Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

IJN Tsugaru (1908) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

IJN Tsugaru (1908)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Panther/M10 debosh Рынок World of Tanks 0 2016-12-09 03:18
Набор в клан brEND Набор в роту/взвод 0 2016-12-09 02:57
Аккаунты Wot дешево.. Det_Mazay Рынок World of Tanks 0 2016-12-09 02:35
ХАКЕРСТВО НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PYTHON chiter_men Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-09 02:05
Прокачка аккаунтов, фарм серебра, создание твинков... Snake_Eyes_Black Рынок World of Tanks 0 2016-12-09 01:37
Аккаунты Wot очень дешево. Det_Mazay Рынок World of Tanks 4 2016-12-09 00:02
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником delfinnemo (обсуждение) в рамках конкурса.
За нарушение правил конкурса или создание помех в его проведении предусмотрены наказания. Просьба воздержаться от правок.

Приём конкурсных работ завершён. Результаты конкурса «Вики-спринт №10: Корабли Императорского флота Японии (до 1922 г.)» будут объявлены 29 апреля 2015 г.

IJN Tsugaru (1908)

B1f0bcc5.jpg
|
IJN Tsugaru (1908)
Служба

Российская империя
Российская империя< Япония
Япония

Исторические данные
23 мая 1987 года Заложен
14 июля 1899 года Спущен на воду
2 ноября 1901 Сдан
1922 Выведен из боевого состава
27 мая 1924 Гибель
Общие данные
6,831 т. /т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
126,8 м. / 16,76 м. / 6,4 м.м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
514 человекчел. Общая численность
Бронирование
63,5 мм./50,8 мм.мм. Пояс/борт
50-62 мм.мм. Палуба
152 мм.мм. Барбеты
150 мм.мм. Боевая рубка
Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 8 × 152-мм орудий;
  • 24 × 75-мм орудий;
  • 8 × 37-мм орудий.

Торпедное вооружение

  • 3 × 381 мм. торпедных аппарата.
Однотипные корабли

Диана (1899) Аврора (1900)

Japanese_cruiser_Tsugaru_in_1912.jpg
IJN Tsugaru (1908) рус. Цугару - бронепалубный крейсер императорского флота Японии, захваченный во время Русско-Японской войны 1904 года у Российской империи. Крейсер был построен на адмиралтейских верфях в Российской империи под именем "Паллада" и являлся однотипным кораблём знаменитого крейсера "Аврора".

Общие сведения

Крейсер "Паллада" (будующий "Цугару") был построен на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербугре Российской империи. Он, как и его однотипные собратья - "Диана" и "Аврора" был первыми серийными стальными океанскими бронепалубными крейсерами 1-го ранга, которые были полностью спроектированы и построены в России. Хотя серия этих кораблей названа "Диана", головным кораблём серии являлась "Паллада". После того, как крейсер пополнил состав Российского императорского флота, он в составе отряда контр-адмирала Э. А. Штакельберга был направлен на Дальний Восток. По прибытию в Порт-Артур (Маньчжурия), принял активное участие в манёврах Первой Тихоокеанской эскадры. В первую ночь русско-японской войны 8 февраля 1904 года получил торпедное попадание и был сильно поврежден, из-за чего надолго вышел из строя. После длительного ремонта вновь введён в строй в апреле 1904 года. Далее крейсер "Паллада" участвовал в бою в Жёлтом море, после которого c основными силами первой тихоокеанской эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 года во время обстрела внутренней гавани Порт-Артура японской осадной артиллерией получил прямое попадание артиллерийского снаряда, после чего затонул. После окончания Русско-Японской войны 12 сентября 1905 года крейсер "Паллада" был поднят со дна японцами. После ремонта и переоборудования 22 августа 1908 года был зачислен в силы Японского императорского флота как учебный корабль под названием "Цугару". "Tsugaru" (津軽) (рус. Цугару) - наименование пролива между островами Honshu (рус. Хонсю) и Hokkaido (рус. Хокайдо).

История создания

Бронепалубные крейсера "Паллада", "Диана" и "Аврора" были построены в первую очередь для усиления группировки балтийского флота Российской империи. Однако при постройке так же предполагалось и участие данных кораблей и в океанских операциях флота. При строительстве данных кораблей руководящим соображением служило уравнение наших морских сил с германским флотом. В тот момент новый флот Российской империи пополнялся эскадренными броненосцами, тактические соединения которых нуждались в относительно небольших крейсерах для разведывательной службы. Крейсера типа "Паллада" являлись компромиссным вариантом, поскольку преобладающая крейсерская доктрина требовала от крейсеров-разведчиков также возможности выполнения длительных океанских рейдов, а соответственно — достаточной мореходности и большой дальности плавания.

Предшественники

Предшественником крейсера "Паллада" был бронепалубный крейсер "Светлана". "Светлана", которая изначально была спроектирована как яхта а позже переоборудована в боевой корабль погибла в составе 2-й тихоокеанской эскадры Российской империи в ходе Русско-Японской войны 1905 года. Новый крейсер отличался от предшественника вдвое большим водоизмещением и более мощным артиллерийским вооружением. При этом бронирование и ходовые характеристики были схожи.

Предпосылки к созданию

Строительство заложенных в 1897 году крейсеров типа "Паллада" проводилось в рамках принятой в 1985 году судостроительной программы.Данная программа предусматривала пополнение флота в период с 1896 по 1905 год 36 боевыми кораблями, в том числе и девятью крейсерами. принималась программа с оглядкой на ведущие морские державы, в первую очередь законодательницу морской моды - Великобританию. А в Туманном Альбионе с 1891 года строились бронепалубные крейсеры типа «Appolo» (водоизмещение 3400 г, скорость хода 20 уз, вооружение — два 152-мм и шесть 120-мм орудий) , а с 1899 года началось строительство кораблей типа «Astrea», с большей высотой надводного борта, повышенной мореходностью, водоизмещением уже в 4320 т. и скоростью 19,5 уз. Первый крейсер «Светлана», разработанный по французскому проекту в 1984 году, построили для «яхтенной» службы, не вполне отвечал требованиям, выдвигавшимся к крейсерам, из-за чего Морское министерство Российской империи решило не заниматься «копированием» на отечественных заводах «французского» корабля и приняло решение строить океанские бронепалубные крейсера по собственному проекту.

Проектирование

Проэкт крейсера типа "Паллада"
В 1894—1895 годах среди Российских судостроителей был проведён конкурс на лучший проект бронепалубного крейсера. В финал вышли три проекта водоизмещением в диапазоне от 7200 до 8000т. Артиллерийское вооружение составляло два—три 203-мм и восемь—девять 120-мм орудий, дальность плавания — 9000 миль, скорость хода — 19 уз. Учитывая требование о скорейшем создании кораблей было принято решение о начале стройки крейсеров на Балтийском заводе. Через несколько дней в МТК поступил еще один разработанный на заводе эскизный проект корабля водоизмещением 6000 т. и скоростью хода 20 узлов. В представленном Балтийским заводом проекте артиллерийское вооружение состояло из двух 203-мм и восьми 152-мм орудий, двадцати семи 57-мм орудий. Этот вариант, с учетом предписания генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича заменить 203-мм орудия на 152-мм, и послужил основой для дальнейшей разработки. В течение года шло согласование главных размерений корабля, а водоизмещение в процессе проектирования последовательно составляло 6000, 6080, 6006, 6500, 6540 т и в итоге достигло 6630т. Вариант Балтийского завода в дальнейшем подвергся некоторым изменениям, в частности «заострению» оконечностей и «уширению» средней части корпуса. В предварительно предложенном заводом проекте мощность равнялась 12 500 л.с,, но в марте 1896 года на заседании МТК утвердило проект трехвальной энергетической установки суммарной мощностью 11 610 л.с. с 24 паровыми котлами Бельвиля. Неоднократно пересматривался и состав артиллерийского вооружения и в финальной части проектирования оно состояло из 10 152-мм, 20 75-мм и восьми 37-мм орудий. В целом основные параметры корабля определились к весне 1896 года, и 20 апреля МТК утвердил спецификационный проект бронепалубного крейсера водоизмещением 6630 т.

Постройка и спуск на воду

Крейсер «Паллада» в эллинге «Галерного островка» перед спуском на воду. 14 августа 1899 года
В 1897 году было принято решение строить крейсер "Паллада" не на Балтийском заводе, а на еллинге "Галерного островка". К разбивке плаза приступили еще до утверждения спецификационного проекта, 10 апреля 1896 года, а непосредственные работы по формированию корпуса на «Галерном островке» начались в июле 1897 года. Сталь для «Паллады» поступала с Александровского сталелитейного завода в Петербурге. В ноябре 1896 года на основании плазовой разбивки корпуса строитель «Паллады» А.И. Мустафин выполнил подробный расчет водоизмещения и составляющих массовых нагрузок. Выявился перегруз в 182,5 т относительно заявленных 6630 т. Исходя из этого, МТК принимает решение: снизить нормальные запасы угля до 800 т; запасы провизии рассчитывать исходя из меньшей, 75-суточной, потребности экипажа; установить не десять, а восемь 152-мм орудий; отказаться от использования орудийных щитов (что давало совершенно мизерную экономию в 9,6 т) и при полученном за счет предпринятых мер снижении массовых нагрузок нормальным водоизмещением считать 6731 т. Наибольший объем работ по формированию корпуса «Паллады» приходится на 1898 год.При создании рабочей конструкторской документации и а ходе строительства возникали новые соображения, С 98 на 109 шп. перенесли два кормовых бортовых 152-мм орудия, что увеличило их сектора обстрела, и усилили ретирадную артиллерию четырьмя 75-мм орудиями: одну пару установили на спонсонах верхней палубы на 101 шп., другую — в адмиральском салоне. В трюме между 31 и 35 шп. создали центральный боевой пост, линии связи которого с боевой рубкой разместили в бронированной трубе. Принимается решение установить на ходовом мостике не предусмотренную первоначально ходовую рубку, затем — ходовой мостик с ходовой рубкой расположить не перед, а над боевой рубкой. 10 августа 1899 года комиссия осмотрела приготовленное за три месяца до того спусковое устройство «Паллады» и потребовала обновить насалку в подводной и надводной ее частях, а также провести водолазное обследование акватории в районе спуска. На выполнение этих работ ушло несколько дней, и, наконец, в 11 ч 15 мин 14 августа 1899 года состоялся спуск «Паллады». Перегиба корпуса и течи не оказалось. Углубление форштевнем 12'6" [3,81 м], углубление ахтерштевнем 15'9" [4,80м], но при отдаче якоря крейсера "Паллада" во время спуска его на воду лопнуло концевое звено второй смычки якорной цепи. Летом 1900 года Франко-Русский завод закончил монтаж машин и котлов на крейсере "Паллада", а 19 сентября «Паллада» сумела выйти в море на заводскую пробу машин. Три главные паровые машины «Паллады» в ходе проб на шестичасовое поддержание наибольшей скорости развили суммарную мощность 13 100 л.с., что более чем на 10% превысило требования спецификации.

Испытания

Крейсер 1 ранга «Паллада» во время испытаний
Летом 1900 года Франко-Русский завод закончил монтаж машин и котлов на крейсере "Паллада", а 19 сентября «Паллада» сумела выйти в море на заводскую пробу машин. Три главные паровые машины «Паллады» в ходе проб на шестичасовое поддержание наибольшей скорости развили суммарную мощность 13 100 л.с., что более чем на 10% превысило требования спецификации. Однако крейсер "Паллада" на испытаниях не смог достичь проектной скорости, средняя наибольшая скорость при водоизмещении 6722 т. равнялась 19,17 уз. Несмотря на завершение ходовых испытаний "Паллады" в октябре 1901 года, потребовался ровно год на окончание достроечных работ, заказ и погрузку различных запасных частей и предметов снабжения, непосредственную подготовку «Паллады» к переходу не Тихий океан.




Описание конструкции

Корпус

Паллада_схема.jpg
Корабль имел две мачты. Корпус был собран из мягкой судостроительной стали и имел три палубы — верхнюю, батарейную и броневую (карапасную), а также полубак и две платформы в оконечностях. Трюм делился на отделения 13 переборками. От носа до кормы непрерывно простирался вертикальный внутренний киль. Штевни крейсера были отлиты из бронзы.Продольную прочность корпуса обеспечивали 135 составных шпангоутов. К набору внакрой двумя рядами заклёпок крепилась наружная стальная обшивка толщиной от 11 до 16 мм. Для снижения качки вдоль корпуса устанавливались бортовые кили из 9-мм стальных листов. Палубы и платформы были покрыты тиковым настилом; вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов были настелены 89-мм дубовые доски.



Бронирование

Схема бронирования крейсера "Паллада"
Так как на крейсере "Паллада" броневой пояс не предусматривался проектом, все жизненно-важные части корабля прикрывались от снарядов противника только карапасной защитной палубой со скосами.В горизонтальной части броневая палуба состояла из 38-мм плит и постепенно утолщалась до 63,5 мм к бортам и оконечностям. Люки машинных отделений были снабжены броневыми крышками толщиной 25.4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Боевая рубка была обшита 152-мм броневыми плитами, а её крыша с целью уменьшения вредного влияния на мaгнитные компасы была изготовлена из 51 мм маломагнитной стали. За кормовой рубкой поперек верхней палубы установлен защитный траверз из 16-мм стальных листов. Коммуникационная труба, в которую заключили кабели рулевого привода, машинных телеграфов, приборов управления огнем, имела 89-мм броневую защиту.




Энергетическая установка и ходовые качества

Котёл однотипного крейсера "Аврора"
Крейсер приводили в движение три одинаковые паровые машины тройного расширения, каждая из которых вращала свой винт Суммарная мощность главных механизмов составляла 11 610 инд. л.с. (3x3870 и.л.с.). Каждая машина имела по три цилиндра, отлитых из плотнозернистого чугуна, диамефом 800, 1273 и 1900 мм, и рассчитанные на рабочее давление в 12,9 атм (высокое), 5,5 атм (среднее) и 2,2 атм (низкое) соответственно, рубашки которых поддерживались 12 стальными колоннами, скрепленными с фундаментными досками. Каждый из коленчатых валов, состоял из двух частей и был изготовлен на французских заводах. Главные и вспомогательные механизмы запитывались паром от 24 котлов Бельвиля модели 1894 года, в трех группах: носовой, кормовой и средней, поставленных топками к борту, по четыре в ряд, в соответствующих отделениях. В носовом и кормовом КО стояло по восемь котлов, каждый из которых имел восемь элементов. В среднем — шесть котлов, имеющих по девять элементов, и два котла — по восемь элементов.По проекту полный запас топлива в штатных угольных ямах составлял 972 т, нормальный 800 т. Он размещался в 24 бункерах (12 верхних и 12 нижних). Погрузка топлива производилась через горловины верхней палубы или бортовые угольные порты с совками.



Вспомогательное оборудование

Крейсер "Паллада" был оснащён водоотливной системой, устроенной по автономному принципу. Вода откачивалась за борт восьмою водоотливными турбинами. Для борьбы с пожарами на крейсере установили пожарную систему, состоящую из магистральной трубы и двух паровых помп Вортингтона. На жилой палубе располагалась механическая мастерская, оборудованная токарными, строгальными, сверлильными и другими станками. Для выработки электроэнергии на крейсере установили шесть паровых динамо-машин общей мощностью 336 кВт. Четыре из них боевые, фирмы «Унион» мощностью по 67,2 кВт, выдавали постоянный ток напряжением 105 В и находились под броневой палубой парами в носу и корме.Кроме того, на корабле, при отказе всех динамо-машин, имелось аварийное питание от аккумуляторной батареи емкостью 30 А/ч.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля по штату насчитывал 514 человек. Офицеры размещались в шестнадцати одноместных и двухместных каютах в кормовой части корабля. Помещения, предназначенные для нижних чинов, размещались на батарейной палубе. В офицерской кают-компании имелось даже пианино. Так же корабль имел возможность возглавлять военно-морское соединение, для чего была предусмотрено помещение флагмана (кабинет и спальня). Для приготовления пищи на крейсере имелся камбуз и хлебопекарня, а для облегчения работы хлебопеков она была оборудована электрической тестомешалкой. Для помывки личного состава на жилой палубе располагалась баня.

Вооружение

Сектора обстрела однотипного крейсера «Диана»
ТТХ артиллерии крейсера «Паллада»
Образец 152-мм/45 пушка Канэ 75-мм/50 пушка Канэ 37-мм пушка Гочкиса
Калибр, мм 152 75 37
Длина ствола в калибрах 45 50 22,8
Масса ствола, кг 5815 — 6290 879 — 910 32,8
Начальная скорость снаряда, м/с 792,5 823 442
Максимальная дальность стрельбы, м 10 970 7869 2778
Масса снаряда, кг 41,4 4,9 0,5
Скорострельность, выстр./мин 6 10 20


Главный калибр

152-мм патронная пушка системы Канэ

- восемь 152-мм патронных пушек системы Канэ с длиной ствола 45 калибров (6,84 м) имели техническую скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Боезапас на каждое орудие состоял из 176 выстрелов. В боекомплект входили бронебойные, фугасные и шрапнельные снаряды. Весь боекомплект 6 дюймовок (1414 выстрелов). Данные 6-ти дюймовки являлись главным калибром крейсера. При приближении противника их максимальная дальность стрельбы в 10970 м. позволяла им первыми из всей артиллерии "Паллады" вступить в бой. Однако в силу своего расположения все 8 орудий не могли быть задействованы одновременно по одной цели. Прямо по курсу крейсер мог использовать одномоментно только 3 из них. Максимально возможное число одновременно применяемых по одной цели орудий составляло - 5 (при повороте крейсера бортом к противнику).




Противолодочное и противоминное вооружение

75-мм пушка системы Канэ

- двадцать четыре 75-мм пушек системы Канэ с длиной ствола 50 калибров (3,75 м) на вертикальных станках системы Меллера. Они располагались побортно, по 12 орудий на верхней и батарейной палубах. Максимальная дальность стрельбы 75-мм пушек достигала 7869 м. Масса установки порядка 2 т. Заряжание — унитарное, что обеспечивало повышенный темп стрельбы. Скорострельность составляла 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Боезапас состоял из 260 выстрелов на каждое орудие. Боекомплект всего корабля - 6240 шт. Основным назначением 75-мм пушки Канэ была борьба с миноносцами, торпедными канонерками и минными крейсерами а так же защита от их торпедных атак. По замыслу, скорострельность пушки должна была обеспечить поражение цели. Огонь должен был вестись бронебойными снарядами для того чтобы пробить борт и вывести из строя вражеский торпедный корабль.



Вспомогательная артиллерия

37-мм пушка Гочкиса


- восемь одноствольных 37-мм пушек Гочкиса были размещены на палубах и предназнаались так же для борьбы с атакующими миноносцами на ближних дистанциях. Длинна ствола составляла 22,8 калибра (0,84 м). Размещены пушки были на гидравлических станках Алексеева. Эти орудия размещались следующим образом: четыре на боевом марсе фок-мачты, две на носовом и две на кормовом мостиках.Дальность стрельбы при угле возвышения +11 составляла 2778 м. Заряжание унитарное. Теоретическая скорострельность достигала 30 выстрелов в минуту, при хорошо тренированной прислуге. Боезапас составлял 600 выстрелов на орудие. Данное орудие почти не могло повредить вражеский корабль. Эффективно было только против команды противника, располагавшейся на открытой палубе.




Минно-торпедное вооружение

-три торпедных аппарата калибром 381 мм. Один надводный выдвижной в форштевне и два подводных траверзных щитовых, на носовой платформе между 29 и 35 шпангоутами над центральным постом. Их боезапас составляли 8 самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед), длиной 5,18 м, калибром 15 дюймов, с дальностью хода до 1500 м., две из которых предназначались для носового ТА и по три для бортовых. Торпедное вооружение на "Палладе" было скорее данью моде, чем боевым аргументом. Низкая дальность хода торпед и возможность их наведения только с помощью поворота корпуса судна приближала шансы их боевого применения к нулю.

- 35 сферических мин заграждения, которые могли устанавливаться как с минного плотика, так и с парового катера или гребного барказа.

Модернизации и переоборудования

- После того как крейсер "Паллада" затонул в Порт-Артуре, 12 сентября 1905 года он был поднят со дна японскими военно-морскими силами и поставлен на ремонт. Однако просто ремонтом дело не обошлось. Япония переоборудовала крейсер и 22 августа 1908 года он зачислен в силы Японского императорского флота как учебный корабль крейсер 2-го ранга "Цугару". На корабле было заменена часть оснащения для упрощения обслуживания военно-морским флотом Японии. Так же модернизацию претерпела и машинно-ходовая группа, что повысило максимальную скорость крейсера до 22 узлов.

- В 1920 году с корабля сняли одно 152-мм и все 76-мм орудия, на палубе проложили рельсы для приема 300 мин и переквалифицировали в минный заградитель.

История службы

Крейсер Паллада перед уходом на Восток
"Паллада" перед уходом на Восток
После вступления в строй крейсер "Паллада" в октябре 1902 — апреле 1903 вместе с броненосцем «Ретвизан» и однотипным крейсером «Диана» вместе с броненосцем «Ретвизан» и однотипным крейсером «Диана» совершил переход на Дальний Восток, где вошёл в состав Эскадры Тихого океана. Отряд из уходящих на Дальний Восток кораблей возглавил контр-адмирал Э.А. Штакельберг. Днем 17 октября броненосец и два крейсера, покинув Кронштадт, взяли курс на Либаву. При ясной погоде и умеренном ветре с SW скорость кильватерной колонны равнялась 10 уз. К утру 19 октября, когда до Либавы оставалось 40 миль, ветер начал свежеть и быстро достиг 9 баллов. Броненосец и крейсеры не смогли зайти в акваторию порта и в ожидании благоприятной погоды ушли в открытое море. Ход снизили «до малого, т.к. крейсера сильно зарывались. К 15 ч из-за сильной килевой качки и заливания волнами верхней палубы и палубы бака на «Палладе» снесло световой люк, погнуло несколько вентиляционных раструбов, сорвало с места крышку левого клюза и ящик с судовыми хронометрами. Располагавшиеся на наветренном борту донки Бельвиля оголились и перестали забирать воду из цистерн — часть котлов пришлось загасить, Крейсер не мог больше выдерживать курс против волны и увалился под ветер. К рассвету ветер на время ослаб, и «Палладе» удалось зайти в аванпорт Либавы, «Ретвизан» же с «Дианой» пробыли в море еще сутки — до полудня 21 октября. В своем рапорте Э.А.Штакельберг писал: «Расход угля оказался громадным. "Диана" и "Паллада" приняли в Кронштадте перед уходом полный запас, с которым они должны были дойти до Плимута, а по приходу в Либаву оказалось, что у обеих израсходована половина всего запаса. Обоим крейсерам придется принять полный запас».На переходе в Киль на «Диане» и «Палладе» вновь повторился огромный расход топлива, и в германском порту на крейсеры погрузили еще по 150 т угля. И вновь не обошлось без поломок; на «Палладе», дав трещину у фланца, лопнула паровая труба, идущая от детандера к двум динамо-машинам, рулевой машине и рефрижератору. Из-за невозможности за короткое время устранить неисправность «Паллада» покинула Киль позже остальных кораблей отряда. Далее «Диана» и «Паллада», лишь пару раз на непродолжительное время отделившись от «Ретвизана», следовали совместно с флагманским кораблем по маршруту: Нуборг — Портланд — Виго — Алжир — Пирей — Суда — Порт-Саид — Суэц — Аден — Коломбо — Сабанг — Сингапур.


В составе тихоокеанской эскадры

8 апреля 1903 года «Ретвизан», «Диана», «Паллада» достигли Нагасаки. Через десять дней броненосец и «Паллада» ушли в Порт-Артур. «Ретвизан» и «Паллада» ранним утром 22 апреля 1903 года бросили свои якоря на рейде Порт-Артура. «Паллада» и вернувшаяся в начале мая в Порт-Артур «Диана» сразу же присоединились к учебным плаваниям кораблей эскадры. Оба крейсера побывали в Та-лиенванском заливе, а в конце мая, в составе отряда контр-адмирала П.П.Ухтомского, в бухте Десяти кораблей. Затем 1 июня «Диану», а через пятнадцать дней и «Палладу» вывели в Порт-Артуре в вооруженный резерв. 2 сентября 1903 года начавшие накануне кампанию «Диана» и «Паллада» находились уже в Талиенванском заливе. Здесь они пробыли почти до середины месяца — времени начала осенних маневров эскадры. Здесь же Е.И.Алексеев по окончании маневров провел смотр кораблей. В направленном в столицу отчете он нелестно отзывается о возможностях обоих крейсеров: «Крейсера 1-го раню "Диана" и "Паллада", выстроенные на казенной верфи в С.-Петербурге, значительно отстали от своих иностранных сотоварищей по всем частям, как в отношении хода и артиллерии, так и законченности и обдуманности проекта, а также и выполнения работ. Так, например, еще в Кронштадте комиссия указала, что контрактное число сил достигается без четырех котлов, таким образом, они являются лишним грузом. Между тем, для полного комплекта артиллерийских снарядов места не нашлось, и патронные погреба расположены частью рядом с котлами. Морские качества тоже невысоки, так как крейсера зарываются носом, ход же полный не достигает [контрактных] 20-ти узлов»12. Но все это и без рапорта генерал-адъютанта хорошо знали в Петербурге. А тем временем 1 ноября «Диану» и «Палладу» после двух месяцев нахождения в кампании вновь вывели в вооруженный резерв. В преддверии войны с Японией «Паллада» и «Диана» вступили в кампанию 1 и 18 января соответственно. Оба корабля приняли участие в последнем предвоенном плавании Тихоокеанской эскадры, в ходе которого выявилась полная непригодность этих крейсеров для разведывательной службы, в том числе и по причине малой мощности радиотелеграфных установок.

Паллада в доке на ремонте
Пробоина в борту Паллады
Палуба Паллады во время ремонта
Вечером 26 января корабли эскадры стояли на якорях на внешнем рейде Порт-Артура. «Паллада» и «Диана» располагались в самой южной, а соответственно, наиболее уязвимой при нападении со стороны моря кильватерной линии судов. В тот день «Диана» и «Аскольд» были дежурными крейсерами, то есть находились в готовности при появлении неприятеля сняться с якоря. «Дежурные по освещению корабли "Ретвизан" и "Паллада" с 6 ч вечера освещали горизонт боевыми фонарями (прожекторами. — А.С.)»14, из-за чего оба и оказались главными целями торпедной атаки японских миноносцев. На крейсере «Паллада» первым, за 15 мин до полуночи, корабли противника заметил вахтенный начальник лейтенант А.А.Бровцын. Немедленно пробили боевую тревогу, но включенные на приближавшихся миноносцах ходовые огни ввели в заблуждение комендоров, которые открыли огонь только после того, как вахтенный начальник отчетливо заметил след идущей торпеды. Две первые торпеды прошли под кормой; третья, шедшая почти по поверхности,

ударила в левый борт между 68 и 75 шпангоутами; четыре остальных из числа семи выпущенных по «Палладе» торпед не дошли до крейсера. Попавшая в корабль торпеда взорвалась в наполненной топливом двухъярусной угольной яме. Благодаря угольной защите, находившийся за продольной переборкой погреб 75-мм боезапаса не сдетонировал, но в нем возник обширный, с взрывами отдельных патронов, пожар. Пламя с удушливым дымом выбросило через шахту элеватора на батарейную палубу, и пожар перекинулся на офицерские помещения. С огнем удалось справиться за 10 мин, во многом благодаря тому, что вода через пробоину быстро заполнила угольную яму и патронный погреб, затопив очаг пожара. Крейсер накренился на 4,5°. Экипаж завел на пробоину три, один поверх другого, пластыря, откачал воду и, снявшись с якоря, перевел корабль на безопасное мелководье к маяку Люшинкоу. При взрыве погиб один матрос, шестеро умерло от ожогов и отравления газами. В последующие два—три дня тяжело заболели еще 32 надышавшихся дымом моряка. В ходе отражения продолжавшихся до часу ночи атак с «Паллады» выпустили 42 152-мм, 84 75-мм и 20 37-мм снарядов. Из-за необходимости быстрейшего исправления повреждений крейсера «Новик» «Палладу» в док поставили лишь 9 февраля. Общая площадь поврежденного участка ее наружной обшивки достигала 35 м2 (длина — 7,3 м, высота — 4,9 м). Шесть листов обшивки вместе взрыва вмялись, а три из них и разорвались; мед-но-деревянная зашивка оказалась уничтоженной. Центр пробоины площадью около 13 м находился на 1,8 м ниже ватерлинии. Пробоина имела наибольшую длину 6,4 м и наибольшую высоту 3,3 м, то есть распространялась от броневой до батарейной палубы. Шпангоуты ниже карапасной палубы погнулись, выше — сломались. Погнулся настил платформы над скосом броневой палубы, как прогнулись в районе взрыва и броневые листы, три из которых сместились в сторону. В угольной яме вспучило продольную и поперечную на 75 шп. переборки; другую поперечную переборку, находящуюся на 68 шп., оторвало. Подъемная крышка порта, стоявшего над местом взрыва на батарейной палубе 75-мм орудия, оторвалась и утонула. Сильные повреждения получили патронный погреб и его элеватор: сорвало с места все рельсы и обе крышки порта элеватора; 29 патронных беседок пришли в негодность; выгорел либо взорвался порох в 63 патронах, 559 патронов смялись, и порох в них оказался подмоченным; снаряды уцелели, но 201 из них оторвался от гильз. Расчистка и вырубка всех повреждений заняла две с половиной недели, затем рабочие Артурского военного порта правили годные для возвращения на место стальные части набора и изготовляли новые; к середине марта часть набора стояла на своих местах. С 17 марта выполнение работ поручили прибывшему накануне в Порт-Артур судоремонтному отряду, укомплектованному рабочими Балтийского завода и возглавляемому корабельным инженером Н.Н. Кутейниковым. Ход работ значительно ускорился, и 3 апреля «Паллада» покинула док. Ограниченный производственный потенциал Порт-Артурской военно-морской базы не давал возможности в быстрое время отремонтировать, а фактически, изготовить и смонтировать новое оборудование погреба и его элеватора, почему «патронный погреб, разрушенный взрывом, решено было для сокращения работ не возобновлять, так что угольная яма получилась за счет него большим объемом». Еще почти месяц ушел на завершение ремонтных работ, погрузку угля и боезапаса, приведение корабля в пригодное для боевого использования состояние. 28 апреля «Паллада», пройдя ходовые испытания, вновь вошла в состав действующих кораблей.

Паллада после боя в желтом море
Схема_боя_28_июля_1904_года
«Диана» и вышедшая из ремонта «Паллада» — корабли, предназначенные для океанских рейдов и дальней разведки, — в условиях блокированной крепости преимущественно использовались для несения сторожевой службы на внешнем рейде Порт-Артура.

22 апреля началась высадка японских войск на Квантунский полуостров. Это привело к образованию сухопутного фронта близ Порт-Артура, а затем и к блокированию крепости японской армией. В конце апреля принимается решение усилить корабельными орудиями крепостную артиллерию, и крейсеры «Паллада» и «Диана» лишаются каждый двух 152-мм (второй носовой пары бортовых), четырех 75-мм с верхней палубы, и всех восьми 37-мм орудий. Порт-артурские крейсеры по-прежнему посменно дежурят на внешнем рейде. Так, «Диана», совместно с канонерскими лодками и береговыми батареями, отражала атаки миноносцев противника в ночь на 25 мая и в ночь на 9 июня. На следующий же день, 10 июня, эскадра по требованию наместника Е.И.Алексеева предприняла свою первую попытку прорваться во Владивосток. Первым на рейд, в 4 ч 30 мин утра, вышел «Новик», за ним — «Диана». К 8 ч на внешнем рейде стояли все, кроме «Палпады», которая появилась только в 10 ч 50 мин: из-за неисправности рулевого привода она долго стояла на якоре в проходе на внешний рейд и ремонтировалась, затем ее команда очищала якорь от телефонного кабеля. После этого крейсера стали сниматься с якорей в порядке выхода на рейд: первым снялся крейсер «Новик», затем «Диана», последним, около 15 ч, — крейсер «Паллада» К этому времени на горизонте хорошо просматривались броненосец «Тин-Эн», крейсер «Матцусима», 12 миноносцев. Последние попытались помешать работе шедшего перед эскадрой тралящего каравана, но были отогнаны «Новиком» и поспешившей ему на помощь «Дианой». Около 17 ч тралящий караван ушел в Порт-Артур, вскоре, когда направлявшиеся во Владивосток корабли удалились от берега на 20 миль, был замечен пересекающий курс русских кораблей японский флот, и командующий эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт решил вернуться. В 18 ч 50 мин, находясь в 55 кб от противника, Тихоокеанская эскадра последовательно повернула на обратный курс, и целями начавшихся с наступлением темноты торпедных атак оказались концевые корабли, и в первую очередь «Паллада». Противник выпустил в нее семь торпед, две из которых прошли под кормой, а остальные пересекли курс крейсера перед его носом. По возвращении кораблей на внешний рейд торпедные атаки продолжались вплоть до 4 ч утра, но «Диана» и «Паллада», в отличие от «Аскольда» и «Новика», значительным атакам уже не подвергались. И вновь оба крейсера несут сторожевую службу. В ночь на 15 июня торпедной атаке подверглась «Диана»: два миноносца с дистанции 400 м выпустили три прошедшие мимо торпеды. Комендоры крейсера ответили им 19 152-мм и 58 75-мм снарядами. А на следующую ночь «Диану» штормом сорвало с носовых перлиней, и для спасения корабля его завели во внутреннюю гавань. Теперь торпедным атакам подверглась дежурившая на рейде в ночь на 20 июня «Паллада»: в нее японский миноносец выпустил две торпеды, из которых одна прошла вдоль правого борта, другая не дошла до корабля. В дневное время крейсер «Новик», канонерские лодки, миноносцы активно использовались для обстрела наступающих японских войск. Дежурившие на рейде крейсеры I ранга должны были в случае необходимости приходить им на помощь, но лишь однажды, 26 июня, «Диана» и «Паллада» привлекались к непосредственному прикрытию обстреливающих противника кораблей. В тот день они вмести с броненосцем «Полтава» выходили в район бухты Тахэ. После ожесточенных боев японские войска к концу июля вышли на ближние подступы к крепости, и Е.И. Алексеев, после неоднократных призывов покинуть Порт-Артур, прислал контр-адмиралу В.К.Витгефту категорический приказ с требованием срочно увести эскадру во Владивосток. Раним утром 28 июля 1904 года корабли Тихоокеанской эскадры стали покидать внутреннюю гавань Порт-Артура. Продолжалось это почти три с половиной часа, и японцы стянули к Порт-Артуру значительные силы. Вышедшие последними на рейд «"Паллада" и [вслед за ней] "Диана"... вступили [последовательно] прямо на свои места, в общем строю кильватера в [самом] хвосте линии» всей эскадры вслед за флагманским кораблем отряда крейсеров — «Аскольдом». Еще один корабль отряда, «Новик», занял свое место в кильватерном строю (непосредственно за «Аскольдом») незадолго до начала боевого столкновения главных сил. В самом начале сражения японские броненосцы попытались охватить «хвост» нашей эскадры и достаточно близко подошли к крейсерскому отряду. В «Палладу» попал один снаряд, убивший трех матросов, тяжело ранивших четырех (один из них вскоре умер) и легко — двух. Снаряд срезал носовую шлюпбалку гребного катера, повредил сам катер, изрешетил осколками кожух носовой кочегарки, дымовую трубу, вентиляторы, кронштейн прицела у одного из 75-мм орудий. На «Диане» осколками разорвавшегося неприятельского снаряда пробило стенки фальшборта и легко ранило двух человек «Чтобы выйти из этого положения... крейсера в строе пеленга перешли па левую сторону нашей линии броненосцев, где снова легли на параллельный с ними курс». В последовавших затем, вплоть до момента гибели командующего эскадрой В.К.Витгефта, ожесточенных перестрелках броненосных сил крейсерский отряд продолжал в кильватерном строю держаться левее броненосного отряда, ведшего огонь правым бортом, находясь на достаточно безопасном удалении от противника. Когда после выхода из строя флагманского корабля эскадры «Цесаревича» броненосцы повернули назад и направились в Порт-Артур, их примеру последовали «Аскольд» и шедшие за ним в кильватер «Новик» и «Паллада». Крейсеры последовали за своим флагманом, причем «Паллада» и «Диана», выполнявшие, как всегда, повороты с большим диаметром циркуляции, с трудом легли за «Аскольдом». К этому времени японские броненосцы обогнули нашу эскадру, а крейсеры противника остались южнее, таким образом, направление на Владивосток по-прежнему оставалось перекрытым. Но противник старался перехватить и пути отступления в Порт-Артур: от NW к российским кораблям приближались броненосец береговой обороны «Тин-Эн» и три однотипных бронепалубных крейсера «Матцусима», «Ицукусима», «Хасидате», а от W — броненосный крейсер «Асама». Наши броненосцы шли им навстречу, на NW, имея свои крейсеры с правой стороны от себя. Порт-артурская «эскадра была совершенно окружена неприятелем, поддерживающим все это время огонь, а крейсера [после произошедших перестроений] были меж двух броненосных эскадр» — своей и противника. Для выхода из-под огня крейсерам необходимо было расположиться по левую от броненосцев сторону, и «Аскольд» увеличил ход, за ним последовали остальные корабли отряда. Но при этом все они оказались уже между крейсерами «Асама», тремя типа «Ицукусима», броненосцем «Тин-Эн» с одной стороны и шедшими прямо на них и открывшими по крейсерам и броненосцу противника огонь из носовых орудий нашими броненосцами — с другой. Ведя огонь всем правым бортом, «Аскольд», «Новик», «Паллада», «Диана» продолжали свой маневр — переход на левый фланг отряда броненосцев — и в момент наибольшего сближения с группой кораблей противника расстояние до ближайшего из них не превышало 25 кб. На одном из японских кораблей возник пожар, имелись попадания и в другие. За время перестрелки с крейсерами противника крейсерский отряд нагнали шедшие «в строе, приближающемся к строю фронта», броненосцы, и «Аскольд», «Новик», «Паллада», «Диана» переходили на их левый фланг, уже прорезая этот фронтальный строй. Командир крейсерского отряда контр-адмирал Н.К.Рейценштейн, видя, что японцы тем временем маневрируют, создавая все более и более плотное кольцо вокруг потерявшей централизованное управление и оказывающей пассивное сопротивление эскадры, решает срочно вывести из-под готовящегося массированного и сосредоточенного обстрела свой отряд, чтобы, «распылив» силы японцев, хоть немного облегчить участь остальных наших кораблей. Направлением прорыва он, по окончании расхождения с броненосцами, выбирает еще не достаточно перекрытое противником направление от S до SW. И наступил «звездный час» двух легендарных кораблей — «Аскольда» и «Новика». В 18 ч 50 мин «Аскольд» поднял сигнал «Быть в строю кильватер» и резко увеличил ход через десять минут новый: «Крейсерам следовать за мной». И если «Новику» и «Диане» это удалось, то «Паллада» так и осталась с правой стороны колонны броненосцев. Но и «Диана» недолго следовала за своим флагманом: «Аскольд», «Новик» и сопровождающие их миноносцы развили такой ход, что через 15 мин исчезли из виду и «Диана» вынуждена была вернуться к эскадре. Тем временем перестрелка прекратилась, лишь от S, где скрылись «Аскольд» и «Новик», слышались выстрелы. Эскадра, по-прежнему окруженная японскими кораблями, двигалась на NW тремя не выдерживавшими кильватерный строй группами: впереди «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Севастополь» и три миноносца при них; затем «"Диана" и при ней миноносец "Грозовой", который к вечеру присоединился к крейсеру... так и при нем остался»; замыкали строй в 8 кб от первой группы «Паллада», «Цесаревич», «Полтава». Командир «Паллады» предпочел торпедные атаки отражать всей имеющейся артиллерией. За ночь крейсер подвергся атакам восьми миноносцев. В ночной темноте вспышки выстрелов 152-мм орудий «препятствовали видеть неприятельские миноносцы и выпущенные ими мины»24, но «Палладе», как и «Диане», повезло: японские торпеды ее миновали. Комендоры сделали 40 152-мм и 170 75-мм выстрелов из общего числа 90 152-мм и 180 75-мм снарядов, выпущенных крейсером в ходе сражения. К утру «Паллада» вместе с пятью броненосцами стояла на внешнем рейде Порт-Артура. Это и предопределило дальнейшую судьбу корабля: больше он в море не выходил.


Паллада после сдачи порт артура
К вечеру 22 ноября японцы овладели стратегической высотой - горой Высокой близ Порт-Артура и, разместив на ней корректировочные посты, в течение пяти дней прицельным огнем 280-мм гаубиц расстреляли броненосцы и крейсеры эскадры. «Паллада» 24 ноября после попаданий нескольких снарядов потеряла запас плавучести и села на грунт внутреннего рейда.

После окончания Русско-Японской войны 12 сентября 1905 года, захватившие Порт-Артур японцы подняли частично затопленный крейсер с грунта внутренней гавани Порт-Артура. После этого японцы отвели бывший российский крейсер в Сасебо, где ремонтировали в течение последующих пяти лет. Затем крейсеру было присвоено новое имя "Цугару" и он 10 лет он служил учебным кораблем.

В 1920 году с корабля сняли одно 152-мм и все 76-мм орудия, на палубе проложили рельсы для приема 300 мин и переквалифицировали в минный заградитель.



Гибель

По исключении в 1922 году корабля из состава флота его корпус японцы стали использовать как мишень и потопили в ходе показательной бомбардировки во время учений авиации 27 мая 1924 года. Учения были приурочены годовщине Цусимского сражения.

Литература и источники информации

http://tsushima.su/RU/shipsru/shipsrussiaru/shipsrussiabronru/shipsrussiabronbpkrru/bronbpkrpallada/

http://keu-ocr.narod.ru/Diana/chap01.html

http://www.cris9.armforc.ru/vmf_avrora.htm

http://www.mmt.ru/win/ships/diana/a00d.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%28%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B5%D1%80%29

http://www.naval-history.net/WW1NavyJapanese.htm

http://en.wikipedia.org/wiki/Japanese_cruiser_Tsugaru

http://www.wikiwand.com/en/Japanese_cruiser_Tsugaru#/Background

Галерея изображений