москва» при водоизмещении 2330 тонн и мощности энергетической установки 77 725 л. с. (57,2 тыс. кВт) показала скорость 43,57 узла при волнении моря в 3 балла. После завершения испытаний, 7 августа 1938 года «Москва» вошла в состав 3-го дивизиона Отряда лёгких сил Черноморского флота.

Спуск на воду Лидера ЭМ «Москва»




















Описание конструкции

Лидер проекта 1 (первоначальный вариант 1932 года)

Корпус

Корпус лидера «Москва» имел полубак, клепаную конструкцию и выполнялся из легированной марганцовистой стали с пределом текучести 40 кгс/мм2. Несмотря на технологические успехи эта сталь оказалась не лучшим материалом для наружной обшивки, так как имела склонность к растрескиванию.

Обводы корпуса выбирались исходя из требований достижения высокой скорости и проверялись на моделях в специальном опытном бассейне. Корпус отличался острыми образованиями кормы. Гребные валы выводились наружу через выкружки (так называемые «штаны») и не имели традиционных кронштейнов. Это решение, как и выбор обводов корпуса в целом оказалось удачным. Достаточной была и остойчивость (начальная метацентрическая высота 1,22 м), зато прочность корпуса, особенно в носовой части, оставляла желать лучшего, что впоследствии потребовало подкреплений.

Корпус лидера имел 14 главных поперечных водонепроницаемых переборок. Они доходили до верхней палубы и палубы полубака. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых двух смежных отсеков. При наибольшей длине 127,5 м (между перпендикулярами — 122 м) и ширине 11,7 м осадка лидера на ровный киль по конструктивной ватерлинии составила 3,5 м (у черноморских лидеров — 4,18 м), а высота надводного борта на миделе — 2,9 м. Проект несколько раз корректировался: окончательное полное водоизмещение составило 2655 (2693), стандартное — 2021 (2030) тонн.

Бронирование

Толщина листов набора корпуса составляла 12 мм. 130-мм орудия главного калибра снабжались противопульными щитами. От снарядов, а тем более авиабомб, корабль защиты не имел.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка лидеров включала в себя три главных паровых котла и три главных активно-реактивных двухкорпусных турбозубчатых агрегата общей мощностью 66 тыс. л.с. (48,6 тыс. кВт), что по расчетам должно было обеспечить скорость хода до 40 узлов. На испытаниях каждого турбозубчатого агрегата (ТЗА) головного корабля было получено 26280 л.с. при 460 об/мин, турбины высокого давления 11370 л.с. при 3590 об/мин, турбины низкого давления — 14910 л.с. при 2790 об/мин и турбины заднего хода — 10650 л.с. при 360 об/мин.

Производительность трех главных водотрубных котлов треугольного типа с односторонним расположением пароперегревателя составляла 417 т/ч. Параметры пара за пароперегревателем главных котлов: 1335 °C и давление 21,5 кг/см2. Поверхность нагрева котлов 1582 м2, паропроизводительность 135 т/ч.

Отопление котлов высокой производительности (417 т/ч) — двух фронтовое, с 14 форсунками на каждом фронте. Котлы — цельнокованые.

Турбозубчатый агрегат лидера — двухкорпусный, а зубчатая передача — трехопорная. Для уменьшения массы агрегата попытались применить сварную зубчатую передачу, однако такая облегченная конструкция оказалась ненадежной. И когда при испытаниях «Ленинграда» в 1936 году она сломалась, то ее заменили литой, но большей массы.

Нормальный запас топлива (флотского мазута) составлял 210 т, что при следовании на скорости полного хода 40 узлов непрерывно в течение 25 ч обеспечивало дальность плавания 873 мили. Полный запас — 600 т, наибольший — 613,5 т.

Электроэнергетическое оборудование составляли два турбогенератора и два резервных дизель-генератора суммарной мощностью 160 кВт. Турбогенераторы размещались в машинных отделениях, дизель-генераторы — в специальных помещениях и котельных отделениях.

Вспомогательное оборудование

Лидеры всех серий имели один полубалансирный руль, установленный в диаметральной плоскости позади среднего винта. Рулевой привод — системы Дэвиса, паровая рулевая машина. Управление рулем предусматривалось из ходовой рубки или ходового мостика (гидравлический и валиковый приводы), с кормового мостика (валиковый привод) и из румпельного отделения (штурвалом).

Штурманское вооружение (в зависимости от проекта): гирокомпас «Курс» (либо ГУ-М-1, модель 1), 127-мм магнитные компасы, а также 75-мм шлюпочный компас, лаг ГО марки 3 (модели 1 или 2), лаг типа «Гаусс», эхолот ЭЛ ЗШП, механический лаг типа «Томпсон» марки IV и ручные лоты.

Экипаж и обитаемость

Общая численность экипажа в военное время 337 человек.

Вооружение

Главный калибр

Пять одно орудийных 130-мм Б-13-IIс, расположенные в диаметральной плоскости корпуса (боезапас — 750 снарядов).

Установка Б-13-2С в военном музее в пос. Коккорево.

Орудия Б-13-IIс.

Эти артиллерийские системы в целом являлись одними из лучших палубных установок по своим тактическим характеристикам и по надежности в работе. Системы были просты по конструкции и быстро осваивались личным составом. Наряду с этим артиллерийские системы Б-13 имели следующие недостатки:

1) Наиболее слабым звеном являлся автоматический досылатель. Имели место частые случаи выхода из строя и задержки в работе досылателя, что в свою очередь влияло на скорострельность;

2) Часто гнулись и ломались контактные иглы гальванических контактных приспособлений;

3) Отсутствие герметичности шарового погона и штыревого устройства приводило к тому, что от попадания соленой воды быстро коррозировали ролики, шаровой погон и штырь, возникали заедания в механизмах горизонтального наведения и вращения орудий, оно становилось тугим.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Две одноорудийные 76,2-мм зенитные арт установки типа 34-к, размещенные на каждом борту на кормовом мостике (боезапас — 700 снарядов); четыре одноствольные 37-мм установки 70-к; четыре 12,7-мм пулемета ДШК.

Минно-торпедное вооружение

На лидерах проекта 1 впервые в ВМФ были установлены два четырехтрубных 533,4 мм торпедных аппарата типа «Н-7» («Конь»). Боезапас составлял 16 парогазовых торпед типа 53-38у.

Лидеры проекта 1 могли принять на палубу 84 мины обр. 1926 г. или 124 мины обр. 1912 г., или 68 мин типа КБ, или 84 минных защитника, или 76 мин обр. 1931 г. Лидеры проекта 38 — 104—114 мин обр.1908/39 г. или 68-76 мин типа КБ.

Противолодочное и противоминное вооружение

Шточный бомбомет БМБ-1 (2 шт.) при помощи специального штока и лотка обеспечивали выстреливание глубинных бомб со скоростью погружения 2,5 м/сек. Большие глубинные бомбы ББ-1 имели заряд 135 кг, а малые БМ-1 — 25 кг. На лидерах проекта 1 насчитывалось 20 больших и 32 малых бомб, (на лидерах пр.38 — соответственно 30 и 40-50 бомб). В некоторых источниках указывается о наличии на лидерах проекта 1 12 ББ-1 и 24 БМ-1. С 1940 г. бомбы оснащались новым взрывателем К-3, который обеспечивал взрыв бомбы на глубинах от 10 до 210 м и характеризовался высокой степенью надежности.

Авиационное вооружение

Согласно спецификации, на кожухе котельного отделения у носовой трубы предусматривались место для размещения легкого самолета-разведчика СПЛ, а на грот-мачте — грузовая стрела.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Точность стрельбы обеспечивалась разработанной в 1963 г. на заводе «Электроприбор» и принятой на вооружение в 1937 г. системой приборов управления стрельбой (ПУС) «Мина-7». В центральном посту размещался ЦАС-2, дистанция измерялась двумя дальномерами ДМ-4 (база 4 м), установленными на командно-дальномерном посту КДП2- 4Л), имевшим также визир центральной наводки ВМЦ-2 и визир наклона цапф ВНЦ в КДП. Новинкой системы стало применение в ней «ночного визира» 1-Н, устанавливаемого на обоих бортах. Управление стрельбой (центральная и прицельная наводка по измеренным отклонениям обеспечивалось из КДП (основной режим) из ходовой рубки непосредственно на орудия и с поста ЦН1-Н любого борта (резервные). Система разрабатывалась на основе механических счетно-решающих элементов и имела значительную массу (11300 кг) и габариты.

Модернизации и переоборудования

Предусмотренные проектом 37-мм зенитные автоматы Виккерса, были заменены из-за их малой надежности, на два 45-мм полуавтомата типа 21-к.

В 1941 году полуавтоматы 21-к были заменены на 37-мм установки 70-к (на Лидере <<Баку>> в 1943 году было установлено 10 установок). На <<Ленинграде>> в 1943 году две 76,2-мм установки 34-к заменены на на одну двухствольную 7,62-мм установку 81-к.

Запланированные вначале четыре 7,62-мм пулеметы были заменены на 12,7-мм пулеметы ДШК (на «Харькове» их затем заменили на спаренные 12,7-мм пулеметы «Браунинг» с боекомплектом по 9000 патронов на установку).

История службы

Лидер «Москва» уже в ноябре 1938 года был использован для выполнения дипломатической миссии. С 17 по 25 ноября на нем находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В 1939 году 19-23 октября «Москва» нанесла еще один визит в Турцию.

К 22 июня 1939 года была проведена реорганизация соединений надводных кораблей Черноморского флота: лидер <<Москва>> вошел в состав 3-го, а Лидер <<Харьков>> 2-го дивизиона ОЛС.

На борту Лидера <<Москва>> в 1940 году, после официального визита в СССР, возвращался на родину министр иностранных дел Турции Шюкрю Махмет Сараджоглу. В своем дневнике он писал: <<Очень, очень хороший корабль. Чувствуется мощь, чувствуется сила. Меня поразил молодой командный состав. Но он очень умело, и быстро справляется со своими обязанностями».

В начале июня 1941 года «Москва» находился на учениях, после которых вернулся в Севастополь, где и встретил войну. Согласно приказа наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, 25 июня 1941 года Черноморский флот приступил к выполнению операции по нанесению удара по Constanta — порту и главной базе румынского флота. По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть огонь по берегу и идти в сторону Constanta для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Набег обеспечивала группа кораблей поддержки. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил.

Эсминец «Сообразительный»
Эсминец «Смышленый»

Первоначально Лидер <<Москва>> был включен в группу поддержки (крейсер <<Ворошилов>> — головной). В ударную группу входили: Лидер <<Харьков>> и эсминцы <<Смышленый>> и <<Сообразительный>>. Руководство операцией возлагалось на командира ОЛС контр-адмирала Т. Д. Новикова. Однако при выходе из Севастополя ударная группа была задержана и переформирована: в ее состав включили <<Москву», а эсминцы вошли в группу поддержки. Лишь девятом часу вечера Лидеры <<Москва>> и <<Харьков>> смогли выйти из главной базы, и эта задержка сыграла роковую роль.





Гибель

Гибель Лидера ЭМ «Москва»

26 июня 1941 года, в 5.00 — оба лидера повернули на курс 221° и увеличили ход до 26 узлов. Через две минуты корабли вышли в точку поворота на боевой курс и развили ход 28 узлов. Лидер <<Москва>> открыл огонь главным калибром с третьим залпом <<Харькова>> — пяти орудийная стрельба со скорострельностью 10 с. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

В 5.04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы Regina Maria и Meresti, несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые на лидерах за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

В 5.06 на головном лидере заметили две орудийные вспышки 283-мм батареи Tirpiz. Первый залп лег с перелетом в 10 кбт от «Москвы>>, второй двух орудийный — уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл <<Москву>> с недолетом 1 — 1,5 кбт. С лидера <<Харьков>> на <<Москву>> поступил сигнал по УКВ об отходе.

Береговая батарея Tirpiz, была построена Германией в 1940 году, южнее порта Constanta. К 22 июня 1941 года, была введена в строй, и обслуживалась немецкими расчетами. Вооружение батареи состояло из трех корабельных орудий 283-мм SKL/45, длинна ствола 45 калибров. Эти орудия в годы Первой мировой войны устанавливались на линкорах типа Nassau и линейном крейсере Von der Tann.

Лидер <<Москва>>, прекратив в 5.12 огонь и поставив дымовую завесу, резко отвернула на курс отхода. Курс вел к южной кромке заграждения, и неожиданный отворот лидера сбил стрельбу противника. Считая опасность от артиллерийского огня большей, чем от мин, командир лидера А. Б. Тухов приказал увеличить ход до 30 узлов и уходить противоартиллерийским зигзагом. При маневрировании был потерян и левый параван. В кильватер <<Москвы>> противоартиллерийским зигзагом шел лидер <<Харьков>>.

В 5.20 с обоих кораблей заметили след двух торпед, идущих прямо на <<Москву>>. С <<Харькова>> передали на <<Москву>> приказание: <<Буки (<<Больше ход»). Идти прямым курсом>>.

Но через минуту в момент уклонения от торпед вправо над «Москвой» поднялся столб воды, огня и дыма на тридцатиметровую высоту (выше мачт). Корабль остался без хода. Зенитное 76-мм орудие продолжало стрельбу по появившемуся самолету противника.

Сразу же после взрыва представилась следующая картина. Обшивка и набор корпуса в районе 1-го и 2-го котельных отделений с левого борта были разрушены. Корабль, шедший почти 30-узловой скоростью, стал разламываться у среза полубака. Надломленную в районе 1-го котельного отделения носовую часть (в месте скользящего шва) потоком воды развернуло форштевнем к корме. Уцелевшей обшивкой правого борта носовая часть еще удерживалась на поверхности, но быстро погружалась с креном на левый борт, так что был виден боковой киль. Мостик, первая дымовая труба и фок-мачта оказались в воде.

Командир «Москвы» капитан-лейтенант А. Б. Тухов, оглушенный взрывом был сброшен в воду, замполит — батальонный комиссар Г. Т. Плющенко погиб. Тонущая носовая часть увлекала за собой и кормовую, которая имела дифферент на нос и крен до 10° на правый борт. Корабль остался без движения, но машины еще работали, и левый винт некоторое время вращался в воздухе.

Дальше события на корабле развивались очень быстро. Сразу после взрыва на лидере погас свет. Командир носовой аварийной партии младший инженер-лейтенант Н. Т. Николаев, увидев сильную вспышку пламени при взрыве, приказал тушить пожар. Однако времени не оставалось, и люди, выныривая из затопленных помещений, выбирались из отсеков быстро тонущей носовой части уже по борту, как по палубе.

Через две минуты после взрыва носовая оконечность корпуса оторвалась и быстро затонула. Кормовая еще плавала на поверхности, и люди находились на боевых постах. Из поврежденной взрывом кормовой дымаппаратуры валил белый дым. Первое машинное отделение уже находилось под водой; давление пара быстро падало и в кормовом эшелоне. Командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант В. М. Голубов приказал поставить подпоры на носовую переборку первого машинного отделения, одновременно продублировав приказание командиру кормовой аварийной партии глав старшине М. А. Лукину. Из третьего котельного отделения Голубову доложили, что воды в котле нет и горение выключено.

Погружение кормовой части быстро продолжалось, и помощник командира корабля старший лейтенант Л. И. Приваленков подал команду: «Покинуть корабль». Голубов отдал распоряжение спустить шлюпки, сбросить за борт пробковые матрацы и койки и передал по боевым постам приказание: «Всем наверх».

Времени на остановку машин и турбовентиляторов уже не оставалось. Личный состав «Москвы» спешно покидал гибнущий корабль. Дифферент кормовой части достиг 40°, и она, встав вертикально, затонула через 8 — 10 минут после взрыва.

Так, первый бой лидера «Москва» в Великой Отечественной войне стал для него и последним.

Существует несколько версий причин гибели лидера «Москва». Согласно одной из них корабль, маневрировавший на румынском минном заграждении S-10, подорвался на мине. В соответствии с другой он получил торпеду с советской подводной лодки Щ-206. Ее командир — капитан-лейтенант И. А. Каракай — не знал о предстоящей операции против Constsnta и, приняв советские корабли за румынские, произвел двух торпедный залп.

На воде остались спасательные круги, матрацы, аварийный лес, дымовые шашки и единственная шлюпка, в которой разместилось 17 человек. Подошедший лидер <<Харьков>> остановился в 200 м и приступил к спасению экипажа <<Москвы>>. Но из-за артобстрела и атаки авиации он был вынужден отказаться от этой попытки.

К вечеру 14 румынских катеров и гидросамолеты подобрали из воды 69 человек (7 офицеров и 62 краснофлотца).

В мае 2011 года, после обследования судна, появилась новая версия гибели <<Москвы>>, которая поддерживает вероятность взрыва от мины. Она состоит в том, что в расположенных прямо на палубе секциях (в районе места взрыва) в то время хранились запасные снаряженные торпеды. Возможно. что именно детонация торпед по левому борту и вызвала столь чудовищный взрыв. Косвенно эту версию может подтверждать тот факт, что после операции в Констанце со всех лидеров на всех флотах торпеды были убраны с секций на палубе. Кроме того, при обследовании затонувшей <<Москвы>> дайверами не было обнаружено ни одной запасной торпеды, кроме одного, оторванного от носовой части, боевого отделения торпеды (по правому борту в районе ТА).

Подводная лодка Щ-206 на базу так и не вернулась и считается «без вести пропавшей». Сложно сказать, насколько реальны сообщения о следе торпед, замеченном в бою при Constanta как и до гибели лидера «Москва», так и спустя несколько часов (по лидеру «Харьков»).

Существуют документальные подтверждения успешной атаки эсминца «Сообразительный», корабля сопровождения лидера «Харьков», по неизвестной подводной лодке в квадрате 3953. С другой стороны, не было и подтверждения гибели подлодки с борта лидера «Харьков», который, собственно, и приказал «Сообразительному» заступить в охранение и атаковать ее.

Место гибели

По официальной версии, судно покоится в Черном море, в точке с координатами 44°02' с.ш. и 28° 50' в.д. на глубине 40 — 45 м. Реальное место нахождения Лидера «Москва», обнаружила, после длительных поисков, совместная поисковая экспедиция дайверов из Украины, России и Румынии, в 20 км от Румынского побережья на глубине 45 метров.

Командиры

  • декабрь 1936 — май 1937 — Коновалов Гаврила Акимович
  • ?-1938 -К. Ю. Андреус
  • 1938 — Осадчий
  • январь 1939 — январь 1941 — В. Н. Ерошенко
  • январь 1941 — 26 июня 1941 — А. Б. Тухов
А. Б. Тухов

Командир «Москвы» А. Б. Тухов в бессознательном состоянии попал в плен, но впоследствии бежал из концлагеря и сражался в рядах партизанского отряда «Буревестник» под Одессой, командуя взводом разведки. А. Б. Тухов погиб в бою с противником 5 марта 1942 года близ села Головановск на Буге.
















Этот корабль в искусстве

Лидер «Москва»











См. также

Примечания

Орудие Лидера <<Москва>> Б-13-2С
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год
Лидер ЭМ <<Москва>> 2011 год

Совместная поисковая экспедиция дайверов из Украины, России и Румынии (GUE и Respiro Diving Sosiety) в мае 2011 года, удалось не только найти «Москву» на дне Черного моря, причем по совершенно отличным, от ожидаемых координатам, но и установить несколько новых не учитываемых ранее историками, фактов и обстоятельств, имевших отношение к гибели корабля и немалой части его экипажа.

После обследования судна, появилась новая версия гибели «Москвы», которая поддерживает вероятность взрыва от мины. Она состоит в том, что в расположенных прямо на палубе секциях (в районе места взрыва) в то время хранились запасные снаряженные торпеды. Возможно. что именно детонация торпед по левому борту и вызвала столь чудовищный взрыв. Косвенно эту версию может подтверждать тот факт, что после операции в Констанце со всех лидеров на всех флотах торпеды были убраны с секций на палубе.

Кроме того, при обследовании затонувшей «Москвы» дайверами не было обнаружено ни одной запасной торпеды, кроме одного, оторванного от носовой части, боевого отделения торпеды (по правому борту в районе ТА).

26 июня 2011 года, в день семидесятилетия гибели корабля, Respiro Diving Sosiety планирует опустить на палубу Лидера «Москва» памятную плиту и венок. В память о погибших моряках и первом советском боевом корабле, погибшем в годы Великой Отечественной Войны.

























Литература и источники информации

Литература

  • Б. Баншац, А.Лубянов. Лидер эсминцев «Москва». — Севастополь. 2006
  • Б. А. Айзенберг, В. В. Костриченко. Лидер Черного моря. — ВМИО «Фарватер». 1998

Ссылки

  1. 1

Галерея изображений