Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

HMS Queen Elizabeth (1913) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

HMS Queen Elizabeth (1913)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Какой танк быстрее всего разгоняется в World of Ta... leonid200099 Вопросы по игре World of Tanks 3 2016-12-06 09:52
Не могу запустить World Of Tanks Арканит Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-06 08:13
Аккаунт world of tanks Люди!!! Завтра днюха!!! Про... зщ8шгл Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-06 09:15
Ап M46 Patton KR - это перебор ? GreyWolf Вопросы по игре World of Tanks 4 2016-12-06 10:04
Инвайт-код до 01.01.2018 Додик Раздача аккаунтов World of Tanks 2 2016-12-06 02:45
Стоит ли покупать кв4? (wot) насколько он ужасен? Cosmillex Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 23:53
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск

HMS Queen Elizabeth

HMS_Queen_Elizabeth_(1913).jpg
HMS Queen Elizabeth
Служба
Великобритания
Великобритания
Исторические данные
21 октября 1912 Заложен
16 октября 1913 Спущен на воду
22 декабря 1944 Выход на испытания
январь 1915 Сдан
19 марта 1948 Выведен из боевого состава
07 июля 1948 Сдан на слом
Общие данные
29 150 / 33 000т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
182,9 (196,8) / 27,58 / 9,02 (9,35)м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
925/951чел. Общая численность
Бронирование
330-152/мм. Пояс/борт
76-25мм. Палуба
254-102мм. Барбеты
330/280//108мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
279мм. Боевая рубка
102мм. Румпельное отделение
Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 8 (4 × 2) × 381-мм орудий BL 15 inch Mk I.

Артиллерия вспомогательного калибра

  • 16 (16 × 1) × 152-мм орудий BL 6 inch Mk XII.

Артиллерия ПВО (добавлены)

  • 2 (2 х 1) х 76-мм орудий QF 3-inch 20 cwt.
Однотипные корабли
HMS_Queen_Elizabeth_Herald.jpg
HMS Queen Elizabeth (рус. «Королева Елизавета») — линейный корабль третьего поколения Королевских ВМС Великобритании. Является качественным развитием линейных кораблей после аналогов HMS Dreadnought с орудиями главного калибра 305-мм и аналогов HMS Orion с орудиями главного калибра 343-мм. Построен серией из пяти кораблей: HMS Queen Elizabeth (1913), HMS Warspite (1913), HMS Barham (1914), HMS Valiant (1914), HMS Malaya (1915). HMS Queen Elizabeth - второй после HMS Dreadnought корабль, ввергший в смятение адмиралов и кораблестроителей всех стран, считался лучшим линейным кораблем Первой мировой войны.


« Бросая ретроспективный взгляд на историю наших больших кораблей, мы можем отметить несколько кораблей, выделявшихся своим красивым силуэтом и исключительными боевыми качествами, такие как «Ахиллес», «Дредноут», «Маджестик», «Дредноут» (1905 г.) и «Тайгер». К ним нужно добавить «Куин Элизабет» как наиболее совершенный образец искусства проектирования боевых кораблей.
док. Оскар Паркс
»

Содержание

Общие сведения

Линейные корабли типа Queen Elizabeth стали качественно новым витком в развитии тяжелых боевых кораблей, именно с появлением HMS Queen Elizabeth термин «Дредноут» выходит из оборота и корабли этого класса начинают называть «Линейный корабль». Они имели две отличительные характеристики — исключительно нефтяные котлы, хотя в то время истинное значение этого нововведения не было оценено в полной мере, и как следствие высокую скорость и орудия, противостоять которым не могла броня ни одного из существующих в то время дредноутов. Эти линкоры дали старт очень опасной тенденции — разбалансировке наступательных и оборонительных характеристик корабля. Они могли уничтожить любой корабль противника, но сами были защищены ничуть не лучше, чем гораздо более слабые немецкие линкоры типа König.
Блестящие качества линкоров этого типа как-то отодвинули в тень линкоры следующей серии R[1], а Адмиралтейство Великобритании на время приостановило строительство линейных крейсеров[2].
Среди своих собратьев по классу в других странах HMS Queen Elizabeth в начальный период Первой мировой войны не имел себе равных (см. таблицу «Сравнительные характеристики линкоров разных стран»). Более-менее достойные соперники начали появляться в 1916—1917 годах. Корабль не зря получил имя монаршей особы. Королева Елизавета I (1558—1603) много сделала для развития торгового и военного флота Великобритании. Во время ее правления в 1588 году англичане разгромили испанский флот («Непобедимую армаду»)[3].

Сравнительные характеристики линкоров разных стран
Наименование
Страна
Год спуска на воду/ввода в строй
HMS Queen
Elizabeth
Великобритания
1913/1915
HMS Iron Duke
Великобритания
1912/1914
SMS König
Германия
1913/1914
SMS Bayern
Германия
1915/1917
Bretagne
Франция
1913/1915
Andrea Doria
Италия
1913/1916
SMS Viribus Unitis
Австро-Венгрия
1911/1912
USS New York
Соединённые Штаты Америки
1912/1914
Полное водоизмещение, тн 31 500 29 560 28 600 32 200 25 000 24 729 21 595 28 400
Удельная мощность турбин на тонну полного водоизмещения, л.с. 1,78 / 2,381 0,98 1,08 1,09 1,16 1,21 1,25 0,96
Скорость максимальная, уз 24 21 21 22 20 21 20 21
Бортовое бронирование, главный пояс, мм 152-330 102-305 80-350 120-350 160-270 254 150-280 305
Бронирование палуб, мм 25-76 25-64 60 60-70 40 98 30-48 63
Бронирование башен ГК, мм до 330 до 280 до 300 до 350 до 340 до 280 до 280 до 356
Орудия ГК (кол-во х калибр, мм) 8 х 381 10 х 343 10 х 305 8 х 380 10 x 340 13 x 305 12 x 305 10 x 356
Дальность стрельбы, км 21,7 21,7 20,4 24,5 14,5 (21)2 24,6 20 21,4
Бронепробиваемость на 15 км, мм 3563 229 2304
Скорострельность, выстрел/мин 1,5-2 1,5-2 1-2 1,5-2 1 1,5-2 1,5-2 1-1,5
Пояснение к таблице:

1) Обычная / При форсировке.
2) При принятии в строй угол наклона орудий ГК был 14 град., потом его увеличили до 18.
3) По данным на 1935 год.
4) На расстоянии 100 кабельтов (18,5 км).

История создания

Предпосылки к созданию

Агадирский кризис

В 1911 г. немцы спровоцировали так называемый Агадирский кризис, который держал Европу в напряжении в течение нескольких месяцев. Франция оккупировала город Фес в Марокко, в ответ Германия заявила о своих интересах в Агадире (порт в Марокко) и прилегающих районах, хотя она не имела там ни собственности, ни торговли. Для подкрепления серьезности своих притязаний немцы направили в этот район канонерскую лодку «Пантера», которая бросила якорь у Агадира. Когда Британское правительство попросило обьяснений, Германия хранила молчание на протяжении многих недель.
В то же время в Германии был принят новый Морской закон, предусматривавший увеличение запланированных к строительству линейных кораблей на 50 % — предполагалось что через 6 лет Германия будет иметь в строю 25 линейных кораблей.
Агадирский кризис и неуклонное проведение немцами политики наращивания морской мощи заставили министра финансов Великобритании Ллойда Джорджа изменить свои пацифисткие взгляды и в Британии, следуя идеологии «Владения морем», была принята новая шестилетняя программа строительства линейных кораблей.

«Владение морем»

На рубеже XIX—XX веков на основе взглядов американского контр-адмирала Мэхэна и английского вице-адмирала Коломба, сложилась идеология «Владения морем». Частным принципом этой идеологии было то, что флот Англии должен был быть сильнее двух наиболее крупных флотов других стран, вместе взятых.
Но в период Агадирского кризиса, Британия поняла, что не сможет удерживать количественного превосходства — германская промышленность того периода демонстрировала замечательные успехи. В итоге было принято решение поддерживать число линейных кораблей на 60 % больше, чем в немецком флоте. А недостаток количества, компенсировать качественными характеристиками кораблей[4].
Британская Военная Коллегия решила, что для сдерживания Флота Открытого моря 1914—1915 гг. необходима 25-уз скорость. Но осуществить это при сохранении угольного отопления котлов было невозможно. Переход на жидкое топливо, решал эту проблему и к тому же позволял сэкономить несколько сот тонн веса, но зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока пугала британское правительство. После жаркой дискуссии Черчилль настоял на принятии решения о скупке акций иранских нефтяных компаний. Правительство заключило соглашение с Англо-Персидской нефтяной компанией, и первые инвестиции в два миллиона фунтов стерлингов (позже увеличенные до пяти миллионов) обеспечили будущие поставки топлива для флота и позволили приобрести контрольный пакет акций в нефтяных корпорациях, цена которых впоследствии выросла до десятков миллионов, что привело к значительной экономии в расходах Адмиралтейства на нефть.

Огневая мощь

Когда Черчилль получил портфель Первого Лорда, расчеты и планы для кораблестроительной Программы 1912 г. были уже подготовлены. Программой предусматривалось строительство кораблей с 343-мм орудиями (3 линкора и 1 линейный крейсер). Но в это время стало известно, что США и Япония строят линкоры, вооруженные 356-мм орудиями, и это вызывало сомнения в ценности имеющихся проектов. Больше того, поступила информация (она оказалась ложной), что и германские линкоры типа König получат такую же артиллерию. Очевидным решением создавшейся проблемы мог стать переход на 356-мм артиллерию, однако Черчилль предложил «перескочить» через 356-мм калибр и сразу перейти к 381-мм. Проект такого орудия уже имелся, но к изготовлению опытного образца еще не приступали. Возникла дилемма: поскольку закладка киля нового линкора должна была произойти вовремя, оставалось либо вооружать корабль недостаточно испытанной артиллерией, либо орудиями, которые не превосходили бы иностранные. В конечном итоге было принято довольно рискованное решение строить корабли Программы 1912 с 381-мм артиллерией главного калибра.

Предшественники

Первым кораблем, основавшим новый класс кораблей во флоте, стал британский HMS Dreadnought, построенный по принципу «all-big-gun» — «только большие пушки». Следующий тип кораблей Bellerophon, устранил ряд недостатков первого линкора: HMS Dreadnought не очень хорошо всходил на волну, что причиняло некоторые неудобства для экипажа в свежую погоду; размещение мачты сразу за первой трубой было неудачным, так как пост управления артиллерийской стрельбой нередко бывал окутан дымом. Следом последовали корабли типа St. Vincent, по сути слегка увеличенные Bellerophon.
Первым линкором, существенно отличавшимся от HMS Dreadnought, стал HMS Neptune. Это первый английский линкор с башнями, возвышающимися одна над другой, и броневой палубой против авиабомб. Размещение башен позволяло всем 10 орудиям вести огонь на один борт.
Но принципиально новым кораблем, линейным кораблем второго поколения, стал HMS Orion. Не только потому, что на этом корабле были установлены более мощные 343-мм орудия. На этом корабле был реализован принцип размещения орудий главного калибра в диаметральной плоскости (все башни ГК в один ряд) — впервые примененный на американском линкоре USS Michigan — , который сохранялся, пока не умер класс линкоров. Корабли следующего типа King George V были в сущности, увеличенные и усовершенствованные Orion. Дальнейшим развитием этого типа линкоров стали Iron Duke, отличающиеся от King George V лишь противоминной артиллерией. Разумеется, именно HMS Iron Duke стал основой для проектирования HMS Queen Elizabeth, как наиболее совершенный корабль того времени.

Проектирование

HMS Orion: расположение артиллерии главного калибра
HMS Queen Elizabeth: расположение артиллерии главного калибра

Первоначальный проект «15-дюймового» линкора оказался достаточно близким к взятому за основу HMS Iron Duke программы 1911 года: десять орудий в пяти башнях по две в оконечностях линейно-возвышенно и одна — в середине корабля; скорость хода 21 узел; бортовая броня 330 мм. Но вскоре выяснилось, что вес 381-мм снарядов позволяет уменьшить количество орудий до 8, сохраняя превосходство в весе бортового залпа. Действительно, десять 343-мм орудий МК-Ѵ дадут залп весом 6250 кг, а восемь 381-мм орудий — 6967 кг. Пространство и вес, сэкономленные за счет одной башни главного калибра, позволят установить больше котлов и обеспечить большую скорость хода. Исходя из основных тактико-технических требований (8 З81-мм и 16 152-мм орудий, 25 уз.) Отдел кораблестроения подготовил три проекта RIII, RIII* и RIV, различающихся расположением артиллерии. В вариантах RIII , RIII* башни стояли по две в носу и в корме линейно-возвышенно, а в варианте RIV третья башня размещалась в середине корабля на позиции «Q», имеющей ограниченные углы обстрела, в корме же устанавливалась только одна башня (позиция «Y»). Бронирование всех трех вариантов мало различалось — лишь RIII* выделялся наличием 51-мм противоторпедной переборки. Проект RIII* содержал еще одно важное нововведение: только нефтяные котлы. Лишь с помощью этого можно было достичь скорости хода 25 узлов, что считалось абсолютно необходимым. В июне 1912 года Совет Адмиралтейства утвердил вариант RIII*.

Постройка и испытания

Строительство этих кораблей считалось настолько важным, что из программы 1912 года было решено исключить линейный крейсер, заменив его на четвертый линкор. Постройку еще одного корабля в качестве подарка для метрополии финансировала Малайская Федерация. Неудивительно, что он получил название HMS Malaya. Еще один, шестой корабль этого типа, «Agincourt», предполагалось построить по программе 1913 года, но в связи с началом Первой мировой войны заказ на него отменили.
HMS Queen Elizabeth, был заказан в 1912 году и 12 октября заложен на верфи в Портсмуте. На воду его спустили практически через год — 16 октября 1913 года. Достройка на плаву, которая и так велась довольно быстро, оказалась еще больше ускорена после начала Первой мировой войны и в январе 1915 года линейный корабль вошел в состав флота.
Продолжающаяся война помешала проведению нормальных ходовых испытаний, полученные данные оказались неполными, а иногда и сомнительными. На испытаниях при полной нагрузке турбин мощность достигла 57 130 л.с. Другие параметры неизвестны.
И хотя предполагалось, что ЭУ позволит кораблям свободно развить скорость 23 уз. при наибольшей продолжительной мощности 56 000 л.с. и 25 уз. — при форсировке до 75 000 л.с., из-за роста водоизмещения, по сравнению с проектом, только один из них, HMS Malaya, показал заветные 25 уз.

Описание конструкции

Корпус

Линейный корабль HMS Queen Elizabeth. Наружный вид по состоянию на 1918 год
Линейный корабль HMS Barham, однотипный с HMS Queen Elizabeth. Наружный вид и общее расположение по состоянию на 1918 год:
1 — румпельное отделение, 2 — башня «У» главного калибра, 3 — башня «X» главного калибра, 4 — подбашенное отделение, 5 — элеваторы подачи боезапаса, 6 — снарядный погреб главного калибра, 7 — зарядный погреб главного калибра, 8 — кормовая рубка и пост УТС, 9 — машинное отделение, 10 — котлы, 11 — дымоходы, 12 — вторая дымовая труба, 13 — первая дымовая труба, 14 — боевая рубка, 15 — башня «В» главного калибра, 16 — башня «А» главного калибра, 17 — зарядный погреб среднего калибра, 18 — снарядный погреб среднего калибра

Корабль полубачного типа, с таранным носом и заваленной штевневой кормой. Полубак и палуба без седловатости. Борт прямой. На полубаке в нос от башни «А» и на юте в корму от башни «Z» — срезы для расширения секторов обстрела казематных орудий. Две носовые башни с превышением. Непосредственно за ними высокая носовая надстройка, увенчанная трёхногой фок-мачтой. В корму от неё две прямые вертикальные дымовые трубы. Кормовая надстройка низкая, неразвитая. Непосредственно за ней две кормовые башни с превышением.

Бронирование

Линейный корабль HMS Queen Elizabeth
Схема бронирования
Горизонтальное и вертикальное бронирование в районе башни «В» главного калибра (слева) и котельных отделений (справа)

Расположение брони было почти таким же, как на линкорах типа Iron Duke. В чем-то броневая защита была усовершенствована, в чем-то ослаблена. В целом бронирование кораблей типа Queen Elizabeth следует признать недостаточным, но, имея в виду их возросшее водоизмещение частично оправданным и сомнительно, что даже кардинальное усиление защиты принесло бы пользу этим кораблям. Броня распределялась по тем же линиям, что на HMS Iron Duke, но в общем толщина ее немного уменьшалась. Толщина броневого пояса по ватерлинии увеличивалась с 305 до 330 мм, такой же броней, вместо 229-мм, защищалась средняя палуба, а вдоль главной палубы толщина брони уменьшалась с 203 до 152 мм. Все переборки имели 152-мм толщину, под барбетом башни «А» толщина переборки уменьшалась до 51 мм. Броня палубы местами утончалась до 6 мм, однако в общем была 95 мм в средней части корабля вместо 89 мм, как на HMS Iron Duke, а противоторпедные переборки — толщина которых увеличилась с переменных 25-38 мм до одинаковой на всем протяжении толщины 51 мм — проходили вдоль всего корпуса, от носового до кормового торпедных отделений.
Орудия 152-мм батареи были разделены 38-мм броневыми щитами, которые по высоте простирались от палубы до палубы, но уходили лишь на 4,57 м вглубь корпуса, таким образом орудийные казематы были открыты с тыльной стороны. Во время Ютландского сражения там уложили готовые кордитовые заряды. Пожар, вызванный взрывом этих зарядов, привел к тяжелым повреждениям на HMS Malaya. Вдобавок был установлен комингс внутри борта орудийных казематов, чтобы вода не поступала через орудийные порты.

Модернизация 1937—1941 годов

Всю 152-мм броню над батареями сняли, а 51-мм броню марки «D» установили на казематах 114-мм орудий (сталь марки «D», с пределом прочности на разрыв от 37 до 43 тонн на квадр. дюйм и минимальным пределом растяжения 17 тонн на квадр. дюйм, была впервые использована на кораблях HMS Nelson и HMS Rodney). Средняя палуба была усилена 102-мм броней над орудийными погребами и машинными отделениями, 76-мм — в районе «Y» барбета и дополнительно 38-51-мм — на главной палубе между двумя передними переборками, 89-мм — на нижней палубе. Противоосколочная защита установлена для расчетов артиллерии ближнего боя и на мостиках.

Энергетическая установка и ходовые качества

На линкоре были установлены 4 турбины Парсонса. Четырехвальная установка состояла из реверсивных турбин — двух высокого давления, работавших на внешние валы, и двух низкого давления, работавших на внутренние валы. Турбины крейсерского хода приводились в движение зубчатым механизмом на внешние валы. На полной мощности валы вращались со скоростью 275 об/мин. 24 котла Babcock & Wilcox в четырех отсеках производили необходимый для турбин пар под рабочим давлением 12,3 атм. Каждая из дымовых труб обслуживала 12 котлов. Силовая установка была рассчитана на скорость хода 23 узла при нормальной мощности 56000 л.с. и 25 узлов при форсированной мощности 75000 л.с. За немногим исключением силовая установка соответствовала запланированным параметрам, но из-за увеличения водоизмещения кораблей по сравнению с конструктивным, ее мощность на тонну водоизмещения существенно уменьшилась. На испытаниях удалось превысить проектную мощность, но скорость не была зарегистрирована. Хотя проектная скорость была 25 уз, понятно, что 24 уз — максимальная в реальности. После модернизации машины развивали мощность до 80 000 л.с., скорость при этом составляла все те же 24 уз. Заслуживало внимание отсутствие дыма на этих кораблях, которые во время флотских маневров можно было сравнить с плотными густыми белыми облаками, несущимися с большой скоростью.

Вспомогательное оборудование

Для производства необходимой электроэнергии предусматривалась установка двух генераторов по 450 киловатт, приводимых в действие нефтяным двигателем, и двух турбогенераторов по 200 киловатт. Они давали постоянный ток напряжением 200 в.
К концу первой мировой войны на HMS Queen Elizabeth дополнительно установили генератор в 200 киловатт, приводимый в действие паровым поршневым двигателем.
Система опреснения морской воды состояла из двух установок, каждая с двумя испарителями и одним дистилятконденсатором. Они находились во внешних турбинных отделениях. Их общая производительность равнялась 650 т в сутки.
Гидравлическая энергия для обслуживания орудий главного калибра производилась четырьмя паровыми гидравлическими двигателями, стоявшими по одному в каждой башне.

Экипаж и обитаемость

Вооружение


Главный калибр

Общий вид артиллерийской установки BL 15 inch Mk I

HMS Queen Elizabeth был спроектирован под новые 15-дм орудия. Конструкция и технические характеристики BL 15 inch Mk I были настолько успешными, что эти орудия состояли на вооружении Королевского флота с 1915 вплоть до 1959 года. Новые 15-дм/42 орудия весили 97,3 т, стреляли 870,9-кг снарядами на расстояние 21 400 метров, используя полный заряд 194,1 кг кордита со скорострельностью два выстрела в минуту. С барбетами, диаметр которых был 10,36 м — на 0,61 м больше, чем в предыдущих типах кораблей, — общий вес орудий, установок, барбетов и башен был практически таким же, как на линкорах, вооруженных 13,5-дм орудиями, сгруппированными в пяти башнях главного калибра. Как и на HMS Iron Duke, толщина брони барбета резко менялась, самая толстая броня была в мидельном сегменте, где удар был более вероятен, и утоньшалась к диаметральной плоскости. Между палубами, где была защита бортового броневого пояса, толщина брони сокращалась до 102 мм, что на один дюйм больше, чем на HMS Iron Duke.
Конструкция башен была такой же как и для 343-мм орудий, но больших размеров с 229-мм стенками и 330-мм лобовой броней. Они имели на крыше визирные козырьки, что ограничивало углы вертикального наведения. Орудия имели угол возвышения 20°, что обеспечивало дальность стрельбы 22 420 м, и могли заряжаться в любом положении как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Максимальная скорострельность достигала 2 выстрела в минуту. Вращение башни обеспечивала гидравлика, что облегчало выполнение ручного наведения орудий.
На HMS Queen Elizabeth было установлено 4 артиллерийских установок BL 15 inch Mk I. Схема размещения восьми орудий классическая — две башни одна над другой в носу и две в корме, примененная впервые на американском дредноуте USS Michigan.

Модернизация 1937—1941 годов

15-дм башни были отправлены на завод Виккерса-Армстронга, где их модифицировали, в результате максимальный угол возвышения стал 30°, снижения — 3°.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

BL 6 inch Mk XII на баке HMS Galatea

В отношении противоминной артиллерии первоначальный проект предусматривал установку шестнадцати 152-мм орудий МК-ХІІ с длиной ствола 45 калибров (BL 6 inch Mk XII) на станках Р-ІХ, при этом двенадцать из них размещались на верхней палубе, а четыре в кормовой части главной палубы. Размещение батареи противоминных орудий было, безусловно, слабым местом в проекте. На HMS Iron Duke требовалось, чтобы эти батареи занимали как можно меньшее пространство, но на HMS Queen Elizabeth, с ее длинной палубой полубака, не было необходимости для скопления орудий в носовой части, и батареи могли очень хорошо разместиться дальше в корму от середины корабля. Однако HMS Iron Duke использовался как образец, и, хотя орудия были сгруппированы ниже башни «В», они страдали тем же — в свежую погоду заливались водой.
Три передних (по каждому борту) 152-мм орудия имели сектор обстрела 1° от диаметральной плоскости к носу и 119° к корме на борт, остальные четыре в секторе от 13° до 135° на борт. Орудия были отделены друг от друга переборками толщиной 38 мм, а доступ к ним обеспечивал проход, тянувшийся вдоль всей батареи. Батареи правого и левого бортов разделяла переборка толщиной 50,8 мм проходящая по диаметральной плоскости корабля.
В бесполезности кормовых 152-мм орудий на HMS Iron Duke еще не успели убедиться к моменту вступления HMS Queen Elizabeth в строй, поэтому она вышла в море со всеми 16-ю орудиями этого калибра. Но на остальных кораблях этой серии позиции кормовых орудий обшили металлическими листами и заменили их одноствольными пушками с каждого борта в средней части корабля, защитив их броневыми щитами, — считалось, что они стоили целой батареи, стоящей на палубе внизу. Когда понадобилось место для противовоздушной защиты, эти орудия заменили 4-дюймовыми.
Для противовоздушной обороны на баке по сторонам от дымовой трубы проектом предусматривалось установить 2 (2х1) 76 мм зенитных орудий QF 3-inch 20 cwt. Но к моменту спуска корабля орудия и их станки еще не были готовы и некоторое время вместо них стояло одно трехфунтовое орудие. Во время войны планировалось заменить 76-мм (3 inch) орудия на 102-мм (4 inch), но сделано это не было.
Кроме того на борту находились 4х1 47 мм пушки для салютов.

Изменения 1915—1916 годов

Убедившись в бесполезности кормовых 152 мм орудий, их демонтировали. При этом 2 орудия убрали совсем, а другие два перенесли на палубу бака. В 1916 году 2 баковых 152 мм орудия демонтировали.

Модернизация 1937—1941 годов

Установка дополнительной зенитной артиллерии на линейном корабле HMS Queen Elizabeth
Поперечное сечение в районе третьего котельного отделения

На HMS Queen Elizabeth все старое вспомогательное вооружение сняли вместе с защищающей их броней, и взамен установили двадцать 114-мм универсальных орудий в двухорудийных башнях QF 4.5-inch Mk III — три башни по бортам в районе носовой надстройки и две по бортам ближе к корме.
Переход на эти универсальные орудия означал новый виток в усилении вспомогательного калибра, теперь защита от самолетов должна была стоять рангом выше, чем против миноносцев. Орудия среднего калибра, которые не могли использоваться в противовоздушной обороне, больше не стоили своего веса на борту, и, хотя миноносцы достигли крейсерских стандартов в водоизмещении и орудийном калибре (как, например, французский тип «Могадор», новейшие образцы германских, русских и американских миноносцев), основная защита против таких кораблей могла быть передана крейсерам охранения и миноносцам. Против меньших торпедных судов и моторных катеров было решено выбрать 114-мм орудие вместо более тяжелых 133-мм, выбранных для нового типа HMS King George V, заложенного в то время, когда началась модернизация HMS Queen Elizabeth.
Все орудия имели станки типа Mark III. Максимальный угол возвышения составлял 80° и снижения — 5°. Снаряды доставлялись элеваторами, и при хороших погодных условиях скорострельность достигала 18 залпов в минуту. Воздействие взрывных газов было сильным. Посты управления для этих орудий размешались на Y-образных кронштейнах за постом управления артогнем главного калибра над мостиком впереди (позиция с правого борта была выше, чем с левого) и на кормовой надстройке.
Для стрельбы на ближних дистанциях установили четыре автомата системы «пом-пом» по бортам надстройки (32 (4х8) QF 2 pounder Mark II), с четырьмя счетверенными 12,7-мм автоматами Виккерса типа Mark III, установленными попарно на башнях «В» и «X»; все они управлялись с «пом-помовских» постов управления.

Минно-торпедное вооружение

На корабле установили 4 подводных торпедных аппарата: в 2 в носовой части, 2 в кормовой. Аппараты были предназначены для стрельбы торпедами 21 inch (533 мм) по британской классификации. На борту размещался боевой запас на 20 торпед.
В 1930 году от кормовых аппаратов отказались и их демонтировали. В модернизацию 1937-41 годов демонтировали и носовые аппараты.

Авиационное вооружение

Биплан Сопвич 1/2 «Страттер» на стартовой платформе башни главного калибра

При проектировании и постройке HMS Queen Elizabeth не предполагалось размещение авиаотряда на корабле. Но реалии первой мировой войны изменили взгляд на морскую авиацию. В 1918 г. на крыше орудийных башен «В» и «X» установили взлетные платформы для авиации.

Модернизация 1937—1941 годов

На всех кораблях серии установили ангары для четырех самолетов позади дымовой трубы. Между дымовой трубой и кормовой надстройкой установили две поперечные катапульты и большие краны для поднятия самолетов и катеров (последние укладывались вокруг дымовой трубы высоко на крыше ангаров, чтобы не находиться на линии стрельбы зенитных орудий).
К тому времени, когда началась модернизация этих кораблей, стало понятно, что обеспечение авиацией линейных кораблей — это пустая трата усилий и палубного пространства, а хранение авиационного топлива создавало дополнительную опасность. Тяжелые ангары с хранящимися на их крышах шлюпками уменьшали остойчивость и представляли собой уязвимую мишень. В 1944 году, когда флот авианосцев мог обеспечить размещение флота воздушной армии, линкоры получили приказ сдать свои самолеты.

Cамолеты линкора

Точных данных какой тип самолета и в какой период нес службу на линкоре найти не удалось, но известно, что на линкорах типа Queen Elizabeth несли службу:

  • Sopwith 1½ Strutter;
  • Fairey III F;
  • Blackburn Shark;
  • Fairey Swordfish;
  • Supermarine Walrus.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

AFCT установленный на HMS Belfast
HADT установленный на HMS King Georg V: офицер смотрит в бинокуляр (слева вверху), а лицо дальномерщика полностью скрыто (справа)

Англичане вступили в первую мировую войну без собственной системы управления артиллерийским огнем. Уже в ходе войны они спохватились, что отстали в этом деле, и использовали многое из методов управления стрельбой других флотов. А специализированные корабельные системы управления огнем по воздушным и надводным целям были разработаны в Великобритании в 1920-х годах.

Приборы управления огнем главного калибра

Для орудий главного калибра проект предусматривал центральный пост управления, располагавшийся в бронированной башне над командным пунктом. На его вращающейяся бронированной части стоял 4,57-м дальномер. Резервный пост управления (без приборов) находился во второй башне «В». В январе 1915 г. решили все новые тяжелые корабли снабжать приборами для наведения орудий главного калибра. Комплект состоял из 4,57-м дальномера и открыто стоящего прицельного приспособления для ближних дистанций. Один комплект стоял на колпаке боевой рубки, другой на фор-марсе.

Приборы управления огнем вспомогательного калибра

Пост управления огнем 152-мм орудий первоначально находился у боевой рубки, у ее стенки. Второй пост управления огнем 152-мм орудий был оборудован у компасной платформы. Посты были оснащены временными приборами: две артиллерийские буссоли на треноге. Поставка постоянных приборов управления огнем вспомогательной артиллерии задерживалась и их установили только в мае 1917 года.

Система управления огнем из торпедных аппаратов

Проектом предусматривалось два поста управления огнем из торпедных аппаратов — носовой и кормовой. В конце 1915 года пост управления торпедной стрельбой получил Torpedo Control Plotting Instrument Mark II, позволявший рассчитывать угол упреждения.
В 1919 году корабль получил один из первых шести инструментов для расчета торпедной атаки Renouf Torpedo Tactical Instrument Type B, предназначенные для линейных кораблей и линейных крейсеров. Как флагманский корабль также получил модификацию F этого инструмента. Прибор был разработан братьями Эллиотами. Был полностью механический, напоминал усложненный циркуль, и расчет производился вручную.

Система управления огнем по надводным целям

Британская система управления огнем по надводным целям Admiralty Fire Control Table (A.F.C.T.) была разработана к началу 1920-х годов и впервые установлена на HMS Nelson и HMS Rodney (модификация Mk I). Система была электромеханической и позволяла рассчитать точный угол вертикального наклона и угол упреждения для орудий главного калибра. Для вспомогательного калибра использовался Admiralty Fire Control Clock (AFCC) упрощенный вариант AFCT. AFCC также использовался как основная система управления огнем для кораблей младших классов (легкие крейсера, эсминца и т. д.)
HMS Queen Elizabeth получил на вооружение AFCT модификации Mk VII в период модернизации 1937-41 годов.

Система управления огнем по воздушным целям

Британская система управления огнем по воздушным целям High Angle Control System (HACS) была разработана в 1920-х годах и начала устанавливаться на корабли Ее Величества с января 1930 года. HACS позволял рассчитывать необходимое отклонение, чтобы снаряд разорвался в месте расположения мишени, летящей с известными высотой, азимутом и скоростью. Данные по целям передавались с постов наблюдения, где были установлены High Angle Director Tower (HADT). HACS на основе данных, полученных от HADT, рассчитывал параметры наведения и передавал обратно. После выстрела, HADT фиксировал результат вспышки снаряда и положение цели, отправлял новые данные в HACS, где производилась корректировка параметров наведения. В середине 1941 года системы HACS оснастили радарами.
HMS Queen Elizabeth получил на вооружение HACS модификации Mk IV в период модернизации 1937-41 годов.

Радиоэлектронное оборудование

В январе 1941 года, в рамках модернизации корабля, на HMS Queen Elizabeth установили радиоэлектронное оборудование:

  • тип SR (Surface Radar) 279, для дальнего обнаружения воздушных целей; дальность обнаружения самолета на высоте 5000 метров — 65-95 миль, на высоте 1000 метров — 27-40 миль; на высоте 300 метров — 16-24 миль; погрешность по пеленгу 5 градусов;
  • тип SR (Surface Radar) 284 для LA DCT (Low Angle Director Control Tower) — радар управления огнем артиллерии главного калибра; радар позволял определять всплески от выстрелов и тем самым корректировать огонь основного калибра; дальность по крейсеру 7,5 миль, эсминцу — 6 миль; погрешность по пеленгу 1-2 градуса;
  • тип HA (High Angle) 285 на каждую HA DCT (High Angle Director Control Tower) — радар управления огнем среднего калибра универсальных орудий; производился с декабря 1940 г.; дальность по крейсеру 7,5 миль, самолету на высоте 1500 метров — 8,5 миль, самолету на высоте 200 метров — 4,5 мили; погрешность по пеленгу 3-4 градуса;
  • IFF interrogator — систему распознавания свой-чужой.

Установка радаров подтверждается несколькими источниками. Остальное оборудование, скорее всего, добавили во время Второй мировой войны. Осенью 1943 года на корабль установили:

  • радар тип 273 — сантиметровый радар обнаружения надводных целей для крупных кораблей, развитие типа 271. Дальность обнаружения крупных кораблей до 18 миль. Погрешность 3 градуса.
  • радар тип 282 — 50-см артиллерийский радар для управления огнем зенитных автоматов; разработан в 1938 году; дальность действия 2,5 мили;
  • радар тип 283 — артиллерийский радар (по сути — радиодальномер) для тяжелых зенитных орудий; разработан в июне 1941 года; оборудовался устройством автоматической постановки огневой завесы ABU (Auto Barrage Unit);
  • радиопеленгатор.

Модернизации и переоборудования

Бортовые наделки (були) линкора HMS Queen Elizabeth
Сдвоенная дымовая труба линейного корабля HMS Queen Elizabeth. Вид на среднюю часть корабля после модернизации
HMS Queen Elizabeth. Общее расположение и схема бронирования по состоянию на 1939—1940 годы

Изменения периода Первой мировой войны

  • По завершении испытания артиллерии под палубой бака были установлены дополнительные упоры, чтобы уменьшить воздействие ударной волны при ведении огня из 381-мм орудий носовой башни.
  • Опыт войны показал, что нужно улучшать водонепроницаемость отсеков да и живучесть кораблей в целом. Была усовершенствована система вентиляции, установлен ряд устройств, позволявших перекачивать топливо для устранения крена.
  • После Ютландского боя были сооружены противопожарные перегородки, предохраняющие артиллерийские погреба 381- и 152-мм орудий от проникновения пламени.
  • В 1918 г. на второй и третьей («В» и «X») башнях главного калибра установили взлетные площадки для самолетов.
  • В 1917-18 гг. на башнях нарисовали шкалу пеленгов. Корабль получили дальномеры: один на фор-марсе и два в кормовой части прожекторной платформы у задней дымовой трубы. После войны еще два дальномера поставили на крыше третьей («X») башни.
  • Между 1916 и 1918 годами появились прожектора и посты их наведения: у задней дымовой трубы, на грот-марсе и на кормовой надстройке. К концу на линкоре было установлено восемь 914-мм прожекторов: 2 на ходовом мостике, 4 у задней дымовой трубы, 1 на грот-мачте и 1 на кормовой надстройке.
  • Корабль оборудовали параваном.

Модернизация 1924—1927 годов

Вашингтонский договор 1921 г. ограничивал строительство новых больших кораблей, и морские державы вынуждены были довольствоваться имеющимися, делая все что можно для их улучшения, исправления оборудования и недостатков, заложенных в проекте. В мае 1922 года специальный подотдел Адмиралтейства по исследованию возможности усиления защиты крупных боевых кораблей пришел к выводу, что: «в настоящее время подводная защита важнее, чем защита палуб, но в будущем приоритеты могут изменяться, поскольку точность бомбардировки с воздуха быстро улучшается»[5]. Адмиралтейство хотело одновременно усилить подводную защиту и защиту палуб, но Морской Штаб, справедливо заявил: «Если в будущем возникнет вероятность войны с первоклассной морской державой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вернуться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного артиллерийского огня»[6]. При этом подчеркивалось, что прогресс авиации создает опасность торпедной атаки с воздуха, а потому оборудование тяжелых боевых кораблей булями — дело первостепенной важности. Аргументация в пользу сооружения булей, а не полной замены брони, опиралась на соображение, что первое мероприятие значительно дешевле второго: 200000 фунтов стерлингов против 350000. А защиту от авиа бомбардировки решили возложить на зенитную артиллерию. В итоге программа модернизации на кораблях типа Queen Elizabeth состояла из следующих основных пунктов:

  • установка булей;
  • объединение дымовых труб в одну;
  • перестройка мостика;
  • установку дополнительных зенитных орудий и модернизация системы управления зенитным огнем.

HMS Queen Elizabeth проходил модернизацию за два приема. Первый с августа по сентябрь 1924 года. За это время на нем были установлены два из четырех 102-мм зенитных орудия и сняты два 76,2-мм орудия, ровно как и прожектора с их площадкой на грот-мачте. Вторую пару 102-мм орудий установили в ноябре 1925 года. Второй этап модернизации проходил с июня 1926 года по октябрь 1927 года, при этом объем работ был следующим:

  • пристроен буль и водонаполняемые защитные отсеки;
  • сооружен фор-марс с постом управления зенитным огнем;
  • пост управления огнем 381-мм орудий перенесен под фор-марс;
  • пост управления торпедной стрельбой размещен над штурманской рубкой;
  • увеличен адмиральский мостик в носовую часть;
  • снята фор-марс-стеньга, главная антенна закреплена на фор-марсе сзади, на задней оконечности фор-марса укреплена вращающаяся средневолновая пеленгаторная антенна;
  • кормовой пост управления торпедной стрельбой демонтирован, на том же месте, но палубой выше сооружен более легкий;
  • перестроена и повышена кормовая надстройка;
  • установлена радиосвязь ближнего действия с антеннами на прожекторной площадке у дымовой трубы;
  • объединены дымовые трубы;
  • сооружено стартовое устройство для самолета на третьей («X») башне[7]. Емкости для авиационного бензина установлены на палубе бака по сторонам от грот-мачты.
Противоторпедные були

Були HMS Queen Elizabeth состояли из двух секций: верхняя, с плоской стороной и покатым верхом, присоединялась к нижней, более широкой и выпуклой. В носовой части були были ровным гладким, в корме — имели сигарообразную форму на уровне внешних винтов. Покатая верхняя секция имела вентиляционные отверстия, через которые вода поступала снизу вверх и являлась первичной защитой при попадании торпеды.
Були повышали метацентрическую высоту с 1,92 до 2,1 м при полной осадке и с 1,4 до 1,86 м при нормальном водоизмещении, «ступень» ниже ватерлинии действовала как уравновешивающая и предотвращала чрезмерную бортовую качку.

Объединение дымовых труб

Объединение двух дымовых труб в одну было сделано для того, чтобы избавить мостик и посты управления артиллерийским огнем от нагревания, задымления и рефракции. Впервые это сделали американцы на своих кораблях типа Indiana, которые были выведены из списков флота по условиям Договора 1921 г., позже — японцы на крейсере «Юбари».
Это было эффективным, но дорогим средством, к тому же такая широкая труба не украшала силуэт корабля. К счастью, на кораблях этого типа уродливый «хобот» был замаскирован большим мостиком, поэтому большая элипсовидная дымовая труба стала наиболее «импозантной» конструкцией, хотя и оскорбляла взор наиболее утонченных эстетов.

Перестройка мостиков

Для размещения поста управления зенитным огнем, для улучшения условий работы постов управления огнем орудий главного и вспомогательного калибров пришлось построить новый фор-марс. Чтобы повысить эффективность работы приборов, посты расположили в соответствии с новейшими требованиями. Посты управления огнем 381-мм и 152-мм орудий отделили друг от друга. Это было «давним пожеланием и совпадало с требованиями флота, выдвигавшимися в течение ряда лет».
Пост управления огнем орудий главного калибра занимал переднюю часть фор-марса, огнем зенитных орудий — заднюю, а от него к бортам располагались два поста управления огнем 152-мм орудий. Такое расположение облегчало общее руководство постами. Для приборов управления огнем главного калибра была пристроена новая платформа под фор-марсом. Над штурманской рубкой был сооружен новый закрытый пост управления торпедной стрельбой с 1,74-метровым дальномером, находившимся под куполом, за штурманской рубкой.

Изменения 1930 года

Установка на фор-марсе прибора управления зенитным огнем МК-І. Демонтаж двух кормовых подводных торпедных аппаратов, разделение их помещений переборками. Замена среднечастотного радиопеленгатора с его антенной новой установкой, месторасположение осталось прежним..

Изменения 1934 года

Демонтаж катапульты для самолета на второй («В») башне.

Изменения 1936 года

Установка двух автоматов «Пом-пом» на станках МК-ѴІ на площадке боевой рубки (Vickers QF 2 pounder Mark VI). Установка двух приборов управления огнем автоматов «Пом-пом» на новой площадке ниже фор-марса. Установка двух 12,7-мм пулеметов на кормовой надстройке.

Модернизация 1937—1941 годов

11 августа 1937 года HMS Queen Elizabeth поставили в родной док HM Dockyard, Portsmouth на модернизацию. Модернизация продлилась практически 5 лет и коренным образом изменила корабль, прежде всего в плане вооружения.

  • Существующие 24 котлов заменили на 8 Адмиралтейских котлов высокого давления, снизив вес парового оборудования на 50 % и сократив площадь размещения на 33 %;
  • На корабле установили новые турбины Парсонса мощностью 80 000 л.с., что позволило повысить скорость с 22,5 до 24 узлов;
  • 15-дм башни были отправлены на завод Виккерса-Армстронга, где их модифицировали, в результате максимальный угол возвышения стал 30°, снижения — 3°. Корабли вооружили новыми орудиями и снарядами длиной 1,7 м. В итоге дальность стрельбы возросла до 32 км;
  • Все орудия вспомогательного калибра сняли вместе с защищающей их броней, и взамен установили двадцать 114-мм универсальных орудий в двухорудийных башнях QF 4.5-inch Mk III — три башни по бортам в районе носовой надстройки и две по бортам ближе к корме;
  • Для стрельбы на ближних дистанциях установили четыре автомата системы «пом-пом» по бортам надстройки у дымовой трубы (32 (4х8) Vickers QF 2 pounder Mark VI), с четырьмя счетверенными 12,7-мм автоматами Виккерса типа Mark III, установленными попарно на башнях «В» и «X» (с башни «X» они вскоре были сняты);
  • Носовой подводный торпедный аппарат демонтировали, его отсек разделили переборкой;
  • Установили ангары для четырех самолетов позади дымовой трубы. Между дымовой трубой и кормовой надстройкой установили две поперечные катапульты и большие краны для поднятия самолетов и катеров (последние укладывались вокруг дымовой трубы высоко на крыше ангаров, чтобы не находиться на линии стрельбы зенитных орудий);
  • Установили систему управления огнем по надводным целям Admiralty Fire Control Table Mk VII;
  • Установили систему управления огнем по воздушным целям HACS Mk IV;
  • Установили два радара: тип 279, для дальнего обнаружения воздушных целей, и тип 284, для управления огнем главного калибра;
  • Изменили бронирование корабля (см. раздел Бронирование), внутренние помещения сделали меньше по объему, но увеличили их количество, что необходимо было для возросшей численности экипажа;
  • Чтобы устранить задымление мостиков, шахт котельных отделений и кормовой надстройки, дымовая труба была сдвинута ближе к корме и увеличена по высоте.

Изменения в период Второй мировой войны

Январь 1941 г. По окончании постройки поставлены радары типов «279», «284» и «285».
Ремонт на военно-морской верфи в Норфолке, США, 6 октября 1942 г. — 1 июня 1943 г. Установка 14 20-мм одноствольных и 4 20-мм спаренных «Эрликонов». Демонтаж 4 12,7-мм пулеметов. Установка радаров типов «273», «282» и «283».
Август-сентябрь 1943 г. Установка дополнительно 16 20-мм спаренных «Эрликонов». Демонтаж катапульты и авиационного оборудования. Изменение размещения спасательных лодок. Установка радиопеленгатора. Перенос двух приборов управления огнем установок «Пом-пом» с кормовой надстройки на крыши ангаров.
О модернизации линейного корабля HMS Queen Elizabeth в 1944—1945 гг. известно очень мало; она предпринималась 6 октября-17 ноября 1944 г. на верфи в Дурбане, но особых изменений корабль не претерпел. Два 1,12-м прожектора на кормовой надстройке были демонтированы, и, возможно, было усилено зенитное вооружение. За время, прошедшее с тех пор, как HMS Queen Elizabeth в 1943 г. покинул воды метрополии и до середины 1944 г. действовал в составе Дальневосточного флота, его водоизмещение возросло весьма значительно: более, чем на 1000 т.

История службы

Период Служба
1915 После вступления в строй направился в Средиземное море. Принял участие в Дарданелльской операции. Утопил вражеский транспорт (Турция). Вернулся в Великобританию, для ремонта турбины. Присоединился к Grand Fleet в Скапа-Флоу.
1916 Находился на ремонте. Вернулся в строй Grand Fleet. (Не участвовал в Ютландском сражении).
1916-1919 Флагманский корабль адмирала Дэвида Битти.
1917 Находился в составе Grand Fleet. Периодически становился на переоборудование вооружения, машин.
1918 Находился в составе Grand Fleet. На его борту принята капитуляция германского флота.
1919-1924 Флагманский корабль Атлантического флота до июля 1924 г., когда его перевели в Средиземноморский флот.
1925 Находился в составе Средиземноморского флота.
1926-1927 На переоборудовании.
1928 Находился в домашних водах на испытаниях.
1929 Находился в составе Средиземноморского флота.
1930 На ремонте.
1931-1933 Находился в составе Средиземноморского флота.
1934 На ремонте.
1935 Находился в составе Средиземноморского флота.
1936 На ремонте.
1937-1941 На модернизации в Портсмуте. В декабре 1940, из-за угрозы бомбардировок Люфтваффе переведен в Розайт.
1941 янв - модернизация (установка радаров);

фев — испытания ходовой; поломка турбин;
мар — ремонт турбин; стрельбы; прием в состав Home Fleet в Скапа-Флоу;
апр — сопровождение конвоя TC-10; патрулирование в районе Гибралтара;
май — сопровождение конвоя TIGER до Александрии; принял участие в операции Крит
июн-окт — находился в Александрии, поддерживая конвои на Мальту;
ноя — Александрия; поддерживал операцию «Крусейдер», в результате которой немецкой подлодкой был смертельно торпедирован систершип HMS Barham
дек — Александрия; подорван магнитной миной в результате операции Рейд на Александрию

1942 янв-май - Александрия. На ремонте. Подготовка к переходу в Норфолк, США;

июн-авг — переход в США, через Кейптаун;
сен-дек — на ремонте в Norfolk Navy Yard, Вирджиния.

1943 янв-май - на ремонте в Norfolk Navy Yard, Вирджиния;

июн-авг — переход в Девонпорт, Великобритание, через Бермуды; завершение ремонта;
сен-дек — Скапа-Флоу,Портсмут, Плимут, ремонт и учение экипажа; вошел в состав Восточного флота (Group A of the First Battle Squadron Eastern Fleet).

1944 янв - переход в Индийский океан, через Суэц;

фев-мар — Тринкомали, Коломбо (Шри-Ланка);
апр-июн — Тринкомали; участие в операции «Cockpit» (атака Сабанга); участие в операции «Transom» (атака японских целей в г. Сурабая, о-в Ява);
июл-сен — Тринкомали; участие в операции «Crimson» (бомбардировка японских аэродромов на о-ве Ява); участие в операции «Boomerang»;
окт-ноя — ремонт в Дурбане;
дек — Тринкомали; учения экипажа.

1945 янв - Тринкомали; учения экипажа; эскорт авианосца к Рамри (Бирма) для бомбардировки японских аэродромов;

фев-мар — Тринкомали;
апр-май — Тринкомали; участие в операции «Sunfish» (эскорт авианосца для фотографирования объектов в Бирме); участие в операции «Bishop» (высадка десанта в Бирме); участие в операции «Dracula» (высадка десанта в Бирме);
июн-июл — Тринкомали; 17-го июля отбыл в метрополию;
авг — 15-го прибыл в Розайт;
дек — перешел в Портланд.

1946 мар-сен - переведен в резерв
1948 15 мая - продан на слом

Несмотря на блестящие характеристики, HMS Queen Elizabeth ни разу не удалось помериться силой со своими собратьями. Единственный бой, вернее перестрелка через мыс, состоялся со старым турецким эскадренным броненосцем во время Дарданельской операции Первой мировой войны. При этом линкор получил 6 попаданий, а сам не смог поразить цель. По данным сайта военно-морской истории Великобритании HMS Queen Elizabeth потопил турецкий транспорт в период Дарданельской операции. Других побед линкор не достиг в силу боязни Морского штаба Великобритании рисковать своими линкорами[8].
Тем не менее HMS Queen Elizabeth принял участие в четырех, важных с точки зрения истории, военно-морских операциях:

  • 1915 год, операция по овладению проливом Дарданеллы и захватом Стамбула — провалилась;
  • 1941 год, операция по эвакуации союзных войск с острова Крит;
  • 1944 год, ряд связанных операций по нарушению военной инфраструктуры Японии на острове Ява силами военно-морской авиации и артиллерии линейных кораблей;
  • 1944—1945 годы, ряд связанных операций по высадке союзных войск в Бирме.

Более подробно о действиях линкора см. здесь.

Дарданеллы 1915

Огромная мощь 15-дюймовых орудий HMS Queen Elizabeth, как ни странно, сыграла негативную роль во время Дарданелльской операции, начатой в феврале 1915 г. англо-французским флотом. Поскольку в предыдущем году германские и австрийские тяжелые гаубицы (420- и 305-мм) сыграли решающую роль в разрушении укреплений ряда бельгийских и французских крепостей, было сделано заключение, что пушки нового линкора смогут легко уничтожить форты Дарданелл. При этом не учли, что морские орудия с их высокой начальной скоростью снаряда и сравнительно небольшими углами возвышения плохо приспособлены для разрушения береговых укреплений. При этом во время операции HMS Queen Elizabeth запрещалось вводить в пролив, подвергать опасности торпедных атак и огня тяжелых батарей на близкой дистанции, а также допускать чрезмерный износ его орудий. Линкор неоднократно обстреливал турецкие форты и батареи, но без большого успеха, в частности, из-за отсутствия эффективной корректировки стрельбы. Германские и турецкие офицеры, руководившие обороной, старались использовать против английских кораблей гаубицы, стрелявшие навесным огнем с закрытых позиций. А 6 марта новейший корабль сам попал под обстрел старого турецкого броненосца, находив­шегося в проливе. Британцы противника не видели и ответить не могли, пришлось отойти. Чисто морская операция завершилась 18 марта, когда во время неудачно организованного прорыва союзники потеряли три броненосца, не добившись решающего успеха. Впрочем, артиллеристы HMS Queen Elizabeth действовали неплохо: три 381-мм снаряда пробили траверсы на форту «Гамидие I», причем один из них вызвал опасный пожар боевых запасов, едва не разрушивший весь форт. В апреле и мае линкор успешно обстреливал турецкие позиции, поддерживая действия высаженных на Галлиполийский полуостров войск, но затем его сочли нужным отозвать в Англию во избежание возможных торпедных атак. А такая угроза существовала: турецкий эсминец в ходе ночного рейда потопил броненосец «Голиаф», а подводная лодка U-21 отправила на дно «Трайэмф» и «Маджестик». Спустя некоторое время после возвращения на родину корабль поставили на ремонт и модернизацию, в ходе работ на нем уменьшилось до 12 число 6-дюймовых орудий и изменилось их расположение. В Ютландском сражении линкор не участвовал, а в феврале 1917 г. стал флагманом командующего Град Флитом адмирала Дэвида Битти. После заключения перемирия с Германией HMS Queen Elizabeth именно в этом качестве довелось принимать сдачу германского Флота 21 ноября 1918 г.

Крит 1941

До мая 1941 г. HMS Queen Elizabeth несла службу в составе Флота метрополии, в феврале привлекаясь в поиске германских линкоров Scharnhorst и Gneisenau. В мае корабль перешел на Средиземное море и вошел в состав сил адмирала Каннингхэма, успев принять участие в прикрытии эвакуации английских войск из Греции и Крита. Важной задачей стало и сопровождение конвоев на Мальту. Но 19 декабря 1941 г. находившийся на стоянке в Александрии линкор был тяжело поврежден итальянскими боевыми пловцами, доставленными к порту подводной лодкой Scirè. Взрыв произошел под одним из котельных отделений и привел к образо­ванию большой пробоины, оказались затоплены многие отсеки. Корабль сел на грунт, но благодаря небольшой глубине в этом месте его верхняя палуба осталась над поверхностью воды.

Сабанг 1944

Поднять HMS Queen Elizabeth удалось весной 1942 г., и после временного ремонта в Александрии корабль отправился в США. На верфи в Норфолке он ремонтировался до июня 1943 г., получив заодно многочисленные 20-мм зенитные автоматы. После возвращения в Англию линкор вошел в состав Флота метрополии, а в конце года был направлен в Индийский океан, став с января 1944 г. флагманом Восточного флота. Участвовал в авианосных рейдах на Сабанг в апреле и Сурабаю в мае. В июне-июле вновь привле­кался к операциям против Сабанга, причем на сей раз артиллерия HMS Queen Elizabeth была использована при обстреле береговых объектов.

Бирма 1944-45

Осенью 1944 г. линкор ремонтировался в Дурбане, где с него сняли авиационное оборудование и установили дополнительные зенитные автоматы. Вернувшись в строй в конце ноября, корабль участвовал в рейде авианосного соединения на нефтеперегонные заводы Белавана и Сабанга, в январе 1945 г. обеспечивал артиллерийскую поддержку при десанте на остров Рамри у западных берегов Бирмы, а в конце месяца подразделение его морской пехоты совершило рейд на острова Шедуба. В апреле в составе оперативного соединения вновь бомбардировал Сабанг, Кар-Никобар и Порт-Блэйр на Адаманских островах; 6 мая 1945 г. орудия HMS Queen Elizabeth обстреливали вражеские батареи в проливе Стюарт на Андаманских островах северо-западнее Малайзии. Последний боевой поход HMS Queen Elizabeth совершила в начале июля, после чего в середине месяца отправилась в Британию. Ее активная служба завершилась, 10 ав­густа 1945 г., после вывода в резерв. В мае 1948 г. корабль был продан на слом, а в июле отбуксирован для разборки на металл.

Командиры

Представлены только известные даты назначения.

Флагманские флаги

  • 1916—1919 флагманский корабль адмирала Дэвида Битти;
  • 21-31 марта 1941 года — флагманский корабль командующего флотом Метрополии (CinC Home Fleet);
  • 12 мая 1941 года — флагманский корабль вице-адмирала Pridham Wippell (1-я линейная эскадра);
  • 26 июня 1941 года — флагманский корабль командующего Средиземноморским флотом (CinC Mediterranean Fleet);
  • декабрь 1943 года — флагманский корабль адмирала Джэймса Сомервиля;
  • апрель-июль 1944 года — флагманский корабль командующего Восточным флотом (CinC Eastern Fleet);
  • 02 декабря 1944 года — 12 июля 1945 года — флагманский корабль вице-адмирала Harold Thomas Coulthard Walker (3-я линейная эскадра).

Командиры корабля[9][10]

Командир Период
Капитан George P.W. Hope октябрь 1914 — декабрь 1916
Капитан Eustace La T. Leatham декабрь 1916 — февраль 1917
Капитан A. Ernle M. Chatfield февраль 1917 — апрель 1919
Капитан the Hon. Matthew R.Best апрель 1919 — июнь 1921
Капитан Geoffrey Blake июнь 1921 — июнь 1923
Капитан Charles M. Forbes июнь 1923 — октябрь 1924
Капитан Frank F. Rose октябрь 1924 — май 1925
Капитан George K. Chetwode май 1925 — март 1926
Капитан Humphrey T. Walwyn март — май 1926
Капитан Harry R. Godfrey май — июнь 1926
Ремонт май 1926 — декабрь 1927
Капитан Thomas N.James ноябрь 1927 — май 1928
Капитан Wilfrid A.Egerton май 1928 — май 1930
Капитан Robert C. Davenport май 1930 — январь 1933
Капитан Stephen St. L. Moore январь 1933 — апрель 1936
Капитан Edward L. S. King апрель 1936 — июль 1937
Ремонт 1937 — 1940
Коммандер Renfrew Gotto 6 июня 1940 — 31 октября 1940
Капитан Claud Barrington Barry 31 октября 1940 — 31 марта 1942
Коммандер Renfrew Gotto (ремонт) 31 марта 1942 — ноябрь 1942
Коммандер Reginald Cecil Haskett-Smith (ремонт) ноябрь 1942 — 1 февраля 1943
Капитан Henry William Urquhart McCall (ремонт) 1 февраля 1943 — 4 февраля 1943
Коммандер Reginald Cecil Haskett-Smith (ремонт) 4 февраля 1943 — апрель 1943
Капитан Horace Geoffrey Norman апрель 1943 — 8 февраля 1945
Капитан Robert Meyrick Ellis 8 февраля 1945 — 13 февраля 1946

Награды

Этот корабль в искусстве

Интересные факты

  • семейство кораблей Queen Elizabeth первые линейные корабли с 15-дм орудиями; первые большие корабли, работающие на нефтяном топливе; первые линейные корабли, имеющие скорость 24 уз; подвергались более радикальной модернизации, чем другие корабли британского флота; имели самую большую метацентрическую высоту в британском флоте за 40 лет;
  • HMS Queen Elizabeth стал первым и последним линкором броненосной эпохи, названным в честь представителя династии Тюдоров[11];
  • линкоры этого типа были старейшими тяжелыми кораблями, принявшими участие во Второй мировой войне;
  • капитан авианосца HMS Illustrious Robert Lionel Brooke Cunliffe говорил, что на квартердеке HMS Queen Elizabeth есть отполированная лопата для угля, на которой написано «Чтобы мы не забывали» («Lest we forget»);

Галерея изображений

См. также

Примечания

  1. Смирнов Г. «Куин Элизабет» // Моделист-Конструктор — 1972 — № 6.
  2. Паркс, Оскар. «Линкоры Британской империи» — Санкт-Петербург: «Галея Принт», 2001—2008.
  3. На момент постройки корабля Королева Елизавета II еще не родилась, тем более не была королевой, поэтому в имени корабля не стояла римская «I»
  4. Стоит отметить, что, учитывая новые линейные корабли, Англия не удержала 60 % уровень. К началу Первой мировой войны в Англии было построено 20 линкоров, в Германии — 15
  5. Михайлов А. А. Линейные корабли типа «Куин Элизабет» — М., 2001, с.28
  6. Михайлов А. А. Линейные корабли типа «Куин Элизабет» — М., 2001, с.29
  7. Требует уточнения, так как все источники говорят об установке площадки к 1918 году. Вероятно имеется ввиду модернизация площадки
  8. Во время Ютландского боя, корабль стоял на ремонте
  9. http://www.gulabin.com/
  10. http://uboat.net/allies/warships/ship/4055.html
  11. Балакин С., Кофман В. «Дредноуты» — М., 2004.

Литература и источники информации

Балакин С., Кофман В. «Дредноуты» — М., 2004.
Больных А. Г. «Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия» — М., 2013.
Брагадин Марк Антонио. «Итальянский флот во Второй мировой войне» — М.: АСТ, 2000.
Дашьян А. В. и др. «Все линкоры Второй Мировой» — М., 2011.
Михайлов А. А. "Линейные корабли типа «Куин Элизабет» — Санкт-Петербург, 2001.
Паркс, Оскар. «Линкоры Британской империи» — Санкт-Петербург: «Галея Принт», 2001—2008.
Смирнов Г. «Куин Элизабет» // Моделист-Конструктор — 1972 — № 6.
Conway’s All the world fighting ships 1906—1921. — Лондон: Conway Maritime Press Ltd., 1985.
http://www.naval-history.net/