Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Сражение у восточных Соломоновых островов в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Сражение у восточных Соломоновых островов

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Тестовый сервер "Песочница" BOJlOHTEP Общение танкистов 1 2016-12-10 15:45
Кто не жадный на бонус коды в World of Tank подели... СергейА Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-10 15:14
World of Tanks Слабые Места Фреди Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 14:53
прем пт STRV S-1 Igor64rus Общение танкистов 3 2016-12-10 14:46
приглашаю во взводное рк. BOJlOHTEP Общение танкистов 0 2016-12-10 12:49
World of tanks.Установил прицел Про Танки flarejg Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 12:31
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником OT4eVash. Просьба воздержаться от правок.

Сражение у восточных Соломоновых островов
Battle_of_the_Eastern_Solomons.jpg
ТВД Тихий океан
Место Соломоновы острова
Период Вторая мировая война
Характер сражения Генеральное сражение
Противники
США_флаг.png
США

Союзники:
Великобритания Великобритания

Япония_флаг.png
Япония
Командующие силами сторон
Силы сторон
2 авианосца;

1 линкор
4 крейсера;
11 эсминцев;
176 самолётов

2 авианосца;

1 легкий авианосец;
1 гидроавианосец;
1 линкор;
16 крейсеров;
25 эсминцев;
4 патрульных корабля;
3 транспорта;
171-177 самолётов

Потери
25 самолётов;

Повреждены:
1 авианосец — сильно;
90 погибших

1 легкий авианосец;

1 эсминец;
1 транспорт;
75 самолётов;
Повреждены:
гидроавианосец - сильно;
1 крейсер — сильно;
более 290 погибших

Сражение у восточных Соломоновых островов (англ. Battle of the Eastern Solomons) — третье по счету сражение авианосцев на Тихом океане, во Вторую мировую войну. Состоялось 24 августа 1942 года, между объединённой эскадрой Императорского флота Японии под общим командованием адмирала Исороку Ямамото и американским соединением TF 61 под командованием вице-адмирала Френка Флетчера в ходе многомесячного противостояния за остров Гуадалканал.

Предпосылки к сражению

Остров Гуадалканал на Тихоокеанском ТВД, летом 1942 года. (красной линией обозначена условная линия фронта между Японией и США с союзниками)

После победы в сражении у атолла Мидуэй в июне 1942 года, командование США, обратило свой взор на остров Тулага и прилегающие позиции (острова Гуадалканал и Флорида), а также острова Санта-Круз. Союзникам необходимо было остановить продвижение Императорской армии Японии вдоль Соломоновых островов и помешать оккупации Новой Гвинеи. Выполнив этот замысел, Япония перерезала бы транспортные коммуникации, связывающие США и Австралию, таким образом осуществляя блокаду и угрожая прямым вторжением последней. Это полностью исключало дальнейшее участие Австралии в войне на Тихом океане, с потерей контроля всей южной части Тихоокеанского ТВД.

В начале июня разведка донесла, что японцы, высадив на островах Тулага и Гуадалканал небольшие гарнизоны и строительные части, спешно приступили к строительству аэродрома на Гуадалканале[1]. Это сообщение значительно ускорило принятие решения — 2 июля 1942 года Объединённый комитет начальников штабов союзников издаёт директиву об оккупации островов Санта-Крус и островов Флорида (позднее в директиву были добавлены острова Тулага и Гуадалканал). Срок исполнения — 1 августа 1942 года. Операция была названа «Уочтауэр» (англ. Watchtower).

7 августа 1942 года, на островах Гуадалканал, Тулага и Флорида, высаживается (операция «Уотчтауэр») 1-я дивизия корпуса морской пехоты США (англ. United States Marine Corps (USMC)). Эта операция, известная также как «Битва за Гуадалканал», продолжалась до 9 февраля 1943 года. На тот момент, эти острова уже контролировались Японией, которая с начала лета 1942 года, высадив гарнизоны и инженерные подразделения, спешно строила авиационную базу на Гуадалканале. Десантная операция прошла успешно — аэродром был захвачен, а японские войска были оттеснены в джунгли и частично взяты в плен.

9 августа 1942 года, в ходе ночного боя у острова Саво, ВМС Японии (эскадра вице-адмирала Микавы — 5 тяжелых крейсеров, 2 легких крейсера, эсминец) удаётся разгромить группу прикрытия американских транспортов. Из 6 тяжелых крейсеров — 4 были потоплены и 1 сильно повреждён. Но эта победа практически не отражается на ходе десантной операции — транспорта были частично разгружены, а Микава, озабоченный собственными повреждениями, принял решение отходить, их не добивая.

12 августа на аэродроме Гуадалканал, получившем у американцев название «Хендерсон-Филд», сел первый американский самолёт. 17 августа была начата переброска истребителей F4F4 и Р-38, торпедоносцев/бомбардировщиков SBD, бомбардировщиков TBF и тяжелых бомбардировщиков B-17, что обеспечило США существенное преимущество в воздухе. 18 августа была предпринята попытка высадки японского десанта, но 2 передовых отряда (1500 человек) были уничтожены американской морской пехотой до прихода подкреплений. В дальнейшем японские войска ограничивались ночными налётами эсминцев, которые обстреливали аэродром, занимались снабжением и переброской небольших десантных партий.

Наступление союзников на Соломоновых островах застало противника врасплох, но японские военно-морские и сухопутные силы подготовили контрнаступление, целью которого было изгнание союзников с островов Гуадалканал и Тулаги. Это контрнаступление получило название Операция «„Ка“ Сакусэн». А военно-морские силы имели ещё одну цель — уничтожение флота союзников в южном тихоокеанском регионе, в частности авианосцев США.

Предшествующие события

Конвой, перевозивший 1411 японских солдат полка Итики Киёнао и несколько сотен морских пехотинцев из 5-го Йокосукского специального отряда морской пехоты, погруженных на три небольших транспорта, покинул японскую базу на острове Трук (Чуук) 16 августа и направился к Гуадалканалу[прим. 9]. Транспорты шли под охранением лёгкого крейсера «Дзинцу», восьми эсминцев и четырёх патрульных катеров, командовал конвоем контр-адмирал Райдзо Танака[прим. 10]. Кроме того, для поддержки конвоя из Рабаула прибыли четыре тяжёлых крейсера из состава 8-го флота под командованием вице-адмирала Гунъити Микавы. Это были те самые крейсера, которые одержали победу над флотом союзников у острова Саво. Танака планировал высадку десанта с кораблей конвоя на Гуадалканал на 24 августа. 21 августа вторая часть японских сил, участвовавших в операции Ка, покинула Трук и направилась на южные Соломоновы острова. Эти суда были разделены на три группы: «Авиационная группа» включала японские авианосцы — «Сёкаку» и «Дзуйкаку», лёгкий авианосец «Рюдзё», а также обеспечивавшие им защиту тяжёлый крейсер и восемь эсминцев под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо на «Сёкаку»; «Передовой отряд» авианосной группы, в который входило два линкора, три тяжёлых крейсера, один лёгкий крейсер и три эсминца под командованием контр-адмирала Хироаки Абэ; «Передовое соединение», состоявшее из пяти тяжёлых крейсеров, одного лёгкого крейсера, шести эсминцев и гидроавианосца («Титосэ») под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо. Кроме того, в распоряжении японцев находились 100 бомбардировщиков наземного базирования, истребителей и самолётов-разведчиков в Рабауле и на близлежащих островах. Ударная группа Нагумо располагалась в ордере между авангардом и ударной группой, что должно было уменьшить вероятность обнаружения самолётами-разведчиками США. План операции Ка предполагал, что как только авианосцы США будут обнаружены самолётом-разведчиком либо при атаке ими японских сил поддержки, авианосцы Нагумо немедленно поднимут в воздух авиацию для их уничтожения. После того, как американские авианосцы будут уничтожены или выведены из боя, «Авангард» Абэ и «Ударная группа» Кондо окружат и уничтожат остатки кораблей союзников. После этого ВМС Японии смогли бы легко нейтрализовать Хендерсон-Филд бомбардировками, в то время как высадившаяся пехота захватит острова Гуадалканал и Тулаги. В ответ на непредвиденные наземные бои между морской пехотой США, занявшей позиции на Гуадалканале, и японским десантом 19—20 августа американские авианосцы под командованием Флетчера переместились к югу от Гуадалканала со своих позиций на 400 миль[прим. 11] (640 км) 21 августа. Авианосцы США должны были поддерживать морскую пехоту, защищать Хендерсон-Филд, а также уничтожить ту часть сил флота, которая прибыла для поддержки японских солдат во время сухопутных боёв на Гуадалканале. В течение 22 августа флоты Японии и союзников двигались по направлению друг к другу. Несмотря на то, что обе стороны проводили интенсивную авиационную разведку, ни одна из сторон не обнаружила корабли противника. Тем не менее, в связи с потерей как минимум одного из самолётов-разведчиков (он был сбит самолётом с «Энтерпрайза» до того, как успел послать сообщение по радио), японцы догадывались о возможном районе нахождения авианосцев США. Американское командование, тем не менее, не могло предположить, где находился японский флот и какова была его сила[прим. 12].

Ход боя

Состав сил и характеристики сторон

Соединённые Штаты Америки США и Великобритания Австралия союзники Япония Япония
Эскадра эскорта транспортного соединения TF62,

командующий контр-адмирал Виктор Кратчли:

8-й флот ВМС Японии,

командующий вице-адмирал Гунъити Микава:

Действия сторон 25 августа

23 августа в 09:50 американский самолёт-разведчик «Каталина», базировавшийся на острове Ндени из архипелага островов Санта-Крус, обнаружил конвой Танаки. Несмотря на то, что никакой другой информации от разведчиков не поступало, для атаки конвоя были подняты две ударные группы с «Саратоги» и Хендерсон-Филд. В 14:45 с «Сары» взлетели 31 пикировщик и 6 торпедоносцев, ведомые коммандером Фелтом. Через полтора часа с Гуадалканала взлетели 23 самолёта морской пехоты. В это время Танака, понимая, что он обнаружен и будет в скором времени атакован, резко изменил курс на северо-восточный, как только «Каталина» покинула зону видимости. Поиски кораблей японцев продолжались до сумерек, но не принесли результата. Самолёты обеих поисковых групп сели на аэродром Хендерсон-Филд. Лётчики с «Саратоги», проведя беспокойную ночь (в полночь аэродром подвергся артиллерийскому обстрелу с японских кораблей), на следующий день улетели на свой авианосец.

Позднее Танака сообщил своему командованию, что потерял время, повернув на север, чтобы избежать воздушных атак союзников. Высадка японских войск на Гуадалканал была перенесена на 25 августа. Флетчеру доложили, что на эсминцах TF-18 кончается топливо. 23 августа в 18:23 японские авианосцы так и не были обнаружены, других сведений от разведки также не поступало. Считая, что в ближайшие дни столкновения не предвидится, Флетчер отправил «Уосп» с группой прикрытия в двухдневный переход к острову Эфате для дозаправки. Тем самым «Уосп» и корабли его эскорта пропустили предстоящее сражение[прим. 13].

Действия сторон 24 августа

начало

24 августа в 01:45 Нагумо отдал приказ контр-адмиралу Тюити Харе, находившемуся на лёгком авианосце «Рюдзё» в сопровождении тяжёлого крейсера «Тонэ» и эсминцев «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ», выдвинуться вперёд и нанести авиационный удар по аэродрому Хендерсон-Филд в дневное время[42]. Миссия «Рюдзё», по всей видимости, была ответом на просьбу командующего 8-м флотом в Рабауле Нисидо Цукахары оказать помощь в нейтрализации Хендерсон-Филд[43]. Также возможно, что этот отряд Нагумо хотел использовать как приманку[прим. 14], которая должна была отвлекать силы американского флота, чтобы остальная часть японской эскадры могла приблизиться к американским авианосцам необнаруженными[44], а также для прикрытия конвоя Танаки[45]. Большая часть самолётов «Сёкаку» и «Дзуйкаку» были подготовлены к вылету и находились в ожидании информации об авианосцах США. С 05:55 по 06:30 «Энтерпрайз» отправил на поиски японского флота 20 пикировщиков «Доунтлесс»[45][46], в поддержку самолётов-разведчиков «Каталина» с Ндени[47]. Находясь в 200 милях от Гуадалканала, для атаки Хендерсон-Филд «Рюдзё» поднял шесть бомбардировщиков «Кейт» и 15 истребителей «Зеро». Они вылетали двумя волнами. В 12:20 взлетели 6 «Кейтов» и 6 «Зеро». Каждый «Кейт» нёс шесть «наземных» 60-килограммовых бомб. А в 12:48 к ним присоединились ещё 9 «Зеро»[48]. Эти самолёты должны были действовать совместно с вылетевшими из Рабаула 24 бомбардировщиками «Бетти» и 14 истребителями «Зеро». Но самолёты из Рабаула не долетели до Гуадалканала: из-за плохой погоды в 11:30 они развернулись в обратный путь на свою базу[49]. Самолёты «Рюдзё» подлетели к Хендерсон-Филд в 14:23 и были встречены истребителями эскадрильи «Кактус». В результате боя три «Кейта», три «Зеро» и три истребителя США были сбиты. При этом серьёзных повреждений аэродрому нанесено не было[49][50]. В 09:35 «Каталина» энсина Баркли, осуществлявшая поиск в секторе 320—327°[прим. 15] впервые заметила отряд «Рюдзё», находившийся на расстоянии 280 миль (490 км) от американских авианосцев[51]. Это расстояние превышало радиус действия палубной авиации, поэтому Флетчер воздержался от подъёма самолётов для атаки. В 10:10 вернулись двадцать самолётов, вылетевших утром на разведку и не обнаруживших противника. С осуществлявших разведку «Каталин» и «B-17» поступало множество сообщений об обнаруженных японских крейсерах и эсминцах. Разведчики также сообщали о столкновениях с истребителями «Зеро» японцев. Но сообщений об авианосцах больше не поступало. В 11:10 с «Каталины» Баркли поступило новое сообщение об обнаружении авианосца. На этот раз расстояние до него составляло 245 миль (460 км)[52]. Это был тот же «Рюдзё», но Флетчер об этом не знал. Получив массу противоречивых донесений, он, как командующий, находился в очень тяжёлом положении и помнил о неудачах в поиске накануне и сегодня. Флетчер не знал, что это за авианосец: тот же, что был обнаружен утром, или ещё один. В его распоряжении находились только бомбардировщики с «Энтерпрайза», потому что группа Фелта, возвращавшаяся с Хендерсон-Филд, села на «Саратогу» только в 11:00. Поэтому, когда в 11:29 Кинкейд предложил поднять в воздух все имевшиеся у него самолёты, Флетчер отдал распоряжение провести дополнительный поиск в секторе 290—90°[прим. 16] на расстояние до 250 миль (470 км), держа оставшиеся самолёты на палубе в готовности к взлёту[53]. С 12:35 по 12:47 «Энтерпрайз» поднял на поиск 16 пикировщиков «Доунтлесс», 7 торпедоносцев «Эвенджер» и ещё шесть «доунтлессов» для противолодочного патруля[54].

Действия американских авианосцев

В 13:20 на радаре «Саратоги» появились множественные отметки от самолётов «Рюдзё», двигавшихся в 100 милях от американских авианосцев по направлению к Гуадалканалу. Сопоставив полученные донесения от разведчиков и направление полёта самолётов, Флетчер наконец получил так необходимые ему данные о расположении японских кораблей[48][55]. Он приказал поднять самолёты с «Саратоги» для атаки. В 13:40 взлетели 12 истребителей, пополнивших воздушный патруль, а за ними ударная волна под командой Фелта. С «Сары» взлетели 30 пикировщиков «Доунтлесс» и 8 торпедоносцев «Эвенджер» (один торпедоносец позже из-за неполадок был вынужден вернуться). Расстояние до цели было велико, поэтому Флетчер отправил атакующие самолёты без истребительного сопровождения[прим. 17]. Тем не менее, он держал оставшиеся самолёты обоих авианосцев в боевой готовности на случай обнаружения других японских авианосцев[56].

Обездвиженный «Рюдзё» (справа от центра) после атаки 24 августа 1942 года, фотография с высотных бомбардировщиков B-17. Эсминец «Амацукадзэ» (в центре внизу) отплывает от «Рюдзё» на полной скорости, а «Токицукадзэ» (плохо виден, справа от центра) держится в стороне от «Рюдзё» для того, чтобы избежать попаданий бомб «B-17» В 14:58 два торпедоносца, взлетевшие с «Энтерпрайза» на разведку, атаковали «Рюдзё» с горизонтального полёта. Сброшенные ими бомбы легли мимо цели, но сообщение о координатах японского авианосца было принято группой Фелта. Чуть позже ещё два торпедоносца из поисковой партии атаковали сопровождавший «Рюдзё» крейсер «Тонэ», но также безуспешно. Истребители воздушного патруля сбили один из этих торпедоносцев[57]. В 15:36 до группы «Рюдзё» добрались 29 пикировщиков и семь торпедоносцев с «Саратоги». Крейсер «Тонэ» и эсминцы находились на расстоянии около 5000 метров от авианосца, поэтому мало чем могли помочь своему подопечному. Истребители японского воздушного патруля также не смогли помешать атаке. Вначале Фелт разделил свои самолёты. Шесть пикировщиков и один торпедоносец должны были атаковать «Тонэ». Однако несмотря на отсутствие помех ни один пикировщик из 21, вышедших в атаку на авианосец в 15:50, не смог поразить цель[58]. Тогда Фелт перенаправил все оставшиеся самолёты на «Рюдзё». В конечном счёте шесть оставшихся пикировщиков добились попадания трёх бомб в японский авианосец. Вышедшие в атаку торпедоносцы попали одной торпедой в машинное отделение с правого борта[59]. На «Рюдзё» погибло 120 человек. Из-за серьёзных разрушений команда покинула авианосец в темноте, затопив корабль. «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ» занимались спасением пилотов, вернувшихся самолётов «Рюдзё», которые приводнялись в океан поблизости. В это же время несколько американских бомбардировщиков «B-17» атаковали неподвижный «Рюдзё», но дополнительных попаданий не добились[прим. 18]. После завершения спасательной операции оба японских эсминца и «Тонэ» присоединились к основной группе Нагумо[60]. Семь «B-17» с Эспириту-Санто также атаковали «Дзуйкаку» и «Сёкаку» между 17:50 и 18:19, но не причинили никакого ущерба, кроме одного сбитого «Зеро»[61].

Действия японских авианосцев

В 14:25 японский самолёт-разведчик с крейсера «Тикума» обнаружил американские авианосцы. Несмотря на то, что самолёт-разведчик был сбит, он успел передать координаты, и Нагумо приказал немедленно поднять самолёты с «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Первая волна самолётов, 27 пикировщиков «Вэл» и 15 «Зеро», поднялись в 14:50 и направились к авианосцам «Энтерпрайз» и «Саратога». Примерно в то же самое время два американских самолёта-разведчика наконец обнаружили главные силы. Тем не менее, из-за проблем со связью их отчёты так и не были получены Флетчером. Два американских разведчика атаковали «Сёкаку» перед тем как вернуться, причинив незначительный ущерб. Вторая волна из 27 «Вэлов» и 9 «Зеро» была поднята с японских авианосцев в 16:00 и направилась к югу, по направлению к американскому флоту. Авангард Абэ также выдвинулся вперёд, рассчитывая встретиться с кораблями союзников после заката солнца[62][63]. 5 «Зеро» вернулось для защиты японских авианосцев из-за атаки американских самолётов-разведчиков. В 16:02, когда ещё не была получена однозначная информация о местоположении японских авианосцев, радары американских кораблей засекли первую волну японских самолётов. К этому времени в воздухе находились 53 истребителя «Уайлдкет» с обоих американских авианосцев. Большой проблемой стало соблюдение «радиодисциплины». Воздушный патруль, противолодочный патруль из нескольких «Доунтлессов» и возвращавшиеся на авианосцы самолёты все работали по радио на одной частоте[64]. Часто скучавшие пилоты вели разговоры совершенно не по делу. При появлении японских самолётов эфир также заполнила масса сообщений об обнаруженных самолётах противника. На радаре отметки от самолётов смешались друг с другом, так что было затруднительно определить где находятся самолёты японцев. Все это мешало офицерам наведения истребителей выполнять свою задачу[65]. Проблемы со связью, сложности с определением принадлежности самолётов, несовершенство процедур управления, а также эффективная защита японских пикировщиков истребителями эскорта предотвратили практически все атаки американских истребителей на японские пикировщики до атаки американских авианосцев[66][67]. Непосредственно перед атакой японских пикировщиков «Энтерпрайз» и «Саратога» очистили палубы, отправив все самолёты на поиски японских авианосцев. Этим самолётам была дана команда лететь на север и атаковать все обнаруживаемые цели либо вылететь из зоны сражения и вернуться после боя[68].

Японский пикировщик «Вэл», предположительно пилотируемый Ёсихиро Идой, сбитый огнём ПВО непосредственно над «Энтерпрайзом»[69]. В 16:29 японские пикировщики начали атаку. После нескольких попыток атаковать «Саратогу» пикировщики переместились для атаки к ближайшему к ним авианосцу, «Энтерпрайзу». «Энтерпрайз» стал целью почти всех атак японских самолётов. Несколько «уайлдкетов» атаковали японские пикировщики во время пикирования, несмотря на интенсивный огонь артиллерии ПВО «Энтерпрайза» и кораблей эскорта[70][прим. 19]. В итоге ПВО кораблей кроме нескольких «Вэлов», сбила также и четыре «уайлдкета»[71]. Бомбы первых 9 «Вэлов» не достигли «Энтерпрайза», так как им противостояла эффективная противовоздушная оборона, а корабль совершал манёвры уклонения. Тем не менее, в 16:44 бронебойная бомба с взрывателем замедленного действия попала в полётную палубу рядом с кормовым самолётоподъёмником и, пробив три палубы, взорвалась ниже ватерлинии, убив 35 и ранив более 70 человек. В результате затопления нескольких отсеков «Энтерпрайз» получил небольшой крен, но повреждения корабля были некритическими[72]. Через 30 секунд бомба со следующего «Вэла» попала всего в 4,5 метрах от места попадания первой бомбы. Взрыв произошёл в снарядном погребе 127-миллиметровых универсальных батарей и лишил жизни 35 человек их расчёта, а на корабле возник второй очаг пожара[72].

Взрыв третьей бомбы, сброшенной погибшим при атаке Кадзуми Хори, на палубе «Энтерпрайза»[69] Минутой позже, в 16:46, третья и последняя бомба попала в полётную палубу «Энтерпрайза» ближе к носу от двух первых попаданий. Эта бомба взорвалась на верхней палубе, образовав трёхметровую дыру в палубе и не причинив других разрушений[72]. После этого четыре «Вэла» переключились с «Энтерпрайза» на линкор «Норт Кэролайн», но ни одна из их бомб не достигла цели, и все они были сбиты ПВО и истребителями. Атака завершилась в 16:48. Оставшиеся японские самолёты малыми группами вернулись на свои корабли[69][73].

Поражение Читосе

Обе стороны считали, что они нанесли больший урон, чем это было на самом деле. Американцы считали, что они сбили 70 японских самолётов, в то время как их было всего 42. Реальные потери японцев во время атаки составили 25 самолётов, включая севшие в океан. Однако большая часть экипажей потерянных самолётов не была спасена. Японцы, в свою очередь, ошибочно считали, что тяжело повредили оба американских авианосца, в то время как повреждён был только один. Американцы потеряли только 6 самолётов, большая часть экипажей была спасена[74]. Несмотря на то, что «Энтерпрайз» был тяжело повреждён и на нём возник пожар, спасательные команды смогли провести восстановительные работы, и уже в 17:46 авианосец стал принимать самолёты. На тушение пожара и ремонт ушёл всего один час[75]. В 18:05 самолёты с «Саратоги» вернулись после атаки «Рюдзё» и приземлились без серьёзных инцидентов[76]. Вторая волна японских самолётов прибыла для атаки американских авианосцев в 18:15, но не смогла найти корабли из-за проблем с передачей информации и вернулась на свои корабли, потеряв в результате 5 самолётов по небоевым причинам[77][78]. Большая часть американских самолётов, поднятых перед прибытием первой волны японских самолётов, не нашли целей и вернулись с полным боекомплектом. Тем не менее, пять «эвенджеров» с «Саратоги» обнаружили ударную группу Кондо и атаковали гидроавианосец «Титосэ». В результате двух попаданий небронированное судно получило тяжёлые повреждения[79][прим. 20]. Часть американских самолётов с авианосцев приземлилась на аэродроме Хендерсон-Филд или вернулась с наступлением темноты[80]. Американские корабли повернули на юг, чтобы избежать ночной встречи с японскими линкорами и крейсерами. Авангард Абэ и ударная группа Кондо направились на юг на перехват американских авианосцев и около полуночи достигли точки, в которой американские корабли были днём 24 августа. Не обнаружив американские корабли, они развернулись на обратный курс и ушли из района сражения, опасаясь дневных атак американских самолётов. Авианосное соединение Нагумо, понеся тяжёлые потери в самолётах и испытывая недостаток топлива, также повернуло на север[81][82].

Действия сторон 25 августа

Полагая, что американские авианосцы получили в сражении тяжёлые повреждения, конвой Танаки снова двинулся на Гуадалканал. Около 08:00 25 августа в 150 милях (240 км) от места высадки к конвою Танаки присоединились пять эсминцев, которые ночью обстреляли Хендерсон-Филд, причинив аэродрому небольшие повреждения[83][84][прим. 21]. В 08:05 18 американских самолётов с Хендерсон-Филд атаковали конвой Танаки, нанеся тяжёлые повреждения крейсеру «Дзинцу». Было убито 24 человека, при этом сам Танака потерял сознание. Получив серьёзные повреждения, начал тонуть войсковой транспорт «Кинрю Мару». Танака приказал эсминцу «Муцуки» снять с транспорта десант и экипаж. В 10:15 над соединением появились B-17 с Эспириту-Санту. Капитан «Муцуки» Кэндзи Хатано не обратил на них внимание, так как считалось что атаки кораблей горизонтальными бомбардировщиками неэффективны, и продолжил операцию по спасению. Но в результате атаки B-17 в эсминец попало три бомбы, и он затонул. Это был первый японский корабль, потопленный горизонтальными бомбардировщиками. После того, как его вытащили из воды, Хатано признался: «Даже B-17 могут однажды добиться попадания!»[85]. Пришедшего в сознание, не получившего ранений, но шокированного Танаку перевезли на эсминец «Кагэро», оставив «Дзинцу», и отправили на Трук, а конвой тем временем направился на японскую базу на Шортлендских островах[86][87][88][прим. 22]. И японские, и американские корабли вышли из зоны сражения и ушли в сторону своих баз. Японский флот ненадолго задержался у северных Соломоновых островов, вне досягаемости самолётов с Хендерсон-Филд, перед тем как окончательно вернуться на Трук 5 сентября[89].

После боя

.

В завершение сражения американскими самолётами с аэродрома Хендерсон-Филд был потоплен японский эсминец «Асагири», а два других эсминца были тяжело повреждены 28 августа в 70 милях (130 км) к северу от Гуадалканала в проливе Слот[90][91]. В сражении за Гуадалканал наступило двухмесячное затишье, прерванное сухопутным сражением за хребет Эдсона 13 сентября и морским боем у мыса Эсперанс в ночь с 11 на 12 октября. «Энтерпрайз» был отправлен в Перл-Харбор на капитальный ремонт, завершившийся 15 октября 1942 года[92]. На юг Тихого океана он вернулся 24 октября, непосредственно перед боем у островов Санта-Крус, где снова встретился с «Сёкаку» и «Дзуйкаку»[93].

Значение сражения

Американские специалисты, анализируя действия адмирала Флетчера, высказывают ряд критических замечаний. Отмечается, что уход «Уоспа» на дозаправку топливом не был столь уж необходим. На борту эсминцев его эскорта было ещё достаточно топлива[37]. Воспринимая положительно уклонение от ночного артиллерийского боя с японцами и увод американского соединения к югу, они критикуют последовавший за этим вывод из зоны боевых действий не пострадавшей «Саратоги». Учитывая неясность дальнейших действий японцев, её самолёты могли понадобиться для прикрытия Гуадалканала. Американский историк Самуэль Элиот Морисон отмечает, что: «Флетчер выиграл этот бой только потому, что японцы оказались ещё более робкими, чем он сам»[94]. Анализируя этот бой, американские моряки сделали для себя определённые выводы. Положительно было воспринято увеличение количества истребителей после Мидуэя с 23 до 36 на каждом авианосце. Вместе с тем, отмечалось несовершенство системы опознавания, необходимость улучшения системы управления и наведения истребителей, необходимость наличия истребителей, способных прикрывать пикировщики и торпедоносцы в дальних полётах[95]. Не утихали и споры о диспозиции авианосцев в бою — должны ли они быть разделены или сосредоточены. Капитан «Энтерпрайза» Артур К. Дэвис заявлял: « Совместные действия более чем 2 авианосных групп слишком сложны. Это приводит к неизбежным задержкам в визуальной связи, а также к задержкам и сложностям в тактическом управлении. Сомневаюсь, что любое количество учений и тренировок смогут исправить внутренние недостатки этой схемы настолько, чтобы она начала отвечать требованиям боевой обстановки. Когда авианосные оперативные соединения действуют вместе, их объединение в сложный строй редко будет являться необходимостью, его следует избегать насколько это возможно... Гибкость и скорость операций также уменьшаются сложным строем. Мы не должны применять такой строй, когда нужны немедленные действия. Мы начинаем бояться, что изменим строй, и мы начинаем бояться, что не изменим его. Далее, исключением, а не правилом должны быть совместные действия авианосных соединений на дистанции менее 10 миль друг от друга. Эта дистанция должна составлять 15 – 20 миль, если совместные действия всё-таки необходимы. Суть в том, что попытка совместных действий подставляет под удар оба корабля, когда расстояние слишком мало. 24 августа «Саратога» отчасти совершенно случайно оказалась довольно далеко от «Энтерпрайза», в противном случае она почти наверняка была бы тоже атакована[96]. » Адмирал Флетчер придерживался противоположного мнения: « Мои последние впечатления таковы, что тремя оперативными соединениями руководить столь же легко, как и двумя. Я уверен, что и 4 соединения могут действовать совместно без больших трудностей. Преимущества такой концентрации воздушных сил будут значительно больше, чем любые ее недостатки... Когда мы перейдем в наступление, будет наблюдаться тенденция все больше увеличивать число авианосцев, действующих совместно. Я не согласен с предложением держать авианосцы на расстоянии 15 – 20 миль, когда бой становится неизбежным. Для атакующей авиагруппы совершенно безразлично, 5 или 20 миль разделяют авианосцы, но для защиты это может иметь огромное значение. Когда расстояние между авианосцами составляет 15 – 20 миль, всегда существует опасность, что не удастся бросить в бой все истребители, как это случилось при Мидуэе, где лишь одна из трёх американских истребительных эскадрилий участвовала в бою[96]. » Японский флот проявил себя в этом сражении не с лучшей стороны, вёл себя очень нерешительно и упустил ряд возможностей нанести дополнительный урон противнику. Были привлечены громадные силы для оказания поддержки конвоя с десантом, но они не смогли обеспечить высадку десанта[94]. Японское авианосное соединение, в задачи которого входило уничтожение американских авианосцев, отступило, хотя оба тяжёлых авианосца были целы, а американский «Энтерпрайз» сильно поврежден. Крейсера 8-го флота упустили возможность обстрела аэродрома Хендерсон-Филд в ночь с 25 на 26 августа. Это позволило затем американским самолётам беспрепятственно атаковать лишённый поддержки с воздуха конвой Танаки[97]. Сражение у восточных Соломоновых островов не было решающим боем. Оно стало лишь одним из многих в череде сражений Гуадальканальской кампании[98]. В целом считается, что этот бой был в большей мере тактической и стратегической победой американского флота, так как японский флот потерял больше кораблей, самолётов и их экипажей[99]. Несмотря на то, что сухопутные войска из конвоя Танаки все равно позже были выгружены с эсминцев на Шортлендских островах и перевозились на Гуадалканал частями[100], первоначальный план захвата японцами Гуадалканала был сорван[98]. А японские войска высаживались уже без большей части тяжёлого вооружения, начиная с 29 августа 1942 года[101]. Сражение у восточных Соломоновых островов было однозначно выигрышным для американцев в войне на истощение ресурсов. США потеряли в сражении только семь членов экипажей. В то же время японцы потеряли 61 опытного авиатора[102][прим. 23], что в отсутствие подготовленного резерва и при ограниченных возможностях подготовки новых экипажей привело к значительным трудностям с их замещением[2]. Подводя итоги битвы, историк Ричард Б. Фрэнк (англ. Richard B. Frank) пишет: В битве у восточных Соломоновых островов безусловно победили американцы, однако за исключением сокращения числа опытных японских лётчиков эта победа не имела значительного долгосрочного эффекта. Подкрепления (японские), которые не были доставлены медленными транспортами, вскоре попали на Гуадалканал другим путём. Оригинальный текст (англ.)

Примечания

  1. Япония вела строительство аэродрома на острове Гуадалканал — конвоируемыми пленными корейцами, под руководством японских инженеров.

См. также

Литература и источники

Галерея

Видео