Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

HMS Exeter (1929) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

HMS Exeter (1929)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Вывезет ли этот комп танки? danil0512 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 06:41
Ну возмил я в поти с испаинии вино в баласстных та... iliada Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 05:01
какой танк в WOT на ваш взгляд лучший... и почему?... dev Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 03:36
Я татарин. Влюбился в девушку лачку (дагестанку). ... Спиридон Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-08 06:07
а что так мало насчитал украинский президент русск... MarshallMathersqq Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-08 00:21
Продажа золота за 50% evic Рынок World of Tanks 0 2016-12-07 23:29
Как отключить режим "В самолете" в Виндовс 10 ? Gomerchick Вопросы о World of Warplanes 5 2016-12-07 21:27
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Перейти к: навигация, поиск

HMS Exeter (68)

HMS_Exeter_IWM_A_3553.jpg
HMS Exeter (68)
Служба
Великобритания
Великобритания
Исторические данные
1 августа 1928 Заложен
18 июля 1929 Спущен на воду
27 июля 1931 Сдан
1 марта 1942 Гибель
Общие данные
8524 / 10658т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
175,3 / 17,7 / 6,2м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
630чел. Общая численность
Бронирование
76/мм. Пояс/борт
37мм. Палуба
25мм. Барбеты
25/25/25/25мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
25мм. Боевая рубка
51мм. Румпельное отделение
Вооружение

"Довоенное оснащение":

  • 3 x 2 BL 8-inch (203 мм) L/50 Mark VIII, установка Mk.II*
  • 4 x QF 4-inch (101,6 мм) Mk.V, установка HA Mk.III
  • 2 x 4 0.5-inch (12,7 мм) L/50 Mk.III Vickers, установка Mk.I
  • 2 x 3 21-inch (533 мм) торпедный аппарат, торпеды MkVII
  • 2 x самолет Fairey IIIF (MklllB)

"Военное оснащение":

  • 3 x 2 BL 8-inch (203 мм) L/50 Mark VIII, установка Mk.II
  • 4 x 2 QF 4-inch (101.6 мм) Mk.XVI guns, установка HA/LA Mk.XIX
  • 2 x 8 QF 2 pdr (40 мм) L/39 Mk. VIII, установка Mk.VI
  • 2 x 20 мм Oerlikon, установка P Mk.III
  • 2 x 3 21-inch (533 мм) торпедный аппарат, торпеды MkIX
  • 1 x самолет Supermarine Walrus Mk I

Примечание: экспедиция 2007 года свидетельствует о том, что счетверенные пулеметы Vickers также были на корабле в момент гибели.

Однотипные корабли
CrestHMSExeter.jpg
HMS Exeter (68) (Корабль Его Величества "Эксетер" номер вымпела 68) — британский тяжелый крейсер типа York ("Йорк"), принимавший участие во Второй мировой войне. Был спущен на воду 18 июля 1929 года и завершен 27 июля 1931, назначен на службу в Вест-Индию. Принимал участие в битве у Ла-Платы 1939 года. HMS Exeter получил огромный ущерб, для восстановления потребовалось длительное переоснащение. Будучи перестроенным, был отправлен в Ист-Индию. 27 февраля 1942, под началом командования ABDA, принял участвовал в сражении в Яванском море. 1 марта 1942 принял бой во втором сражении в Яванском море, в ходе которого был потоплен.

Общие сведения

Его Королевского Величества корабельный кот Scouse ("Cкаус"). HMS Exeter. Georgina Shaw Baker

Тяжелый крейсер HMS Exeter 1929 года, является пятым кораблем кораблем носящим имя города Эксетер, английского графства Девоншир.

  1. "КЕВ Эксетер".
  2. "КЕВ Эксетер" (1680) — 70-пушечный линейный корабль третьего ранга. Спущен в 1680 году. Повреждён взрывом в 1691 и превращён в блокшив. Разобран в 1717 году.
  3. "КЕВ Эксетер" (1697) — 60-пушечный линейный корабль четвёртого ранга. Спущен в 1697 году. Перестроен в 1744 году в 58-пушечный. Разобран в 1763 году.
  4. "КЕВ Эксетер" (1763) — 64-пушечный линейный корабль третьего ранга. Спущен в 1763 году. В 1784 признан непригодным к морской службе и сожжён.

Крейсер не относится к "Вашингтонским", так как имеет более слабое вооружение. Современники знали о несоответствии корабля требованиям времени, но причины наложенных ограничений на корабль, в первую очередь, кроются в экономике государства.

История создания

Предшественники

Первая мировая война закончилась и Великобритания приступила к разработке нового тяжелого крейсера типа County("Каунти"), но теперь была связана Вашингтонским военно-морским договором от 1922 года. Так были созданы границы по водоизмещению в пределах 10000 тонн и ограничение восьмидюймовыми пушками. Назывался такой корабль «treaty cruiser» — «крейсер по договору», в отечественной литературе так же «Вашингтонский крейсер». Крейсеры типа "Каунти" включали в себя три "подтипа": "Кент", "Лондон", "Норфолк". 1924 год 7 кораблей "Кент", 1925—1926 4 "Лондона", 1926—1927 2 "Норфолк". Смена типов заключалась в различных перестановках модулей с целью повышения эргономики корабля, связано это было с постепенным накоплением опыта при постройке очередного корабля. Иногда перестановка приводила к успеху, иногда наоборот. Например, установка новых пушек главного калибра на тип "Норфолк" имела целью снизить вес судна, в результате после окончания установки, вес повысился. В 1930 году было заключено Лондонское соглашение и «Вашингтонские» превратились в тяжелые крейсеры.

Предпосылки к созданию

Непростое межвоенное время требовало новой экономики, которая по определению должна быть экономной. Так как потребность во флоте никто не отменял, даже с урезанным бюджетом, Великобритания решается на разработку масштабированной версии крейсера типа "Каунти". Новый тип назвали по имени головного корабля серии, тяжелого крейсера "Йорк".

Проектирование

Сравнение общих обводов корабля ЕВ "Йорк" 1931

"Эксетер" был заказан спустя 2 года после систершипа "Йорка" и потому дизайн включал в себя доработки. Бимс был увеличен на 30 см для уменьшения проблем с увеличением веса. Дымоходы бойлеров были переделаны, прямые дымоходы были перенесены. Конструкция позволила выпрямить мачты, расширить второй прямой дымоход. Крышка орудийной турели на "Йорке", в роли платформы для катапульты, никуда не годилась. "Эксетер" получил пару полноценных катапульт в средней части судна и кран выходящий на правый борт. Мостик удалось разместить ниже, что дало современный компактный дизайн корабля. Последующие проекты британских крейсеров использовали этот прием.

с "Эксетером" 1939 (не найдено более ранней версии)

Постройка и испытания

"Эксетер" готов. 1931.

Второй и последний в английском флоте крейсер с восьмидюймовой артиллерией «класса В» был заложен 1 августа 1928 года на государственной военной верфи "Королевская верфь Девонпорта"(Devonport Royal DockYard). Во время церемонии спуска на воду, состоявшейся 18 июля следующего года, он по­лучил название "Эксетер". Как и в случае с "Йорком", к моменту постройки крейсера это корабельное название не появлялось в списках британского флота уже около ста лет.
Честь спуска корабля на воду в 1929 году была оказана Леди Madden, супруге Сэра Charles Madden, First Sea Lord. Девонпорт, Плимут, Девон.

1931
Май
8: Направлен на испытания.
15: Отбыл в Клайд на приемку.
26: Поход в Плимут для завершения испытаний.
27: Прибытие в Девонпорт.
30: Роспуск.
Июнь Приписан в город Девонпорт. Начата подготовка к службе.
Июль Верфь завершила работы.

Достройка крейсера в силу уже известных причин ока­залась еще более длительной, чем у головного корабля, и "Эксетер", вошел в состав флота только через два года после спуска на воду, 27 июля 1931 года, получив здесь же, в Девонпорте, назна­чение во 2-ю эскадру крейсеров Атлантического флота. Тем не менее, военно-морская база в Девонпорте стала «местом приписки» крейсера, который в течение всей службы получал здесь основные, этапные назначения. И даже ремонтно-модернизационные работы, проводившиеся на корабле в 1940—1941 годах, также проходили в Девонпорте.

Описание конструкции

Корпус

Крейсера типа "Йорк" являлись высокобортными ко­раблями с полубачной конструкцией корпуса, двумя высокими дымовыми трубами и двумя мачтами. Об­щими отличительными чертами "йорков" являлись:

  • полубачная конструкция более короткого и узкого корпуса с заметной седловатостью в оконечностях; иные очертания носовой надстройки; — меньшее количество башен главного калибра и иное расположение орудий универсальной артил­лерии;
  • меньшее количество дымовых труб; смещение к корме носовой группы башен ГК, а вслед за ней и надстроек шельтердека, носовой над­стройки и дымовых труб.

Кроме того, "Эксетер" отличался от головного корабля: шириной корпуса (шире на 1 фут = 0,3048 м); новым типом надстройки (башенной формы);

  • отсутствием наклона мачт и труб;
  • иным расположением грот-мачты;
  • количеством гидросамолетов и схемой размещения авиационного оборудования.

Стандартное водоизмещение по проекту 1926 года должно было составить 8390 т. Корабли имели следую­щие размерения:

  • наибольшая длина — 175,25 м;
  • длина между перпендикулярами — 164,59 м; ширина — , 17,68 м;
  • осадка — 5,18-6,17 м.

В отличие от головного корабля, "Эксетер" имел еще более низкий борт у миделя и в корме.
Надстройка крейсера "Эксетера", была по­нижена так, чтобы находившийся на ней артиллерийский директор оказался в 60 футах (18,29 м) над ватерлинией. Сама же надстройка крейсера являла новацию в британ­ском крейсеростроении. Прежние главные надстройки крейсеров представляли собой нагромождение рубок, платформ и трапов, которые на ходу создавали турбулен­тные потоки, подтягивающие дым из труб и увеличивав­шие задымленность постов управления. Согласно моди­фицированному проекту 1928 года на крейсере "Эксетер" смонтировали башенноподобную надстройку по образ­цу устроенных на линкорах "Нэльсон" и "Родни". Она проек­тировалась с целью устранить вибрацию постов управ­ления артогнем, отмеченную на крейсерах типа County, защитить личный состав и различные приборы от воздей­ствия погодных условий, дыма из труб и проникновения поражающих газов при стрельбе носовых 203-мм орудий в кормовых секторах. На ней также располагались зак­рытые ходовые и командирский мостики, прожекторная и компасные площадки, различные приборы визуально­го наблюдения за воздушной и надводной обстановкой. Первоначально в закрытом, втором, уровне надстройки планировалось разместить четыре боевых прожектора, при необходимости окна этого уровня, устроенные по обеим бортам надстройки для действия прожекторов, закрывались легкими броневыми крышками. Однако уже во время достройки корабль месторасположение прожек­торов было изменено, хотя закрывающиеся крышками окна сохранились. После постройки и испытаний крейсера "Эксетер" башенноподобной надстройкой оборудовались не только все строившиеся впоследствии крейсера, но и большинство из проходив­ших модернизацию в 30-е годы линейных кораблей и линейных крейсеров.
Другим отступлением от традиционной практики конструирования крейсеров являлось отсутствие накло­на мачт и труб крейсера "Эксетер", а также перенос грот-мачты на кормовую над­стройку. По свидетельству справочника "Jane’s Fighting Ships", сделано это было "ис­ключительно с целью улуч­шения внешнего вида" ко­рабля.

Бронирование

Схема бронирования "йорков" пред­ставляла собой ту же самую систему бронезащиты крейсеров "Каунти"("Кент", "Лондон", "Норфолк"), кото­рая была дополнена установкой бортового бронепояса и некоторым усилением горизонтальной брони. Бронирование выполнялось плитами из не­цементированной гомогенной стали NT, а также из высокоупругой стали D1 (сталь Дюколь).
Короткий броневой пояс из плит толщиной 3 дюйма (76 мм), которые крепились на болтах, за­щищал машинно-котельные отделения (МКО) по всей их длине. Высота пояса составляла 4 метра, при нормальном водоизмещении он возвышался над ва­терлинией почти на 4 фута (1200 мм). По некоторым дан­ным, толщина бронепояса варьировалась в пределах 51 −76 мм (тоньше в оконечностях, толще к его середине). По­перечные траверзы одинаковой толщины — 25 мм. Еще на крейсерах последней серии типа County погреба конце­вых башен прикрыли 51-мм бронеплитами. Запас водо­измещения "Эксетера" позволил выполнить бронепалубу из таких же плит и в районе МКО, и над рулевым уст­ройством. Палубная броня крепилась на заклепках. Элементы системы:

  • броня бортов, лобовой и задней стенок артиллерий­ских башен, а также их барбеты — 25 мм; броневые траверзы передние и задние погребов воз­вышенной башни «В» — 76 мм; бортовые траверзы погребов всех башен ГК −111 мм;
  • передние и задние траверзы башен «А» и «Y» — 25 мм;
  • боковые траверзы погребов 102-мм боезапаса — 86 мм;
  • наличие двойных бортов в районе МКО. Англичане и сами понимали недостаточность приня­тых мер, но дальнейшее усиление системы защиты на крейсерах этого типа было невозможным ввиду того, что был исчерпан запас водоизмещения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Масса четырехвальной энергетической установки «йорков» составила 1630 тонн (19 % от стандартного во­доизмещения). Четыре турбозубчатых агрегата систе­мы Парсонса, работа­ющих на четыре греб­ных вала через орди­нарные редукторные передачи, и восемь 3-коллекторных паро­вых котлов Адмирал­тейского типа.
Крейсер имел традиционную схему размещения энергетики: за двумя котельными отделениями с двумя парами котлов в каждом дальше в корму следовали два машин­ных отделения, в которых располагались по две турби­ны со своими конденсаторами, циркуляционными насо­сами, парораспределительными клапанами, редукторными передачами и упорными подшипниками. В бортовых кормовых отделениях устанавливались вспомогательные механизмы, испарительная и опреснительная установки, вспомогательный конденсатор и другое оборудование.
Пар на турбины подавался от восьми водотрубных отапливаемых нефтью котлов с пароперегревателями и форсированным дутьем, обеспечивавших рабочее давле­ние пара не менее 21,12 атмосфер (300 фунтов на квадрат­ный дюйм) и температуру перегрева 625 °F (71,7 °C). Турбозубчатые агрегаты (ТЗА), суммарная максимальная мощность которых составляла 80000 л.с., состояли из турбин низкого (ТНД) и высокого давления (ТВД) и яв­лялись низкооборотными (3000 об/мин на валу турбины высокого давления, 2100 об/мин на валу турбины низко­го давления). Вес ТВД при длине базы 3,328 м составлял 13,5 т, вес ТНД при базе 3,658 м — 30,5 т. Турбины заднего хода монтировались на выходе из камеры ТНД, а крей­серские турбины — за камерой ТВД. Каждый ТЗА сопря­гался с гребным валом через одноступенчатый редуктор. Внешняя пара винтов вращалась двумя ближайшими к бортам турбинами носового машинного отделения, а внутренняя пара винтов — установленной ближе к диамет­ральной плоскости парой турбин кормового МО.
HMS Exeter получил высо­кие трубы, хотя его башенноподобная надстройка была значительно ниже чем у HMS York. В 1928 году в проект кораб­ля были внесены дальнейшие изменения. Для улучше­ния условий обитания на носовой надстройке и уменьше­ния задымленния находящихся на ней постов управле­ния носовую трубу убрали, дымоход из носового котель­ного отделения вывели на вторую дымовую трубу. Прямые трубы крейсера "Эксетер", а также увеличение ширины его кормовой трубы на че­тыре фута (1,219 м) — результат эстетических поисков ан­глийских проектировщиков.
Ходовые испытания крейсера "Эксетер". В свя­зи с уменьшением по сравнению с прототипом размерений и водоизмещения корабля при оставшейся неизмен­ной мощности его энергетической установки ожидалось увеличение максимальной скорости хода. Но этого не произошло. Показатель максимальной скорости ока­зался почти таким же, как и у "Каунти" последних серий −32 узла. Тем более значимым казался выигрыш в не менее важном для крейсера каче­стве — дальности хода. Несмотря на значительное по сравнению с County снижение запаса нефти с 3200 до 1900 т, дальность плавания «йорков» осталась достаточно боль­шой: 10000 морских миль (при 12000-13000 морских миль у "Каунти"). Это достижение стало возмож­ным благодаря применению на новых крейсерах более экономичных механизмов энергетики и, главным обра­зом, установке вспомогательного дизельного двигателя крейсерского хода.

Вспомогательное оборудование

Стандартным набор плавсредств:

  • два 30-футовых (9,14-м) катера располагались побортно на уровне фок-мачты;
  • 36-футовый (10,97-м) моторный катер, располо­женный по левому борту за платформой универсальной артиллерии;
  • 35-футовый (10,66-м) моторный барказ — на киль­блоках по правому борту за платформой универсальной артиллерии, под стрелой крана;
  • 30-футовый парусный гиг — по левому борту от авиационной катапульты;
  • 30-футовый моторный катер — там же, по право­му борту;
  • два 27-футовых (8,22-м) вельбота — побортно от кормовой надстройки;
  • два 16-футовых (4,87-м) тузика — на кильблоках, установленных на спардеке между катапультой и кормо­вой надстройкой (по некоторым данным, между ката­пультами на крейсере "Эксетер" вместо последней пары на­ходился 35-футовый барказ).

Для спуска на воду и подъема большинства тяжелых плавсредств, кроме шлюпбалок, мог использоваться авиа­ционный грузовой кран. Для постановки шлюпок и кате­ров на якорной стоянке, а также для посадки личного со­става в плавсредства крейсера имели шлюпочные выстре­лы на уровне носовых надстроек. Для их установки, а также для других надобностей (подъем параванов, погрузка торпед, боезапаса и снабжения) применялись палубные лебедки, работавшие от электрогидравлического приво­да или имевшие непосредственный электропривод. Шлю­почные лебедки приводились в действие электрогидравли­ческими приводами с регулируемыми моторами.
Шлюпочное вооружение дополняли плоты конструк­ции Карлея (Carley). В результате модернизации крейсера "Эксетер" шлюпоч­ное вооружение подверглось сокращению. Вместе с тем, изменена была и система размещения плавсредств; при вступлении в строй в апреле 1941 года на борту крейсера размещались:

  • два 30-футовых катера — смещены немного дальше в корму, за спонсоны носовых 102-мм установок;
  • 36-футовый моторный катер — на кильблоках по правому борту на уровне носовой дымовой трубы;
  • 30-футовая моторная лодка — на кильблоках по правому борту от авиационных катапульт;
  • 27-футовый вельбот — по левому борту от ката­пульт;
  • 35-футовый барказ — на спардеке между катапультами. Количество 10-футовых плотов Карлея достигало двадцати.

Экипаж и обитаемость

Групповое фото команды.

Штатная численность экипажа крейсера "Эксетер" — 630 человек.
Для помещений офицеров и команды отводились зна­чительные площади. Все жилые помещения имели есте­ственное освещение и хорошо вентилировались. Матрос­ские кубрики отапливались термотанками (паровое ото­пление), связанными с вентиляцией. Каюты офицеров (старшие офицеры размещались в одноместных, а млад­шие — в двухместных каютах) обогревались электричес­кими грелками.
Камбузы находились в помещениях спардека, на вер­хней палубе. Плиты отапливались нефтью, хлебопекар­ные печи — электрические. Здесь же размещались главная провизионная и овощная кладовые. Вес запаса провиан­та и снаряжения экипажа достигал 380—400 тонн.
На крейсере были созданы все условия для обеспе­чения экипажам хороших бытовых условий. На них име­лись читальные залы, комнаты отдыха, прачечные, бани, сушилки, помещения для хранения верхней одежды и т. п.
Очень мало сведений о структуре экипажа и его расписании. Любопытный факт, что нет никаких заметок об изменении численности экипажа при изменении числа орудий ПВО.

Вооружение

Главный калибр

Восьмидюймовые близнецы

Артиллерия главного ка­либра состояла из шести 203-мм орудий "Vickers BL MkVIII" образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров и массой 17,19 тонн.Средняя скорост­рельность MkVIII приблизительно равня­лась 3-4 выстрелам в минуту.
Орудия размещались в трех двухорудийных башнях, располагавшихся в позициях «А» и «В» в носу и в позиции «Y» в корме.
Башенная установка MkII имела гидравлический привод и слабое бронирование. Впервые в британском флоте установки этих типов обеспечивали орудиям угол возвышения 70° для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям. Дальность стрельбы по горизонтали при опти­мальном угле возвышения 45" для этих башен составила 26670 м, причем они могли вести также зенитный огонь до высоты 10000 м (при угле возвышения 70°).
Теоретически орудия ГК с большим углом возвыше­ния сулили множество преимуществ, на практике же при­шлось столкнуться с множеством неудобств и недостат­ков. Хотя при проектировании башенных установок пре­дусматривалось универсальное использование устанав­ливаемых в них орудий, зенитный огонь из главного ка­либра оказался малоэффективным из-за недостаточной скорострельности орудий и малой скорости гидроприво­да поворота башен. Большой угол возвышения орудий требовал применения весьма деликатных механизмов вертикальной наводки и отдачи, что чрезмерно усложня­ло конструкцию башни. В связи с этим в 1928 году начальник Отдела морских вооружений Адмиралтейства (Director of Naval Ordnance — DNO) предложил уменьшить угол воз­вышения до 50-55°, доказав, что это серьезно не умень­шит расчетную дальность стрельбы главного калибра даже в случае повреждения борта и крена в сторону про­тивника. Но поскольку башни для строившихся крейсе­ров уже были заказаны и находились в той или иной сте­пени готовности, было решено в качестве эксперимента уменьшить угол возвышения до 50° только в башенных установках, предназначенных для только что заказанно­го крейсера "Эксетер". Таким образом, последний получил башни модификации Mkll*. Забегая вперед, можно ска­зать, что этот эксперимент ни к чему не привел и во вре­мя восстановительного ремонта после боя у Ла-Платы угол возвышения орудий на крейсере "Эксетер" также был увеличен до 70".
Боезапас на каждое орудие был увеличен до 172 снарядов и состоял, в основном, из бронепробивающих снарядов с замедлением типа СРВС (Common Pointed, Ballistic Cap — полубронебойный, с легким колпачком для улучшения баллистики) и 20 фу­гасных типа НЕ.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Ночные стрельбы
В качестве универсальной артиллерии для крейсеров типа "Йорк" были избраны четырехдюймовки (102 мм) "Vickers QF MkV", принятые на вооружение перед Первой мировой войной и настолько хорошо себя зарекомендо­вавшие, что ими продолжали вооружать корабли всех классов, от тральщиков до линкоров, весь последующий межвоенный период, а последние модификации этого удачного морского орудия принимались на вооружение в конце 30-х годов, то есть непосредственно перед Второй мировой войной. Как и на крейсерах последней серии "Каунти", четыре таких орудия монтировались на одиночных стан­ках НА MklV без щитов и располагались парами по обе­им сторонам носовой дымовой трубы и несколько впе­реди нее, на платформе главной зенитной артиллерии. Станок НА MklV позволял придавать орудию углы возвышения/снижения ствола от −5 до +80°. Масса одно­ствольной установки MkV/MklV достигала, по разным данным, 6803-7183 кг. В качестве боезапаса использова­лись снаряды с латунной гильзой массой 25,4 кг (снаряд массой 14,06 кг и заряд из кордита MD16, масса которо­го варьировалась между 2,76 и 3,32 кг) и длиной 1127 мм. Начальная скорость полета снаряда составляла 728 м/сек (по другим данным, 805 м/сек), дальность стрельбы при угле возвышения 44" — 15030 м, досягаемость по высоте −8763 м (по другим данным, 9450 м), скорострельность — 14 выстрелов в минуту.
Пулеметы Vickers

Погреба боезапаса (в расчете 200 снарядов на одно орудие) находились тут же внизу, под платформой главной зенитной артиллерии, в помещени­ях впереди носового котельного отделения.
В состав автоматического зенит­ного вооружения "йорков" входили до десятка более со­временных, но не более надежных и удобных в обслужи­вании, 7,67-мм (0,303-дюймовых) пуле­метов системы "Льюис" (0.303" machine gun «Lewis»). Масса пулемета составляла 26 фунтов (11,8 кг). Магазинные диски снаряжались 47 патронами в каждом.
И, наконец, следует упомянуть о входивших в состав вооружения обоих крейсеров трехфунтовых (47-мм) са­лютационных орудиях "Гочкиса" (3-pound, 1.85", saluting gun Hotchkiss L40 Mkll). Как и "Каунти", крейсера типа "Йорк" получили по четыре таких орудия, монтировавшихся побортно парами на кормовой надстройке.

Минно-торпедное вооружение

Меньшие размеры корабля, относительно "Каунти", привели к сокращению вооружения . Шесть 533-мм (21-дюймовых) торпедных аппаратов в двух трехтрубных поворотных установках TR-III размещались на главной палубе побортно на миделе, сразу же за срезом полуба­ка.
Как и крейсера III серии "Каунти", «йорки» получили на вооружение более современные, принятые на воору­жение в 1926 году торпеды MkVII, запас которых огра­ничивался теми шестью торпедами, которые находились в аппаратах.

Противолодочное и противоминное вооружение

Вооружение крейсеров дополняли установленные на корме бомбосбрасыватели. Мало сведений.
В качестве индивидуальных средств защиты от якор­ных мин на крейсерах применялись установленные в носу параванные охранители Vickers MklV. На крейсере "Йорк" поплавки параванов крепились по-походному на палубе спардека под крыльями носовой надстройки, на "Эксетер" — также на палубе спардека поза­ди орудийной башни «В».

Авиационное вооружение

Самолет Fairey 3

Стать первым британским крейсером, оснащенным сразу двумя гидросамолетами, суждено было крейсеру "Эксетер". По проекту он имел такой же состав авиационного вооружения, как и "Йорк", однако вариант с башенной катапультой был отвергнут в процессе достройки и он также вступил в строй без авиационного оборудования. Впрочем, таковое отчасти все же имелось: еще в период комплектации на обоих крейсерах по правому борту на уровне кормовой трубы были смонтированы семитонные электроприводные краны фирмы Stossert & Pitt Ltd, ко­торые должны были обеспечить обслуживание гидроса­молетов, а также использовались для спуска и подъема тяжелых плавсредств. Спустя четыре-пять месяцев пос­ле передачи крейсера флоту позади кормовой трубы были смонтированы две пороховые катапульты. Установки правого и левого борта не являлись поворотными и кре­пились жестко на фундаментах, устроенных на спардеке, под углом 35° к диаметральной плоскости корабля. Раздвижные авиационные катапульты тяжелого типа EIIH (Extending Mkll Heavy) были приняты на вооруже­ние флота Британии в 1930 году. Они пред­назначались для запуска самолетов взлетной массой свы­ше 8000 фунтов (3629 кг) со скоростью 57 миль в час (91 км/ч) и выше (в зависимости от взлетной массы самоле­та).
В качестве бортовых разведчиков на "Эксетер" также по­ставили трехместные поплавковые бипланы Fairey IIIF MklllB.
Запас авиационного бензина хранился в специальном отсеке-цистерне в недрах носовой части крейсеров. Боеза­пас (Fairey IIIF мог нести 227-кг бомбовую нагрузку) раз­мещался в снарядных погребах, но в специальных стелла­жах. Масса авиационного вооружения крейсера "Эксетер" (вме­сте с кладовыми авиазапчастей и оборудованием мастерс­ких для ремонта авиационной техники) достигала 80 тонн.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В целом система управления артогнем (СУАО) с несущественными отличиями повторяла проектные установки крейсеров типа "Каунти". Для управления стрельбой главным калибром были оборудованы два раздельных контрольно-дальномерных поста (КДП) с неравноценным оборудованием — носовой (основной) и кормовой (ре­зервный). В качестве главного артиллерийского дирек­тора крейсера получили устройство Mklll (Director Control Tower Mklll — DCT), располагавшееся в основ­ном посту наверху носовой надстройки. На крейсере "Эксетер" башенноподобная над­стройка была устроена с таким расчетом, чтобы ар­тиллерийский директор оказался в 60 футах (18,29 м) над ватерлинией. Кроме того, основной пост оборудовался двумя запасными (такти­ческими) 4,57-м дальномерами, открыто стоящими побортно на верхней пло­щадке башни-надстройки крейсера. Резервные КДП главного калибра размещались на кормовых надстройках крейсера и оснащались артиллерийски­ми директорами с 2,44-м (8-футовыми) дальномерами.
Для определения дистанции до цели при ведении ин­дивидуальной (побашенной) стрельбы в артиллерийских башнях поставили по одному 7,31-м (24-футовому) бино­кулярному совмещающему дальномеру. По данным та­кого дальномера вела огонь последняя уцелевшая кормо­вая башня «Y» 13 декабря 1939 года в бою у Ла-Платы, когда централь системы управления огнем была выведена из строя 280-мм снарядами германского рейдера "Граф Шпее".
Для управления зенитным огнем на верхней плат­форме кормовой надстройки был установлен зенитный директор HACS Mk I, оборудованный 3,66-м (12-футо­вым) дальномером, приборами наведения и управления стрельбой и средствами передачи указаний. Там же на­ходился пеленгатор системы Evershed и указатели изме­нения пеленга на цель. Зенитный вычислительный пост располагался в кормовой надстройке.
СУАО крейсеров дополняли:

  • пеленгаторы цели на компасной площадке и в ко­мандирской рубке;
  • приборы Evershed для наведения на цель боевых прожекторов — там же;
  • приборы Evershed для наведения при стрельбе ос­ветительными снарядами в командирской рубке.

Модернизации и переоборудования

"Эксетер" и "Уолрус".

Первые годы эксплуа­тации крейсера показали необходимость улучшения их мореходных качеств. Это было достигну­то увеличением протяженности полубака (приблизитель­но на 12 м), который, заканчиваясь за носовой дымовой трубой, достигал теперь половины длины корпуса. Эти работы проводились на крейсере "Эксетер" в сентябре 1933 года.
Тогда же произошли первые и единственные в дово­енный период изменения в зенитном вооружении. На крейсере сняли допотопные "пом-помы" Mk II/Mk II. Несколько позднее их штатные места побортно от носовых надстроек заняли только что принятые на воо­ружение 12,7-мм зенитные пулеметы Vickers Mk III/62 на счетверенных станках Mk I. "Пом-помы" и пулеметы разработаны на базе пулемета Максима, поэтому для вооружения характерны общие недостатки. Малая дальность эффек­тивного огня — всего 730 м. Недостатки автомата усугублялись еще и малой эффективностью боевого воздействия 37-граммовой пули-болванки, не обладавшей взрывным действием.

В 1937—1938 годах на крейсере произошла очередная замена самолетов бортовой авиации. Вместо окончательно устарев­ших Fairey IIIF на корабль поставили летающую лодку "Уолрус" (Supermarine Walrus Mk I). Появление летающей лодки "Уолрус" ("Морж"), разработки британской авиа­строительной компании Supermarine Aviation Works, в варианте катапультного разведчика-корректировщика привело к постепенному исчезновению с кораблей и гид­ропланов-торпедоносцев.
QF 4-inch Mk.XVI guns, HALA Mk.XIX
Летающая лодка в сравнении с поплавковыми самолетами имела неоспоримое преиму­щество — большую мореходность, которая являлась ос­новным критерием при оценке схемы бортового самоле­та.

Тем изменения в вооружении на крейсерах этого типа в предвоенный период и ограничились. Объясняется это прежде всего тем, что новейшие образцы вооружений в этот период поступали в первую очередь для оснащения вступающих в строй новых боевых единиц флота либо для основательно модернизируемых кораблей.
"Эксетер" лишился своих салютационных «гочкисов» в начале войны. 13 декабря 1939 года в бою с германским тяжелым крейсером "Граф Шпее" в ус­тье реки Ла-Платы "Эксетер" получил тяжелые повреждения и в феврале 1940 года прибыл в метрополию для произ­водства ремонтных работ. После ознакомления с объе­мом разрушений на корабле, в Адмиралтействе было принято решение наряду с необходимым ремонтом про­извести и целый ряд модернизационных работ. В этот период на фронте продолжалось состояние "странной войны", в боевых действиях на море после ухода с ком­муникаций рейдера "Доичлэнд"(Deutschland) и гибели "Адмирала Графа Шпее" также на­ступил перерыв, поэтому Адмиралтейство посчитало воз­можным вывести тяжело поврежденный крейсер в резерв на более продолжительный срок. В связи с этим началь­нику Отдела кораблестроения Адмиралтейства сэру Стэнли Вернону Гудоллу (DNC Sir Stanley Vernon Goodall) было предложено подготовить перечень мероп­риятий по модернизации крейсера. Уже в конце февраля на корабле начались работы согласно представленному Гудоллом проекту реконструкции.
В связи с трудностями военного времени ремонтно-модернизационный период затянулся. На крейсере был выполнен значительный объем восстановительных работ по корпусу и главной энергетической установке. Кроме того, по левому борту полубак был продлен дальше в корму, в его борту сделали вырез-нишу для торпедного аппарата. В силу каких-то объективных причин то же не было сделано по правому борту, а в связи с переносом торпедных аппаратов в сторону носа, протяженность полубака здесь даже несколько сократилась. Фактичес­ки все надстройки были заменены новыми. В связи с ус­тановкой дополнительного оборудования управления стрельбой и платформ зенитной артиллерии первона­чальный вид надстроек был изменен, в основном, в сто­рону увеличения площади. Вместо легких мачт-одноде­ревок смонтировали более низкие треноги, изменили со­став и систему размещения плавсредств. Следует также отметить, что, в отличие от "Каунти", в ходе войны лишив­шихся вторых якорей и их клюзов по правому борту, на крейсере "Эксетер" якорное оборудование осталось неизмен­ным.

"Пом-Пом"
Однако главное внимание, естественно, уделялось усилению огневой мощи корабля. Много времени занял восстановительный ремонт носовых башен артиллерии главного калибра, разбитых прямыми попаданиями 280-мм снарядов германского рейдера. К тому же теперь было не до экспериментов, и угол возвышения орудий главно­го калибра довели до общего стандарта — 70°. Прежние одноствольные 102-мм универсальные орудия MkV/ MklV заменили таким же количеством сдвоенных уста­новок того же калибра QF MkXVI/45 на станках MkXIX. Позиции четырехдюймовой артиллерии стали более раз­несенными по длине корабля: пару носовых установок разместили в бортовых спонсонах, устроенных по обе стороны носовой надстройки, а кормовые смонтирова­ли побортно на специальных платформах за кормовой дымовой трубой.

Зенитную артиллерию ближнего боя представляли два 40-мм восьмиствольных автомата Vickers MkVIII на станках MkVI, принятых на вооружение в 1936 году. Эти "пом-помы" унаследовали все множественные недостат­ки своего одноствольного предшественника, превосходя его лишь в плотности огня, дальности эффективной стрельбы (1554 м) и, естественно, в весе. Для их размеще­ния на крейсере были сооружены две платформы, примы­кавшие к кормовой надстройке, на которой установили оборудование для управления стрельбой "пом-помов". Дополнением зенитного вооружения должны были стать уже знакомые нам 20-мм автоматы Oerlikon MkIV/65 на станках MkIII. Позиции для установки "эрликонов" были подготовлены на крышах башен главного калиб­ра "В" и "Y", но сами автоматы, очевидно, ввиду их не­хватки, смонтированы так и не были.
Состав и размещение авиационного оборудования ос­тались прежними, если не считать замены пусковых ус­тановок более мощными раздвижными катапультами тяжелого типа EIVH. Зато количество самолетов, бази­ровавшихся на крейсере, было сокращено. Отныне "Эксетер" нес только одну летающую лодку "Уолрус".

Торпедные аппараты сместили в сторону носа и они располагались теперь на уровне носовой дымовой тру­бы. Аппарат левого борта разместили в специально уст­роенной нише. Торпеды MkVII заменили парогазовыми MkIX образца 1930 года без количественного увеличения боезапаса (по-прежнему, шесть торпед в аппаратах). Помимо более выгодных весовых характеристик, торпе­ды MkIX обладали большей дальностью и скоростью хода.
Некоторые изменения претерпела и СУАО крейсера. В то время как носовой (главный) и кормовой дальномерные посты артиллерии главного калибра практически со­хранили прежнее оборудование, огнем зенитной артил­лерии управляли теперь два зенитных директора типа HACS MkIII. Один из них был установлен на носовой надстройке позади главного артиллерийского директо­ра, второй — на штатном месте на кормовой надстройке. Свое прожекторное оснащение крейсер сохранил в пол­ном составе.
Последняя версия КЕВ "Эксетер" 1942 год

К моменту окончания работ и повторного вступления крейсера в строй (март 1941 года) на вооружении Коро­левского флота состояли около десятка радиолокацион­ных систем разных типов. Тем не менее, достоверно из­вестно об оснащении крейсера "Эксетер" лишь одной из них — радаром воздушного обнаружения со счетно-решающим устройством заградительного огня «тип 279». Этот прибор работал в семиметровом диапазоне, позволяя обна­руживать цели на высоте 5000 метров на дальности до 100 км. Система имела раздельные антенны излучателя и при­емника, представлявшие собой два параллельных диполя с отражателями. Антенны монтировались на стеньгах мачт: передающая на фок-мачте, приемная на гроте. На фок-мач­те был также размещен радиоуказатель типа HF/DF («Huff Duff»).
В результате модернизационных мероприятий в зна­чительной мере возросло водоизмещение корабля. Пол­ное водоизмещение крейсера теперь превышало 11000 т.

История службы

Предвоенная служба

1931
Июль
27: Приписан для службы во 2 эскадру крейсеров, Атлантический флот.
28: В Эксмуте, корабль посещают представители города Эксетер.
Вторая эскадра
Август Учения с кораблями эскадры для совместного несения службы. По завершению поход в Портсмут, для устранения дефектов обнаруженных во время совместных учений.
Сентябрь
14: Во время перехода в Атлантический флот в городе Инвергордон. Были объявлены изменения в оплате военно-морскому персоналу, что привело к мятежу среди некоторых команд кораблей Атлантического флота.
15: Прибытие в Инвергордон, Атлантический флот находится в состоянии смятения и беспорядка. Примечание: никаких беспорядков на борту.
17: Флотская дисциплина восстановлена, корабли предпринимают походы в города приписки. Поход а Плимут.
Октябрь - Декабрь Размещение в городе Плимут.
1932
Январь - Март Принял участие в весеннем круизе флота метрополии(«Home Fleet Spring Cruise», он же "Домашний флот") вместе с кораблями эскадры. Возвращение в Плимут, после завершения учений и посещения портов Вест-Индии.
Апрель - Июнь Подготовка для визитов в порты Соединенного королевства, включая Ливерпуль, Илфракомб и Сент Айвс.
Июль Присутствие на королевском смотре флота его Королевским высочеством королем Георгом V.
Август - Сентябрь После отбытия присоединился к силам эскадры для визита Копенгагена, в рамках Британской выставки.
Октябрь - Декабрь Эскадренные учения.
1933
Январь - Март Назначение эскадры, учения («Spring Exercise programme») с визитами в порты Испании.
Апрель - Июль Принял участие в визитах эскадры в Норвегию и Швецию.
Август Начато переоснащение в городе Девонпорт.
Сентябрь Переоснащение.
Октябрь
10: Назначение на службу в восьмую эскадру крейсеров, Америка и Вест-Индия.
Ноябрь
13: Выход из порта Плимут на замену крейсеру HMS Durban("Дурбан") в Гибралтар.
16: Прибытие в Гибралтар.
28: Смена крейсера "Дурбан" в 8 эскадре.
Декабрь Поход с целью соединения с эскадрой на Бермудах.
6: Прибытие в Вест-Индию.
1934 Развертывание эскадры, служба в Южной Америке. Визиты в порты Бразилии, Аргентины и других стран. Также посещались Фолклендские острова.
"Эксетер" и флот США. Панамский канал 1934.
1935
Январь - Июль Эскадра развернута в Южной Атлантике для несения службы.
Август Перевод для удаленного несения службы в Средиземное море и отправка на усиление первой эскадры в Александрии. Это была часть ответа Британии для Италии, на угрозу захвата Абиссинии.
Сентябрь
5: Отбытие из Порт Стэнли, в первую эскадру.
30: Присоединился к крейсерам HMS Berwick, London, Shropshire, Sussex, Ajax (Корабли Его Величества "Аякс", "Сассекс", "Шропшир", "Лондон", "Бервик") в Александрии.
Октябрь - Декабрь Участие в учениях флота и развертывание в восточной части Средиземного моря.
1936
Январь - Июнь Продолжается служба с первой эскадрой крейсеров. Примечание: Средиземноморский флот принимал участие в совместных учениях с "Домашним флотом" каждую весну, обычно в западном части Средиземного моря и Атлантики.
Июль Отпущен со службы в Средиземном море, для возврата в Соединенное Королевство для переоснащения и повторного ввода в строй.
14: Вышел из Александрии.
27: Прибыл в Девонпорт для переоснащения и повторного ввода в строй.
Август - Ноябрь На переоснащении.
Декабрь Выполнение испытаний в бухте.
29: Ввод на службу в Вест-Индию.
31: Переход из города Плимут для воссоединения с эскадрой.
1933-1936
1937
Январь
7: Прибытие в Сент Винсент.
10: Поход в Монтевидео для продолжения несения службы с отрядом в Южной Атлантике.
Февраль - Апрель Развернут в Южной Атлантике.
Май Поход на Бермуды.
Июнь Отправлен на Тринидад с крейсером "Аякс" для помощи гражданским в усмирении бунта. Королевские морпехи высаживались для защиты нефтедобывающие инфраструктуры.
Июль - Декабрь Эскадра развернута в Вест-Индии.
1938 Эскадра развернута в Вест-Индии. Учения и визиты в порты США. Развернут на западном побережье Южной Америки.
1939
Январь Отправлен с крейсером "Аякс" на помощь для устранения последствий землетрясения в Талькауано, Чили. Для восстановительных работ высаживались ремонтные бригады.
Февраль В Талькауано.
Март Обратный поход на Бермуды.
Апрель - Июль Развернут с эскадрой для учений и визитов. Подготовка для обратного похода в Девонпорт и роспуска.
Август Поход в Плимут.
17: Прибытие в Девонпорт и начало периода роспуска. Корабль задержан в связи с нагнетающейся политической обстановкой.
23: Экипаж вновь собран и готов продолжить службу в Южной Америке, эскадре Вест-Индии.
25: Выход из города Плимут и эскорт военного транспорта ss Dunera ("Дунера") во время перехода в Кабо-Верде. Курс на Фритаун после выхода из эскорта.
Сентябрь
1: Вышел из Фритауна в Рио-де-Жанейро.

Военная служба

3: Назначение в Южную Америку, эскадру Вест-Индии. Развертывание в южной Атлантике для защиты торговли и перехвата кораблей Германии.
8: Патруль в районе Рио-де-Жанейро вместе с крейсером "Аякс".
9: Встреча крейсера "Аякс" и совместный поход в устье Ла-Платы.
15: Эскорт конвоя из устья вместе с эсминцем HM Hotspur ("Хотспур").
20: Патруль Рио-де-Жанейро.
Октябрь
5: Назначен в группу охотников G вместе с крейсерами HMS Cumberland ("Камберлэнд"), "Аякс" для поиска корабля противника "графа Шпее" в южной Атлантике.
27: Поход к Фолклендским островам без патруля. Теперь "Аякс" - флагман патруля.
Ноябрь Возвращение в область Рио-де-Жанейро для патрулирования.
22: Ведение поиска. Поход к Фолклендским островам через область Ла-Платы.
30: Прибытие в Порт Стэнли для переоснащения.
Декабрь
9: Получено послание присоединиться к "Аяксу" и крейсеру HM Achilles ("Ахиллес") в устье Плато, есть основания скорого перехвата "графа Шпее".
13: Битва у Ла-Платы. Принят бой против вместе с "Аяксом" и "Ахиллесом", против "графа Шпее". Тяжелые повреждения от 11 дюймовых (280 мм) снарядов, большие потери, неконтролируемый пожар. Корабль продолжает вести бой, до тех пор пока затопление не приводит к замыканию проводки. Выход из боя с огромными повреждениями и без орудий. 63 человека погибло и 23 ранено.
15: Поход в Порт Стэнли, после помощи от крейсера "Камберлэнд".
20: Временный ремонт в Порт Стэнли.
1940
Январь
21: Начат переход в Соединенное Королевство. Часть пути под эскортом крейсеров HMS Dorsetshire ("Дорсетшир") и "Шропшир", затем на помощь пришли крейсеры HM Devonshire ("Девоншир") и "Камберлэнд".
Февраль
10: К эскорту присоединился линейный корабль HMS Renown ("Ринаун"), а также авианосец HMS Ark Royal ("Арк Роял") с экраном из эсминцев.
14: Эсминцы Британии Vesper "Веспер" и Whitshed "Вайтшед" вышли из ордера, для помощи выжившим потопленного транспорта "Султан Стар".
15: Прибытие в Плимут для ремонта и модернизации, в том числе установка авиационного радара Type 279 и новых средств ПВО.
23: Команда корабля промаршировала по Лондону в "Гилдхолл"(Guildhall luncheon).
Март - Декабрь На переоснащении Королевских доках, Девонпорт
1941
Январь - Февраль На переоснащении.
Март Переоснащение затягивается, по причине воздушных рейдов на Плимут.
10: Приемка в городе Девонпорт.
24: Поход в Скапа-Флоу и патруль Дуврского пролива.
26: Присоединение к первой эскадре крейсеров флота метрополии в Скапа-Флоу. Обустройство.
Апрель Обустройство.
26: По завершению назначен в Северный Патруль(Northern Patrol) для перехвата рейдеров Германии.
Май Переведен в эскадру Ист-Индии.
22: Эскорт военного конвоя WS8B с крейсером Его Величества Cairo "Каир", эсминцами Cossack, Maori, Sikh, Zulu ("Казак","Маори", "Сикх", "Зулу") и польским эсминцем "Пиорун" (ORP PIORUN) через Мыс Доброй Надежды на встречу Ист-Индийским судам. Конвой был бы уязвим в случае успешного прорыва кораблей Германии Bismarck "Бисмарк" и Prinz Eugen "Принц Ойген".
26: Эсминцы ушли из конвоя в поисках линкора Германии "Бисмарк".
Июнь
2: Эсминцы Британии Duncan (эсминцы типаC и D, "Данкан") и Boreas "Бореас" присоединились к эскорту во Фритаун.
3: Корвет HMS Marguerite ("Маргарит") присоединился к эскорту.
4: Выход из эскорта WS8B по прибытию в Фритаун.
6: Поход из города Фритаун в Дурбан, в качестве океанского эскорта конвоя WS8B вместе с эсминцами Британии "Данкан", "Бореас" и Highlander ("Хаилэндер") в качестве местного эскорта.
8: Местный эскорт ушел.
20: Выход из конвоя WS8B, по прибытию в Дурбан.
27: Поход из города Дурбан, в качестве океанского эскорта конвоя WS8B во время перехода в Аден.
Июль
4: Прибытие в Аден, выход из конвоя WS8B. Назначение на защиту торговых маршрутов в Индийском океане, на время возврата в Дурбан.
Август Защита торговых маршрутов.
27: Эскорт конвоя до города Дурбан из города Аден.
Сентябрь
2: По прибытию в Дурбан, вышел из эскорта для определения дальнейшего использования атолла Адду Восточным флотом. По завершении, взят курс на Аден.
26: Поход в Коломбо из города Аден.
Октябрь Заход в Коломбо. Назначен в Бенгальский залив для эскорта конвоя. Эскорт конвоя из Калькутты в Рангун.
Ноябрь Назначение на эскорта конвоя из Цейлона в пролив Банка.
Декабрь Эскорт в Сингапур. Этот эскорт последний перед объявлением войны Японией.
7: Выход из конвоя, для присоединения к группе сил Z в Сингапуре. (Примечание: не успел присоединиться к группе, до того как она отчалила. Бой у Куантана).
1942
Январь Эскорт военного конвоя в Сингапур.
7: Переведен под командование ABDA в порту Таньюнг Приок для службы вместе с "Западной Ударной Силой" (Western Striking Force), состоящей из австралийских, британских, американских и нидерландских военных кораблей. Задействован в эскорте судов для прохода через пролив Сунда в Индийский океан из Сингапура.
9: Присоединился к крейсерам Британии Emerald ("Эмеральд"), "Дурбан" и шлюп Его Величества "Джамна" (Индия) для усиления океанского эскорта военного конвоя DM1 на время прохода конвоя от атолла Адду в Сингапур.
13: Вместе с ("Эмеральд"), "Джамна", эсминцами Его Величества Jupiter ("Юпитер"), Encounter ("Энкаунтер") и Vampire ("Вампир" (Австралия)). По прибытию конвоя DM1 в Сингапур, вышел из конвоя. Назначен в "Западную Ударную Силу" (Western Striking Force).
27: Эскорт конвоя BM11 в Сингапур вместе с крейсерами Его Величества Dragon ("Дрэгон") и "Дурбан".
29: Прибытие в Сингапур с BM11.
Февраль
Суматра 1942
1: Эскорт двух кораблей США из Батавии в пролив Сунда вместе с эсминцем "Вампир" (Австралия) и эсминцем "Юпитер".
3: Эскорт девяти военно-транспортных кораблей через пролив Сунда до Батавии и Сингапура вместе с крейсером Его Величества Danae ("Даная"), эсминцем Австралии "Вампир" (Австралия), шлюпы "Ярра" (Австралия), "Сатледж" (Индия) и нидерландским крейсером Java ("Ява"). Поиск вторгшегося японского судна силами ABDA в проливе Макасар и отход перед лицом мощных авианалетов.
5: Прикрытие прохода нидерландского крейсера "Ява" и двух транспортов в Палембанг с подкреплением для обороны Суматры, вместе с крейсером Его Величества Hobart RIN ("Хобарт" (Индия)), эсминцами "Юпитер" и "Энкаунтер". Торпедная атака японской подлодки R34 не имела успеха.
7: Возвращение в Батавию.
13: Вмсете с "Хобарт", нидерландскими крейсерами "Ява" и "Тромп", эсминцем HM Electra ("Электра") и шлюпом "Джамна" (Индия). В качестве эскорта Сингапур-Ява конвоев JS1 и SJ1. Атака японской подлодки 156 потопила один корабль. Эскорт ушел на перехват японского конвоя, о котором сообщили в проливе Банка на подходе к Палембангу. Непрекращающиеся авианалеты заставляют отсупить.
15 февраля. Под авиаударом.
25: Перевод из Таньюнг Приок в Восточную Ударную Силу(Eastern Striking Force), в Сурабаю вместе с крейсером "Перт"(Австарлия), эсминцами "Юпитер", "Электра" и "Энкаунтер".
26: Присоединился к "Восточной Ударной Силе" в Джилатжап и незамедлительно отправлен на поиски японских конвоев вторжения. Ничего не обнаружено, тяжелые авианалеты.
27: Первое сражение в Яванском море. В бою вместе с "Восточной Ударной Силой" против японских крейсеров IJN Haguro, Naka, Nachi, Jintsu ("Хагуро", "Нака", "Начи", "Джинтсу"), сопровождаемых эскортом из 14 эсминцев. Попадание 8-дюймового (203 мм) снаряда по правому борту, взрыв в бойлере. Скорость упала до 11 узлов. Возврат в Сурабаю на ремонт, под эскортом нидерландского эсминца "Витте де Витт". От дальнейших повреждений спасла решительная атака эсминцев "Юпитер", "Электра" и "Энкаунтер" на эсминцы противника. Эсминец Его Величества "Электра" потоплен.
28: Приказано предпринять переход до Австралии вместе с "Энкаунтер" и эсминцем USS Pope ("Поуп"). Пункт назначения изменен на Коломбо, корабль слишком сильно осел для прохода через пролив Бали, к тому же угроза воздушных атак со свежих аэродромов. Повреждение бойлера ограничивают скорость 23 узлами. Замечен японским самолетом вскоре после выхода из гавани.
Март
1: Попал в засаду. Второе сражение в Яванском море.

Гибель

Предпосылкой к гибели было первое сражение в Яванском море.
Тяжело поврежденный крейсер 27 февраля 1942 года после сражения оказался в порту Сурабая, где провел аварийный ремонт.
28 февраля 1942 года корабль получил распоряжение идти на ремонт к Австралии с эскортом из эсминца Его Величества "Энкаунтер" и эсминца США "Поуп". Были проведены замеры и выяснилось, что корабль слишком погрузился в воду и не пройдет пролив Бали. Плюс к этому количество свежих аэродромом врага повышало уровень риска. Было принято решение идти на Коломбо. Выйдя из гавани "Эксетер" тут же был замечен японским самолетом-разведчиком.

1 марта 1942 года корабль попал в засаду. Второе сражение в Яванском море началось.

В 9:35 с юга были замечены два тяжелых крейсера. Это были японские "Начи" и "Хагуро". Корабли союзников повернули на северо-восток и увеличили скорость, но вскоре обнаружили несколько кораблей, приближающихся с северо-запада. Это были японские тяжелые крейсеры IJN Ashigara ("Асигара") и Myoko "Мёко", а также два эсминца. В 10:20 японские корабли открыли огонь. "Эксетер" получил попадание в бойлерную и потерял контроль над основным вооружением. Эсминцы союзников попытались поставить дымовую завесу и организовать торпедную атаку, но эсминец IJN Inazuma ("Инадзума") закрыл от торпед японские тяжелые крейсеры. "Эксетер", несмотря на завесу, получает еще несколько попаданий. Пожар выходит из под контроля, выводя из строя электрику тяжелого крейсера. Команда покидает корабль. "Эксетер" топят 610 мм торпедой выпущенной с японского эсминца "Инадзума".
В 11:40 Корабль Его Величества "Эксетер" номер вымпела 68 затонул.
Эсминцы союзников попытались оторваться от японцев, но в 12:50 были потоплены японскими бомбардировщиками с авианосца Ryujo ("Рюдзё").
54 члена команды крейсера убиты при исполнении, 651 подобраны японскими кораблями и стали военнопленными (POW). Позже еще восемь скончалось от ран.
В сентябре 1945, те кто пережил плен были переданы в городе Макасар кораблем ЕВ "Мэйдстоун" и прибыли в Фримантл 30го числа, для репатриации в Великобританию.

Место гибели

04.25S - 112.32E
Здесь покоится "Эксетер"

В 50 милях южнее Борнео. В 2007 году была проведена экспедиция и обломки были обнаружены.

Командиры

Неполный список:

  1. Capt. Frederick Secker Bell, RN 25 августа 1939 - середина 1940;
  2. Capt. Walter Napier Thomason Beckett, DSC, RN 30 ноября 1940 - 10 марта 1941;
  3. Capt. Oliver Loudon Gordon, RN 11 марта 1941 1 марта 1942.

См. также

Память о корабле

Имя было передано дальше в 1978 году эсминцу Type 42.

Этот корабль в искусстве

  • Художественный фильм «The battle of the river plate» («Битва на речном плато»), 1956 год, 114 мин., Michael Powell and Emeric Pressburger production. Pinewood studios, London, England, released by J.Arthur Rank film distributors Limited. Дублирован на русский язык;
  • Множество художественных картин, есть даже живопись, за различным авторством, посвященных событиям из службы корабля.

Примечания

В литературе не указано точного места гибели. В источниках литературы будет указана статья об экспедиции 2007 года, в ней указано что корабль смещен от официальных координат на 60 миль.

Литература и источники информации