Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Подводные лодки типа «Акула» проекта 941

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
пойдет ли World of Tanks без видеокарты -Мучитель- Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 20:43
world of tanks игра го#но кто не согласен тот задр... suopl911 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 19:53
Подскажите каналы на ютубе про wot Kilir Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 18:42
Украинцы это пушечное мясо, которое русские бросал... manija Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 18:51
Магазин кейсов с прем танками и голдой выиграете ч... джигит Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-02 20:00
в течений скольких дней просмотрят мою заявку на у... вере Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 16:38
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником Foldan в рамках акции «Альфа за статью». Просьба воздержаться от правок.

История

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование , главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.
Подводные лодки проекта 941 «Акула»
ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас». Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.

Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев

Ковалев.jpeg

Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград — 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) — генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР — с 1981), доктор технических наук.

Биография

Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937—1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.

Награды

Почетные звания

Дата получения Что получено
1963, 1974 Дважды Герой Социалистического Труда
7 июля 2003 Почетный гражданин Северодвинска

Ордена и медали

Дата получения Что получено
1963, 1970, 1974, 1984 Четыре ордена Ленина
1978 Орден Октябрьской Революции
1997 Золотая медаль имени В. Г. Шухова
2003 Орден «За морские заслуги»
2009 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени

Премии

Дата получения Что получено
1965 Ленинская премия
1978 Государственная премия СССР
2004 Премия имени А. Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга
2006 Государственная премия Российской Федерации

Конструкция

Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести — более 40%. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Условия экипажа

На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.


Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй Текущий статус
ТК-208 «Дмитрий Донской» 711 17 июня 1976 23 сентября 1980 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава».
ТК-202 712 22 апреля 1978 (01 октября 1980) 23 сентября 1982 (24 июня 1982) 28 декабря 1983 В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США.
ТК-12 «Симбирск» 713 19 апреля 1980 17 декабря 1983 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована
ТК-13 724 23 февраля 1982 (5 января 1984) 30 апреля 1985 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения.
ТК-17 «Архангельск» 725 24 февраля 1985 август 1986 6 ноября 1987 Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-20 «Северсталь» 727 6 января 1987 июль 1988 4 сентября 1989 Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-210 728 - - - Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.

ТК-208 «Дмитрий Донской»

ТК-208 «Дмитрий Донской» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» — самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»

Атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


История корабля

Дата Событие
16 марта 1976 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
25 июля 1977 Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН)
29 декабря 1981 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
9 февраля 1982 Включена в состав Северного флота
Декабрь 1982 Переход из Северодвинска в Западную Лицу
1983-1984 Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок)
3 декабря 1986 Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота
18 января 1987 Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР
Август 1988 Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь»
20 сентября 1989 Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У
1991 Сворачивание работ по проекту 941У
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Возобновление работ по проекту 941УМ
1989-2002 Проведена модернизация по проекту 941УМ
7 октября 2002 Присвоено наименование «Дмитрий Донской»
26 июня 2002 Выход со стапелей
30 июня 2002 Начало швартовых испытаний
26 июля 2002 Повторно введена в состав Северного флота
2008 Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш»
Сентябрь 2013 Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты
9 июня 2014-19 июня 2014 Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море
21 июля 2014 Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах»
30 Августа 2014 Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море


Технические характеристики

Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45000 л/с
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

Вооружение ТК-208 «Дмитрий Донской»
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Булава
Противовоздушное вооружение 8+8 ПЗРК «Игла»

ТК-202

ТК-202 — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.

Атомная подводная лодка ТК-202 по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»

История корабля

Дата Событие
02 февраля 1977 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
25 июля 1977 Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН)
28 декабря 1983 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
18 января 1984 Включена в состав Северного флота
28 апреля 1986 Попадание в трал рыболовецкого судна
20 сентября 1989-1 октября 1994 Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка»
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
28 марта 1995 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск
2 августа 1999 Отбуксирована в город Северодвинск
1999-2003 Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл
2003-2005 Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-202
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт

2 гребных вала по 50 тыс лс на валу
4 паротурбинных АТГ по 3,2МВ
Резервные:
2 дизельгенератора ДГ-750 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

Вооружение ТК-202
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды 53-65К
СЭТ-65
САЭТ-60М
УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
Противовоздушное вооружение 8 ПЗРК «Игла»


ТК-12 «Симбирск»

ТК-12 «Симбирск» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.

Атомная подводная лодка ТК-12 «Симбирск» по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


История корабля

Дата Событие
19 апреля 1980 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
21 мая 1981 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
17 декабря 1983 Спущена на воду
22-25 августа 1984 Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний
13-22 ноября 1984 Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса
27 декабря 1984 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
28-29 декабря 1984 Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица)
12-18 июня 1985 Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие»
7 августа-3 сентября 1985 Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии»
4-10 сентября 1985 Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря
21 сентября-9 октября 1985 Выполнена поход в высокоширотные районы
4-31 июля 1986 Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии»
1-18 августа 1986 Выполнила программу расширенных акустических испытаний
Август-сентябрь 1986 Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс
1987 Присвоено звание «Отличный корабль»
27 января 1990 Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта
9 февраля 1990 Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
10 апреля 1990 Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора
Ноябрь 1991 Окончен ремонт на «Севмашпредприятии»
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья
2000 Исключена из состава Военно-Морского флота
Ноябрь 2001 Получила неофициальное название «Симбирск»
Июль 2005 Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы»
Июнь-апрель 2006 С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо
2006-2007 Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда


Технические характеристики

Технические характеристики ТК-12 «Симбирск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 380 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 168 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

Вооружение ТК-12 «Симбирск»
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
Противовоздушное вооружение 8×2 ПЗРК «Стрела-3»


ТК-13

ТК-13 — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.

Атомная подводная лодка ТК-12 «Симбирск» по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


История корабля

Дата Событие
23 февраля 1982 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
19 января 1983 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
30 апреля 1985 Спущена на воду
26 декабря 1985 Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй
15 февраля 1986 Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья
Сентябрь 1987 Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев
1989 Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1997 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота
15 июня 2007 Подписан контракт на утилизацию


Технические характеристики

Технические характеристики ТК-13
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тыс. л.с.
2 гребных вала
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-850 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Основное вооружение

Вооружение ТК-13
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
Противовоздушное вооружение 8×2 ПЗРК «Игла»


ТК-17 «Архангельск»

ТК-17 «Архангельск» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.

Атомная подводная лодка ТК-12 «Симбирск» по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


История корабля

Дата Событие
9 августа 1983 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
3 марта 1984 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
12 декабря 1986 Спущена на воду
12 декабря 1987 Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица)
19 февраля 1988 Включена в состав Северного флота
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
17 июня 2001 Убыла в город Северодвинск для ремонта
18 ноября 2002 Присвоено наименование «Архангельск»
2002 Окончен ремонт на «Севмашпредприятии»
15-16 февраля 2004 На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами
26 января 2005 Выведена из состава сил постоянной готовности
Май 2013 Принято решение об утилизации


Технические характеристики

Технические характеристики ТК-17 «Архангельск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 180 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

Вооружение ТК-17 «Архангельск»
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды 53-65К
СЭТ-65
САЭТ-60М
УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
Противовоздушное вооружение 8 ПЗРК «Игла»


ТК-20 «Северсталь»

ТК-20 «Северсталь» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.

Атомная подводная лодка ТК-12 «Симбирск» по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


История корабля

Дата Событие
12 января 1985 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
27 августа 1985 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
11 апреля 1989 Спущена на воду
19 декабря 1989 Подписан приемный акт о вступлении в строй
28 февраля 1990 Включена в состав Северного флота
Июнь 1990 Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
11 октября 1994 Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
3-4 декабря 1997 Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке
1998 Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть
20 июня 2000 Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь»
2001 По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота
29 апреля 2004 Выведена в резерв
2008 Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении
Май 2013 Принято решение об утилизации


Технические характеристики

Технические характеристики ТК-20 «Северсталь»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 173,1 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

Вооружение ТК-20 «Северсталь»
Торпедно-минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм

22 торпеды УСЭТ-80
Ракето-торпеды «Водопад»

Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
Противовоздушное вооружение 8×2 ПЗРК «Стрела-3»


ТК-210

ТК-210 — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.

Атомная подводная лодка ТК-202 по проекту 941 «Акула». Классификация НАТО: SSBN «Typhoon»


Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»

У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению — «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» — подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США — в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.
3—4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Андреевский_флаг_ru.png
941 «Акула»
Андреевский_флаг_ru.png
667БДРМ «Дельфин»
Андреевский_флаг_ru.png
955 «Борей»
ВМС-США.png
«Огайо»
ВМС-Великобритании.png
«Вэнгард»
ВМС-Франции.png
«Триумфан»
Внешний вид
Проект_941.png
667БДРМ.png
955_Борей.png
Огайо.png
Вэнгард.png
Триумфан.png
Годы постройки 1976-1989 1981-1992 1996-2020 (План) 1976-1997 1966-2001 1989-2009
Годы службы 1981-Наше время 1984-Наше время 2013-Наше время 1993-Наше время 1997-Наше время 1981-Наше время
Построено 6 (1 в строю, 2 в резерве) 7 (5 в строю, 2 в ремонте) 3 (2 в строю, 8 планируется) 18 (14 в строю) 4 4
Водоизмещение (тонн): надводное, подводное 23200, 48000 11740, 18200 14720, 24000 16746, 18750 15130, 15900 12640, 14335
Число ракет 20 Р-39(«Булава» по проекту 941УМ) 16 Р-29РМУ2 16 «Булава» 24 Трайдент II 16 Трайдент II 16 М45
Забрасываемый вес (кг), дальность (км) 2550, 8250 2800, 8300 1150, 8000 2800, 7400 2800, 7400 1300, 6000


Современный статус

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 «Акула» утилизированы, 2 корабля находятся в ожидании на утилизацию, и один модернизирован по проекту 941УМ.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний.
18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под «Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».
Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо». 28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.
На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.
В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.
В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.

Литература и источники

Шунков В. Н. Подводные лодки. Поппури, Минск, 2004
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 7.
Скляров А. И. Подводный ледокол стратегического назначения // Наука и Жизнь. — 1998. — № 8.
Тарасов А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с.
"Севмаш" завершил испытания модернизированной подлодки
"Дмитрий Донской" вернулся в Северодвинск
"Дмитрий Донской" и "Северодвинск" вышли в море
"Булаву" проверят с подводного крейсера "Дмитрий Донской"
На самой большой подлодке в мире открылся музей "Куликово поле"
К-208, ТК-208, «Дмитрий Донской»
ТК-202
Проект 941 с музейной полки
ТК-12
ТК-13
ТК-17 «Архангельск»
ТК-17 «Архангельск»
ТК-20 «Северсталь»