Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Raimondo Montecuccoli (1934) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Raimondo Montecuccoli (1934)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
КВ-122 ПРЕДВЗЯТЫЙ ОБЗОР. BOJlOHTEP Общение танкистов 2 2016-12-11 10:55
не запускаются танки, выдают ошибку, помогите аааааффффф Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-11 08:01
а "мир танков", "мир кораблей" и варфэйс же лучшие... frdhds Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-11 03:07
Всей державой бабло на противотанковый забор собир... Denislam Вопросы по игре World of Tanks 4 2016-12-11 05:09
куплю Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:18
продам Tom Рынок World of Tanks 0 2016-12-11 01:00
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

Raimondo Montecuccoli

Крейсер_"Раймондо_Монтекукколи"_в_Нагасаки._2_апреля_1938_г.jpg
Raimondo Montecuccoli
Исторические данные
2 августа 1934 Спущен на воду
Общие данные
5408 / 7431т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
182,2 / 16,6 / 6м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
Бронирование
60/мм. Пояс/борт
30мм. Палуба
100мм. Боевая рубка
Вооружение
Однотипные корабли
Крейсер_"Раймондо_Монтекукколи"_в_1937_г.jpg
Итальянский лёгкий крейсер типа "Раймондо Монтекукколи" состоял на службе итальянских Regia Marina во время Второй мировой войны, а после нее уже в Marina Militare вплоть до 1964 года. Сам корабль назван в честь итальянского военачальника, жившего в XVII веке и служившего в Австрии.

История создания

Развитие крейсерских сил Королевского Итальянского флота (Regia Marina Italiana) в конце 1920-х годов шло по двум параллельным направлениям. Основное внимание, как и во всех ведущих морских державах, уделялось тяжелым крейсерам с 203-мм артиллерией. Класс легких крейсеров был представлен четырьмя скаутами довоенной постройки и пятью кораблями, полученными при разделе флотов Германии и Австро-Венгрии. Первоначально их задачей считалось ведение разведки, однако вскоре приоритеты поменялись. Причиной тому стало появление во Франции нового подкласса кораблей – контрминоносцев. Они имели на вооружении по пять орудий калибра 138 мм, развивали скорость свыше 36 уз. и могли частично выполнять роль легких крейсеров на ограниченном ТВД, которым являлось Средиземное море. Это всерьез обеспокоило итальянцев и заставило приступить к строительству кораблей, превосходящих контрминоносцев по скорости и при этом не уступающих в артиллерийской мощи построенным несколькими годами ранее французским легким крейсерам типа «Дюге-Труэн».

Итогом стала закладка по программе 1927-1928 гг. четырех легких крейсеров типа «Альберико да Барбиано», за которыми последовали «Луиджи Кадорна» и «Армандо Диас» программы 1929-1930 гг. Правда, первоначально они классифицировались в итальянском флоте как «эсплоратори» - «разведчики или скауты», причем данный класс объединял небольшие крейсера и крупные эсминцы – например, тип «Навигатори». Эти корабли имели водоизмещение около 5500 т, скорость 36,5 уз (на испытаниях свыше 40), главный калибр из восьми 152-мм орудий в спареных башенных установках и вполне соответствовали предъявленным требованиям. Основными недостатками являлись сильно облегченная конструкция корпуса и слабая броневая защита. Справедливости ради можно отметить, что у «Дюге-Труэна» бронирование отсутствовало вовсе, к тому же малая толщина брони на «эсплоратори» отчасти компенсировалась оригинальной системой бронирования, предложенной Умберто Пульезе и впоследствии применявшейся на всех итальянских легких крейсерах. Она представляла собой коробчатую схему с добавлением противоосколочной переборки, установленной на расстоянии 1,5-3,5 м за броневым поясом. Переборка снизу примыкала к броневой платформе, а сверху к броневой палубе, тем самым образуя замкнутый контур. Пространство между бортом и переборкой заполнялось топливом или водой. Такая защита считалась вполне эффективной против воздействия 138-мм фугасных снарядов.

Схема корабля по состоянию на 1937 г.

Естественно, ограничивать такие относительно крупные корабли только задачами борьбы с французскими контрминоносцами было нерационально. Согласно существовавшим в то время представлениям, крейсера со 152-мм артиллерией должны были противостоять аналогичным кораблям противника, а при благополучной тактической обстановке – тяжелым крейсерам, чему должна была способствовать высокая скорость. Однако представители типов «Барбиано» и «Кадорна» совершенно не годились для этой роли.

Заключенный 1 марта 1931 г. Римский пакт установил паритет между Францией и Италией по числу тяжелых крейсеров – каждому из флотов разрешалось иметь по 7 единиц. Поскольку Италия к тому моменту имела в строю или в постройке именно столько кораблей данного класса, то программой 1930-1931 гг. продолжения их строительства не предусматривалось, но планировалась закладка двух легких крейсеров по более сбалансированному проекту.

Новый тип крейсера при том же вооружении, что и у своих предшественников, должен был иметь существенно лучшую защиту при не меньшей скорости хода. Это означало большее водоизмещение и более мощную энергетическую установку. Проект разрабатывался Комитетом по проектам боевых кораблей морского министерства под руководством полковника Леонардо Феа при значительном участии генерала Умберто Пульезе. 17 октября 1930 г. морское министерство поручило разработку детальных чертежей нового типа крейсера верфи «Ансальдо» в Генуе.

Крейсер в Сиднее, 1938 г.

Новый корабль, обозначенный как «Усовершенствованный Диас» должен был иметь водоизмещение 6150 т, увеличенную на 10 м длину и на 1 м ширину. Состав артиллерийского вооружения и схема внутреннего расположения полностью соответствовали прототипу, так что весь прирост водоизмещения был потрачен на улучшение бронирования и мореходности. Для достижения 37-узловой скорости хода требовалась энергетическая установка мощностью 105 000 л.с. Вертикальное бронирование корпуса первоначально должно было состоять из 35-40 мм внешнего пояса и 18-мм внутренней переборки, а горизонтальная палуба – иметь толщину 20 мм. Этого было явно недостаточно, и в дальнейшем эти цифры были увеличены до 60 мм и 25 мм для вертикальной брони и 30 мм для палубы над центральными отсеками. Новый крейсер должен был получить более толстые по сравнению со своими предшественниками траверзы и защиту артиллерии главного калибра. Общий вес брони, по сравнению с предшественниками, возрос более чем в 2,5 раза – с 578 до 1376 т. Наряду с этим, в проекте была воплощена выдвинутая генералом Пульезе идея объединения всех командных постов корабля в единую бронированную башнеподобную надстройку. Непотопляемость должна была обеспечиваться при затоплении любых двух больших отсеков и любой нагрузке. Затопления должны были по возможности распределяться симметрично поперек корпуса для предотвращения крена, в наихудшем случае для выправления допускалось заполнение водой пустых топливных цистерн. Общая вместимость последних определялась величиной 1200 тонн нефти. Расчетный диаметр циркуляции при перекладке руля на 40° должен был составлять 750 м.

Крейсера были зачислены в списки военных кораблей Королевским декретом №906 от 18 июня 1931 г. под названиями «Раймондо Монтекукколи» и «Муцио Аттендоло». Заказы на их постройку были выданы верфям «Ансальдо» в Генуе и «Риунити дель’Адриатико» в Триесте. Фирма «Ансальдо» имела большой опыт строительства крейсеров: к тому моменту на ней было спущено на воду три легких крейсера типа «Барбиано» и велось строительство тяжелого крейсера «Больцано». Верфь в Триесте тоже не была новичком в крейсеростроении, имея в своем активе постройку «Кадорны».

Головной «Монтекукколи» был заложен 1 октября 1931 года. Вскоре на основе опыта эксплуатации первых «кондоттьери»* в проект были внесены некоторые изменения, в частности, связанные с улучшением мореходности. Наряду с экономическими причинами, это задержало как стапельный период головного крейсера, так и закладку «Аттендоло», которая состоялась только спустя полтора года – 10 апреля 1933 г. Но после этого строительство шло без задержек. Оба корабля были спущены с небольшим интервалом (2 августа и 10 сентября 1934 г. соответственно) и вступили в строй в середине следующего года. «Монтекукколи» без вооружения и систем управления огнем обошелся бюджету в 68,3 млн лир, а его собрат – 68,5 млн лир.

На рубеже 1931-1932 гг. руководство Реджа Марина приняло решение о строительстве двух следующих крейсеров типа «Монтекукколи», внеся в проект некоторые изменения. Эти корабли стали новым типом легких крейсеров Италии – «Аоста». А потому о них не в этот раз.

В 1940 г. система управления огнем (КДП и орудия) была дополнена гидростабилизационным оборудованием, позволявшим вести огонь при качке, не дожидаясь возврата корпуса на ровный киль.

С началом поставок немецких мин в марте-апреле 1941 г на крейсерах установили два дополнительных минных рельса параллельно существующим. После этого они моги брать на борт 146 мин типа ЕМС или 186 типа UMA (противолодочных). Кроме того, имелась возможность принимать мины типов G.B.1 и G.B.2 – по 380 или 280 штук соответственно. Для компенсации веса были сняты кормовые якоря. На всех крейсерах 37-мм автоматы М1932 были заменены моделью М1938 с воздушным охлаждением, имевшей меньший вес, более простую наводку и обслуживание. При этом установки с мостика были перенесены на место снимавшихся торпедных директоров у дымовой трубы. На «Аттендоло» замена была произведена в апреле-июле 1942 г, на «Монтекукколи» в октябре-ноябре 1942 г.

В первые месяцы 1941 г на торпедных аппаратах (у «Монтекукколи» - только на правом) установили щиты для защиты их наводчиков.

13,2-мм пулеметы с крейсеров были сняты и заменены на десять одиночных 20-мм/70 автоматов «Эрликон». Замена проводилась в первой половине 1943 года. Четыре из них заняли место 13,2-мм пулеметов, которые размещались на спонсонах надстроечной палубы. На «Монтекукколи» четыре автомата находились по бокам от носовой трубы, еще два ближе к грот-мачте; на «Аттендоло» установку 20-мм автоматов произвести не успели, хотя начали готовить под них площадки. Уже после перемирия на «Монтекукколи» добавили еще по два 20-мм «эрликона» на площадки за носовой трубой, доведя их общее количество до двенадцати. Это было в июле-августе 1944 года. Вскоре после войны половину 20-мм автоматов сняли, их место заняли спасательные шлюпки.

С «Монтекукколи» минные рельсы и катапульту сняли в июне, тогда же для компенсации веса убрали торпедные аппараты, в то время как на более крупных кораблях второй серии они сохранялись даже после передачи советскому и греческому флотам. В первые послевоенные годы со всех крейсеров демонтировали бомбометы.

Боевое применение

10 июня 1940 года Б. Муссолини объявил о вступлении Италии во Вторую мировую войну. В это время «Монтекукколи» входил в состав 7-й дивизии крейсеров, в которую входили также «Аттендоло», «Аоста», «Савойя» и приданная 13 флотилия эсминцев – новейшие корабли типа «Солдати». Командовал дивизией контр-адмирал Сансонетти. 10 июня 1940 г крейсер находился на неаполитанском рейде. Первой боевой задачей стал выход на постановку минного заграждения "LK" между островом Лампедуза и банкой Керкена. Минное заграждение было поставлено в срок, при этом противник противодействия не оказывал.

Следующая операция была крейсерской — вся 7-я дивизия вышла в море 22 июня, для действия на коммуникациях между портами владений в северной Африке и Тулоном. Выход был безрезультатным, но в этот день было подписано перемирие между Францией и странами Оси. Крейсера не вернулись на базу, так как был нужен хотя бы небольшой успех в войне на море, для большего влияния на мирных переговорах. Никого не встретив и дождавшись вступления в силу перемирия, крейсера повернули на базу.

В начале июля командование итальянского и британского флотов задумали провести два важных конвоя: английский флот на Мальту, итальянский в Северную Африку. В качестве соединений дальнего прикрытия были задействованы главные силы противостоящих флотов. Результатом стал бой у Пунто Стило (другое название — бой у Калабрии).

Крейсер в Таранто, 1940 г.

Противники встретились 9 июля. Ход и последствия сражения очень хорошо известны. Участие "Монтекукколи" в битве было минимальным, он не нанес противнику вреда, но и сам повреждений не получил. 10 июля, отразив налеты вражеской авиации, крейсер прибыл в Неаполь, затем перешел в Палермо и 29 июля вернулся в Неаполь. В последние дни июля он участвует в проведении конвоя в Северную Африку.

В начале августа "Монтекукколи" выполнил серию межбазовых переходов. Вторая половина месяца прошла для корабля спокойно. 30 августа англичане начали операцию "Хатс" — проводку конвоя на Мальту и пополнений для Средиземноморского флота в Александрию. Параллельно два британских крейсера совершили переход с войсками на осажденный остров. На их перехват вышли корабли итальянского флота. Среди них был и "Монтекукколи". Но противники так и не встретились. Сентябрь и октябрь прошли без примечательных событий. 26 октября крейсер находился в Таранто и во время знаменитого налета британской палубной авиации получил незначительные повреждения от ос колков. Вскоре Италия вторглась в Грецию, на флот возложили новые задачи. Ноябрь прошел спокойно, крейсер в море не выходил. В тот период итальянский флот был парализован последствиями налета на главную военно-морскую базу Таранто.

В декабре была проведена реорганизация флота, 7 дивизия крейсеров осталась в прежнем составе, правда, к ней была добавлена еще одна флотилия эсминцев.

3-4 декабря крейсера 7-й дивизии находились в море, прикрывая конвой, идущий в Албанию. В ночь с 13 на 14 декабря состоялся выход в море с той же целью.

18 декабря крейсера "Монтекукколи" и "Савойя", сопровождаемые эсминцами "Пигаффета", "Да Рекко" и "Риботи", обстреляли греческие позиции в районе Луково, севернее коринфского канала. С берега вела ответный огонь береговая батарея, но попаданий в итальянские корабли не было. Следующий выход на выполнение боевого задания был с 22 по 23 декабря. Крейсера "Монтекукколи" и "Аттендоло" и 3 эсминца эскортировали транспорты, перевозившие пехотный полк в албанский порт Валона. Происшествий во время перехода и разгрузки не было. Во время обратного перехода крейсера были атакованы 7 английскими бомбардировщиками "Бристоль Бленхейм". Атака была неудачной, крейсера не пострадали.

28 декабря они прибыли на рейд Таранто.

В январе 1941 года, после проведения англичанами операции "Эксесс", частью которой был рейд в Отрантский пролив, стало ясно, что над коммуникациями, ведущими в Албанию, нависла серьезная угроза. С албанских баз производилось снабжение войск, сражающихся в Греции. Поэтому в проливе была организована дозорная служба, к ней привлекались крейсера 7-й и 8-й дивизий, эсминцы 15-й и 16-й флотилий типа "Навигатори". "Монтекукколи" несколько раз в январе 1941 года выходил в море на несение дозора, но встреч с противником не было. В феврале крейсер был отозван в тыл, экипажу дали возможность отдохнуть и заняться боевой подготовкой. Правда, 1 и 16 февраля корабль выходил в Отрантский пролив для несения дозора.

Со 2 марта по 1 апреля крейсер прошел текущий ремонт, потом состоялись короткие послеремонтные испытания. С 19 по 23 апреля крейсера 7-й дивизии ходили к мысу Бон (африканское побережье) на минные постановки. В этот период были выставлены минные заграждения "S 11", "S 12" и "S 13" (321 мина и 492 минных защитника). В ночь с 23 на 24 апреля эти минные поля были усилены, выставлено еще 740 мин.

По завершении этих операций "Монтекукколи" надолго покидает действующий флот, на этот раз его ждет более серьезный ремонт (по некоторым данным, во время последнего выхода произошла авария энергетической установки). Работы были завершены 27 июня 1941 г., потом крейсер прошел испытания и короткий курс боевой подготовки.

Первый выход на выполнение боевого задания после ремонта состоялся 26 июля — крейсер прибыл в Палермо, и 27 июля "Монтекукколи" вместе с 'Тарибальди" и 2 эсминцами выходит в море, в составе прикрытия конвоя, следующего в Северную Африку. В море состоялась встреча еще с двумя эсминцами.

28 июля в 19 ч 55 мин в носовой части "Гарибальди" прогремел сильный взрыв. Рядом с "Монтекукколи" прошли еще две торпеды. В атаку выходила британская подводная лодка "Апхолдер" (капитан-лейтенант Ванклин). Эта лодка была самой результативной в королевском флоте.

29 июля поврежденный "Гарибальди", сопровождаемый "Монтекукколи", добрался до Палермо.

Начало августа было спокойным, только 4, 6 и 18 августа вместе с крейсером "Абруцци" провели выходы в море на учения. 21 августа командование итальянского флота получило информацию о готовящейся операции британского соединения "Н", английское кодовое название "Минсмеат". Для противодействия в море были развернуты большие силы итальянского флота. Среди них были крейсера "Монтекукколи", "Абруцци", "Аттендоло". Они пробыли в море с 22 по 26 августа. Единственное примечательное событие этого выхода стало обнаружение эсминцами охранения "Фолгоре" и "Фулмине" вражеской подводной лодки, о присутствии которой крейсера получили своевременное предупреждение.

Первую неделю сентября крейсер провел на рейде Пaлермо. 7 сентября состоялся налет британской авиации на порт и корабли, но "Монтекукколи", как и прежде, получил только осколочные повреждения надстроек. 9 сентября он уходит в Мессину, 10 сентября в Таранто. В конце месяца провели несколько выходов в море для охранения конвоев и на перехват вражеских соединений, но встреч с противником не было.

В начале октября крейсер находился в базе, занимаясь в основном боевой подготовкой на якоре. В этот период английский флот активизировался — на Мальте стало базироваться крейсерско-миноносное соединение, действующие на итальянских коммуникациях, и итальянское командование приняло решение выставить у Бенгази минное заграждение. В состав сил для постановки минного поля "В" вошли легкие крейсера "Монтекукколи", "Савойя", "Д' Аоста" и 6 эсминцев. 12 октября в 3 ч 40 мин соединение вышло в море из Таранто. Но вскоре самолетом-разведчиком в районе постановки были замечены вражеские корабли. Операцию отменили, корабли вернулись на базу. Остаток октября и почти весь ноябрь корабль провел стоя на якоре. Тем временем ситуация на североафриканских маршрутах резко ухудшилась. На итальянских коммуникациях активно действовали британские подводные лодки, самолеты и надводные корабли.

23 ноября британское крейсерское соединение разгромило конвой "Маритца". Поэтому для проведения следующей конвойной операции выделили значительные силы. "Монтекукколи", "Аттендоло", "Аоста" и 3 эсминца составили одно из соединений прикрытия. Второе состояло из линейного корабля "Дуилио", крейсера "Гарибальди" и 3 эсминцев. Операция началась 29 ноября. В море сразу находилось несколько конвоев. Каждый состоял из 2-3 транспортов или танкеров, эскортируемых 1-3 эсминцами. Конвои вышли в море из Таранто, Бриндизи, Аргостоли и Трапани. Но все пошло не так, как планировали — в 70 милях южнее Таранто крейсера "Монтекукколи™ и "Аоста" были атакованы британской подводной лодкой "Апроар", и хотя торпеды целей не поразили, скрытности в замыслах итальянцев уже не было. Затем на эти же крейсера пыталась выйти в атаку подводная лодка "Апхолдер". В итоге конвои понесли потери от ударов вражеской авиации, соединения прикрытия своей задачи не выполнили, английские корабли потопили транспорт, танкер и эсминец. Операция закончилась провалом.

1 декабря "Монтекукколи" вернулся на базу. Ситуация в Северной Африке продолжала ухудшаться, итало-немецкие войска отступали. С 12 по 15 декабря была проведена операция "М 41". В планах этой операции в ливийские порты должны были прибыть 3 конвоя. Соединение дальнего прикрытия одного из конвоев состояло из линкора "Дуилио", тяжелого крейсера "Гориция", легких крейсеров "Монтекукколи", "Гарибальди" и нескольких эсминцев. Анализ перехваченных радиограмм свидетельствовал о присутствии в море линейных кораблей вражеского средиземноморского флота. Риск был слишком большим, и конвои возвращены в Италию.

Вид с кормы, 1942 г.

16 декабря началась следующая конвойная операция, получившая обозначение "М 42". В море вышли два конвоя, для их прикрытия были задействованы почти все боеспособные корабли флота. Операцией командовал адмирал Иакино. Помимо прочего, южнее Сицилийского пролива было развернуто соединение-прикрытие, в которое входили линейный корабль "Дуилио", крейсера "Монтекукколи", "Аттендоло", "Аоста" и эсминцы. Операция прошла успешно: конвои достигли портов назначения. 18 декабря итальянские линейные силы имели короткое восемнадцатиминутное боевое столкновение с британскими крейсерами. Оно вошло в историю как Первая битва в заливе Сырт. Соединение прикрытия прибыло на базу 19 декабря.

Период с середины ноября до середины декабря был самым черным для Королевского флота, потери в Средиземноморье были огромны, к тому же в войну вступила Япония, появился новый театр военных действий. Но командование итальянского флота не знало масштаба потерь британского флота. Считалось, что противник более силен, чем это было в реальности, поэтому существенным изменениям подверглась схема проводки конвоя. Отныне соединение дальнего прикрытия шло непосредственно рядом с конвоем. Итальянским морякам дали возможность отдохнуть и встретить Новый год и Рождество в гавани.

3 января 1942 года началась конвойная операция "М 43" . Конвой состоял из 5 новых транспортов и 1 танкера, и эскорта из 7 эсминцев и 5 миноносцев. На случай появления вражеских надводных кораблей он был усилен линкором "Дуилио", легкими крейсерами "Монтекукколи", "Аттендоло'*, "Аоста", "Гарибальди" и 4 эсминцами. В море также находились главные силы итальянского флота под командованием адмирала Иакино и 2 линейных корабля, 2 тяжелых крейсера и 8 эсминцев. Было организовано воздушное прикрытие, у вражеских баз Ла Валлетта и Александрия развернули 11 подводных лодок. Эта операция прошла успешно, конвой благополучно прибыл в порт назначения, и 6 января соединение прикрытия вернулось на базу. Следующая операция по проводке конвоя в Северную Африку получила кодовое обозначение "Т 18".

22 января 1942 г. из различных портов в море вышли 5 транспортов, среди которых был транспорт "Виктория" с войсками в охранении 6 эсминцев и 2 миноносцев. Эскорт усилили линейным кораблем "Дуилио", легкими крейсерами "Монтекукколи", "Аттендоло", "Аоста" и 4 эсминцами. Также на позициях развернули 8 подводных лодок и организовали прикрытие конвоя с воздуха итальянскими и немецкими самолетами. Все они должны были оберегать коновой от ударов с воздуха и из-под воды.

22 января в 14 ч крейсера были атакованы британской подводной лодкой "Торбей" (капитан 3 ранга Мерс), сигнальщики крейсеров видели следы торпед. В 16 ч 50 мин состоялся налет британских торпедоносцев "Свордфиш"и "Альбакор".Транспорт "Виктория" был торпедирован. К его борту подошли 4 эсминца, которые приняли на борт 1046 человек из 1400. Вскоре в него угодила вторая торпеда, и он быстро затонул. "Монтекукколи" при этом вел зенитный огонь. Не прошло и часа, как соединение было атаковано британской подводной лодкой "Р 36" (лейтенант Эдмонс). С «Монтекукколи» очень хорошо были видны следы торпед и перископ. Крейсер уклонился от "смертоносных сигар" и контратаковал субмарину глубинными бомбами. Это был один из немногих случаев использования крейсерами этого вида оружия. Оставшиеся транспорты конвоя благополучно прибыли в Триполи, а охранение легло на обратный курс и 25 января без происшествий прибыло в Таранто.

В начале февраля англичане запланировали операцию по проводке конвоя на Мальту, которая получила кодовое обозначение "MF 5", конвой был назван "MW 8". Информация о действиях неприятеля достигла "Супермарины" — итальянского Главного морского штаба, и сразу же были приняты контрмеры.

14 февраля из Таранто в море вышли линейный корабль "Дуилио", крейсера "Монтекукколи" и "Гарибальди" и 8 эсминцев. Из Мессины в море вышли 2 тяжелых крейсера и 4 эсминца, но перехватить англичан не удалось. Британская подводная лодка торпедировала эсминец "Карабиньери", из соединения легких крейсеров. Позднее английский конвой был серьезно "потрепан" немецкой авиацией. 16 февраля итальянские корабли прибыли в базы.

Вторую половину февраля крейсер простоял в гавани. Активность итальянского флота с каждым днем падала — начался топливный кризис. С 7 по 10 марта прошла операция "V 5" — проводка очередного конвоя в Триполи — 2 отряда (по другим данным, 3), которые позднее слились в один, и в дальнейшем его эскортировали эсминцы и миноносцы, при соединении прикрытия — "Монтекукколи", Гарибальди", "Савойя" и 4 эсминца. Переход был спокойным до 9 ч 31 мин 9 марта, когда был обнаружен перископ, по которому открыли огонь из 100-мм орудий. Ближе к вечеру началась атака торпедоносной авиации, которая была успешно отбита. Конвой без потерь дошел до порта назначения. По завершении операции крейсер вернулся в базу. В апреле "Монтекукколи" выходил в море всего один раз. Это произошло в рамках операции "Лупо"— проводки очередного конвоя в Триполи. Он состоял из 6 транспортов, с эскортом из 8 эсминцев и 2 миноносцев и соединения прикрытия: крейсеров "Монтекукколи" и "Савойя" и 2 эсминцев. Операцию провели со 2 по 4 апреля, без каких-либо происшествий. Весь апрель крейсер простоял в гавани. В мае в "Супермарине" было принято решение использовать 7-ю дивизию крейсеров для противодействия британским Мальтийским конвоям. На этот момент в это соединение входили только "Монтекукколи" и "Савойя". В мае они несколько раз перебирались на передовые базы, но тревога оказалась ложной. Положение на Мальте ухудшалось, к концу подходили все виды запасов. В командовании Королевского флота спланировали конвойную операцию «Гарпун Вигорес». Суть её была простой — послать два конвоя: один из Александрии, второй из Гибралтара. Расчет был на то, что хоть нескольким транспортам удастся дойти, в план операции изначально были заложены большие потери.

Крейсер в 1949, 1952, 1961, 1972 гг.

"Монтекукколи" и "Савойя" должны были действовать против Гибралтарского конвоя "Гарпун". На первом этапе операции конвой имел сильное охранение, в которое входили авианосцы. 13 июня он был обнаружен итальянской подлодкой "Гиада". 14 июня его весь день атаковала немецко-итальянская авиация, и к вечеру в 21 час 30 мин в море вышли корабли 7-й дивизии, которыми командовал контр-адмирал Де Зара. Кроме крейсеров, он имел 5 эсминцев (сначала их было 7, но на "Зено" произошла авария в энергетической установке, и он пошел на базу, сопровождаемый еще одним эсминцем).

Английские тяжелые корабли из охранения конвоя были отозваны при подходе к Сицилийскому проливу. В охранении конвоя остались крейсер ПВО "Кайр" и 9 эскадренных и эскортных миноносцев, 4 тральщика и 6 сторожевых катеров. Охранением командовал капитан 1 ранга Харди (к сожалению, не удалось найти информацию, был ли это потомок или просто однофамилец одного из сподвижников Нельсона).

Следует остановиться на силах сторон чуть подробнее: итальянцы имели численное и качественное преимущество. Два легких крейсера были вооружены 16 152-мм орудиями, эсминец "Премуда" (бывший югославский «Дубровник») имел 4 140-мм орудия, то есть вполне крейсерский главный калибр. Хорошим дополнением к крейсерам были и эсминцы, среди которых выделялись два типа "Навигатори", в отечественной литературе они классифицируются как лидеры.

Английское соединение было гораздо слабее. "Каир" — крейсер типа "С", был построен в годы первой мировой войны и в конце 1930-х годов перестроен в крейсер ПВО и имел на вооружении 8 102-мм универсальных орудий. Из эсминцев только 6 могли принять участие в бою, остальные были корабли устарелого типа (тип "Хант"). Итальянцы вышли на конвой "Гарпун" на рассвете 15 июня и открыли огонь сразу после обнаружения вражеских кораблей. "Как только итальянские корабли открыли огонь, английские торговые суда, тральщики и катера повернули в сторону побережья Туниса и ушли под прикрытием 4 эсминцев флотилии с "Блэнкни". "Каир" и 5 эсминцев флотилии с "Бедуином" расположились между итальянскими кораблями и отходящим конвоем, двигаясь параллельным курсом" (Брагадин М.А. "Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных". Стр. 277).

Бой с перерывами продолжался до 14 ч 40 мин. Итальянским офицерам, управляющим огнем, было сложно корректировать стрельбу — вражеские корабли маневрировали полным ходом, постоянно ставя дымовые завесы. В первые минуты боя были зафиксированы попадания в торговые суда и три эсминца. Два из них, "Бедуин" и "Партридж", потеряли ход. В самом начале боя Де Зара отправил в атаку два эсминца типа "Навигатори". "Малочелло" во время боя с эсминцами охранения потерял ход, но у англичан были более серьезные заботы, поэтому "подранку" удалось спастись. Почти весь остальной бой итальянские крейсера маневрировали у дымовой завесы и обстреливали все появлявшиеся цели. Так, в 7 ч 40 мин двумя снарядами был поражен "Каир", вероятно, цель поразили снаряды с "Монтекукколи". Один из снарядов попал в машинное отделение британского крейсера, но не взорвался.

Итальянские корабли постоянно маневрировали у дымовой завесы. Вскоре они были атакованы вражескими самолетами-торпедоносцами. "Монтекукколи" и "Савойя" уклонились от всех торпед. Транспорты "Гарпуна" тоже подвергались атакам немецко-итальянской авиации. Летчики "Оси" действовали в почти полигонных условиях — эскортные миноносцы типа "Хант" были отозваны из охранения конвоя, на помощь главным силам. Около 11 ч противники потеряли друг друга из вида. Но вскоре сигнальщики итальянских крейсеров заметили несколько поврежденных торговых судов. "Монтекукколи" и "Ориани" потопили танкер "Кентукки". Еще одно вражеское торговое судно было потоплено эсминцами. Третье взорвано экипажем, во избежание захвата.

Британская версия несколько иная, одно судно пропало без вести во время авианалетов, остальные получили повреждения и были добиты кораблями эскорта. По третьей версии все транспорты были потоплены немецкой авиацией. Скорее всего, наиболее достоверной все же является итальянская версия событий.

После расправы над транспортами, итальянские крейсера обстреляли поврежденные британские эсминцы. На этом бой фактически закончился. Вскоре "Монтекукколи" и "Савойя" прибыли на базу, отразив на переходе несколько авианалетов.

Из состава конвоя "Гарпун" в порт назначения прибыли только два транспорта. Конвой "Вигорес" не дошел до Ля Валлетты и был возвращен в Александрию, понеся потери от ударов немецкой авиации и торпедных катеров. Отправленное на перехват мощное соединение итальянского флота понесло значительные потери: был потоплен тяжелый крейсер "Тренто", поврежден новейший линкор "Литторио". Эта операция, получившая название "Меццо Гуино", была, конечно, победой "Оси", так как основная цель англичан так и не была достигнута — Мальта не получила снабжения и остров продолжал оставаться на грани капитуляции.

Конец июня и первую половину июля "Монтекукколи" простоял в Кальяри. Британская авиация часто бомбила этот порт и использовать его для базирования, даже легких крейсеров, стало опасно, поэтому вскоре 7-я дивизия была вынуждена уйти в Неаполь.

Этим воспользовался британский минный заградитель "Уэлшмен", который в середине июля прорвался на Мальту и благополучно вернулся назад. К тому времени итальянский флот был парализован топливным кризисом, "Монтекукколи" постоянно стоял в порту и даже межбазовые переходы стали редкостью. По расчетам офицеров "Супермарины", линкоры в море выйти уже не могли, поэтому, если противник будет проводить очередной конвой на Мальту, основную роль должны будут сыграть легкие силы, авиация и подводные лодки. Из артиллерийских кораблей, которые могли выйти в море, самыми тяжелыми были крейсера.

С конца июня в штабе итальянского флота начали разрабатывать план очередной операции. В начале августа в "Супермарине" была получена разведывательная информация о том, что противник завершает подготовку к проводке очередного конвоя на Мальту. 11 августа 1942 года немецкая подводная лодка обнаружила в районе Гибралтара конвой с сильным охранением. Это был конвой "WS 5.21/S", а у англичан операция по его проводке получила название "Пьедестал".

По конвою последовала серия ударов сначала подводных лодок, потом авиации, а ночью торпедных катеров. Частью ударного кулака должно было стать сильное крейсерское соединение, в которое вошли крейсера 7-й дивизии. Получив информацию о начале вражеской операции, они вышли в море из Кальяри. Вскоре после выхода в море они были обнаружены английскими самолетами. Обнаружение было случайным, англичане возвращались с налета на один из аэродромов на территории Италии, и командующий британским эскортом узнал о том, что надводные корабли противника вышли в море. "Монтекукколи" и "Савойя" продолжили свой путь и вскоре встретились с остальными кораблями. 12-13 августа соединение находилось в море в полной готовности к нанесению удара.

Тем временем конвой был почти полностью уничтожен. Командующий сильно поредевшим эскортом адмирал Барроу ждал появление вражеских кораблей. Но Б. Муссолини принял решение доверить разгром конвоя авиации. Крейсера были отозваны на базу, этот приказ начал выполняться на рассвете 13 августа. Кораблям предстояло пройти через позиции двух британских подлодок. Мимо позиции «Р 211» "Сафари" (капитан 3 ранга Б. Бриант) они прошли незамеченными. Больше повезло подводной лодке "Р 42" "Анброкен" (лейтенант А. Марс), которой удалось выйти в атаку и торпедировать крейсера "Больцано" и "Аттендоло". Но "Монтекукколи" оказался более удачливым и 14 августа благополучно вернулся в базу.

Все более усиливающийся топливный кризис окончательно парализовал активность итальянского флота. В сентябре он совершил лишь несколько межбазовых переходов и один выход (24-го) на учения.

3 октября состоялся короткий выход в море на маневры, затем последовала долгая стоянка в базе и редкие переходы между портами.

В начале декабря "Монтекукколи" находился на рейде Неаполя.

Налеты союзной авиации на города Италии учащались. 4 декабря на город и порт состоялся налет 9-й Воздушной армии США — это был первый вылет этого громадного соединения на европейском театре военных действий. В 16 ч 45 мин над городом и портом появилась большая группа бомбардировщиков "В 24" "Либерейтор". На крейсере была пробита боевая тревога и открыт огонь из 100-мм орудий. Во время налета в "Монтекукколи" попала всего одна бомба. Она прошла сквозь надстройку и взорвалась во вспомогательном котельном отделении. Взрывом серьезно были повреждены котлы №3 и № 4. Во время этого налета погиб крейсер "Муцио Аттендоло" и был поврежден крейсер "Савойя". В конце декабря "Монтекукколи" перешел в Геную, а потом в Ла Специю на ремонт. Кроме устранения боевых повреждений был выполнен также текущий ремонт и усилено малокалиберное зенитное вооружение. Экономика Италии агонизировала, поэтому работы затянулись.

В июле 1943 года, когда работы близились к завершению, последним штрихом стала установка радиолокационной станции итальянского производства «Гуфо». В середине июля "Монтекукколи" был готов к возвращению в состав флота и присоединению к действующему флоту. В это время союзники высадились на Сицилии, а для базирования кораблей флота вторжения использовалась бухта Палермо. Командование итальянского флота приняло решение провести рейд крейсеров против этого порта, хотя всем было понятно, что эта операция была авантюрой. Помимо подавляющего численного преимущества, англо-американцы имели и качественное превосходство, их радиолокационные станции были гораздо лучше итальянских. Отрицательным фактором бьшо и союзное господство в воздухе над Палермо.

В «Супермарине» это прекрасно понимали. "Поэтому Супермарина приказала выполнить операцию, только если крейсера сумеют прибыть к цели необнаруженными. На самом же деле операцию предполагалось провести из чисто моральных соображений, так как при самом благоприятном исходе набег двух крейсеров не мог серьезно повлиять на ход Сицилийской компании" (Брагадин М.А. "Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных". Стр. 387).

Для участия в операции были выбраны крейсера "Монтекукколи" и "Савойя", командовать ими должен был контр-адмирал Олива. Ни воздушного прикрытия, ни эсминцев сопровождения не было. 4 августа крейсера вышли в море из Ла Специи, на следующее утро они были в Маддалене. Вечером крейсера снова вышли в море, средняя скорость во время их перехода равнялось 26 узлов. У острова Устика произошел контакт с тремя неопознанными кораблями. Сигнальщики итальянских кораблей доложили о них как о двух эсминцах и корвете. Бой был короткий и нерешительный, по итальянским данным, один из вражеских кораблей загорелся. Система предупреждения о работе вражеских радиолокационных станций "Метокс" выдала информацию о том, что итальянские корабли находятся под наблюдением многочисленных вражеских радаров и в любой момент на сцене могли появиться превосходящие вражеские силы. Адмирал Олива принял решение выйти из боя и идти в базу, "Монтекукколи" и "Савойя" легли на обратный курс. 7 августа у острова Тускани они были атакованы британскими самолетами-торпедоносцами типа "Бофорт", попаданий в них не было. Ночью этого же дня корабли прибыли на базу. Предыстория следующего выхода в море была следующей: во время ночного перехода крейсер "Сципионе Африкано" был атакован вражескими торпедными катерами. Вероятность встречи в прибрежных водах Италии с американскими и британскими "москитами" была очень велика. Надо было срочно выработать приемы борьбы с ними, и 24 августа было проведено учение по противокатерной обороне. В нем приняла участие 7-я дивизия крейсеров, сопровождаемая эсминцами.

Пока флот готовился к последнему и решительному бою с западными союзниками, политики искали выход из создавшегося тупика. Он был найден в виде перемирия с англо-американцами, которое вступило в силу 9 сентября 1943 года. Все оставшиеся в строю корабли получили приказ следовать на ближайшие британские базы. Командующий флотом адмирал Бергамини принял решение идти на Мальту. В его подчинении были линкоры "Рома", "Италия" (бывший "Литторио"), "Витторио Венето", легкие крейсера "Монтекукколи", "Савойя", "Дука дельи Абруцци", "Гарибальди", "Реголо" и 8 эсминцев. Флот потерявший во время перехода флагманский линкор "Рома", прибыл на Мальту.

За 39 военных месяцев "Монтекукколи" прошел 29957 миль, выполнив 70 боевых заданий. Среди них было 16 выходов на перехват вражеских кораблей, 1 обстрел побережья противника, 3 минные постановки, 11 переходов в охранении конвоев, 22 межбазовых перехода, 11 выходов на учения и 2 специальных задания. После 9 сентября крейсер "Раймондо Монтекукколи" использовали как быстроходный транспорт. 14 сентября корабль принимал участие в переходе линей сера. Он всячески способствует успеху вчерашних противников, перевозит различные военные грузы и военнослужащих, 4 раза крейсер принимает участие в совместных учениях с союзными кораблями. От момента заключения перемирия до наступления мира в Европе, "Монтекукколи" прошел 48943 мили.

Дальнейшая судьба

После 9 мая 1945 года судьба корабля повисла на волоске, он мог быть передан державам-победительницам, но по итогам Парижской мирной конференции, «Раймондо Монтекукколи» стал одним из 4 крейсеров, оставшихся в составе флота. В 1946 году корабль участвовал в репатриации итальянских военнопленных и граждан из различных средиземноморских портов. С 1947 по 1949 служил в составе флота, хотя из-за послевоенной разрухи выходы в море были редки, крейсер морально устарел и был передан Военно-морской академии для использования в качестве учебного корабля.

В начале 1950-х годов до требований времени подтянули зенитную артиллерию и установили новое радиоэлектронное вооружение. Работы завершили в 1954 году. С сентября 1956 года по 1 марта 1957 года "Раймондо Монтекукколи" совершает кругосветное плавание. Также учебный крейсер "Раймондо Монтекукколи" можно было видеть на рейде Копенгагена (1955 г.), Монреаля, Бостона, Филадельфии (1958 г.), Хельсинки (1961 г.), Стамбула (1962 г.). В 1963 году он совершил большой поход по африканским водам с многочисленными заходами в порты. Множество рутинных походов по Средиземному морю. В паузах между походами "Монтекукколи" занимался боевой подготовкой. По свидетельству одного из офицеров советского Черноморского флота периодически "Раймондо Монтекукколи" осуществлял слежение за нашими кораблями, несущими боевую службу.

31 мая 1964 года на крейсере был в последний раз спущен военно-морской флаг. Это произошло в Таранто. 1 июня "Раймондо Монтекукколи" был исключен из списков флота и в 1972 году продан на слом и разобран в Специи.

Источники

1) Журнал "Морская кампания"

2) С.Б.Трубицын "Легкие крейсера Италии 1930-1974 гг."

Категория: