Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

Wespe/История в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

Wespe/История

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Вывезет ли этот комп танки? danil0512 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 06:41
Ну возмил я в поти с испаинии вино в баласстных та... iliada Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 05:01
какой танк в WOT на ваш взгляд лучший... и почему?... dev Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 03:36
Я татарин. Влюбился в девушку лачку (дагестанку). ... Спиридон Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-08 06:07
а что так мало насчитал украинский президент русск... MarshallMathersqq Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 00:21
Продажа золота за 50% evic Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 23:29
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск
Основная статья: Wespe
Прототип «Wespe»

Веспе (нем. Wespe — «оса») — лёгкая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны. Изготавливалась на базе шасси снятого с вооружения легкого танка Т-II Ausf F. Производство располагалась на различных предприятиях, преимущественно в Польше. Серийно выпускалась с февраля 1943 года до середины 1944 года, всего выпущено 662 машины и 158 транспортёров боеприпасов на её базе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 124. Основным вооружением машины была широко распространённая в немецкой артиллерии 105-мм гаубица leFH18. В классе лёгких самоходных гаубиц признана одной из удачнейших САУ своего времени, главным образом, благодаря компактности, хорошей подвижности и отличной баллистике орудия. Однако по огневой мощи уступала основным противникам: советской СУ-122 и американской M7 Priest, превосходя только британские Bishop и Sexton.

История создания

«Wespe» из дивизии СС «Totenkopf». Район Ковеля, март-апрель 1944 года.

Самоходная гаубица создана на базе устаревшего легкого танка Т-II и предназначалась для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск. В ходе создания самоходной гаубицы базовое шасси было перекомпоновано: двигатель был перенесен вперед, для водителя была смонтирована невысокая рубка в передней части корпуса. Длинна корпуса была увеличена. Над средней и задней частями шасси была установлена просторная бронированная боевая рубка, в которой на станке устанавливалась качающаяся часть модифицированной 105-мм полевой гаубицы "18". Вес осколочно-фугасного снаряда этой гаубицы составлял 14,8 кг, дальность стрельбы равнялась 12,3 км. Установленная в рубке гаубица имела угол горизонтальной наводки 34 градуса, а вертикальной - 42 градуса. Бронирование самоходной гаубицы было сравнительно легким: лоб корпуса - 30-мм, борт - 15-мм, боевая рубка - 15-20-мм. В целом, несмотря на сравнительно большую высоту, самоходная установка была примером целесообразного использования шасси устаревших танков. Она производилась серийно в 1943 и 1944 годах, всего было выпущено более 700 машин.

Демонтаж качающейся части 105-мм орудия «Wespe». Хорошо виден откидывающийся кормовой лист рубки.

Части немецкой самоходной артиллерии получали технику нескольких типов. Основу парка составляли самоходные орудия «Wespe» вооруженные средней по мощи 105-мм гаубицей LeFH 18, самоходные орудия «Hummel», вооруженные тяжелой 150-мм гаубицей, и тяжелые САУ StPz I и Grille, также вооруженные 150 мм гаубицей. К началу Второй Мировой войны немецкая армия не располагала самоходной артиллерией. Бои в Польше и особенно во Франции показали, что артиллерия не может успеть вслед за мобильными танковыми и моторизованными частями. Непосредственная артиллерийская поддержка танковых частей возлагалась на батареи штурмовой артиллерии, а вот для артиллерийской поддержки с закрытых позиций пришлось формировать части самоходной артиллерии. Каждая танковая дивизия образца 1939 года располагала моторизованным полком легкой артиллерии, насчитывавшим 24 легкие полевые гаубицы 10,5 cm leFH 18/36 калибра 105-мм, буксируемые полугусеничными тягачами. В мае-июне 1940 года, некоторые танковые дивизии располагали двумя дивизионами 105-мм гаубиц и одним дивизионом 100-мм пушек. Однако большинство старых танковых дивизий (в том числе 3-я и 4-я дивизии) насчитывали в своем составе только два дивизиона 105-мм гаубиц. В ходе французской кампании некоторые танковые дивизии были усилены ротами самоходных 150-мм пехотных гаубиц. Однако это было лишь временным разрешением существовавшей проблемы. С новой силой вопрос артиллерийской поддержки танковых дивизий встал летом 1941 года, после того, как Германия напала на Советский Союз. К тому времени немцы располагали большим количеством трофейных французских и английских танков, захваченных в 1940 году. Поэтому было решено переделать большинство трофейной бронетехники в самоходные орудия, вооруженные противотанковыми пушками и гаубицами крупного калибра. Первые машины, например 10,5 cm leFH 16 Fgst auf «Geschuetzwagen» Mk.Vl(e), были в значительной степени импровизированными конструкциями. Лишь в начале 1942 году немецкая промышленность приступила к выпуску собственных самоходных орудий, созданных на базе устаревшего к тому времени легкого танка PzKpfw II Sd.Kfz.121. Выпуск самоходных орудий 10,5 cm leFH 18/40 Fgst auf «Geschuetzwagen» PzKpfw II Sd.Kfz.124 «Wespe» организовали в «Fuehrers Befehl». В начале 1942 года фюрер приказал сконструировать и начать промышленный выпуск самоходного орудия на базе танка PzKpfw II. Прототип изготовили на заводах «Alkett» в Берлине-Борзигвальде. Прототип получил обозначение «Geraet 803». По сравнению с танком PzKpfw II самоходное орудие имело значительно переработанную конструкцию. Прежде всего двигатель перенесли из кормовой части корпуса в центр. Это делалось для того, чтобы освободить место для большого боевого отделения, требовавшегося для размещения 105-мм гаубицы, расчета и боекомплекта. Место механика-водителя несколько сдвинули вперед и разместили в левой части корпуса. Это объяснялось необходимостью разместить трансмиссию. Конфигурацию лобовой брони также изменили. Место механика-водителя обнесли вертикальными стенками, в то время как остальная броня располагалась наклонно под острым углом.

Боевое применение

«Wespe» на железнодорожной платформе одной из частей СС

Первые партии самоходных орудий «Wespe» попали в части вермахта и СС весной 1943 года. В бою орудия впервые использовались на Курской дуге. Главной задачей частей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения с противником эффективно бороться с танками. В литературе практически нигде не говорится об истории артиллерийских частей танковых дивизий. Это связано с тем, что роль артиллерии в действиях танковых дивизий часто недооценивалась, кроме того, артиллерия всегда рассматривалась немецким командованием как вспомогательный род войск. Части самоходной артиллерии часто несли потери. Защищенные тонкой броней, имеющие высокий силуэт самоходные орудия представляли собой отличную цель для пушек и танков противника."Meldung ueber der Stab schweren Waffen der Panzerdividione West von" 10.12.1944 сообщает следующую информацию о численности орудий «Wespe»: Во 2-й танковой дивизии было только 5 машин, в 116-й танковой дивизии — 3 машины, в 11-й танковой дивизии — 7 машин, а в 9-й танковой дивизии СС «Hohenstaufen» — 6 машин. Напомним, что штатное расписание предусматривало 12 самоходных орудий и 4 подвозчика боеприпасов. Таким образом, в действительности танковые дивизии имели едва ли половину от положенного числа самоходных орудий.


Фотографии и рисунки


Источники информации

  • T. L. Jentz. Artillerie Selbstfahrlafetten. 15 cm s.I.G.33 auf Pz.Kpfw.I (ohne Aufbau) to Karl-Geraet (54 cm). — Boyds, MD: Panzer Tracts, 2002. — 60с. — (Panzer Tracts № 10). — ISBN 0-97084-075-6
  • P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — Лондон: Arms and Armour Press, 1978. — 272с. — ISBN 0-85368-202-X