Форум геймеров и читеров 4cheaT

Лунин, Николай Александрович в World of Tanks (WoT)

Под навигацией
Поделиться с друзьями:

Лунин, Николай Александрович

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
World of Tanks или War Thunder Во что лучше играть... som Вопросы по игре World of Tanks 8 2017-09-25 20:55
Раздача аккаунтов World of Tanks waterworks13 Раздача аккаунтов World of Tanks 6 2017-09-25 06:00
продам аккаунт (чех 10 лвл) Jolly Roger Рынок World of Tanks 4 2017-09-25 20:45
Type 59 CYBEPEHHbIU Рынок World of Tanks 3 2017-09-24 20:53
Type 59 DDolphin Рынок World of Tanks 26 2017-09-24 23:18
Стоит ли продолжать Т-34 Smile_B_TaHKE Общение танкистов 4 2017-09-24 16:41
Точка упреждения ! Max_751 Читы World of Warships 0 2017-09-25 12:47
Операция Дюнкерк в World of Warships Salivan Общее про World of Warships 0 2017-09-17 09:44
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья является призёром акции «Альфа за статью».

Николай_Александрович_Лунин3.jpeg
Союз Советских Социалистических Республик Лунин Николай Александрович
Годы жизни 1907 — 1970
Место рождения Одесса, Российская империя
Гражданство Россия, СССР
Годы службы 1935 — 1962
Основные события
Вершина карьеры
  • Контр-адмирал
  • командир 22-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота
  • начальник 11-го отдела ВМФ СССР
  • Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950)
  • начальник Центральной научно-исследовательской лаборатории аварийно-спасательного дела
Награды
  • Звезда Героя Советского Союза (1942)
  • 2 ордена Ленина (1941, 1942)
  • 3 ордена Красного Знамени (1942, 1942, 1955)
  • орден Ушакова 2-й степени (1944)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1943)
  • орден Красной Звезды (1951)
  • орден Британской империи 4-й степени (1944)
  • медаль «За боевые заслуги» (1944)
  • медаль «За оборону Советского Заполярья»
  • именное оружие
Николай Александрович Лунин (1907 — 1970) — советский контр-адмирал, подводник, Герой Советского Союза. В годы Второй Мировой Войны командовал подводными лодками типа «Щука» и типа «Крейсеркая», затем соединением подводных лодок Северного Флота ВМФ СССР. Управляя крейсерской «К-21», 28 июня 1942 года, совершил торпедную атаку немецкого линкора «Tirpitz»(«Тирпиц»).

Общие сведения

Николай Александрович Лунин родился 21 августа 1907 года, в Одессе, рос в Мариуполе, служил на гражданском флоте, затем, после окончания школы комсостава подводников - в рядах ВМФ СССР. В годы Второй Мировой Войны командовал подводными лодками «Щ-421» (тип «Щука» Х серии) и «К-21» (тип «Крейсеркая»), управляя которыми уничтожил 17 кораблей противника (из архивов ВМФ СССР). После войны Германия официально подтвердила гибель двух транспортов, большего охотника и одного мотобота.

28 июня 1942 года, командуя «К-21» совершил торпедную атаку немецкого линкора «Tirpitz»(«Тирпиц») в составе эскадры, направляющейся на перехват союзного конвоя «PQ-17» (Операция «Ход конем»). Вскоре после атаки, эскадра прекратила поход и вернулась на базу. В послевоенные годы, эта атака стала предметом горячего обсуждения и споров военных историков и экспертов - попали ли торпеды «К-21» в цель, и что, именно, послужило причиной сворачивания операции эскадры «Тирпица».

После Второй Мировой Войны продолжал служить в рядах ВМФ СССР. Ушел в отставку в звании контр-адмирала. Герой Советского Союза, орденоносец. Умер 17 ноября 1970 года в Ленинграде (Санкт-Петербург).

Детство, начало карьеры

Родился в Одессе в семье моряка 21 августа 1907 года. Через 3 года семья переехала в Мариуполь, где и прошло детство и подростковые годы. В Мариуполе Лунин-старший устраивается работать на суда землечерпального каравана, занимавшегося очисткой канала в Мариупольском порту.

Жило семейство Луниных недалеко от Морвокзала, а учился маленький Коля в школе № 31 (тогда её называли "школой водников", так как обучались в ней, в основном - дети портовиков и моряков), которую он закончил в 1924м году. Его отец, к тому времени, служил боцманом на судах «Российского объединения пароходства и торговли» и когда мальчику исполнилось двенадцать, он уже был юнгой на торговом пароходе. В 1925 году Николай Лунин уезжает в Ростов-на-Дону учиться и поступает в «Морской политехникум водных путей сообщения» (ныне — «Ростовское мореходное училище имени Седова»), который заканчивает в 1929 году. Член ВКП(б)/КПСС с 1928 года.

В августе 1930 года Николая Лунина призывают в ряды РККА, где он проходит срочную службу шифровальщиком 8го отдела штаба Северо-Кавказского военного округа до ноября 1931 года. Демобилизовавшись, с 1931 года работает деканом Одесского института инженеров водного транспорта, вскоре переходит на учебное парусное судно «Вега» вторым помощником, становится старпомом, затем его капитаном. В 1933 году Лунин переходит на нефтевоз «Совтанкера» в качестве штурмана, а к 1935 году он уже его капитан.

В рядах ВМФ

В 1935 году Николая Александровича Лунина по партийному спецнабору призывают в ряды Военно-морского флота — где в 1937 году он оканчивает "командные классы" Учебного отряда подводного плаванья им. Кирова. По окончанию курсов Лунина назначают помощником командира подводной лодки «Щ-314» Краснознамённого Балтийского флота, где он служит по март 1938 года, пока не получает назначение на должность командира подводной лодки «Щ-404» Северного флота.

В октябре 1938 года, Лунин попадает под репрессии — его арестовывают и после непродолжительного процесса осуждают. Но, через год, его реабилитируют и с присвоением воинского звания капитан-лейтенант, восстанавливают в рядах ВМФ и направляют в распоряжение командующего Северного флота, где Лунин ожидает назначения до апреля 1940 года.

Командуя «Щ-421»

Экипаж «Щ-421»

В апреле 1940 года Н. А. Лунин, в звании капитана третьего ранга, принимает под своё командование подводную лодку «Щ-421». «Щука» была из первой серии, ранее она входила в состав Краснознаменного Балтийского флота как «Щ-313», но с 21 июня 1939 года была передана в состав Северного флота, переименована в «Щ-421» и участвовала в Финской войне под командованием П.И. Егорова. К концу 1940 года «Щ-421» прошла полный курс боевой подготовки, а за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны принимала участие в учениях Северного флота.

В первый же день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года Н. А. Лунин выводит свою «щуку» на морские коммуникации противника, и активно действуя, к февралю 1942 года рапортует о потоплении 7 кораблей противника. В феврале 1942 года, Военный Совет Северного флота представил капитана 3 ранга Н. А. Лунина к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года "за успешное командование подводной лодкой и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками", Николаю Александровичу Лунину присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 656). Подводная лодка «Щ-421» награждена орденом Красного Знамени.

Николай_Александрович_Лунин2.jpeg

Боевые действия «Щ-421» под командованием Лунина:

  • 22 июня 1941 года «Щ-421» вышла на патрулирование из Полярного в Варангер-фьорд к Киркинесу. Вечером 7 июля при попытке выпустить торпеду по вражескому судну «Щ-421» была обстреляна охотником «Uj-177», который сбросил на безопасном удалении от субмарины 3 глубинных бомбы.
  • 19 июля «Щ-421» подверглась налету семи «Ju-88». Бомбы взорвались в 20-70 м от борта субмарины. От сильного гидравлического удара на подводной лодке вышел из строя гирокомпас и машинный телеграф, была повреждена система подъема командирского перископа, частично вышло из строя освещение.
  • 20 июля «Щ-421» вышла на патруль в район Киркенеса (позиция № 5а), однако из-за неисправностей полученных в результате авианалёта 22 июля «Щ-421» отозвана в базу. Встала в Мурманске, где встала на средний ремонт.
  • 13 августа при налете немецкой авиации на Мурманск в 12 м за кормой «Щ-421», которая в тот момент находилась на слипе, взорвалась крупная бомба, в результате чего 4 члена экипажа корабля получили ранения, а сама подлодка – повреждения надстройки и винта. 13 октября лодка вступила в строй.
  • 2 ноября, проникнув в подводном положении через пролив Фуглёсунд в Квенанген-фьорд, у мыса Нурклуббен, «Щ-421» обнаружила груженный транспорт водоизмещением 6000 тонн. По судну была выпущена одна торпеда из кормового аппарата, а через 2 минуты на подлодке зафиксировали взрыв. В условиях плохой видимости визуально пронаблюдать за результатом атаки не представилось возможным, а спустя час, когда видимость улучшилась, с подводной лодки на месте транспорта наблюдались только мотоботы. Цель посчитали уничтоженной. Атакованный подлодкой транспорт «Жоао Пессоа» («Joao Pessoa», 3.023 брт) прибыл в пункт назначения без повреждений, противником атака подлодки не была замечена.
  • 9 ноября в районе Нурре-Бергс-фьорда «Щ-421», у северо-восточного побережья острова Силлен, с дистанции 8 кбт двумя торпедами атаковала крупный транспорт, оцененный командиром субмарины в 10-12 тыс. тонн. С подлодки наблюдалось два взрыва у борта судна, в ответ немецкий тральщик «M-18» сбросил 2 глубинные бомбы (безрезультатно). По данным противника торпеды взорвались, возможно, ударившись о подводное препятствие, недойдя до борта норвежского транспорта «Бретань».
  • 10 ноября у острова Брюниллен, в районе бухты Воген, в условиях околонулевой видимости «Щ-421» обнаружила мачты судна, шедшего к выходу из фьорда Квенанген. Лунин предположил, что атакует одиночное судно и руководствуясь акустическими пеленгами, с дистанции 4 кбт двумя торпедами атаковал судно в 4000 тонн (курс транспорта 335-340° скорость 8 узлов, угол упреждения 10°, угол встречи 85°). Взрыв последовал через 45 сек после пуска торпед, в перископ наблюдался столб воды выше мачт. Вероятно, увиденное представлял собой очередной снежный заряд, так как атакованный конвой, включавший в себя суда танкер «Вайссенбург» («Weissenburg») и «Магдалена Виннен» прибыл в пункт назначения без потерь. После торпедного залпа, неуклюже подвсплывшая «Щ-421», была атакована охотником «Uj-1707» серией из 7 глубинных бомб — «щука» получила повреждения части электроизмерительных приборов и освещения. Торпедированный «Щ-421» транспорт посчитали уничтоженным.
  • 13 декабря северо-западнее мыса Блудскютудде «Щ-421» обнаружила одиночный вражеский транспорт шедший в балласте, оцененный командиром субмарины в 5000 тонн. С дистанции 4 кбт подводная лодка выпустила по нему четыре торпеды, и спустя 32 и 40 секунд зафиксировала два взрыва.
  • 26 января 1942 года, западнее устья Къелле-фьорда подлодка обнаружила вражеский конвой и атаковала транспорт из его состава. Через 52 секунды после пуска четырех торпед на подводной лодке зафиксировано 2 взрыва, а затем взрывы глубинных бомб сторожевика «Нордлихт». На субмарине цель (транспорт 8000 тонн) посчитали уничтоженной, но атакованный конвой, включавший в себя транспорт «Nicole Schiaffino» (4974 брт) и госпитальное судно «Fasan» (1075 брт) дошел в пункт назначения без потерь.
  • 1 февраля в Порсангер-фьорде «Щ-421» атакует конвой, выпустив из кормовых аппаратов с дистанции 5-7 кбт две торпеды по транспорту в 10.000 тонн. Через 50 секунд после пуска первой торпеды на подводной лодке зафиксировали три последовательных взрыва. После торпедного залпа, на большой зыби «щуку» подбросило на 7 м вверх и выбросило на поверхность. Патруль конвоя сбросил на подлодку 20 глубинных бомб. Атаке «Щ-421» подверглись, по разным оценкам, «восточный» конвой из Тормсё, включавший в себя транспорты «Ригья», «Ибис», «Радбод» и «Штёр», либо отряд боевых кораблей в составе минного заградителя «Brummer», тральщиков «М-1501» и «М-1502». В обоих случаях противник потерь не понес.
  • 2 февраля «Щ-421» присвоено звания гвардейской.
  • 5 февраля в Порсангер-фьорде «Щ-421» обнаружила судно в 6000 тонн под охраной мотоботов и сторожевого корабля. Поднырнув под мотоботы, субмарина с дистанции 3-4 кбт выпустила три торпеды в левый борт транспорта. Облегчённая «Щ-421» в который раз не сумела удержаться на глубине и ее выбросило на поверхность. Спустя минуту одна из выпущенных подлодкой торпед попала в транспорт «Консул Шульте» (2975 брт) следовавшего в Киркенес с грузом разборных казарм, который затонул.

28 февраля 1942 года Н.А. Лунин, получает звание капитана 2 ранга и его назначают переводят в распоряжение командования. Командиром «Щ-421» стал, до этого занимающий должность старпома, капитан-лейтенант Видяев Федор Алексеевич.

Командуя «К-21»

Н. А. Лунин у перископа

4 марта 1942 года, Лунин назначен командиром представителя самого крупного и вооруженного типа советских подводных лодок, океанской крейсерской подводной лодки «К-21». К тому времени «К-21» под командованием А. А. Жукова неоднократно выходила в боевые походы и имела опытный, сплочённый экипаж. Лодка была отлично вооружена: 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых), мощное артиллерийское вооружение (2х100 мм и 2х45мм), а также минное вооружение, состоящее из 20 мин заграждения.

Начиная с середины марта «К-21» под командованием Лунина Николая Александровича выходит в море. Ею проведён ряд минных постановок у берегов противника - на выходах из баз и высадки диверсионных групп. В апреле лодка принимает участие в спасательной операции по поиску терпящей бедствие подводной лодки «Щ-402» — находит её и препровождает на базу. Также «К-21» выходила на поиск германского рейдера — тяжелого крейсера «Admiral Scheer» («Адмирал Шеер»). Но результативных торпедных атак на счету нового командира «К-21» пока не было, как и сведений об успехах в минных постановках.

"Атакую «Тирпиц»!!!"

27 июня 1942 года радист подводной лодки «К-21», находящейся в боевом походе, принял радиограмму из штаба Северного флота. Кораблю предписывалось сменить боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17». 5 июля в 5 часов 55 минут в районе острова Игней, куда направил свою лодку капитан 2 ранга Н. А. Лунин, ее догнало очередное сообщение. В нем говорилось, что на перехват конвоя движется германская эскадра во главе с линкором «Tirpitz» («Тирпиц») и тяжелыми крейсерами «Admiral Sheer» («Адмирал Шеер») и «Admiral Hipper» («Адмирал Хиппер»), а также эскортом из 7ми эсминцев и 2х миноносцев. Последовал категоричный приказ: "Найти, атаковать и уничтожить!"

В течении четырех дней поисков «Тирпица», с «К-21» была отмечена повышенная активность германской разведывательной авиации - со стороны Альтен-фьорда. После того, как на карту были нанесены все пеленги на места обнаружения самолетов - был установлен сектор моря в котором, вероятно, должен появиться противник. Утром, 28 июня «К-21» вышла на боевую позицию. До 16 часов на лодке велась зарядка аккумуляторных батарей. Дважды на «К-21» начинали атаку, принимая облака за дым немецких кораблей.

Описание атаки

К-21_атакует_Tirpitz.jpg

28 июня 1942 года, в 16 часов 30 минут, следуя на глубине 20 метров курсом 182 градуса, со скоростью 3 узла по пеленгу 212 градусов, подводная лодка «К-21» обнаружила шумы кораблей противника. Через 2 минуты командир приказал всплыть под перископ, но цель не обнаружил. Шумы усиливались, в 17 часов подводная лодка легла на курс шумопеленга. Командир снова поднял перископ: в 50 кабельтовых почти прямо по курсу выделялся силуэт, ошибочно принятый Луниным за немецкую подводную лодку. Увеличив ход до среднего, в 17 часов 11 минут «К-21» легла на боевой курс 122 градуса. Командир приказал приготовить носовые и кормовые торпедные аппараты к стрельбе - 4 торпеды в носовых торпедных аппаратах установили на глубину хода 5 метров, 2 носовые и 4 торпеды в кормовых ТА на 2 метра. Подняв перископ, Лунин, вместо подводной лодки, обнаружил в 70 кабельтовых 2 миноносца - следовавших строем уступа, один из которых был опознан как «Karl Galster» («Карл Галстер»), либо однотипный - было решено атаковать концевой. Но, через несколько минут, по пеленгу 202 градуса, в дистанции 120 кабельтовых появились верхушки мачт крупных целей. В 17 часов 23 минуты в перископ можно было разглядеть 2 больших корабля, находящихся в охранении 6 миноносцев - закамуфлированные, они шли противолодочным зигзагом на скорости в 23 узла - головным был «Адмирал Шеер», за ним «Тирпиц». «Адмирал Хиппер» Луниным замечен не был. Из фронтального строя эскадра неожиданно перестроилась в кильватерную колонну, что в некоторой степени упрощало подводную атаку. Было принято решение: поднырнув под миноносцы, проникнуть в центр эскадры и атаковать линкор «Тирпиц» - Лунин увеличил ход лодки до 6 узлов и лег на курс сближения 132 градуса.

В 17 часов 36 минут Лунин снова поднял перископ и обнаружил, что эскадра повернула влево и идет расходящимся курсом с «К-21». Немецкие корабли оказались в строю кильватерной колонны. В 17 часов 40 минут, увеличив ход до полного, Лунин начал выходить в атаку. Но через 10 минут германские корабли вновь сделали резкий поворот — теперь вправо и оказались в строю фронта. Стрелки часов показывали 17 часов 50 минут. «К-21» на полном ходу повернула вправо и легла на боевой курс, уменьшив скорость до 3,5 узлов. В 17 часов 57 минут Лунин установил, что его лодка находится в расположении немецкой эскадры. В 18 часов 1 минуту с «К-21» произвели 4х-торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом в 4 секунды. Дистанция до цели была 16-17 кабельтовых. С выходом торпед подводная лодка увеличила ход до полного и, погрузившись на глубину 30 метров, начала отрываться от противника. Через 2 минуты 15 секунд после выхода торпед акустик доложил о двух характерных торпедных взрывах. Через некоторое время послышался продолжительный раскатистый взрыв, слышимый уже по всей лодке. В 18 часов 32 минуты последовал такой же взрыв, а через 6 минут — еще один. На «К-21» все были уверены, что враг торпедирован.

По утверждениям немецкой стороны - торпедная атака Лунина и последующие за ней взрывы были эскадрой вообще не замечены. Причины возвращения эскадры не называются.

Выписка из вахтеннного журнала подводной лодки «К-21» за 5 июля 1942 года, воскресенье:
Отчет командира и комиссара ПЛ «К-21» СФ о боевых действиях за время с 18 июня по 9 июля 1942 года:

Выводы советского командования

В 19 часов 9 минут подводная лодка всплыла на перископную глубину, горизонт был чист, вдали виднелись дымы удаляющейся эскадры… Лунин передал радиодонесение об атаке «Тирпица», а в отчете записал: "Несомненность попадания двух торпед при атаке линкора «Тирпиц» достоверна, что должно установить разведкой. Но в то же время допускаю возможность, что головной миноносец, повернувшись в момент выстрела на контркурс с линкором, перехватил торпеды на себя. В пользу этого предположения свидетельствуют последующие большие взрывы". Командир бригады подводных лодок контр-адмирал Н. И. Виноградов считал, что одна торпеда повредила «Тирпиц», а вторая — потопила миноносец. Начальник отдела подводного плавания В. П. Карпунин в 1943 году писал: "Факт повреждения линкора «Тирпиц» является большим успехом. Вывод такого корабля из строя, хотя бы и не на долгий срок, является серьезным ударом по германскому флоту". В штабе Северного флота были уверены в том, что немецкая эскадра возвратилась в Альтен-фиорд в результате повреждения «Тирпица». 23 октября 1942 года подводная лодки «К-21» была награждена орденом Красного Знамени. Атака «К-21» была широко оглашена в советской и зарубежной (союзной) прессе. К сожалению это сыграло роковую роль в судьбе отца Лунина - гестапо арестовало его в г. Херсоне и публично казнило на главной площади Ростова-на-Дону.

Послевоенные споры

Однако, впоследствии, факт попадания торпеды в «Тирпиц» неоднократно оспаривался как западными, так и некоторыми русскими историками. Так, уже после войны, англичане нашли вахтенный журнал «Тирпица», в котором вообще отсутствуют данные о торпедной атаке, повреждениях и последующем производимом ремонте. Нигде не было отмечено пребывания корабля в доке. Но всёже «Тирпиц» прервал свой поход и срочным порядком вернулся на базу, а через 3 месяца ему потребовался достаточно сложный ремонт рулей. По мере раскрытия архивов - появлялись новые данные, но и они достаточной ясности не вносили. Таким образом по данной торпедной атаке сложилось два разных мнения и два противоборствующих лагеря, их отстаивающих, которые предполагали (основные доводы сторон), что -
торпеды «К-21» не попали в цель и атака Лунина прошла незамеченной:

  • в вахтенном журнале «Тирпица» отсутствуют записи об атаке «К-21», повреждениях и последующем ремонте;
  • отсутствуют сведения о потерянных в тот день миноносцах;
  • эскадра вернулась на базу в результате перехваченной радиораммы «К-21» после торпедной атаки, либо по приказу командования, которое получило сведенья о том, то «PQ-17» уже рассеян и, как конвой, уже не существует;
  • капитан Лунин неверно произвёл расчёты, допустив ошибки в определении параметров движения эскадры и произведя торпедную атаку с запредельной дистанции (около 20 кбт) под большим курсовым углом;
  • взрывы услышанные на подлодке, объясняют взрывом торпед при ударе о грунт, либо взрывами глубинных бомб, сброшенных одним из кораблей эскорта;
  • боезаряд советской парогазовой торпеды «53-38» (300 кг тротила), которыми стреляла лодка «К-21» огромен и попадание ею в «Тирпиц», должно было принести ему значительные повреждения, что повлекло бы снижение хода и задержку эскадры в районе действия ПЛ;

торпеды (как минимум одна) попали в цель («Тирпиц» либо миноносец сопровождения):

  • всего на «К-21» было зафиксировано 5 взрывов - 2 были характерными для торпед и 3 более сильных, напоминающих детонацию боезапаса;
  • бесконтактные взрыватели советских торпед были ненадёжны и могли сработать в кивальтерной струе линкора, не нанеся сильных повреждений;
  • командование ВМФ Германии скрывало факт торпедирования и ремонт «Тирпица» даже от Гитлера, для которого линкор, после гибели «Бисмарка» был "любимой мозолью";
  • через 10 суток после атаки, 15-17 июля 1942 года, состоялся переход эсминцев «Z-24» и «Фридрих Ин» (из конвоя «Тирпица») из Норвегии в Германию, где на них производились ремонтные работы;
  • через 3 месяца после атаки «Тирпиц» был переведён в Тронхейм, где ему при помощи плавмастерской «Хаускаран» и сооруженного кессона в течении 3х месяцев производили замену рулевого оперения;
  • если Лунин промахнулся, зачем Германии нужно было публично казнить его отца?...

но документальных доказательств, которые "поставили бы все точки над «и»" до сих по не найдено, и спор остаётся нерешённым....

Общий вывод

В любом случае, атаку «К-21» следует считать успешной, так как главная цель похода была достигнута — атака эскадры «Тирпица» на конвой «PQ-17» была сорвана, и Лунин Николай Александрович, как командир подводного крейсера «К-21» поставленную командованием задачу выполнил.

Боевые операции «К-21» с октября 1942 года по декабрь 1943 года

Подводная лодка «К-21»
Николай_Александрович_Лунин.jpeg

В течении следующего года (с октября 1942 по декабрь 1943) подводная лодка «К-21» под командованием Лунина неоднократно выходит в боевые походы, записав на свой счёт 10 потопленных кораблей противника. Боевые задачи лодка выполняла самые разнообразные, и практически всегда ей с успехом удавалось их выполнять. Вот некоторые операции «К-21» того периода:

  • Осенью 1942 года «К-21» направилась в пролив Сере-Сунд. Здесь, на подходах к порту Гаммерфест, «К-21» должна была выставить минные заграждения. В ночь на 9 ноября Лунин незаметно провел лодку в пролив. Она подошла к берегу так близко, что матросы хорошо слышали лай собак у домика смотрителя маяка. Тут и поставили минную банку, которая быстро сделала свое дело. Ранним утром вахтенный командир А. Е. Носачев (он руководил ночной операцией) услышал оглушительный взрыв: это подорвался на мине и затонул крупный немецкий транспорт «Ригель».
  • 19 января 1943 года «К-21» во время патрулирования при сильном тумане, намотала на винты рыбацкие сети и была обнаружена норвежскими рыбаками. Вскоре лодка была атакована значительными противолодочными силами — в течение 2х часов преследования на неё было сброшено 85 глубинных бомб в результате были получены значительные повреждения.
  • 20 февраля 1943 года, когда «К-21» находилась в очередном походе, в ее дизельном отсеке возник пожар, вызванный коротким замыканием электропроводки. Благодаря умелым действиям моряков пожар удалось ликвидировать. Отремонтировав поврежденные механизмы, «К-21» выставила минные заграждения и высадила разведчиков в Тромсе. Выполнив боевую задачу, лодка покидала опасный район в надводном положении. Лунин был уверен в том, что немцы, не допуская мысли о появлении врага в столь хорошо защищенной гавани, под покровом ночи примут лодку за свою. На мостик вынесли прожектор, включили ходовые огни. Так, с включенными огнями, пройдя мимо береговых немецких постов, «К-21» прошла во вражескую базу — бухту Воген — и уничтожила торпедами четыре сторожевых катера вместе с причалами.
  • 3 апреля 1943 года «К-21» под командованием Лунина вышла в очередной боевой поход. 4 апреля подлодка выставила минное заграждение. 9 апреля в районе поиска (р-н Свенсгрюнне, Норвежское море) была произведена атака миноносца шеститорпедным залпом, в подлодке слышали 2-3 взрыва, непосредственно гибель корабля не наблюдалась; в послевоенное время результативность данной атаки подтверждена не была.
  • 12 апреля 1943 года «К-21» обнаруживает группу норвежских рыболовецких мотоботов. Памятуя о предыдущей встрече, Лунин решил на этот раз не испытывать судьбу, а уничтожить мотоботы артогнем, а оставшихся в живых — взять в плен. 1 мотобот был потоплен, 3 повреждены. 7 человек во главе с капитаном взяты в плен. В бою подносчика патронов Алексея Лабутина, смыло волной за борт и это не сразу заметили. Командир посчитал, что Лабутин погиб от переохлаждения в водах Норвежского моря, на самом деле Лабутина волной отнесло в сторону от курса лодки — он был поднят норвежцами и передан в немецкий концлагерь. Позднее Алексею удалось совершить побег из концлагеря в нейтральную Швецию. После войны Алексей Николаевич Лабутин вернулся в СССР. Впоследствии командование дивизиона осудило действия Лунина, но оставило без мер взыскания.

Последний эпизод (с потоплением рыбаков) получил большую огласку. После войны норвежский писатель, военный журналист Бьёрн Братбак в «Норвежском журнале морского дела № 8» за 2000 год опубликовал большую статью «На войне страдает безоружный», описав трагические события того сурового дня в районе Свенсгрюнне.

В декабре 1943 года капитан 2 ранга Н. А. Лунин завершает свою службу на «К-21» - его с повышением назначают командиром дивизиона подводных лодок Северного флота. Однако долго командовать дивизионом Лунину не пришлось — в марте 1944 года, по настоянию командования, он становится слушателем Военно-морской академии.

На момент завершения Великой Отечественной Войны на боевом счету Н.А. Лунина числилось 17 потопленных кораблей противника, в том числе семь на «Щ-421» и десять на «К-21».

Послевоенные годы

Николай Александрович Лунин окончил Военно-морскую академию уже после победы, в 1946 году, в звании контр-адмирала. До выхода в запас в 1962 году Лунин занимал целый ряд командных должностей в соединениях подводных лодок и в центральном аппарате ВМФ СССР: С ноября 1946 года был начальником штаба учебной бригады подводных лодок, с июня 1947 — командиром учебного дивизиона подводных лодок 2-й бригады подводных лодок 8-го ВМФ (Балтика), с июня 1949 года — командиром 2-й бригады ПЛ 8-го ВМФ. Затем проходил службу в госприемке: с октября 1950 года — уполномоченным по подводным кораблям группы Постоянной комиссии Госприемки в Ленинграде, с октября 1951 года — уполномоченным Балтийской группы Управления госприемки кораблей ВМФ. С мая 1956 года по январь 1957 года Н. А. Лунин — командир 22-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота в губе Ягельная. С января 1957 года — начальник 11-го отдела ВМФ СССР. С апреля 1958 года занимал должности заместителя начальника 1-го научно-исследовательского института ВМФ, с марта 1961 года — начальника 9-го управления этого института. С июля 1961 года — начальник Центральной научно-исследовательской лаборатории аварийно-спасательного дела, с сентября 1961 года — начальник 228-й лаборатории Министерства обороны СССР.

В отставке

Памятник Лунину Николаю Александровичу. Мариуполь. улица Лунина

С апреля 1962 года контр-адмирал Н. А. Лунин — в отставке. Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946—1950). Жил в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1962—1964 годах — дублер капитана дизель-электрохода «Обь», совершил на нём рейс к берегам Антарктиды. Затем плавал на пароходе «Селенга». Скончался 17 ноября 1970 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), похоронен на Богословском кладбище.

Награды, памятники

Награждён двумя орденами Ленина (15.12.1941, 3.04.1942), тремя орденами Красного Знамени (2.06.1942, 24.08.1942, 1955), орденами Ушакова 2-й степени (8.05.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.06.1943), Красной Звезды (1951), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), медалью «За оборону Советского Заполярья», памятными и юбилейными медалями, иностранным орденом — орденом Британской империи 4-й степени (1944), именным оружием. Герой Советского Союза Н. А. Лунин увековечен в монументе Славы, воздвигнутом в одном из военных городков Краснознамённого Северного флота. В память о нём установлены мемориальные доски на здании Ростовского мореходного училища имени Седова и на одном из зданий в городе Полярный Мурманской области. Именем Героя названы улицы в городах Полярном, Мариуполе и Ростове-на-Дону, в городе-герое Одессе, школа № 48 города-героя Мурманска. 31 июля 1983 года в городе Североморске (ЗАТО Североморск Мурманской области) на площади Мужества открыт памятник-мемориал «Подводная лодка К-21», посвящённый героическому экипажу краснознамённой подлодки и её командиру Н. А. Лунину. В 2011 году в городе Мариуполь, на улице названной именем прославленного капитана-подводника, установлен бюст Героя.

Источники

Категории:
 
Форум геймеров в Рейтинг@Mail.ru