Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Ten-Go в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Ten-Go

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Файлы игры =NATURAL= Вопросы по модам World of Tanks 0 2016-12-09 08:38
Методы войны-это не бесчисленное множество самолет... вова Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-09 08:36
Почему когда русские ученые изучают квантовую теле... BlakSter19 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-09 08:11
россия никогда ничего не создавала кроме оружия и ... Jove Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-09 08:01
Если я спрошу друга - ты танкист - он обругает мен... Санжар Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-09 07:31
Посоветуйте какую видюху купить для World of Tanks... mega689011 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-09 04:46
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
Операция Тэн-Го
Yamato_(1940).jpg
ТВД Тихоокеанская война, Рюкюско-Бонинская операция
Дата 6 апреля 1945 г.
Противники
Япония_флаг.png
Япония
США_флаг.png
США
Командующие силами сторон
Япония Сэйити Ито †,
Япония Keizō Komura,
Япония Kosaku Aruga †
Соединённые Штаты Америки Марк Митшер,
Соединённые Штаты Америки Joseph J. Clark,
Соединённые Штаты Америки Frederick C.
Силы сторон
1 линкор,
1 легкий крейсер,
8 эсминцев,
115 самолетов (в основном камикадзе)
11 авианосцев,
386 самолетов,
6 линкоров,
11 крейсеров,
30+ эсминцев
Потери
1 линкор,
1 легкий крейсер,
4 эсминца,
1 эсминец слегка поврежден,
3700-4250 человек погибло,
камикадзе: 100 самолетов,
100+погибло
10 самолетов,
12 человек,
в атаках камикадзе:
85 погибло и пропало безвести,
122 ранено,
1 авианосец слегка поврежден,
1 линкор слегка поврежден,
1 эсминец серьезно поврежден.


Yamato40.jpg
Операция Тэн-Го. Уничтожение линкора Ямато. Ямато взорвался с одним из самых мощных взрывов доатомной эры, эквивалентный примерно 500 т. взрывчатки. Пламя взметнулось на 2 км, грибообразный столб дыма — на 6 км.

Операция Тэн-Го (Operation Ten-Go)

Операция Тэн-Го (яп. кюдзитай 天號作戰, синдзитай 天号作戦 Тэн-го: сакусэн), более известная в русскоязычной литературе как Последний поход «Ямато», — японская морская операция во время Второй мировой войны, часть войны на Тихом океане, состоялась 6-7 апреля 1945 года. Представляла собой самоубийственный выход небольшой эскадры во главе с самым большим линкором в мире — «Ямато». Цель операции — уничтожение совместно с боевыми вылетами камикадзе американских сил, производящих высадку на Окинаве. Предполагалось отвлечение палубной авиации американцев на соединение «Ямато», в то время как камикадзе беспрепятственно проводили бы атаки. В случае успешного прорыва эскадры к плацдарму предполагалось затопить «Ямато» на отмели и использовать в дальнейшем как плавучую батарею, поскольку топлива, выделенного на проведение операции, хватало только на путь в один конец.

Реализация операции «Тэн-го»

После участия в конце октября 1944 года в самом большом сражении второй мировой войны на море - битвы в заливе Лейте, где он получил лишь незначительные повреждения, "Ямато" базировался в Японии (с 23 ноября 1944 года), откуда и вышел в свой последний поход в апреле 1945 года. Планом защиты непосредственных подступов к японским островам предусматривалось и использование линкора, который к этому времени обречено стоял у самого большого внешнего буя-26 на базе в Куре. Он должен был принять участие в операции "Тен-ичиго" ("Небеса-1") - защита о. Рюкю от вторжения. Задача соединения, в состав которого вошли "Ямато"", крейсер "Яхаги" и восемь эсминцев, в том числе два специальных эсминца ПВО типа "Акитсуки" (в это время имелись и другие боеспособные корабли, но для них не было топлива), находилась на тонкой грани между боевой операцией и действием в духе "камикадзе". Соединение должно было отразить все атаки американской авиации и достичь места высадки американского десанта на о. Окинава (1 апреля на него вторглись американские войска). Командование смогло выделить для этой операции только 2500 тонн топлива (и того найденного с превеликим трудом). Поэтому в случае, если бы возвращение было сочтено затруднительным, линкору было приказано выброситься на берег острова и поддерживать войска огнем своих орудий. В общем, подобная операция могла быть продиктована только отчаяньем. Но японцы не были бы японцами, если бы не сделали этой самоубийственной попытки.

Главнокомандующий Объединенным флотом адмирал Тоеда считал, что у операции нет и 50% шансов на успех, но полагал, что если ее не проводить, то корабли больше вообще не удастся использовать. Еще более скептически относился к своей задаче вице-адмирал Сейнчи Ито, назначенный командующим соединения. Его аргументы против самоубийственного похода были весьма весомыми: отсутствие истребительного прикрытия, более чем значительное превосходство американцев в надводных кораблях, не говоря уже об авиации, запоздание с самой операцией - высадка основных сил американского десанта была уже завершена. Но все соображения отправляемого на верную гибель адмирала были отвергнуты.

Дело было в том, что самый мощный корабль японского флота был выбран в качестве приманки. Чтобы максимально продлить его "последний путь", ему был придан эскорт из девяти кораблей. Все они должны были послужить прикрытием операции "Кикусуй" - массированной атаки самолетов-камикадзе на американские корабли в месте высадки десанта. Именно с этой операцией связывались надежды японского командования.

Еще 29 марта, в 15 часов, "Ямато" вышел из Куре, прошел Хиросимским проливом и провел упражнения в маневрировании и проверку своего радарного оборудования. Особое внимание было уделено резким маневрам и поворотам - типичным уклоняющим элементом от атак торпедоносцев. Вечером того же дня линкор вновь стал на якорь у острова Митадзири.

В последующие дни над линкором обязательно показывались один-два американских дальних разведчика - самолеты типа "В-29". 3 апреля, после того как один из них сбросил бомбу, разорвавшуюся невдалеке от корабля, следующая небольшая группа самолетов была встречена сильным зенитным огнем. Один самолет был сбит, но удача оказалась трагической: сбитым оказался японский истребитель "Шиден", которого спутали с американским "Хэлкетом".

4 апреля состав будущего эскорта "Ямато" уменьшился на один корабль. Эсминец "Хибики" наткнулся на плавающую мину вблизи базы и вышел из строя (были повреждены котлы). Он был отбуксирован эсминцем "Хатыушимо", но участвовать в операции уже не мог (после войны "Хибики" был передан СССР в числе трофеев).

На следующий день "Ямато" вновь вышел в море для практических упражнений. На этот раз проводилось учебное определение дистанции до цели при помощи радара, которому японцы все еще не очень-то доверяли. Цель изображал щит из металла, буксируемый крейсером "Яхаги". Наконец в 15 часов был получен окончательный приказ на выход. В 17.30 на берег были отправлены все кадеты, проходившие на корабле практику, и больные. Все дерево было выброшено за борт или сдано на берег, поэтому команде и офицерам пришлось провести вечернее время, распивая выданное к походу сакэ сидя на корточках - ни столов, ни стульев на корабле не осталось.

Назначенные к походу корабли остаток дня и следующее утро принимали топливо, что конечно могли легко заметить два "В-29", пролетавших в это время над соединением. 6 апреля 1945 года в 15.20 "Ямато", приняв топливо (по некоторым сведениям 90%-ный запас, что противоречит общему количеству выделенного для операции горючего) и полный боекомплект, вышел в составе 1-го диверсионного соединения из внутреннего моря в открытый океан, чтобы на рассвете 8-го атаковать американские силы у о. Окинава. Эскорт составляли корабли 2-ой эскадры - легкий крейсер "Яхаги" и восемь эсминцев под общим командованием контр-адмирала Комуры. На скорости 12 узлов соединение миновало пролив Бунго после чего противолодочное охранение - три эскортных миноносца "Ханазуки", "Кая" и "Маки" повернули назад, так как для дальнейшего пути им не хватало топлива.

Ход сражения

Настроение на корабле было приподнятым и обреченным. В 18 часов команда одела чистые одежды; было прочитано обращение командующего Объединенным флотом, встреченное троекратным "Банзай". Дальнейшая судьба японских моряков уже находилась в руках противника.

Американцы своего шанса не упустили. Уже через 01.40 после выхода соединение было обнаружено американскими подводными лодками "Тредфин" и "Хаклебак", а утром 7-го и разведгруппой 58-го ударного авианосного соединения. Ночью японцы держались в ордере ПЛО ("Ямато" в центре, по кольцу от него на расстоянии 2500 метров - эсминцы, "Яхаги" - на кормовых КУ). Одновременно велся непрерывный радарный поиск лодок в позиционном положении, однако обе американские лодки были обнаружены гидролокаторами, давшими два четких контакта. С этого момента судьба японской операции была решена.

Вначале американцы решили пропустить соединение подальше к югу и лишь затем атаковать его. С 09.15 группа из 16 американских истребителей осуществляла постоянное слежение за обреченным соединением. Американцы были настолько уверены в победе, что передавали сообщения о положении и составе соединения открытым текстом. Эти сообщения были перехвачены, что отнюдь не прибавило боевого духа на мостике "Ямато". С его катапульты был выпущен последний оставшийся на борту гидросамолет типа "О" (прочие пять были оставлены на базе), поскольку иного шанса уцелеть у него не было, ни на корабле, ни в воздухе. Впереди по курсу соединения вели разведку 20 базовых самолетов с авиабазы Канойя, но связи с соединением они не имели. Встретившись в полете с американским воздушным патрулем они потеряли свыше половины своего состава и вернулись на базу, не принеся никакой практической пользы соединению. В обеспечении действий соединения "Тен-Ичиго" принял участие и единственный сын адмирала Ито. Он благополучно прибыл из полета, но десять дней спустя погиб при выполнении операции "Кикусуй".

Японцы перестроились в кольцевой ордер ПВО с крейсером во главе, поставив почему-то самые сильные в зенитном отношении эсминцы "Фуютсуки" и "Сузутсуки" на кормовых КУ, хотя было бы естественным иметь их с носа для отражения огнем атак торпедоносцев. Расстояние между кораблями в ордере составляло около 1500 метров, скорость 20 узлов, зигзаг выполнялся через каждые 5 минут. Эсминец "Асашимо" отстал от ордера из-за неисправности машин и в дальнейшем пропал без вести со всем экипажем, очевидно, получив смертельные повреждения от атаковавших его самолетов. В 11.15 японское соединение повернуло на юго-восток. Американцы подумали, что оно может и не идти к Окинаве и не желая упускать такую лакомую цель, начали атаки. Первые ударные самолеты с авианосцев 58-го соединения, находившегося в это время примерно в 300 милях от противника, начали взлет еще в 10 часов. Они входили в состав ударной авиагруппы, организованной для уничтожения японских кораблей и состоящей из 280 самолетов, из них 98 торпедоносцев "Авенджер". Фактически в атаке участвовало 227 самолетов, поскольку 53 из числа вылетевших "заблудились" и не нашли цель. Кроме того, еще 106 самолетов вылетели для нанесения удара, но опоздали принять участие в бою.

Погодные условия были средними - высота облачности около 1000 метров, скорость ветра 20 узлов. Чуть раньше полудня с наблюдательного пункта на Амамиосима на "Ямато" поступила радиограмма: "250 авианосных самолетов - курсом на север". В 12.20 на экранах радара линкора появились три больших сигнала, свидетельствовавших о появлении трех больших групп самолетов. Все корабли соединения были немедленно оповещены об этом, скорость соедине-ния увеличилась до 25 узлов с поворотом на курс 100 градусов.

Через 12 минут с ""Ямато" обнаружили первые американские самолеты уже невооруженным глазом. Это были два истребителя первой волны, летевшие на высоте около 1000 метров.

По американским данным первая атака началась в 12.20 (по японским на 12 минут позже). В ней участвовало 150 самолетов. Соединение в это время держало ход 24 узла и вело зенитный огонь из всех стволов, включая 18-дюймовки "Ямато". Первые атаки были направлены против головного крейсера ""Яхаги"i" и эсминца "Хамаказе", мгновенно затонувшего после попадания торпеды. В "Ямато" попало три-четыре бомбы: первые взорвались при ударе о верхнюю палубу (район 150 шпангоута ПБ), уничтожив 127-мм. установку и несколько зенитных автоматов и сделав в палубе две пробоины диаметром около 7 метров. Две другие бомбы упали перед кормовой башней СК, пробили легко бронированную в этом месте верхнюю палубу и вызвали пожар, погасить который так и не удалось. Сама башня, а также пост управления огнем СК и директор вышли из строя. По японским данным в 12.41 в линкор попали еще две бомбы по 227 кг. - вблизи грот-мачты, которые в дополнение к уже описанным повреждениям уничтожили РЛС типа "13". Одна из бомб буквально расщепила верхнюю часть помещения операторов радара, имевшего форму куба со стороной около 3 метров и защищенного со всех сторон стальными стенками. В это же время по данным японцев в "Ямато" попали еще три-четыре торпеды, хотя только два попадания выглядят достоверными - оба в ЛБ, в район шпангоутов 125 и 150. Менее достоверно попадание в район 190 шпангоута. Повреждения от торпед привели к значительным затоплениям, особенно во внешнем машинном отделении ЛБ. Появился крен в 5-6 градусов на ЛБ. Контрзатоплениями крен был уменьшен до 1 градуса. По японским сообщениям в 12.45 торпеда попала также в носовую часть ЛБ. Американские потери в первой волне составили два пикирующих бомбардировщика "Хэлдивер".

Вторая атака началась почти сразу же за первой, в 13 часов (по японским данным в 12.02). Скорость линкора в это время была 22 узла. Американские самолеты, попав под сосредоточенный зенитный огонь, применили весьма эффективную тактику. Заходя строго с носа "Ямато" и переходя в пологое пикирование они стреляли из бортового оружия, стараясь эигзагировать и не оставаться на одном курсе. Японские офицеры считали, что если бы они оставались на прямом курсе столь же долго, как и японские самолеты, то потери американцев были бы очень большими. Но при такой тактике угловые перемещения воздушных целей были столь стремительны, что японские зенитные установки просто не поспевали за ними (следует вспомнить недостаточные их скорости вертикальной и особенно горизонтальной наводки). Кроме того, японские наводчики были просто подавлены количеством самолетов противника, что безусловно сказалось на их действиях - этого не отрицают оставшиеся в живых участники последнего боя "Ямато".

Участвовавшие в атаке примерно 50 самолетов не добились бомбовых попаданий, но атаковавшие линкор два десятка торпедоносцев добились четырех (возможно пяти) попаданий. Из них 1 в ПБ и 3 в ЛБ. Попадания в ЛБ привели к затоплению КО-8 и -12, внешнего машинного отсека и отсека гидромеханизмов. Попаданием в ПБ (125 шпангоут) было затоплено КО-7. Корабль получил крен на ЛБ в 15-16 градусов, его скорость снизилась до 18 узлов. Контрзатоплением крен уменьшили до 5 градусов, а поступление воды вскоре взяли под контроль.

По японским данным в 13.37 в линкор попали три торпеды в районе миделя ЛБ. Была повреждена вспомогательная рулевая машина. Линкор сбил один торпедоносец. В 13.44 в то же место попали еще две торпеды, вызвав повреждение электрооборудования, отчего часть артиллерии вышла из строя. Положение корабля еще не стало критическим, но резервы живучести и остойчивости были на грани исчерпания. Видимо, шесть-семь торпед были тем пределом, который могли вынести корабли типа "Ямато", все еще оставаясь в строю.

В 13.45 началась последняя атака, в ходе которой в корабль попало по меньшей мере четыре торпеды: одна - в ПБ в районе 150 шпангоута, две или три - в ЛБ (достоверны в районы 135 и 154 шпангоутов, менее достоверно - в район 164 шпангоута). По японским данным в 14.02 в линкор попали три бомбы (в среднюю часть с ЛБ) и было несколько очень близких разрывов. Два пикирующих бомбардировщика были сбиты огнем с линкора. Бомбы разрушили или вывели из строя практически все зенитные средства корабля в его средней части. По свидетельству очевидцев одна из строенных 25-мм. установок с размерами примерно 3x3x3 метра взлетела в воздух на 25 метров и упала обратно на палубу. В 14.07 последовало попадание торпеды в район миделя ПБ, а в 14.02 еще одно, также в район миделя, но уже с ЛБ. Сразу последовало еще одно попадание - в корму с Л Б. Скорость упала до 12 узлов, крен на сильно поврежденный ЛБ вновь увеличился до 6 градусов. В 14.17 в среднюю часть корабля с ЛБ вновь попала торпеда. На линкоре в это время работал только один гребной вал, а вскоре были затоплены и оставлены персоналом все котельные отделения. Корабль сразу же потерял ход. Крен на ЛБ достиг 15-16 градусов.

Значительные потери в личном составе и выход из строя центрального поста борьбы за живучесть лишили команду возможности вести борьбу за непотопляемость линкора. Приказания командира корабля о затоплении правых МО и КО, которое могло бы дать наибольший эффект для спрямления корабля (по объему и центру тяжести воды в затопленных помещениях) уже не могло быть выполнено. Крен увеличился до 15, а затем до 17 градусов. Скорость все еще не падала ниже 12 узлов. Линкор прикрывали эсминцы "Фуютсуки" с ПБ и "Юкиказе" с ЛБ. Только эти два корабля выполнили свою задачу до конца, имея достаточную скорость и избежав серьезных повреждений. Наступила небольшая передышка - первая после появления второй волны атакующих. Корабль находился в очень тяжелом состоянии: ни одно орудие противоминного и 127-мм. зенитного калибров не могло стрелять, так же как и большинство зенитных автоматов. Был перебит весь медицинский персонал. Вскоре американские самолеты вновь появились над кораблем. К этому времени крен достиг 26 градусов. Вышли из строя все средства внешней и внутренней связи, а также рулевое устройство. Башнеобразная надстройка была изрешечена пулеметным огнем с американских самолетов: потери персонала в надстройке были очень большими. В центре всего этого ада на стуле продолжал безмолвно сидеть командующий соединением адмирал Ито. Он не произнес ни слова с момента начала атаки, предоставив действовать командиру корабля. Возможно, он хотел выразить таким образом свое отношение к этому безнадежному делу, против которого всячески сопротивлялся и которое был вынужден выполнять. Крен продолжал увеличиваться и была отдана команда оставить корабль.

Когда линкор лег на борт с креном около 80 градусов раздался чудовищной силы взрыв, который был слышен на много миль вокруг. Отблеск этого взрыва слышали и видели на кораблях американского соединения и находившемся в нескольких десятках миль от места трагедии острове Кагосима. Столб дыма поднялся над кораблем на высоту 6 км. и по виду напоминал "ядерный гриб". Пламя взрыва поднялось на 2 км. Причина взрыва несомненна - только взрыв боепогребов ГК (примерно 500 тонн взрывчатки) мог произвести подобный эффект, но вот что вызвало взрыв неизвестно. Некоторые американские специалисты считают, что взрыв произошел из-за попадания бронебойной бомбы в башню СК и через нее в главные погреба. Но уцелевшие офицеры "Yamato", собравшиеся после спасения для обсуждения придерживаются иного мнения. Они считают, что когда крен достиг 90 гра-дусов, снаряды стали соскальзывать со стеллажей и у одного из них сработал головной взрыватель, вызвав общую детонацию боезапаса. Против обоих версий есть серьезные возражения. При столь сильном крене корабля в момент взрыва практически невозможно вообразить траекторию бомбы, проходящую через крышу или любую другую часть башни вспомогательного калибра и попадающей непосредственно в погреба боезапаса. Есть изъян и у другой версии, которая в целом представляется наиболее вероятной. Из существовавших у японцев снарядов головной взрыватель имел только так называемый "зенитный снаряд общего назначения" (AA-COMMON), но он не мог дать настолько сильного взрыва, чтобы вызвать детонацию.

Потери и итоги

Операция Ten-Go была последней большой операцией японского флота во ВМВ. Оставшиеся японские корабли практически не участвовали в сражениях.

Взрыв привел к ужасным потерям в экипаже "Ямато": из всего экипажа погибли 2498 человек, включая командующего соединением и командира корабля. Всего же в сражении кроме линкора погибли крейсер и четыре эсминца, на которых погибло или утонуло 3665 человек. В своем последнем бою "Ямато" сбил пять и повредил двадцать самолетов, а всего соединением уничтожено десять самолетов: четыре пикирующих бомбардировщика, три торпедоносца и три истребителя "Хэлкат" и "Корсар" - не слишком дорогая цена за потопленный сверхлинкор и корабли эскорта. Всего в ""Ямато" попало около десяти стандартных авиационных торпед с 270 кг. "торпекса" (что эквивалентно 400 кг. ТНТ) и тринадцать авиабомб по 250 кг. Операция "Кикусуй", для которой выход соединения "Тэн-Го" служил отвлечением также потерпела неудачу. В ней приняли участие всего 114 самолетов вместо планировавшихся 600. Ими были повреждены авианосец, старый линкор и эсминец.

Окинава пала 21 января 1945 года после интенсивной битвы, унесшей многие жизни солдат. Япония сдалась в августе 1945 года после двух атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Япония использовала самоубийственные тактики типа операции Ten-Go в битве за Окинаву, где она теряла тысячи солдат. Оказались фактором по которому было принято решение применить ядерные бомбы в войне.

В современном мире история о Ямато очень популярно в Японии. История обычно рассказывающая о японских моряках безгранично преданных своей родине смелых, самоотверженных, гибнущих в бесполезной попытках защитить свою родину. Возможно, одной причиной того, что история о Ямато так важна в современной Японии, является тот факт, что имя Ямато часто используется в поэзии. В заключение можно сказать, что история Ямато явилась концом для Японской Империи.


Ссылки

Интернет-источники

http://en.wikipedia.org/wiki/Operation_Ten-Go
https://ru.wikipedia.org/wiki/Последний_поход_«Ямато»
http://www.warfleet.ru/yamato.html

Литература

Сборник "Линейный корабль "Ямато" под редакцией Печукониса Н.Н. Санкт-Петербург, 1994 г.