Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Jagdpanther/История в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Jagdpanther/История

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Трещит испаритель. Бак GS tanker,когда нажимаешь н... ,EKFN Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 19:26
У меня у одного не работает сейчас WOT Test или у ... ДеНчИ Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 18:53
вопрос к игрокам WoT alexnasledskov Вопросы по игре World of Tanks 4 2016-12-05 18:29
Мущина, ты уже купил новую шубу своей девушке или ... devas Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:51
поцоны а как вы относетесь к ракам стримерам wot? ... тттьтиьтиьтьитьтьт Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 16:56
смотрел советский фильм про войну Там немецкие тан... daikazo Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:21
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск
Основная статья: Jagdpanther

Schwere Panzerjager V «Jagdpanther» SdKfz. 173 — германская противотанковая самоходно-артиллерийская установка периода Второй Мировой Войны. Разработана в 1943 на базе новейшего танка PzKpfw V «Пантера» как тяжелая противотанковая САУ для замены слабобронированных Nashorn и перетяжелённых Ferdinand. Удачно сочетала в себе хорошее противоснарядное бронирование, динамические качества и мощнейшее вооружение — 88 мм пушку РаК43/3 длиной ствола 71 калибр. Выпускалась в двух основных вариантах — Ausf.G1 и Ausf.G2, при этом машины Ausf.G1 раннего выпуска довольно сильно отличались от машин позднего выпуска. С октября 1943 заводами MIAG (Брауншвейг), MNH (Ганновер), MBA (Потсдам) произведено 413 «Ягдпантер» (с января 1944 по 1945 год — 392). С лета 1944 года они использовались в тяжелых истребительно-противотанковых батальонах и были признаны лучшими немецкими машинами данного класса.

История создания

Первый прототип «Ягдпантеры», V101, по состоянию на октябрь 1943 года.

3 августа 1942 года Управление Вооружений Вермахта приняло решение использовать базу танка VK 3002 (MAN), который позднее получил известность как Пантера, для недавно созданного мощного 88 мм противотанкового орудия Pak 43/3 L/71. Первоначально реализация этого проекта была поручена фирме Крупп, которая в то время уже работала над размещением 88 мм орудия на шасси танка Pz Kpfw IV. Изготовитель «Пантер» фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового танка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Крупп определил, что шасси Пантеры требуют определенной доработки, чтобы нести мощное орудие, в сочетании с хорошей броневой защитой, и объявил, что подготовительные работы будут закончены к январю 1943 года. 10 ноября 1942 года была сделана деревянная модель.

15 октября 1942 года министр вооружений Альберт Шпеер приказал подготовить выпуск новых машин и на фирме Даймлер-Бенц. Этим шагом планировалось упростить производственный цикл и навести порядок в отношениях между поставщиками. Работы фирмы Крупп над истребителем танков завершились демонстрацией макета новой САУ представителю департамента вооружений 16 ноября 1942 года.

5 января 1943 года были уточнены тактико-технические данные машины. Фирма Даймлер-Бенц получила приказ довести толщину лобовой брони до 100 мм, а бортовой до 60 мм. Лобовую бронеплиту следовало расположить под углом в 55 градусов. Крыша рубки, корма и днище должны былы иметь толщину в 30 мм. Маска пушки легко снималась, чтобы открыть доступ к коробке передач и рулевому управлению, размещённым в передней части корпуса. Место механика-водителя предполаголась оснастить двумя перескопами, объективы которых защищали вкладки их бронестекла. В бортах боевой рубки предусматривались бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа изнутри боевого отделения.

Создание «Ягдпантеры» не обошлось без того, чтобы Адольф Гитлер не высказал своё авторитетное мнение, так как он считал себя большим «корифеем» в танковом деле и то, о чём другие спорили месяцами, он утверждал за «пять минут». 6 марта Гитлер приказал предусмотреть возможность установки на машине орудийной «шаровой» маски типа «Порше». Кроме того, именно по настоянию фюрера была увеличена лобовая броня до 100 мм, а бортовая до 60 мм. Наконец, по настоянию фюрера предусматривалось использовать для выпуска «Ягдпантер» не шасси обычной «Пантеры», а шасси «Пантеры-II».

4 мая 1943 года проект снова пересмотрели. Вместо ещё совершенно сырого шасси «Пантеры-II» решили вернуть уже более-менее доведённое до ума шасси «Пантеры». Фирма Даймлер-Бенц получила заказ рассмотреть возможности переноса всех новых наработок на шасси «Пантеры». Одновременно был окончательно утверждён список подрядчиков. Департамент вооружений определил, что фирма Даймлер-Бенц целиком сосредоточится на выпуске «Пантер», а заказ на выпуск «Ягдпантер» разместили на фирме MIAG в Брауншвейге.

Первое время очень сильное влияние оказывала «артиллерийская» концепция машины (штурмовое орудие). В частности, на машину планировалось установить радиостанции FuG-15 и FuG-16, обычные для артиллерийских, а не для танковых частей.

В сентябре 1943 года собрали первую рубку. В соответствии с техническим заданием от 1 мая 1943 года, толщина лобовой брони составила 80 мм, бортов и нижней части лобовой брони 50 мм, бортов и кормы корпуса 40 мм, крыши надстройки (рубки) 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжёлой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета, вместо планировавшегося сектора обстрела в 14 градусов влево и вправо лафет обеспечивал только 12 градусов.

В середине 1943 года на фирме Даймлер-Бенц построили полномасштабную модель «Ягдпантеры», которую отправили на MIAG для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года оба построенных прототипа — V101 и V102 вместе с другими образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне Арисе и проект был полностью одобрен.

В октябре 1943 года, еще до начала выпуска, истребитель танков был модернизирован. Причиной стал опыт, полученный в ходе летних боев в битве на Курской Дуге. Выявилась необходимость защиты машины от пехоты противника. С этой целью справа от пушки была смонтирована шаровая установка для пулемета. До того огонь предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как у Pz-V Ausf.D. Боекомплект увеличили с 50 до 60 выстрелов, а численность экипажа сократили до 5 человек за счёт одного заряжающего. Соответственно, число перископов в крыше рубки сократилось с пяти до четырёх, причём два перископа вращались, а два были зафиксированы.

Серийный выпуск «Ягдпантер» наладили на заводе MIAG в Брауншвейге. Первые «Ягдпантеры» едва ли можно назвать серийными, так как месячный выпуск составил всего несколько машин. В марте 1944 года выпустили всего 8 машин. Производство отставало от графика в 2-3 раза. В июне 1944 года завод подвергся налету бомбардировщиков из 8-й воздушной армии США. В результате этого налета завод серьезно пострадал и выпустил в тот месяц всего 6 «Ягдпантер». В октябре американцы вновь удачно разбомбили завод MIAG, следствием чего октябрьский выпуск составил всего 8 «Ягдпантер».

Несмотря на относительно большой вес, «Ягдпантеру» нельзя было назвать медленной или малоподвижной. Машина имела мощный 12-цилиндровый двигатель «Майбах» HL230 мощностью 700 л. с и была довольно подвижна благодаря широким гусеницам и подвеске. В результате машина имела довольно низкий показатель удельного давления на грунт, который был меньше, чем у гораздо более легкого и имеющего меньшие размеры штурмового орудия StuG 3. По этой причине «Ягдпантера» была быстрее любого другого истребителя танков как на шоссе (максимальная скорость 45 км/ч), так и на бездорожье (максимальная скорость 24 км/ч).

Jagdpanther_hist10.jpg

Официальное название САУ менялось несколько раз: 8,8 cm Sturmgeschütz (в ходе разработки в 1942), Panzerjager 8,8 cm auf Panther I (до 29.11.1943 г.), Panzerjager V «Jagdpanther» — окончательный вариант. Неизменным оставался лишь идентификатор — Sd.Kfz.173.

«Ягдпантера» стала самым эффективным немецким истребителем танков. В ней удачно сочетались огневая мощь, хорошая броневая защита и превосходная подвижность. Немцы выпускали машину с февраля 1944-го до апреля 1945 года, когда производство танков в Германии прекратилось из-за наступления союзников. За это время армия получила 382 машины, то есть среднемесячный объем выпуска составил скромную цифру 26 «Ягдпантер». В течение первых десяти месяцев производством машины занималась только фирма «MIAG», начиная с декабря 1944 года к ней присоединилась фирма «MNH» — целью было увеличить среднемесячный выпуск «Ягдпантер» до 150 машин в месяц. Планам не суждено было сбыться — в основном из-за бомбардировок союзников, а также из-за трудностей с поставками некоторых важнейших деталей. Независимо от причин, немцы так и не смогли получить в 1944—1945 гг. достаточное количество «Ягдпантер». Если бы получилось наоборот, союзникам было бы значительно труднее разгромить нацистский Третий Рейх.

Официальные наименования ПТ САУ «Ягдпантера»

  • Schweres Sturmgeschutz auf Fgst.Panther mit der 8,8cm L/71 (на конференции у фюрера 2 октября 1942)
  • Sturmgeschutz auf Panther (на конференции у фюрера 3 июня 1943)
  • 8,8cm Pz.Jag.43/4 L/71 Panther
  • Panzerjager auf Fgst.Panther (mit 8,8cm PaK43/3 L/71)
  • 8,8cm Pz.Jag.43/4 (L/71) Panther
  • Mitlerer Panzerjager mit 8,8cm L/71 auf Panther I
  • Panzerjager auf Panther
  • schweren Panzerjager 8,8,cm auf Panther I «Jagdpanther»
  • s.Pz.Jg.Panther
  • s.Panzerjager (Fahrgestell Panther m.8.8.cm)
  • s.Pz.Jg. auf Fgst.Panther «Jagdpanther»
  • Panzerjager «Panther» fur 8,8cm PaK43/3 (Sd.Kfz. 173)
  • s.Pz.Jager Panther
  • Jagdpanther (8,8cm PaK43/3 L/71 auf Fgst.Panther I)
  • Jagdpanther 8,8cm PaK43/3 L/71 auf Fahrgst.Panther I
  • Jagdpanther


Модификации

По мере производства в базовую модель постоянно вносились незначительные изменения. Не считая прототипов, САУ «Ягдпантера» выпускалась в двух официальных модификациях Jagdpanther Ausf.G1 и Jagdpanther Ausf.G2. Однако в ходе выпуска Jagdpanther Ausf.G1 в конструкцию САУ были внесены многие изменения, и САУ ранних и поздних выпусков довольно сильно отличались друг от друга.

Jagdpanther прототипы:
Второй прототип «Ягдпантеры», V102
  • Перископ механика-водителя — на V101 — два, на V102 — один (левый закрыт заглушкой и заварен).
  • Отсутствует циммерит
  • Надмоторная плита от Panther Ausf.А (установлена глухая заглушка на воздухозаборнике шнорхеля).
  • Выхлопная сиситема от ранней Panther Ausf.А (отсутствуют дополнительные вентиляционные трубки вокруг левой выхлопной трубы)
  • Бойницы в бортах рубки для стрельбы из личного оружия — две на левом и одна на правом борту.

Jagdpanther Ausf.G1 раннего выпуска (с января по сентябрь 1944 года):

  • 16 мм крыша рубки (первые 50 машин), остальные — 25 мм.
  • Перископ механика-водителя — один — левый закрыт заглушкой и заварен, хотя первые серийные машины имели оба перископа.
  • Неподвижная часть маски пушки крепилась только изнутри
  • Упразднены бойницы для стрельбы из личного оружия
  • Выхлопная система — в июле 1944 добавлены 2 вентиляционные трубки охлаждения левого выхлопного коллектора двигателя.
  • Нанесён циммерит:
  1. Лобовой лист полностью покрывался циммеритом кроме маски пушки.
  2. Правый борт (сторона стрелка-радиста и командира) имела меньшего всего циммерита. Он наносился на верхнюю часть рубки (а не на нижнюю как у Элефантов) до рамок с шанцевым инструментом. Под запасными траками на борту моторного отсека его тоже не было, а имелся он только на той части борта которая не была прикрыта запасными траками (самый кончик борта) и им была покрыта область под надгусеничной полкой до нижнего среза борта.
  3. Циммерит наносился на корму корпуса и на багажные ящики. Кормовой лист рубки иногда не покрывался циммеритом.
  4. Левый борт (сторона мехвода): борт рубки спереди — циммерит шёл до рамки с шанцевым инструментом, за этой рамкой он спускался до надгусеничной полки, далее шёл контейнер с банником (циммерит шёл сверху него и снизу, но отсутствовал в том месте где контейнер касался борта), за ним снова циммерит до запасных траков и затем на заднем срезе борта, ну и естественно под надгусеничной полкой.
  • Орудие:
  1. Вначале Ягдпантеры оснащались орудиями с монолитным стволом 8,8cm PaK43/2 L/71 и старым (большим) дульным тормозом (то есть как на САУ Ferdinand).
  2. С лета 1944 года Ягдпантеры получили новое орудие — 8,8cm PaK43/3 L/71. Ствол орудия стал составным, поначалу дульный тормоз оставался старым и лишь позднее появился новый (маленький) дульный тормоз (то есть как у Королевского Тигра). Однако ствол-моноблок встречается среди Ягдпантер, выпущенных до декабря 1944.
  • Крепление шанцевого инструмента — так же, как и на Panther Ausf.A — на борту.
  • Шаровая установка курсового пулемёта не имела ступенчатой амбразуры.

Jagdpanther Ausf.G1 позднего выпуска (с сентября 1944 по февраль-март 1945 года), именно она представлена в игре:

  • Перископ механика-водителя — один (левый закрыт заглушкой и заварен)
  • Отсутствие циммерита
  • Новая неподвижная часть маски орудия, которая получила 8 наружных болтов (4 сверху и 4 снизу). При этом она существовала в 2-х вариантах:
  1. Ранняя версия, введена в сентябре 1944. По форме аналогична раннему варианту, отличается лишь появлением дополнительных болтов крепления.
  2. Поздняя версия, введена в октябре 1944. Нижняя часть стала более масcивной и нижниe болты «утонули» в ней.
  • Начиная с октября 1944 на Panther Ausf.G начал устанавливаться новый ленивец, постепенно он начал появляться и на Ягдпантерах.
  • С ноября 1944 перестали устанавливать задний гидравлический амортизатор, отверстие закрывалось заглушкой и заваривалось.
  • С октября вокруг выхлопных труб появились тепловые экраны.
  • С октября-декабря появились 3 бонки под Behelfskran на крыше рубки.
  • Шаровая установка получила ступенчатую амбразуру.
  • На машинах выпуска ноября-декабря 1944 года дополнительное вентиляционное отверстие вместе со своим бронеколпаком былo перенесeнo вперёд к переднему срезу крыши.
  • Выхлопная система — появились тепловые экраны вокруг выхлопных труб.

Jagdpanther Ausf.G2 (февраль-апрель 1945):

  • Новый корпус, модифицированный для унификации с моторным отсеком Panther Ausf.G.
  1. Поскольку прямоугольные вентиляционные решётки Panther Ausf.G были шире чем узкие(передние) решетки Jagdpanther Ausf.G1, крыша мотoрного отсека G2 получилась длиннее чем у G1. Поэтому пришлось уменьшить угол наклона кормового листа бронерубки, что бы передние решётки встали на место. А вот задние были наоборот — уже, поэтому проём под задние решётки был заужен наваркой узкого бронелиста.
  2. Сама крыша моторного отсека была похожа на Пантеровскую, но не была полностью идентична. В ней не высверливались углубления под головки болтов. Сами болты были расположены немного по другому и их головки торчали наружу.
  3. Колпак воздухозаборника стал выше и предназначен для отбора воздуха в систему обогрева экипажа.
  4. Бронеколпак над воздуховодом на месте шнорхеля крепился всего 4 болтами а не 8-ю.
  • Выхлопная система — добавлены пламегасители
  • Перископ механика-водителя — один, второго нет изначально.
  • Шанцевый инструмент перенесён с бортов:
  1. Заводная рукоятка, ножницы и буксирный крюк — на корму
  2. Лопата и огнетушитель — на корму рубки
  3. Трос для натяжения гусениц крепился вокруг вытяжной решётки, кувалда — на крыше моторного отсека.
  4. Цилиндрический контейнер для банника и брус под домкрат остался на борту остались на прежнем месте.
  • С упоров кормового люка рубки изчезли резиновые демпферы, а сами они стали чуть выше.

Техническое описание Jagdpanther

Компоновочная схема «Ягдпантеры»

Корпус и рубка

Корпус сварен из стальных прокатанных гетерогенных плит. Масса бронекорпуса около 17000 кг. Стены корпуса и рубки располагались под разными углами, что способствовало рассеиванию кинетической энергии снарядов. Сварные швы дополнительно усиливались шпунтами и пазами.

Для производства «Ягдпантер» использовался стандартный корпус танка PzKpfw V «Panther» Sd.Kfz.171. В передней части корпуса находилась коробка передач, слева и справа от нее размещались механик-водитель и стрелок-радист. У места стрелка-радиста в лобовой броне в шаровой установке монтировался курсовой пулемет MG-34 калибра 7,92-мм. Механик-водитель управлял машиной с помощью рычагов, включавших или выключавших бортовые передачи. Справа от сиденья механика-водителя располагались рычаги переключения передач и ручного тормоза. По бокам от сиденья находились рычаги аварийного управления бортовыми тормозами. Место механика-водителя оборудовалось приборной доской. На доске монтировали тахометр (шкала 0-3500 об/мин), термометром системы охлаждения (40-120 градусов), указателем давления масла (до 12 ГПа), спидометром, компасом и часами. Все перечисленные приборы находились справа от сиденья. Обзор с места механика водителя обеспечивался через одинарный (двойной) перископ, выведенный на лобовую броню. У машин поздних производственных серий кресло механика-водителя подняли на 50-75 мм.


Двигатель и трансмиссия

Самоходные истребители танков «Ягдпантера» приводились в движение двигателями «Maybach» HL230Р30, которые выпускали фирмы «Maybach» во Фридрихсхафене, и «Auto-Union AG» в Хемнице. Это был 12-цилиндровый V-образный (угол развала цилиндров 60 градусов) рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения с верхним расположением клапанов. Диаметр цилиндра 130-мм, ход поршня 145-мм, рабочий объем 23095 см3. Поршни чугунные, блок цилиндров алюминиевый. Люфт поршня 0,14-мм-0,16-мм, люфт клапанов 0,35-мм. Степень сжатия 1:6,8, мощность 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об./мин. и 600 л.с.(441 кВт) при 2500 об./мин. Сухая масса двигателя 1280 кг. Длина 1310-мм, ширина-1000 мм, высота 1190-мм.

Ходовая часть

Опорные катки (по 3x8 на борт) независимо подвешивались на рычагах к торсионам диаметром 60-мм-63-мм (диаметр головки торсиона 90-мм). Ведущие и направляющие колеса изготавливали фирмы «Bergische Stahlindustric» (Ремшанд), «Bochtimer Verein» (Бохум), «Karcher und Ко» (Вормс), «Ruhrstahl AG» и «Dingier». Опорные катки размером 860х100-мм, штамповались из стального листа толщиной 4 мм и оснащались резиновым бандажом. Катки внутреннею и наружною рядов были одиночными, а внутреннего ряда — сдвоенными.

Вооружение

Истребитель танков «Ягдпантера» был вооружен созданной в 1939-43 годах пушкой 8,8 cm Рак43/3 L/71 калибра 88-мм. Длина ствола 6300 мм (71 калибр), общая длина 6595 мм. Внутри ствола имелись 32 правых нареза глубиной 1,2 мм и шириной 5,04 мм. Замок пушки клинового типа. Угол склонения/возвышения −8…+14 градусов, сектор обстрела по 13 градусов влево и вправо. Противооткатный механизм гидравлического типа. Нормальный откат 380-мм, максимальный откат 580-мм. Когда откат превышал 580 мм, следовало сделать перерыв в стрельбе. Масса пушки 2265 кг.

Радиостанция

Истребители танков «Ягдпантерa» оснащали радиостанцией FuG5 с передатчиком тип «с» мощностью 10Вт, работающим в диапазоне 27-33МГц, и приемником Fu2 тип «е», работающим в том же диапазоне. Дальность связи при использовании телефонов составляла 6,4 км, при использовании ключа — 9,4 км.

Система пожаротушения

Истребители танков «Ягдпантера» оснащались автоматической системой пожаротушения. В случае, когда температура внутри двигательного отделения превышала 120 градусов, биметаллические контакты включали огнетушитель, который заливал противопожарной смесью «СВ» топливный насос и карбюраторы. Второй огнетушитель заливал той же смесью корпус двигателя. На полу боевого отделения находились три небольшие ручные огнетушителя. В полевых условиях экипажи старались раздобыть еще несколько дополнительных огнетушителей.

Дополнительное оборудование

Дополнительное оборудование крепили к бортам корпуса и крыльям. На левом борту помещались буксирные тросы, буксирный крюк, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. На правом борту находились кайло, лом, огнетушитель, буксирный крюк, ножницы для резки колючей проволоки. На левом борту помещался цилиндрический контейнер с банником. Запасные гусеничные траки навешивались на кормовой части корпуса. Некоторые запасные части, инструменты и аптечка хранились внутри боевого отделения.

Камуфляж

Jagdpanther Ausf.G1:

  • Окрашивались на заводе согласно действующей на тот момент инструкции целиком в базовый цвет Dunkelgelb(тёмно-желтый). Камуфляж наносился уже непосредственно на фронте. Чаще всего встречается 3-х цветный камо жёлто-зелёнo-коричневый (дополнительные цвета Olive Gruen RAL6003 и Brun RAL8012), нанесенный из краско-пульта и поэтому имеющий размытую границу. Реже встречается 2-х цветный камо, по всей видимости жёлто-зелёный.

Jagdpanther Ausf.G1 позднего выпуска и Jagdpanther Ausf.G2:

  • Поздние G1 и G2 окрашивались согласно новым правилам. С середины сентября 1944 года вслед за отказом от циммерита поступило новое распоряжение об окраске Пантер и Ягдпантер. Танки перестали окрашивать в базовый цвет Dunkelgelb RAL-7028. Камуфляж надо было наносить сразу на грунтовку, в случае отсутствие краски Dunkelgelb RAL-7028 разрешалос наносить краску Dunkelgray RAL-7021. Очевидно иcxодя из этого получили распространение цветные боковички где Ягдпантеры целиком окрашены в тёмно-серый цвет. Я всё же в этом очень сильно сомневаюсь. Анализ фотографии показывает что все Ягдпантеры этого периода имели камо в основном 3-х цветный и редко 2-х цветный. MNH использовал свой стандартный полосатый камуфляж — полосы были достаточно ровными. MIAG использовал 3-х цветный камо с волнистыми пятнами.

Боевое применение

Отдельные тяжелые батальоны истребителей танков, использовавшие «Jagdpanther» в 1944-45 г.г.:

  • schwere Panzerjäger-Abteilung 519

Сформирован 1 июня 1943, в августе вооружен САУ «Hornisse». После подготовки в ноябре 1943 принял участие в боях на Восточном фронте. В ходе летнего наступления Советских войск в Белоруссии батальон сражался в составе группы «Хоппе». В жестоких боях с 22 по 30 июня «Насхорны» 519-го батальона уничтожили 112 советских танков, но понесли тяжелые потери. Согласно рапортам к 15 июля в группе «Хоппе» не осталось ни одной самоходной противотанковой артиллерийской установки Nashorn. Личный состав s.H.Pz.Jg.Abt. 519 был выведен в резерв 3-й танковой армии. В конце августа людей отправили в Милау для переучивания на «Ягдпантеры». Одну роту батальона полностью оснастили Ягдпантерами, остальные две — смоходками StuG, ещё 3 Ягдпантеры получил штаб батальона. В октябре 1944 г., после переподготовки, батальон был отправлен на Западный фронт в I Танковый корпус СС Группы Армий «Б». В ноябре 519-й батальон был подчинён 116-й Танковой Дивизии 7-й Армии Группы Армий «Б» и принял участие в боях в районе леса Хюртген. Понесённые потери были восполнены в том же месяце — с заводов были получены 4 Ягдпантеры и 9 JagdPz IV. В конце месяцы батальон опять переподчинили — на этот раз 246-й Фольксгренадёрской дивизии 15-й Армии Группы Армий «Б». В январе 1945 г. батальон получил последнее подкрепление — 6 Ягдпантер. К марту в батальоне, входящем в состав XC Корпуса 1-й Армии, осталось 12 Ягдпантер, из них 10 были небоеспособны и находились в ремонте. К 10 апреля батальон потерял в боях всю технику и был расформирован.

  • Panzerjäger-Abteilung 521

Батальон был уничтожен в Сталинграде в январе 1943, и в апреле того же года часть была реорганизована как schwere Panzerjäger-Kompanie 521. В 1944 рота была доукомплектована до батальона, и в декабре 1944 имела на вооружении 8 Jagdpanzer IV, 8 StuG, 5 Jagdpanther. 21 декабря 1944 батальон был подчинен 3-й Воздушно-десантной дивизии, I Танкового корпуса СС 6-й Танковой Армии. Весной батальон принял участие в боях в Венгрии в ходе операции «Весеннее пробуждение» против Советских войск и, после тяжелых потерь, был расформирован.

Jagd-panthera_36-big.jpg
  • schwere Panzerjäger-Abteilung 559

Батальон был сформирован 26 августа 1939 г. имел на вооружении 37 мм противотанковые пушки PaK 35/36. Участвовал в кампании на Западном фронте. Весной 1941 переформирован в самоходный противотанковый батальон и получил на вооружение Panzerjager I. Принял участие в боях на Восточном фронте в составе Группы Армий «Север». Летом 1942 перевооружен на САУ Marder II. Принял участие в летних боях на Курской Дуге, затем сражался на р. Миус, где потерял почти все свои Marder II и Marder III. Зимой 1943/44 отозван в Германию, в мае 1944 в Panzerjagerschule в г. Милау начал переобучение на Jagdpanther. Вместе с s.Pz.Jg.Abt.654 стал первым батальоном, получившим эти САУ. Однако из-за задержек производства, к концу августа получил лишь 13 «Ягдпантер», которыми оснастили 1-ю роту. 2-я и 3-я роты получили по 14 StuG III. 3 сентября батальон получил ещё 17 «Ягдпантер», доведя их численность до 35 штук. Батальон вошёл в состав Группы Армий «B» действовавшей на территории Голландии. Батальон сражался в Утрехте и над каналом Альберта. В ходе этих боёв батальон потерял большинство своих машин. Так, на 1 ноября батальон располагал всего шестью исправными «Ягдпантерами». После восполнения потерь, в декабре батальон вошёл в состав Panzer-Lehr-Division вместо 1-го батальона 130-го танкового полка и принял участие в операции «Вахта на Рейне» — в Арденнском наступлении. В первые дни боёв батальон находился в резерве, а позднее вошёл в состав боевой группы «фон Позингер». В ходе боёв в Арденнах были понесены достаточно тяжелые потери, которые были восполнены в конце января 1945 — вместо StuG III батальон получил 18 JagdPz IV L/70(V), а также 6 Jagdpanther. 13 марта 1945 г. батальон получил 5 «Ягдпантер» и был подчинён XIII Корпусу СС 7-й Армии, Группы Армий «G». Последнее пополнение матчастью произошло в апреле — были получены 19 Ягдпантер.

  • schwere Panzerjäger-Abteilung 560
Jagdpanther Ausf.G1 позднего выпуска из состава s.Pz.Jg.Abt.560, декабрь 1944 года. Сентябрьская маска орудия, составной ствол, поздний дульный тормоз.
История 560-го батальона истребителей танков, сражавшегося на Восточном фронте, восходит к 1942 г. В сентябре 1942 г. в составе 27-й танковой дивизии имелся Pz.Jg.Abt.127. 8 февраля 1943 г. 27-я панцердивизия была расформирована, а остатки батальона истребителей танков вошли в Pz.Jg.Abt.42 из 7-й танковой дивизии. Весной 1943 г. были сформированы 4-е роты в батальонах Pz.Jg.Abt.37, 41 и 42, но уже 3 апреля было принято решение свести эти роты в новый 560-й тяжёлый армейский батальон истребителей танков (Schwere Heeres Panzerjager Abteilung 560). В течение апреля батальон продолжал формироваться на территории Франции в составе 1-й танковой дивизии 7-й армии. 23 апреля 1-я и 3-я роты батальона (30 самоходок Hornisse) начали подготовку к отправке на Восточный фронт, в район Курского выступа. В мае к ним присоединилась 2-я рота. 17 июня 1943 г. командир 560-го тяжёлого батальона истребителей танков, входившего в состав армейской боевой группы «Кемпф», рапортовал начальнику Генерального штаба о неготовности своего подразделения к боевым действиям из-за большого количества технических дефектов в самоходных установках. В июле 1943 г. s.H.Pz.Jg.Abt.560 в составе ХХХХII армейского корпуса группы «Кемпф» стал первым вооруженным «Хорниссами» подразделением, брошенным в бой. Батальон не принимал непосредственного участия в Курской битве, но косвенно сыграл важную роль в сражении, прикрывая правый фланг III танкового корпуса. До конца 1943 г. батальон оставался в распоряжении командования группы «Кемпф» (в сентябре 1943 г. группа «Кемпф» стала 8-й армией). В конце декабря 1943 г. — начале января 1944 г. самоходки батальона принимали участие в контратаках LII корпуса в районе Кировограда. В апреле 1944 г. 560-й батальон отозвали с Восточного фронта на тренировочный полигон Милау (Германия), где личный состав начал осваивать истребители танков «Ягдпантера». На вооружение батальона поступили как «Ягдпантеры», так и истребители танков «Ягдпанцер» IV L/70(V). В мае 1944 батальон был переформирован в Алленштайне, но так и не получил новую технику. Первые 4 Ягдпантеры вместе с 11 Jagdpanzer IV L/70 (V) прибыли с заводов в батальон лишь в октябре 1944 г. В ноябре было получено ещё 5 Jagdpanther и 15 Jagdpanzer IV L/70 (V). В декабре батльон, получив ещё два Jagdpanzer IV L/70 (V), был отправлен на фронт в состав 12-й Танковой Дивизии СС «Гитлерюгенд», I Танкового Корпуса СС, 6-й танковой Армии, для участия в операции «Вахта на Рейне» — наступления немцев в Арденнах. В боях батальон понёс тяжелые потери, которые были вскоре восполнены — в январе были получены 12 Ягдпантер. В феврале 1945 г. батальон вместе с 12-й Танковой Дивизией СС «Гитлерюгенд» был переброшен в Венгрию для участия в операции «Весеннее пробуждение» — наступление немцев в районе озера Балатон. Однако в ходе тяжелейших мартовских боёв 560-й батальон понёс тяжелые потери, в основном от советской противотанковой артиллерии, и по стостоянию на 3 марта в батальоне числилось лишь 6 Jagdpanther и 8 Jagdpanzer IV L/70 (V) в исправном состоянии. Через неделю командир батальона рапортовал наличии техники: боеготовыми являлись 4 Jagdpanther и 1 Jagdpanzer IV L/70 (V). В конце марта батальон получил долгожданное (и последнее) пополнение — 11 Jagdpanther, однако вскоре был окончательно разбит и расформирован.
  • Panzerjäger-Abteilung 563

Осенью 1944 батальон находился в составе Группы Армий «Север» и был вооружен самоходками Marder II. В январе 1945 3-я рота батальона получила 10 Jagdpanther и 31 Jagdpanzer IV (A) L/70. Батальон принял свой первый бой в районе Грудуска и Цеханува в Польше, затем был переброшен севернее и оборонял Ольштын. После тяжелых потерь, остатки батальона отступили в Восточную Пруссию, где и были окончательно уничтожены.

  • Panzerjäger-Abteilung (Sfl.) 616

Осенью 1944 батальон находился в составе Группы Армий «Центр» и был вооружен САУ Marder III. В январе 1945 3-я рота получила 14 Ягдпантер и на некоторое время была придана 563-му батальону. 1-я и 2-я роты получили пополнение из 4 Marder II и 36 Marder III и вернулись на Восточный фронт. В конце января Ягдпантеры 3-й роты батальона действовали в районе Быгдоши и Мирославц. В ходе январских и февральских боёв в Польше батальон был уничтожен.

Jagdpanther Ausf.G1 раннего выпуска, № 334, в составе s.Pz.Jg.Abt.654
  • schwere Panzerjäger-Abteilung 654

654-й тяжелый батальон истребителей танков начал свое формирование в конце апреля 1943 года на базе 654-го противотанкового батальона, сформированного еще в конце августа 1939 года. Сначала дивизион имел на вооружении 37-мм пушки Рак35/36 и участвовал во французской кампании и боях на Восточном фронте с июня 1941. Летом 1942 получил несколько 75-мм пушек PaK 40 и лишь в декабре 1942 г. получил наконец САУ «Marder II». В феврале 1943 чудом избежал окружения под Сталинградом. В апреле 1943 г. батальон был выведен в Германию, и по плану должен был получить 88-мм противотанковыми САУ «Хорниссе», но в последний момент решение переменили, и батальон стали готовить на «Фердинанды». До 28 апреля он находился в Австрии, а к 30 апреля 1943 года его перебросили во Францию, в Руан. В период с 13 по 15 июня 1943 года 654-й батальон убыл из Руана в СССР 14 железнодорожными эшелонами. Прибыв на фронт, 654-й батальон обьединили с 653-м в состав 656-го танкового полка (Panzer Regiment 656), штаб которого сформировали еше 8 июня 1943 года. Помимо 653 и 654-го тяжелых батальонов истребителей танков в его состав включили 216-й батальон штурмовых танков, (Sturmpanzer Abteilung 216) вооруженный «Бруммбарами»(Sturmpanzer IV «Brummbar»), а также две роты (213 и 214-ю) радиоуправляемых транспортеров B4. Полк входил в состав 9-й полевой армии и должен был обеспечить прорыв советской обороны в направлении станции Поныри — Малоархангельск. В ходе боёв в июле 1943 в районе ст. Поныри батальон понёс очень тяжелые потери, и в августе сдал последние Фердинанды в 653-й батальон и убыл во Францию без техники. В апреле 1944 г., наконец, в батальон прибыла новая техника — первые серийные Ягдпантеры. Для комплектации батальона машин не хватало, поэтому в составе батальона сформировали лишь две роты. 11 июня вторая рота располагала 13 машинами, при штабе батальона имелись две командирские «Ягдпантеры». 15 июня 8 машин 2-ой роты 654-го батальон погрузили на платформы и отправили в Нормандию. Там машины включили в состав 130 Panzer-Lehr-Division. По состоянию на 1 июля полностью оснащены были лишь 2-я и 3-я роты. В 1-й роте ещё не было ни одного истребителя танков. 17 июля все машины 2-й и 3-ей роты в полном составе отправились на фронт, где машины включили в состав XLVII танкового корпуса. Следует заметить, что первоначально командирские «Ягдпантеры» в батальоне были заменены командирскими «Пантерами». 30 июля командующий XLVII танкового корпуса доложил, что машины 654-го батальона сожгли 25 танков союзников, в том числе Churchill Mk.IV из 6-ой танковой бригады. Сам же батальон потерял в июле три машины (две «Ягдпантеры» и одну командирскую «Пантеру»). В конце июля батальон получил пополнение в виде 16 машин. Это позволило батальону полностью оснастить 1-ю роту и восполнить потери. 10 августа англичанам удалось захватить почти целую «Ягдпантеру» с бортовым номером 314 (из состава 3-ей роты).

Jagdpanther Ausf.G1 позднего выпуска № 321 из состава s.Pz.Jg.Abt.654. Интересное сочетание октябрьской маски орудия и монолитного ствола. Шанцевый инструмент перенесён на корму.

После боёв под Фалезом 654-й батальон отступил за Сену. Через реку удалось переправить 23 машины. 9 сентября батальон отвели на полигон в Графенвер. С завода MIAG регулярно поступали пополнения: 14 октября — 9 машин, 23 октября — 7 машин. 15 ноября батальон получил ещё 6 «Ягдпантер». В последние дни ноября батальон действовал в Эльзасе в составе группы армий «G». Было сожжено 52 единицы вражеской бронетехники, а потери батальона составили 18 машин. 1 декабря 1944 года батальон располагал 25 исправными «Ягдпантерами». Вскоре батальон был пополнен САУ JagdPz IV и принял активное участие в операции «Вахта на Рейне», где понёс тяжелые потери — 56 процентов от должного количества машин. В январе 1945 батальон участвовал в оперции «Нордвинд». Получив в феврале 6 Ягдпантер, в марте батальон был подчинён LIII Корпусу 15-й Армии Группы Армий «Б», и сражался в районе г. Ремаген. Вскоре «Рурский котёл» захлопнулся, и батальон прекратил своё существование.

  • schwere Panzerjäger-Abteilung 655

Формирование батальона началось 15 апреля 1943 г. из остатков разбитых под Сталинградом 521-го, 611-го и 670-го батальонов истребителей танков. Формирование батальона и подготовка личного состава велись с апреля по июнь 1943 г. В конце июня 1943 г. s.H.Pz.Jg.Abl.655 вошёл в состав группы армий «Центр», но в Курской битве участия не принимал. s.H.Pz.Jg.Abt.655 вместе с другими подразделениями пытался сдержать наступление советских войск на рубежах рек Десна и Днепр. В ноябре-декабре 1943 г. 655-й батальон в составе различных панцердивизий LVI танкового корпуса в долине Припяти. В феврале 1944 г. батальон передали из LVI танкового корпуса в 9-ю армию, в апреле — из 9-й армии — назад во 2-ю армию. Так как в этот период на фронте группы армий «Центр» стояло затишье, LVI танковый корпус вместе с s.H.Pz.Jg.Abt.655 30 мая 1944 г. передали 4-й танковой армии, входившей в группу армий «Северная Украина». С 12 июля по август 1944 г. батальон действовал в районе Люблина. В августе 1944 г. обескровленный в боях s.H.Pz.Jg.Abt.655 отвели в Учебный центр самоходной противотанковой артиллерии в г. Милау. 13 сентября 44 батальон был реорганизован: 1 рота получила StuG III, 2-я рота — Jagdpanther, в 3-ю были сведены все уцелевшие Nashorn. В ноябре 1944 были получены первые пять Ягдпантер, ещё 9 — в декабре, и 10 в январе. Тогда же 3-я рота была преобразована в отдельную schwere Panzerjäger-Kompanie 669. 12 февраля 1945 батальон придан 116-й Танковой Дивизии, XXXXVII танкового корпуса, 1 воздушно-десантной Армии Группы Армий «H». 2 марта батальон придан Дивизии «Байерляйн», 15 Армии, Группы Армий «B». В апреле получены последние 11 Jagdpanther.

Другие подразделения, использовавшие «Ягдпантеры»:

Jagdpanther Ausf.G2 № 721 из состава 130 Panzer Lehr Divizion, апрель 1945 года.

Распыление сил в последние месяцы войны привело к тому, что «Ягдпантеры» действовали на самых разных фронтах. В некоторых танковых батальонах «Ягдпантеры» использовали для замены «Пантер». Подобное имело место в 1-ом танковом батальоне 29-го танкового полка и в 1-ом батальоне 130-го учебного танкового полка. В обоих этих батальонах «Ягдпантерами» целиком вооружили по одной роте. Несколько «Ягдпантер» было в других частях, например в Füehrer-Grenadir Brigade. Командир бригады полковник Ганс-Йоахим Калерт по состоянию на 16 декабря 1944 года располагал в 1-м батальоне танкового полка 37 «Пантерами», из которых половина на самом деле приходилась на «Ягдпантеры».

В 1945 году «Ягдпантеры» начали поступать не только в отдельные батальоны истребителей танков, но и в другие танковые части, в том числе в танковые дивизии вермахта (например, в 9-ю танковую дивизию на западе и 4-ю на востоке) и Waffen SS (9-ю и 10-ю танковую дивизии СС на востоке). Отдельные батальоны также получили пополнения. Кроме того, «Ягдпантеры» были и в составе дивизии «Великая Германия» и в 10-й танковой дивизии СС, сражавшейся в районе Насы Лужицкой с частями 2-ой армии войска польского.

Стоит отметить, что на 1 марта 1945 года в строю находилось 202 «Ягдпантеры».

Мнения противника о «Ягдпантере»:

«Новое 88 мм орудие и его носители», из Intelligence Bulletin, датированное январём 1945.

Фото из американской брошюры, показывающее схему бронирования Jagdpanther

:"…И последний носитель 88 мм орудия — «Panzerjäger Panther». Установив PaK 43 в хорошо бронированную рубку этого истребителя танков, немцы добились хорошей защиты экипажа. Шасси, взятое от танка Пантера, имеет очень неплохие характеристики. Пушка имеет небольшой угол обстрела, но подвеска Пантеры даёт возможность механику-водителю легко разворачивать САУ на месте, не совершая лишних движений вперёд-назад. В настоящее время считается, что Panzerjäger Panther используется немцами для поддержки пехоты. Немцы закапывают свои САУ позади своих боевых порядков на основных участках сопротивления, и ведут огонь с дальних дистанций прямой наводкой по целям, атакующим немецкие позиции. Великолепное бронирование также позволяет использовать САУ как штурмовое орудие и даже в ближнем бою против наших танков. Однако нехватка танков на фронте и бомбёжки производственных мощностей заставляют немцев воздержаться от ближнего боя и возможных при этом больших потерь, за исключением экстренных ситуаций на фронте. В настоящий момент в качестве средства усиления главных участков обороны, Panzerjäger Panther может показать себя серьёзным противником, особенно когда занимают подготовленные оборонительные рубежи (окопы)…."


Фотографии и рисунки


Jagdpanther в наше время

В настоящее время в мире осталось 10 САУ Panzerjager V Jagdpanther. Они выставлены в следующих музеях:

  • Германский танковый музей, Мюнстер, Германия. Машина позднего выпуска, в отличном состоянии, на ходу. Участвует в различных шоу.
  • Музей Wehrtechnische Studiensammlung в Кобленце, Германия. Машина III серии позднего выпуска, в отличном состоянии и на ходу.
  • Фонд SDKFZ Foundation. САУ III серии, собранная из двух разбитых Ягдпантер в 2000 г. Аппарат на ходу и принял участие в Tankfest 2006.
  • Танковый музей в Бовингтоне, графство Дорсет, Великобритания. Машина III серии, позднего выпуска. Выпущена фирмой MNH и имеет заводской номер № 300301.
  • Имперский Военный музей, Лондон, Великобритания. Машина I выпуска в командирском исполнении. САУ была сильно повреждена во время боя, получив несколько попаданий с правого борта в районе моторного отделения и рубки. До 1969 г. машина находилась в Шривенгеме, позднее её хранили в Военном музее Дафксфорда. В 80-е годы машина была полностью отреставрирована и препарирована (сделали вырезы в левом борту рубки). Ягдпантера принадлежала 559-му батальону и была захвачена союзниками на севере Германии на окраине Гифхорна 16 апреля 1945 г. Серийный номер машины № 300054.
  • Музей НИИБТ в г. Кубинка, Россия. Машина относится к третьему, позднему выпуску. Ходят слухи, что она достаточно комплектна, и её могут поставить на ход.
  • Музей бронетехники, Самюр, Франция. Представлена машина I серии, выпуска февраля 1944 г. фирмы MIAG. Экземпляр в очень хорошем состоянии.
  • Музей Автотехники, Зинсхайм, Германия. Машина III серии, позднего выпуска со следами огневого поражения.
  • Танковый музей в г. Тюн, Швейцария. Машина III серии позднего выпуска, оборудована новодельным смотровым прибором мех-вода.
  • Музей Вооружений Соединённых Штатов, Абердин, США. Машина III серии позднего выпуска, выставлена под открытым небом. Краска выцвела, облупилась. Самоходка изрядно поржавела.


Источники информации

  • Walther J.Spielberger, Hilary L. Doyle & Thomas L. Jetnz «Heavy Jagdpanzer: Development, Production, Operations» // Schiffer Military History, Atglen, PA. ISBN 978-0-7643-2625-7