Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

ORP Błyskawica (1936) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

ORP Błyskawica (1936)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
[Разоблачение подставы] - Танковые асы Т-44-100 (Р... MIsTeN Общение танкистов 1 2016-12-03 02:12
Что можно делать на станке чпу с рабочим полем 18 ... Never Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 00:51
Что получает Модератор Чата в World of Tanks или о... temkka Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 22:40
Дайте плиз кто нибудь аккаунт в worloftanks murad3641299 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-02 22:32
В Москве презентовали УАЗ Патриот World of Tanks E... rudicon Общение танкистов 4 2016-12-03 02:04
Украинским солдатам надоело пешком дезертировать и... Sanchez99 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 21:18
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск

Błyskawica

ORP_Blyskawica_Card.jpeg
Błyskawica
Служба
Польша
Польша
Исторические данные
9 сентября 1935 г. Заложен
1 октября 1936 г. Спущен на воду
25 ноября 1937 г. Сдан
1975 г. Выведен из боевого состава
Общие данные
1975 т / 2400 тт. Водоизмещение
(стандартное/полное)
114 м / 11,3 м / 3,3 мм. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
192чел. Общая численность
Бронирование
Вооружение

Артиллерия

Минно-торпедное вооружение

  • 6 ТА 550 мм с редуктором на 533 мм (2 х III);
  • 44 мины.

Противолодочное вооружение

  • 2 палубных бомбомета (20 бомб WZ. BH 200).
Однотипные корабли
1939.jpg
ORP Błyskawica («Молния») - эсминец типа Grom, состоявший в ВМС Польши в 1937—1976 годах. Во время Второй мировой войны был одним из самых современных эсминцев мира. Самый старый эсминец времен Второй мировой войны, прошедший её всю и сохранившийся до наших дней.

История создания

Проектирование

Польским правительством был объявлен тендер на строительство двух новых кораблей: ORP Grom и ORP Błyskawica. Для усиления экономических и военных связей тендер проводился в Великобритании. Еще одной причиной было недовольство Польского командования процессом создания кораблей Burza и Wicher на Французских верфях.

Тендер выиграла верфь John Samuel White & Co. Ltd. Ее проект был ближайшим к понятию «эсминец», разрабатываемом в течение нескольких лет в Департаменте по управлению ВМФ, и в то же время он был самым дешевым.

Постройка и испытания

29 марта 1933 года в Лондоне между командование польского ВМФ и верфью John Samuel White & Co. Ltd было подписано соглашение о строительстве двух эсминцев, которые, в последствии, будут названы Grom и Błyskawica. Киль Grom был заложен в июле 1935 года, Błyskawica — в сентябре 1935.

Стоимость строительства составила 454 000 фунтов, что на данное время составляет примерно 12 млн польских злотых (немного больше, чем 3.8 млн долларов). Если бы не использование польских материалов и орудий, то стоимость была бы больше на треть.

Корабль был спущен на воду 1 октября 1936 года. Оснащение корабля проходило с небольшими задержками, и было закончено только к 1 сентября 1937 года.

Тем не менее, приемочные испытания корабль прошел успешно, и 25 ноября 1937 года в 14:00 состоялось торжественное поднятие флага и символов польского командования на Błyskawica.

Описание конструкции

Эсминцы типа, который представляет Błyskawica, был в то время одним из самых современных и успешных. Основное преимущество корабля заключалось в большой скорости и мощного артиллерийского и минно-торпедного вооружения. Он также характеризуется высокой маневренностью, которая достигается, в частности, благодаря тонкому, но изящному, корпусу.

Основными недостатками были слабые противотанковые пушки (представленные двумя спаренными 40-мм тяжелыми пулеметами), а также низкий запас топлива.

Вооружение

Период Вооружение
1937—1939
Лето 1939 — лето 1941
Ноябрь 1941 — апрель 1942
Апрель 1942—1951
1951—1973

История службы

Довоенный период

26 ноября 1937 года Błyskawica покидает Коуз и направляется к Польше. По пути корабль заплывает в Гётеборг, где загружает артиллерийские снаряды к орудиям Bofors.

1 декабря 1937 года Błyskawica заходит в Польский порт Гдыня, где и остается до начала войны.

Вторая мировая война

30 августа 1939 года Błyskawica, Grom и Burza получают приказ под кодовым названием «Pekin» (или, по некоторым данным, «Peking»). Приказ заключался в том, чтобы в срочном порядке корабли направились в Англию.

Около 14.15 (то есть через два часа после получения приказа) корабли поднимают якоря и берут курс к северу от Борнхольма. По пути они разминаются с несколькими немецкими военными кораблями, во главе с Königsberg и Köln.

1 сентября 1939 года в 17:30 польские корабли прибывают в шотландский порт Лейт. После решение некоторых формальностей эскадрилья
ORP Błyskawica
переходит под командование Западного морского района, находящееся в Плимуте.

6 сентября, после дозаправки, корабли отправились на новое место базирования. Во время перехода корабли атаковали немецкую подводную лодку. После спуска 30 глубинных бомб на поверхности появилось жирное пятно, из чего адмиралтейство сделало вывод, что подлодка сильно повреждена. Два дня спустя Błyskawica самостоятельно атаковала подлодку, но без видимых результатов.
9 сентября эскадрилья достигла Плимута, где должны были базироваться до конца октября.

Однако, уже 13 сентября Błyskawica отправилась в Ливерпуль, откуда должна была сопровождать военные грузы в Польшу. По прибытию в Гибралтар 22 сентября выяснилось, что до Польши не добраться, и корабли отправился назад.

22 октября эскадра отправляется в порт Гарвич, откуда будет до апреля 1940 года патрулировать воды Ирландии. Во время патрулирования было уничтожено несколько немецких кораблей. Во время патруля 7 ноября впервые за войну Błyskawica была обстреляна торпедами с гидросамолета, однако, благодаря маневрированию, торпеды своей цели не достигли.

4 апреля 1940 года Польский эскадрон эсминцев перебазируется на Оркнейские острова в гавань Скапа-Флоу, откуда патрулируют Норвежское побережье. 19 апреля после аварии Burza отправляется обратно в доки, и в эскадрильи остается только 2 корабля. 5 мая 1940 года во время патрулирования на польскую эскадрилью был совершен налет и было сброшено порядка 100 бомб. Grom был полностью уничтожен, Błyskawica же удалось уйти. Бомба взорвалась очень близко от Błyskawica, поэтому немецкое командование решило что корабль потоплен.

25 мая Błyskawica отправляется в Дюнкерк для участия в спасательной операции.

После этого напряженного этапа Błyskawica подвергается полной реконструкции и модернизации. Для этого корабль направляется в Коуз — порт, где он был построен. 15 августа 1940 года Błyskawica отправляется в Портсмут для пополнения боекомплекта. После этого корабль направляется на обучение в Скапа-Флоу, после чего занимается охраной конвоев.

4 декабря 1940 года Błyskawica попадает в шторм (10-11 баллов по шкале Бофорта), где получает большие повреждения и теряет руль.
Błyskawica в Гдыни
Благодаря самоотверженности моряков удается запустить ручной руль на корме. После 30 часов небольшого шторма корабль берет курс на Гринок, куда он прибывает в ночь с 5 на 6 декабря.

11 февраля корабль прямо из доков направляется сопровождать корабли Исландии, однако четыре дня спустя снова попадает в ураган, снова теряет рулевое управление и возвращается в порт.

На этот раз ремонт был основательным. Из доков Błyskawica вышла 30 ноября 1941, полностью отремонтированная и перевооруженная. Причем, что интересно, теперь она называлась не эсминцем, а зенитным крейсером. После тренировок корабль был направлен сопровождать суда из Гринока в Рейкьявик.

4 апреля 1942 года в результате сильного шторма был сильно поврежден корпус Błyskawica. Ремонт проводился в Коузе, Саутгемптоне и Портсмуте. Окончился в 1942 году.

После этого были направлены на конвоирование судов. за август-сентябрь 1942 Błyskawica сопроводила в общей сложности 17 конвоев, возможно уничтожила подводную лодку и отбилась от нескольких воздушных атак.

В начале октября 1942 года корабль был направлен на тренировку по уничтожению наземных целей, после чего 19 октября была направлена в Гибралтар для сопровождения защитников Мальты.

6 ноября вместе с четырьмя эсминцами, тремя крейсерами и авианосцем Błyskawica организовывала быструю посадку 32 000 солдат для освобождения Алжира.
11 ноября Błyskawica должна была сопровождать большой корабль с военными до Беджаи. Это была очень сложная операция, за ее время благодаря шквальному огню был отбит авианалет порядка 40 самолетов, а также потоплена подлодка. После операции корабль был в критическом состоянии, поэтому направился в Гибралтар на ремонт.

23 декабря 1942 года Błyskawica включается в силы «H», в чьи обязанности входит обеспечение безопасности западной части Средиземного моря. Таким образом корабль снова выступает в качестве эскорта, как правило, в одиночестве на маршрутах Гибралтар-Алжир и Гибралтар-Бонна.

Błyskawica в Атлантике

В середине марта Błyskawica включена в силы «Q», задачей которого была поддержка сухопутных войск. Эти силы часто называют «красными дьяволами» так как для более легкой идентификации мостик и артиллерийские башни были окрашены в красные цвета.

11 мая 1943 года Błyskawica возвращается в доки для проведения капитального ремонта.

в декабре 1943 вновь отправляется в Скапа-Флоу для сопровождения кораблей.

Во второй половине февраля Błyskawica принимает участие в операции «Bayleaf», целью которой было уничтожение вражеских военно-морских баз в Норвегии.

6 июня 1944 года корабль принял участие в операции «Оверлорд». Польские корабли активно участвовали в морских боях: в составе 10-й флотилии в ночь с 8 на 9 июня они приняли участие в бою при Уэссане против 6-й флотилии эсминцев Кригсмарине. После четырёх часов боя Błyskawica вместе с британскими и канадскими эсминцами смогли уничтожить немецкий Z32 и ZH1 голландской постройки, захваченный немцами в 1940 году.

Последнее военное действие корабля было участи в военной операции «Deadlight». Она проводилась с ноября в Атлантике, кде корабли союзников уничтожали немецкие подводные лодки, которые отказались сдаться в плен.
Таким образом за время войны Błyskawica прошла расстояние в 148 000 морских миль, сопроводила 83 конвоя, участвовала в потоплении двух надводных кораблей, 3 субмарин, 4-7 самолетов.

28 мая 1946 года в результате путаницы Błyskawica перешла в состав ВМС Великобритании. Польше корабль вернулся только в июле 1947 года.

Послевоенный период

С сентября 1949 по апрель 1950 корабль прошёл ремонт и перевооружение, в ходе которого на него поставили советские 100-мм орудия Б-24, а в октябре 1957 и апреле 1961 года прошёл капитальные ремонты, благодаря которым в 1964 и 1966 годах эсминец заслуживал звание лучшего корабля ВМС Польши. Однако он не мог служить вечно: 9 августа 1967 года произошёл прорыв пара в котельной, и семь моряков погибли. Эксперты объявили что новый ремонт не оправдан, и в этой ситуации 13 июня 1969 года корабль был отбуксирован в Свиноуйсьце, где стал плавучей батареей.

В 1975 году корабль был выведен из состава флота, 1 мая 1976 в Гдыне Błyskawica поставлена на стоянку около площади Костюшко и теперь является кораблём-музеем.

Командиры

Дата Командир
7.11.1937 — 02.01.1938 Tadeusz Podjazd-Morgenstern
02.01.1939 — 10.1939 Włodzimierz Kodrebski
23.11.1939 — 02.02.1940 Jerzy Umecki
02.02.1940 — 28.05.1940 Stanisław Nahorski
28.05.1940 — 08.1940 Wojciech Francki
08.1940 — 02.1941 Tadeusz Gorazdowski
??.03.1941 —??.03.1942 Wojciech Francki
??.03.1941 —??.03.1942 Tadeusz Gorazdowski
06.1942 — 06.1943 Ludwik Lichodziejewski
07.1943 — 12.1944 Konrad Namieśniowski
12.1944 — 11.1945 Ludwik Lichodziejewski
11.1945 — 28.05.1946 Wojciech Francki
20.06.1947- 20.07.1947 Bolesław Romanowski
21.07.1947 — 05.1948 Wacław Krzywiec
05.1948 — 04.07.1950 Zbigniew Węglarz
04.07.1950 — 24.10.1952 Zdzisław Studziński
25.10.1952 — 23.11.1954 Stanisław Mielczarek
23.11.1954 — 18.01.1957 Hieronim Kubera
04.02.1957 — 18.08.1962 Kryspin Lech
18.08.1962 — 15.07.1963 Tadeusz Morzycki
12.09.1963 — 18.08.1967 Józef Zywczak
18.08.1967 — 19.05.1969 Bolesław Kilans
19.05.1969 — 11.06.1969 Piotr Wolniszewski
1969 — 1974 Zenon Sawa
1974 — 1979 Zbigniew Strych

Награды

28 июня 1987 за особые заслуги награждён Золотым крестом военного ордена «Virtuti Militari». Это единственный корабль, удостоенный такой награды.


Литература и источники информации

Jan Piwowoński: Flota spod biało-czerwonej. Warszawa: Nasza Księgarnia, 1989. ISBN 978-83-100-8902-1.
M.J. Whitley: Destroyers of World War Two: An International Encyclopedia. Annapolis: Naval Instutute Press, 2002. ISBN 0-87021-326-1.

Ссылки

Музей ORP Błyskawica

Галерея изображений

Категория: