Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

IJN Matsushima (1890) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

IJN Matsushima (1890)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Личный аккаунт с Т-22СР срочно OPCactus Рынок World of Tanks 3 2017-04-29 18:29
а черчилль 3 премиум танк он крутой?? ?? Vladimir Вопросы по игре World of Tanks 12 2017-04-29 15:22
Ищу взводных для игры на евро сервере WOT(EU). Vlad S.D. Набор в роту/взвод 0 2017-04-29 11:26
Продам личный аккаунт iamanPenguin Рынок World of Tanks 0 2017-04-29 10:49
264 - Lhit - mod na popadanie bez zasveta academy Читы World of Tanks 0.9.18 3 2017-04-29 10:04
Цветная обводка выбранного танка в карусели для WO... ouss Моды World of Tanks 0.9.18 2 2017-04-29 16:49
Авто огнетушитель podlec77 Моды World of warplanes 0 2017-04-04 21:55
Ошибка academy Вопросы о World of Warplanes 1 2017-03-19 00:57
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником W1nniePooh:ru (обсуждение) в рамках конкурса.
За нарушение правил конкурса или создание помех в его проведении предусмотрены наказания. Просьба воздержаться от правок.

Приём конкурсных работ завершён. Результаты конкурса «Вики-спринт №10: Корабли Императорского флота Японии (до 1922 г.)» будут объявлены 29 апреля 2015 г.

IJN_Matsushima_1895_001.jpg
«Мацусима» (松島) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Считается головным в серии из трех крейсеров типа «Мацусима» (хотя крейсер «Ицукусима» был заложен и спущен на воду раньше). Участвовал в Японо-китайской войне и Русско-японской войне. Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии — группы островов Мацусима.

Мацусима

Мацусима
Исторические данные
1886 Заложен
22 января 1890 Спущен на воду
31 июля 1908 Выведен из боевого состава
30 апреля 1908 Гибель
Общие данные
4217 т /т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
99,0 / 15,39 / 6,04м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
352чел. Общая численность
27чел. Офицеры
Бронирование
50мм. Палуба
320мм. Барбеты
100мм. Боевая рубка
Вооружение

Артиллерия:

  • 1×1 320-мм;
  • 12×1 120-мм;
  • 5×1 47-мм;
  • 11×5 37-мм.

Минно-торпедное вооружение:

  • 4 × 356-мм ТА.
Однотипные корабли
  • Ицукусима
  • Хасидатэ


Общие сведения

Проектирование

Заказом предусматривалось постройка трех однотипных кораблей не отличающихся друг от друга, но вскоре пришлось внести поправки в проект в результате чего было решено что орудие главного калибра должно находится в кормовой части корабля. Причиной этого изменения в проекте послужило желание в улучшении мореходности корабля. Справочник Джейна, вышедший после русско-японской войны, назвал "Мацусиму" улучшенной модификацией головного крейсера.


Постройка и испытания

Успешно выполнив сдаточные испытания крейсер был принят заказчиком 5 апреля 1892 г. и официально введен в состав флота. 23 июля того же года "Мацусима" отчалил от берегов франции и прибыл в Сасебо 19 октября 1892 г.

Описание конструкции

Корпус

Для улучшения мореходности было принято решение о переносе орудия главного калибра в кормовую часть корабля. В результате чего было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Также для обеспечения лучшей мореходности был изменен полубак. Появление полубака обеспечило увеличение количество жилых и служебный помещений. Переместились в большей или меньшей степени к носу котлы с дымовой трубой, машины с фундаментами (увеличив длину гребных валов), мачта (вентилировавшая машинные отделения), боевая рубка и мостики. Корпус корабля, тоже с седловатой палубой, получил полубак, улучшавший мореходность.

Бронирование

Схема защиты крейсера особо не отличалось от головного корабля серии. Толщина палубной, рубочной, барбетной брони изготовления завода Шпейдера в Крезо, орудийных щитов осталась аналогичной. Гласисы "Мацусимы", защищавшие главные машины, пришлось сместить к носу, освобождая место для системы подачи 320-мм боеприпасов. Барбет с 320-мм орудием установили на верхней палубе. Его центральная труба подачи снарядов и зарядов из погребов разместилась за переборкой главной машины правого борта. Обзор из боевой рубки и с мостика практически не изменился: впереди внизу вместо барбета на палубе теперь оказались шлюпки со шлюпбалками, а позади - дымовая труба. Конструктивно главное 320-мм орудие "Мацусимы" с его защитой не отличалось от установленного на головном крейсере, а система хранения и подачи боезапасов претерпела изменения, связанные с прохождением валолиний через помещения снарядных (левого и правого бортов) и зарядного погребов.

Энергетическая установка и ходовые качества

По устройству машинных и котельных установок, оборудования, установленного в их отделениях, "Мацусима" практически не отличался от головного корабля. Площадь полной нагревательной поверхности его котлов (общим весом 214,65 т), как и на "Ицукусиме", составляла 1418-1418,7 м2, но для их колосниковых решёток эта величина оказалась несколько выше - 36,18 м2. Требования контракта по мощности и скорости для него оставались такими же. На ходовых испытаниях крейсера полная мощность его энергетической установки достигла величины 6519 л.с. и при форсированной тяге машины "Мацусимы" вращали гребные валы со средней частотой 105 об/мин. Его скорость, рассчитанная после прохождения мерной мили, составила 16,778 узла, превзойдя контрактную. Нормальный запас угля "Мацусимы" составлял 400-405 т, как на головном крейсере. Его полный (усиленный) запас топлива оказался ниже - 650 т.

Экипаж и обитаемость

Экипаж второго корабля серии, как и у "Ицукусимы", состоял из 27 офицеров и 328 матросов (360-382 чел., по разным сведениям). Когда он выполнял функции флагмана, численность увеличивалась за счёт офицеров штаба.

Вооружение

Главный калибр

Уже после закладки корабля было принято решение о переносе орудия главного калибра с носа в корму для обеспечения лучшей мореходности. В результате при сохранившихся основных размерах было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Появившийся полубак обеспечил лучшую мореходность корабля, по сравнению с другими крейсерами серии.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Все двенадцать 120-мм орудий крейсера устанавливались побортно в его носовой части и первоначально спонсонов не имели. Два из них размещались под палубой полубака между форштевнем и якорями. Их углы обстрела составляли по 125°. Для обеспечения огня прямо по курсу в бортах имелись вырезы. Десять других пушек находились уровнем ниже, на батарейной палубе. Они распределялись равномерно вдоль бортов от дымовой трубы до якорей. Пять одноствольных 47-мм (6-фунтовых) пушек Готчкисса с боекомплектом по 300 выстрелов на ствол устанавливались на "Мацусиме" следующим образом: одна на полубаке возле форштевня, под прожекторной площадкой, и четыре, с углами обстрела по 140°, способные стрелять вдоль диаметральной плоскости - в бортовых спопсопах под палубой полубака, в районе дымовой трубы и миделя. Крейсер вооружался одиннадцатью пятистволь-ными 37-мм пушками Готчкисса с боезапасом по 800 выстрелов на ствол, размещёнными на боевом марсе, палубе полубака (в том числе: две в спонсонах, под крыльями мостика, и четыре без них, в районе якорных клюзов и шпиля). Вероятно, кормовой балкон имел два таких орудия, установленных побортно, чтобы не загромождать внутренних помещений. По различным данным, его лёгкая артиллерия состояла из пяти 57-мм (6-фунтовых) и шестнадцати 47-мм (3-фунтовых), шести 12-фунтовых, четырёх 3-фунтовых и шести 1-фунтовых, шестнадцати 6-фуитовых и шести 1-фунтовых орудий, шести 76-мм скорострельных пушек и шести пулемётов. К 1900 г. "Мацусима" имел на вооружении шесть пулемётов, а в 1905 г. - ни одного.

Минно-торпедное вооружение

На крейсере было установлено четыре надводных торпедных аппарата 356 мм занимающие три помещения. Расположение кормовых и носовых торпедных аппаратов особо не отличалось от главного корабля серии, но за счет установки ТУ на палубе между мачтой и миделем удалось увеличить радиус пуска в чем и превосходил "Ицукусиму". Согласно иным сведениям, все три корабля серии имели по шесть торпедных аппаратов, расположенных под батарейной палубой: два штевневых и четыре бортовых.

История службы

Японо-китайская война

17 сентября 1894 г. крейсер участвовал в сражении возле устья р. Ялу. Точного местонахождения противника японцы не знали. Строй "кучек", для воплощения которого создавались все три корабля серии, не пригодился. "Мацусима" предназначался идти концевым в строю обратного клина и прикрывать атакующих "Ицукусиму" с "Хасидате" с кормы. Единственный из троих имея исправные котлы, он в начале боя возглавил кильватерную колонну главных сил. Кораблём командовал капитан 1 ранга Омото. За ним шли крейсера "Чиода", "Ицукусима", "Хасидате", устаревшие броненосец "Фусо" и канонерская лодка "Хией". Примерно в 12 ч 05 мин японцы определили силы противника. В 12 ч 30 мин их скорость равнялась 10 узлам, а в 12 ч 45 мин - уже 14. Последней броненосец "Фусо", с его изношенными механизмами, и смолоду не развивал. Крейсера "Ицукусима" и "Хасидате", имевшие постоянные проблемы с котлами, также утеряли возможность перемещаться контрактным полным ходом. Вероятно, именно в это время японская эскадра разделилась на два отряда, основным отличием которых стала скорость: главные силы продолжали идти на 10 узлах, а соединение Тзубоя увеличило ход до 14-16 узл. Судя по результатам сражения, вариант взаимодействия групп кораблей с разными скоростями мог отрабатываться на предвоенных учениях. Маневр охвата медленно передвигавшегося противника для создания постоянного огневого перевеса издавна был известен в Азии и Европе. Между 12 ч 20 мин и 12 ч 50 мин флагманский броненосец противника "Тинг Иен" с дистанции 30 каб. произвёл первый залп из 12-дм орудий. Китайские корабли один за другим начинали стрельбу, в основном из носовых пушек. Они пытались идти фронтом, что считалось разумным как таранной тактикой, так и принципом сосредоточения сил. Японцы открыли ответный огонь из 152- и 120-мм орудий позднее, с дистанции около 15 каб. от центра китайской линии, после последовательного поворота на 8 румбов влево, когда смогли ввести в действие артиллерию правого борта. Главный отряд японцев вслед за летучим прошёл вдоль неприятельского фронта и обошёл его правый фланг, потеряв отставшей каплодку "Хией". Соединение Ито уже из пяти кораблей, возглавляемое "Мацусимой" и с концевым "Фусо", вступило в бой с подошедшими наконец крейсерами "Пип Иен" ("Ping Yuen", 2100 т, броненосный, 1890 г.), "Кван Пин" ("Kwang Ping", 1000 т, лёгкий, 1891 г.) и бросившимися им на поддержку миноносцами. До этого момента "Мацусима" существенных повреждений не имел. Атаку миноносцев удалось отразить. Открыв огонь по "Пин Иен", "Мацусима" сблизился с ним до расстояния 1,5 каб. и продолжал сходиться, пока не разошёлся с ним до 6,5 каб. В 14 ч 34 мин он получил попадание 259-мм снаряда с китайского крейсера, который пробил небронированный борт, убил четырёх человек у кормового надводного торпедного аппарата левого борта, прошел через подшкиперскую, пробил цистерну для масла и, ударившись о барбет орудия главного калибра, разбился вдребезги (как потом выяснили японцы, снаряд оказался начинён цементом). "Мацусима", сражаясь с броненосцами, пострадал ещё сильнее, чем в бою с броненосным крейсером "Пин Йен". 305-мм снаряд с "Чей Иен" попал в его батарею, сбил четвертую 120-мм пушку со станка и, разорвавшись, поджёг боезапас, уложенный на палубе. Два 120-мм орудия крейсера вышли из строя. Корабль сильно накренился, на нём показалось пламя. От 15 ч 30 мин до 15 ч 40 мин "Мацусима", получивший серьёзные повреждения, понёсший наибольший среди японской эскадры урон в личном составе, вышел из строя и направился своим ходом в Куре для ремонта. Крейсеру повезло, что из 13 попаданий, в том числе четырёх 305-мм снарядами, ни одно не привело к пробоине в районе ватерлинии и затоплению внутренних отсеков. В этом бою потери экипажа составили 2 офицера и 33 матроса убитыми, 5 офицеров и 71 матрос ранеными. По данным X. Вильсона - 57 убитыми и 54 ранеными или соответственно 35 и 78. Из-за недостатка места в лазарете, к тому же пострадавшем от взрыва патронов 120-мм орудий, раненые укладывались в корме в проходе между офицерскими каютами. Из рапорта командира "Мацусимы" следует, что 320-мм орудие крейсера стреляло три или четыре раза следующим образом. 12 ч 58 мин, первый выстрел, снаряд пролетел над "Тинг Иен". 14 ч 26 мин - второй снаряд попал в носовую часть "Чей Иен". По донесению лейтенантов Епанчина и Шульца 2-го, японцы (вероятно, с "Ицукусимы" - А.Б.) один раз попали 320-мм снарядом в надстройку "Чей Иен". Наши современники считают, что ни броненосцы, ни другие китайские корабли попаданий 320-мм снарядами не получили. Третий (или четвёртый) выстрел снова дал перелёт. Сразу после этого корабль поразили два 305-мм снаряда с "Чеп Йен", которые вывели его барбетную ар-тустаповку из строя: один из осколков повредил гидросистему, рычаг открывания затвора 320-мм орудия оказался деформирован. Орудие, не имевшее резервных ручных приводов, оказалось бесполезным грузом. По сведениям мичмана русского флота Ржевусского, крейсер "Мацусима" получил следующие повреждения по правому борту. В начале боя один снаряд попал в барбет 320-мм орудия, развёрнутого вправо па 130°, и раскололся. Его осколки в нескольких местах пробили верхнюю палубу, кожух дымовой трубы и сбили прожектор с площадки между полубаком и барбетом. Малокалиберный снаряд повредил станок 320-мм орудия, снёс со станка одноствольную пушку Готчкисса и отбросил её к мачте. Осколки снаряда и сбитая артустановка пробили правый контрфорс мачты, повредили палубу и шлюпки. Следующий снаряд пробил борт возле правого запасного якоря, сбил буксирный кнехт и повредил палубу. Ещё несколько малокалиберных снарядов Готчкисса пробили борт в разных местах. С левого борта один малокалиберный снаряд пробил машинный вентилятор и дымовую трубу, второй - также пронзил трубу насквозь, другой - пробил борт и разбил палубу в районе адмиральского помещения. Очередной снаряд пробил борт, водонепроницаемую переборку между отсеками, убил 4 человек возле левого торпедного аппарата, пролетел в дверь машинного кожуха и пробил масляную цистерну. Новым попаданием второе с носа 120-мм орудие сбило со станка, повредило паровые магистрали, шедшие по батарейной палубе, кожух дымовой трубы и борт у полупортика. Осколки во многих местах повредили палубу. Очередной снаряд, пробив левый борт и палубу, упал по правому. Следующее попадание нанесло наибольший ущерб. Осколки снаряда, разорвавшегося в районе первого носового 120-мм орудия батарейной палубы, попали в приготовленные к выстрелу патроны (10-15 штук), которые сдетонировали. По сведениям нашего времени, после двух 305-мм снарядов с "Чен Иен", выведших из строя орудие главного калибра, позднее (в 15 ч 26 мин или от 15 ч 00 мин до 15 ч 50 мин, по разным источникам) "Мацусима" получил ещё два 305-мм попадания с этого же броненосца в левый борт на уровне нижней палубы. Один из 12-дм снарядов прошёл, неразорвавшись, через оба борта и упал в море, другой ударился в щит 120-мм орудия № 4 батарейной палубы и разорвался. Приготовленные к выстрелу, лежавшие рядом патроны сдетонировали. Взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. Из экипажа, состоявшего примерно из 400 человек (с учётом офицеров штаба), 28 человек после этого взрыва погибли и 68 оказались ранеными. Из десяти 120-мм орудий, установленных по древней традиции парусного флота в батарейной палубе вплотную друг к другу, без броневых продольных и поперечных переборок, неповреждёнными остались шесть. Придя в Куре, крейсер ремонтировался в течение 26 суток. Повреждённые участки палуб демонтировали, наложив в качестве заплат железные листы. Пробитые борта и кожух дымовой трубы починили аналогично. Погнутые бимсы батарейной и жилой палуб, сбитый буксирный кнехт, разбитые прожекторы заменили новыми. Паровые магистрали в батарейной палубе восстановили и проверили в действии. Пробоины в шлюпках заделали свинцовыми листами на гвоздях. Шпиль водрузили на своё место, ростры и ростерные сетки починили, частично заменив новыми. Станок 320-мм орудия исправили. Первое носовое левое 120-мм орудие со станком сняли, оставив временно без замены и сделав заказ на изготовление нового. Второе 120-мм орудие левого борта и правое одноствольное Готчкисса установили на новые станки. Во второй половине октября отремонтированный "Мацусима" смог присоединиться к главным силам, участвовать в конвоировании последних транспортов с войсками, обстрелах укреплений Порт-Артура, Вей Ха Вея и перестрелках с неприятельскими кораблями. 7 февраля 1895 г. в бою с береговыми батареями крейсер получил два попадания. Первый снаряд уничтожил его штурманскую рубку и повредил дымовую трубу. Второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата, предварительно якобы пролетев через машинное отделение и минный погреб, а затем отскочил вверх. Война с Китаем стала звёздным часом для всех трёх крейсеров серии. Самые большие по водоизмещению среди японских кораблей того времени, с 320-мм орудиями, корабли вселяли надежду. Они честно исполнили свой долг, но оказалось, что к дефектам котельной установки следует добавить низкую эффективность орудий главного калибра и полную беззащитность даже от средне- и малокалиберной артиллерии, не говоря о тяжёлой.

Межвоенный период

29 ноября 1897 г. неподалеку от о. Сикоку броненосец "Фусо" сильным ветром сорвало с якоря. Крейсер "Мацусима", вероятно, пытавшийся оказать помощь, неудачно сманеврировал и протаранил дрейфовавший корабль, который, видимо, не мог сразу дать ход. "Фусо" затонул, успев добраться до мелководья около Ниихамы. Таран, громоздкая и неизбежная принадлежность кораблей того времени, в очередной раз выполнил своё предназначение, по против своего броненосца. Больше "Мацусима" с собратьями его не применяли, а пользовались артиллерией. 21 марта 1898 г. "Мацусиму" перевели в разряд крейсеров 2 класса. 27 июня 1898 г. "Мацусима" покинул Манилу и совершил переход в Гонконг. Весной 1900 г. крейсер 2 ранга "Мацусима" (355 чел.), стоявший в ремонте и резерве в Сасебо, участвовал в больших апрельских манёврах японского флота. На время учений его причислили к блокирующей эскадре и назначили флагманским кораблём контр-адмирала Тсупода (младшего флагмана). В 1899 г. в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание (ихэтуапи - отряды справедливости и согласия). Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Россия, США и Япония организовали интервенцию в страну. В 1901 г. восстание подавили, хотя в отдельных районах сопротивление продолжалось и в 1902 г. Крейсер "Мацусима" в 1900-1901 гг. принимал участие в международной интервенции в Китай, находясь в водах возле северных провинций и прикрывая транспорты с войсками, шедшие из Нагасаки в Циндао. Вернувшись домой, корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Сасебо, во время которого в феврале 1901 г. его огпетрубпые котлы заменили на водотрубные Бельвиля. После замены котлов корабль вошёл в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов. Его место у ремонтного причала занял "Ицукусима". 320-мм пушка крейсера позволяла готовить командиров орудий и для броненосцев. В справочниках времён русско-японской войны приводились данные о замене на крейсерах типа "Мацусима" 12,6-дм орудий Капе на более эффективные 8-дюймовые 45-калиберные.

Русско-японская война

Перед новой войной крейсера типа "Мацусима" опять встали в строй. Они вместе с броненосцем "Чен Иен" и авизо "Яйеяма" вошли в состав пятого боевого отряда третьей эскадры Соединённого флота. Эскадра базировалась в Кобе и в порту Такесикской станции. Перед её кораблями ставились задачи охраны Корейского пролива и конвоирования транспортов с войсками. С русским флотом вице-адмирал Того рассчитывал справиться силами первой и второй эскадр, сконцентрированных в Сасебо. Вечером 5 февраля 1904 г он получил указ императора с предписанием начать военные действия, в полночь провёл совещание флагманов и командиров, а утром 6-го вывел в море флот из 6 броненосцев, 14 крейсеров, миноносцев и транспортов. 7 февраля у о. Сингль к Чемульпо отвернул отряд контр-адмирала Урну из 5 крейсеров, 1 авизо, 8 миноносцев и транспортов с десантом. 8 февраля после полудня Того подошёл к о. Роунд, а в 18 ч на флагманском броненосце "Микаса" поднялся сигнал о начале операции. Миноносцы устремились к Порт-Артуру атаковать русскую эскадру, а флот - к островам Эллиот. Перед ним в качестве дозора шли миноносцы, направлявшиеся к заливу Талиенван. Утром 9 февраля на рейде оставалось много всплывших, прошедших мимо цели и неразорвавшихся торпед. Вероятно, в первой атаке при Порт-Артуре участвовало больше миноносцев, чем принято считать по официальным японским данным. А в дозор к Талиенвану их могло пойти гораздо меньше. По официальным же данным, победа почти удалась: 10 нападавших миноносцев (истребителей, из которых 2 отстали и безрезультатно атаковали позже), всего лишь 16 выпущенных торпед и целых три поражённые цели. Свои потери, конечно, минимальны - миноносец "Ширакумо", да и то по записям позднее погибшего командира "Акацуки", который, по праву очевидца и участника, заодно посетовал на торпеды, запутавшиеся в сетях русских кораблей из-за негодных устройств для их прорезания. Из утреннего боя осторожный Того уже в 11 ч 45 мин поспешил уйти. На 6 февраля 1904 г., когда крейсер "Мацусима" со своим отрядом пришёл из Куре в Такесики, им командовал капитан 1 ранга Рейдзиро Кавасима. Из Такесики корабль, пополнив запасы, вышел в район дозора в Корейском проливе. Для обеспечения высадки сухопутных частей на побережье Квантунского полуострова (русское название юго-западной части Ляодунского п-ова) к 1 мая главные силы японского флота стали базироваться на островах Эллиот. 5 мая 1904 г. в районе бухты Эитоа возле Бицзыво с первой группы транспортов началась высадка частей 2-й армии генерала Оку. В состав сил их непосредственного прикрытия входили корабли третьей эскадры под командованием вице-адмирала С. Катаока. Вслед за 2-й армией должна была высаживаться 3-я армия генерала Ноги, предназначавшаяся для осады Порт-Артура. По японским данным, 17 июня "Мацусима" и "Чен Иен" направились от Сапшандао к мысу Пинг-Ту-Тау для поддержки своих миноносцев, но противника не встретили. К 23 июня "Мацусима" и "Чей Иен" находились в бухте Керр. Ими и отрядами миноносцев в этом районе командовал С. Катаока. В 9 ч 30 мни адмирал получил приказ миноносцами беспокоить противника. Корабли 5 боевого отряда участвовали в бою с русской эскадрой 23 июня. Японские дозорные миноносцы препятствовали действиям русского тралящего каравана, были атакованы крейсером "Новик" при поддержке миноносцев и отошли под защиту броненосца "Чей Иен" и крейсера "Мацусима", державшихся мористее. По другим данным, "Мацусима" также вёл огонь по тральщикам. [26] После 17 ч, когда главные силы противников сходились па пересекающихся курсах, корабли 5 отряда и миноносцы двигались между русской эскадрой и квантунским берегом. [24, 30] 26 июня "Мацусима" и его отряд встречался с русскими кораблями возле бухты Луваптап. 5 июля в 4 ч 20 мин "Чей Иен" и "Мацусима" подошли с запада к о. Кэп на расстояние около 5 миль. Заметив в стороне бухты Тахе русские корабли "Новик", "Гиляк", "Гайдамак" и "Всадник", они в 4 ч 30 мин с дистанции 12000 м открыли по ним огонь. В 5 ч 15 мин "Мацусима" и "Чен Иен" пошли к рейду островов Эллиот. 26 июля "Мацусима" снова участвовал в боевом соприкосновении с противником возле бухты Луван-тан. 8 августа 5 отряд имел столкновение с крейсером "Новик", канонерскими лодками "Бобр", "Гремящий" и миноносцами, обстреливавшими японские сухопутные части. К 10 августа силы отряда оказались разделёнными: "Мацусима" вместе с "Хасидате" находились в бухте Сихау, "Чен Иен" с броненосными крейсерами "Ниссин" и "Касуга" в море вблизи Порт-Артура, а "Ицукусима" с "Идзуми" у островов Эллиот. В 12 ч 20 мин, когда начался огневой контакт между главными силами, корабли 5 японского боевого отряда шли параллельно русской эскадре на дистанции 80-85 каб. После первого столкновения русские в двух кильватерных колоннах уходили к Корейскому проливу, Того их догонял, находясь сзади и справа, а 5-й боевой отряд, усилившись крейсером "Идзуми", шёл севернее. Когда после второй фазы боя русские корабли стали отходить к Порт-Артуру или прорываться, корабли 5 отряда при поддержке крейсера "Асама" сделали попытку помешать этому и в районе 18 ч 50 мин имели перестрелку с "Аскольдом", флагманом крейсерского отряда. Огонь русских броненосцев, в частности, с "Пересвета", с дистанции около 25 каб. заставил "Ма-цусиму" и другие японские корабли уйти с их курса. С наступлением сумерек 10 августа "Мацусима" получил приказ идти на юг и по возможности доложить командующему о местонахождении противника, в то время как "Хасидате" и "Чен Иен" под командованием адмирала Хихоачи остались между Эпкаунтер Рок и Пинг-Ту-Тау, продолжая наблюдеЕше. 12 сентября адмирал Катаока получил приказ направить крейсер "Мацусима" в Чемульпо для охраны. После падения Порт-Артура корабли пятого боевого отряда третьей японской эскадры получили передышку и смогли по возможности отремонтироваться. В начале февраля "Мацусима" пришёл в Сангарский пролив для поддержки кораблей адмирала Симамуры. Они несли дозор в проливах вокруг о-вов Хоккайдо и Купашир: Сангарском (Цугару), Лаперуза, Измены и Екатерины. Особенно трудным было плавание во льдах возле Кунашира, в условиях морозов и снегопадов. 2 февраля "Мацусима" пришёл в Хакодате и, пополнив запасы, начал крейсировать в восточной части Сангарского пролива. Уже с 12 февраля Сима-мура получил новое подкрепление. 25 февраля "Мацусима" сменил в заливе Сиранука дозорный крейсер "-Якумо". Одновременно его командир капитан 1 ранга Окуномия получил приказ Симамуры не упустить замеченный к северу от о. Кунашир, затёртый льдами пароход. Но льдины всё больше набивались и в залив, где па якоре стоял крейсер. Его и так уже развернуло кормой к берегу, что в условиях обрыва якорной цепи грозило выбрасыванием на сушу. 28 февраля приплывшая с носа большая ледяная глыба сначала застряла по правому борту между штевнем и якорь-цепыо, затем оборвала последнюю под водой, сделала несколько вмятин в обшивке в районе таранного отсека и вдоль борта по ватерлинии, затем отломила лопасть правого винта. Окуномия доложил адмиралу о повреждениях, получил разрешение уйти на ремонт, не дожидаясь смены, и 1 марта привёл крейсер в Хакодате. Устранение ледовых повреждений обшивки и воостаиовление винта "Мацусимы" в марте-апреле 1905 г. производились в Сасебо. [24, 35] Перед Цусимским сражением крейсером продолжал командовать капитан 1 ранга Окуномия. 27 мая 1905 г. после 8 ч утра, когда русские корабли подняли стеньговые флаги, крейсер "Мацусима" в составе своего отряда, вышедшего из залива Озаки, показался слева от них. Русские броненосцы навели на них носовые башни и орудия левого борта. После 10 ч 35 мин 5 отряд и подошедшие к нему миноносцы скрылись из виду. В бою с русскими крейсерами арьергарда "Мацусима" открыл огонь по ним около 17 ч с дистанции 38 каб. За полчаса до этого его отряд выдержал скоротечный бой с прошедшей между сражавшимися крейсерами колонной русских броненосцев типа "Бородино". Когда в 17 ч 30 мин 5 отряд прекратил огонь и лёг на курс NO, "Мацусима" получил повреждение руля и покинул строй. После 19 ч 30 мин 5 отряд прекратил бой и пошёл па север, вскоре к нему присоединился "Мацусима". По японским данным, в бою на крейсере 1 матрос получил осколочное ранение. Приняв посильное участие в сражении 27 мая, корабли 5 отряда в полном составе участвовали в обнаружении, сопровождении отряда Небо-гатова и присутствовали при его сдаче, а затем искали прорвавшиеся русские корабли. 28 мая около 5 ч утра возле о.Дажелет с крейсера "Светлана" и миноносца "Быстрый" справа увидели силуэты четырёх кораблей, опознанных как "Мацусима", "Ицукусима" и "Хасидате". Русские отвернули влево и, увеличив ход, оторвались от противника. Вечером того же дня у о. Дажелет принял неравный бой и героически погиб, отстреливаясь на оба борта, крейсер "Дмитрий Донской". В этом последнем эпизоде Цусимского сражения крейсера типа "Мацусима" и броненосец "Чен Иен" (как написано Н. Кладо по первым свидетельствам [5, 1906 г.]) участия не принимали. 30 мая, пополнив в Такесики запасы, наскоро починившись, "Мацусима" и корабли 3 эскадры начали Несение дозора в Корейском проливе. 14 июня "Мацусиму" с собратьями зачислили в новообразованные 8 боевой отряд 4 эскадры вице-адмирала Дева. С 17 по 20 июня крейсер числился несущим дозор в Корейском проливе. С 19 июня он (в составе своих нового отряда и эскадры) вошёл в состав северной эскадры, предназначенной для захвата о. Сахалин. 20 июня "Мацусима" с 4 эскадрой пошёл в Оминато. Перед ним стояла задача несепия дозора в Сап-гарском проливе и у Курильских островов. 4 (или 5) июля 1905 г. в 9 ч "Мацусима" с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя 1 десантного эшелона. 6 июля крейсер с собратьями выбирали место высадки у берегов южного Сахалина и занимались тралением. Утром 7 июля у деревни Мерея началось десантирование, прикрываемое корабельной артиллерией. 14 июля корабли 4 эскадры Дева получили инструкции по обеспечению высадки па северном Сахалине. 20 июля в 6 ч они вышли из залива Читосе. Десант охраняли 40 кораблей, в том числе броненосные крейсера "Ниссин" и "Касуга". 24 июля при огневой поддержке корабельных пушек началась высадка пехоты севернее Арковскои долины. 27 июля 4 эскадра получила приказ, базируясь на Оминато, охранять Саигарский пролив от 42 до 45° северной широты. 29 июля в 14 ч корабли вышли из Александровича и 31 июля днём пришли в Отару. 24 августа 4 эскадре было приказано сдать дозор кораблям Того и с 6 отрядом истребителей перейти в Александровск для сторожевой службы в прибрежных водах. 25 августа в Хакодате "Мацусима" и "Хасидате" присоединились к пришедшим из Оминато "Ицукусиме" и "Окиносиме". 26 августа "Мацусима", "Хасидате" и "Окиносима" через Корсаковск (откуда вышли 29 августа) направились в Александровск, придя на пост 31 августа. В сентябре-октябре "Мацусима" вышел в Сасебо для ремонта. В высочайшем смотре на рейде Иокогамы он не участвовал. 20 декабря 1905 г. Соединённый флот был расформирован, и корабли вернулись к местам постоянной приписки. [7, 13, 16, 22, 24, 26-28]


Командиры

  • капитан 1-го ранга Самэдзима Кадзунори (鮫島 員規) — с 17 июня 1891 года по 20 мая 1893 года.
  • капитан 1-го ранга Хидака Сонодзё (日高 壮之丞) — с 18 мая по 25 июля 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Мацунага Юдзю (松永 雄樹) — с 25 июля по 28 сентября 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Сава Рёкан (沢 良煥) — с 27 декабря 1895 года по 27 декабря 1897 года.
  • капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (桜井規矩之左右) — с 27 декабря 1897 года по 1 марта 1898 года.
  • капитан 1-го ранга Эндо Китаро (遠藤 喜太郎) — с 1 марта 1898 года по 1 февраля 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Уриу Сотокити (瓜生 外吉) — с 1 февраля по 17 июня 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Оиноуэ Кюма (大井上 久麿) — с 13 февраля по 6 декабря 1900 года.
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (寺垣 猪三) — с 6 декабря 1900 года по 4 февраля 1901 года.
  • капитан 1-го ранга Идзити Хикодзиро (伊地知 彦次郎) — с 11 июня 1902 года по 26 сентября 1903 года.
  • капитан 1-го ранга Кавасима Рэйдзиро (Kawashima, Reijiro) — с 26 сентября 1903 года по 12 января 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Окумия Мамору (奥宮 衛) — с 12 января 1905 года по 12 октября 1906 года.
  • капитан 1-го ранга Номагути Канэо (Nomaguchi, Kaneo) — с 12 октября 1906 года по 28 сентября 1907 года.

Награды

Этот корабль в искусстве

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Этот корабль оказался лучше приспособлен для выполнения крейсерских задач, чем его собратья. Полубак уменьшал заливаемость при преследовании, поднятые уровнем выше два носовых 120-мм орудия имели возможность вести огонь прямо по курсу и могли предупредительным выстрелом остановить для досмотра любой транспорт, а носовой прожектор не дать ему ускользнуть даже ночью. Миноносцы, попытавшиеся атаковать крейсер с острых носовых углов, попадали бы под плотный заградительный огонь скорострельной артиллерии. С кормы атаковать "Мацусиму" им оказывалось гораздо легче.

 
Форум геймеров в Рейтинг@Mail.ru