Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

USS United States (1949) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

USS United States (1949)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
КВ-122 ПРЕДВЗЯТЫЙ ОБЗОР. BOJlOHTEP Общение танкистов 2 2016-12-11 10:55
не запускаются танки, выдают ошибку, помогите аааааффффф Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-11 08:01
а "мир танков", "мир кораблей" и варфэйс же лучшие... frdhds Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-11 03:07
Всей державой бабло на противотанковый забор собир... Denislam Вопросы по игре World of Tanks 4 2016-12-11 05:09
куплю Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:18
продам Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:00
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

United States

Draw_CVA58_1949_1.jpg
Служба
США
США
Исторические данные
18 апреля 1949 Заложен
23 апреля 1949 Сдан на слом
Общие данные
69345 / 84585т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
332,2 / 71,9 / 11,3м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
5499чел. Общая численность
Бронирование
/37мм. Пояс/борт
58+25+37+37мм. Палуба
Вооружение

Авиагруппа

  • до 98 самолётов.

Универсальный калибр

  • 8 х 1 - 127-мм/54 Mark 42.

Зенитная артиллерия

  • 14 (7 х 2) - 76-мм/70 Mark 37;
  • 20 х 1 - 20-мм Oerlikon.
Однотипные корабли


Авианосец United States (рус. «Юнайтед Стейтс») - первый среди ударных авианосцев ВМС США, специально спроектированный для ядерной войны. Получил обозначение CVA-58 и должен был стать головным в серии из 4 единиц, но в результате смены руководства в министерстве обороны США его постройка была отменена через 5 дней после закладки. Позже проект United States послужил основой для несколько меньшего по размерам, но более универсального по своим возможностям авианосца Forrestal.

Общие сведения

Авианосец стал третьим кораблём ВМС США с таким названием. Имя United States (рус. «Юнайтед Стейтс» - «Соединённые Штаты») впервые было присвоено 44-пушечному парусному фрегату USS United States, введённому в строй 11 июля 1797 года и остававшемуся в составе флота США до 1849 года; фрегат участвовал в англо-американской войне и 25 октября 1812 года взял на абордаж британский фрегат HMS Macedonian. Вторым USS United States должен был стать линейный крейсер типа Lexington (CC-6), заложенный 25 сентября 1920 года и пущенный на слом по условиям Вашингтонского соглашения 1922 года (на воду не спускался).

История создания

Предпосылки к созданию

К 1945 году США стали первой и пока единственной ядерной державой, и атомное оружие считалось важнейшим компонентом американской военной машины. Поначалу носителями атомных бомб [1] располагали только ВВС. Руководство флота, не желая оставаться в стороне, предложило дополнить стратегические бомбардировщики палубными носителями ядерного оружия. Не нуждаясь в межконтинентальной дальности, палубный самолёт мог стать компактнее, быстрее и манёвреннее - а значит, менее уязвимым для ПВО - чем бомбардировщики ВВС. Эта идея всемерно поддерживалась министром обороны США, Джеймсом Форрестолом [2].

И самолёт-носитель, и корабль для него предстояло создать «с чистого листа». Учитывая массу и габариты первых атомных бомб [3] - задача стояла сложная. Можно сказать, что палубный бомбардировщик создавался вокруг бомбы, а новый авианосец [4] создавался вокруг этого бомбардировщика.

Проектирование

Модель раннего варианта United States в опытовом бассейне, 1947 год. Можно видеть 8 складывающихся дымоходов по бортам и отсутствие спонсонов с угловыми катапультами (они появились позже). Дымоходы подняты в походное положение
Начало проектированию сверх-авианосца было положено 28 декабря 1945 года запиской контр-адмирала Гарольда Саллады, главы флотского управления аэронавтики.
« …Корабль должен быть радикально (отличающимся) по конструкции, без надстройки-„острова“ и без ангара. На полётной палубе должно размещаться порядка 14 самолётов… 500000 галлонов топлива должны позволить каждому самолёту совершить около восьми боевых вылетов на полный радиус…
контр-адмирал Гарольд Саллада
»
8 января 1946 года заместитель морского министра США по авиации, адмирал Марк Митчер, дополнил намётки Саллады:
« авианосец должен нести от 16 до 24 ударных самолётов, и топливо на 4-6 вылетов для каждого
адмирал Марк Митчер
»
.

Первые проработки предполагали базирование исключительно ударных самолётов. К весне 1946 года управление аэронавтики всё-таки сочло, что строить столь узкоспециализированный корабль было бы нерационально. После принятого 19 апреля 1946 года решения новые проработки конструкции корабля уже предусматривали как ангар, так и истребители прикрытия в составе авиагруппы. Ангар сначала задумывался только для хранения истребителей, но позже посчитали, что по многим соображениям удобнее было бы и ударные самолёты не держать постоянно на палубе, так что проектные размеры ангара и самолётоподъёмников увеличили. Но в одном - что корабль должен быть гладкопалубным, без надстройки-«острова» - управление аэронавтики было непреклонно: размах крыла супер-бомбардировщика ограничивать не собирались. Дымовые трубы предполагалось сделать складывающимися, а локаторные антенны, командный мостик и посты управления авиацией разместить в небольшой убираемой рубке по правому борту.

Новый корабль получил обозначение CVA-58[5].

28 апреля 1948 года с палубы авианосца Coral Sea при помощи твердотопливных ускорителей взлетел переделанный патрульный самолёт P-2 Neptune, в принципе способный поднять атомную бомбу и сбросить её на цель. Это давало уверенность, что уже при вводе в строй новый корабль получит хоть какой-то носитель, даже если 45-тонный реактивный бомбардировщик ещё не будет готов.

К концу 1948 года проект принял окончательный вид - с четырьмя катапультами и жёстко закреплёнными (а не поворотными, как в первых проектах) дымоходами, выведенными из-под полётной палубы горизонтально. Две дополнительные катапульты вынесли в спонсоны под углом к диаметральной плоскости корпуса. Назначением спонсонов было обеспечивать лишь старт самолётов, а посадка должна была, как и прежде, совершаться вдоль продольной оси корабля.

Проект считался самым важным для ВМС, и в будущем ударные авианосцы типа United States должны были стать основой всего флота. 4 единицы, запланированные к постройке, составили бы ядро 4-х авианосных ударных групп (АУГ): в каждой такой группе один ударный авианосец поддерживали бы и прикрывали по три «обычных» авианосца (один линейный типа Midway и два тяжёлых типа Essex) и десятки кораблей охранения. Три такие АУГ обеспечили бы непрерывное патрулирование в Средиземном море (одна постоянно развёрнута в районе патрулирования, две другие на подмене, обеспечивая ремонты кораблей и подготовку экипажей); четвёртая группа предназначалась для действий в бассейне Тихого океана.

Поздний вариант проекта United States, рисунок Б. Фигалло (октябрь 1948 года). Дымоходы жёстко закреплены и выведены под палубу, появились угловые катапульты

Постройка

Закладка киля авианосца United States

Контракт на постройку головного авианосца был заключён в марте 1949 года с кораблестроительной компанией Newport News Shipbuilding. Тогда же президент Гарри Трумэн утвердил присвоение новому кораблю названия United States.

Тем временем проект лишился своего главного апологета в верхах: 28 марта 1949 года Джеймс Форрестол по состоянию здоровья был освобождён от должности министра обороны США. Заменил Форрестола на министерском посту Льюис Джонсон, известный как ярый сторонник строительства ВВС и противник развития флота. Тем не менее, во исполнение уже заключённых контрактов, 13 апреля 1949 года были выделены первые средства на постройку будущего сверх-авианосца, а 18 апреля 1949 года состоялась торжественная закладка нового корабля на верфи в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.

« На весь флот я оставлю один авианосец - чтобы старичкам-адмиралам было, на чём кататься.
Л. Джонсон, министр обороны США (1949-1950)
»

Пять дней спустя после закладки - 23 апреля 1949 года - по приказу министра Джонсона постройка USS United States была отменена. Попытки обжаловать приказ министра обороны у Президента и Конгресса ничего не дали; даже когда морской министр Джон Салливэн, а вместе с ним и ряд заслуженных адмиралов флота США в знак протеста подали в отставку[6] - Джонсон спокойно принял отставку, назначив на место Салливэна своего человека. Заготовленные на стапеле материалы были разобраны, и на этом история ударного авианосца CVA-58 USS United States закончилась.

Описание конструкции

Корпус и архитектура

Архитектура корабля на первый взгляд выглядела анахронизмом. Гладкая палуба без островной надстройки, выведенные из-под неё в стороны горизонтальные дымоходы - United States напоминал собой японские авианосцы 20-летней давности, только в несколько раз увеличенные. Однако вопреки своей внешней архаичности, проект был вполне новаторским. Он вобрал в себя как прежний опыт постройки авианосцев, накопленный американскими кораблестроителями, так и новые данные об эксплуатации на палубе реактивных машин и воздействии ядерного оружия на боевые корабли.


Исходный рисунок для иллюстрации ниже
Общий вид ударного авианосца CVA-58 United States, иллюстрация Н. Н. Околелова. Габариты полётной палубы исправлены по Густафсону. Габариты полётной палубы в 1030х236 футов (314х71,9 м - отношение длины к ширине 4,36) приводил Фил Густафсон в журнале «Попьюлар Сайенс» за январь 1949 года. В ряде источников [7] габариты полётной палубы CVA-58 указаны как 331,6 × 57,9 метра (отношение длины к ширине 5,74). Известно, что достроенный авианосец CVA-59 USS Forrestal имел полётную палубу с габаритами 316,8 × 76,2 м (отношение длины к ширине 4,15). Известно также, что CVA-59 был спроектирован и заложен, как уменьшенное подобие CVA-58, сохранив от него все ключевые особенности конструкции - угловые катапульты на миделе и отсутствие островной надстройки. Полётная палуба будущего USS Forrestal была перепланирована с добавлением «острова» и угловой палубы уже на существующем корпусе, после начала строительства авианосца - скорее всего, соотношение длины к ширине при этом существенно не менялось. Отсюда можно сделать вывод, что более правильны те данные для USS United States, которые дают отношение длины к ширине ближе к «форрестоловским» 4,15 - т.е., верны данные по Густафсону. Скорее всего, данные Чечина соответствуют более ранним проектам, ещё не имевшим выступавших угловых катапульт.
Опускаемые рубки командира корабля и руководителя полётами, рисунок из журнала «Попьюлар Сайенс» 1949 года

Бронированная полётная палуба была включена в работу силового набора корпуса, участвуя в обеспечении его продольной прочности. Сама полётная палуба была впервые выполнена цельной, её не нарушали платформы самолётоподъёмников (те были только по периметру - три бортовых и один на кормовом срезе палубы). Из четырёх мощных гидропневматических катапульт две располагались у миделя, под углом в 9,7 градуса к диаметральной плоскости, а ещё две - в носовой части палубы вдоль её оси. На угловых катапультах начало трека правой было вынесено вперёд на 16,7 м относительно начала трека левой катапульты (чтобы одновременно стартующие бомбардировщики не задели друг друга плоскостями). Аналогичный приём был использован и при размещении двух носовых катапульт, где разница между началами треков составляла 12,5 м.

Посадка самолётов должна была совершаться вдоль продольной оси корабля, как и на всех предшествующих авианосцах. Компоновка с угловыми стартовыми участками позволяла проводить взлётные и посадочные операции одновременно: пока работали только две бортовые катапульты, можно было освободить осевую посадочную полосу, принимая на неё садящиеся самолёты. По сравнению с принятой позже компоновкой с угловой посадочной палубой - на которую можно принимать садящиеся самолёты, в то же время запуская другие машины с осевого участка в носу - на USS United States было сделано наоборот. Отсутствие островной надстройки делало такое решение вполне жизнеспособным.

Постоянной надстройки корабль не имел, а размещённые по обоим бортам небольшие рубки должны были телескопическим механизмом опускаться ниже полётной палубы на время лётных операций.

Мостик у переднего среза полётной палубы - ходовая рубка и посты управления огнём, рисунок из журнала «Попьюлар Сайенс» 1949 года

Из-за вынужденно малого размера убираемых рубок их было предусмотрено сразу четыре - по две с каждого борта. В большой рубке по правому борту размещался командир корабля, в такой же по левому борту - командующий соединением со своим штабом. Позади больших рубок были остеклённые рубки поменьше (тоже убираемые) - в этих последних размещалось руководство полётами. Посты управления огнём и ходовые рубки были вынесены в неубираемые остеклённые мостики по сторонам от переднего среза полётной палубы.

Бронирование

Полётная палуба, как и на предыдущем типе Midway, имела сплошное бронирование толщиной 58 мм. Помимо полётной, бронированы были также галерейная палуба (25 мм), ангарная (37 мм) и нижняя (37 мм). Надводную вертикальную защиту обеспечивал 37-мм броневой пояс, доходящий до ангарной палубы. Сам ангар прикрывался двумя стальными стенками толщиной 19 и 16 мм. Подводная защита состояла из пяти продольных переборок толщиной до 32 мм и могла выдержать взрыв 500-кг боевой части торпеды или мины.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка (ЭУ) традиционная котлотурбинная, необычной была лишь огромная для тех времён мощность в 280 тысяч лошадиных сил. Обеспечивать её должны были 8 котлов «Фостер-Уилер», которые подавали пар под давлением в 84 атм на 4 паровые турбины фирмы «Вестингауз», от которых, в свою очередь, приводились во вращение четыре 6,25-м гребных винта. С такой энергетической установкой гигантский корабль должен был развивать максимальную скорость в 33 узла. Именно такие характеристики впоследствии стали стандартом для всех американских авианосцев с традиционной (неядерной) ЭУ, начиная с введённого в строй в 1956 году Saratoga. Учитывая то, что United States должен был стать первым на флоте США кораблём со столь высокими параметрами пара, можно ожидать, что с его котлами в эксплуатации были бы серьёзные проблемы - по крайней мере, на построенном гораздо позже USS Saratoga за всё время службы обстояло именно так.

Экипаж и обитаемость

Эскалатор для лётных экипажей, ведущий на полётную палубу United States(рисунок из журнала Popular Science 1949 года)

Собственный экипаж корабля по проекту состоял из 3019 офицеров и матросов. Кроме них, в помещениях авианосца размещалось ещё 2480 человек из состава авиагруппы. Колоссальные размеры United States позволяли разместить все пять с половиной тысяч человек с удобством. Если верить посвящённой CVA-58 статье в журнале Popular Science за январь 1949 года - на полётную палубу были даже предусмотрены эскалаторы, чтобы избавить лётные экипажи в тяжёлом снаряжении от необходимости подниматься по множеству трапов[8].

Вооружение

Универсальная и зенитная артиллерия

Авианосец должен был получить на вооружение новую универсальную установку с 127-мм/54 орудием. От установок Mark 39 на предыдущем типе Midway новые башни отличались полностью автоматической перезарядкой, что позволяло одноствольной установке Mark 42 выпускать до 40 снарядов в минуту.

Восемь 127-мм установок «Марк 42» должны были разместиться в спонсонах по бортам авианосца, ниже уровня полётной палубы. Позже такими установками были оснащены многие авианосцы и эсминцы США. В эксплуатации они зарекомендовали себя капризными и склонными к отказам[9].

Универсальные орудия были дополнены семью новейшими 76-мм/70 зенитными спаренными орудиями Марк 37 (4 из них на спонсонах, одна в носовой части и две в корме), а также двадцатью 20-мм одноствольными «Эрликонами».

76-мм спаренная установка Марк 37 по замыслу должна была стать одной из наиболее совершенных зенитных артсистем своего времени - в минуту она могла выпускать до 100 снарядов, оснащённых радиовзрывателем. Однако её разработка затянулась с 1945 до 1956 года, и в конце концов она оказалась настолько ненадёжной и сложной в обслуживании, что была снята с вооружения уже в середине 1960-х. Применения на кораблях она практически не нашла.

Запуск P2V Neptune с авианосца Franklin D. Roosevelt типа Coral Sea

Схему размещения артиллерии USS United States с четырьмя бортовыми спонсонами впоследствии повторили на авианосцах типа Forrestal и, как показали океанские походы, в свежую погоду передние спонсоны сильно заливались водой, делая малополезными размещённые там пушки.

Авиационное вооружение

На раннем этапе (сразу после ввода в строй) авианосец должен был получить поршневой P2V Neptune в роли ударного самолёта, а также реактивные F2H Banshee и F7U Cutlass в качестве перехватчиков ПВО и - на части маршрута - истребителей сопровождения. Позже роль ударного самолёта должен был взять на себя специально спроектированный для USS United States 45-тонный реактивный бомбардировщик, а основным истребителем предполагался F10F Jaguar с крылом изменяемой стреловидности. Фактически из проектов «сверх-бомбардировщика» до серийного выпуска был доведён только облегчённый и уменьшенный относительно остальных Skywarrior.

Количественный состав авиагруппы зависел от типа самолётов - в зависимости от их размеров, он мог включать в себя от 14 до 18 ударных самолётов и от 54 до 80 истребителей.


Самолёты авиагруппы раннего состава (примерно 1953-1955 годы)
Авиагруппа на перспективу (вторая половина 1950-х годов)

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Не имея островной надстройки, авианосец должен был испытывать серьёзные трудности с размещением радиолокационного и связного оборудования. Часть антенн предполагалось разместить на заваливаемых мачтах по периметру полётной палубы, ещё какую-то часть - на убираемой мачте рядом с рубками правого борта, но на время полётных операций (когда антенное хозяйство приходилось убирать или заваливать) корабль очень сильно зависел бы от кораблей эскорта.

Для обеспечения полётов авианосец располагал четырьмя катапультами, четырьмя самолётоподъёмниками (из них три бортовых и один кормовой), тросовым аэрофинишером и аварийным барьером.

CVA-58 United States, рисунок из журнала Popular Science за 1949 год

Новые гидропневматические катапульты типа H-9 разрабатывались для USS United States и его тяжёлых палубных бомбардировщиков специально. В принципе они повторяли устройство катапульт на всех авианосцах США военных лет, но были намного больше и мощнее. Это потребовало соответствующего усиления набора корпуса и палуб в местах их размещения, а также выделения солидного пространства под палубой[10].

Из четырёх самолётоподъёмников три были бортовыми для истребителей и ещё один, более мощный, располагался у кормового среза - он предназначался для тяжёлых ударных самолётов.

Остановку садящихся на палубу самолётов обеспечивали 6 тросов аэрофинишера на корме.

Далее в нос от аэрофинишера были расположены тросы аварийного барьера, очень важного для авианосца с осевой посадочной палубой, поскольку не заторможенный при посадке самолёт рисковал врезаться в ранее севшие машины. United States должен был получить барьер Дэвиса, специально спроектированный для остановки реактивных самолётов с трёхстоечным шасси. В его конструкции стальные тросы лежали на палубе, а на высоте порядка 30 см была связанная с ними эластичная нейлоновая сеть. В сети должна была запутываться носовая стойка самолёта и, натягивая её, она поднимала бы с палубы стальные тросы - а те, в свою очередь, цеплялись за основные стойки шасси и останавливали самолёт[11].

Общая оценка проекта

Авианосец CVA-59 Forrestal, вид по первоначальному проекту

USS United States был уникальным кораблём для уникальной задачи, порождением первых послевоенных лет, когда будущая война виделась исключительно ядерной, а сами ядерные бомбы были огромными и тяжёлыми изделиями, требующими особых носителей.

Вместе с тем это был первый авианосец, с самого начала спроектированный для реактивной авиации, что привело к ряду необычных для того времени решений. Многие из них впоследствии нашли применение на авианосцах нового поколения. В частности, Forrestal и Saratoga были спроектированы и заложены, как уменьшенное подобие United States, только при достройке на стапеле получив угловую палубу и островную надстройку.

Известно, что основная причина отмены строительства была чисто субъективной и заключалась в лоббировании новым министром обороны интересов ВВС в ущерб ВМС. Тем не менее, к 1949 году сложились и объективные предпосылки, заметно снижающие потребность именно в таких гигантских кораблях. Во-первых, успешно шла к завершению программа лётных испытаний палубного штурмовика AJ Savage, способного доставлять к цели атомную бомбу, базируясь на существующие авианосцы флота. Во-вторых, уже разрабатывались более лёгкие и компактные атомные бомбы (Mk.5, Mk.7 и Mk.8), пригодные для применения самолётами тактической авиации и не нуждающихся в тяжёлых носителях. Тем не менее, в скором времени после отмены строительства «супер-авианосца» началась война в Корее, наглядно показавшая ценность авианосцев для американской силовой политики. Эта идея очень скоро пережила второе рождение в виде авианосцев типа Forrestal, которые были ненамного меньше отменённого постройкой предшественника. Можно не сомневаться, что в случае достройки USS United States ждала бы долгая служба в строю флота и множество модернизаций.

Примечания

  1. бомбардировщиками В-29/B-50 и уже проходившими испытания межконтинентальными гигантами B-36
  2. До того, как возглавить только что созданное министерство обороны, Форрестол был морским министром, так что неудивительно, что к флоту он сохранил особое отношение.
  3. свыше 4,5 т при длине свыше 3 метров
  4. тогда имевший только условное обозначение «проект авианосца 6А»
  5. United States должен был стать первым в ВМС США ударным авианосцем (англ. Attack Carrier, код CVA). Рамки класса «линейных авианосцев» (англ. Battle Carriers, код CVB), совсем недавно придуманного специально для авианосцев типа Midway, оказались тесны для нового корабля: он был больше предшественника в добрых полтора раза. К тому же название «ударный» подчёркивало стратегическую, наступательную роль и расчёт на применение ядерного оружия; в 1950-е года в «ударные» были переклассифицированы все авианосцы США и Великобритании, приспособленные для самолётов-носителей атомных бомб.
  6. Этот протест получил название «бунта адмиралов» (англ. The Revolt of the Admirals).
  7. у Чечина в «Авианосцах типа Forrestal», у Топпана в статье «Смерть и возрождение супер-авианосца» и др.
  8. Сомнительно, что такое удобство действительно было предусмотрено окончательным проектом - ни до, ни после USS United States авианосцы США эскалаторов не имели. С другой стороны, все последующие авианосцы имели островную надстройку, из которой лётные экипажи могли выходить сразу на уровень палубы - а подниматься по крутым трапам, будучи одетым в 20-30 кг лётного снаряжения, действительно, удовольствие сомнительное.
  9. С 1968 года на артустановках Mk.42 даже понизили скорострельность с 40 до 28 выстрелов в минуту, чтобы добиться более надёжной работы автоматики.
  10. В дальнейшем к подобным катапультам уже не возвращались: в проекте следующего авианосца (Forrestal) применили гораздо более компактные пороховые катапульты, в процессе постройки заменённые на паровые по английскому образцу.
  11. Эффективность барьера Дэвиса была довольно низка, поскольку носовая стойка шасси при грубой посадке могла быть или сломана, или задрана выше сетки, а без зацепа носовой стойки барьер не работал. Внедрение угловой палубы сделало проблему аварийного останова не такой острой, так что к концу 1950-х вместо барьера Дэвиса начали применять обычную сеть из нейлонового троса, в случае крайней необходимости натягиваемую поперёк посадочного участка палубы наподобие волейбольной сетки.

Литература и источники информации

Список литературы

  • Орлов А. С. Тайная битва сверхдержав. — М.: Вече, 2000. — 480с.
  • Чечин А. А., Околелов Н. Н. Авианосцы типа FORRESTAL. — "Морская коллекция". — М.: "Моделист-конструктор", 2006. — 32с.
  • Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. — М.: Эксмо, 2003. — 512с.
  • Kunsman D. M., Lawson D. B. A Primer on U.S. Strategic Nuclear Policy. — Albuquerque, NM: Sandia National Laboratories, 2001. — 128с.

Ссылки

Галерея изображений