Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

HMS Glorious (1916) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

HMS Glorious (1916)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
[Разоблачение подставы] - Танковые асы Т-44-100 (Р... MIsTeN Общение танкистов 3 2016-12-03 06:16
Что можно делать на станке чпу с рабочим полем 18 ... Never Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 00:51
Что получает Модератор Чата в World of Tanks или о... temkka Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-02 22:40
Дайте плиз кто нибудь аккаунт в worloftanks murad3641299 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-02 22:32
В Москве презентовали УАЗ Патриот World of Tanks E... rudicon Общение танкистов 7 2016-12-03 06:45
Украинским солдатам надоело пешком дезертировать и... Sanchez99 Вопросы по игре World of Tanks 2 2016-12-02 21:18
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
LVMP v.4.0.1.5 для патча WoWP 1.9.7.0 Val-Otval Моды World of warplanes 0 2016-11-13 09:53
Перейти к: навигация, поиск

Статье требуется доработка напильником

Оформление и содержание статьи не соответствует требованиям проекта.

HMS Glorious

Glotious_1.png
HMS Glorious
Служба
Великобритания
Великобритания
Исторические данные
1 мая 1915 года Заложен
20 апреля 1916 года Спущен на воду
30 декабря 1916 года Выход на испытания
17 января 1917 года Сдан
8 июня 1940 года Гибель
Общие данные
19 320 / 22 690т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
239,7 / 24,7 / 7,1м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
829-842чел. Общая численность
Бронирование
76 (51+25)/мм. Пояс/борт
19-25,4+25,4+44,5+25,4мм. Палуба
178-152мм. Барбеты
279/178/330/108мм. Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)
254мм. Боевая рубка
76мм. Румпельное отделение
Вооружение

Орудия главного калибра

Противоминные орудия

  • 6х3 102-мм орудий 4"/45 (10.2 cm) BL Mark IX в установках Mark 1.

Зенитные орудия

  • 2х1 76-мм зенитных орудия 12-pdr [3"/45 (76.2 cm)] 20cwt QF HA Mark I.

Прочие орудия

  • 2х1 47-мм салютных пушки Hotchkiss 3-pdr (1.4 kg) [1.85"/40 (47 mm)] QF Mark II;
  • 5х1 7,7 мм пулеметов 0.303" (7.7 mm) Maxim Machine Gun Mark I.

Минное вооружение

  • 2х1 533 мм подводных торпедных аппарата;
  • 6х2 533 мм надводных торпедных аппарата.
Однотипные корабли
Glorious_2.jpg
Крейсеры «Корейджес» (рус. Храбрый), «Глориес» (рус. Славный) и «Фьюриес» (рус. Яростный) — три творения адмирала Фишера, единственные и уникальные в своем роде. 3 огромных корабля создавались для одной единственной операции — «Балтийского проекта» — еще одного детища Фишера. Отмена планов по «Балтийскому проекту» привела к тому, что эти гиганты оказались совершенно не нужными флоту «белыми слонами». Однако им повезло — начиная с «Фьюриеса» именно легкие линейные крейсеры были выбраны для экспериментов по переоборудованию их в авианосцы. Это обеспечило им больший срок службы, чем куда более осмысленным современникам. Данная статья посвящена легкому линейному крейсеру «Глориес». Особенности конструкции и судьба авианосца «Глориес» будут являться предметом отдельной статьи.

История создания

Так называемый «Балтийский проект» был давней идеей адмирала Фишера (англ. Admiral of the Fleet John Arbuthnot "Jacky" Fisher, 1st Baron Fisher, GCB, OM, GCVO). Данный план заключался в высадке русских войск на балтийском побережье Померании, откуда было всего около 150 километров до Берлина. Планировалось, что такая высадка поможет снизить давление германских войск на русском фронте, посеет панику и дезорганизацию в германских тылах. Наряду с «Балтийским проектом» рассматривались другие планы — захват Гельголанда и Боркума, высадка на Бельгийском побережье и операция в Дарданеллах (она и была выбрана несмотря на противодействие Фишера).

В конце 1914 года Фишеру удалось продавить постройку для «Балтийского проекта» трех крупных кораблей. Сделал он это несмотря на сопротивление министра финансов, запретившего строительство кораблей крупнее легкого крейсера помимо уже выделенных лимитов. Однако эта попытка ограничения оказалась очень слабой — ведь речь шла о Фишере и о Британской империи, вступившей в войну и не жалевшей денег на свой любимый флот. Очень быстро родилась концепция «легкого линейного крейсера» (англ. big little battlecruiser) — это название фигурировало в докладе начальника отдела военного кораблестроения Теннисона д’Эйнкорта (англ. Sir Eustace Henry William Tennyson d'Eyncourt, 1st Baronet, KCB, FRS) от 23 февраля 1915 года и письме Фишера к д’Эйнкорту от 6 марта 1915 года.

Особенности выбора тактико-технических характеристик будущих крейсеров и их использования в «Балтийском проекте» сейчас можно только попытаться предположить. Очевидно, они предполагались для обстрелов побережья Померании, где существенную роль играла малая осадка и высокая скорость хода для маневрирования под ответным огнем. Но вот применение на кораблях 381-мм («Корейджес», «Глориес») и даже 457-мм («Фьюриес») орудий выглядит несколько странным. Взять 381-мм орудия предполагалось у недостроенных линкоров типа «Ривендж». Таким образом, в угоду постройке крайне узко специализированных единиц флота (к тому же — сомнительной ценности) затягивались сроки сдачи главной силы флота — линейных кораблей. Впрочем, если верно предположение, что «Глориес» и собратья строились для того, чтобы «застолбить» «Балтийский проект» в противовес Дарданелльской операции (где их использование было неоправданным) — действия Фишера приобретают очертания хитроумного плана. Однако этот план завершился полным провалом — «Балтийский проект» принят не был, Дарданелльская операция была осуществлена (и тоже завершилась провалом), легкие линейные крейсеры были построены и закономерно остались не у дел.

Проектирование

Концепция проекта «Глориеса» была разработана д’Эйнкортом и озвучена в докладе от 23 февраля 1915 года. Она основывалась на том, что легкий линейный крейсер должен был действовать на мелководье у побережья Померании — там его не могли достать крупнокалиберные орудия германских линкоров и линейных крейсеров и торпеды подводных лодок. Для этого осадка должна была быть на 1,67 м меньше, чем у линкоров. Лучшей защитой была объявлена скорость 32 узла — больше, чем у большинства легких крейсеров того времени. Противоминная защита включала в себя були и позволяла противостоять минам. 4 381-мм орудия главного калибра позволяли противостоять любому боевому кораблю того времени. Главный броневой пояс… состоял из плит всего-навсего 76-мм толщины. В этом отношении «Глориес» (ну и «Инкомпэрэбл») можно считать апофеозом «Фишеровской» концепции британских линейных крейсеров, в которой броневая защита сознательно была принесена в жертву высокой скорости хода и мощным орудиям ГК.

В сущности, д’Эйнкорт при разработке проекта принял за основу последние линейные крейсеры «Рипалс» и «Ринаун» с которых сняли одну башню ГК (носовую линейно-возвышенную) и уменьшили толщину броневого пояса до жалких 76 миллиметров. Форма корпуса повторяла «Рипалс» в несколько уменьшенном виде.

Строительство и испытания

«Глориес» в 1916 году перед выходом на испытания
Фишер требовал, чтобы его детища были построены всего за 12 месяцев, поэтому проектирование и строительство велись чрезвычайно быстро. И хотя срок выдержан не был, 20 месяцев для постройки столь крупных боевых единиц — очень хороший результат. «Глориес» был заложен 1 мая 1915 года на верфи «Харлэнд энд Волфф» — знаменитой британской судостроительной фирме из Белфаста (в числе прочего, строившей «Титаник»). 20 апреля 1916 года корабль был спущен на воду, 14 октября - предъявлен к испытаниям, в 30 декабря того же года — вышел на испытания. При мощности машин 93 780-94 450 л.с. скорость корабля составила 31,58 уз. В состав флота «Глориес» был включен одновременно с заложенным на месяц раньше «Корейджесом» — 17 января 1917 года.

К моменту достройки неудача Дарданелльской операции привела к окончательному отказу от «Балтийского проекта», Фишер ушел в отставку, но строительство кораблей продолжалось — останавливать его посчитали необходимым для усиления эскадр линейных крейсеров. При этом признавалось, что для противодействия линкорам и линейным крейсерам эти корабли слишком слабы, в качестве противников рассматривались только германские легкие крейсеры. В июне 1916 года прорабатывался вопрос о перестройке их в гидроавиатранспорты, но главный контролер флота отверг данный проект. В авианосец в марте 1917 года стали перестраивать третий корабль — «Фьюриес». А «Глориес» и «Корейджес» ожидали данной участи до 1924—1928 годов.

Описание конструкции

Корпус

В окончательном проекте «Глориеса» его нормальное водоизмещение составило 19 320 тонн. Осадка носом — 7,08 м и кормой — 7,14 м. Полное водоизмещение составляло 22 690 тонн. Размерения корабля в различных источниках (Брейер, Конвей, Кэмпбелл) отличаются. Согласно Конвею длина составила 239,7 м, ширина — 24,7 м, осадка — 7,1 (средняя). Высота надводного борта в носу крейсера при нормальном водоизмещении составляла 8,5 м, а в корме — 5,2 м. Корпус «Глориеса» разделялся на 30 водонепроницамых отсеков. Двойное дно простиралось на 83 % длины. Материалом корпуса служила сталь, сборка — традиционная клепка. Метацентрическая высота составила 1,17 м при нормальном водоизмещении, 1,77 м — при полном.

Внешне «Глориес» напоминал «Ринаун» и был очень красивым кораблем с изогнутым форштевнем, одной широкой дымовой трубой и двумя башнями главного калибра.

Бронирование

Схема бронирования крейсеров типа «Корейджес»
Бронирование «Глориеса» было чрезвычайно специфическим, не позволяющим отнести его к линейным силам. Как уже упоминалось, идея, позволившая Фишеру «протолкнуть» постройку этих кораблей заключалась в том, чтобы придать им черты легкого крейсера. Такой чертой и стало бронирование. В качестве брони на крейсере впервые применили высокоупругую сталь HT (англ. High tensile). Ее особенность заключалась в том, чтобы преждевременно взводить взрыватель снаряда, а энергию взрыва поглощала система переборок.

Толщина главного броневого пояса во всех источниках указана, как 76 мм. Однако это не совсем верно, поскольку 51-мм бронелисты были навешены на 25-мм обшивку корпуса, что и дало в сумме 76 мм. То, что обшивка не имела свойств брони во внимание не принималось. Разумеется, такая защита могла выдержать только попадание среднекалиберного снаряда — 152-мм и ниже. Площадь бронирования была значительной. Главный пояс простирался от носового до кормового барбета. Он возвышался над ватерлинией на 7,01 м и прикрывал борт за ватерлинией на 1,37 м.

Фрагмент подлинного чертежа «Корейджес», показывающий его ПТЗ
От главного пояса дальше в нос уходил 51-мм передний пояс, завершавшийся носовой 51-мм поперечной переборкой. Носовой и кормовой барбеты также прикрывались поперечными траверзами — носовой 76-мм, кормовой — 51-мм. Еще одна 76-мм переборка перекрывала главный броневой пояс в корме. Основания дымоходов прикрывались внутренней 19-мм переборкой за главным поясом и 25,4-38-мм — выше его.

Согласно Конвею башни главного калибра имели лобовую броню 279-мм, задняя стенка — 330 мм, бока — 178-мм, крыша — 108-мм. Командирских колпаков башни не имели, вместо них были амбразуры в лобовой плите (ослаблявшие бронирование). Барбет носовой башни в незабронированном объеме имел толщину 178-152-мм, затем уменьшаясь до 102-мм и до 76-мм от главной палубы и ниже. Кормовой барбет в забронированном объеме везде имел толщину 76-мм, в незабронированном — 178-152-мм.

Передняя рубка первоначально бронировалась 178-мм листами брони, затем — 254-мм с 76-мм полом и 51-мм крышей. Пост управления артиллерийским огнем бронировался 152-мм броней, крыша — 76-мм.

По традициям того времени палубная броня разделялась на 4 тонкие палубы. Палуба полубака бронировалась от носового до кормового барбета 19-25,4 мм листами (в центре забронированными были только части палубы у бортов. Верхняя палуба бронировалась 25,4 мм плитами от носовой переборки до кормового барбета. Главная палуба по проекту имела толщину 19 мм в плоской части и 25,4 мм на скосах. После Ютландского сражения ее толщину увеличили до 44,5-51 мм, уложив дополнительные 25,4 мм плиты. Наконец, нижняя палуба прикрывала оконечности — 25,4 мм плиты от барбетов до форштевня и ахтерштевня, лишь над рулевыми машинами ее толщина составляла 76 мм. Общая толщина палубной брони колебалась от 76 до 102 мм.

Противоторпедная защита была представлена неким подобием булей — двойной борт изгибался наружу от корпуса. Небольшие були были внутри корпуса — на 3,66 м вглубь него. Они простирались по длине погребов, машинных и котельных отделений. Также противоминная защита обеспечивалась 25,4-38-мм переборками вдоль бортов между барбетами, которые замыкались 25,4 мм траверзами.

Энергетическая установка и маневренность

Энергетическая установка легких линейных крейсеров для Британского флота была революционной. Наконец-то начальнику отдела военного кораблестроения и начальнику инженерно-технической службы флота удалось добиться установки на крупные боевые корабли технических новинок того времени — водотрубных котлов с трубками малого диаметра и турбин с зубчатыми редукторами.

Как указывалось выше в проекте была заложена скорость в 32 узла, позволявшая «Глориесу» уходить не только от линкоров и линейных крейсеров противника, но и при необходимости — от легких крейсеров и даже эсминцев. Для этого требовалась мощность ГЭУ не менее 90 000 л.с., что и привело к применению технических новшеств.

Котлы «Ярроу». Фото начала 1920-х годов
ГЭУ представляла из себя сдвоенную турбинную установку легкого крейсера «Чемпион» с установкой 18 котлов вместо 8. Преимущество новых котлов очень наглядно проявилось в их количестве — «Глориесу» для развития 90 000 л.с. требовалось 18 котлов, а «Ринауну» для 112 000 л.с. — 42 котла старого типа. 18 котлов типа «Ярроу» (давление пара 16,5 кгс/см2) располагались в трех линейно расположенных котельных отделениях по 6 в каждом с выводом дыма в одну трубу.

Турбины размещались в двух продольно расположенных машинных отделениях длиной 12,8 м. На «Глориесе» были установлены турбины системы «Парсонс» произведенные верфью «Харлэнд энд Волфф», вращавшие 4 винта через зубчатую передачу. Каждый из 4 комплектов турбин включал в себя турбины высокого, низкого давления и заднего хода. Тубины высокого давления и заднего хода вращали внешние валы, турбины низкого давления — внутренние.

Запас топлива составлял 750 тонн нефти (при нормальном водоизмещении) и 3 160 тонн — при полном. Это обеспечивало дальность плавания в 6 000 миль 20 узловым ходом.

Вооружение

Главный калибр

381-мм орудийная установка Mark 1
Главный калибр «Глориеса» был представлен четырьмя орудиями калибра 381-мм, расположенными двух башенных установках Mark 1 — по одной в носу и корме. Носовая башня обозначалась литерой А, кормовая — Y. И орудия и башни были унифицированы с «Рипалсом» и «Ринауном» имевшим по 3 установки с 6 орудиями. Башни обеспечивали угол возвышения + 200. Орудия располагались в 10,06 м над уровнем ватерлинии для носовой башни и 7,01 м — для кормовой.

381-мм орудия 15"/42 (38.1 cm) Mark I были одними из самых известных артиллерийских орудий Британского флота. Под эти орудия, еще не законченные производством, создавались знаменитые линкоры типа «Куин Элизабет». Они же устанавливались на линкоры типа «Ривендж», линейные крейсеры «Рипалс», «Ринаун», «Худ», мониторы типов «Эребус», «Маршал Ней», «Робертс». Наконец, орудия «Глориеса» и «Корейджеса», хранившиеся на складе, получил последний линкор Британии «Вэнгард».

381-мм орудие, обозначавшееся как 42-калиберное, имело длину ствола 16 520 мм или 43,36 калибра, поршневой затвор. Масса орудия составляла 101 600 кг, масса снаряда — 871 кг. Максимальная дальность стрельбы при угле возвышения 200 составляла 22 400 м, техническая скорострельность — 2 выстрела в минуту.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось из двух постов, оснащенных приборами центральной наводки и одного корректировочного — на фок-мачте. На крейсере были установлены 3 дальномера с базой 4,57 м — по одному башнях и носовом посту, 2 с базой 2,74 м — в заднем и корректировочном посту и 1 зенитный 2-метровый в носовом посту. На марсах мачт имелись циферблаты, указывающие дистанцию до цели.

Противоминный калибр

Трехствольная 102-мм установка Mark 1 крейсера «Ринаун»», 1931 год
Так же как на «Ринауне», планировалась установка 16 102-мм орудий в трех- и одноорудийных установках Mark 1. Однако перекомпоновка позволила разместить 18 таких орудий в 6 трехорудиных установках. Установки размещались: 2 побортно от мостика и фок-мачты, 2 побортно от дымовой трубы и 2 продольно спереди и сзади от грот-мачты. Установки были неудачными, перетяжеленными и не позволяющими реализовать скорострельность и быструю наводку легкого противоминного орудия.

102-мм орудие 4"/45 (10.2 cm) BL Mark IX устанавливалось на «Ринауне», «Рипалсе», «Корейджесе», «Глориесе», «Инфлексибле» (при перевооружении), а также мониторах типов «Эребус», «Маршал Ней», шлюпах типа «Флауэр». Оно представляло собой симбиоз более ранних орудий такого же калибра — ствол от Mark V и затвор от Mark VIII. Длина орудия составляла 4 689 мм, вес 2 154 кг. Снаряд весил 14,1 кг, дальность стрельбы — 12 344 м.

Прочая артиллерия

Помимо главного и противоминного калибра «Глориес» нес 2 зенитные пушки 12-pdr [3"/45 (76.2 cm)] 20cwt QF HA Mark I, 2 47-мм салютные пушки Hotchkiss 3-pdr (1.4 kg) [1.85"/40 (47 mm)] QF Mark II и 5 7,7 мм пулеметов 0.303" (7.7 mm) Maxim Machine Gun Mark I.

Торпедное вооружение

По проекту состояло из двух 533-мм подводных торпедных аппаратов, расположенных побортно впереди барбета «А» с боекомплектом 10 торпед. Теоретически он могли стрелять даже на полной скорости, однако, из-за того, что волна изгибала направляющую балку, стреляли только на 23,5 узлах.

В 1917—1918 годах торпедное вооружение было существенно усилено в духе тогдашнего увлечения британцев данным видом оружия. На «Глориесе» дополнительно установили 6 двухтрубных надводных торпедных аппаратов: 2 побортно перед грот-мачтой, 4 побортно спереди и сзади кормовой башни. Однотипный «Корейджес» «осчастливили» всего двумя таким торпедными аппаратами, зато он получил 4 ряда минных путей на корме для постановки 222 мин. «Глориес» мины никогда не нес.

Авиационное вооружение

Кормовая башня «Корейджеса» с самолетом «Сопвич Кэмел»
В начале 1918 года на «Глориесе» (также, как почти на всех крупных кораблях Британского флота) на башнях главного калибра установили деревянные платформы для взлета колесных самолетов. На носовой башне — Sopwich Strutter, на кормовой — Sopwich Camel. Тому, что эти уродливые конструкции ухудшали скорость поворота башен и серьезно ограничивали углы вертикальной наводки значения не придавалось. К счастью, платформы эти на кораблях не прижились.

Судовые системы и оборудование

Якорное устройство состояло из трех 7,62 тонных адмиралтейских якорей и одного 3,05 тонного кормового якоря.

Радиосвязь обеспечивалась радиостанциями типа «I-16» в главной радиорубке и типа «2» — в запасной.

Внешние отличия

Внешние отличия «Глориес» и «Корейджес»
Заключались лишь в том, что на «Корейджесе» площадки для прожекторов, расположенные на дымовой трубе, были на одном уровне, а на «Глориесе» передние располагались немного выше.

Экипаж

Экипаж состоял из 768 человек сразу после постройки, а дальнейшем - в различное время из 829-842 человек.

Интересные факты

  • Как и многие другие британские корабли, «Глориес» имел прозвище Laborious, что можно перевести как «трудоемкий» и Uproarious - «поднятый на смех»
  • «Глориес» и его систершип британцы иронично именовали «белыми слонами» (англ. White elephants). Этого эпитета удостаивались все дорогие и бесполезные корабли Британского флота по аналогии с белыми слонами Индии — красивыми священными и… не приносящими никакой пользы животными.

.

История службы

После окончания испытаний в конце января 1917 года «Глориес» вошел в состав Гранд-флита. Сперва он стал флагманом 3-й эскадры легких крейсеров, затем совместно с «Корейджесом» входил в состав 1-й эскадры легких крейсеров. В 1917 году крейсер участвовал в двух боевых эпизодах.

15 октября 1917 года из Лервика в Берген вышел «скандинавский» конвой из 12 транспортов в сопровождении эсминцев «Мэри Роуз», «Стронгбоу», вооруженных траулеров «Элси» и «П. Феннон». 16 октября 1917 года Адмиралтейство получило сведения о приготовлениях Германского флота к возможному рейду в Северное море. Имелись конкретные сведения о выходе в море крейсера-минного заградителя «Бруммер». Командующий Гранд-флитом Дэвид Битти (англ. Admiral of the Fleet David Richard Beatty, 1st Earl Beatty GCB, OM, GCVO, DSO, PC) направил в море легкие крейсеры для поиска противника. Спустя какое-то время на усиление 2 эскадры легких крейсеров в центральную часть Северного моря были направлены и «Глориес» с «Корейджесом».

Сведения оказались верными, германский флот направил на перехват конвоя «Бруммер» и его систершип «Бремзе». В 70 милях от Лервика они, пройдя через британские патрули, встретили возвращавшийся в Англию конвой. Воспользовавшись тем, что британцы ослабили дисциплину — «Мэри Роуз» ушел далеко вперед, траулеры «Элси» и «П. Феннон» наоборот — отстали, немцы обрушили на конвой всю свою артиллерию. Первым отправился на дно единственный боевой корабль, оставшийся с конвоем — эсминец «Стронгбоу», успевший сделать лишь несколько хаотичных выстрелов, затем — вернувшийся к конвою «Мэри Роуз». После этого немцы спокойно расстреляли 9 из 12 транспортов, все из которых принадлежали нейтральным странам. Ни один корабль не удосужился отправить радиосообщение и Битти узнал о бое лишь в 17.00 (атака началась в 6.00).

«Глориес», «Корейджес» и эсминец типа V-W в походе
Следующая операция, получившая наименование «Второе сражение у Гельголанда» (англ. Second Battle of Heligoland Bight) (нем. Zweites Seegefecht bei Helgoland) состоялась спустя месяц — 17 ноября 1917 года. Британское командование, обеспокоенное усилением противоминной борьбы немцев, траливших британские заграждения, 31 октября 1917 года направило в район Гельголанда отряд легких сил флота, уничтоживших 10 немецких тральщиков. 17 ноября 1917 года рейд решено было повторить с участием 1 эскадры крейсеров («Глориес», «Корейджес», 4 эсминца), 6 эскадры легких крейсеров (4 легких крейсера, 4 эсминца), 1 эскадры легких крейсеров (4 легких крейсера, 2 эсминца). Их прикрывали 1 эскадра линейных крейсеров (5 линейных крейсеров, легкий крейсер, 7 эсминцев) и 1 эскадра линкоров (7 линкоров и 11 эсминцев). С германской стороны им противостояли 4 легких крейсера II разведывательной группы, 8 эсминцев, 3 дивизиона тральщиков, 8 «прорывателей заграждений» (нем. sperrbrecher) и 2 траулера. Их прикрывали линкоры «Кайзер» и «Кайзерин».

В 7.30 англичане заметили немцев, «Корейджес» и легкий крейсер «Кардифф» открыли огонь из носовых орудий. К ним присоединились другие британские корабли. Немцы повернули на обратный курс и прикрывшись дымовой завесой стали отходить. В 9.30 британцы прервали погоню, чтобы не попасть на свое же минное заграждение, к тому же подошли «Кайзер» и «Кайзерин», открывшие огонь и повредившие легкий крейсер «Каледон». За бой «Глориес» выпустил 57 381-мм и 213 102-мм снарядов, не причинив противнику никакого вреда. Зато левое орудие его башни «А» было повреждено осколками немецкого снаряда. С британской стороны «Корейджес» попал 381-мм снарядом в легкий крейсер «Пиллау». В принципе, небольшой германский корабль легко мог быть уничтожен таким снарядом, но попал он в щит орудия. Пушка была уничтожена, но крейсер даже не потерял скорости хода.

21 ноября 1918 года в составе 1 эскадры легких крейсеров «Глориес» принял участие в церемонии капитуляции Германского флота. С 1 февраля 1919 года он был переведен в Розайт в состав резервной эскадры. Экипаж был уменьшен, а крейсер служил тендером линкора «Геркулес». В декабре 1920 года «Глориес» переклассифицировали в учебно-артиллерийский корабль. В 1921—1922 году он являлся флагманом командующего резервной эскадры, с сентября 1923 года — плавбазой резервной эскадры. Казалось, следующим этапом карьеры «Глориеса» могло быть только списание и сдача на слом, но… 14 февраля 1924 года он был переведен на казенную верфь в Розайте, где в течение последующих 6 лет (достраивался в Девонпорте) переоборудован в авианосец. В этом качестве «Глориес» прослужил Британии еще 10 лет и погиб у берегов Норвегии 8 июня 1940 года от огня линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», однако его история, как авианосца должна быть рассмотрена в другой статье.

Известные командиры легкого линейного крейсера «Глориес»

  • Кэптен Чарлз Миллер (англ. Captain Charles B. Miller), 27 августа 1916 года
  • Кэптен Арджентайн Элингтон (англ. Captain Argentine H. Alington), 10 августа 1920 года
  • Кэптен Роулэнд Бэсер Captain (англ. Rowland H. Bather), 12 января 1921 года

См. также

Литература и источники информации

Литература

  • В.Б. Мужеников. Линейные крейсера Англии часть IV. Серия «Боевые корабли мира», 2006
  • John Roberts. Battlecruisers, Chatham publishing, London.
  • Conway’s All the world fighting ships 1906—1921

Ссылки

Галерея