Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Подводные лодки типа «Средняя» в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Подводные лодки типа «Средняя»

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
в премиум магазине в wot можно ли оплатить картой ... DFEFGDFETFGE Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-10 17:50
Тройка самых проходимых кроссоверов? Чтоб реально,... thlon5000 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 16:48
Тестовый сервер "Песочница" BOJlOHTEP Общение танкистов 6 2016-12-10 17:47
Кто не жадный на бонус коды в World of Tank подели... СергейА Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-10 15:14
World of Tanks Слабые Места Фреди Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 14:53
прем пт STRV S-1 Igor64rus Общение танкистов 3 2016-12-10 14:46
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
«Средняя», «Сталинец»
Подводная_лодка_класса_Средняя.png
Постройка и служба
62ед. Заказано
41ед. Построено
1936-1948гг. Годы постройки
1937-1978гг. Годы службы
Общие данные
840 / 1070т. Водоизмещение
(надводное/подводное)
77,75 / 6,4 / 4м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
19,5узл. Скорость хода надводная
8,5узл. Скорость хода подводная
80 / 100м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)
8200миль Дальность плавания надводная
139миль Дальность плавания подводная
30суток Автономность (макс)
Энергетическая установка
дизель-электрическая. Тип энергетической установки
2 х 2000к-во/л.с. Двигатели надводного хода
2 х 550к-во/л.с. Двигатели подводного хода
Вооружение
1х100мм, 1х45мм, 2х7.62мм. Артиллерийское
6х533мм Торпедное
Экипаж
45чел. Общая численность
8чел. Офицеры
37чел. Матросы
Подводные лодки типа «Средняя», «Сталинец» — общее наименование для подводных лодок ВМФ СССР серий IX, IX-бис и XVI, построенных в 1936—1948 годах на базе проекта, разработанного по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро «IVS». Всего в строй вступила 41 субмарина, в том числе к началу войны было введено в строй 17 лодок, в ходе войны — 17, а ещё 7 лодок, бывших на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после окончания войны. 30 участвовавших во Второй Мировой Войне подводных лодок типа «С» по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX. За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени, в том числе «С-56» была удостоена обеих наград.

История создания

История их создания относится к 1932 г., когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для посещения голландского проектно-конструкторского бюро «Ingeneer Kontor vor Shiffbau» или сокращенно «IVS». Директором данного бюро был бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем — известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Принадлежало бюро германской фирме «Дешимаг Везер» и занималось проектированием и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. Укомплектовано «IVS» было почти полностью высококлассными специалистами-немцами с богатейшим опытом постройки подлодок в минувшей мировой войне и имело основной целью сохранить ценные кадры на тот период, пока Германии запрещалось создавать собственные подводные силы по условиям Версальского договора. Бюро уже заявило о себе проектированием нескольких подлодок, в частности для Финляндии, Японии и Испании. Последняя, имевшая обозначение «Е-1», привлекла внимание советской делегации. Заинтересованность была обоюдная — немцам нужна была реализация своей продукции для финансирования дальнейших разработок, а нам нужен был передовой опыт создания подводных лодок и передовые технологии. После изучения предоставленной «IVS» документации был подготовлен договор по которому фирма «Дешимаг» должна была проектировать по нашему тактико-техническому заданию проект средней подводной лодки, а также содействовать в размещении ряда заказов на германских фирмах, но сначала советская сторона хотела получить гарантии возможности реализации согласовываемых элементов будущего корабля. Для этого нашей комиссии предложили посетить Картахену, где проводились испытания «Е-1». Подлодка произвела хорошее впечатление, все элементы подтвердились, и договор вступил в силу.

Схема отсеков

В течение 1933 г. проект «Е-2», такое обозначение получил новый корабль, разрабатывался в Бремене при участии нескольких наших специалистов. В январе 1934 г. его представили руководству Наркомата тяжелой промышленности и командованию Военно-морского флота. Технический проект подводной лодки, названной IX серией, одобрили, начали разработку рабочих чертежей, которые визировались представителями фирмы «Дешимаг» и были закончены в начале 1935 г. Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено всего три, В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы МАН и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года. Было решено силами наших специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.

Так появился новый проект подводной лодки IX-бис серии. Наибольшим изменениям в новом проекте подверглась дизельная энергетическая установка. Для нового проекта Коломенский завод под руководством Н. М. Урванцева разработал четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизель марки Д-2 с газотурбинным наддувом. Мощность дизеля составляла 2000 л. с. при 470 об/мин. Установка нового дизеля повлекла за собой необходимость увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки топливной, масляной, водяной и воздушной систем дизеля. В связи с установкой на лодке оборудования отечественного производства был переделан и ряд других судовых систем и устройств. Важно подчеркнуть, что изменения, внесенные в проект новой подводной лодки серии IX бис, были настолько удачными, что все основные тактико-технические элементы корабля практически остались прежними.

Описание конструкции

Корпус

Внешние различия серий

По ар­хи­тек­ту­ре суб­ма­ри­ны IX и IX-бис се­рий пред­став­ля­ли со­бой по­лу­то­ра­кор­пус­ные под­вод­ные лод­ки сме­шан­ной кон­ст­рук­ции, у ко­то­рых проч­ный кор­пус был кле­па­ным, а лег­кий — свар­ным. В про­цес­се се­рий­ной по­строй­ки до­ля свар­ных кон­ст­рук­ций все уве­ли­чи­ва­лась: на­чи­ная с С-21 из­го­тов­ле­ние проч­но­го кор­пу­са так­же вы­пол­ня­лось по этой тех­но­ло­гии. «Эс­ка» име­ла семь от­се­ков; три из них яв­ля­лись от­се­ка­ми-у­бе­жи­ща­ми и от­де­ля­лись сфе­ри­че­ски­ми во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми, рас­счи­тан­ны­ми на дав­ле­ние 10 ат­мо­сфер (та­кая ком­по­нов­ка кор­пу­са в оте­че­ст­вен­ном фло­те при­ме­ня­лась впер­вые). Кон­ст­рук­цию проч­но­го кор­пу­са от­ли­ча­ла вы­со­кая тех­но­ло­гич­ность — глав­ным об­ра­зом, за счет от­ка­за от раз­но­са сты­ков и па­зов и уп­ро­щен­ной фор­мы ци­лин­д­ри­че­ских и ко­ни­че­ских сек­ций. Проч­ная руб­ка бы­ла оваль­ной, бла­го­да­ря че­му умень­ша­лась ее ши­ри­на и, со­от­вет­ст­вен­но, со­про­тив­ле­ние во­ды при дви­же­нии под во­дой. Над проч­ным кор­пу­сом воз­вы­ша­лась про­ни­цае­мая (то есть за­пол­няв­шая­ся за­борт­ной во­дой че­рез шпи­га­ты) над­строй­ка.

Па­луб­ные цис­тер­ны не пре­ду­смат­ри­ва­лись, Де­вять цис­терн глав­но­го бал­ла­ста объ­е­ди­ня­лись в но­со­вую (4 шт.), сред­нюю (2 шт.) и кор­мо­вую (3 шт.) груп­пы. Цис­тер­ны (урав­ни­тель­ная и бы­ст­ро­го по­гру­же­ния) бы­ли вы­не­се­ны за пре­де­лы проч­но­го кор­пу­са, при­чем пер­вая раз­де­ля­лась на две час­ти. Внут­ри проч­но­го кор­пу­са рас­по­ла­га­лись лишь диф­фе­рент­ные цис­тер­ны. Сис­те­ма всплы­тия под­лод­ки при сво­ей про­сто­те от­ли­ча­лась вы­со­кой эф­фек­тив­но­стью. Бал­ла­ст­ные цис­тер­ны осу­ша­лись от­ра­бо­тан­ны­ми га­за­ми ди­зе­лей или сжа­тым воз­ду­хом сис­те­мы ава­рий­но­го про­ду­ва­ния. За­пас сжа­то­го воз­ду­ха хра­нил­ся в 14 бал­ло­нах ем­ко­стью по 410 л, рас­по­ло­жен­ных в про­ни­цае­мой над­строй­ке. Все цис­тер­ны глав­но­го бал­ла­ста, кро­ме кор­мо­вой, ос­на­ща­лись кин­г­сто­на­ми ори­ги­наль­ной схе­мы. Кин­г­сто­ны име­ли пнев­ма­ти­че­ский при­вод и бы­ли вы­пол­не­ны в ви­де урав­но­ве­шен­ных за­хло­пок, у ко­то­рых од­на часть вхо­ди­ла внутрь бал­ла­ст­ной цис­тер­ны, а дру­гая — на­ру­жу. Та­кая кон­ст­рук­ция по­ка­за­ла се­бя впол­не эф­фек­тив­ной, но она об­ла­да­ла не­дос­тат­ком: вы­сту­пав­шие за пре­де­лы лег­ко­го кор­пу­са за­хлоп­ки соз­да­ва­ли до­пол­ни­тель­ное со­про­тив­ле­ние, что вы­ну­ж­да­ло пла­вать под во­дой с за­кры­ты­ми кин­г­сто­на­ми. Час­тич­но этот не­дос­та­ток ком­пен­си­ро­ва­ли спе­ци­аль­ные тру­бы, урав­ни­ваю­щие дав­ле­ние в цис­тер­не с за­борт­ным.

Силовая установка

Глав­ные дви­га­те­ли над­вод­но­го хо­да на лод­ках С-1 и С-2 — шес­ти­ци­лин­д­ро­вые че­ты­рех­такт­ные бес­ком­прес­сор­ные ре­вер­сив­ные ди­зе­ли M6V49/48 не­мец­кой фир­мы MAN. Они ос­на­ща­лись сис­те­мой ме­ха­ни­че­ско­го над­ду­ва и раз­ви­ва­ли мощ­ность 2000 л.с. при 465 об/мин. На суб­ма­ри­нах се­рии IX-бис при­ме­ня­лись вось­ми­ци­лин­д­ро­вые че­ты­рех­такт­ные не­ре­вер­сив­ные ди­зе­ли 1Д про­из­вод­ст­ва Ко­ло­мен­ско­го за­во­да. Они име­ли та­кую же мощ­ность при чуть боль­ших обо­ро­тах (470 об/ мин), но ос­на­ща­лись бо­лее про­грес­сив­ной сис­те­мой га­зо­тур­бин­но­го над­ду­ва по па­тен­ту Бю­хи. Мон­таж оте­че­ст­вен­ных дви­га­те­лей по­тре­бо­вал су­ще­ст­вен­ных пе­ре­де­лок: диа­метр га­зо­от­во­да при­шлось уве­ли­чить с 360 до 420 мм, пол­но­стью из­ме­ни­ли то­п­лив­ную, мас­ля­ную, во­дя­ную и воз­душ­ную ди­зель­ные сис­те­мы. Кро­ме то­го, во из­бе­жа­ние по­па­да­ния за­борт­ной во­ды на го­ря­чие ло­пат­ки га­зо­вой тур­би­ны аг­ре­га­та над­ду­ва, в га­зо­от­вод­ной тру­бе ло­док се­рии IX-бис ус­та­но­ви­ли спе­ци­аль­ную управ­ляе­мую за­хлоп­ку.

Глав­ные элек­тро­дви­га­те­ли на всех «эс­ках» бы­ли оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва — двух­якор­ные элек­тро­мо­то­ры ПГ72/35 Ле­нин­град­ско­го за­во­да «Элек­тро­си­ла» мощ­но­стью по 550 л.с. при 275 об/мин. На ли­нии ва­ла ус­та­нав­ли­ва­лись фрик­ци­он­ные ра­зоб­щи­тель­ные муф­ты ти­па «Ба­маг». Ак­ку­му­ля­тор­ная ба­та­рея вклю­ча­ла в се­бя 124 эле­мен­та 38-МАК-760 не­мец­кой фир­мы АРА (IX се­рия) ли­бо эле­мен­ты ти­па «С» оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва (IX-бис), при­бо­ров для сжи­га­ния во­до­ро­да в про­ек­те фир­мы «Де­ши­маг» не пре­ду­смат­ри­ва­лось (в то вре­мя у нем­цев их не бы­ло во­об­ще), но все се­рий­ные «эс­ки» ос­на­сти­ли оте­че­ст­вен­ны­ми при­бо­ра­ми К-5. Ак­ку­му­ля­тор­ные ямы рас­по­ло­же­ны во вто­ром и чет­вер­том от­се­ках. Элек­три­че­ская сис­те­ма бы­ла от­но­си­тель­но про­стой (на­при­мер, от­сут­ст­во­ва­ли при­ня­тые на дру­гих на­ших под­лод­ках рас­пре­де­ли­тель­ные и от­сеч­ные под­стан­ции), но хо­ро­шо про­ду­ман­ной и на­деж­ной. Все от­вер­стия для ка­бе­лей в пе­ре­бор­ках за­кры­ва­лись так на­зы­вае­мы­ми ка­бель­ны­ми ко­роб­ка­ми и за­ли­ва­лись спе­ци­аль­ной мас­ти­кой, спо­соб­ной вы­дер­жать дав­ле­ние до 10 атм. В це­лях по­жа­ро­бе­зо­пас­но­сти элек­три­че­ские пре­до­хра­ни­те­ли бы­ли проб­ко­вы­ми и на­хо­ди­лись в гер­ме­тич­ных фут­ля­рах с бы­ст­ро­от­кры­ваю­щим­ся за­тво­ром. Управ­ле­ние вер­ти­каль­ны­ми и го­ри­зон­таль­ны­ми ру­ля­ми бы­ло двой­ным — элек­три­че­ским (сис­те­мы Вар­д-Ле­о­нар­да) и руч­ным. Элек­три­че­ские по­сты управ­ле­ния на­хо­ди­лись в цен­траль­ном по­сту и в бое­вой руб­ке, руч­ные — в цен­траль­ном по­сту и кор­мо­вом от­се­ке. Пе­ре­ход с элек­три­че­ско­го управ­ле­ния на руч­ное осу­ще­ст­в­лял­ся пнев­ма­ти­че­ским при­во­дом.

Ма­нев­рен­ные ка­че­ст­ва под­вод­ных ло­док ти­па «С» счи­та­лись впол­не удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми. На пол­ном хо­ду в над­вод­ном по­ло­же­нии суб­ма­ри­на раз­во­ра­чи­ва­лась на 180° при­мер­но за 3 мин; диа­метр цир­ку­ля­ции при этом со­став­лял 1,7 кбт. На эко­но­мич­ном хо­ду тот же ма­невр вы­пол­нял­ся за 4 мин (по­ло­же­ние ру­ля в обо­их слу­ча­ях — 30°). Под во­дой лод­ка раз­во­ра­чи­ва­лась на 180° при по­ло­же­нии ру­ля 15° на 6-узловой ско­ро­сти за 9 мин, на 3-узловой ско­ро­сти — за 12 мин; диа­метр цир­ку­ля­ции при этом со­став­лял со­от­вет­ст­вен­но 5 и 5,6 кбт (дан­ные ис­пы­та­ний под­вод­ной лод­ки С-101). Вре­мя пе­ре­хо­да из крей­сер­ско­го по­ло­же­ния в по­зи­ци­он­ное за­ни­ма­ло 25 с, из по­зи­ци­он­но­го в бое­вое −15-20 с, из крей­сер­ско­го в бое­вое — 48-50 с.

Вооружение

Загрузка торпеды

Тор­пед­ное воо­ру­же­ние — шесть 533-мм ап­па­ра­тов: че­ты­ре но­со­вых и два кор­мо­вых. Дли­на ка­ж­до­го — 7,7 м, тол­щи­на сте­нок тру­бы — 9 мм. Вы­стрел тор­пе­дой до­пус­кал­ся с глу­би­ны до 15-17 м, по­сле мо­дер­ни­за­ции в по­сле­во­ен­ное вре­мя — до 30 м. На­ка­ну­не вой­ны на «эс­ках» на­ча­ли ус­та­нав­ли­вать сис­те­му бес­пу­зыр­ной тор­пед­ной стрель­бы (БТС), пре­ду­смат­ри­вав­шую вы­пуск воз­ду­ха из тор­пед­ной тру­бы не на­ру­жу, а внутрь проч­но­го кор­пу­са. Сис­те­ма БТС су­ще­ст­вен­но по­вы­ша­ла эф­фек­тив­ность тор­пед­ной ата­ки, так как не де­ма­ски­ро­ва­ла под­лод­ку в мо­мент вы­стре­ла (воз­душ­ный пу­зырь мог быть об­на­ру­жен не­при­яте­лем) и, кро­ме то­го, за счет на­ли­чия спе­ци­аль­ной тор­пе­до­за­ме­сти­тель­ной цис­тер­ны ис­клю­ча­ла воз­мож­ность вы­ска­ки­ва­ния лод­ки на по­верх­ность по­сле тор­пед­но­го зал­па из всех ап­па­ра­тов. Из при­бо­ров управ­ле­ния тор­пед­ной стрель­бой имел­ся лишь ноч­ной при­цел ЛН, же­ст­ко за­кре­п­лен­ный на по­руч­нях ог­ра­ж­де­ния руб­ки.

45 мм орудие 21-К

Ос­нов­ным ору­жи­ем «эсок» в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны бы­ли 533-мм двух­ре­жим­ные па­ро­га­зо­вые тор­пе­ды 53-38. Они име­ли дли­ну 7,2 м, вес 1615 кг, вес бое­вой час­ти 300 кг (для тор­пе­ды 53-38У со­от­вет­ст­вен­но 7,45 м, 1725 кг и 400 кг). Даль­ность их хо­да со­став­ля­ла 4000 м при ско­ро­сти 44,5 уз­ла, вто­рой ре­жим — 8000 м при 34,5 уз­ла или 10000 м при 30,5 уз­ла. С кон­ца 1942 го­да тор­пе­ды на­ча­ли ос­на­щать не­кон­такт­ны­ми взры­ва­те­ля­ми НВС, од­на­ко те ока­за­лись склон­ны­ми к са­мо­про­из­воль­но­му сра­ба­ты­ва­нию — осо­бен­но в ус­ло­ви­ях Се­ве­ра. В 1942 го­ду на воо­ру­же­ние со­вет­ско­го ВМФ при­ня­ли пер­вую оте­че­ст­вен­ную бес­след­ную элек­три­че­скую 533-мм тор­пе­ду ЭТ-80 (дли­на 7,49 м, вес 1800 кг, вес бое­вой час­ти 400 кг). Даль­ность хо­да при ско­ро­сти 29 уз­лов дос­ти­га­ла 4000 м. В бое­вых дей­ст­ви­ях тор­пе­ды ЭТ-80 на­ча­ли при­ме­нять­ся лишь с 1944 го­да (вы­пу­ще­но 16 штук, все с ло­док ти­па «С»), но по це­ло­му ря­ду при­чин они не при­нес­ли ожи­дае­мо­го эф­фек­та.

100 мм орудие Б-24-ПЛ

Ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние под­ло­док ти­па «С» — 100-мм ар­ту­ста­нов­ка Б-24-ПЛ и зе­нит­ный 45-мм по­лу­ав­то­мат 21-К. Пер­вая пред­став­ля­ла со­бой не­уни­вер­саль­ную пуш­ку со скре­п­лен­ным ство­лом, кли­но­вым за­тво­ром, руч­ной по­да­чей, до­сыл­кой и на­ве­де­ни­ем. Мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния ство­ла со­став­лял 45°, вес сна­ря­да 15,8 кг, на­чаль­ная ско­рость сна­ря­да 872 м/с, наи­боль­шая даль­ность стрель­бы 118,5 кбт, тех­ни­че­ская ско­ро­стрель­ность 12 выстр./мин. Об­щая мас­са ар­ту­ста­нов­ки рав­ня­лась 5,5 т, рас­чет — 5 че­ло­век. По­лу­ав­то­ма­ти­че­ская 45-мм ар­ту­ста­нов­ка 21-К яв­ля­лась од­ной из са­мых рас­про­стра­нен­ных сис­тем со­вет­ско­го ВМФ пред­во­ен­но­го вре­ме­ни. Она име­ла мак­си­маль­ный угол воз­вы­ше­ния ство­ла 85°, до­ся­гае­мость по вы­со­те 6000 м, ско­ро­стрель­ность до 25-30 выстр./мин. Вес сна­ря­да со­став­лял 1,41 кг, его на­чаль­ная ско­рость — 760 м/с.

Экипаж и обитаемость

Подводная лодка «С51»

Эки­паж «эсок» по шта­ту на­счи­ты­вал 45 че­ло­век: 8 офи­це­ров, 16 стар­шин и 21 ря­до­вой. Поз­же на не­ко­то­рых лод­ках чис­лен­ность эки­па­жа уве­ли­чи­лась на 1-2 че­ло­ве­ка — глав­ным об­ра­зом, из-за не­об­хо­ди­мо­сти иметь до­пол­ни­тель­ных опе­ра­то­ров ра­дио- и аку­сти­че­ской ап­па­ра­ту­ры.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Проч­ная руб­ка под­ло­док ти­па «С» ос­на­ща­лась дву­мя пе­ри­ско­па­ми — ко­ман­дир­ским «ПА-7,5» и зе­нит­ным «ПЗ-7,5». Для подъ­е­ма пе­ри­ско­пов слу­жил гид­рав­ли­че­ский при­вод, бо­лее на­деж­ный и бес­шум­ный по срав­не­нию с при­ме­няв­шим­ся ра­нее пнев­ма­ти­че­ским. Сред­ст­ва свя­зи на пер­вых се­рий­ных «эс­ках» вклю­ча­ли в се­бя ра­дио­пе­ре­дат­чи­ки «Окунь» и «Щу­ка», ра­дио­при­ем­ни­ки «До­зор» и «Ме­тель», прие­мо­пе­ре­дат­чик (ра­дио­фон) «Рейд». Поз­же до­пол­ни­тель­но ус­та­но­ви­ли ра­дио­пе­лен­га­тор «Бу­рун-М», а ра­дио­при­ем­ни­ки на час­ти ло­док за­ме­ни­ли на «Вихрь» и «Пур­гу». В кон­це 1943-начале 1944 го­дов не­ко­то­рые «эс­ки» по­лу­чи­ли пе­ри­скоп­ные ан­тен­ны «ВАН-ПЗ», по­зво­ляв­шие при­ни­мать ра­дио­со­об­ще­ния на пе­ри­скоп­ной глу­би­не. Кро­ме то­го, на всех ко­раб­лях име­лись шу­мо­пе­лен­га­то­ры «Марс» и при­бо­ры зву­ко­вой под­вод­ной свя­зи «Си­ри­ус» или «Ве­га». В 1943—1944 го­дах все се­ве­ро­мор­ские «эс­ки» (кро­ме «С-15», «С-16» и «С-103»), бал­тий­скую «С-13» и, по не­ко­то­рым дан­ным, «С-4» ос­на­сти­ли анг­лий­ски­ми гид­ро­ло­ка­то­ра­ми «Ас­дик».

История службы

Советско-финская война 1940 года

К началу войны в строю находились три лодки серии IX, ближе к окончанию войны в строй вступили три первых лодки серии IX-бис. Все эти субмарины несли службу на Балтике и все они участвовали в боевых действиях против Финляндии. «С-1», «С-2» и «С-3» входили в 13-й дивизион подводных лодок и базировались в Таллине. «C-4», «С-5» и «С-6» входили в 16-й дивизион подводных лодок и базировались в Ленинграде, а с началом войны были переведены в Либаву. Лодки достигли некоторых успехов, однако «С-2» пропала без вести во второй половине января 1940 года. Финская сторона отрицает свою причастность к гибели лодки. Предположительно, «С-2» погибла на минах или была раздавлена льдами. Летом 2009 года обнаружена в Шведских территориальных водах поисковиками.

Великая Отечественная война

«С-1» и «С-3» IX серии к началу войны стояли на ремонте в Либаве. «С-1» была взорвана при наступлении немцев, «С-3» не имея возможности погружаться, вышла в море и была потоплена немецкими торпедными катерами. Таким образом, лодки IX серии погибли, и в войне принимали участие только 30 лодок серии IX-бис.

Балтийский флот: На Балтике «Эски» добились наибольших успехов: за годы войны они потопили 11 судов и повредили 5, но и потери здесь были максимальны. Из десяти кораблей войну пережила только «С-13», которая потопила 5 судов и повредила одно судно, в том числе в течение 10 дней были потоплены два крупных транспорта: «Вильгельм Густлофф» и «Генерал Штойбен», при этом погибло более 12 000 человек, гибель этих транспортов вошла в ряд крупнейших морских катастроф. Командир лодки и сама лодка были награждены орденом Красного Знамени.

Черноморский флот: Успехи лодок типа «Средняя» на черноморском театре военных действий были минимальны. Судоходство противника было слабым, и большинство судов имели небольшое водоизмещение. «Эски» совершили достаточно большое число боевых походов, участвовали в снабжении осаждённого Севастополя, проводили артиллерийские стрельбы по немецким пехотным позициям. «С-31» стала краснознамённой, а «С-33» — гвардейской.

Подводная лодка «С56»

Северный флот: Первые две лодки типа «С», «С-101» и «С-102», прибыли на Северный флот с Балтики в сентябре 1941 года. В 1943 году к ним присоединились ещё восемь кораблей, в том числе «С-51», «С-54», «С-55» и «С-56» прибыли из Тихоокеанского флота через Тихий и Атлантический океаны, а остальные лодки поступили с завода «Красное Сормово». В целом лодки себя показали хорошо, проявив свои мореходные и скоростные качества в операциях с конвоями, однако успехи были невелики в связи с низкой интенсивностью судоходства. Немецкая сторона признавала, что присутствие советских субмарин у северных берегов Норвегии вынуждало в максимально возможном объёме использовать для снабжения норвежской группировки войск более дорогие по сравнению с водными перевозками автомобильный и железнодорожный транспорт. «С-51», «С-56», «С-101» и «С-104» стали краснознамёнными, а «С-56» — ещё и гвардейской.

Тихоокеанский флот: К 1942 году в состав ТОФ входили 4 субмарины типа «С». По инициативе неоднократно писавшего рапорты с просьбами отправить его на фронт Г. И. Щедрина, поддержанной сперва экипажем «С-56», а затем и другими командирами и экипажами, все четыре «эски» дивизиона А. В. Трипольского были направлены на Северный флот. Вскоре вслед за ними последовали две лодки типа «Ленинец».

Послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны лодки типа «С» продолжали нести службу в составе ВМФ СССР до середины 1950-х годов. До 1948 года были достроены 8 лодок из числа заложенных до войны. Остальные, находящиеся на ранних стадиях готовности, были списаны в 1947 году и разобраны на металл. В 1949—1950 годах «С-21», «С-22», «С-23», «С-24», «С-25» перешли северным путём на Тихий океан. «С-56» последовала их примеру в 1953 году. Таким образом, она стала первой советской субмариной, совершившей кругосветное плавание, начав его ещё в годы войны переходом с Тихого океана через Панамский канал на север. Всего лодка прошла два океана и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево море, после чего вернулась по Северному морскому пути во Владивосток (Владивосток—Полярный—Владивосток).

В середине 1950-х годов «эски» постепенно были списаны: часть была отправлена в переработку, некоторые лодки подверглись переоборудованию в плавучие зарядовые станции или учебно-трениновочные станции, несколько тихоокеанских лодок были переданы военно-морским силам Китая и прослужили ещё около 15 лет в их составе. Последней из списка плавсредств советского флота выбыла УТС, переоборудованная из «С-14». Это произошло 9 февраля 1978 года.

Память

Гвардейская подводная лодка «С-56», Владивосток

Почти все выжившие лодки проекта были в разное время списаны и разделаны на металл. Частично сохранилась «С-51»: её рубка и часть корпуса установлены как памятник в Гремихе. Единственной полностью сохранившейся лодкой проекта осталась знаменитая краснознамённая гвардейская «С-56», установленная на набережной Владивостока в качестве памятника и музея.

Примечания

Литература и источники информации

Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.

http://forum.worldofwarships.ru

https://ru.wikipedia.org

Видео