Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

HACS в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

HACS

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Почему в СССР выпуск танков был важнее производств... dan Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-10 12:08
Если женщина пенсионного возраста стала играть в о... bigusha Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-10 11:26
6 чувство для world of tanks ОСЕРЫЙО Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-10 10:50
Помогите решить задачу на Python! Срочно! qmax89 Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-10 10:07
Потянит ли ноут GTA 5 и танки в HD Street Вопросы по игре World of Tanks 6 2016-12-10 09:43
А вы читали viktor55 Общение танкистов 1 2016-12-10 09:29
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
High Angle Director Tower на HMS King George V
HACS (англ. High Angle Control System) — система управления зенитным огнем (зенитный директор) Королевского военно-морского флота Великобритании, использовавшаяся в годы Второй Мировой войны. Система предназначалась для повышения точности корабельных зенитных орудий путем расчета необходимого упреждения для поражения цели, основываясь на данных дальномеров и радаров.

История создания и развития

Предпосылки появления

По окончанию Первой Мировой войны Имперский комитет обороны Великобритании созвал специальную комиссию по противовоздушной обороне. Ее целью стало выработка рекомендаций по защите кораблей Королевского флота от авианалетов. Итогом работы комиссии стала рекомендация «рассматривать основной угрозой для кораблей горизонтальное бомбометание», поскольку для вертикального бомбометания требовалось создание специализированных самолетов и комиссия обозначила его как маловероятный. Итог комиссии подтвердили и Королевские Воздушные силы.

Орудия QF 4,7 Mk. XII

По расчетам комиссии, средний расчетный угол возвышения орудий на момент перехвата должен составлять около 18°, потому комиссия рекомендовала не ставить на корабли башни с максимальным углом возвышения выше 40°. Также рекомендовалось делать упор на перехват вражеских самолетов на дальней дистанции, поскольку считалось, что в составе флота корабли будут редко подвергаться близким контактам с самолетами противника.

Все эти причины привели к тому, что на корабли 1930х годов выпуска для орудий QF 4.5-inch Mark III и QF 4.7-inch Mark IX устанавливались башни CP Mark XIX и CP Mark XXII, обладающие максимальным углом возвышения в 40° и 50° соответственно. Данное техническое ограничение сделало определяющим фактором точность стрельбы на дальние дистанции, вследствие чего Британское Адмиралтейство поставило перед компанией Vickers LTD задачу разработки системы наведения зенитных орудий, призванной повысить точность стрельбы и нивелировать проблемы наведения, связанные с движением корабля и человеческим фактором. Позже максимальный угол возвышения выпускаемых орудий повысился, что вкупе с последующим развитием системы HACS дало необходимый уровень защиты от воздушных атак.

Создание системы и ее последующее развитие

Пример диаграммы дальности, построенной HACS

Система была названа HACS — High Angle Control System, по аналогии с уже существовавшей системой наведения главного калибра Low Angle Control System. Первая модель HACS, разработанная в конце 1920х годов, не могла предсказывать траекторию движения самолета, ее вычисления были основаны на допущениях, что самолет с момента поступления информации до момента разрыва выпущенного снаряда не изменит траекторию, высоту и скорость движения. Она была установлена в 1931 году на корабль HMS Valiant. Дальнейшие модификации уже учитывали возможную скорость изменения высоты самолета, но вплоть до Mark IV HACS оставалась нетахиметрической системой, то есть системой, передающей информацию наводчикам и получающей информацию от специальных наблюдателей.

В 1940 году была создана HACS Mark IV, которая существенно отличалась от предыдущих систем:

  • Начиная с Mark IV, с системой стали связывать корабельные радары, которыми Королевский флот оснащал военные корабли. Данное нововведение заменило дальномеры и информация о местоположении цели стала передаваться в HACS автоматически.
  • Был добавлен Gyro Rate Unit — аналоговое устройство, позволявшее точно оценить высоту и направление движения самолета. Оно также автоматически передавало информацию в систему HACS, взаимодействуя и дополняя радар. Тем не менее, GRU не мог учитывать направление и скорость ветра и эти поправки приходилось вводить самостоятельно.
  • Была улучшена встроенная в орудийные башни автоматическая система установки таймера предохранителя снарядов, получавшая информацию от HACS.

Все это сделало систему HACS тахиметрической, то есть автоматически получавшей информацию о воздушных объектах и генерирующей предполагаемый график их траектории.

Описание и устройство HACS

Схема работы системы HACS

Для работы системы HACS была необходима сложная подготовка и хорошо обученная команда. Ниже приводится примерное описание работы High Angle Control System:

  • Первичная информация о появлении вражеских самолетах поступала от радара на радарный пост, откуда далее она передавалась на марс.
  • Далее, получив визуальное подтверждение, информация с марса передавалась на High Angle Director Tower - специальную открытую башню с размещенным в ней оборудованием для определения скорости и высоты самолета. Обнаружив цель, команда HADT осуществляла замеры и передавала информацию в вычислительную систему High Angle Table. Одновременно с этим информация поступала в ABU - Auto Barrage Unit.
  • Основываясь на данных, полученных от радарного поста, марса, ABU и HADT, High Angle Table рассчитывал необходимые параметры и составлял график дальности и позиции самолета. Полученная информация затем передавалась на зенитные орудия.
  • После получения информации на посту орудия производилась наводка, заряжание и установка таймеров снаряда на нужное время разрыва.

Дополнительные системы и аналоги

Fuze Keeping Clock

По причине сложности и дороговизны оборудования, Великобритания не могла оснастить все корабли системой HACS. Для решения этой проблемы была создана Fuze Keeping Clock - упрощенная система управления зенитным огнем, разработанная в 1938 году. FKC являлась нетахиметрической системой и была ограничена максимальной скоростью объекта в 460 км/ч.

Информация в FKC поступала от дальномерного поста, радаров и гироскопического оборудования, обеспечивая вычислительный центр нужными данными, такими как высота, скорость, дистанция и направление движения объекта. Как и в системе HACS, вычислительный центр обеспечивал наводчиков орудий точными данными таймера взрыва и углов возвышения и горизонтальной наводки, но проигрывал в скорости обработки информации.

Auto Barrage Unit

Также вместе с HACS или FKC на корабли ставился Auto Barrage Unit - специальный компьютер для обеспечения заградительного огня. Он получал информацию от радаров и был предназначен для зенитного огня из орудий, которые изначально для этого не предназначались.

Основываясь на показаниях радара, ABU вычислял необходимое время задержки предохранителя снаряда для орудий средних калибров, не занятых в ведении зенитного огня. Затем корабль наводил орудия в сторону самолета и давал залп, создавая заградительный барьер из разрывов на расстоянии от 900 до 4500 метров. Данная мера являлась довольно эффективной при большом количестве самолетов противника, однако против одиночных целей обычно была бессильна.

Эффективность

Система HACS показала себя довольно эффективно с самого начала войны. Оснащенный усовершенствованной системой HACS Mark IV, крейсер HMS Fiji успешно отражал атаки немецких самолетов, прикрывая спасение экипажа эсминца HMS Greyhound и был потоплен лишь после истощения боезапаса.

Также Королевский флот приводит данные по эффективности HACS, основываясь на количестве сбитых и поврежденных самолетов противника:

  • Количество сбитых самолетов с сентября 1939 года по 28 марта 1941 года:
    • Подтвержденных: 234
    • Неподтвержденных: 116
    • Поврежденных: 134
  • Количество сбитых самолетов с сентября 1939 года по 31 декабря 1942 года:
    • Крупными кораблями (на которых, наиболее вероятно, стояла система HACS или FKC):
      • Подтвержденных: 524
      • Неподтвержденных: 183
      • Поврежденных: 271
    • Малыми кораблями (система FKC или HACS отсутствовала):
      • Подтвержденных: 216
      • Неподтвержденных: 83
      • Поврежденных: 177

Список кораблей с установленной системой HACS

High Angle Director Tower на HMS King George V

Ниже приводится список кораблей с установленной системой HACS на август 1940 года:

  • HACS Mk I:

HMS Norfolk, HMS Eagle, HMS Exeter, Тяжелые крейсера типа York.

  • HACS Mk II:

Нет данных.

  • HACS Mk III:

HMS Ajax, HMS Galatea, HMS Arethusa, HMS Coventry, HMAS Hobart, HMAS Sydney, HMAS Perth, HMS Penelope, HMS Southampton, HMS Newcastle, HMS Malaya, HMS Hood, HMS Australia, HMS Nelson, HMS Royal Sovereign, HMS Barham, HMS Resolution, Cairo, HMS Revenge, HMS Calcutta, HMS Carlisle, HMS Curacoa, HMS Exeter, HMS Adventure, HMS Warspite.

  • HACS Mk IV:

HMS Queen Elizabeth, HMS Birmingham, HMS Sheffield, HMS Glasgow, HMS Aurora, HMS Liverpool, HMS Manchester, HMS Gloucester, крейсеры типа Dido и Fiji, HMS Forth, HMS Maidstone, HMS Renown, HMS Valiant, HMS Illustrious, HMS Formidable, HMS Ark Royal, HMS King George V, HMS Prince of Wales.

  • HACS Mk V:

HMS Duke of York, HMS Anson, HMS Howe, HMS Indomitable, HMS Implacable.

Источники

  1. John Campbell Naval Weapons of World War II. — London: 1985.
  2. British Mechanical Gunnery Computers of World War II
  3. HACS
  4. The British High Angle Control System (HACS)
  5. Fire Control Systems
  6. Руководство по использованию High Angle Control System (часть 1)
  7. Руководство по использованию High Angle Control System (часть 2)