Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

СУ-5/История в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

СУ-5/История

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
вопрос к игрокам WoT alexnasledskov Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 17:31
Мущина, ты уже купил новую шубу своей девушке или ... devas Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:51
поцоны а как вы относетесь к ракам стримерам wot? ... тттьтиьтиьтьитьтьт Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-05 16:56
смотрел советский фильм про войну Там немецкие тан... daikazo Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-05 16:21
Програма на Python на множества w_TEST Вопросы по программированию на Python 2 2016-12-05 12:11
Вопрос про World of Tanks (про сервера) никитабомбочка Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-05 10:57
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск
Основная статья: СУ-5
SY-5_main.jpg

Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию «малого триплекса» для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой. Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии.

За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им. Кирова (№ 185) под руководством С. А. Гинзбурга и П. Н. Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.

В качестве базового шасси был выбран легкий танк T-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан. Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель T-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше было вырезано отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.

Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке T-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса.

Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1, СУ-5-2 и СУ-5-3.

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 — она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный — от −5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов. Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято «округление» до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.

На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы «тройка» имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от −0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимый боекомплект отсутствовал вовсе.

На совместных заводских испытаниях, проведенных в период с 1 октября по 29 декабря 1935 года, самоходное орудие СУ-5-1 прошло 296 км, СУ-5-2 — 206 км и СУ-5-3 — 189 км. Далее, на артиллерийском полигоне, первый и второй вариант триплекса сделали по 50 выстрелов, «мортирная» самоходка — всего 23.

После завершения испытательного цикла СУ-5-3 была 1 ноября доставлена в Москву для участия в параде в честь 18-летия Октябрьской революции. В то же время, в отчете об испытаниях, были изложены следующие выводы:

« Самоходные установки обладают тактической подвижностью, позволяющей им передвигаться по дорогам и вне дорог. Переход в боевое положение для 76- и 122-мм СУ-5 – немедленно, для 152-мм машины – 2-3- минуты (необходимо ведение стрельбы с упором).

Недостатки: мала прочность кронштейна, связывающего люльку с цапфовой обоймой, слабы бандажи опорных колёс. Все выявленные дефекты принципиального значения не имеют и вполне устранимы.

»

Тем не менее, для серийной постройки была выбрана только СУ-5-2. Что касается остальных машин, то их судьба решилась следующим образом. В вопросе по 76,2-мм самоходке большее предпочтение отдали АТ-1 с пушкой ПС-3 конструкции Сячинтова. Эта артсистема обладала большей мощностью и могла эффективно бороться не только с пехотой и полевыми укреплениями, но и с танками противника, что тоже было немаловажно. В добавок, АТ-1 имел лучшее бронирование боевого отделения при сохраненной компоновке танка T-26.

С установкой СУ-5-3 всё было намного проще — для налаживания серийного производства просто не нашлось нужного количества 152,4-мм мортир типа НМ. Кроме того, шасси от Т-26 всё-таки посчитали слабоватым для столь тяжелой артсистемы. Первые 10 изготовленных САУ СУ-5-2 были сданы заказчику к лету 1936 года. Машины с серийными номерами № 003-Г и № 008-Г сразу же отправили для проведения войсковых испытаний стрельбой и пробегом в 7-й механизированный корпус Киевского ВО. Испытательный цикл, целью которого была проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии выпущенных заводом № 185, проходил в период с 25 июня по 20 июля 1936 г. В отчете об испытаниях было записано следующее:

« Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50'. Испытания пробегом (маршрут Петергоф - Луга): № 003 - 988,8 км, № 008 - 1014 км. Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч, по проселку – 18-20 км/ч, запас хода по шоссе - 225 км, по местности -130 км. Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным. СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод - 1 м, спуск по косогору - 36°.

Заключение: 1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала; 2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе; 3. При внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки.

»

В ходе испытаний была уточнена и тактико-техническая характеристика СУ-5-2. Масса машины составляла 10 тонн, что приводило к перегрузке и быстрому перегреву двигателя. Угол горизонтального обстрела из 122-мм гаубицы равнялся 28-30°, угол возвышения +60°, склонения 0°. Возимый боекомплект состоял из 4 снарядов и 6 зарядов. Высота линии огня — 1880 мм, скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту. Время перехода из походного положения в боевое — 25-30 с. Вместе с тем, боекомплект был увеличен до 6 выстрелов с гильзами.

Несмотря на столь положительные качества дальнейшая судьба СУ-5-2 оказалась достаточно скромной. Следующая партия из 20 самоходок отличалась увеличенным боекомплектом (8 выстрелов), немного сдвинутой выхлопной трубой и дополнительным вентиляционным лючком над местом механика-водителя. Некоторые машины получили частично откидную бронезащиту экипажа из 6-мм бортовых бронелистов. Чтобы снизить нагрузку на ходовую часть подвеску усилили за счет увеличения толщины коренных рессор на 1-1,3 мм. Этот шаг ощутимых результатов не дал, так как для более тяжелой СУ-5-2 требовалась подвеска нового типа. В добавок, самоходка так и не получила более мощный двигатель.

В первом полугодии 1937 года предполагалось выпустить улучшенный вариант СУ-5-2, по результатам испытаний которой можно было доработать серийные машины, однако жизнь распорядилась совершенно иначе. После ареста Сячинтова и многих других конструкторов тема самоходной артиллерии отошла на второй план, а машины и артсистемы, созданные под их руководством, попали в категорию «вредительских». Тем не менее, самоходные установки СУ-5-2, в отличии от орудий ПС-3, не были сняты с эксплуатации.

О боевом применении СУ-5-2 сведений сохранилось совсем немного. Самоходные установки поступали на вооружение мехкорпусов и отдельных мотобригад в штучном количестве и скорее служили в качестве дополнения для полевой артиллерии. К 1 января 1938 года СУ-5-2 находились в составе следующих соединений: по четыре машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа и в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, по две машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и в 7-м мехкорпусе, пять во 2-й и шесть в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) и одна в ремонте на заводе № 174.

Впервые СУ-5-2 приняли участие в боях с японскими войсками в районе озера Хасан. САУ действовали в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА в районе высот Заозерная и Безымянная. Несмотря на небольшое количество 122-мм самоходки хорошо проявили себя в боях и были высоко оценены в качестве средств огневой поддержки пехоты и танков. Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

« …2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков...

3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда.

»

Следующим местом боевого использования СУ-5-2 стала Польша, на территорию которой советские войска вошли 17 сентября 1939 года. В ходе «освободительного похода» батарея СУ-5-2 из состава 32-й танковой бригады прошла 350 км марш ни разу не вступив в боевое столкновение с противником. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.

В последний предвоенный год СУ-5-2 практически не эксплуатировались, мирно доживая свой короткий век. Тем не менее, на 1 июня 1941 года в составе РККА всё ещё оставалось 28 САУ этого типа (11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском и 8 в Западном ОВО), из которых исправными считались только 16. Что-либо сказать об их боевом применении весьма сложно. Точно известна судьба только двух машин, входивших в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. В «Акте о потерянных боевых машинах», составленном в июле 1941 года, указывалось следующее:

« T-26 СУ-5 – 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна. »

Остальные 15 машин, по всей видимости, участие в боях принять также не успели в виду технических неисправностей. Впрочем, на одной из немецких трофейных фотографий запечатлена именно CУ-5-2, выведенная из строя на марше. Была ли она уничтожена собственным экипажем или разбита авиаицей противника так и остаётся неизвестным. До настоящего времени ни одного самоходного орудия СУ-5-2 не сохранилось.

Фотографии и рисунки