Форум геймеров и читеров 4cheaT
Реклама:

IJN Matsushima (1890) в World of Tanks (WoT)

Поделиться с друзьями:

IJN Matsushima (1890)

Новые темы на Форуме World of Tanks
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Подскажите пожалуйста Ноутбук за 22к рублей, что б... rdg Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 18:01
когда русские танки, самолёты, вертолёты, десантни... rdg Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:46
фашистские ВСУ усилили свои позиции в Донбассе «Гр... koJlya Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:26
Помню где-то читал как можно например, турель от т... devas Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 16:21
Как увеличить ФПС в игре World of Tanks? DaNiK77777 Вопросы по игре World of Tanks 0 2016-12-03 14:52
зароботок в интернете!! Андрейка2307 Вопросы по игре World of Tanks 1 2016-12-03 15:26
Ошибка при запуске World of Warships alex44 Вопросы о World of Warships 0 2016-12-03 12:57
Помогите с не сложным вопросом (для меня сложно) в... vlad228228 Вопросы о World of Warships 3 2016-11-22 13:14
Перейти к: навигация, поиск

Эта статья редактируется участником W1nniePooh:ru (обсуждение) в рамках конкурса.
За нарушение правил конкурса или создание помех в его проведении предусмотрены наказания. Просьба воздержаться от правок.

Приём конкурсных работ завершён. Результаты конкурса «Вики-спринт №10: Корабли Императорского флота Японии (до 1922 г.)» будут объявлены 29 апреля 2015 г.

IJN_Matsushima_1895_001.jpg
«Мацусима» (松島) — бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Считается головным в серии из трех крейсеров типа «Мацусима» (хотя крейсер «Ицукусима» был заложен и спущен на воду раньше). Участвовал в Японо-китайской войне и Русско-японской войне. Как и все корабли серии, крейсер получил название в честь одного из трёх наиболее живописных видов Японии — группы островов Мацусима.

Мацусима

Мацусима
Исторические данные
1886 Заложен
22 января 1890 Спущен на воду
31 июля 1908 Выведен из боевого состава
30 апреля 1908 Гибель
Общие данные
4217 т /т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
99,0 / 15,39 / 6,04м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
ЭУ
Экипаж
352чел. Общая численность
27чел. Офицеры
Бронирование
50мм. Палуба
320мм. Барбеты
100мм. Боевая рубка
Вооружение

Артиллерия:

  • 1×1 320-мм;
  • 12×1 120-мм;
  • 5×1 47-мм;
  • 11×5 37-мм.

Минно-торпедное вооружение:

  • 4 × 356-мм ТА.
Однотипные корабли
  • Ицукусима
  • Хасидатэ


Общие сведения

Проектирование

Заказом предусматривалось постройка трех однотипных кораблей не отличающихся друг от друга, но вскоре пришлось внести поправки в проект в результате чего было решено что орудие главного калибра должно находится в кормовой части корабля. Причиной этого изменения в проекте послужило желание в улучшении мореходности корабля. Справочник Джейна, вышедший после русско-японской войны, назвал "Мацусиму" улучшенной модификацией головного крейсера.


Постройка и испытания

Успешно выполнив сдаточные испытания крейсер был принят заказчиком 5 апреля 1892 г. и официально введен в состав флота. 23 июля того же года "Мацусима" отчалил от берегов франции и прибыл в Сасебо 19 октября 1892 г.

Описание конструкции

Корпус

Для улучшения мореходности было принято решение о переносе орудия главного калибра в кормовую часть корабля. В результате чего было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Также для обеспечения лучшей мореходности был изменен полубак. Появление полубака обеспечило увеличение количество жилых и служебный помещений. Переместились в большей или меньшей степени к носу котлы с дымовой трубой, машины с фундаментами (увеличив длину гребных валов), мачта (вентилировавшая машинные отделения), боевая рубка и мостики. Корпус корабля, тоже с седловатой палубой, получил полубак, улучшавший мореходность.

Бронирование

Схема защиты крейсера особо не отличалось от головного корабля серии. Толщина палубной, рубочной, барбетной брони изготовления завода Шпейдера в Крезо, орудийных щитов осталась аналогичной. Гласисы "Мацусимы", защищавшие главные машины, пришлось сместить к носу, освобождая место для системы подачи 320-мм боеприпасов. Барбет с 320-мм орудием установили на верхней палубе. Его центральная труба подачи снарядов и зарядов из погребов разместилась за переборкой главной машины правого борта. Обзор из боевой рубки и с мостика практически не изменился: впереди внизу вместо барбета на палубе теперь оказались шлюпки со шлюпбалками, а позади - дымовая труба. Конструктивно главное 320-мм орудие "Мацусимы" с его защитой не отличалось от установленного на головном крейсере, а система хранения и подачи боезапасов претерпела изменения, связанные с прохождением валолиний через помещения снарядных (левого и правого бортов) и зарядного погребов.

Энергетическая установка и ходовые качества

По устройству машинных и котельных установок, оборудования, установленного в их отделениях, "Мацусима" практически не отличался от головного корабля. Площадь полной нагревательной поверхности его котлов (общим весом 214,65 т), как и на "Ицукусиме", составляла 1418-1418,7 м2, но для их колосниковых решёток эта величина оказалась несколько выше - 36,18 м2. Требования контракта по мощности и скорости для него оставались такими же. На ходовых испытаниях крейсера полная мощность его энергетической установки достигла величины 6519 л.с. и при форсированной тяге машины "Мацусимы" вращали гребные валы со средней частотой 105 об/мин. Его скорость, рассчитанная после прохождения мерной мили, составила 16,778 узла, превзойдя контрактную. Нормальный запас угля "Мацусимы" составлял 400-405 т, как на головном крейсере. Его полный (усиленный) запас топлива оказался ниже - 650 т.

Экипаж и обитаемость

Экипаж второго корабля серии, как и у "Ицукусимы", состоял из 27 офицеров и 328 матросов (360-382 чел., по разным сведениям). Когда он выполнял функции флагмана, численность увеличивалась за счёт офицеров штаба.

Вооружение

Главный калибр

Уже после закладки корабля было принято решение о переносе орудия главного калибра с носа в корму для обеспечения лучшей мореходности. В результате при сохранившихся основных размерах было полностью изменено размещение средней и малокалиберной артиллерии, погребов боезапаса, бортовых торпедных аппаратов и шлюпок. Появившийся полубак обеспечил лучшую мореходность корабля, по сравнению с другими крейсерами серии.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Все двенадцать 120-мм орудий крейсера устанавливались побортно в его носовой части и первоначально спонсонов не имели. Два из них размещались под палубой полубака между форштевнем и якорями. Их углы обстрела составляли по 125°. Для обеспечения огня прямо по курсу в бортах имелись вырезы. Десять других пушек находились уровнем ниже, на батарейной палубе. Они распределялись равномерно вдоль бортов от дымовой трубы до якорей. Пять одноствольных 47-мм (6-фунтовых) пушек Готчкисса с боекомплектом по 300 выстрелов на ствол устанавливались на "Мацусиме" следующим образом: одна на полубаке возле форштевня, под прожекторной площадкой, и четыре, с углами обстрела по 140°, способные стрелять вдоль диаметральной плоскости - в бортовых спопсопах под палубой полубака, в районе дымовой трубы и миделя. Крейсер вооружался одиннадцатью пятистволь-ными 37-мм пушками Готчкисса с боезапасом по 800 выстрелов на ствол, размещёнными на боевом марсе, палубе полубака (в том числе: две в спонсонах, под крыльями мостика, и четыре без них, в районе якорных клюзов и шпиля). Вероятно, кормовой балкон имел два таких орудия, установленных побортно, чтобы не загромождать внутренних помещений. По различным данным, его лёгкая артиллерия состояла из пяти 57-мм (6-фунтовых) и шестнадцати 47-мм (3-фунтовых), шести 12-фунтовых, четырёх 3-фунтовых и шести 1-фунтовых, шестнадцати 6-фуитовых и шести 1-фунтовых орудий, шести 76-мм скорострельных пушек и шести пулемётов. К 1900 г. "Мацусима" имел на вооружении шесть пулемётов, а в 1905 г. - ни одного.

Минно-торпедное вооружение

На крейсере было установлено четыре надводных торпедных аппарата 356 мм занимающие три помещения. Расположение кормовых и носовых торпедных аппаратов особо не отличалось от главного корабля серии, но за счет установки ТУ на палубе между мачтой и миделем удалось увеличить радиус пуска в чем и превосходил "Ицукусиму". Согласно иным сведениям, все три корабля серии имели по шесть торпедных аппаратов, расположенных под батарейной палубой: два штевневых и четыре бортовых.

История службы

Японо-китайская война

17 сентября 1894 г. крейсер участвовал в сражении возле устья р. Ялу. Точного местонахождения противника японцы не знали. Строй "кучек", для воплощения которого создавались все три корабля серии, не пригодился. "Мацусима" предназначался идти концевым в строю обратного клина и прикрывать атакующих "Ицукусиму" с "Хасидате" с кормы. Единственный из троих имея исправные котлы, он в начале боя возглавил кильватерную колонну главных сил. Кораблём командовал капитан 1 ранга Омото. За ним шли крейсера "Чиода", "Ицукусима", "Хасидате", устаревшие броненосец "Фусо" и канонерская лодка "Хией". Примерно в 12 ч 05 мин японцы определили силы противника. В 12 ч 30 мин их скорость равнялась 10 узлам, а в 12 ч 45 мин - уже 14. Последней броненосец "Фусо", с его изношенными механизмами, и смолоду не развивал. Крейсера "Ицукусима" и "Хасидате", имевшие постоянные проблемы с котлами, также утеряли возможность перемещаться контрактным полным ходом. Вероятно, именно в это время японская эскадра разделилась на два отряда, основным отличием которых стала скорость: главные силы продолжали идти на 10 узлах, а соединение Тзубоя увеличило ход до 14-16 узл. Судя по результатам сражения, вариант взаимодействия групп кораблей с разными скоростями мог отрабатываться на предвоенных учениях. Маневр охвата медленно передвигавшегося противника для создания постоянного огневого перевеса издавна был известен в Азии и Европе. Между 12 ч 20 мин и 12 ч 50 мин флагманский броненосец противника "Тинг Иен" с дистанции 30 каб. произвёл первый залп из 12-дм орудий. Китайские корабли один за другим начинали стрельбу, в основном из носовых пушек. Они пытались идти фронтом, что считалось разумным как таранной тактикой, так и принципом сосредоточения сил. Японцы открыли ответный огонь из 152- и 120-мм орудий позднее, с дистанции около 15 каб. от центра китайской линии, после последовательного поворота на 8 румбов влево, когда смогли ввести в действие артиллерию правого борта. Главный отряд японцев вслед за летучим прошёл вдоль неприятельского фронта и обошёл его правый фланг, потеряв отставшей каплодку "Хией". Соединение Ито уже из пяти кораблей, возглавляемое "Мацусимой" и с концевым "Фусо", вступило в бой с подошедшими наконец крейсерами "Пип Иен" ("Ping Yuen", 2100 т, броненосный, 1890 г.), "Кван Пин" ("Kwang Ping", 1000 т, лёгкий, 1891 г.) и бросившимися им на поддержку миноносцами. До этого момента "Мацусима" существенных повреждений не имел. Атаку миноносцев удалось отразить. Открыв огонь по "Пин Иен", "Мацусима" сблизился с ним до расстояния 1,5 каб. и продолжал сходиться, пока не разошёлся с ним до 6,5 каб. В 14 ч 34 мин он получил попадание 259-мм снаряда с китайского крейсера, который пробил небронированный борт, убил четырёх человек у кормового надводного торпедного аппарата левого борта, прошел через подшкиперскую, пробил цистерну для масла и, ударившись о барбет орудия главного калибра, разбился вдребезги (как потом выяснили японцы, снаряд оказался начинён цементом). "Мацусима", сражаясь с броненосцами, пострадал ещё сильнее, чем в бою с броненосным крейсером "Пин Йен". 305-мм снаряд с "Чей Иен" попал в его батарею, сбил четвертую 120-мм пушку со станка и, разорвавшись, поджёг боезапас, уложенный на палубе. Два 120-мм орудия крейсера вышли из строя. Корабль сильно накренился, на нём показалось пламя. От 15 ч 30 мин до 15 ч 40 мин "Мацусима", получивший серьёзные повреждения, понёсший наибольший среди японской эскадры урон в личном составе, вышел из строя и направился своим ходом в Куре для ремонта. Крейсеру повезло, что из 13 попаданий, в том числе четырёх 305-мм снарядами, ни одно не привело к пробоине в районе ватерлинии и затоплению внутренних отсеков. В этом бою потери экипажа составили 2 офицера и 33 матроса убитыми, 5 офицеров и 71 матрос ранеными. По данным X. Вильсона - 57 убитыми и 54 ранеными или соответственно 35 и 78. Из-за недостатка места в лазарете, к тому же пострадавшем от взрыва патронов 120-мм орудий, раненые укладывались в корме в проходе между офицерскими каютами. Из рапорта командира "Мацусимы" следует, что 320-мм орудие крейсера стреляло три или четыре раза следующим образом. 12 ч 58 мин, первый выстрел, снаряд пролетел над "Тинг Иен". 14 ч 26 мин - второй снаряд попал в носовую часть "Чей Иен". По донесению лейтенантов Епанчина и Шульца 2-го, японцы (вероятно, с "Ицукусимы" - А.Б.) один раз попали 320-мм снарядом в надстройку "Чей Иен". Наши современники считают, что ни броненосцы, ни другие китайские корабли попаданий 320-мм снарядами не получили. Третий (или четвёртый) выстрел снова дал перелёт. Сразу после этого корабль поразили два 305-мм снаряда с "Чеп Йен", которые вывели его барбетную ар-тустаповку из строя: один из осколков повредил гидросистему, рычаг открывания затвора 320-мм орудия оказался деформирован. Орудие, не имевшее резервных ручных приводов, оказалось бесполезным грузом. По сведениям мичмана русского флота Ржевусского, крейсер "Мацусима" получил следующие повреждения по правому борту. В начале боя один снаряд попал в барбет 320-мм орудия, развёрнутого вправо па 130°, и раскололся. Его осколки в нескольких местах пробили верхнюю палубу, кожух дымовой трубы и сбили прожектор с площадки между полубаком и барбетом. Малокалиберный снаряд повредил станок 320-мм орудия, снёс со станка одноствольную пушку Готчкисса и отбросил её к мачте. Осколки снаряда и сбитая артустановка пробили правый контрфорс мачты, повредили палубу и шлюпки. Следующий снаряд пробил борт возле правого запасного якоря, сбил буксирный кнехт и повредил палубу. Ещё несколько малокалиберных снарядов Готчкисса пробили борт в разных местах. С левого борта один малокалиберный снаряд пробил машинный вентилятор и дымовую трубу, второй - также пронзил трубу насквозь, другой - пробил борт и разбил палубу в районе адмиральского помещения. Очередной снаряд пробил борт, водонепроницаемую переборку между отсеками, убил 4 человек возле левого торпедного аппарата, пролетел в дверь машинного кожуха и пробил масляную цистерну. Новым попаданием второе с носа 120-мм орудие сбило со станка, повредило паровые магистрали, шедшие по батарейной палубе, кожух дымовой трубы и борт у полупортика. Осколки во многих местах повредили палубу. Очередной снаряд, пробив левый борт и палубу, упал по правому. Следующее попадание нанесло наибольший ущерб. Осколки снаряда, разорвавшегося в районе первого носового 120-мм орудия батарейной палубы, попали в приготовленные к выстрелу патроны (10-15 штук), которые сдетонировали. По сведениям нашего времени, после двух 305-мм снарядов с "Чен Иен", выведших из строя орудие главного калибра, позднее (в 15 ч 26 мин или от 15 ч 00 мин до 15 ч 50 мин, по разным источникам) "Мацусима" получил ещё два 305-мм попадания с этого же броненосца в левый борт на уровне нижней палубы. Один из 12-дм снарядов прошёл, неразорвавшись, через оба борта и упал в море, другой ударился в щит 120-мм орудия № 4 батарейной палубы и разорвался. Приготовленные к выстрелу, лежавшие рядом патроны сдетонировали. Взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. Из экипажа, состоявшего примерно из 400 человек (с учётом офицеров штаба), 28 человек после этого взрыва погибли и 68 оказались ранеными. Из десяти 120-мм орудий, установленных по древней традиции парусного флота в батарейной палубе вплотную друг к другу, без броневых продольных и поперечных переборок, неповреждёнными остались шесть. Придя в Куре, крейсер ремонтировался в течение 26 суток. Повреждённые участки палуб демонтировали, наложив в качестве заплат железные листы. Пробитые борта и кожух дымовой трубы починили аналогично. Погнутые бимсы батарейной и жилой палуб, сбитый буксирный кнехт, разбитые прожекторы заменили новыми. Паровые магистрали в батарейной палубе восстановили и проверили в действии. Пробоины в шлюпках заделали свинцовыми листами на гвоздях. Шпиль водрузили на своё место, ростры и ростерные сетки починили, частично заменив новыми. Станок 320-мм орудия исправили. Первое носовое левое 120-мм орудие со станком сняли, оставив временно без замены и сделав заказ на изготовление нового. Второе 120-мм орудие левого борта и правое одноствольное Готчкисса установили на новые станки. Во второй половине октября отремонтированный "Мацусима" смог присоединиться к главным силам, участвовать в конвоировании последних транспортов с войсками, обстрелах укреплений Порт-Артура, Вей Ха Вея и перестрелках с неприятельскими кораблями. 7 февраля 1895 г. в бою с береговыми батареями крейсер получил два попадания. Первый снаряд уничтожил его штурманскую рубку и повредил дымовую трубу. Второй разорвался над броневой палубой в районе торпедного аппарата, предварительно якобы пролетев через машинное отделение и минный погреб, а затем отскочил вверх. Война с Китаем стала звёздным часом для всех трёх крейсеров серии. Самые большие по водоизмещению среди японских кораблей того времени, с 320-мм орудиями, корабли вселяли надежду. Они честно исполнили свой долг, но оказалось, что к дефектам котельной установки следует добавить низкую эффективность орудий главного калибра и полную беззащитность даже от средне- и малокалиберной артиллерии, не говоря о тяжёлой.

Межвоенный период

29 ноября 1897 г. неподалеку от о. Сикоку броненосец "Фусо" сильным ветром сорвало с якоря. Крейсер "Мацусима", вероятно, пытавшийся оказать помощь, неудачно сманеврировал и протаранил дрейфовавший корабль, который, видимо, не мог сразу дать ход. "Фусо" затонул, успев добраться до мелководья около Ниихамы. Таран, громоздкая и неизбежная принадлежность кораблей того времени, в очередной раз выполнил своё предназначение, по против своего броненосца. Больше "Мацусима" с собратьями его не применяли, а пользовались артиллерией. 21 марта 1898 г. "Мацусиму" перевели в разряд крейсеров 2 класса. 27 июня 1898 г. "Мацусима" покинул Манилу и совершил переход в Гонконг. Весной 1900 г. крейсер 2 ранга "Мацусима" (355 чел.), стоявший в ремонте и резерве в Сасебо, участвовал в больших апрельских манёврах японского флота. На время учений его причислили к блокирующей эскадре и назначили флагманским кораблём контр-адмирала Тсупода (младшего флагмана). В 1899 г. в Китае вспыхнуло Ихэтуаньское восстание (ихэтуапи - отряды справедливости и согласия). Великобритания, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Италия, Россия, США и Япония организовали интервенцию в страну. В 1901 г. восстание подавили, хотя в отдельных районах сопротивление продолжалось и в 1902 г. Крейсер "Мацусима" в 1900-1901 гг. принимал участие в международной интервенции в Китай, находясь в водах возле северных провинций и прикрывая транспорты с войсками, шедшие из Нагасаки в Циндао. Вернувшись домой, корабль прошёл капитальный ремонт на верфи в Сасебо, во время которого в феврале 1901 г. его огпетрубпые котлы заменили на водотрубные Бельвиля. После замены котлов корабль вошёл в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов. Его место у ремонтного причала занял "Ицукусима". 320-мм пушка крейсера позволяла готовить командиров орудий и для броненосцев. В справочниках времён русско-японской войны приводились данные о замене на крейсерах типа "Мацусима" 12,6-дм орудий Капе на более эффективные 8-дюймовые 45-калиберные.

Русско-японская война

Перед новой войной крейсера типа "Мацусима" опять встали в строй. Они вместе с броненосцем "Чен Иен" и авизо "Яйеяма" вошли в состав пятого боевого отряда третьей эскадры Соединённого флота. Эскадра базировалась в Кобе и в порту Такесикской станции. Перед её кораблями ставились задачи охраны Корейского пролива и конвоирования транспортов с войсками. С русским флотом вице-адмирал Того рассчитывал справиться силами первой и второй эскадр, сконцентрированных в Сасебо. Вечером 5 февраля 1904 г он получил указ императора с предписанием начать военные действия, в полночь провёл совещание флагманов и командиров, а утром 6-го вывел в море флот из 6 броненосцев, 14 крейсеров, миноносцев и транспортов. 7 февраля у о. Сингль к Чемульпо отвернул отряд контр-адмирала Урну из 5 крейсеров, 1 авизо, 8 миноносцев и транспортов с десантом. 8 февраля после полудня Того подошёл к о. Роунд, а в 18 ч на флагманском броненосце "Микаса" поднялся сигнал о начале операции. Миноносцы устремились к Порт-Артуру атаковать русскую эскадру, а флот - к островам Эллиот. Перед ним в качестве дозора шли миноносцы, направлявшиеся к заливу Талиенван. Утром 9 февраля на рейде оставалось много всплывших, прошедших мимо цели и неразорвавшихся торпед. Вероятно, в первой атаке при Порт-Артуре участвовало больше миноносцев, чем принято считать по официальным японским данным. А в дозор к Талиенвану их могло пойти гораздо меньше. По официальным же данным, победа почти удалась: 10 нападавших миноносцев (истребителей, из которых 2 отстали и безрезультатно атаковали позже), всего лишь 16 выпущенных торпед и целых три поражённые цели. Свои потери, конечно, минимальны - миноносец "Ширакумо", да и то по записям позднее погибшего командира "Акацуки", который, по праву очевидца и участника, заодно посетовал на торпеды, запутавшиеся в сетях русских кораблей из-за негодных устройств для их прорезания. Из утреннего боя осторожный Того уже в 11 ч 45 мин поспешил уйти. На 6 февраля 1904 г., когда крейсер "Мацусима" со своим отрядом пришёл из Куре в Такесики, им командовал капитан 1 ранга Рейдзиро Кавасима. Из Такесики корабль, пополнив запасы, вышел в район дозора в Корейском проливе. Для обеспечения высадки сухопутных частей на побережье Квантунского полуострова (русское название юго-западной части Ляодунского п-ова) к 1 мая главные силы японского флота стали базироваться на островах Эллиот. 5 мая 1904 г. в районе бухты Эитоа возле Бицзыво с первой группы транспортов началась высадка частей 2-й армии генерала Оку. В состав сил их непосредственного прикрытия входили корабли третьей эскадры под командованием вице-адмирала С. Катаока. Вслед за 2-й армией должна была высаживаться 3-я армия генерала Ноги, предназначавшаяся для осады Порт-Артура. По японским данным, 17 июня "Мацусима" и "Чен Иен" направились от Сапшандао к мысу Пинг-Ту-Тау для поддержки своих миноносцев, но противника не встретили. К 23 июня "Мацусима" и "Чей Иен" находились в бухте Керр. Ими и отрядами миноносцев в этом районе командовал С. Катаока. В 9 ч 30 мни адмирал получил приказ миноносцами беспокоить противника. Корабли 5 боевого отряда участвовали в бою с русской эскадрой 23 июня. Японские дозорные миноносцы препятствовали действиям русского тралящего каравана, были атакованы крейсером "Новик" при поддержке миноносцев и отошли под защиту броненосца "Чей Иен" и крейсера "Мацусима", державшихся мористее. По другим данным, "Мацусима" также вёл огонь по тральщикам. [26] После 17 ч, когда главные силы противников сходились па пересекающихся курсах, корабли 5 отряда и миноносцы двигались между русской эскадрой и квантунским берегом. [24, 30] 26 июня "Мацусима" и его отряд встречался с русскими кораблями возле бухты Луваптап. 5 июля в 4 ч 20 мин "Чей Иен" и "Мацусима" подошли с запада к о. Кэп на расстояние около 5 миль. Заметив в стороне бухты Тахе русские корабли "Новик", "Гиляк", "Гайдамак" и "Всадник", они в 4 ч 30 мин с дистанции 12000 м открыли по ним огонь. В 5 ч 15 мин "Мацусима" и "Чен Иен" пошли к рейду островов Эллиот. 26 июля "Мацусима" снова участвовал в боевом соприкосновении с противником возле бухты Луван-тан. 8 августа 5 отряд имел столкновение с крейсером "Новик", канонерскими лодками "Бобр", "Гремящий" и миноносцами, обстреливавшими японские сухопутные части. К 10 августа силы отряда оказались разделёнными: "Мацусима" вместе с "Хасидате" находились в бухте Сихау, "Чен Иен" с броненосными крейсерами "Ниссин" и "Касуга" в море вблизи Порт-Артура, а "Ицукусима" с "Идзуми" у островов Эллиот. В 12 ч 20 мин, когда начался огневой контакт между главными силами, корабли 5 японского боевого отряда шли параллельно русской эскадре на дистанции 80-85 каб. После первого столкновения русские в двух кильватерных колоннах уходили к Корейскому проливу, Того их догонял, находясь сзади и справа, а 5-й боевой отряд, усилившись крейсером "Идзуми", шёл севернее. Когда после второй фазы боя русские корабли стали отходить к Порт-Артуру или прорываться, корабли 5 отряда при поддержке крейсера "Асама" сделали попытку помешать этому и в районе 18 ч 50 мин имели перестрелку с "Аскольдом", флагманом крейсерского отряда. Огонь русских броненосцев, в частности, с "Пересвета", с дистанции около 25 каб. заставил "Ма-цусиму" и другие японские корабли уйти с их курса. С наступлением сумерек 10 августа "Мацусима" получил приказ идти на юг и по возможности доложить командующему о местонахождении противника, в то время как "Хасидате" и "Чен Иен" под командованием адмирала Хихоачи остались между Эпкаунтер Рок и Пинг-Ту-Тау, продолжая наблюдеЕше. 12 сентября адмирал Катаока получил приказ направить крейсер "Мацусима" в Чемульпо для охраны. После падения Порт-Артура корабли пятого боевого отряда третьей японской эскадры получили передышку и смогли по возможности отремонтироваться. В начале февраля "Мацусима" пришёл в Сангарский пролив для поддержки кораблей адмирала Симамуры. Они несли дозор в проливах вокруг о-вов Хоккайдо и Купашир: Сангарском (Цугару), Лаперуза, Измены и Екатерины. Особенно трудным было плавание во льдах возле Кунашира, в условиях морозов и снегопадов. 2 февраля "Мацусима" пришёл в Хакодате и, пополнив запасы, начал крейсировать в восточной части Сангарского пролива. Уже с 12 февраля Сима-мура получил новое подкрепление. 25 февраля "Мацусима" сменил в заливе Сиранука дозорный крейсер "-Якумо". Одновременно его командир капитан 1 ранга Окуномия получил приказ Симамуры не упустить замеченный к северу от о. Кунашир, затёртый льдами пароход. Но льдины всё больше набивались и в залив, где па якоре стоял крейсер. Его и так уже развернуло кормой к берегу, что в условиях обрыва якорной цепи грозило выбрасыванием на сушу. 28 февраля приплывшая с носа большая ледяная глыба сначала застряла по правому борту между штевнем и якорь-цепыо, затем оборвала последнюю под водой, сделала несколько вмятин в обшивке в районе таранного отсека и вдоль борта по ватерлинии, затем отломила лопасть правого винта. Окуномия доложил адмиралу о повреждениях, получил разрешение уйти на ремонт, не дожидаясь смены, и 1 марта привёл крейсер в Хакодате. Устранение ледовых повреждений обшивки и воостаиовление винта "Мацусимы" в марте-апреле 1905 г. производились в Сасебо. [24, 35] Перед Цусимским сражением крейсером продолжал командовать капитан 1 ранга Окуномия. 27 мая 1905 г. после 8 ч утра, когда русские корабли подняли стеньговые флаги, крейсер "Мацусима" в составе своего отряда, вышедшего из залива Озаки, показался слева от них. Русские броненосцы навели на них носовые башни и орудия левого борта. После 10 ч 35 мин 5 отряд и подошедшие к нему миноносцы скрылись из виду. В бою с русскими крейсерами арьергарда "Мацусима" открыл огонь по ним около 17 ч с дистанции 38 каб. За полчаса до этого его отряд выдержал скоротечный бой с прошедшей между сражавшимися крейсерами колонной русских броненосцев типа "Бородино". Когда в 17 ч 30 мин 5 отряд прекратил огонь и лёг на курс NO, "Мацусима" получил повреждение руля и покинул строй. После 19 ч 30 мин 5 отряд прекратил бой и пошёл па север, вскоре к нему присоединился "Мацусима". По японским данным, в бою на крейсере 1 матрос получил осколочное ранение. Приняв посильное участие в сражении 27 мая, корабли 5 отряда в полном составе участвовали в обнаружении, сопровождении отряда Небо-гатова и присутствовали при его сдаче, а затем искали прорвавшиеся русские корабли. 28 мая около 5 ч утра возле о.Дажелет с крейсера "Светлана" и миноносца "Быстрый" справа увидели силуэты четырёх кораблей, опознанных как "Мацусима", "Ицукусима" и "Хасидате". Русские отвернули влево и, увеличив ход, оторвались от противника. Вечером того же дня у о. Дажелет принял неравный бой и героически погиб, отстреливаясь на оба борта, крейсер "Дмитрий Донской". В этом последнем эпизоде Цусимского сражения крейсера типа "Мацусима" и броненосец "Чен Иен" (как написано Н. Кладо по первым свидетельствам [5, 1906 г.]) участия не принимали. 30 мая, пополнив в Такесики запасы, наскоро починившись, "Мацусима" и корабли 3 эскадры начали Несение дозора в Корейском проливе. 14 июня "Мацусиму" с собратьями зачислили в новообразованные 8 боевой отряд 4 эскадры вице-адмирала Дева. С 17 по 20 июня крейсер числился несущим дозор в Корейском проливе. С 19 июня он (в составе своих нового отряда и эскадры) вошёл в состав северной эскадры, предназначенной для захвата о. Сахалин. 20 июня "Мацусима" с 4 эскадрой пошёл в Оминато. Перед ним стояла задача несепия дозора в Сап-гарском проливе и у Курильских островов. 4 (или 5) июля 1905 г. в 9 ч "Мацусима" с отрядом вышел из Оминато в составе конвоя 1 десантного эшелона. 6 июля крейсер с собратьями выбирали место высадки у берегов южного Сахалина и занимались тралением. Утром 7 июля у деревни Мерея началось десантирование, прикрываемое корабельной артиллерией. 14 июля корабли 4 эскадры Дева получили инструкции по обеспечению высадки па северном Сахалине. 20 июля в 6 ч они вышли из залива Читосе. Десант охраняли 40 кораблей, в том числе броненосные крейсера "Ниссин" и "Касуга". 24 июля при огневой поддержке корабельных пушек началась высадка пехоты севернее Арковскои долины. 27 июля 4 эскадра получила приказ, базируясь на Оминато, охранять Саигарский пролив от 42 до 45° северной широты. 29 июля в 14 ч корабли вышли из Александровича и 31 июля днём пришли в Отару. 24 августа 4 эскадре было приказано сдать дозор кораблям Того и с 6 отрядом истребителей перейти в Александровск для сторожевой службы в прибрежных водах. 25 августа в Хакодате "Мацусима" и "Хасидате" присоединились к пришедшим из Оминато "Ицукусиме" и "Окиносиме". 26 августа "Мацусима", "Хасидате" и "Окиносима" через Корсаковск (откуда вышли 29 августа) направились в Александровск, придя на пост 31 августа. В сентябре-октябре "Мацусима" вышел в Сасебо для ремонта. В высочайшем смотре на рейде Иокогамы он не участвовал. 20 декабря 1905 г. Соединённый флот был расформирован, и корабли вернулись к местам постоянной приписки. [7, 13, 16, 22, 24, 26-28]


Командиры

  • капитан 1-го ранга Самэдзима Кадзунори (鮫島 員規) — с 17 июня 1891 года по 20 мая 1893 года.
  • капитан 1-го ранга Хидака Сонодзё (日高 壮之丞) — с 18 мая по 25 июля 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Мацунага Юдзю (松永 雄樹) — с 25 июля по 28 сентября 1895 года.
  • капитан 1-го ранга Сава Рёкан (沢 良煥) — с 27 декабря 1895 года по 27 декабря 1897 года.
  • капитан 1-го ранга Сакураи Кикунодзо (桜井規矩之左右) — с 27 декабря 1897 года по 1 марта 1898 года.
  • капитан 1-го ранга Эндо Китаро (遠藤 喜太郎) — с 1 марта 1898 года по 1 февраля 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Уриу Сотокити (瓜生 外吉) — с 1 февраля по 17 июня 1899 года.
  • капитан 1-го ранга Оиноуэ Кюма (大井上 久麿) — с 13 февраля по 6 декабря 1900 года.
  • капитан 1-го ранга Тэрагаки Идзо (寺垣 猪三) — с 6 декабря 1900 года по 4 февраля 1901 года.
  • капитан 1-го ранга Идзити Хикодзиро (伊地知 彦次郎) — с 11 июня 1902 года по 26 сентября 1903 года.
  • капитан 1-го ранга Кавасима Рэйдзиро (Kawashima, Reijiro) — с 26 сентября 1903 года по 12 января 1905 года.
  • капитан 1-го ранга Окумия Мамору (奥宮 衛) — с 12 января 1905 года по 12 октября 1906 года.
  • капитан 1-го ранга Номагути Канэо (Nomaguchi, Kaneo) — с 12 октября 1906 года по 28 сентября 1907 года.

Награды

Этот корабль в искусстве

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Этот корабль оказался лучше приспособлен для выполнения крейсерских задач, чем его собратья. Полубак уменьшал заливаемость при преследовании, поднятые уровнем выше два носовых 120-мм орудия имели возможность вести огонь прямо по курсу и могли предупредительным выстрелом остановить для досмотра любой транспорт, а носовой прожектор не дать ему ускользнуть даже ночью. Миноносцы, попытавшиеся атаковать крейсер с острых носовых углов, попадали бы под плотный заградительный огонь скорострельной артиллерии. С кормы атаковать "Мацусиму" им оказывалось гораздо легче.